Содержание
Эти пять оптических иллюзий доказывают: мозг нас обманывает
Оптические иллюзии — излюбленная тема соцсетей и их пользователей. Недавно мы рассказывали о новых трюках, которые водят нас за нос и заставляют видеть то, чего на самом деле не происходит. Нашли еще пять подобных иллюзий, обманывающих мозг, и говорим о принципах их работы.
Иллюзия Манкера-Уайта, заставляющая нас видеть разные цвета
Существует множество оптических трюков, использующих цвета, узоры и особенности освещения для обмана нашего мозга. Этот трюк — как раз из таких. Наше восприятие искажает явление, известное также как иллюзия Манкера-Уайта. Если упростить, то она играет на особенностях устройства человеческого глаза, воспринимающего форму предметов детальнее в сравнении с цветами.
Очертания фигур на изображении выше (шариков, или «глазных яблок») выглядят идентичными (что в реальности так), но цвета как бы ассимилируются с соседними пространствами. В общем, цвета шариков приближаются к цветам пересекающих их же полос (синие, зеленые и красные) на переднем плане — в этом основной трюк. Причем увеличение изображения ослабляет иллюзию, а уменьшение, наоборот, — усиливает. Впрочем, если удалить полосы, эффект исчезнет.
Проще говоря, на картинке — пять шариков разных цветов. Все остальные оттенки, которые вы видите, в действительности таковыми не являются. Выше — доказательство.
Сколько брусьев на картинке?
В зависимости от того, как считать (сверху или снизу), вашим ответом, вероятно, станет семь или восемь. Но увы — это не так.
На самом деле на изображении «скрылось» всего шесть брусьев. Как так? Если внимательно присмотреться, начнет казаться: промежутки между брусьями с каждым шагом становятся все больше. Поэтому к пятому из брусьев определить, что действительно является «бруском», а что пространством между ними, сложно. Большинство из пытающихся разобраться с головоломкой ошибаются именно на этом моменте.
Иллюзия, «оживляющая» шедевр ван Гога
Авторы материала, в котором рассказывается о принципах работы этой иллюзии, утверждают: чтобы она смогла «оживить» знаменитую «Звездную ночь» ван Гога, потребуется всего 20 секунд.
The best way to see Van Gogh’s «Starry Night» is to stare at the center of the spiral for 20 seconds and then look at the painting.
RT when it works for you. pic.twitter.com/SsEN8K0nSf
— Alexander Verbeek (@Alex_Verbeek) September 15, 2022
Для этого нужно вглядеться в центр врезающейся спирали на верхнем из изображений, а затем медленно опустить взгляд на работу знаменитого художника. Небо, изображенное ван Гогом, также начнет «двигаться». Причем ощущение, что картина действительно изменяется на глазах, — достаточно стойкое. Во всяком случае примерно такие комментарии оставляют юзеры под оригинальным постом в Twitter с иллюзией.
Как возникает такое ощущение? Все дело в нейронах в мозге, реагирующих на разные движения определенным образом. Вращение в одном из направлений активизирует клетки зрительной коры (является частью коры больших полушарий нашего головного мозга, отвечающей за обработку визуальной информации), из-за чего одни детекторы становятся активнее других.
Applied the same process to Edvard Munch… pic.twitter.com/xpZOxIXXih
— Robert Welsh (@RobertWelsh) September 16, 2022
Проще говоря, после того, как вы посмотрите на движущиеся в одном направлении объекты в течение определенного времени (в нашем случае — пару десятков секунд), вам покажется, что неподвижная сцена также движется, но в обратном направлении. Такой эффект особенно заметен в сценах с узорами и/или увеличенным уровнем контраста. Но при этом «словить» его в реальной жизни также возможно. Например, если долго смотреть на водопад, а потом перевести глаза на окружающие его скалы.
В какую сторону вращается лошадь?
Оригинал видео разместили в TikTok еще в марте — оно быстро стало вирусным. В нем демонстрируется черно-белое изображение лошади, постоянно вращающейся вокруг себя. Но по часовой или против часовой стрелки? У пользователей появилось несколько версий. Некоторые даже предполагали, что передняя и задняя части фигуры двигаются независимо друг от друга. Ведь, по их словам, при долгом взгляде на фигуру лошадь внезапно изменяла направление вращения.
На самом деле нынешний ролик повторяет известную «Крутящуюся танцовщицу», созданную в 2003 году японским веб-дизайнером. В обоих случаях речь про «кинетические, бистабильные, анимированные оптические иллюзии». Если коротко, то точного ответа о направлении вращения нет. Ситуация зависит лишь от смотрящего — сама иллюзия создается из-за отсутствия визуальных ориентиров глубины.
Правда, в случае с «танцовщицей» проведенное исследование показало: около двух третей наблюдателей утверждают, что силуэт вращается по часовой стрелке. Но это может быть объяснено эффектом «первого просмотра», при котором мозг при дальнейшем изучении объектов предвзят. Попытка изменить такое представление (например, при учащенном моргании при взгляде на вращение) может помочь.
«Мнимое направление вращения силуэта зависит лишь от того, под каким углом на него смотрит человек, — говорится в одной из статей по этому поводу. — Многие добавляют, что силуэт вращается против часовой стрелки, если смотреть на него сверху, и по часовой стрелке — при взгляде снизу. Но изначально наше восприятие предпочитает вид сверху. Это обусловлено тем, что окружающие предметы, как правило, стоят на поверхности под ногами, а не летают в воздухе над головой».
Иллюзия из XVI века
Видео показывает картину под названием «Послы», созданную в 1533 году Гансом Гольбейном Младшим. На ней два богато одетых человека (французский посол в Лондоне и французский посланник в Венеции) изображены перед высоким столом, загроможденным множеством предметов. «Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы», — отмечается в материале.
Впрочем, странным кажется некий вытянутый по форме предмет (если смотреть на полотно прямо), помещенный на переднем плане. Но если смотреть на него справа и с близкого расстояния, становится заметно: художник замысловатым образом изобразил череп. В те времена череп обычно использовался для обозначения Memento Mori, что означает «Помни о смерти».
Электрический духовой шкаф Electrolux SurroundCook 600 EOF5C50BZ
электрический с конвекцией, объем 65 л, утапливаемые переключатели, 8 режимов, очистка каталитическая, 2 стекла в дверце, направляющие проволочные + телескопические (1 уровень)
–20%1200 р.
12 предложений
Варочная панель Electrolux EHH6240ISK
3 отзыва
индукционная на 4 конфорки, cтеклокерамика, мощность: 6600 Вт, независимая установка, размеры (ШхГ): 59×52 см
–29%800 р.
15 предложений
Встраиваемая посудомоечная машина Electrolux KEA13100L
загрузка на 10 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 44.6x55x82 см, черный цвет, сушка: конденсационная, индикация на полу: луч
–20%1176 р.
8 предложений
Стиральная машина LG F2J3WS0W
отдельностоящая, автоматическая стиральная машина, с паром, загрузка до 6.5 кг, отжим 1000 об/мин, глубина 44 см (с люком 46 см), энергопотребление A+++, прямой привод, защита от протечек, 10 программ
–27%1390 р.
3 предложения
Еще больше скидок в Каталоге
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Разноцветные шарики? Неправда, на самом деле они бежевые
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, David Novick
Шары на рисунке — трех разных цветов, верно? Неверно. На самом деле они бежевые.
По словам Дэвида Новика, создателя этой картинки и профессора Техасского университета в Эль-Пасо, уменьшение изображения усиливает эту иллюзию, а увеличение сводит эффект к минимуму.
Но почему тогда шары на картинке кажутся нам разноцветными?
- Наука оптической иллюзии
- Какого цвета платье? Кто сошел с ума?
Восприятие искажает явление, известное как иллюзия Манкера-Уайта.
Иллюзия работает в силу особенностей устройства человеческого глаза, который воспринимает формы предметов более детально, чем цвета.
Поэтому, хотя очертания сфер кажутся идентичными (что правда), цвет как бы перетекает или ассимилируется с соседними пространствами, объясняет Новик.
В частности, цвет сфер приближается к цвету пересекающих их полос на переднем плане. На этом конкретном изображении множество зеленых, красных и синих полос пересекают сферы и искажают наше восприятие их фактического оттенка.
Иллюзия основана на оттенке полос переднего плана, а не на цветах фона за сферами. Если полосы удалить, иллюзия исчезнет — останутся только одинаковые бежевые шарики.
Автор фото, David Novick
Подпись к фото,
Если цветные полосы убрать на задний план, шары оказываются бежевыми
Похожим образом иллюзия работает и в случае черно-белого изображения. Например, если перекрыть серый прямоугольник белыми полосами, серый цвет кажется светлее, ближе к белому; и наоборот, если полосы черные, прямоугольник кажется темнее.
- «Оптимистичный предрассудок». Как наш мозг искажает мир вокруг нас
Психолог Майкл Уайт описал этот эффект в 1960-х годах. А в 1970 году другой психолог Ханс Манкер продемонстрировал аналогичный эффект с цветными формами и полосами, в которых полосы на переднем плане искажают воспринимаемый оттенок предметов на заднем плане.
Ученые пока не решили, что именно обманывает мозг в этих случаях. Некоторые думают, что иллюзия возникает на ранней стадии визуальной обработки, когда свет только попадает на сетчатку. Другие считают, что эффект проявляется позже, когда мозг обрабатывает данные. Возможно, правы и те, и другие.
«Иллюзия трехцветного конфетти со сферами, которые кажутся желтоватыми, красноватыми и пурпурными, но на самом деле имеют одинаковый светло-коричневый базовый цвет (RGB 255,188,144). Уменьшение изображения увеличивает эффект.»
Новик в настоящее время изучает, какие цветовые комбинации вызывают наибольшее видимое изменение цвета формы фона. Кроме того, вместе со своим коллегой Акиёси Китаокой, профессором психологии в Университете Рицумейкан в Киото, он изучает, как эффект отличается в случаях с трехмерными и двухмерными изображениями.
«Иллюзия кажется более очевидной в случае со сферами, а не с плоскими дисками. И мы не знаем почему», — говорит Новик.
Новик заинтересовался иллюзией Манкера-Уайта еще в 2017 году, и с тех пор регулярно публикует в своем «Твитере» новые версии иллюзии.
Эта оптическая иллюзия заставляет вас видеть разные цвета. Как это работает?
Это изображение под названием «Конфетти-сферы 5» демонстрирует иллюзию Манкера-Уайта.
(Изображение предоставлено Дэвидом Новиком)
Эти левитирующие сферы на первый взгляд могут показаться красными, фиолетовыми или зелеными, но на самом деле все 12 сфер имеют один и тот же бледно-бежевый оттенок.
Уменьшение изображения усиливает эту иллюзию, а увеличение уменьшает эффект, по словам Дэвида Новика, создателя изображения и профессора инженерного образования и лидерства Техасского университета в Эль-Пасо. Но почему мы воспринимаем сферы иначе, чем их истинные 9?0005 цвет , бежевый?
Это искаженное восприятие проистекает из явления, известного как иллюзия Манкера-Уайта, сказал Новик Live Science.
Связанный: Самые удивительные оптические иллюзии (и как они работают)
с большей детализацией и цветами с меньшей детализацией», — сказал Новик.
Таким образом, в то время как очертания сфер все кажутся идентичными, как они есть, «цвет как бы переливается или ассимилируется с соседними пространствами», — сказал Новик. В частности, цвет сфер «подтягивается» ближе к цвету полос, пересекающих их на переднем плане. На этом конкретном изображении, названном «Конфетти-сферы 5», множество зеленых, красных и синих полос пересекает сферы и искажает наше восприятие их фактического оттенка.
Иллюзия основывается на оттенке полос переднего плана, а не на цветах фона за сферами. Так вот, если убрать перекрещивающиеся полосы, иллюзия исчезнет, останутся только одинаковые бежевые шарики.
Очень красиво! Это аккуратно соответствует оригиналу с удаленными полосами переднего плана. pic.twitter.com/ZcwflVhj6O15 июня 2019 г.
Подробнее
Иллюзия работает очень похоже, когда вы конвертируете все цвета в оттенки серого. На самом деле, «иллюзия Уайта» сама по себе относится к воспринимаемым изменениям яркости формы — от белого до черного — вызванным яркостью накладывающихся на нее форм, согласно отчету 2010 года, опубликованному в журнале 9. 0005 Цвет: Дизайн и творчество . Например, когда вы проводите белые полосы поверх серого прямоугольника, серый цвет кажется светлее или ближе к белому; но когда вы проводите черными полосами по тому же прямоугольнику, он кажется темнее или ближе к черному.
Психолог Майкл Уайт стал известен описанием этого эффекта в 1960-х годах. А в 1970 году Ханс Мункер, другой психолог, продемонстрировал аналогичный эффект с цветными формами и полосами, в которых полосы переднего плана искажают воспринимаемый оттенок формы фона, согласно отчету 2010 года.
У ученых есть конкурирующие теории о том, что происходит в мозге , что вызывает этот сдвиг в восприятии. Некоторые считают, что иллюзия возникает на раннем этапе обработки изображений, когда свет впервые попадает на сетчатку , в то время как другие считают, что эффект проявляется позже, когда мозг обрабатывает данные. Это может быть сочетание того и другого, отмечается в отчете за 2010 год.
Какой бы ни была точная причина иллюзии, с ней весело играть, сказал Новик. Изменяя как яркость, так и цвет полос переднего плана, вы можете «усилить» видимое изменение цвета, в результате чего формы фона будут сильно отличаться от их настоящих цветов.
Тем не менее, «гораздо легче получить различия в видимых цветах для одних оттенков, чем для других», — заметил Новик. Например, если фоновая форма и полосы переднего плана являются дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), такими как красный и зеленый, их цвета фактически нейтрализуются, поэтому вместо этого сферы в конечном итоге будут выглядеть белыми или серыми.
Новик в настоящее время изучает, какие цветовые комбинации вызывают наибольшее видимое изменение цвета фоновой фигуры, чтобы максимизировать эффекты иллюзии. Кроме того, он и его коллега Акиёси Китаока, профессор психологии Университета Рицумейкан в Киото, Япония, сравнивают, как иллюзия Манкера-Уайта влияет на трехмерные формы, как в «Конфетти-сферах 5», по сравнению с плоскими двумерными формами.
Это изображение под названием «Конфетти 1» демонстрирует, как иллюзия Манкера-Уайта работает с двухмерными формами. (Изображение предоставлено Дэвидом Новиком)
«Иллюзия кажется более заметной или яркой со сферами, а не с плоскими дисками. И мы не знаем почему», — сказал Новик. «На данный момент, я не думаю, что кто-то делает».
Первоначально Новик был вдохновлен созданием иллюзий, увидев и прочитав о работах Китаока. Веб-сайт Китаока танцы с яркими узорами, которые кажутся завихряющимися и волнистыми, когда вы смотрите на них; текст в верхней части страницы предупреждает: «Если вы почувствуете головокружение, вам лучше немедленно покинуть эту страницу».
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖИМОЕ
Изучив эти сбивающие с толку иллюзии, Новик заинтересовался включением их в свою собственную исследовательскую программу взаимодействия человека с компьютером. Летом 2017 года он начал самостоятельно создавать новые версии иллюзий и для развлечения разместил некоторые из них в своем аккаунте в Твиттере. Один из этих постов — 2D-версия иллюзии конфетти — стал «неожиданно вирусным» 18 июля 2018 года.
«Впервые я узнал об этом, когда вошла моя жена и сказала: «Вы в газете в Англии, — сказал Новик, заметив его удивление. По его словам, по сей день Новик публикует в Твиттере две новые иллюзии каждую неделю, а его старые посты периодически обнаруживаются заново, становятся вирусными и иногда попадают в новости.
Первоначально опубликовано на Live Science.
Николетта Ланезе — штатный автор Live Science, освещающая здоровье и медицину, а также ряд статей о биологии, животных, окружающей среде и климате. Она имеет ученые степени в области неврологии и танца Университета Флориды и диплом о высшем образовании в области научной коммуникации Калифорнийского университета в Санта-Круз. Ее работы публиковались в журналах The Scientist Magazine, Science News, The San Jose Mercury News и Mongabay, а также в других изданиях.
оптических иллюзий | Эффект Безольда | Иллюзия Манкера-Белого
Внимательно посмотрите на две версии головы и рук из «Крика» Эдварда Мунка ниже. .. каким цветом каждая из них кажется вам? Фиолетовый и оранжевый? Красный и оранжевый? Что-то другое? Что, если я скажу вам, что оба «Крика» Мунка красные? Как это возможно?
Можете ли вы заставить свой глаз игнорировать вертикальные полосы и просто смотреть на лицо Мунка «Крик»? Что делает это сложным — и что создает иллюзию разных цветов — так это тот факт, что синие полосы расположены поверх лица Манча Крика слева, а желтые полосы — поверх лица Манча Крика справа. Ваш глаз, скорее всего, частично смешивает цвета в обоих случаях: слева ваш глаз смешивает красный «Крик» с синими полосами, чтобы получился фиолетовый, а справа ваш глаз смешивает красный «Крик» с желтым. полоски сделать оранжевыми.
Будет немного легче понять, о чем я говорю, если я подниму головы Манча Крика над полосами, как вы можете видеть на картинке ниже. Идея о том, что на наше восприятие цвета влияют окружающие его цвета, называется «эффектом Безольда», названным в честь его первооткрывателя Вильгельма фон Безольда (1837–1907). Он осознал этот эффект, когда проектировал ковры, и понял, что один и тот же дизайн может иметь совершенно другой вид, если изменить всего один цвет, что затем повлияет на внешний вид других цветов. В нашем примере Munch Scream единственным изменением цвета является размещение желтых полос поверх красного лица, а не повторение синих полос сверху.
Похожий визуальный трюк, связанный с восприятием цвета, называется «Иллюзия Манкера-Уайта», которая показана внизу слева. Цвет серого в столбце A и столбце B может выглядеть совершенно по-разному, но на самом деле они одинаковы, что показано в версии ниже справа. Визуальный трюк здесь работает таким же образом — внизу слева черные горизонтальные полосы поверх серого столбца A делают его темным по ассоциации, тогда как тот же серый столбец B выглядит светлее, потому что белые полосы находятся сверху. Когда я создаю пустое пространство и не позволяю цветам перекрываться (внизу справа), становится намного яснее, что серые столбцы A и B одинаковы.