Женщину фотографа: от фешн-фото до портретов фриков

от фешн-фото до портретов фриков

Еще в середине прошлого столетия фотография считалась мужским делом. Женщине, желающей освоить это ремесло, приходилось преодолевать предвзятое отношение, неуважение со стороны коллег, заниженные ожидания. Рассказываем о пяти великих женщинах-фотографах, которые оставили след в истории. 

Из этой статьи вы узнаете:

  • о самых интересных фактах из их жизни
  • в чем заключается уникальная стилистика каждой
  • с какими великими именами была связана их судьба

Диана Арбус

Диана Арбус, автопортрет. Нью-Йорк, 1968

История

Диана Арбус — одна из самых важных фигур в документальной фотографии. Свою жизнь Диана посвятила наиболее выдающемуся жанру: она фотографировала людей с особенностями, необычными чертами и просто «не таких как все». В ее кадр попадали карлики, инвалиды, циркачи — люди, при встрече с которыми мы невольно отводим свой взгляд в сторону. Но цель ее фотографий — отнюдь не сочувствие. Она предлагает посмотреть на мир под иным углом.

Диана Немеров родилась в Нью-Йорке в 1923 году. Немеровы — семья обеспеченных еврейских эмигрантов из России. Отец и дедушка Дианы были бизнесменами и посвятили своему делу всю жизнь. Благодаря их трудолюбию семья не переживала за достаток.

Биограф Арбус Артур Любоф, описывает ее жизнь так: «Семья Немеровых, включающая родителей Дианы, старшего брата и младшую сестру, обитала в огромных апартаментах со множеством комнат, задрапированных тяжелыми занавесками, которые превращали освещение в квартире в постоянные сумерки. Живя в этом безопасном гнезде, Немеровы нуждались в помощи трех нянь, двух служанок, повара и шофера».

В 30-е годы Диана училась в Школе этической культуры, где и раскрыла свой талант к изобразительным искусствам. В 1937-м году она встретила актера, фотографа и своего будущего мужа Аллана Арбуса — того, с кем Диана начала свой творческий путь. Молодожены решили посвятить себя фотоискусству и в 1946 году открыли фотоателье Diane & Allan Arbus. Во время Второй мировой войны Аллан окончил армейские курсы фотографов понимал техническую сторону процесса. Диана выполняла обязанности художественного директора и ассистента Аллана.

Набираясь опыта, Арбус стала фотографом моды, а позже ее работы попали в издательство Conde Nast, благодаря которым ее снимки опубликовали модных журналах Vogue и Glamour. Несмотря на возрастающий успех, это было далеко не то, чем она хотела заниматься. В 50-е из-за стремительного развития фешн-индустрии, съемки для брендов и журналов приносили высокий доход. Диана и Аллан признавались, что «терпеть не могли мир моды». Ее муж позже вспоминал: «Во время фешн-съемок я занимался самой съемкой. Я руководил моделью, говорил, что делать. Диана подходила и поправляла платье, если что-то было не так. И это её унижало, это была омерзительная роль»

В 50-х Диана познакомилась с фотографом Ричардом Аведоном и начала общаться с кругом Бродовича — известного американского дизайнера и фотографа, арт-директора Harper’s Bazaar. В попытке выйти за рамки модной фотографии и найти «свой» стиль, Арбус перестает работать вместе с мужем.

Аллан и Диана Арбусы

В 1963 и 1966 годах Диана Арбус получила грант Гуггенхайма, что позволило ей полностью сосредоточиться на творчестве. Уже в 67-м году состоялась ее первая серьезная выставка в Музее современного искусства.

Арбус ушла из жизни достаточно рано: в возрасте 48 лет. Обладая от природы довольно ранимой и чувствительной натурой, Арбус часто страдала от приступов депрессии. В июле 1971 года Диана совершила самоубийство, выпив большое количество барбитуратов и перерезав себе вены.

Стиль

Диана — девушка из обеспеченной семьи, которую потянуло к маргинальным слоям. Фотографировать ей было интересно тех, кто выглядел «странно» и далеко за материалом ходить не приходилось. Нью-Йорк и его мир трансвеститов и ночлежек изобиловал фриками. Стоило только выйти из дома, ты мог встретить человека-подушку для булавок, гермафродита с собакой, шпагоглотательницу или трансвестита. Была и повседневная жизнь со своим запасом «странностей». Самое главное — уметь их уловить.

«Ты видишь кого-то на улице, — писала она, — и то, что в нем подмечаешь, в сущности, является изъяном». Самое интересное, что она не подсматривала за своими героями, не застала их врасплох. Диана сперва знакомилась с ними, налаживала контакт, и лишь после этого люди ей позировали. Она фотографировала людей, не понимающих своей «странности», не осознающих, чем они ее зацепили.

Интересные факты:

  • Благодаря Арбус американское искусство получило мощную вакцину против фотоглянца и гламура. Ее яркие и порой шокирующие фотографии стали основой новой волны американской и мировой фотографии середины ХХ-го века.
  • Диана Арбус прославилась после своего самоубийства в 1971 году. Годом позже ее работы представили на Венецианском биеннале. В это же время происходят многочисленные ретроспективные выставки ее работ в музеях США и Канады, которые собирают более семи миллионов зрителей. Уже в 1973 ее фотографии увидели в Европе и Азии, из-за чего у Дианы появилось еще больше почитателей ее таланта.
  • Когда Арбус было 18, у нее появилась первая камера. Уменьшенную версию классической репортерской фотокамеры Graflex подарил ее муж Алан вскоре после женитьбы в 1941 году.
  • Первым заказчиком фотостудии Diane & Allan Arbus стал отец Дианы. Бизнесмен по профессии и крайне деятельный человек по натуре, он не верил, что его зять сможет обеспечить молодую семью. Ее отец нанял молодоженов снимать рекламу для Russek’s — мехового магазина, которым владела их семья. С этого начиналась фотостудия Diane & Allan Arbus
  • В 2004 году ее фотография Identical Twins была продана почти за полмиллиона долларов. Не правда ли, этот кадр что-то напоминает? Неспроста: считается, что именно эта фотография вдохновила Стенли Кубрика на знаменитый кадр с близняшками в его фильме «Сияние».

Энни Лейбовиц

Портрет Энни Лейбовиц

История

Энни Лейбовиц — мировой мастер портретов и фешн-фотографии. Сложно назвать знаменитость, которая не попадала в объектив ее камеры. Лейбовиц показывает человека в самом непривычном образе, раскрывающем его с новой стороны. И это никого не оставляет равнодушным.  Журналы Rolling Stone и Vanity Fair с ее фотографиями на обложках ставили рекорды по тиражам. Ранее мы уже писали про ее подробную биографию, здесь же постарались собрать лишь самое важное, что нужно знать об этом великом фотографе.

Энни родилась 2 октября 1949 года в семье офицера ВВС США и была третьим ребенком в семье из восьми человек. В детстве девочка постоянно переезжала из-за работы отца. Позже Лейбовиц будет вспоминать, что  благодаря постоянным переездам у нее сформировалась насмотренность и наблюдательность.

Искусство фотографии Лейбовиц выбрала не сразу: изначально она хотела пойти по стопам матери и преподавать искусство, поэтому после школы поступила в Институт искусств Сан-Франциско.

Фотография заинтересовала ее во время семейной поездки в Японию. Вернувшись домой, Энни сразу же записалась на вечерние курсы фотографов. В то же время она окончательно осознала, что преподавание искусств — это не ее путь и решила бросить университет. В поиске новых впечатлений Энни отправляется с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона.

После возвращения из экспедиции в 1970 году Энни стала внештатным фотокорреспондентом журнала Rolling Stone. Основателя издания Дженна Веннера глубоко впечатлили снимки демонстраций против войны во Вьетнаме и фотографии из последней поездки в Израиль. Он создал благоприятные условия для реализации любых творческих задумок Энни. Уже через несколько лет она стала главным фотографом музыкального журнала с мировым именем.

С 1970 года Лейбовиц снимала Боба Дилана, Патти Смит, Боба Марли и других звезд. Самое яркое событие ее карьеры в журнале, о котором Энни еще неоднократно будет вспоминать, — сопровождение в качестве фотографа The Rolling Stones во время их турне. Результат — черно-белые портреты музыкантов, фанатов и бекстейджа, которые стали легендарными.

В 1980 Энни сделала знаменитую фотографию обнаженного Джона Леннона, обнимающего жену. Сама Энни вспоминает об этой съемке так: «Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила — нет, не нужно, еще не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял ее, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает ее. Первая проба на Polaroid привела в восторг обоих»

Через несколько часов после съемки музыкант был убит. Обложку с этой фотографией признали лучшей за несколько десятков лет.

Йоко Оно и Джон Леннон

Энни проработала в Rolling Stone 13 лет, а с 1980 года начала фотографировать для Vanity Fair.

Арт-директор Vanity Fair Беа Фейтлер, по словам Лейбовиц, объяснила ей: «Талант — это не на всю жизнь, его, как дитя, нужно все время кормить и лелеять». На момент перехода в модный глянец за ней закрепилось звание рок-н-ролльного фотографа и Энни долгое время привыкала к новым законам фэшн-фотографии, когда на площадке ты окружен целой командой стилистов, визажистов и осветителей.

Тогда же она познакомилась с американской писательницей Сьюзен Зонтаг, которая в дальнейшем стала ее ближайшей подругой и спутницей жизни. Вместе они издали альбом «Женщины», в котором портреты знаменитостей и кадры обычных американских женщин перемежались с сочинениями Зонтаг.

Стиль

Благодаря фэшн-фотографии Лейбовиц удалось в полной мере раскрыть свой талант и стать специалистом по портретам. «Чтобы делать безупречные снимки, мне надо быть в теме, оказаться внутри ситуации, она должна меня окружать. Лучшие снимки это всегда о том, что окружает именно тебя, когда ты сама тоже часть окружающего» — рассказывала она.

Портреты всегда были, есть и будут ее визитной карточкой. Благодаря своей проницательности, фотографии Энни всегда получались искренними, несмотря на скрупулезную проработку каждого кадра.

Лейбовиц не боится играть с контрастами и шокировать провокационностью. Главная особенность ее портретных фотографий — подчеркнутая уникальность людей. В них улавливаются мельчайшие чувства и черты характера: любовь, страх, гордость, тоска, нежность, сдержанность, сила. Арнольд Шварцнеггер, который также неоднократно оказывался в объективе ее камеры, делился: «Она каким-то образом проникала в твой мир и становилась частью твоей жизни. В какой-то момент даже перестаешь замечать, что она все снимает и записывает на пленку. Где бы ты ни находился, рядом оказывалась Энни, но даже в голову не приходило сказать «уходи, ты мне мешаешь», настолько она была своя».

Еще одной знаковой серией стали групповые портреты актеров и моделей для Vanity Fair. Здесь Энни проявляет себя как полноценный художник и режиссер-постановщик: на кадрах до мельчайших деталей продуманы позы, композиция, свет и цвет. Такие групповые портреты, как картины эпохи Возрождения, хочется подолгу рассматривать. В них заметна точная проработанность деталей, улавливается игра со светом и тенью, видна сложная композиция, а у каждой модели своя поза, особенно раскрывающая личность.

Интересные факты:

  • Во время поездки в Японию Энни купила первый фотоаппарат — Minolta SR-T 101
  • В 1991 году она провела выставку в Национальной портретной галерее и стала вторым фотографом, при жизни выставлявшимся там, и первой женщиной.
  • Королева Елизавета II по просьбе Лейбовиц сняла корону на съемке. Энни показалось, что с короной выходит «слишком нарядно»
  • В детстве мама Энни отдала дочь заниматься балетом к русским эмигрантам — уже немолодым танцорам из «Русских сезонов», труппы, основанной Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что Энни плохо понимала преподавателей из-за сильного акцента, она и сейчас восхищается этим опытом.
  • В 2006 году вышел документальный фильм, посвященный ее творчеству: «Энни Лейбовиц: жизнь, увиденная через объектив». Он состоит из серии интервью тех, кого снимала Лейбовиц — Мика Джаггера, Арнольда Шварценеггера, Хиллари Клинтон, Михаила Барышникова и многих других.

Мартина Франк

Photographer Martine Franck, Venice, Italy, 1972. Franck died of cancer on Aug. 16.

«Я думаю, все в этом мире можно нарисовать, потому что рисуя можно поменять реальность; но не все возможно сфотографировать и фотограф часто приходит домой с «пустыми руками», со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство «щелчков» не принесут должного результата… и когда-то чудеса случаются, без предупреждения»

История

Мартина Франк — британско-бельгийский фотограф, документалист и портретист, чьи работы относят к классическому стилю фотографии. Она была одной из немногих женщин, ставших членом агентства Magnum Photos. Франк была второй женой Анри Картье-Брессона, а также соучредителем и президентом Фонда Анри Картье-Брессона.

Франк родилась 2 апреля 1938 года в Антверпене в семье бельгийского банкира Луи Франка и британки Эвелин. После рождения Мартины семья переехала в Лондон, а уже год спустя отца призвали на военную службу. Вместе с мамой девочка эмигрировала в Соединенные Штаты, проведя остаток Второй мировой войны на Лонг-Айленде и в Аризоне.

Чувство прекрасного воспитывалось в Мартине с самого детства: отец коллекционировал произведения искусства и водил дочь в галереи и музеи. В школе-интернате для девочек, в которой училась Мартина, преподавали историю искусств. «У меня был замечательный учитель, который действительно вдохновил меня», — вспоминала она.

Мартина продолжила изучать историю искусств после школы: она поступила  в Мадридский университет и училась в Ecole du Louvre в Париже. Диссертацию она посвятила кубизму и его влиянию на скульптуру, однако после защиты решила, что особого таланта к письму у нее нет. После этого Мартина обратилась к фотографии.

В 1963 году Франк отправилась в путешествие по Дальнему Востоку, прихватив с собой камеру Leica, подаренную братом. По возвращению во Францию она знакомится с фотографами Элиотом Элисофоном и Гьон Мили из издания Life и становится их помощницей. За несколько лет она развивает свое мастерство и уже к 1969  ее фотографии стали появляться в таких изданиях как Life, Fortune, Sports Illustrated, New York Times и Vogue. В тот же период она вышла замуж за известного фотографа Анри Картье-Брессона.

В 70-х она работала во французском агентстве Viva, а уже в 1980-м ее кандидатуру выдвинули в члены знаменитого фотоагентства Magnum. Три года спустя Мартина становится его действительным членом, а в начале двухтысячных она была избрана одним из вице-президентов агентства.

Стиль

«Мартина была одним из классических фотографов Magnum, мы все могли бы с этим согласиться, — сказал фотограф Эллиотт Эрвитт по поводу кончины Франк. — Талантливая, элегантная, мудрая, скромная и щедрая, она установила такие стандарты, которые нечасто встречаются в нашей профессии».

Мартина Франк  интересовалась коммерческой фотографией меньше, чем документальной. Если она и бралась за рекламную съемку, то это никоим образом не было связано с фешн-фотографией — жанром, который был ей не так близок. Мартина хотела, чтобы ее работы были глубже по смыслу и приносили пользу. Поэтому она много работала с «Врачами без границ» и Международным Красным Крестом — организацией, оказывающей гуманитарную помощь жертвам вооруженных конфликтов.

«Фотография пришла ко мне как замена реального мира…Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом», — говорила Франк.

Скромность фотографа сыграла ей на пользу: в работах Мартины присутствует ощущение «случайного свидетеля», мимолетно наблюдающего за происходящим. Она не пытается исказить реальность, а просто фиксирует трогательное, зачастую незаметное в повседневности. Франк предпочитала работать вне студии, использовать черно-белую пленку и 35-мм камеру Leica.

Портреты и документалистика — не самые главные темы ее работ. Ее фотографии куда разнообразнее и содержательнее. Можно выделить несколько ключевых направлений. Геометрия — история, посвященная пейзажам и ландшафтам, игре с формами и плоскостями. Зеркало — целая серия работ о человеке и его отражении. Портрет, по отношению к которому Мартина испытывала особые чувства. Она делилась, что каждый раз — это новый опыт взаимоотношений. Старость — тема, которой даже посвящена книга «Время стареть». Она включает в себя повседневные фотографии пожилых людей. «Театр дю Солей» официальным фотографом которого Мартина была с самого его основания.

«Мне кажется, что романтизм перекликается с фотографией. Все эти понятия, связанные с уходящим временем, с мгновением, эмоциями, ностальгией, мечтаниями, мне близки. Романтизм — это и познание другого, знакомство с собой через другого, свобода выражать себя без страха»

Интересные факты:

  • Франк путешествовала по Тибету и ездила в храм, где воспитывают детей, в которых переселились души умерших лам. В интервью она делилась: «мне близок буддизм, мне нравится та ответственность, с которой они относятся к жизни, к близким, нравится то, как они умеют не бояться смерти и спокойно готовиться к ней»
  • Знаменитая фотография с Анри Картье-Брессоном имеет свою историю. Это был 1992 год, день рождения Мартины Франк. Её муж спросил, что она хотела бы получить в качестве подарка. Мартина попросила нарисовать свой автопортрет. Анри сел перед зеркалом и принялся за работу, как вдруг перед Мартиной открылась исключительная картинка: тройное изображение человека
  • Свой первый снимок Мартина сделала на территории СССР в 1962-м году на свою первую Leica
  • Начинающим фотографам Мартина советует: «Учить языки. Смотреть кино. Ходить в музеи. Много читать. По возможности — путешествовать. Но главное — не замыкаться в себе. Потому что фотография в первую очередь — это умение найти контакт. С персонажем, с пейзажем, с чужой культурой».

Вивиан Майер

История

Вивиан Майер по праву можно назвать самым загадочным фотографом ХХ века. На протяжении всей своей сознательной жизни она методично документировала уличные истории Чикаго и рассказывала через свои кадры американскую историю 50х-80х годов. Свой талант Вивиан не стремилась афишировать и все работы уходили «в стол». Слава пришла к ней лишь после смерти в 2009 году. К сожалению, найти родственников, знавших Майер при жизни не удалось, из-за чего о ней известно ничтожно мало. Но все существующие подробности ее поразительной истории мы уже собирали в большом материале о Вивиан. Здесь же поделимся лишь ключевыми событиями из ее жизни.

Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье австрийца и француженки. Все свое детство провела в переездах между Францией и США. После развода родителей, Вивиан вместе с мамой перебрались к подруге семьи Жанне Бертран, которая профессионально занималась фотографией. Предположительно, именно у нее Майер училась фотоискусству. Всю Вторую мировую войну она провела во Франции, после чего, в возрасте 25 лет, вернулась в США.

Вскоре после переезда Вивиан решает попробовать себя в роли няни и уезжает жить в Чикаго. Майер преуспевает в этом ремесле и на протяжении 40 лет занимается воспитанием детей в обеспеченных семьях.  Ее клиентами были Гинзбурги, Реймонды, американский ведущий Фил Донахью.

Майер замечательно ладила с детьми. Ее воспитанники с теплом вспоминают, что Вивиан была «взрослым ребенком», готовым пойти не любые авантюры: сходить ночью на кладбище, договориться с молочником, чтобы он подвез детей до школы, бесконечно исследовать разные уголки города. Это искреннее любопытство и неподдельный интерес к жизни были основой для теплой дружбы между Вивиан и детьми.

Вивиан прекрасно совмещала профессию няни с увлечением фотографией. Майер не расставалась с камерой и всегда брала ее на прогулку с детьми. Чуткий взор Вивиан был способен уловить удивительные сюжеты, происходящие прямо на улицах Чикаго. Бедняки и представители высшего общества, работяги и детвора, влюбленные парочки и городские сумасшедшие были постоянными объектами ее фотографий.

Свое хобби Вивиан скрывала от окружающих: посторонним вход в комнату, где она занималась проявкой снимков, был воспрещен. Фактически, Вивиан делала эти снимки только для себя, словно фотоаппарат был своеобразной рамкой, через которую она смотрела на мир.

Ее талант обнаружили случайно уже после кончины Вивиан в 2009 году. Тогда же агент по недвижимости Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов за 400 долларов. Довольно быстро Малуф осознал, какие ценные кадры попали ему в руки и занялся поиском родных и близких Майер. Но его попытки не увенчались успехом — Майер не создала свою семью, а из родственников нашлись только кузены из Франции, которые не знали о ее существовании. Благодаря Малуфу фотографии увидели на выставках в Америке, Европе и Азии.

Стиль

Несмотря на то, что Майер не выполняла коммерческих заказов, уровень ее работ любительским точно не назовешь. Профессионалы улавливают в ее фотографиях стиль Анри Картье-Брессона, Роберта Франка, Ли Фридлендера, Дианы Арбус и Виджи.

«Майер была ранним поэтом цветной фотографии, — пишет Джоэл Мейеровиц. — В её фотографиях видно, что она быстро улавливает поведение людей, изменение ситуации, жесты, выражения лиц — все маленькие события, которые превращали для неё повседневную жизнь улиц в откровение».

Стиль Майер далек от документальной и репортажной фотографии. Она была стрит-фотографом, который, в отличие от репортажника, не имеет конкретной цели своей съемки. Он наблюдает за городской действительностью и выхватывает красочные моменты. Это могут быть мятые штанины или скованные кисти рук, уставшее лицо или загадочная улыбка. Это даже может быть мусорный бак и голубь.

Снимки Вивиан — как приятное дуновение весеннего ветра, полны энергии и живости, динамичны и содержательно насыщенны. Она будто бы переживала, что не сможет передать красочность повседневности 50-х годов Чикаго и с упоением выхватывала самое важное из окружающей ее действительности.

Интересные факты

  • Вивиан обожала делать собственные автопортреты в отражениях зеркал и витрин. За ее жизнь их скопилось так много, что им можно посвятить полноценную выставку
  • В течение года Майер снимала почти 200 пленок, что сопоставимо с  профессиональными фотографами
  • в 1960 году она отправилась в длительное путешествие по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии — от Египта до Тайваня и Индонезии, где также не переставала фотографировать
  • Бытует мнение, что Майер на самом деле предлагала свои работы на выставки, но из-за существующего на тот момент гендерного неравенства и отношения к фотографии как к сугубо мужской профессии, она получала отказы

Нина Свиридова

История

Имя Нины Свиридовой невозможно рассматривать отдельно от ее спутника жизни и коллеги — Дмитрия Воздвиженского. В историю они вошли как самый трогательный творческий и семейный союз, подаривший миру сотни кадров счастливых людей. Их работы высоко оценили не только на родине, но и в других странах.

Нина Свиридова родилась в 1933 году в Москве. Окончив филологический факультет МГУ, она стала учительницей русского языка и литературы. Уже тогда у Нины проявилась тяга к фотоискусству, и моменты школьной жизни она снимала на свою любительскую камеру. Каждую неделю она посещала сборы молодежной фотосекции, постепенно оттачивая мастерство.

В апреле 1961 года «Учительская газета» опубликовала первые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой. Ее талант сразу привлек к себе много внимания со стороны коллег. Позже в газете «Спутник» этот скачок от любительской фотографии до профессиональной назвали превращением учителя в «профессора фотографии». Уже в сентябре 1961 года в журнале «Советское фото» появилась ее фотография «У кремлевской стены».

«У кремлевской стены»

В том же издании советский фотограф Семен Фридлянд посвятил ей статью «Призвание». Он писал: «Всего два с лишним года увлекается Нина Свиридова фотографией. Но и за этот небольшой срок, как видим, достигнуто немало. И главное — перейден тот неодолимый для ряда любителей рубеж, за которым уже прекращается «щелканье», и начинается фотографирование, проникнутое творческой мыслью. Впереди — путь к мастерству, а вместе с тем, возможно, и к профессиональному занятию фотографией. Ведь именно так начинали свою творческую биографию большинство фотокорреспондентов газет и журналов». Он предсказал будущее Нины, ведь в последствии она оставила работу учителя и посвятила дальнейшую жизнь фотографии.

Так Нина начала карьеру в качестве фоторепортажницы. С момента публикации своего первого снимка до 1966 года она проработала в «Учительской газете», после чего ушла в журнал «РТ», где оставалась фотокорреспондентом до 1968 года. Последним местом, которому она посвятила десять лет, стал Государственный Комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. Она посетила самые разные уголки Советского Союза:  Закарпатье, Урал, Белоруссия, Прибалтика.

В это же время происходит история любви, с которой и начался творческий тандем Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского. История их знакомства напоминает легкий романтический фильм: лето, дачный поселок, речка. Невзначай завязавшийся разговор, после которого для всех все стало ясно. Благодаря ей Дмитрий узнал о фотографии — на тот момент Нина снимала уже четыре года.  Она — учитель русского, он — аспирант нефтяного института имени Губкина. Две противоположности, которые дополняли и вдохновляли друг друга.

Они не делили фотографии на «мою» и «твою». Каждый кадр был результатом общей работы, воплощением их любви. Несмотря на разный подход — Нина фотографировала более интуитивно, как чувствовала, а Дмитрий тщательно продумывал кадр — порой они сами не могли отличить, кто из них сделал тот или иной кадр. Все фотографии они подписывали вместе: Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский. Поэтому их официально называли творческим тандемом, даже на конкурсах и фотовыставках. Они были удостоены второй премии и медали МИД Франции в 1976 году, участвовали в экспозициях в Гамбурге и других европейских городах.

Совместная работа Нины и Дмитрия продолжалась 40 лет. В 2005 году Воздвиженский умер. Нина ушла из жизни тремя годами позже.

Стиль

Нина Свиридова говорила, что больше всего они любили друг друга и фотографию. Она рассказывала: «Еще более любимым занятием для нас было смотреть контакты и спорить — кто что снял. Снимали мы двумя камерами и постоянно ими менялись.  А видение у нас было одинаковое — в этом тоже было чудо. Мы все время поддерживали друг друга. Я — филолог, а он — технарь. Его увлекала концептуальная фотография — он исходил из мысли, задумывал что-то, а потом воплощал в жизнь. А я, наоборот, исходила из эмоций, ловила счастливые мгновенья и старалась запечатлеть то, что вижу. Потом мы вдруг поняли, что все наши фотографии настолько похожи, что мы даже не можем разобрать, кто что снял».

В фокусе внимания Нины оказались зарисовки счастливой повседневности, выраженной в эмоциях, движениях и позах. Может показаться, что в ее кадрах нарочно появлялись только улыбчивые люди и радостные моменты, во имя пропаганды советского счастья, что это какой-то параллельный мир. Но это не так. Их сын, Дмитрий Воздвиженский-младший, рассказывал, что они снимали только те сюжеты, которые «отвечали их собственной природе восторженности». Это советские школьники и просто обаятельные прохожие, веселые рабочие и безмятежно отдыхающие на пляже — во всем этом они находили красоту и вдохновение.

Интересные факты:

  • фотографии Нины Свиридовой печатали в зарубежных газетах Советского Союза «Soviet Life» и «Soviet Union». По мнению руководства они в полной мере могли показать яркий и счастливый образ советской жизни за границей
  • многие связывают оптимистичность снимков Нины со временем, на которое пришелся подъем ее творчества. Это был период оттепели, когда СССР достигал новых высот и все были полны надежд на светлое будущее
  • работу «Здравствуй, любовь» удостоили золотой медалью на международной выставке «Любовь, дружба, солидарность» в Берлине

Предлагаем прочитать также биографии известных фотографов на Losko:
— Фотограф Хельмут Ньютон: «Я ненавижу хороший вкус»
— Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»
— Вивиан Майер: самый загадочный фотограф XX века
— Энни Лейбовиц. Жизнь с фотокамерой

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Telegram, Instagram. Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать деньги на Boosty и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо за вашу осознанность и что цените свой и чужой труд.

Знаменитые женщины-фотографы


Многие знают лучшую женщину-фотографа Энни Лейбовиц, а вот о первых женщинах, взявших в руку фотоаппарат, информации не так много, а популярность их ничтожно мала.


Вы только представьте себе то время, когда фотография начинала зарождаться, и поймете, почему женщинам-фотографам было непросто завоевывать авторитет и уважение в мире фото. Оборудование было громоздким и тяжелым, не под стать хрупкому женскому телосложению. Им приходилось работать с химикатами. Они тратили много времени и сил на то, чтобы получить, наконец, снимки, которые, заметим, далеко не всегда радовали глаз зрителя. К тому же, женщин-фотографов попросту отказывались принимать всерьез, воспринимая их лишь в качестве ассистентов или помощников. Отличным свидетельством этому является вот такая история. Когда фотограф Роберт Титлер снимал руины, оставшиеся после восстания наемных солдат в Индии в 1858 году, ему при съемке помогала его жена Харриет. Вот только история предпочитает не упоминать этот факт, запомнив только имя Роберта Титлера


Однако женщин-фотографов на заре зарождения фотографии было немало. Их не могло остановить ни общественное мнение, ни какие-либо другие трудности. Основным их отличием от мужчин-коллег были железная воля, целеустремленность и своеобразный (женский) взгляд на окружающую действительность.


Анна Эткинс


(1799–1871)


Британский биолог Анна Эткинс стала одной из первых женщин-фотографов. Судьбоносным, а иначе и не скажешь, стало ее знакомство с Фоксом Толботом, тоже увлекающимся биологией и фотографией. Именно Толбот рассказал Анне о процессе цианотипии (способ монохромной фотографической печати, дающий отпечатки голубого оттенка). Вскоре Эткинс стала пользоваться этим методом, с целью создания идеальных изображений растений. Ведь до этого ученые в основном применяли зарисовки. Спустя какое-то время, а если быть точным, то в 1843 году, выходит ее книга «Британские водоросли: цианотипии», которая становится первой в истории книгой, иллюстрированной фотографиями. Анна продолжает активно пользоваться методом цианотопии, но со временем переходит на метод фотограммы (известный тогда, как «теневая фотография»), который впоследствии активно использует в своих книгах.


В 1985 году Ларри Шааф (Larry Schaaf) написал о ней: «Анна Эткинс соединила чувство прекрасного с точной наблюдательностью, и она занимает место одного из наиболее значимых новаторов эпохи зарождения фотографии».


Джулия Маргарет Кэмерон


(1815–1879)


Джулию Кэмерон можно смело назвать самой известной женщиной фотографом на заре фотографии. Собственно, большую часть своей жизни леди Кэмерон не имела к фотографии никакого отношения, пока не получила подарок от дочери – камеру. С этого момента жизнь Джулии резко изменилась, фотография стала для нее не просто хобби, а наваждением, смыслом жизни.


Льюис Кэррол отзывался о фотографиях леди Кэмерон так: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы — одни очень хороши, другие просто ужасны, однако она говорит о них так, будто бы они шедевральны».


Вопросы технического плана никогда не волновали Джулию Кэмерон, ее образы никогда не были статичными и все время двигались, раскрывали себя в движении. Кэмерон никогда не пыталась подражать другим фотографам, она видела мир сквозь призму объектива по-своему, неповторимо и неотразимо. Ее снимки впечатляют, они несут некий скрытый внутренний смысл и идею.


Даже сам Виктор Гюго почтил ее вниманием, написав ей: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как это сделали вы. Я преклоняюсь перед вами».


Кроме того, перед объективом ее камеры в разное время оказывались Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Генри Лонгфелло и многие другие.


Фрэнсис Джонстон


(1864–1952)


Известными фотографами становятся волей случая, и никак иначе. Фрэнсис Джонстон жила и горя не знала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил ей первую фотокамеру. Собственно, именно с этого момента жизнь Джонсон и изменилась. В скором времени она отправляется путешествовать по Европе в качестве фотографа. Фрэнсис работает в Eastman Kodak, а уже 1895 году открывает собственную фотостудию. Джонстон, имея доступ в высшие круга общества того времени, запечатлевала на пленке знаменитостей той эпохи. Щелчки затвора ее камеры можно было услышать в Белом доме, за что и получила прозвище «придворного фотографа». Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорит о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» (What a Woman Can Do With a Camera).


На этом я и хотел бы закончить свой рассказ о первых женщинах-фотографах. Их было не так много, но история предпочла забыть их имена, оставив на память лишь снимки…

фото женщин

АФРИКА      //     Азия     //     БЛИЖНИЙ ВОСТОК     //     США + КАНАДА     //                                                                                                                                                                                

НАДА ХАРИБ
Триполи, Ливия
nadaharib.wordpress.com
@nada_harib // @haribnada

АСМАА ВАГУИХ
Каир, Египет + Стамбул, Турция
www. asmaawaguih.com
@asmaawaguih // @asmaawaguih2

HEBA KHAMIS
Каир, Египет + Амстердам, Нидерланды
www.hebakhamis.com
@hebakhamis_

RAHIMA GAMBO
Абуджа, Нигерия
www.rahimagambo.com
@rahimagambo // @rahimagambo

RUTH MCDOWELL
Аккра, Гана + Лагос, Нигерия
www.ruthmcdowall.com
@ruthmcdowall // @ruthmcdowallnz

AMI VITALE
Миссула, штат Монтана, США + Северная Кения
www.amivital.com
@amivitale // @amivee

АЛИССА ЭВЕРЕТТ
Найроби, Кения
www.alissaeverett. com
@alissaeverett // @alissaeverett

БТИХАЛ РЕМЛИ
Марракеш, Марокко
www.btihalremli.com
@btihal_remli

JODI WINDVOGEL
Кейптаун, Южная Африка
www.jodiwindvogel.com
@jodiwindvogel

ЭЛИЗА ПАУЭЛЛ
Моши, Танзания
www.elizapowellphotography.com
@elizapowellphotography

HIND BOUQARTACHA
Сале, Марокко
www.hindbouqartacha.com
@hindbouqartacha

CHRISTINA RIZK
Каир, Египет + Берлин, Германия
www.christinarizk.com
@christinarizk // @rizkchristina

КРИСТИНА ГОЛДБАУМ
Могадишо, Сомали
www. christinagoldbaum.com
@christinagoldbaum // @cegoldbaum

REHAB ELDALIL
Каир, Египет
www.rehabeldalil.com
@rehabeldalil

ANNA BOYIAZIS
Лос-Анджелес, Калифорния, США + Занзибар, Танзания
www.annaboyiazis.com
@annaboyiazis

RICCI SHRYOCK
Дакар, Сенегал
www.riccimedia.com
@ricci_s // @ricci_sh

НАТАЛИЯ ЖИДОВАНУ
Найроби, Кения
www.natalia-jidovanu.photoshelter.com
@nataliajidovanu // @njidovanu

WANINI KIMEMIAH
Найроби, Кения
headfulofkinks.wordpress.com
@headfulofkiinks

ANDREEA CAMPEANU
Джуба, Южный Судан + Клуж-Напока, Румыния
www. andreea-campeanu.com
@andreeacampeanu // @andreeac

EMMA NZIOKA
Найроби, Кения
www.500px.com/emnzioka
@coco.emmah // @coco_em

МОНИКА МВАНГИ
Найроби, Кения
monicahnjeri.wordpress.com
@monicahmwangi_ // @monicahmwangi

ДЖОРДЖИНА ГУДВИН
Найроби, Кения
www.georginagoodwin.com
@ggkenya // @ggkenya

NNEKA EZEMEZUE
Лагос, Нигерия
www.nnekaezemezue.com
@nnekaezemezue // @nnekaezemezue

НАТАЛИЯ ГОРМАЛОВА
Аккра, Гана
www.natalijagormalova.com
@kino_zen

СИДЕЛЬ УИЛЛОУ СМИТ
Кейптаун, Южная Африка
www. willowphoto.co.za
@sydellewillowsmith // @sunshinecinema

CRISTINA ALDEHUELA
Аккра, Гана
www.cristina-aldehuela.com
@cristina.aldehuela // @crisaldehuela

ЧИДАЛУ ИРЕН ОКЕКЕ
Лагос, Нигерия
vsco.co/chidalu
@chidalutakes

NEEMA NGELIME
Дар-эс-Салам, Танзания
neema.persona.co
@thebongolese

GIULIA FRIGIERI
Рабат, Марокко + Рим, Италия
www.giuliafrigieri.com
@giuliamargot

ГРЕЙС ТЕМБО
Лилонгве, Малави
www.sheenastudio.com
@sheena.photography // @sheena.studio

BERNADETTE VIVUYA
Гома, Демократическая Республика Конго
bernadettevivuya. blogspot.com
@bernadettevivuya // @betty_vivuya

RAÏSSA RWIZIBUKA
Букаву, Демократическая Республика Конго
@raissa_rkar

МАРЦИЯ ЭЛИЗАБЕТ
Йоханнесбург, Южная Африка
newworkwits.co.za/project/marcia-greyling
@marcia_joy_elizabeth

VICTOIRE DOUNIAMA
Браззавиль, Республика Конго
www.victoire-douniama.com
@victoirephotography

LEBOHANG KGANYE
Йоханнесбург, Южная Африка
www.lebohangkganye.co.za
@lebohang_kganye // @lebohang_kganye

AYESHA KAZIM
Кейптаун, Южная Африка
www.ayeshakazim.com
@ayeshachasm // @ayeshachasm

ETINOSA YVONNE
Абуджа, Нигерия
www. etinosayvonne.me
@etinosa.yvonne // @etinosa_yvonne

LAURA EL-TANTAWY
Каир, Египет + Лондон, Великобритания
www.lauraeltantawy.com
@laura_el_tantawy // @lauraeltantawy

PAMELA TULIZO
Гома, Демократическая Республика Конго
@pamelatulizo // @pamelatulizo

YAGAZIE EMEZI
Лагос, Нигерия
www.yazieemezi.com
@yagazieemezi // @yagazieemezi

CHRISTENA DOWSETT
Найроби, Кения
www.christenadowsettphoto.com
@ChristenaDowsett

ESTHER SWEENEY
Найроби, Кения
www.esthersweeney. com
@sweeney_queen

НИКОЛЬ СОБЕЦКИ
Найроби, Кения
www.nicholesobecki.com
@nicholesobecki // @nicholesobecki

ADDIS AEMERO
Аддис-Абеба, Эфиопия
@addis_aemero // @addisaemero

SARA SALLAM
Каир, Египет + Делфт, Нидерланды
www.sarasallam.com
@sarasallam

DE LOVIE KWAGALA
Йоханнесбург, ЮАР + Кампала, Уганда
www.deloviephotography.com
@deloviephotography

MIORA RAJAONARY
Йоханнесбург, Южная Африка
www.miorarajaonary.photoshelter.com
@miorarajaonary // @miorarajaonary

ФАРДОСА ХУССЕЙН
Могадишо, Сомали
fardosahussein. visura.co
@fardee_dee // @fardee86

HILINA ABEBE
Аддис-Абеба, Эфиопия
www.hilinaabebe.com
@sincerelyhilina // @hilycious

SARAH WAISWA
Найроби, Кения
www.sarahwaiswa.com
@lafrohemien // @lafrohemien

FATMA FAHMY
Каир, Египет
www.fatmafahmy.com
@fatmah.fahmy

НАДА ЭЛИССА
Каир, Египет
www.nadaelissa.com
@nakafo

БАРБАРА МИНИШИ
Найроби, Кения
www.barbaraminishi.com
@barbaraminishi // @barbaraminishi

KEFILWE MONOSI
Габороне, Ботсвана
fifimonosi. visura.co
@fifimonosi // @fifimonosi

МАРТА ТАДЕССЕ
Аддис-Абеба, Эфиопия
www.marthinolly.com
@marthinolly // @marthinolly

LEE-ANN OLWAGE
Кейптаун, Южная Африка
www.leeannolwage.com
@leeannolwage

НЕЛЛИ АТИНГ
Йола, Нигерия
www.nellyating.com
@nelly_ating // @nellyating

АЛЕТТА ХАРРИСОН
Кейптаун, Южная Африка
www.alettaharrison.com
@alettaharrison // @alettaharrison

ARLETTE BASHIZI
Гома, Демократическая Республика Конго
@arty_bashizi // @arlettebashizi

LAUREN MULLIGAN
Йоханнесбург, Южная Африка
www. laurenmulligan.com
@backintoday // @blahgrapher // @laurenm_photo

GRACE EKPU
Лагос, Нигерия
www.graceekpu.com
@graceekpu // @camerassassin

SAMANTHA REINDERS
Кейптаун, Южная Африка
www.samreinders.com
@samreinders // @samreinders

ZOE VINCENTI
Милан, Италия + Касабланка, Марокко
www.zoevincenti.photoshelter.com
@zoe.vincenti // @zoevincenti

ESTHER MBABAZI
Кампала, Уганда
www.esthermbabazi.com
@esther_mbabazi

NATHALIE BERTRAMS
Брюссель, Бельгия + Йоханнесбург, Южная Африка
www. crossingborders.info
@crossing.borders // @nbertrams

ДОАА НАСР
Асьют, Египет
doaanasrphoto.wordpress.com
@du_doaa // @doaanasr_

ХАДЖАРА НАЛВАДДА
Кампала, Уганда
@ajar_nalwadda // @ajar_nalwadda

Добро пожаловать в женскую фотографию! Наслаждайтесь просмотром сайта по регионам, используя меню выше. Для доступа к полной базе данных, которая включает контактную информацию, языки общения, информацию о HEFAT и многое другое, отправьте электронное письмо по адресу [email protected].

ELIJAH NDOUMBÉ
Кейптаун, Южная Африка
www.elijahndoumbe.com
@elijahndoumbe

SIMA DIAB
Каир, Египет
www. simadiab.com
@sima_diab // @simadiab

ЭМИЛИ РЕНЬЕ
Дакар, Сенегал
www.emilieregnier.com
@em.regnier // @emregnier

HANA GAMAL
Каир, Египет
www.hanagamal.com
@hanaperlas // @hanaperlas

ALEXIA WEBSTER
Кейптаун, Южная Африка
www.alexiawebster.com
@alexiawebster // @alexiawebsterSA

LAYLAH AMATULLAH BARRAYN
Дакар, Сенегал + Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США
www.laylahbarrayn.com
@laylahb

FATI ABUBAKAR
Майдугури, Нигерия
www.bitsofborno.com
@fatiabubakar_ // @fatiabubakar_

LEY UWERA
Гома, Демократическая Республика Конго
www. leyuwera.tumblr.com
@leyuwera1 // @ley_uwera

NEO NTSOMA
Йоханнесбург, Южная Африка
www.neontsomaproductions.com
@neontsoma // @neontsoma

ADRIANE OHANESIAN
Найроби, Кения
www.adrianeohanesian.com
@adrianeohanesian // @adrianeoh

EMAN HELAL
Каир, Египет
www.emanhelal.com
@emanhelal754

ХАДИДЖА ФАРА
Найроби, Кения
www.kmfarah.com
@farahkhad // @kmfarah

CYNTHIA MATONHODZE
Хараре, Зимбабве
www.cynthiamatonhodze.com
@cynthiamatonhodze // @cynthiamato

MAHEDER HAILESELASSIE TADESE
Аддис-Абеба, Эфиопия
www. maheder.photography
@maheder_haileselassie

ROOPA GOGINENI
Найроби, Кения
www.roopagogineni.com
@roopagogineni // @roopagogineni

GULSHAN KHAN
Йоханнесбург, Южная Африка
www.gulshankhan.com
@gulshanii // @let_zephyrspin

ZOE FLOOD
Найроби, Кения + Лондон, Великобритания
www.zoeflood.com
@zoe_flood // @zoe_flood

LINDA BOURNANE ENGELBERTH
Алжир, Алжир + Осло, Норвегия
www.lindabournane.com
@lindabournane

ВАНЕССА ЭНДЕЛИ
Абуджа, Нигерия
www.vanessaendeley.com
@vanessaendeley_ // @vanessaendeley_

HADEER MAHMOUD
Каир, Египет
www. hadeermahmoud.com
@hadeermahmoud1

АМИНА КАДУС
Каир, Египет
www.aminakadous.com
@amina.kadous

AURELIE MARRIER D’UNIENVILLE
Кейптаун, Южная Африка
www.aureliemarrierdunienville.com
@aurelie_dunienville // @aureliemarrier

Кения-Джейд Пинто
Найроби, Кения + Торонто, Онтарио, Канада
www.kenyajade.com
@kenyajade // @kenyajade

MAIKE MCNEILL
Кейптаун, Южная Африка
www.honestwork.co.za
@honest work_maike

СУМЫ САДУРНИ
Кампала, Уганда
www.sumysadurni.com
@sumysadurni // @sumy_sadurni

NYANCHO NWANRI
Лагос, Нигерия + Westfield, Гамбия
www. nyanchonwanri.com
@nyancho_nwanri

DIANA ZEYNEB ALHINDAWI
Гома, Демократическая Республика Конго + Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США
www.dianazeynebalhindawi.com
@dianazeynebalhindawi // @dianazalhindawi

CRYSTALINE RANDAZZO
Йоханнесбург, Южная Африка
www.crystalinerandazzo.com
@crandazzophoto // @crandazzophoto

ЭННИ РИСЕМБЕРГ
Бамако, Мали
www.annierisemberg.com
@annie_risemberg // @annierisemberg

OLA ALSHEIKH
Хартум, Судан
www.olaalsheikh.com
@ola_alsheikh_photography // @olaalsheikh

CLAUDIA WIENS
Каир, Египет + Севилья, Испания
www. claudiawiens.com
@claudiawiens // @claudiawiens

YZZA SLAOUI
Касабланка, Марокко + Лондон, Великобритания
www.yzzaslaoui.com
@yzzaslaoui

ESTHER N’SAPU
Гома + Букаву, Демократическая Республика Конго
visura.co/esthernsapu
@esther_nsapu // @Ensapu1

TENDAI MARIMA
Зимбабве
www.tendaimarima.com
@i_amten // @i_amten

Команда — Женская фотография

Даниэлла Зальцман, основатель и исполнительный директор

[email protected]   | dan.iella.net   | @dzalcman   | @dzalcman

Даниэлла Зальцман — вьетнамско-американский фотограф-документалист из Нового Орлеана. Ее работа, как правило, сосредоточена на наследии западной колонизации, от роста гомофобии в Восточной Африке до принудительного ассимиляционного образования детей коренных народов в Северной Америке. Ее текущий проект Signs of Your Identity является лауреатом премии Арнольда Ньюмана, премии Роберта Ф. Кеннеди в области журналистики, премии FotoEvidence Book Award, премии Inge Morath Foundation Magnum Foundation и является частью Moving Walls 24 Foundation Open Society Foundation. Колумбийский университет со степенью в области архитектуры.

Мэллори Бенедикт, руководитель программ

[email protected]   | @_mallorybenedict   | @mallorybenedict       

Мэллори Бенедикт — фоторедактор отдела культуры и истории National Geographic. Она размещает оригинальные короткие и полные истории для печатных, цифровых и мобильных платформ. Она заказывала рассказы, которые были признаны Американским обществом редакторов журналов (ASME), Международным конкурсом фотографий года (POYi) и Обществом дизайнеров публикаций (SPD). Окончила школу журналистики Университета Миссури по специальности фотожурналистика.

Сара Икоу, Выставки и специальные проекты

sara@womenphotograph. com   | @sasickow  ​​ | @sasickow

Сара Икоу — старший менеджер отдела выставок и коллекций в Международном центре фотографии. Ранее она работала помощником куратора и менеджером коллекций в Национальной портретной галерее Смитсоновского института в их отделе фотографий, а также внештатным менеджером коллекций. Она получила степень магистра истории искусств в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета, где изучала фотографию и медиа-искусство, основанное на времени, и написала диссертацию об Уокере Эвансе в 19-м веке.30 с. Она получила степень бакалавра в Тринити-колледже, штат Коннектикут, по французскому языку и истории искусств.

Ви Нгуен, координатор

[email protected]   | viwashere.com   | @vi_was_here

Ви Нгуен — бруклинский режиссер-документалист, фотограф и педагог. Она имеет степень бакалавра когнитивной психологии Техасского университета в Остине и степень магистра мультимедиа, фотографии и дизайна Сиракузского университета.