Шрифт скандинавский: Журнал «Шрифт» • Letters from Sweden

Содержание

Журнал «Шрифт» • Letters from Sweden

26 марта 2018

Йоран Сёдерстрём

Настя Минасова

сли лю­ди не­иде­аль­ны, то за­чем это шриф­там? — раз­мыш­ля­ет Йо­ран Сёдер­стрём, осно­ва­тель сло­во­лит­ни с го­во­ря­щим на­зва­ни­ем Letters from Sweden. Йо­ра­н чуть бы­ло не стал му­зы­каль­ным про­дю­се­ром и в раз­го­во­ре о шриф­те вре­мя от вре­ме­ни при­во­дит му­зы­каль­ные ана­ло­гии, что­бы точ­нее объ­яс­нить свою мысль. У Йо­ра­на нет про­филь­но­го об­ра­зо­ва­ния, но он ра­бо­та­л в ди­зайн-сту­ди­ях и ре­клам­ных агент­ствах с 18 лет, а в 2011 го­ду от­крыл сло­во­лит­ню Letters from Sweden, где се­го­дня мож­но най­ти са­мо­быт­ную биб­лио­те­ку шриф­тов. Кста­ти, сайт сло­во­лит­ни в своё вре­мя на­де­лал не­ма­ло шу­му, по­то­му что там мож­но бы­ло вжи­вую те­сти­ро­вать шриф­ты и на­би­рать лю­бые фра­зы, хо­тя се­го­дня без функ­ции тест-драйв не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе ни один про­фес­си­о­наль­ный шриф­то­вой ма­га­зин.

С че­го всё на­ча­лось, как вы ре­ши­ли от­крыть соб­ствен­ную шриф­то­вую сту­дию?

Свой пер­вый шрифт я опуб­ли­ко­вал око­ло де­ся­ти лет на­зад в сло­во­лит­не Сан-Фран­цис­ко Psy/Ops, за­тем ра­бо­тал с Veer (США) и вско­ре ока­зал­ся в Fountain, един­ствен­ной швед­ской сло­во­лит­не на тот мо­мент. Про­ра­бо­тав па­ру лет с её осно­ва­те­лем Пи­те­ром Бру­ном (Peter Bruhn), с ко­то­рым мы сов­мест­но вы­пу­сти­ли пять шриф­тов, я за­ду­мал­ся о со­зда­нии сво­е­го соб­ствен­но­го ма­га­зи­на — мне про­сто ста­ло ин­те­рес­но, как у ме­ня это по­лу­чит­ся.

По­на­ча­лу я так­же про­да­вал свои шриф­ты че­рез MyFonts и FontFont, ведь поль­зо­ва­те­лям очень не­про­сто най­ти но­вые не­боль­шие сло­во­лит­ни. Бóль­шую часть вы­руч­ки я по­лу­чал от про­даж на MyFonts. Но вре­мя шло, в моём ма­га­зи­не по­яв­ля­лись но­вые шриф­ты, и в ка­кой-то мо­мент по­ку­пок в нём ста­ло боль­ше, чем на MyFonts. Это про­стая ма­те­ма­ти­ка — в своём ма­га­зи­не по­лу­ча­ешь 100% от про­да­жи, а дис­три­бью­те­ры все­гда за­би­ра­ют свой про­цент, что, ко­неч­но, спра­вед­ли­во. Но ко­гда мой биз­нес стал рас­ти, я ре­шил сфо­ку­си­ро­вать­ся толь­ко на нём и пе­ре­стал про­да­вать шриф­ты где-ли­бо ещё.

Пе­ред тем как от­крыть Letters from Sweden, я ра­бо­тал в швед­ском ди­зайн-бю­ро, ко­то­ро­му пе­ри­о­ди­че­ски за­ка­зы­ва­ли шриф­ты. Там я, на­при­мер, спро­ек­ти­ро­вал но­вый шрифт для ма­рок. Но этот за­каз, как и мно­гие дру­гие, принёс фир­ме я, по­это­му че­рез па­ру лет я ре­шил, что бу­дет ра­зум­нее осно­вать свою соб­ствен­ную ком­па­нию, раз кли­ен­ты всё рав­но об­ра­ща­ют­ся ко мне на­пря­мую. И сей­час я за­ни­ма­юсь про­ек­та­ми в двух на­прав­ле­ни­ях — шриф­ты для рын­ка и шриф­ты на за­каз.

Как мно­го вы ра­бо­та­е­те над экс­клю­зив­ны­ми шриф­та­ми?

До­ста­точ­но мно­го. Воз­мож­но, да­же боль­ше, чем над шриф­та­ми, ко­то­рые по­сту­па­ют в про­да­жу. Ка­жет­ся, это на­сто­я­щий тренд, всё боль­ше ком­па­ний по­ни­ма­ют, что иметь свой соб­ствен­ный шрифт — это цен­но. К то­му же, если ком­па­ния круп­ная, на­нять не­боль­шую шриф­то­вую сту­дию для со­зда­ния соб­ствен­но­го шриф­та мо­жет быть де­ше­вле, чем по­ку­пать ли­цен­зию на уже су­ще­ству­ю­щий. В ми­ре до сих пор мно­го огром­ных ком­па­ний, ко­то­рые каж­дый год пла­тят не­су­раз­ные сум­мы за ис­поль­зо­ва­ние Futura или Helvetica, и, на мой взгляд, это стран­ное вло­же­ние де­нег, ведь мож­но де­ше­вле по­лу­чить что-то са­мо­быт­ное. За­ка­зы на шриф­ты за­ча­стую при­хо­дят к нам че­рез ди­зайн-агент­ства, мы вме­сте со­здаём уни­каль­ный шрифт, ко­то­рый они и их кли­ент бу­дут ис­поль­зо­вать в брен­дин­ге. По­рой нас про­сят сде­лать что-то очень по­хо­жее на уже су­ще­ству­ю­щий шрифт, но мы от­ка­зы­ва­ем­ся, если не по­лу­ча­ет­ся уго­во­рить кли­ен­та по­ме­нять свой взгляд на про­ект.

Сре­ди ва­ших шриф­тов для брен­дин­га я знаю лишь один брус­ко­вый, все осталь­ные — гро­те­ски. По­че­му имен­но они?

До­ста­точ­но мно­го шриф­тов мы не по­ка­зы­ва­ем на на­шем сай­те по раз­ным при­чи­нам — ино­гда про­ект ещё не вы­шел, ино­гда нас свя­зы­ва­ет со­гла­ше­ние о не­раз­гла­ше­нии. Но в основ­ном мне ка­жет­ся, что гро­те­ски близ­ки скан­ди­на­вам, это са­мый рас­про­странён­ный тип шриф­та во­круг. Гро­те­ски функ­ци­о­наль­ны, а на­ши кли­ен­ты ча­сто хо­тят по­лу­чить что-ни­будь гео­мет­ри­че­ское и чи­стое. Скан­ди­на­вы в прин­ци­пе лю­бят про­сто­ту, по­это­му гро­те­ски пре­крас­но со­че­та­ют­ся с тем ди­зайн-язы­ком, ко­то­рый нас окру­жа­ет. Боль­шин­ство за­ка­зов, ко­то­рые мы по­лу­ча­ем, — это гро­те­ски. Но, на­при­мер, для Tele2 я сде­лал брус­ко­вый шрифт и сей­час ра­бо­таю над ан­ти­квой для од­но­го за­каз­чи­ка, так что, воз­мож­но, что-то ме­ня­ет­ся.

Со­здать ин­те­рес­ный гро­теск — это да­ле­ко не так про­сто. Но всё же если по­ста­рать­ся, то мож­но при­вне­сти что-то но­вое в этот жанр, от­ли­ча­ю­ще­е­ся от уже су­ще­ству­ю­щих гро­те­сков. Это как пес­ня на трёх ак­кор­дах — воз­мож­но­сти без­гра­нич­ны. Шриф­ты очень чув­стви­тель­ны да­же к не­боль­шим из­ме­не­ни­ям, не­уло­ви­мые де­та­ли мо­гут со­здать со­вер­шен­но но­вое ощу­ще­ние.

Как ча­сто ком­па­нии, ко­то­рые за­ка­зы­ва­ют у вас шриф­ты, за­ме­ча­ют эти ню­ан­сы?

Мне ка­жет­ся, до­воль­но ча­сто. Мы все­гда очень тес­но со­труд­ни­ча­ем с кли­ен­та­ми. Как толь­ко вы на­чи­на­е­те го­во­рить с кли­ен­том о бук­вах, по­ка­зы­ва­е­те раз­ные спо­со­бы их про­ек­ти­ро­ва­ния, по­яв­ля­ет­ся ин­те­рес, всем хо­чет­ся узнать ­боль­ше. С дет­ства, с тех пор как мы учим­ся пи­сать, у каж­до­го свои осо­бен­ные от­но­ше­ния с бук­ва­ми. И ко­гда ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии на­чи­на­ет по­ни­мать, что он или она мо­жет по­вли­ять на бук­вы — в них про­сы­па­ет­ся ребёнок. Мне очень нра­вит­ся ра­бо­тать над та­ки­ми за­ка­за­ми, и ка­жет­ся, что кли­ен­там то­же. Они с удо­воль­стви­ем участ­ву­ют в про­цес­се и це­нят де­та­ли.

Де­та­ли мо­гут очень силь­но по­вли­ять на ре­зуль­тат. Если вы хо­ти­те со­хра­нить серьёз­ный тон и функ­ци­о­наль­ность, при­су­щие клас­си­че­ским гро­те­скам, ста­рым или гео­мет­ри­че­ским, не­льзя ме­нять ри­су­нок слиш­ком силь­но. Иг­ри­вый шрифт слож­нее ис­поль­зо­вать, но если за осно­ву взять гро­теск, то не­кая серьёз­ность по­яв­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Ком­па­нии, ко­то­рые за­ка­зы­ва­ют шриф­ты, ча­ще все­го хо­тят по­лу­чить что-то очень функ­ци­о­наль­ное со сво­им уни­каль­ным го­ло­сом. И что­бы ре­шить эту за­да­чу, при­хо­дит­ся при­дер­жи­вать­ся бо­лее серьёз­ной ча­сти спек­тра.

Вы счи­та­е­те, что ан­ти­к­вы иг­ри­вее гро­те­сков. Это за­ло­же­но в их фор­мах?

Я не срав­ни­вал ан­ти­к­вы с гро­те­ска­ми. На­при­мер, Futura и Kabel — оба гео­мет­ри­че­ские гро­те­ски, но на про­ти­во­по­лож­ных кон­цах спек­тра. И мне ка­жет­ся, что эсте­ти­че­ски скан­ди­на­вам бли­же Futura, Kabel че­рес­чур вы­чур­ный для нас. Futura ней­траль­нее, а Kabel как буд­то хо­чет по­иг­рать. Он пе­ре­даёт со­об­ще­ние, но при этом до­бав­ля­ет «Эй, по­смот­ри на мою е, я не та­кой как все». Ко­гда я пы­та­юсь со­здать что-то свое­об­раз­ное, то ищу бо­лее тон­кий, не­за­мет­ный ­ход. На­при­мер, у брус­ко­во­го шриф­та Tele2 есть свой го­лос, он не­мно­го стра­нен, но всё-та­ки до­ста­точ­но серьёзен. Шриф­ты все­гда очень слож­но опи­сы­вать, я боль­ше ду­маю о том, как чув­ству­ет­ся этот шрифт, в ка­ком то­не пе­ре­даёт со­об­ще­ние. На­вер­ное, мож­но на­звать это ха­рак­те­ром шриф­та, у Kabel и Futura про­сто очень раз­ные эти ха­рак­те­ры.

В ка­кой-то мо­мент мне при­шлось уб­рать с рын­ка око­ло два­дца­ти сво­их шриф­тов, по­то­му что, ко­гда я толь­ко на­чи­нал со­зда­вать шриф­ты, я мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал. Но с го­да­ми мои ра­бо­ты ста­но­ви­лись всё бо­лее ней­траль­ны­ми. На­вер­ное, мой по­след­ний шрифт бу­дет очень клас­си­че­ским, я по­ка та­ких не де­лал, что-то вро­де но­вой ва­ри­а­ции Гель­ве­ти­ки. Мо­жет, до это­го ко­гда-ни­будь и дой­дёт, хо­тя мне ка­жет­ся, что на рын­ке их уже слиш­ком мно­го.

Ваш по­след­ний шрифт — ан­ти­ква Ivar, пер­вая тек­сто­вая ан­ти­ква в ва­шей кол­лек­ции. Как вам ра­бо­та­лось над этим про­ек­том?

Ве­се­ло! Про­цесс от­ли­чал­ся от со­зда­ния гро­те­ска, но по су­ти спо­соб мыш­ле­ния тот же са­мый. Если эта бук­ва вы­гля­дит вот так, то­гда эта долж­на вы­гля­деть так — та­кая же по­сле­до­ва­тель­ная ло­ги­ка. Воз­мож­но, бы­ло да­же про­ще, чем я ожи­дал. Я с боль­шим по­чте­ни­ем от­но­шусь к ди­зай­не­рам, ко­то­рые спро­ек­ти­ро­ва­ли ве­ли­кие ан­ти­к­вы, — на­вер­ное, по­то­му что сам со­здал их не так мно­го и ду­мал, что это слож­нее. Но ока­за­лось, что не слож­нее, а про­сто по-дру­го­му. В кон­це кон­цов, шрифт — это все­гда шрифт.

Я ду­мал, что там долж­но быть боль­ше ра­бо­ты с де­та­ля­ми и боль­ше тех­ни­че­ской ра­бо­ты, по­то­му что, если из­ме­нить за­сеч­ку в од­ном ме­сте, придёт­ся по­ме­нять её вез­де. Но в чи­стом гро­те­ске го­раз­до боль­ше за­мет­на лю­бая не­бреж­ность в кон­ту­рах и де­та­лях, а в ан­ти­кве и так уже мно­го че­го про­ис­хо­дит в фор­мах зна­ков. Если вы хо­ти­те, что­бы гро­теск вы­гля­дел иде­аль­но, в нём прак­ти­че­ски всё долж­но быть иде­аль­но. А в ан­ти­кве вы мо­же­те се­бе поз­во­лить го­раз­до боль­ше. Там го­раз­до боль­ше ва­ри­а­ций: дли­на за­се­чек мо­жет раз­нить­ся, что­бы сба­лан­си­ро­вать фор­мы, кон­траст мо­жет не­мно­го ме­нять на­прав­ле­ние. Так как в ан­ти­квах есть это есте­ствен­ное дви­же­ние кон­трас­та и боль­ше слож­ных де­та­лей, то и не­боль­шие изъ­я­ны или да­же ошиб­ки не так за­мет­ны. Воз­мож­но, это да­же не ошиб­ки, а осо­бен­но­сти шриф­та. В гро­те­сках та­кое слу­ча­ет­ся ред­ко, в них бро­са­ет­ся в гла­за да­же са­мая не­боль­шая де­таль. По край­ней ме­ре, мне так ка­жет­ся.

По­сле Ivar ан­ти­к­вы ста­ли ин­те­ре­со­вать ме­ня го­раз­до боль­ше, так что на под­хо­де ещё не­сколь­ко. Сле­ду­ю­щий ре­лиз из со­вер­шен­но дру­го­го ми­ра, Ivar ухо­дил кор­ня­ми в Times и его пред­ше­ствен­ни­ков, а им­пуль­сом для но­во­го шриф­та по­слу­жи­ло на­ча­ло XX ве­ка.

Про дру­гой шрифт из ва­шей кол­лек­ции, Eksell Display, Пол Шоу в сво­ей ре­цен­зии на­пи­сал, что это «стран­ный шрифт во всех от­но­ше­ни­ях». Что вы ду­ма­е­те об этом мне­нии?

Это за­бав­но. На мой взгляд, он со­вер­шен­но не по­нял су­ти про­ек­та. Ка­жет­ся, Пол Шоу ре­шил, что я пы­тал­ся сде­лать ре­кон­струк­цию шриф­та Ол­ле Эк­с­ел­ля (Olle Eksell), не­кую со­вре­мен­ную вер­сию, осно­вы­ва­ясь на его шриф­те. Но всё бы­ло со­вер­шен­но не так. Мы по­лю­би­ли шрифт имен­но та­ким, ка­ким его со­здал Эк­с­елль, и про­сто хо­те­ли оциф­ро­вать его, воз­мож­но, не­мно­го усо­вер­шен­ство­вав, но со­хра­нив весь его ха­рак­тер и все осо­бен­но­сти. Eksell Display — один из бест­сел­ле­ров на­шей сло­во­лит­ни, оче­вид­но, что лю­дям он нра­вит­ся.

Я мо­гу по­нять бес­по­кой­ство По­ла Шоу: с точ­ки зре­ния тра­ди­ции в шриф­те Ол­ле очень мно­го стран­ных осо­бен­но­стей. Но это имен­но осо­бен­но­сти шриф­та, а не не­точ­но­сти. Пол Шоу это­го не по­нял, он хо­тел пре­па­ри­ро­вать шрифт, что­бы тот впи­сал­ся в его кар­ти­ну ми­ра. В ре­зуль­та­те по­лу­чил­ся бы про­сто ещё один шрифт вме­сто че­го-то по-на­сто­я­ще­му уни­каль­но­го, осно­ван­но­го на по­тря­са­ю­щем во­об­ра­же­нии и иг­ри­во­сти Ол­ле. Пол при­над­ле­жит ака­де­ми­че­ско­му ми­ру и, ско­рее все­го, срав­ни­ва­ет всё с тра­ди­ци­он­ны­ми шриф­та­ми, в то вре­мя как мы опи­ра­лись лишь на по­тря­са­ю­щие ри­сун­ки Ол­ле Эк­с­ел­ля. Что-то по­доб­ное мог­ло про­изой­ти, если бы му­зы­каль­ной те­о­ре­тик клас­си­че­ской шко­лы по­про­бо­вал оце­нить по­след­ний аль­бом Кен­дри­ка Ла­ма­ра.

Но вы всё-та­ки не­мно­го из­ме­ни­ли ри­сун­ки Ол­ле Эк­с­ел­ля, к то­му же со­зда­ли че­ты­ре на­чер­та­ния из од­но­го ори­ги­наль­но­го.

Да, сна­ча­ла мы про­сто оциф­ро­ва­ли зна­ки, но по­том я по­ме­нял не­ко­то­рые про­пор­ции, по­то­му что мне по­ка­за­лось, что про­пис­ные бы­ли ши­ро­ко­ва­ты, а строч­ные слиш­ком уз­кие, я их не­мно­го сба­лан­си­ро­вал. В вер­сии Ол­ле бы­ло мень­ше кон­трас­та, чем, на мой взгляд, мог­ло бы быть, по­это­му я по­про­бо­вал до­ба­вить кон­трас­та, и вы­шло за­ме­ча­тель­но! Ду­маю, что на­чер­та­ния Large и Medium, в ко­то­рых кон­трас­та чуть боль­ше, чем в ори­ги­наль­ных ри­сун­ках Ол­ле, рас­кры­ва­ют этот шрифт с его луч­ших сто­рон. По­то­му что в них за­мет­нее дви­же­ния пе­ра Ол­ле. Тра­фа­рет­ная вер­сия — это про­сто не­боль­шой экс­пе­ри­мент: кон­траст вы­рос на­столь­ко, что «ра­зо­рвал» бук­вы.

Я на­чал ри­со­вать ки­рил­ли­цу для Eksell Display, и она по­лу­ча­ет­ся со­вер­шен­но су­ма­сшед­шей. Мне бу­дет очень ин­те­рес­но по­чи­тать рус­скую ре­цен­зию, если я всё-та­ки ко­гда-ни­будь вы­пу­щу этот шрифт.

Как вы на­ча­ли ра­бо­тать с ки­рил­ли­цей для сво­их шриф­тов?

Ки­рил­ли­ца ме­ня все­гда за­во­ра­жи­ва­ла. Я прак­ти­че­ски ни­че­го не знал о ней, а бук­вы вы­гля­де­ли как пе­ревёр­ну­тые ла­тин­ские, что очень ин­те­рес­но с точ­ки зре­ния ди­зай­на. По­сте­пен­но я на­чал уз­на­вать всё боль­ше и боль­ше и, ко­неч­но, сей­час так не счи­таю, но пер­вое впе­чат­ле­ние бы­ло имен­но та­ким. А со вре­ме­нем мне за­хо­те­лось на­учить­ся ри­со­вать ки­рил­ли­цу по-на­сто­я­ще­му.

Впер­вые я вклю­чил ки­рил­ли­цу в сво­й шриф­т, ко­гда кли­ент ку­пил боль­шую ли­цен­зию и за­хо­тел до­ба­вить гре­че­скую и араб­скую пись­мен­но­сти и ки­рил­ли­цу. То­гда я ре­шил, что всё-та­ки по­про­бую её одо­леть. На­чал ри­со­вать, но на са­мом де­ле со­вер­шен­но не по­ни­мал, что я де­лаю, смот­рел на мил­ли­о­ны дру­гих шриф­тов и пы­тал­ся най­ти ка­кую-то ло­ги­ку, но са­мо­сто­я­тель­но так и не смог. В кон­це кон­цов я по­про­сил Ма­рию (Ма­рия До­ре­ули) мне по­мочь. Я от­пра­вил ей шрифт и спро­сил, нуж­но ли в нём, на её взгляд, что-ни­будь по­ме­нять. А она вер­ну­ла мне ПДФ с огром­ным ко­ли­че­ством ис­прав­ле­ний и пред­ло­же­ний — про­сто по­тря­са­ю­ще! Мы пе­ре­ки­ды­ва­лись фай­ла­ми, я изу­чал её за­ме­ча­ния, пы­тал­ся улуч­шать бук­вы, по­ка Ма­рия не оста­лась ими до­воль­на, и в то же вре­мя пы­тал­ся че­му-то на­учить­ся.

MTG Sans c ис­прав­ле­ни­я­ми Ма­рии До­ре­ули.

На са­мом де­ле мне ка­жет­ся, что она так и не бы­ла пол­но­стью удо­вле­тво­ре­на мо­ей ра­бо­той, но ре­зуль­тат опре­делён­но по­ло­жи­тель­ный. В ка­кой-то мо­мент, ко­гда за­ме­ча­ний ста­ло по­мень­ше, я по­ду­мал: «Окей, этим уже мож­но поль­зо­вать­ся», и от­пра­вил эту вер­сию кли­ен­ту. По­сле это­го про­ек­та я кон­суль­ти­ро­вал­ся с Ма­ри­ей каж­дый раз, ко­гда мы до­бав­ля­ли в шрифт ки­рил­ли­цу. А в по­след­ний раз я ра­бо­тал над шриф­том на ма­стер-клас­се Ма­рии и Кри­сты (Krista Radoeva) в Швей­ца­рии.

Чест­но го­во­ря, все луч­шие идеи в ки­рил­ли­це Trim при­над­ле­жат ей. Она на­ри­со­ва­ла от ру­ки не­сколь­ко на­бросков, пред­по­ла­гая, ка­ки­ми мо­гут быть фор­мы са­мых слож­ных зна­ков — Д, Лб, д и л. И эти на­брос­ки ре­ши­ли мно­же­ство про­блем. Прак­ти­че­ски всё, что я знаю о ки­рил­ли­це, я знаю бла­го­да­ря Ма­рии. Мне по­встре­чал­ся блог Cyrillicsly, ко­то­рый ве­ли Ма­рия с Кри­стой, и у ме­ня со­зда­лось впе­чат­ле­ние, что они — мо­ло­дые, по­зи­тив­ные ди­зай­не­ры шриф­та, го­то­вые по­мочь кол­ле­гам (а нам дей­стви­тель­но нуж­на по­мощь с ки­рил­ли­цей). До это­го я с та­ким под­хо­дом не стал­ки­вал­ся. По­сле раз­го­во­ра с не­ко­то­ры­ми ди­зай­не­ра­ми со­здаёт­ся ощу­ще­ние, что они не хо­тят де­лить­ся зна­ни­я­ми о ки­рил­ли­це, но я убе­ждён, что зна­ни­я­ми нуж­но де­лить­ся.

Вдох­но­ве­ни­ем для Trim по­слу­жи­ли бук­вы дат­ско­го ар­хи­тек­то­ра Кну­да В. Эн­гель­хар­д­та (Knud V. En­gel­hardt). В со­от­вет­ствии с его на­зва­ни­ем (trim — «под­ре­зать, уби­рать лиш­нее») в этом шриф­те всё под­ре­за­но: и диа­го­на­ли, и округ­лые зна­ки, и кон­це­вые штри­хи. В Trim вхо­дит боль­шое ко­ли­че­ство на­чер­та­ний раз­ных на­сы­щен­но­стей, тра­фа­рет­ная вер­сия и на­чер­та­ния для пла­ка­тов.

По­ми­мо ки­рил­ли­цы в ва­ших шриф­тах встр­еча­ют­ся гре­че­ская и араб­ская пись­мен­но­сти.

Да, но их ри­сую не я. У ме­ня есть та­лантли­вый кол­ле­га, Эрик (Erik Moberg), ко­то­рый про­ек­ти­ру­ет араб­ский, а те­перь ещё и гре­че­ский. А по­на­ча­лу гре­чи­цу для нас ри­со­вал Па­нос Ха­рат­зо­пу­лос (Panos Haratzopoulos).

До­бав­ляя ки­рил­ли­цу, араб­ский и гре­че­ский, вы остав­ля­е­те це­ну на ва­ши шриф­ты оди­на­ко­вой, не­за­ви­си­мо от ко­ли­че­ства язы­ков, ко­то­рые этот шрифт под­дер­жи­ва­ет. Это сво­е­го ро­да по­зи­ция?

Да, так как я сам из Шве­ции, ма­лень­кой стра­ны, мне по­нят­ны про­бле­мы ма­ло­го биз­нес­а. Пред­ста­вим се­бе, что вы рус­ский сту­дент и вам нра­вит­ся Trim, ла­ти­ни­ца сто­ит €40, а па­кет с ки­рил­ли­цей — €80. У ме­ня бы воз­ник­ли во­про­сы. По­че­му ки­рил­ли­ца сто­ит боль­ше, чем ла­ти­ни­ца? По­че­му ла­ти­ни­ца — нор­ма, а ки­рил­ли­ца — не­кое до­пол­не­ние? Мне ка­жет­ся, что с точ­ки зре­ния по­ку­па­те­ля они долж­ны сто­ить оди­на­ко­во. Так что да, это по­зи­ция и в то же вре­мя про­сто де­мо­кра­ти­че­ский взгляд на опыт по­ку­па­те­ля. Шриф­то­вой ры­нок дол­жен быть до­сту­пен во всех угол­ках ми­ра, а не толь­ко в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке.

Lab Grotesque про­ек­ти­ро­вал­ся для швед­ской ди­зайн-сту­дии Stockholm Design Lab, а в 2015 го­ду шрифт вы­шел в от­кры­тую про­да­жу. Ки­рил­ли­ца в Lab Grotesque — по­ка са­мая ка­че­ствен­ная ра­бо­та сту­дии с ки­рил­ли­че­ской пись­мен­но­стью. Кон­суль­тант про­ек­та — Ма­рия До­ре­ули.

По­хо­же на со­вре­мен­ный и очень швед­ский об­раз мыс­лей. Вы пы­та­е­тесь со­здать ра­вен­ство для всех, в то вре­мя как, на­при­мер, у не­ко­то­рых дру­гих сло­во­ли­тен ку­пить ки­рил­ли­цу без гре­чи­цы не­воз­мож­но.

Да, и то­гда вам при­хо­дит­ся пла­тить од­но­вре­мен­но за ла­ти­ни­цу, ки­рил­ли­цу и гре­чи­цу. Мне ка­жет­ся, что мно­гие «нор­мы» шриф­то­во­го рын­ка по­сте­пен­но из­ме­нят­ся, так как не­боль­шие иг­ро­ки вро­де ме­ня и дру­гих ма­лень­ких сло­во­ли­тен вли­я­ют на не­го всё силь­нее. На­ша до­ля рын­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся каж­дый день, и я ве­рю, что, если мы на­чнём что-то ме­нять, боль­шим иг­ро­кам придёт­ся под­стра­и­вать­ся.

Как вы от­но­си­тесь к дру­гим мо­де­лям про­да­жи шриф­тов? На­при­мер, арен­де.

Все на­ши шриф­ты до­ступ­ны на Fontstand, это изу­ми­тель­ное при­ло­же­ние. Но мне ка­жет­ся, что луч­шее в нём — это воз­мож­ность про­те­сти­ро­вать шрифт на ко­рот­кий пе­ри­од. Я не уве­рен, что мо­дель арен­ды очень удоб­на, если вы ре­ши­ли, что хо­ти­те ли­цен­зию на пол­ную вер­сию. По мо­е­му опы­ту, лю­ди про­бу­ют шрифт в Fontstand, по­рой арен­ду­ют на па­ру ме­ся­цев, а за­тем при­хо­дят к нам, что­бы ку­пить его. По­то­му что, ко­гда вы арен­ду­е­те шрифт, вы по­сто­ян­но при­вя­за­ны к кон­трак­ту, и мно­гим это не нра­вит­ся, им хо­чет­ся один раз за­пла­тить, по­лу­чить фай­лы и за­ни­мать­ся сво­и­ми де­ла­ми.

В ва­ших шриф­тах обыч­но не так мно­го на­чер­та­ний: па­ра раз­ных на­сы­щен­но­стей, кур­си­вы к ним и всё. По­че­му?

На мой взгляд, на­чер­та­ния, ко­то­рые ис­поль­зу­ют боль­ше все­го, ле­жат меж­ду Light и Bold. Слиш­ком жир­ные на­чер­та­ния со­вер­шен­но ме­ня­ют ха­рак­тер шриф­та, по­рой они ста­но­вят­ся прак­ти­че­ски ко­мич­ны­ми. Мне нра­вит­ся оста­вать­ся в уме­рен­ном диа­по­зо­не на­сы­щен­но­стей, на­вер­ное, это то­же не­кий скан­ди­нав­ский под­ход. Моё лю­би­мое на­чер­та­ние в лю­бом шриф­те — Medium. У не­го очень при­ят­ная чер­но­та. На­до ли де­лать два­дцать на­чер­та­ний, про­сто по­то­му что мы мо­жем ин­тер­по­ли­ро­вать? Поль­зо­ва­те­лям дей­стви­тель­но нуж­но это? Со­мне­ва­юсь. Са­мые по­пу­ляр­ные и ча­сто ис­поль­зу­е­мые на­чер­та­ния — Bold и Regular, так за­чем мне де­лать край­ние на­чер­та­ния, если они мне са­мо­му не очень нра­вят­ся?

Что вы ду­ма­е­те о но­вых тех­но­ло­ги­ях, Variable fonts, на­при­мер? Вы ис­сле­ду­е­те но­вые воз­мож­но­сти?

Мне ка­жет­ся, что по­ка боль­шин­ство ра­бот с ни­ми — это про­сто экс­пе­ри­мен­ты. Де­мошриф­ты с этой тех­но­ло­ги­ей, на мой взгляд, за­хо­дят не­мно­го да­ле­ко­ва­то, они ско­рее по­хо­жи на не­кую ди­ко­вин­ную но­вин­ку, чем на удоб­ный ин­стру­мент. Ка­жет­ся, что боль­ше все­го от этой тех­но­ло­гии вы­иг­ра­ют оп­ти­че­ские на­чер­та­ния для раз­ных кеглей. Ко­гда тех­но­ло­гия бу­дет пол­но­стью под­дер­жи­вать­ся при­ло­же­ни­я­ми и бра­у­зе­ра­ми, а лю­ди ста­нут её ис­поль­зо­вать, я, ко­неч­но, вы­пу­щу Ivar с тре­мя оп­ти­че­ски­ми на­чер­та­ни­я­ми в од­ном шриф­те, и это пре­крас­но. Но это все­го лишь тех­ни­че­ское ре­ше­ние, ни­че­го боль­ше.

Прой­дёт ещё мно­го вре­ме­ни, преж­де чем эти тех­но­ло­гии на­чнут по-на­сто­я­ще­му ис­поль­зо­вать. Мно­гие ведь до сих пор OpenType-фи­ча­ми не поль­зу­ют­ся. Ну серьёз­но, как мно­го лю­дей ис­поль­зу­ют OpenType-фи­чи и аль­тер­на­тив­ные зна­ки в шриф­тах? Ко­гда фор­мат опен-тайп толь­ко по­явил­ся, все бро­си­лись про­ек­ти­ро­вать при­чуд­ли­вые ли­га­ту­ры, по­то­му что по­яви­лась воз­мож­ность, но лю­ди край­не ред­ко ими поль­зу­ют­ся, и то же са­мое мо­жет про­изой­ти с ва­ри­а­тив­ны­ми шриф­та­ми. Мне ка­жет­ся, поль­зо­ва­те­лю хо­чет­ся на­пе­ча­тать текст, вы­брать шрифт и что­бы всё сра­зу вы­гля­де­ло пре­крас­но. Воз­мож­но, ко­гда-ни­будь это из­ме­нит­ся, не знаю. Тех­но­ло­гии — это хо­ро­шо, но ди­зайн и функ­ци­о­наль­ность шриф­тов все­гда бу­дут на пер­вом ме­сте.

Вы ча­сто со­труд­ни­ча­е­те с дру­ги­ми ди­зай­не­ра­ми, как в этом слу­чае вы­гля­дит про­цесс со­зда­ния шриф­та?

В боль­шин­стве слу­ча­ев те, с кем я ра­бо­таю, при­сы­ла­ют мне ре­фе­рен­сы, а я ри­сую шрифт. В про­цес­се они те­сти­ру­ют его и по­сто­ян­но при­сы­ла­ют мне за­ме­ча­ния и ком­мен­та­рии, это по­хо­же на тен­нис­ный матч. Я прак­ти­че­ски пе­ре­стал сам ис­поль­зо­вать шриф­ты, по­это­му для ме­ня очень важ­на обрат­ная связь от поль­зо­ва­те­лей. Ка­кой тон у это­го шриф­та, как он смот­рит­ся и как се­бя ведёт? У ме­ня есть фай­лы, при по­мо­щи ко­то­рых я те­сти­рую шриф­ты, но они всё рав­но огра­ни­че­нны. Очень цен­но ви­деть, как твой шрифт ис­поль­зу­ет кто-то ещё, — сра­зу ста­но­вит­ся по­нят­нее, как его мож­но улуч­шить. С са­мо­го на­ча­ла те, с кем я со­труд­ни­чаю, по­лу­ча­ют бе­та-вер­сии шриф­та, по­рой лишь с клю­че­вы­ми зна­ка­ми, а за­тем я по­сы­лаю им ап­дейт за ап­дей­том. Этот про­цесс об­ме­на фай­ла­ми и кор­рек­ти­ров­ки мо­жет да­же по­ме­нять пер­во­на­чаль­ную идею, и я от­крыт к это­му.

Кол­ла­бо­ра­ции с дру­ги­ми ди­зай­не­ра­ми — пре­крас­ная воз­мож­ность че­му-то на­учить­ся, осо­бен­но если со­труд­ни­ча­ешь с гра­фи­че­ски­ми, а не шриф­то­вы­ми ди­зай­не­ра­ми. Шриф­ты на за­каз — все­гда кол­ла­бо­ра­ции с та­лантли­вы­ми людь­ми, спо­соб­ны­ми вы­да­вать пре­крас­ны­е иде­и. Мно­гие про­ек­ты Letters from Sweden на­ча­лись имен­но с идеи гра­фи­че­ско­го ди­зай­не­ра или арт-ди­рек­то­ра.

Вы ри­су­е­те зна­ки сра­зу на ком­пью­те­ре или сна­ча­ла де­ла­е­те на­брос­ки на бу­ма­ге?

Ни­ка­кой бу­ма­ги. Мне ка­жет­ся, что это лиш­ний шаг. Шрифт — циф­ро­вая вещь, по­это­му я сра­зу ри­сую его на ком­пью­те­ре. Я, ко­неч­но, ино­гда мо­гу за­ри­со­вать что-то руч­кой, что­бы не за­быть идею, но не бо­лее. У каж­до­го ди­зай­не­ра свой под­ход, он очень лич­ный, про­сто для ме­ня на­брос­ки не име­ют зна­че­ния.

Вы ко­гда-ни­будь про­бо­ва­ли за­ни­мать­ся кал­ли­гра­фи­ей?

Да, па­ру раз. Не­дав­но я участ­во­вал в ма­стер-клас­се Ма­ри­ан Пе­тер­сон-Су­улд (Marianne Petterson-Soold), швед­ско­го кал­ли­гра­фа. Ма­стер-класс был изу­ми­тель­ным, но всё-та­ки это не для ме­ня. Кал­ли­гра­фия увле­ка­ет ме­ня на па­ру ча­сов, но боль­ше я не мо­гу уси­деть на ме­сте. К то­му же я со­вер­шен­но не мо­гу кон­тро­ли­ро­вать ин­стру­мент. Мне ка­жет­ся, кал­ли­гра­фия — не моё, мне нра­вит­ся стро­ить бук­вы и бес­ко­неч­но их кор­рек­ти­ро­вать.

А са­ми вы пре­по­даёте ди­зайн шриф­та?

Я пре­по­да­вал ка­кое-то вре­мя в Södertörn University. Имен­но там я встре­тил Эри­ка Му­бер­га (Erik Moberg), ко­то­рый стал мо­им кол­ле­гой в Letters from Sweden. Я пе­ри­о­ди­че­ски по­се­щаю раз­ные шко­лы, рас­ска­зы­ваю о сво­ей ра­бо­те, но не пре­по­даю ис­то­рию шриф­та или ти­по­гра­фи­ку. Ещё ино­гда про­во­жу ма­стер-клас­сы, в те­че­ние ко­то­рых мы со­здаём все вме­сте бы­стрый шрифт. Ко­неч­но, эти ма­стер-клас­сы — не на­сто­я­щее обу­че­ние шриф­то­во­му ди­зай­ну, они про­сто по­мо­га­ют по­нять, что шрифт — это не что-то за­га­доч­ное и не­по­сти­жи­мое, его не на­до бо­ять­ся.

Как вам ка­жет­ся, ин­те­рес к ди­зай­ну шриф­та в Шве­ции растёт?

Не уве­рен. На­вер­ное. Ка­жет­ся, что во­круг ста­ло боль­ше мо­ло­дых лю­дей, за­ин­те­ре­со­ван­ных в шриф­то­вом ди­зай­не, но, воз­мож­но, с тех пор как я от­крыл соб­ствен­ную сло­во­лит­ню, они про­сто ко мне ча­ще об­ра­ща­ют­ся. Сей­час у нас в сту­дии есть стажёр из Forsbergs School of Design, ко­то­рый при­хо­дит раз в не­де­лю. Мы об­су­жда­ем его шрифт, ком­мен­ти­ру­ем, а в осталь­ное вре­мя он сам ра­бо­та­ет над ним до­ма. У нас по­ка бы­ло толь­ко два стажёра, вско­ре мы опуб­ли­ку­ем шрифт Ми Лон­гли (My Longley), мо­ло­до­го швед­ско­го ди­зай­не­ра, ко­то­рая не­дав­но вы­пу­сти­лась из Konstfack.

Рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, о своём про­ек­те с Östbergaskolan.

Му­зей Сток­голь­ма пла­ни­ро­вал вы­став­ку об од­ном из рай­о­нов го­ро­да, Östberga. Да­ни­эла Киш Ювалл (Daniela Kisch Juvall) взя­лась её про­ек­ти­ро­вать и хо­те­ла по­ра­бо­тать с людь­ми, ко­то­рые как-то свя­за­ны с Östberga, а я вы­рос в этом рай­о­не. По­это­му она свя­за­лась со мной и по­про­си­ла со­здать шрифт для вы­став­ки. Вы­став­ка долж­на бы­ла от­крыть­ся в мест­ном fritidsgård — это ме­сто, ку­да де­ти при­хо­дят по­сле шко­лы по­иг­рать и по­учить уро­ки.

Мы об­су­ди­ли про­ект и ре­ши­ли, что мож­но по­про­бо­вать дать са­мим де­тям сде­лать свой шрифт. Идея всем очень по­нра­ви­лась, и мы устро­и­ли ма­стер-класс — при­не­сли мно­го бу­ма­ги, по­ло­жи­ли на пол и раз­да­ли де­тям огром­ные мар­ке­ры. По­про­си­ли их на­пи­сать ал­фа­вит и циф­ры, как им взду­ма­ет­ся. В ре­зуль­та­те бу­ма­га за­кон­чи­лась очень бы­стро, во­круг нас бы­ло мо­ре букв, и всем бы­ло очень ве­се­ло. За­тем мы от­ска­ни­ро­ва­ли зна­ки и уже в Glyphs бы­стро со­зда­ли шриф­то­вой файл. Я и Да­ни­эла ото­бра­ли бук­вы, при­год­ные для шриф­та, но прак­ти­че­ски ни­че­го не ме­ня­ли. Мы по­ста­ра­лись ис­поль­зо­вать мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство зна­ков, по­это­му в шриф­те мно­го аль­тер­на­тив. Шрифт Östberga мож­но бес­плат­но ска­чать и ис­поль­зо­вать. Им бы­ли оформ­ле­ны две вы­став­ки, и весь про­ект ока­зал­ся очень успеш­ным, о нём мно­го пи­са­ли. У рай­о­на не са­мая луч­шая ре­пу­та­ция, и ме­ро­при­я­тие очень по­зи­тив­но по­вли­я­ло на неё, а сей­час де­ти да­же но­ми­ни­ро­ва­ны в ка­ком-то ди­зайн-кон­кур­се.

На­де­юсь, они его вы­иг­ра­ют.

Я то­же.

В ва­ших ин­тер­вью вы ча­сто го­во­ри­те, что пы­та­е­тесь сде­лать свои шриф­ты «не столь со­вер­шен­ны­ми». Это спо­соб до­ба­вить ин­ди­ви­ду­аль­но­сти или об­раз мыш­ле­ния?

Спо­соб до­ба­вить ха­рак­те­ра шриф­ту. Мож­но срав­ни­ть его с людь­ми — лю­ди не­иде­аль­ны: у од­но­го огром­ный нос, у дру­го­го щер­бин­ка меж­ду зу­ба­ми. Мне нра­вит­ся это в лю­дях, и хо­чет­ся до­ба­вить ха­рак­те­ра и по­доб­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти в шрифт. Мно­гие гар­ни­ту­ры так по­хо­жи друг на дру­га, как буд­то им всем сде­ла­ли пла­сти­че­скую опе­ра­цию. Ко­гда шриф­ты по­лу­ча­ют­ся слиш­ком иде­аль­ны­ми, ста­но­вит­ся скуч­но.

Фо­то — На­стя Ми­на­со­ва

Как привнести нотки скандинавского дизайна в ваш проект

Этот красивый скандинавский пейзаж от дизайнера Dianisen прекрасно отражает нордический колорит


Эстетика скандинавского дизайна возникла в пяти северных странах: Финляндии, Дании, Исландии, Норвегии и Швеции. Этот подход характеризуют простота, минимализм и принцип «форма следует за функцией» (Form Follows Function), но это не значит, что такой дизайн лишен артистизма или креативности. Напротив, сущностью скандинавского дизайна является необходимость из меньшего количества средств извлечь как можно больше ценности и при этом добиться чего-то ощутимо прекрасного.


Большинство из вас, услышав о скандинавском дизайне, скорее всего, вспомнят об IKEA и декоре интерьера. Но данная дизайнерская эстетика столь же применима в отношении проектов графического и веб-дизайна, и ее эффективность заключается в том, что она способна емко упаковать рекламный посыл в любой инструмент, начиная от брендированной полиграфии и заканчивая лендинг пейдж.


В этом посте мы опишем особенности, составляющие скандинавский дизайн (Scandinavian Design), объясним, почему они так популярны, и, надеемся, вдохновим вас к созданию страниц, логотипов и упаковок в скандинавском стиле.


Содержание статьи

Вдохновленный природой
Уникальные скандинавские узоры
Приятная глазу современность
Скандинавский минимализм
Чистота композиции
Шрифты группы San Serif
«Скандинавская» цветовая палитра
Ремесло и искусство
Присоединяйтесь

Вдохновленный природой 

Стилизованные ледяные горные вершины. Иллюстрация (или графика) автора lynxS

Простой современный красочный логотип, вдохновленный листом растения. Логотип был создан дизайнером lemoor для компании Gardenbyte, разрабатывающей «умные» миниогороды в условиях современного города 

Логотип, разработанный брендинговой студией «Логомашина» для лечебного пансионата 

Логотип от Gagarin Studio для мебельной фабрики


Люди в скандинавских странах любят проводить время вне дома, на природе. Даже в холодную зиму, когда солнце появляется очень редко, нередко можно увидеть мам с колясками, в которых лежат укутанные по самый нос младенцы (совсем как в России!). Поэтому неудивительно, что скандинавский дизайн вдохновлен природой и что великолепные пейзажи и все виды естественной красоты являются его ведущими темами.

Совет. Используйте изображения листьев, деревьев или древесины, коры, узоры или силуэты на основе этих элементов в вашем дизайне, чтобы придать ему «скандинавский» вид.

Читайте также: «Пустое пространство»: 9 сайтов для вдохновения веб-дизайнеров

Уникальные скандинавские узоры 

Отличный узор для так называемого «рождественского свитера» 

3 ярких примера типично скандинавских узоров 

Логотип для туристической зоны «Хибины» от студии Артемия Лебедева в традиционном стиле северных народов России использует изображение оленя


Традиционные скандинавские рисунки представляют собой простые плоские узоры, изображающие животных и растения и, как правило, располагающиеся симметрично: насыщенные силуэты вечнозеленых деревьев, стилизованные геометрические снежинки или цветы, яркие далекарлийские лошадки или птицы в фольклорном духе. Подсказка: если узор напоминает «рождественский свитер», то высоки шансы, что это и есть традиционный скандинавский рисунок.

Совет. Возьмите геометрическую фигуру, изображение растения или животного и повторите их симметрично, чтобы создать привлекательный узор.

Читайте также: 9 примеров актуальных трендов веб-дизайна на 2018 год

Приятная глазу современность

Стилизованный образ палатки в логотипе от enfantterrible

Логотип с деревом от Yokaona для производителя мебели Shakerkök выглядит четко и современно, благодаря использованию пустого пространства и шрифтов группы Sans Serif

Логотип туристической базы «Велесов лес» в Тульской области: геометризм и простота в соединении с мифологическим образом

Логотип сайта об отдыхе, туризме и путешествиях на Алтае окружен белым (а точнее черным) пространством


Скандинавский дизайн, по сути, — это просто современный дизайн. Даже традиционные, не новые продукты можно визуализировать с помощью понятного, яркого и актуального послания, созданного не за счет добавления элементов, а, наоборот, с помощью уменьшения общей сложности. Простота объединяет цветовую палитру, шрифт, разметку и другие атрибуты и придает конечному продукту свежий вид.

Совет. Используйте много пустого пространства, прибегайте к сплошным, непрерывным цветам и чистым шрифтам без засечек. Стремитесь объединить эти элементы, чтобы они производили простой современный эффект без отвлекающих факторов.

Читайте также: Как создать логотип в Photoshop: пошаговая инструкция

Скандинавский минимализм

Этот логотип, связанный с темой чистоты и экологии, содержит только существенные детали. Дизайн создан simo. для компании Revive

Ультраминималистичный логотип от vfamoso для производителя обуви Ava Costa обладает особой силой воздействия, благодаря выбранным цветовым сочетаниям, шрифту и стилю

Дизайн логотипа от студии «Логомашина» для сайта, продающего прибор для внутримышечных инъекций «Комарик»


Несмотря на то что простота и модернизм идут рука об руку, это не одно и то же. Скандинавский дизайн содержит элементы и того, и другого. В данной разновидности дизайна основные элементы обеих эстетик нарочито визуализируются, но любая лишняя деталь убирается. Результат представляет собой нечто вроде дистиллята фактического продукта, его усиленную версию в графическом выражении. Минимализм является еще одним проявлением концепта «форма следует за функцией», являющегося отличительной чертой скандинавского дизайна.

Совет. Убедитесь, что даже самый небольшой элемент в дизайне имеет абсолютное значение для всей картины, и устраните все несущественное.

Читайте также: Графический дизайн 2018: новые тренды и прогнозы

Чистота композиции 

Этот чистый привлекательный логотип заставляет нас обращать внимание на рисунки в кругах. Дизайн от Dara T

Данное лого начинается с буквы «С», в которую «вписана» лампочка — дизайн от S.Kitanović 

Логотип сайта CryptoFox о криптовалютах отличает простота линий и форм, образующих фигуру лисицы


Чистота композиций, форм и линий — еще одна отличительная черта скандинавского дизайна. Фигурам и деталям отводится достаточно места, чтобы сами по себе они уже формировали значение.

Совет. Начинайте с чистых, простых форм при создании элементов дизайна. Избегайте чрезмерного усложнения дизайна и разрушения этих линий.

Читайте также: Брутализм и антидизайн

Шрифты группы San Serif

Этот привлекательный логотип обладает простотой и силой, которые ему придают образ дерева и шрифт без засечек. Лого от FriendlyLabel для отеля бренда Torekov

Данный минималистичный, но от этого не менее прекрасный логотип авторства Mad pepper также включает San Serif 

Логотип для солидной стоматологической клиники Kalinin Dentistry от «Логомашины» состоит из знака и шрифтовой части, выдержанной в строгих прямых линиях без засечек, что отражает серьезность подхода к клиенту


Простые современно выглядящие шрифты без засечек группы San Serif — это одна из центральных особенностей данного типа дизайна. Устранение засечек (маленьких линий на концах букв) кажется небольшой корректировкой, но это вносит огромный вклад в особое впечатление от шрифта. Сами буквы, имеющие между собой много негативного пространства, усиливают этот эффект. Скандинавская типографика обеспечивает читателю более функциональный опыт.

Совет. Используйте шрифты San Serif, такие как Sweden Sans или Helvetica, и не бойтесь внедрять в вашу типографику больше пространства.


Кстати, отныне вам больше не нужно открывать сервис Google Fonts для получения сторонних шрифтов, ведь теперь шрифты подключаются прямо из редактора лендингов LPgenerator.


Мы добавили все шрифты из коллекции Google Fonts в наглядную галерею, и все, что нужно сделать — это выбрать подходящий шрифт, нажать на кнопку подключения и использовать его для новых или уже размещенных на лендинге текстов: 

Читайте также: Может ли шрифт сделать ваш лендинг уродливым?

«Скандинавская» цветовая палитра

В данном лого использовано сразу несколько нейтральных тонов, от светло-бежевого до «земляного» оттенка коричневого. Дизайн от RUTH-g

Послание этого веселого логотипа от brana доносится с помощью ярких контрастных тонов

Логотип кофейни «Клен» от «Логомашины»: натуральные оттенки коричневого отлично подходят «кофейной» тематике

Фирменный стиль женского журнала от Даниила Гребенникова для «Логомашины». Минимализм логотипа и контрастные цвета общего оформления способствуют ощущению актуальности и современности издания


Уникальная цветовая гамма Скандинавии включает:


  • Светлые нейтральные тона. Пастельные оттенки, белый цвет с серым или желтоватым подтоном в сочетании с серым, черным и коричневым, добавляемыми тут и там для контраста, позволяют создавать дизайн, от которого веет естественностью и природой.

  • Изысканная сдержанная элегантность. Как вариация предыдущей палетки, данный набор предлагает более богатые кремовые цвета, оттенки золота и терракоты.

  • Яркая палитра с резким контрастом. Ничто так не разбавляет серую зиму, как вспышка броских, контрастных оттенков — бриллиантово-голубого, красного, зеленого, оранжевого.

Совет. Начните с менее яркой нейтральной палитры в качестве основы, а потом попробуйте более насыщенные изысканные оттенки либо яркие контрасты — в зависимости от целей вашего дизайна.

Читайте также: Яркие цветовые решения для приложений и сайтов

Ремесло и искусство 

Этот старомодный логотип с нарисованной на заказ иллюстрацией обладает очарованием и характером. Логотип ultrastjarna для ресторана Hummingbird

Этот логотип использует современную причудливую иллюстрацию, чтобы создать особое ощущение от бренда. Дизайн от vraione

«Пряничная артель Суворовыхъ» из Городца: дизайнеры «Логомашины» передали традиционность производства и обычаи города с помощью логотипа в виде русского терема. По-настоящему пряничный знак!


В интерьерном дизайне Скандинавии большую роль играет способность превращать природные ресурсы в функциональные красивые предметы мебели, а в графическом дизайне важны ремесленные мотивы и художественное творчество. Иллюстрации, нарисованные от руки, пользовательские шрифты, оригинальные рисунки и гравюры усиливают этику креативности, позволяющую максимально использовать драгоценные скудные ресурсы Севера.

Совет. Используйте оригинальное искусство, чтобы придать дизайну вид ручной работы.

Присоединяйтесь


Скандинавский дизайн — это современный тренд. Если вы хотите применить эту эстетику для своего следующего лендинга, начните с выбора двух или трех описанных здесь характеристик. Надеемся приведенные примеры вдохновят вас на создание потрясающего логотипа или брендовой айдентики в стиле Scandinavian, а наш конструктор поможет вам в полной мере реализовать задуманное.


Высоких вам конверсий! 

По материалам: 99designs.com

04-07-2018

25 Nordic Fonts (скандинавские, рунические, викинговские и скандинавские)

Vandelay Design может получать компенсацию от компаний, продуктов и услуг, представленных на нашем сайте. Для получения более подробной информации, пожалуйста, обратитесь к нашей странице раскрытия информации.

Ничто так не пробуждает в дизайне силу и мистицизм, как скандинавские шрифты. Это популярный типографский дизайн для сильных букв и, как правило, рунических элементов дизайна.

Где-то между буквами и картинками скандинавские шрифты заполняют уникальную нишу дизайна. Наслаждайтесь этой коллекцией из 24 скандинавских шрифтов и черпайте вдохновение в руническом стиле.

НЕОГРАНИЧЕННАЯ ЗАГРУЗКА: более 50 миллионов шрифтов и элементов дизайна

Лучшие скандинавские шрифты

Тропы скандинавского дизайна вращаются не только вокруг мебели. Рунический стиль, примененный к латинским буквам, может создать динамичную и увлекательную типографику. Мы искали в Интернете лучшие из них. Посмотрите внимательно на эти варианты шрифтов в скандинавском стиле. Они могут быть именно тем, что нужно вашему следующему проекту.

Если вы любите шрифты, вам обязательно стоит попробовать Envato Elements. Подписавшись на Elements, вы получите неограниченная загрузка 35 000+ шрифтов , а также миллионов других ресурсов , таких как темы WordPress, стоковые фотографии, графика, звуковые эффекты и многое другое. Это лучшая ценность, которую вы можете найти в индустрии дизайна.

Njord

Njord — современный шрифт без засечек в скандинавском стиле. Он отличается уникальным альтернативным стилем, а также многоязычными символами в верхнем регистре. Njord — это солидный шрифт для логотипов, который хорошо работает с широким интервалом.

Несмотря на то, что Njord имеет скандинавский внешний вид, он не слишком увлекается ретро-стилем. Считайте это более современной скандинавской альтернативой.

Mjölnir — скандинавский племенной шрифт

Mjölnir — скандинавский племенной шрифт, вдохновленный рунами эпохи викингов. Этот шрифт предназначен для использования в качестве заголовков и заголовков и довольно привлекателен. Однако это не обязательно рекомендуется для больших блоков текста.

Геометрическая природа шрифта выглядит одинаково современно, хотя и выглядит как пережиток прошлого.

Mqpegrh

Mqpegrh — эффектный декоративный шрифт с очень линейным и минималистичным отображением. Сдержанный характер шрифта напоминает скандинавские руны, но украшения придают формам дикость. Этот шрифт в стиле викингов идеально подходит для заголовков и фирменных бланков.

Bhiure

Bhiure — еще один из минималистичных рунических шрифтов в этом списке. Он имеет уникальную изогнутую форму, которая по-прежнему геометрична, но кажется немного более свободной по сравнению с другими в списке. Шрифт черпает вдохновение из культуры хиппи и имеет тему бохо. Это довольно стильный шрифт в скандинавском стиле.

Ragnarok — Рунический шрифт викингов

Ragnarok — это шрифт с сильным влиянием рун, сочетающий традиционные латинские буквы и цифры с орнаментом викингов. Это обеспечивает хороший выбор шрифта для отображения и создает авантюрный вид.

Он имеет варианты прописных и строчных букв, а также большинство функций, которые можно было бы увидеть в полнофункциональном шрифте.

Lexaviers

Lexaviers — состаренный шрифт, похожий на викингов, но с грубыми и блеклыми формами букв. Он был вдохновлен дизайном фильма Power и полностью изготовлен вручную.

Набор состоит из 214 символов и хорошо подходит для мифического логотипа. Lexaviers — отличная скандинавская альтернатива.

Скандия

Scandia — это геометрический шрифт для заголовков, который следует тенденциям, наблюдаемым в других шрифтах в этом списке, но с более толстыми буквами.

Шрифт имеет более древний вид, но плотный угловатый вид придает ему отчетливо современный вид, идеально подходящий для заголовков и интерфейсов. Scandia — красиво привлекающий внимание шрифт.

Шрифт Jotunheim

Шрифт Jotunheim — это декоративный шрифт, вдохновленный древними рунами, с тремя вариантами интенсивности. Версия 1 является наиболее разборчивой, а версии 2 и 3 добавляют дополнительную сложность и декоративные элементы. Jotunheim — это шрифт, в котором смешивание вариаций может быть полезным в наборе инструментов для дизайна.

Old North — скандинавский рунический шрифт

Old North — это скандинавский рунический шрифт, изготовленный вручную и имеющий потрепанный вид. Шрифт имеет два разных стиля рун, основанных на прописных и строчных буквах, и множество стилистических альтернатив от A до Z, основанных на настоящих скандинавских рунах.

Old North — это классический дизайн, если подумать о «рунах».

Asgaard

Asgaard — шрифт в стиле викингов с семью стилями, включая несколько декоративных версий с декоративными вставками. Этот шрифт имеет винтажный стиль и сильное присутствие.

В пакете даже есть восемь дизайнов футболок, с которыми дизайнеры могут поиграть на основе шрифтов семейства. Украшения создают красивую текстуру шрифта.

Viking Caps

Viking Caps — это экранный шрифт, полностью состоящий из заглавных букв, который включает впечатляющие рунические варианты. Шрифт в стиле викингов имеет драматические готические черты с острыми кинжальными компонентами и имеет вампирский вид.

Шрифт имеет минимальное количество глифов, что делает его лучше всего подходящим для логотипов, татуировок и многого другого, а не для более существенных письменных проектов.

Nordic Folk

Nordic Folk — милый мультяшный шрифт с элементами скандинавских сказок. Этот скандинавский шрифт нарисован вручную с уникальным дизайном, основанным на скандинавском народном искусстве.

Доступны четыре стиля, один из которых состоит только из значков. Nordic Folk — один из самых крутых шрифтов в списке.

Fjordgard

Fjordgard — отличный дисплейный шрифт, который сильно напоминает руны с четкими угловатыми формами букв. Формы основаны на латинских символах, но формы рун с заостренными линиями вдохновляют дизайны в популярной культуре.

Шрифт только прописной, но он подходит для такого сильного шрифта заголовка — одного из самых интересных среди множества шрифтов в этом списке.

Nordic Dream

Nordic Dream — это семейство шрифтов и символов, которые имеют современный вид, а знаковые скандинавские образы запечены в сжатых буквенных формах.

Фольклорный стиль этого шрифта очевиден и представлен в нескольких видах, включая уникальную высокодекоративную форму.

Ноатун

Noatun — странный, но очень современный шрифт, имеющий две версии. Геометрический стиль бросается в глаза и кажется специально созданным для названий и заголовков.

Опять же, как и другие основанные на рунах шрифты в этом списке, он основан на латинских символах, но имеет скандинавские элементы, которые можно было бы увидеть.

Scourge

Scourge — это блочный шрифт для заголовков с заглавными многоязычными буквами. Хотя это не обязательно слишком близко к скандинавским рунам, в формах и формах шрифта есть элементы тенденции дизайна. Потрепанный вид также добавляет визуального интереса набору.

Roonah

Roonah — еще один латинский шрифт, выполненный в скандинавском стиле. Набор включает великолепные заглавные буквы, цифры, знаки препинания и многое другое. Шрифт элегантный и относительно тонкий.

Это обеспечивает сильный шрифт заголовка, но более абстрактные формы букв могут быть не такими читаемыми, как меньшие размеры.

Nordica

Nordica — это нарисованный вручную шрифт в скандинавском стиле с забавным текстурным внешним видом и старинным внешним видом. Бедствие в нарисованном от руки виде напоминает резьбу.

Этот шрифт, состоящий только из прописных букв, является отличным выбором для постеров и брендинга. Nordica — красивый народный художественный шрифт.

Руны Футарка

Руны Футарка — один из самых точных рунических шрифтов в списке, поскольку он использует символы Футарка, названия рунического алфавита.

В этом наборе 31 руна в виде чистых линий и более состаренная версия. Руны не совпадают с латинским алфавитом один к одному, но ассоциация букв довольно близка. Один из самых интересных шрифтов в списке.

LovePagans

LovePagans — это широкий шрифт, вдохновленный поп-культурой, основанный на кельтских и скандинавских дизайнерских образах. Шрифт имеет очень деревенское качество и хорошо работает в качестве шрифта для заголовков, учитывая более абстрактный вид букв. LovePagans станет отличным шрифтом для постов и графики в социальных сетях!

Solaire

Solaire — шрифт в стиле фэнтези с элементами рунического рисунка. Шрифт является одним из самых современных и ориентирован на современный логотип и имеет слегка потрепанный вид.

Нужен скандинавский шрифт для логотипа игры? Solaire — хороший выбор с рукописным графическим стилем.

Бесплатные скандинавские шрифты

Еще не совсем уверены, что готовы начать разработку с платным скандинавским шрифтом? Рассмотрите эти бесплатные шрифты, основанные на норвежских рунах, как способ окунуться в принципы дизайна ледяного севера. Эти шрифты обычно бесплатны для личных проектов. Всегда проверяйте лицензию на используемые вами шрифты.

Викинг

Viking — это шрифт, который в значительной степени объясняется одним только названием. Шрифт имеет нордическое качество и в целом более средневековый. Шрифт также указан как бесплатный для личного и коммерческого использования, так что ясно, что Typographer Mediengestaltung оказал огромное благотворное влияние на дизайнерское сообщество.

Norse

Norse — отличный базовый шрифт в скандинавском стиле для любого дизайнера. Буквенные формы основаны на латинице, но обладают характеристиками того, что можно было бы ожидать увидеть. Norse — отличный шрифт для начала дизайнерских проектов, но он также достаточно качественный, чтобы служить для готового проекта. Он указан как для личного, так и для коммерческого использования!

Angars Runes

Angars Runes — это шрифт только для личного использования, но он имеет забавный стиль и содержит забавные декоративные разделители. Шрифт имеет вид полос с верхней и нижней строками, которые пересекают символы, набранные только заглавными буквами, поэтому ваши возможности могут быть ограничены.

PR Viking

PR Viking — забавный скандинавский шрифт с руническим декором и символами. Шрифт бесплатен для личного использования. Стоит обратить внимание только на альтернативные символы — общий причудливый скандинавский шрифт с намеками на готические формы букв.

Nordic Thunder

Nordic Thunder является бесплатным для личного использования с отдельной приобретаемой коммерческой лицензией. Шрифт использует символы скандинавского стиля и имеет общий минималистичный дизайн. Узкие заглавные буквы этого креативного шрифта отлично смотрятся для логотипа группы.

Начните использовать эти скандинавские шрифты сегодня

Эта коллекция скандинавских шрифтов должна вдохновить любого дизайнера. Независимо от того, идет ли речь о декоративных целях или типографских плакатах, эти шрифты могут придать вашему дизайн-проекту нужное ощущение. От геометрических шрифтов до креативных персонажей, единственным ограничением является ваше воображение и эксперименты.

Воспользуйтесь этим разнообразием шрифтов и найдите варианты шрифтов Viking, которые лучше всего подходят для ваших проектов.

Лучшие шрифты для использования со скандинавским алфавитом

Честно говоря, я не мог представить себе более претенциозную статью, чем «Мои любимые минималистичные шрифты». Но как бы я ни пытался притвориться, что не пускаю слюни на красивую плоскую засечку, пришло время взглянуть правде в глаза: я один из таких людей. Я очень люблю типографику. «Больше, чем жизнь» — это несколько тревожная оценка моей сестры, когда я спросил ее, действительно ли я так сильно люблю типографский дизайн.

Я заметил типографику с юных лет. Моей первой любовью был Dom Casual, когда он облегчил мне мой первый поэтический концерт. Благодаря Wingdings 3.0 этикетки на моих школьных учебниках были вершиной авангарда. Вскоре после этого я с радостью перешел со шрифтов Office 95 на кажущиеся бесконечными возможности Office 97. Как бы мне ни нравился Matisse ITC, я не хотел, чтобы мои учителя думали, что я анархист. Это были волнующие времена для 11-летнего мальчика.

Когда я рос, появились шрифтовые узоры. Frutiger используется почти в каждом аэропорту. В меню индийских ресторанов предпочтение отдается Trajan Pro. Датские парикмахеры и слесари по всей стране объединились в использовании белого Бродвея на черном фоне на каждой вывеске (и я понятия не имею, почему). В последнее время Brandon Grotesque стал сенсацией, и нам это нравится!

Шрифты — это способ персонифицировать наши слова, придавая даже самому обыденному тексту слой визуального смысла. В каждом шрифте есть индивидуальность. Следовательно, есть определенные шрифты, которые передают скандинавскую индивидуальность: чистые, функциональные, красивые, чертовски причудливые. Но, увы, не все шрифты поддерживают скандинавский алфавит с его возможностями å, æ и ø (я смотрю на вас, губернатор). Вот мои лучшие шрифты для скандинавского алфавита:

 

Очень просто. Очень скандинавский.

Магазин
Авенир

 

Шрифты похожи на Avenir
  • Aperçu
  • Эрбар
  • Авенир Следующий
  • Контекст литейного производства
  • Солей

 

 
 

Этот шрифт выглядит одновременно невероятно современным и классическим. Нет, оно не происходит из Скандинавии, но Gydendal Publishing определенно предпочитало его в более старых изданиях.

Угадайте, какой шрифт вы сейчас читаете? Вы уже догадались: Каслон. Это определенно мой любимый шрифт с засечками. Если вы ищете классический шрифт, похожий на Times New Roman с четкими краями, лучше всего подойдет Caslon. Этот шрифт существует с конца 1600-х годов и, вероятно, останется на долгие годы. Да здравствует Каслон!

Магазин
Каслон

 

Caslon использовался в известном издании «Евклида» Бирна, опубликованном Уильямом Пикерингом в 1847 году:

 
 
 

Подвиньтесь, Futura, это мой новый стандартный шрифт без засечек. Я узнал об этом, когда узнал о Буветойе, отдаленном норвежском острове посреди Атлантического океана.

Если вы увлекаетесь графикой и странными отдаленными островами, книга «Буветойя: культурная история изолированного континента» не только красивая, но и увлекательная.

Магазин
Слон

 

 
 

Вероятно, это самый сексуальный шрифт в городе. Я помню, как написал своему другу: «Я не могу перестать смотреть на этот шрифт. Этот шрифт — мое все». Наконец-то я купил шрифт в качестве подарка себе на 30-летие. Не знаю, зачем я рассказываю вам эти смущающие подробности о себе. К сожалению, «I» слишком сильно склоняется к шрифту с засечками, а «J» слишком сильно склоняется к «ничего», но в остальном это отличный шрифт.

Магазин
Фуга

 
 
 

Элегантный шрифт, созданный Расмусом Андерссоном, шведским дизайнером и программистом из Сан-Франциско.