Содержание
Разноцветные шарики? Неправда, на самом деле они бежевые
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, David Novick
Шары на рисунке — трех разных цветов, верно? Неверно. На самом деле они бежевые.
По словам Дэвида Новика, создателя этой картинки и профессора Техасского университета в Эль-Пасо, уменьшение изображения усиливает эту иллюзию, а увеличение сводит эффект к минимуму.
Но почему тогда шары на картинке кажутся нам разноцветными?
- Наука оптической иллюзии
- Какого цвета платье? Кто сошел с ума?
Восприятие искажает явление, известное как иллюзия Манкера-Уайта.
Иллюзия работает в силу особенностей устройства человеческого глаза, который воспринимает формы предметов более детально, чем цвета.
Поэтому, хотя очертания сфер кажутся идентичными (что правда), цвет как бы перетекает или ассимилируется с соседними пространствами, объясняет Новик.
В частности, цвет сфер приближается к цвету пересекающих их полос на переднем плане. На этом конкретном изображении множество зеленых, красных и синих полос пересекают сферы и искажают наше восприятие их фактического оттенка.
Иллюзия основана на оттенке полос переднего плана, а не на цветах фона за сферами. Если полосы удалить, иллюзия исчезнет — останутся только одинаковые бежевые шарики.
Автор фото, David Novick
Подпись к фото,
Если цветные полосы убрать на задний план, шары оказываются бежевыми
Похожим образом иллюзия работает и в случае черно-белого изображения. Например, если перекрыть серый прямоугольник белыми полосами, серый цвет кажется светлее, ближе к белому; и наоборот, если полосы черные, прямоугольник кажется темнее.
- «Оптимистичный предрассудок». Как наш мозг искажает мир вокруг нас
Психолог Майкл Уайт описал этот эффект в 1960-х годах. А в 1970 году другой психолог Ханс Манкер продемонстрировал аналогичный эффект с цветными формами и полосами, в которых полосы на переднем плане искажают воспринимаемый оттенок предметов на заднем плане.
Ученые пока не решили, что именно обманывает мозг в этих случаях. Некоторые думают, что иллюзия возникает на ранней стадии визуальной обработки, когда свет только попадает на сетчатку. Другие считают, что эффект проявляется позже, когда мозг обрабатывает данные. Возможно, правы и те, и другие.
«Иллюзия трехцветного конфетти со сферами, которые кажутся желтоватыми, красноватыми и пурпурными, но на самом деле имеют одинаковый светло-коричневый базовый цвет (RGB 255,188,144). Уменьшение изображения увеличивает эффект.»
Новик в настоящее время изучает, какие цветовые комбинации вызывают наибольшее видимое изменение цвета формы фона. Кроме того, вместе со своим коллегой Акиёси Китаокой, профессором психологии в Университете Рицумейкан в Киото, он изучает, как эффект отличается в случаях с трехмерными и двухмерными изображениями.
«Иллюзия кажется более очевидной в случае со сферами, а не с плоскими дисками. И мы не знаем почему», — говорит Новик.
Новик заинтересовался иллюзией Манкера-Уайта еще в 2017 году, и с тех пор регулярно публикует в своем «Твитере» новые версии иллюзии.
11 крутых оптических иллюзий в визуальном дизайне
-
Дизайн - 8 мин на чтение
-
13555
За много лет работы продакт-дизайнером при работе с визуальными эффектами я сталкивался со множеством сюрпризов, которые вызывали у меня следующие эмоции ?????.
Я написал эту статью, чтобы помочь вам понять причины, по которым некоторые из этих, ежедневно встречающихся, «загадок» могут оставить вас в недоумении. Возможно, вначале вы этого даже не понимаете, но многие методы, с которыми вы сталкиваетесь при работе с интерфейсом, логотипом или иллюстрацией, на самом деле являются оптическими иллюзиями!
Итак, без лишних слов, вот 11 оптических иллюзий, с которыми вы, как визуальный дизайнер, можете регулярно сталкиваться.
1. Иллюзия бисекции треугольника (Triangle-bisection Illusion)
Выравнивание треугольника на основе центроида
Иконки могут вводить в заблуждение, особенно те, которые имеют сложную геометрию и нестандартные пропорции. Не все иконки в наборе симметричны, идеальны до пикселя или поддерживают согласованное соотношение сторон. Некоторые иконки требуют прямого вмешательства, в первую очередь, ужасные кнопки воспроизведения!
Размещение треугольника в контейнере с закругленными или прямыми углами может привести к тому, что элемент окажется оптически смещенным. Причина этого связана с эффектом, известным как иллюзия бисекции треугольника. Центр тяжести треугольника рассчитывается на основе его минимального ограничивающего прямоугольника. Поэтому, если бы вы поставили точку ровно по середине высоты равностороннего треугольника, оптически она будет казаться намного дальше, чем по середине!
Какая версия математически центрирована?
Есть две теории возникновения этой увлекательной иллюзии:
- Неправильное масштабирование
Эта иллюзия содержит указатели перспективы, которые увеличивают воспринимаемый размер более отдаленных объектов.Например, равносторонний треугольник может восприниматься как плоская картина дороги в перспективе, с верхней вершиной, лежащей в бесконечности, и основанием в качестве ближайшей к зрителю широкой части дороги.
- Центр тяжести / центр площади
Если бы зрителю предложили найти центр треугольника, он в конечном итоге покажет на центроид, который имеет равные площади выше и ниже себя. Центроид равностороннего треугольника лежит значительно ниже точки его центра, и есть свидетельства, что зрители делают выбор, который является компромиссом между ними.
Чтобы треугольник внутри своего контейнера выглядел оптически центрированным, вам нужно найти центроид треугольника, вычислив точку пересечения линий, соединяющих каждую вершину с серединой противоположной стороны. Вот формула, которую вы можете использовать:
Формула вычисления центроида треугольника
Шучу, это не статья о математике и физике ? (но формула все равно правильная).
Центроид может располагаться на расстоянии 1/3 от каждой стороны до противоположной вершины. Этот метод также может применяться ко многим другим фигурам.
2. Вертикально-горизонтальная иллюзия (Vertical Horizontal Illusion)
Это прямоугольник? Нет … это квадрат ?!
Вертикально-горизонтальная иллюзия
Квадраты — это фундаментальные строительные блоки любой системы дизайна. Их можно увидеть в карточках Material Design, постах на Facebook, пинах на Pinterest и шотах на Dribbble.
После того, как вы перетаскиваете квадрат в Sketch, иногда вам приходиться взглянуть на него дважды, чтобы убедиться, что каждая из его сторон имеет равные пропорции. Если вы присмотритесь повнимательнее, вертикальные стороны будут казаться длиннее горизонтальных. Это, как если бы квадрат на самом деле был прямоугольником! Но это идеальный квадрат с соотношением сторон 1: 1. Этот эффект известен как вертикально-горизонтальная иллюзия.
Изображение в сообщении Facebook — это квадрат со сторонами 1: 1
Что действительно интересно, так это то, что представители разного пола и даже разных культур воспринимают эту иллюзию по-разному. Люди, которые живут в развитых городах, как правило, демонстрируют большую восприимчивость, чем люди, живущие в сельской местности. Это связано с тем, что люди в сельской местности, как правило, привыкли жить в круглых домах.
3. Полосы Маха (
Mach Bands)
Ложная тень падает на поверхность, это иллюзия?
Полосы Маха
Размещение оттенков одного цвета, смежных друг с другом, было общепринятой тенденцией в эпоху плоского дизайна. Присмотревшись, вы можете заметить ложную тень, появляющуюся между краями каждого контрастного оттенка. Эта иллюзия известна как полосы Маха. Никакие тени не были добавлены к изображению, это просто особенность восприятия наших глаз!
Между краями каждой строки появляются тени
Техническое объяснение возникновения этого эффекта связано с латеральным (боковым) торможением, что означает, что более темная область ложно кажется еще более темной, а более светлая область еще светлее.
Хотя этот эффект едва заметен в мире визуального дизайна, полосы Маха могут стать настоящей проблемой для стоматологов, усложняя анализ рентгеновских снимков зубов. Полосы Маха могут стать причиной ложноположительного диагноза, если они не определены правильно.
4. Иллюзия Геринга (Hering Illusion)
Оно живое!!!
Иллюзия Геринга
Вы когда-нибудь сталкивались с логотипом, содержащим очень тонкие линии или фоновое изображение с крошечными точками, появляющимися при перемещении или пульсирующими при прокрутке? Если это так, это связано с эффектом наложения, который называется муаровый узор, где два шаблона сетки накладываются друг на друга, создавая ложное движение после перемещения. В этом случае два шаблона сетки — это изображение и монитор, постоянно обновляются, чтобы создать иллюзию.
Прокрутите вверх и вниз, чтобы увидеть эффект вибрации
Это довольно крутой эффект, хотя муаровый узор не является оптической иллюзией как таковой — это паттерн наложения. В примере с логотипом Sonos используется комбинация муарового узора, иллюзии Геринга и иллюзорного движения. Эта сенсорная техника довольно популярна в сообществе Op Art.
5. Сетка Германа (Hermann Grid)
Появляется или не появляется, вот в чем вопрос.
Сетка Германа
Иллюзия сетки Германа довольно популярна и ее можно увидеть в макетах, которые содержат сетку квадратов, размещенных на фоне с высоким контрастом. Посмотрите прямо на любой квадрат, вы увидите призрачные шарики на пересечениях линий, окружающих квадраты. Но, если вы посмотрите прямо на пересечение, они исчезнут ?.
Причина этого эффекта связана с латеральным торможением. Проще говоря, это когда тормозная клетка тормозит расположенные рядом нейроны
6. Иллюзия одновременного контраста (Simultaneous Contrast Illusion)
Оба обособленных квадрата отражают одинаковое количество света? Хм …
Иллюзия одновременного контраста
Размещение двух объектов одного цвета на фонах с разным контрастом может привести к тому, что оба объекта будут выглядеть так, как если бы они были разного цвета. Это явление известно, как иллюзия одновременного контраста. Контраст — это король в мире визуального дизайна, и некоторые люди могут по-разному ощущать этот эффект.
Цвет текста абсолютно одинаковый с обеих сторон, но вам так не кажется
К сожалению, нет единой теории, почему возникает эта иллюзия, но есть много исследований, которые выдвигают предположение. Латеральное торможение, ответственное за сетки Германа и полосы Маха, одна из причин возникновения этой иллюзии.
7. Иллюзия Манкера-Уайта (Munker-White Illusion)
Мои глаза просто обманули меня? ?
Иллюзия Манкера-Уайта
Эта иллюзия едва уловимая, но тем не менее увлекательная! Глядя на GIF-файл выше, блоки фиолетового слева кажутся светлее фиолетовых блоков справа. Но оба блока фактически отражают одинаковое количество света ?.
Причина возникновения иллюзии Манкера-Уайта — это… как вы догадались, латеральное торможение.
8. Акварельная иллюзия (Water Colour Illusion)
Акварельная иллюзия
Бывает, что я добавлю границу к объекту, а затем задаюсь вопросом: «Когда я успел изменить цвет фона?». Если вы посмотрите внимательно, вы можете заметить, что бледная область приобретает гораздо более светлый оттенок цвета, окружающего границу. Вы возможно удивитесь, узнав, что более светлая область на самом деле белая!
Эти визуальные явления, известные как акварельная иллюзия, зависят от сочетания яркости и цветового контраста контурных линий, чтобы получился эффект расширения цвета.
Белая область внутри кнопки, кажется, немного принимает оттенок цвета границы
Я признаю, что эта иллюзия оставила меня в недоумении несколько раз настолько, что мне пришлось использовать палитру цветов, чтобы проверить цвета!
9. Иллюзия Ястрова (Jastrow Illusion)
Действительно ли размер имеет значение?
Иллюзия Ястрова
Работа над иллюстрацией или логотипом, будь то знак или символ, требует нарезки различных фигур. Эта иллюзия возникает при работе с изогнутыми объектами. Эти два элемента выглядят разными по размеру, но, если внимательно присмотреться, то, на самом деле, они одинакового размера! Безумие, правда?
Некоторые одинаково изогнутые края могут казаться меньшими, чем другие
Как это возможно? Ну, это явление известно, как иллюзия Ястрова, и нет окончательного объяснения того, почему нам кажется, что сегменты разного размера. Одно из объяснений состоит в том, что наши мозги путают разницу в размере между большим и меньшим радиусом. Другими словами, короткая сторона делает длинную сторону более длинной, а длинная сторона делает короткую сторону еще короче.
10. Иллюзия Корнсвита (Cornsweet Illusion)
Иллюзия Корнсвита
В дополнение к иллюзии одновременного контраста и полосам Маха иллюзия Корнсвита, использует градиент, и в то же время использует центральную линию, чтобы создать впечатление, что одна сторона изображения темнее другой.
Но на самом деле обе секции одинаковые! Вы можете обнаружить, что обе секции на самом деле идентичны, когда они расположены параллельно.
Каждый ромб имеет одинаковый градиент, но, кажется, что они становятся темнее (сверху вниз)
Эта иллюзия создает аналогичный эффект, что и две вышеупомянутые иллюзии, но на самом деле она отличается двумя особенностями:
- В примере с полосами Маха, показанном ранее, эффект наблюдается только в областях, которые близки к границе каждого оттенка.
Иллюзия же Корнсвита влияет на восприятие всей области.
- С иллюзией Корнсвита светлая часть края кажется светлее, а темная часть края выглядит темнее. Это противоположность обычным контрастным эффектам.
11. Иллюзия Мюллера-Лайера (Müller-Lyer Illusion)
Перерегулирование для оптимального визуального восприятия
Художники-шрифтовики знают, что для создания шрифта требуется больше полагаться на вашу дизайнерскую интуицию, чем на логическое мышление. Математическое позиционирование каждого символа на основе его высоты сделает все слово непропорциональным с точки зрения зрительного восприятия.
Обычная практика в механике шрифтов включает процесс, называемый перерегулированием. Проще говоря, перерегулирование — это процесс изменения размера отдельных символов для достижения оптического баланса.
Без перерегулирования, буква «e» в логотипе LinkedIn и буква «z» в Amazon не являются оптически сбалансированными
Глядя на знаменитые логотипы выше, некоторые символы выходят за пределы базовой линии и x-высоты. Художникам-шрифтовикам приходится вручную оптически настраивать каждую пару символов для достижения наилучшего результата.
Но зачем нужно перерегулирование в типографике?
Причина, по которой требуется перерегулирование, связана с одной из самых популярных оптических иллюзий в мире — иллюзией Мюллера-Лайера. Эти визуальные явления показывают, что размещение шеврона (кавычки «елочки») на каждом конце сегмента линии может привести к тому, что один сегмент будет казаться короче или длиннее в зависимости от направления шеврона. Эта классическая иллюзия доказывает ошибочность человеческого восприятия. Довольно круто, да?
Вы сталкивались с любыми другими оптическими иллюзиями, которые оставили вас в недоумении?
Если вам интересно узнать больше о визуальном восприятии или вы хотите улучшить свои навыки визуального дизайнера, я бы рекомендовал почитать о гештальт-психологии.
Достойны упоминания:
- Треугольник Канизы
- Иллюзия Эббингауза
- Иллюзия Эренштейна
- Рассеяние неонового цвета
- Иллюзия с тенью на шахматной доске
- Иллюзорное движение 1
- Иллюзорное движение 2
Источник: sketchapp. me
- #вдохновение
- #графический дизайн
- #дизайн
- #иллюзия
- #подборка
- #статья
-
-
0 -
оптических иллюзий | Эффект Безольда | Иллюзия Манкера-Белого
Внимательно посмотрите на две версии головы и рук из «Крика» Эдварда Мунка ниже. .. каким цветом каждая из них кажется вам? Фиолетовый и оранжевый? Красный и оранжевый? Что-то другое? Что, если я скажу вам, что оба «Крика» Мунка красные? Как это возможно?
Можете ли вы заставить свой глаз игнорировать вертикальные полосы и просто смотреть на лицо Мунка «Крик»? Что делает это сложным — и что создает иллюзию разных цветов — так это тот факт, что синие полосы расположены поверх лица Манча Крика слева, а желтые полосы — поверх лица Манча Крика справа. Ваш глаз, скорее всего, частично смешивает цвета в обоих случаях: слева ваш глаз смешивает красный «Крик» с синими полосами, чтобы получился фиолетовый, а справа ваш глаз смешивает красный «Крик» с желтым. полоски сделать оранжевыми.
Будет немного легче понять, о чем я говорю, если я подниму головы Манча Крика над полосами, как вы можете видеть на картинке ниже. Идея о том, что на наше восприятие цвета влияют окружающие его цвета, называется «эффектом Безольда», названным в честь его первооткрывателя Вильгельма фон Безольда (1837–1907). Он осознал этот эффект, когда проектировал ковры, и понял, что один и тот же дизайн может иметь совершенно другой вид, если изменить всего один цвет, что затем повлияет на внешний вид других цветов. В нашем примере Munch Scream единственным изменением цвета является размещение желтых полос поверх красного лица, а не повторение синих полос сверху.
Похожий визуальный трюк, связанный с восприятием цвета, называется «Иллюзия Манкера-Уайта», которая показана внизу слева. Цвет серого в столбце A и столбце B может выглядеть совершенно по-разному, но на самом деле они одинаковы, что показано в версии ниже справа. Визуальный трюк здесь работает таким же образом — внизу слева черные горизонтальные полосы поверх серого столбца A делают его темным по ассоциации, тогда как тот же серый столбец B выглядит светлее, потому что белые полосы находятся сверху. Когда я создаю пустое пространство и не позволяю цветам перекрываться (внизу справа), становится намного яснее, что серые столбцы A и B одинаковы.
Ради интереса я решил создать еще один пример, в котором одно изменение и изъятие чего-либо из исходного контекста может изменить внешний вид — или, в данном случае, — восприятие происходящего. Снова используя «Крик» Мунка в качестве примера, мы видим Крикуна в его первоначальном контексте на картине Мунка 1893 года внизу слева. Искусствоведы говорят, что фигура Мунка символизирует тревогу современного человека. Но если мы уберем Крикуна с этого моста и прочь от истерзанного неба и поместим его в мастерскую Пикассо (внизу справа), крик внезапно станет актом удивления и радости, так как Пикассо решил подарить ему картина в подарок.
Если у вас есть желание узнать больше о любой из теорий цвета, вот дополнительная информация об эффекте Бецольда, а также дополнительная информация об иллюзии Манкера-Уайта.
Эта оптическая иллюзия заставляет вас видеть разные цвета. Как это работает?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Это изображение под названием «Конфетти-сферы 5» демонстрирует иллюзию Манкера-Уайта.
(Изображение предоставлено Дэвидом Новиком)
На первый взгляд эти левитирующие сферы могут казаться красными, фиолетовыми или зелеными, но на самом деле все 12 сфер имеют один и тот же бледно-бежевый оттенок.
Уменьшение изображения усиливает эту иллюзию, а увеличение уменьшает эффект, по словам Дэвида Новика, создателя изображения и профессора инженерного образования и лидерства Техасского университета в Эль-Пасо. Но почему мы воспринимаем сферы иначе, чем их настоящий цвет , бежевый?
Это искаженное восприятие проистекает из явления, известного как иллюзия Манкера-Уайта, сказал Новик Live Science.
Похожие: Самые удивительные оптические иллюзии (и как они работают)
с большей детализацией и цветами с меньшей детализацией», — сказал Новик.
Таким образом, в то время как очертания сфер все кажутся идентичными, как они есть, «цвет как бы переливается или ассимилируется с соседними пространствами», — сказал Новик. В частности, цвет сфер «подтягивается» ближе к цвету полос, пересекающих их на переднем плане. На этом конкретном изображении, названном «Конфетти-сферы 5», множество зеленых, красных и синих полос пересекает сферы и искажает наше восприятие их фактического оттенка.
Иллюзия основывается на оттенке полос переднего плана, а не на цветах фона за сферами. Так вот, если убрать перекрещивающиеся полосы, иллюзия исчезнет, останутся только одинаковые бежевые шарики.
Очень красиво! Это аккуратно соответствует оригиналу с удаленными полосами переднего плана. pic.twitter.com/ZcwflVhj6O15 июня 2019 г.
Подробнее
Иллюзия работает очень похоже, когда вы конвертируете все цвета в оттенки серого. На самом деле, «иллюзия Уайта» сама по себе относится к воспринимаемым изменениям яркости формы — от белого до черного — вызванным яркостью накладывающихся на нее форм, согласно отчету 2010 года, опубликованному в журнале 9. 0033 Цвет: Дизайн и творчество . Например, когда вы проводите белые полосы поверх серого прямоугольника, серый цвет кажется светлее или ближе к белому; но когда вы проводите черными полосами по тому же прямоугольнику, он кажется темнее или ближе к черному.
Психолог Майкл Уайт стал известен описанием этого эффекта в 1960-х годах. А в 1970 году Ханс Мункер, другой психолог, продемонстрировал аналогичный эффект с цветными формами и полосами, в которых полосы переднего плана искажают воспринимаемый оттенок формы фона, согласно отчету 2010 года.
У ученых есть конкурирующие теории о том, что происходит в мозге , что вызывает этот сдвиг в восприятии. Некоторые считают, что иллюзия возникает на раннем этапе обработки изображений, когда свет впервые попадает на сетчатку , в то время как другие считают, что эффект проявляется позже, когда мозг обрабатывает данные. Это может быть сочетание того и другого, отмечается в отчете за 2010 год.
Какой бы ни была точная причина иллюзии, с ней весело играть, сказал Новик. Изменяя как яркость, так и цвет полос переднего плана, вы можете «усилить» видимое изменение цвета, в результате чего формы фона будут сильно отличаться от их настоящих цветов.
Тем не менее, «гораздо легче получить различия в видимых цветах для одних оттенков, чем для других», — заметил Новик. Например, если фоновая форма и полосы переднего плана являются дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), такими как красный и зеленый, их цвета фактически нейтрализуются, поэтому вместо этого сферы в конечном итоге будут выглядеть белыми или серыми.
Новик в настоящее время изучает, какие цветовые комбинации вызывают наибольшее видимое изменение цвета фоновой фигуры, чтобы максимизировать эффекты иллюзии. Кроме того, он и его коллега Акиёси Китаока, профессор психологии Университета Рицумейкан в Киото, Япония, сравнивают, как иллюзия Манкера-Уайта влияет на трехмерные формы, как в «Конфетти-сферах 5», по сравнению с плоскими двумерными формами.
Это изображение под названием «Конфетти 1» демонстрирует, как иллюзия Манкера-Уайта работает с двухмерными формами. (Изображение предоставлено Дэвидом Новиком)
«Иллюзия кажется более заметной или яркой со сферами, а не с плоскими дисками. И мы не знаем почему», — сказал Новик. «На данный момент, я не думаю, что кто-то делает».
Первоначально Новик был вдохновлен созданием иллюзий, увидев и прочитав о работах Китаока. Веб-сайт Китаока танцы с яркими узорами, которые кажутся завихряющимися и волнистыми, когда вы смотрите на них; текст в верхней части страницы предупреждает: «Если вы почувствуете головокружение, вам лучше немедленно покинуть эту страницу».
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖИМОЕ
Изучив эти сбивающие с толку иллюзии, Новик заинтересовался включением их в свою собственную исследовательскую программу взаимодействия человека с компьютером. Летом 2017 года он начал самостоятельно создавать новые версии иллюзий и для развлечения разместил некоторые из них в своем аккаунте в Твиттере. Один из этих постов — 2D-версия иллюзии конфетти — стал «неожиданно вирусным» 18 июля 2018 года.
«Впервые я узнал об этом, когда вошла моя жена и сказала: «Вы в газете в Англии, — сказал Новик, заметив его удивление. По его словам, по сей день Новик публикует в Твиттере две новые иллюзии каждую неделю, а его старые посты периодически обнаруживаются заново, становятся вирусными и иногда попадают в новости.
Первоначально опубликовано на Live Science.
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.
Николетта Ланезе — редактор канала здоровья в Live Science, а ранее работала редактором новостей и штатным автором сайта. Она имеет диплом о высшем образовании в области научных коммуникаций Калифорнийского университета в Санта-Круз и степени в области неврологии и танца Университета Флориды. Ее работы публиковались в The Scientist, Science News, Mercury News, Mongabay и Stanford Medicine Magazine, а также в других изданиях.