Первый фотограф россии: История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.

История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.

История фотографии в России

8 октября 2011
Текст:Петр Ангарский

Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие. Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.

В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX — XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».

Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры начал использовать меха. Он же первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагеротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.

Цесаревна Мария Федоровна с сыном Ники. Сергей Левицкий.

Групповой портрет русских писателей. Сергей Левицкий 1856 г.

Портрет Д.И. Менделеева. Сергей Левицкий. С-Петербург, апрель 1861 г.

Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.

Андрей Деньер (1820-1892). Санкт-Петербург.

Поэтесса Зинаида Гиппиус. Санкт-Петербург. Андрей Деньер.

В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.

В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.

Максим Дмитриев (1858-1948)

Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г.

Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года — сотрудника Российской Академии наук.

Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.

Евгений Буринский (1849-1912)

Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.

Климент Тимирязев (1843 — 1920)

Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.

Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.

Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества.

По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.

Фотографии из «Донского альбома» Ивана Болдырева.

Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.

Сергей Лобовиков (1870-1941)

Домовница. Сергей Лобовиков.

Портрет отца Ф. И. Шаляпина. Сергей Лобовиков.

В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.

Пример раскрашенной фотографии. Федецкий Альфред Константинович (1857-1902).

В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.

Портрет Сталина. 1952 г. Фотограф Иван Шагин, художник Виктор Семенов

Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.

В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.

Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.

На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.

Петр Ангарский
http://www.connect.ru/article.asp?id=3405

История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.

___________________________

Читайте также:

Ольга Родионова — модель Ньютона и Лашапеля.

Первые фотографы городов Российской империи

В дополнение к обзору Самые первые снимки городов бывшего СССР.
В этом справочнике-указателе мы постараемся обобщить сведения о фотографах, которые делали

видовые снимки городов

Российской империи до 1885 года. Имена и судьбы некоторых из них хорошо известны, от других не сохранилось даже дат жизни. Их биографии и творческое наследие ещё предстоит исследовать краеведам.
Прошу всех читателей давать свои уточнения и дополнения.

АЛЕКСЕЕВ Фёдор Андреевич, один из первых фотографов  Тверской губернии. В 1863 г.  открыл ателье в Твери, затем в Кашине (1874) и Калязине.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Пётр, один из первых тверских фотографов (открыл своё ателье в 1858 г.). В 1863 г. издавал собственный журнал «Фотографическая иллюстрация», в котором опубликованы старейшие снимки Твери, Смоленска и Минска.

БАРЩЕВСКИЙ, Иван Фёдорович (1851-1948), один из патриархов русской архитектурной фотографии. С 1881 г. снимал Ярославль, Ростов Великий и многие другие русские исторические города.

БЕРМАН, Алфонс (Alfons Beermanis), сделал первую известную фотографию Риги в 1854 г.

БИАНКИ, Иван Карлович (Джованни Бьянки, Giovanni Bianchi) (1811-1893), швейцарец, один из первых фотографов Санкт-Петербурга (с 1852 г. ). В 1855 г. снимал Москву.

БИРКИН, Дмитрий Гаврилович (1819-1886), генерал-лейтенант, инженер-строитель, владелец фотографической мастерской в Киеве. Один из основателей первого общественного объединения русских фотографов – Пятого светописного отдела Императорского Русского технического общества. Снимки Киева 1869 г.

БИШЕВСКИЙ Владислав Ефимович ( — 1918) — вятский фотограф, владелец фотоателье. Его ранние снимки Вятки были опубликованы в альбоме-приложении к книге графа Г.А. Милорадовича «Вятка и ее достопримечательности»

БЮРО, Фердинанд (Ferdinand Bureau) (1820?-1893, Москва), французский подданный, русский фотограф. Снимал Москву с 1858 г., а с 1865 по 1878 г. имел в ней своё фотоателье «Фотография Императорских театров» в Москве. В 1862 г. сделал одни из самых первых снимков Владимира-на-Клязьме и Нижнего Новгорода. В нашем блоге ему посвящён отдельный тег.

ВИШНЕВСКИЙ, Степан Михайлович, один из первых астраханских фотографов (открыл свой кабинет в 1861 г. ). Сохранилась его серия снимков Астрахани 1866-67 гг.

ВЫСОЦКИЙ Константин Николаевич (1836-1886), первый профессиональный фотограф Тюмени. Открыл своё ателье и начал снимать виды города с 1867 г.

ГИЛЬФЕРДИНГ, Александр Федорович (1831-1872), фольклорист, историк, член Петербургской Академии наук. Сделал самый перый известный снимок Каргополя (1871 или 1872 г.).

ГОЛЬДБЕРГ, Бернард Николаевич и его сыновья Игнатий и Николай работали в Калуге с 1864 года, оставив множество видовых снимков этого города.

ГОФМАН, Август Карлович, первый фотограф Иркутска, открыл своё заведение ещё в 1858 году и работал до 1906 г. Сохранилось много его видовых фотографий, начиная с 1860 г. Подробнее о нём. Вероятно, также сделал первую фотографию Красноярска в 1863 году.

ДАВИНГОФ, Герман Христианович, мещанин из Риги, профессиональный фотограф. С 1870 г. работал в Вологде, затем в Архангельске и Калуге.

ДРАЛЬ, Роберт Карлович, прусский подданный, открыл фотографию в Смоленске в 1863 году. В Брянске с 1877 года.

ДУБРОВСКИЙ, Фёдор Дмитриевич, владел ателье в г. Александрове Владимирской губернии с 1878 по 1885 г. В 1879 или 1880 г. сделал старейшие известные снимки Переславля-Залесского

ДЫБОВСКИЙ, Бенедикт (Венедикт) Иванович (1833–1930), камчатский окружной врач и естествоиспытатель. Сделал первые снимки Петропавловска-Камчатского (1881-1882)

ЕРМАКОВ, Дмитрий Иванович (1845 или 1846-1916), военный топограф, фотограф-путешественник, ориенталист, этнограф. Фотографией занимался с 1866 г. Ранние снимки Тифлиса, Батума и других городов Кавказа. Архив хранится в Тбилиси.

ЗАУЕРВЕЙД, Николай Александрович (1836-1866), петербургский живописец и фотограф, в 1862-63 гг. снимал памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

ЗЕЙФЕРТ, Михаил (1832-1894), снимал Выборг с 1862 г.

ИВАНИЦКИЙ, Александр Борисович (1811-1872), горный инженер генерал-майор. В 1858 г. сделал первые известные снимки Тифлиса.

КАМПРАД (КАМПРАДА?), Карл И. , автор первых известных снимков Псковщины. В 1872 г. был издан его альбом «Виды Пскова и его окрестностей». Тексты к тридцати снимкам были подготовлены знатоком истории Псковского края И.И. Василёвым.

КАРЕЛИН, Андрей Осипович (1837-1906), один из первых нижегородских фотографов. В 1869 г. открыл свою фотомастерскую «Фотография и живопись». В 1870 г. вместе с живописцем И. И. Шишкиным создал альбом «Нижний Новгород»

КОЛПАКЧИ Константин И. (Колпакчеев), один из первых севастопольских фотографов. Известна его серия снимков этого города 1872 г.

КОРДЫШ, Иосиф (Ioseph Kordysch) (? – 1878, Киев), один из первых киевских фотографов (открыл ателье в 1868 г.). В 1870-е выполнил несколько десятков видов Киева.

ЛЕЙЦИНГЕР (Leizinger), Яков Иванович (Якоб Иоганн) (1855- 1914, Архангельск). В 1881 г. переезжает в Архангельск и открывает собственную фотографию, автор многих ранних снимков этого города.

ЛЕКТОРСКИЙ, Алексей Петрович, один из первых фотографов Калуги, открыл своё ателье в городе в 1878 г.

ЛЕРЕБУР, Ноэль Пеймаль (Noël Marie Paymal Lerebours) (1807-1873), французский дегерротипист. В 1841-1842 гг. сделал старейшие известные снимки Москвы.

ЛОККЕ, Герман Фёдорович, один из первых фотографов Казани. Прусский подданный из Мемеля (Клайпеда). Работал в Казани в 1864-1876 гг. и с 1879 г. Сочетал портретную и видовую съёмку.

ЛОРЕНС, Альфред Федорович (Альфред Эдуард Иоанн) (1830–1896), с 1862 г. делал снимки Санкт-Петербурга и окрестностей, снимал также в Новгороде.

ЛЬВОВ, Георгий (Юрий) Павлович, историк, художник-рисовальщик, академик. Согласно документам Военно-исторического архива в 1858–1859 гг. Ю.П.Львов производил съемку «древностей Новгорода и Старой Ладоги» (хотя слово «съёмка» в то время означала не только фотографирование).

ЛЯДОВ, Н.П., художник, в 1874 г. открыл фотоателье в Старой Руссе. В 1878 г. выпустил альбом «Виды г. Новгорода» по заказу Новгородского губернского статистического комитета.

ЛЯХМАЙЕР, Флориан Станиславович, один из первых фотографов Сибири и Урала. В 1870-х и 1880-х гг. работал в Екатеринбурге, Тюмени и Тобольске.

МАК, Джей (J. Mack), британский фотограф, в 1856 г. сделал серию фотографий Москвы.

МЕЗЕР, Франц де (Franciszek de Mezer) (1830-1922), один из первых киевских фотографов. Открыл своё заведение в 1865 г. Подробнее о нём

МУЛЯК, Фома Варфоломеевич, муромский фотограф. В 1871-73 гг. создал фотопанораму Мурома.

МУРЕНКО, Антон Степанович (1837-1875). В 1858 сделал самое первое фото Оренбурга, а также первые снимки в истории Бухары и Хивы. В 1861 году сделал самый ранний известный снимок Нижнего Новгорода, в 1863 г. — Саратова, в 1867 г. издал «Альбом фотографических видов Симбирска». В 1860-е снимал также в Самаре. В ИИМК РАН хранится в единственном экземпляре его альбом дагерротипных снимков «От Оренбурга через Хиву до Бухары. Светопись артиллерии подпоручика Муренко»,

НАСТЮКОВ, Михаил Петрович. Занимался фотографией с 1858 по 1883 (?) год. В 1860 году основал заведение в Нижнем Новгороде, в 1862 году — в Москве. Автор первых систематических обзоров городов и других достопримечательных мест России. В 1866-67 гг. подготовил фотоальбом «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани». В 1870 (?) г. — «Альбом видов Московско-Брестской железной дороги». В 1873 г. — «Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства» по заказу Академии художеств (виды Владимира и Суздаля). Делал также снимки Киева, Смоленской губернии, Бородинских мест. В нашем блоге Настюкову посвящён специальный тег.

НОСТИЦ, Иван Григорьевич (1820-1905), генерал-лейтенант, участник Кавказской войны, выдающийся фотограф-любитель. В частности, в 1859 г. сделал старейшее фото Кисловодска.

ПАУТОВ, Павел Семенович, титулярный советник, профессиональный фотограф, первым в Тобольске открыл фотосалон (1864) и сделал первую серию видовых снимков города (1864). В 1870 г. переехал в Пермь.

ПЕКАРСКИЙ, Ярослав Александрович (?-1889), один из первых фотографов Олонецкой губернии. Свидетельство на право работ было выдано Я. А. Пекарскому 15 января 1866 г.  Около 1880 г. запечатлел Петрозаводск, некоторые районы Карелии, Посвирья и Вытегорье. Снимки были изданы в 1884 году в виде альбома «Олонецкая губерния».

ПРИОРОВ, Михаил Капитонович (1842-после 1916), военный инженер, архитектор, участник археологической экспедиции в Туркестан (1866-67 гг.) ходе которой сделал первые известные фотографии Ташкента (1866).

РОБЕРТСОН, Джеймс (James Robertson) (1813-1888), один из первых британских военных фотографов. Во время Крымской войны в 1855 г. сделал первые снимки Севастополя и Керчи.

РЫЛЬСКИЙ, Александр Фёдорович (Филиппович), один из первых фотографов Екатеринодара (с 1864 по 1872 г.) и Ялты (с 1872 г.).

РЫТВИНСКИЙ Иван Фомич, поляк, ссыльный. Занимался фотографией в Вятке с 1867 г. Его виды Вятки экспонировались в 1872 г. на Политехнической выставке в Москве.

ФЕНТОН, Роджер (1819-1869), британский фотограф. В 1852 г. сделал самые ранние известные снимки Киева, а также много фотографий Москвы и Санкт-Петербурга. В 1854-55 гг. снимал события Крымской войны. В нашем блоге ему посвящён специальный тег.

ЧАРНЕЦКИЙ Рафаил Андреевич (? — 1912), один из первых фотографов Чернигова. Самый ранний его снимок города датируется не позднее 1871 года.

ШЕВЯКОВ-КРАСОВСКИЙ, Александр Петрович (?-1884), фотограф. В 1860-е и 1870-е снимал Белозерск, Вологду, Галич, Пошехонье, Тотьму, Чухлому, Царицын.

ШЛЕССИНГ (ШЛЕЗИНГ), Эдуард, первый орловский фотограф (открыл своё заведение в 1861 г.). В 1863 г. запечатлел города Орёл и Болхов.

ЮРКОВСКИЙ, Сигизмунд Антонович (1838?—1901). В 1866 переехал в Витебск и посвятил ему 35 лет своей жизни, став настоящим фотолетописцем этого города. В 1867 г. открыл одно из первых фотоателье в Витебске. Изобрёл шторно-щелевой затвор, который позволял сократить время выдержки с 20 секунд до мгновенной. Недавно вышла книга о фотонаследии Юрковского. См. также биографию Юрковского.

Не удалось найти никаких сведений про автора старейших снимков Ижевска В. Вяткина (1868).

P.S. Справочник дореволюционных фотографов по губерниям

Фотографы, запечатлевшие Россию накануне революции

Опубликовано вИстория

Сергей Прокудин-Горский и Максим Дмитриев задокументировали совершенно разные грани России конца 1800-х и начала 1900-х годов.

к
Билли Анания

Сергей Прокудин-Горский, Группа рабочих на сборе чая возле Чаквы в Грузии, 1905-1915 (все изображения предоставлены Wikimedia Commons)

За десятилетия, предшествовавшие Октябрьской революции, Российская империя уже рушилась. В первые 15 лет 20-го века два крупных промышленных кризиса сменились экономическим коллапсом, когда царь Романов Николай II направил вооруженные силы на войны с Японией и Германией, что замедлило производство и вызвало нехватку продовольствия. Две революции в 1917 эффективно победила монархию в разгар Первой мировой войны, что привело к распаду империи и образованию Советского Союза.

До этого переворота два русских фотографа, Сергей Прокудин-Горский и Максим Дмитриев, прославились, документируя повседневную жизнь при позднем царизме. Хотя они были современниками, их работы представляют очень разные точки зрения на регион. Изображения Прокудина-Горского высокого разрешения и бесспорно великолепны, как и одни из первых цветных фотографий в России. Напротив, картины Дмитриева о крестьянских деревнях обнажали мрачные условия жизни большей части империи. Архивы этих двух мужчин и различия в их личных историях иллюстрируют использование ранней фотографии как в империалистической пропаганде, так и в документальной журналистике.

Максим Дмитриев, Производство ложек в деревне Деяново Поволжья, 1897

Родившийся в Муроме в дворянской семье, Прокудин-Горский изучал химию в Санкт-Петербургском государственном технологическом и художественном институте при Императорском университете искусств. Он женился на дочери промышленника и стал директором правления своего тестя. Оттуда он присоединился к Императорскому русскому технологическому обществу (ИРТО), выдающейся научной организации того времени, где он получил доступ к передовым технологиям камеры. Через несколько лет он стал президентом секции фотографии ИРТО и редактором популярного в России фотожурнала «9».0015 Фотограф-Любитель ( Фотолюбитель ).

Прокудин-Горский, торговец дынями, одетый в традиционную среднеазиатскую одежду, у своего прилавка на рынке Самарканда в современном Узбекистане, 1905-1915 гг. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, а также Николай II и его семья. Царь так восхищался его работой, что поручил фотографу задокументировать огромное население и пейзажи России. с 19С 09 по 1915 год Прокудин-Горский создал более 10 000 цветных фотографий самых разных людей и мест, входивших в империю, которая в то время покрывала почти 23 миллиона квадратных километров Европы и Азии. Николай предоставил Прокудину-Горскому фотолабораторию в железнодорожном вагоне, где он мог создавать яркие цветные проекции, добавляя красные, зеленые и синие фильтры к черно-белым экспозициям. Большая часть его работы была направлена ​​на то, чтобы познакомить школьников с разнообразием культур России и ее растущей модернизацией. Качество этих изображений, наряду с их первозданной композицией, создают визуальный эффект выравнивания между классовыми различиями, изображая каждую сферу жизни по-своему прекрасной.

Прокудин-Горский, Общий вид Артвина из местечка Свет, 1912 г.

Несмотря на свою уникальность, эти изображения, тем не менее, кажутся очень постановочными. Портреты крестьян показывают, что они позируют вместе и смотрят прямо в камеру, казалось бы, преодолевая свой экономический статус через эстетический подъем — своего рода бедность с достоинством. В портрете Сайида Мир Мухаммад Алим-хана, последнего эмира династии узбекских мангитов, использованы почти те же композиционные и цветовые фактуры, что и в портрете простолюдина, курящего кальян на самаркандской улице. Яркий портрет Льва Толстого, сделанный за два года до его смерти, показывает Война и мир Автор сидит в пасторальной обстановке на открытом воздухе. На изображении с высоким разрешением запечатлены все малейшие признаки старости на руках и лице Толстого, что является ошеломляющим достижением для 1908 года.

Прокудин-Горский, Лев Толстой в Ясной Поляне, 1908 г. Более скромное начало Дмитриева привело его в другом направлении. Родившийся из простолюдинов в Тамбове, он с юных лет работал на хлеб, плел корзины и читал над умершими гимны. Несмотря на эти нехватки времени, он преуспел в учебе и в 15 лет стал учеником известного русского фотографа М.П. Настюкова, а затем Андрея Карелина. Работая в их студиях, он расширил свои знания о методах разработки, таких как замачивание пластин, обработка и ретушь.

Дмитриев, Люди, обедающие в селе Пралевка Лукояновского уезда, 1891-1892

В 1879 году Дмитриев переехал в Нижний Новгород и начал снимать сцены из быта — море и пейзажи, православные и мусульманские обряды, монахов в паломничестве, рабочих вдоль река Волга. После создания портфолио он отправился в Париж и принял участие в нескольких групповых выставках. Его фотографии тюремных строителей вызвали ажиотаж среди зрителей; некоторые критиковали содержание, других тронула их честность. Вернувшись в Россию, он продолжил снимать нестандартные сцены страданий. Его монография Неурожайный год задокументировал небольшую деревню, страдающую от неурожая. Голодные крестьяне появляются в лохмотьях рядом с врачами и социальными работниками, которые распределяют хлеб по карточкам и ухаживают за больными в ветхих домах.

Большевистская революция повлияла на карьеру обоих фотографов, поскольку Советский Союз породил новые парадигмы неравенства и политического искусства. Работа Дмитриева 1890-х годов остается одним из самых ранних примеров фотожурналистики в России, где визуальное разоблачение неравенства изменило общественное мнение, и он оставался в Нижнем Новгороде до самой смерти. Тем временем Прокудин-Горский лишился финансирования с казнью семьи Романовых и поселился в Париже.

Дмитриев, Кулачный бой перед ночлежкой Н.А. Бугрова, Нижний Новгород

Фотографии Дмитриева предшествовали прогрессивной эре на Западе, когда фотография способствовала проведению серьезных социальных реформ, вызванных индустриализацией. Прокудин-Горский избегал этих более мрачных аспектов крестьянской жизни, чтобы продать больше империи, что частично объясняет, почему его изображения настолько безупречны. Это похоже на острое представление о том, как сегодня работают корпоративные СМИ, в которых красивое изображение может заменить более содержательную критику неравенства. Он также показывает, как фотография продолжает функционировать на арт-рынке, когда изображение страдания зарабатывает немалые деньги при правильном стиле.

Сегодня Прокудин-Горский остается провидцем цветной фотографии и ставит все галочки перед западной иконой, а Дмитриев почти канул в безвестность. Между прочим, в 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела архив Прокудина-Горского, а работу Дмитриева практически невозможно найти в Интернете. Кажется странным, что Дмитриев не был бы более известен как предшественник социальных реформаторов 20-го века, но советский авангард быстро обогнал обоих фотографов по стилю и содержанию, устремив медиума в новую эпоху.

Дмитриев, Дом татарина Соловатова в селе Кадомка Сергачского уезда, 1891-1892 гг.

Иногда выставки, посвященные идентичности, требуют слишком многого от носителей идентичности, ожидая, что они открыто расскажут о своем опыте.

от AX Mina

Really Free: The Radical Art of Nellie Mae Rowe полна примеров творческого аллегорического искусства художницы.

Экин Эркан

Выставка в Музее города Нью-Йорка посвящена Большому Яблоку в самой сезонной (и самой вкусной) форме из всех.

Элейн Вели

Музей секса, базирующийся в Нью-Йорке, обнародовал планы расширения во Флориду в 2023 году.

by Sarah Rose Sharp

Срок полномочий правого популиста был отмечен эстетикой кампании и фан-артом, который считался в лучшем случае безвкусным.

Сейдж Бер

На этой неделе загадочный портрет Джоан Дидион с учетом Кэроли Шнееманн, приватизации библиотек, дискриминации далитов, «великой интернет-войны недовольства» и многого другого.

Храг Вартанян и Лакшми Ривера Амин

На выставке в Музее Генри Форда в Детройте представлено 7000 рождественских украшений, от традиционно праздничных до весьма причудливых.

Сара Роуз Шарп

Рисунки, которые, по словам экспертов, не подлежат восстановлению, имеют особое значение для Мирнинга.

Элейн Вели

Tagged: Статьи, Документальный, Фотография, Россия, Советский Союз

Билли Анания — редактор, критик и журналист из Нью-Йорка, работа которого сосредоточена на политической экономии в индустрии культуры и истории искусства в глобальных освободительных движениях.
Билли Анания: еще

Фотограф, запечатлевший последние годы царской России, а затем исчезнувший

Делиться

Девушки из высших слоев общества обучаются танцевать мазурку в Санкт-Петербурге до 1917 года.

Монахи Коневского монастыря позируют на камнях Ладожского озера к северу от Санкт-Петербурга, около 1900 года.

Конькобежец ждет стартового сигнала на гонке в Санкт-Петербурге в начале 1900-х годов.

Это работа Карла Буллы, первого в России «аккредитованного» фотожурналиста.

Булла (на фото в конце карьеры) родился в 1855 году в сегодняшних Глубчицах на юге Польши. В то время город находился в Пруссии — немецкоязычной стране.

При обстоятельствах, забытых в истории, Булла отправился в Санкт-Петербург в возрасте 11 лет. В то время для провинциальных мальчишек было обычным делом отправляться на ученичество к ярким огням ближайшего города, но неизвестно, почему Булла решил его взгляды на далекую российскую столицу.

Главная улица Санкт-Петербурга, Невский проспект, оживленным утром в начале 1900-е годы на фотографиях Карла Буллы.

Мальчик-мигрант, говорящий по-немецки, начал свою карьеру, выполняя поручения петербургской компании по производству фотопринадлежностей. Вскоре Булла овладел русским языком и зарождающимся ремеслом фотографии. В 1875 году фотограф-самоучка открыл собственную студию.

Матильда Кшесинская, прима-балерина и бывшая любовница Николая II, последнего царя России.

Ранняя реклама его услуг заявляла, что Булла «снимает все, что необходимо, везде и в любом месте, независимо от того, находится ли он на улице или в помещении — днем ​​или в любое время ночи при искусственном освещении».

Демонстрация «лыжного паруса» на замерзшей Неве около 1910 года.

В 1886 году Булла, уже известный своим талантом и трудолюбием, получил от губернатора Санкт-Петербурга лицензию на «создание фотографических сцен столицы и ее окрестностей, при условии, что не будет создано никаких препятствий для публики и экипажей в ходе работ».

Группа лошадей спасается после обрушения моста в ледяную воду канала Санкт-Петербурга.

Получив разрешение, позволяющее ему работать практически беспрепятственно со стороны властей, Булла стал первым в России аккредитованным фотожурналистом.

Мужчина, который продает охлажденный квас — сладкий, похожий на пиво напиток из перебродившего черного хлеба, который популярен летом в России.

Булла максимально использовал свою «аккредитацию», которая открывала ему доступ к высшему обществу, а также к обездоленному и иногда жестокому миру российских низших классов.

Супница для петербургской бедноты, 1911 год.

Значительная часть населения России на рубеже веков все больше беспокоилась о политических переменах.

Группа мужчин, описанных в оригинальной подписи как «хулиганы», слонялись по улице в Санкт-Петербурге около 1910. По крайней мере, у одного из мужчин (в центре) синяк под глазом.

Настоятель монастыря южнее Петербурга в 1913 году.

Необычно четкие изображения, созданные Буллой, были результатом использования камер размером с рюкзак. В отличие от современных пленочных и цифровых датчиков, которые измеряются в миллиметрах, изображения Буллы снимались на стеклянных пластинах диаметром в несколько дюймов.

Русский писатель Лев Толстой, сфотографированный в своем имении в сельской местности к востоку от Москвы в 1908 году, в день 80-летия великого писателя.

Булла (слева) с Толстым в 1908 фотосессия.

Одно из единственно существующих описаний фотографа характеризует его лишь как «Несколько невысокого роста, худощавый, сутулый, седовласый, тихий».

Дочери последнего российского царя позируют Булле в 1914 году.

После того, как Булла получил разрешение фотографировать «в присутствии его величества царя», карьера Буллы была на пике. Он был богатым человеком с безграничными творческими возможностями. Но примерно в 1917 году он внезапно покинул Россию, чтобы жить на эстонском острове Сааремаа со своей недавно вышедшей замуж эстонкой.

Борец Карл Поспищиль позирует в мастерской Буллы.

Непонятно, почему знаменитый фотограф резко собрал вещи и отправился на безвестный остров в Балтийском море. Некоторые историки предполагают, что растущая враждебность к Германии во время Первой мировой войны утомляла носителей немецкого языка. На другую версию о том, что Булла, возможно, вел тайную жизнь среди гей-сообщества Санкт-Петербурга, намекнули западные СМИ.

Но книга, опубликованная российской исторической организацией, утверждает, что Булла покинул Россию с намерением вернуться, но события в России сделали это практически невозможным.

Фотография, сделанная сыном Карла Буллы, Виктором, через несколько мгновений после того, как толпа демонстрантов была расстреляна во время массовых беспорядков в Санкт-Петербурге летом 1917 года. Фотография сделана с крыши возле фотоателье Карла Буллы.

Какой бы ни была причина его отъезда, Булла выбрал удачный момент. После революции 1917 года царь был свергнут, столица страны погрузилась в хаос на несколько месяцев, а власть захватила новая безжалостная власть — коммунисты. Связи Буллы с высшим обществом, а также его личное богатство сделали бы его очевидной мишенью в новой России.

Булла умер в фактической ссылке на Сааремаа в 1929 году.

Фотография сына Карла Буллы Виктора коммунистической молодежной группы на тренировке в 1937 году.

Сыновья Буллы — Александр и Виктор — оба сами по себе опытные фотографы, задокументировали подъем революционного социализма в своей стране, но вскоре попали под подозрение из-за своих связей с высшим классом и германского происхождения.