Содержание
Что такое боке? Примеры эффекта боке на фото
София Розановская
Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой непонимания специальной терминологии. И очень часто натыкаются на агрессивное поведение более опытных собратьев, которые зачастую ленятся что-либо объяснять. И, например, на простой вопрос: что такое боке, не могут просто ответить, а начинают использовать сложные формулы и непонятные многим термины.
Но ведь все когда-то с чего-то начинали. Сегодня мы поговорим о часто употребляемом, в речи фотографов всего мира, термине боке. Если отойти от точных научных определений, то самое простое для понимания, значение термина боке можно определить, как: художественное размытие фона на фотографии; изображение находящееся не в фокусе; эстетическое качество размытия. Происхождение термина идет из японского языка, где 暈け или ボケ(Боке или Bokeh) означает — «размывание» или «туман», возможный перевод «размытость» и «нечёткость».
Machel Spence из Сиэтла во всех своих работах использует такие объективы, что на мой взгляд боке получается просто изумительное. Хотя, качество боке — это всегда очень субъективно. Однако, очевидно, что мягкое боке выглядит приятнее, чем жесткое.
Рисунок боке — это именно то, что, зачастую, имеет важную роль при покупке объектива, но что естественно нигде не указывается. Есть люди, которые проводят сравнительные тестирования различных объективов, для того, чтобы другие фотографы пред покупкой смогли увидеть, что же на самом предлагает им тот или иной объектив, в плане боке. Особенно важно боке в портретной фотографии, где фотограф обычно стремится получить малую глубину резкости для достижения внимания не на фон, а на объект фотосъемки.
Хотя это трудно оценить, но одни объективы дают более приятный фон вне зон фокусировки, чем другие. Хорошее боке особенно важно для портретных объективов, макро-объективов и иногда телеобъективов, потому что они обычно используют с маленькую глубину резкости. Глубина резкости изображаемого пространства часто обозначается словом — ГРИП. Посмотрите на картинку ниже, значение диафрагмы — играет решающую роль в том, получите вы размытый фон или нет. В любой зеркальной камере можно установить значение диафрагмы, если не знаете как это сделать — посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату. Установив к примеру значение на f/1,4 вы получите очень размытый фон, при четком предмете на переднем плане. Именно такое значение установить смогут не все, так как эта возможности зависит напрямую от вашего объектива. Просто выберите минимальное значение из доступных для вашего объектива.
Существуют разные критерии по определению качества боке, но все же тут присутствует очень личностное восприятие. Одному человеку может понравиться боке фотографии, а другой скажет, что такой рисунок боке ему вообще не нравится. Сам рисунок боке напрямую зависит от самой оптической схемы объектива, от лепестков диафрагмы. Причем совсем необязательно, что бы рисунок был из световых кругляшков или многоугольников, боке — это любое размытие фона.
Цена объектива как правило имеет значение, и хороший портретник стоит недешево. Как вариант — обратить свое внимание на советскую оптику. Сегодня используя цифровую зеркальную камеру и старые объективы можно получать очень классные снимки. Главное правильно подобрать переходник.
София Розановская
Боке. Разновидности боке
Боке
Наверное неоднократно вам приходилось слышать это слово. Что можно сказать про сиё явление? Это оптиченское свойство оптики. Вообще оно происходит от японского ボケ бо-кё — «размытость», «нечёткость».
Боке — это размытый рисунок находящийся не в фокусе на фотографии. Вообще размытый план это ещё пол явления, он не просто размывается, как это может быть сделано в фотошопе фильтром «размытие по гауссу». Такой фон имеет довольно непростую структуру и связано это с используемым объективом и сейчас мы разберёмся в этом.
Диск нерезкости
Разглядывая такой фон особое внимание падает на яркие шарики, они называются дисками нерезкости. Они как правило особо заметны от более явных источников света. Об этих дисках и будет идти речь в статье.
Диск нерезкости на самом деле не всегда является идеальным кругом. Его форма зависит от формы диафрагмы объектива. Но суть в том, что формой этого диска, как и величиной можно легко управлять.
Увеличивая значение диафрагмы, мы уменьшаем размер этих дисков на изображении.
Подбираем объектив
Это касается всех объективов, но на широкоугольных и других корокофокусных объективах, это трудно понять, потому-что боке у таких объективов невозможно разглядеть из-за очень большой глубины резкости, данной от природы всем таким объективам.
Однако начиная со светосильных объективов 50мм, заканчивая любым телеобъективом, мы легко сможем как наблюдать эту вещь, так и управлять ею всяческими простыми, так и необычными и увлекательными способами.
Чтобы не ошибиться, я сразу скажу, что объективы типа 18-55 не подойдут, не смотря на то, что 50мм входит в этот диапозон. Просто значение сетосилы очень мало у таких объективов и это неблагоприятно для боке (однако и в таких случаях можно сделать хитрость, но она не очень проста. Если вам будет интересно, вы прочитаете это внизу).
Влияние диафрагмы
И так приступим к изучению. Представим себе, что у вас есть светосильный староватый объектив. При увеличивании диафрагмы, вы замечаете, что отверстие, которое получилось благодаря сжатию диафрагмы получилось не круглым, а винтиком. В таких случаях на размытом плане вы тоже будете наблюдать винты. Отличным примером будет диафрагма из двух створок (такой объектив существует, он очень редкий, но как эталонный пример он отлично сюда походит), у него отверстие получается в виде квадрата, или ромба (как вам будет лучше), фон в таком случае тоже принимает характерный рисунок, содержащий ромбики. Кстати интересный приём, в таком случае фон словно нарисован штрихами цветных карандашей. Очень полезная вещь, но объектив редкий, довольно древний и найти такой довольно трудно. Но не всё так плохо…
Фигурное боке своими руками
Вы можете сами сделать себе диафрагму. Всё очень просто, как никогда. Вы просто вырезаете из картона круг, который вы сможете вставить перед объективом. При этом внутри этого круга вы можете вырезать любой рисунок. Абсолютно любой. Однако ваша фантазия ограничивается только тем, что будет держаться на картонке. Мелкие детали, усложняющие рисунок, не смогут висеть в воздухе, думаю вы понимаете о чём я.
И тот же ромб, и сердечки, и звёздочки, а может вам нравятся какие нибудь руны? Но опять же, букву «А» будет затруднительно реализовать, так как треугольник у этой буквы не сможет висеть в воздухе. Однако и тут можно решить проблему: наклеивать на кусочек стекла. На помощь вам придут защитные фильтры. Однако это не очень дешевое удовольствие – покупать фильтры и намазывать на них клей.
Чем больше фокусное расстояние и светосила, тем больше будут диски нерезкости. Воспользуйтесь этим приёмом.
Нестандартные типы боке
Существуют такие объективы, которые совершенно иначе влияют на боке. Размытый план у них имеет некий спец-эффект «завихрения», «радиального размытия». К таким объективам можно отнести некоторые объективы семейства Helios. К ним относятся: Гелиос 44ххх (ххх – имеется в виду его подвид, например Гелиос 44м-4), Гелиос-81М. Они являются «околополтинниками», имеют фокусное расстояние 58мм. Несомненными лидерами среди завихряющих объективов являются Гелиос 40 и Циклоп (85мм). Поискав в интернет-магазинах, я почти с точностью могу сказать, что вы найдёте их, но цена их больно кусается по кошельку. На данный момент она составляет окого 10 000р. А гелиосы 44ые стоят довольно дёшево, вы можете попробовать испытать их в этом деле.
Отличаются и по рисованию боке зеркальные объективы. Из-за своей структуры они умеют рисовать только бублики в зоне нерезкости. Попробуйте угадать почему.
У редких объективов с очень большой светосилой, боке тоже довольно необычно.
LEICA NOCTILUX-M 50mm F/0.95 ASPH или Canon 50mm ƒ0.95
Ещё стоит отличать боке по резкости его проявления. Неоторые объективы рисуют боке очень явно, почти резко, а некоторые его сглаживают. Этот факт уже скорее от светосилы зависит, чем от фокусного расстояния.
Lensbaby
Объективами Lensbaby можно «растягивать» боке. Это логично. Ведь проекция изображения падает на матрицу под углом, значит и боке будут светить под углом на неё (как прожекторы в кинотеатре).
Разное
На объективах бывают паразитные наслоения, которые тоже влияют на качество боке. Изучите эту картинку (нажмите на неё для увеличения):
Но если вам безумно хочется проверить это явление на своём несветосильном объективе (18-55), то можно применить такую хитрость: вырезаете маленький кружок с вырезанным рисунком и помещаете его за объектив, на скотч например. И поворачиваете зум объектива на максимум. Должно получиться, но я не могу быть точно уверен.
На этом всё.
Памятка фотографа
1) Чем больше светосила\фокусное расстояние, тем интереснее получается боке.
2) Форма боке зависит от диафрагмы.
Bokeh Patterns — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
520 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Понимание боке | B&H eXplora
Зеркальные нерезкие блики появились на фотографиях с тех пор, как первые фотографии были сделаны через линзы. В 1997 году журнал Photo Techniques ввел слово «боке» в обиход мира фотографии, и с тех пор области не в фокусе на фотографиях подвергаются тщательному изучению. До этого термина, безусловно, обсуждалась эстетика расфокусированных зеркальных бликов на фотографии, но до 1997 года в английском языке не было подходящего слова для описания этого явления. Заслуга принадлежит Майку Джонстону, авторам статей Карлу Визе, Джону Кеннерделлу и Орену Граду, Интернету и слову, произношение которого никто не может согласовать, за то, что они создали помешательство на размытом фоне.
Сегодня существуют видео- и фотокомпании, фильмы, программное обеспечение, плагины для Photoshop, кинофестивали, декоративные подушки, страница в Facebook, креативные вырезанные пластины для покрытия объектива, пластины Waterhouse, приложения для iPhone и многое другое под названием «Боке. ” Смартфон недавно рекламировал свою способность создавать «боке» как аргумент в пользу встроенной камеры. У других камер смартфонов есть алгоритмы в их электронных мозгах, которые могут создавать искусственное боке на изображениях, когда их линзы не в состоянии произвести эффект. Есть даже веб-сайт о питании со статьей об использовании боке в фуд-фотографии. На момент публикации в Instagram было более 7,2 миллиона изображений с хэштегом боке. Это примерно на 1 миллион изображений #bokeh больше в год с момента моего последнего подсчета. Getty Images предлагает более 220 000 стоковых фотографий с эффектом боке на выбор, если вам нужно какое-то боке в вашей жизни прямо сейчас. Поищите в Google «Что такое боке?» и вы получите более 32,5 миллионов результатов — и более 24 000, если использовать кавычки.
Давайте проясним несколько вещей, прежде чем мы углубимся в них.
«Боке» — это английское слово, которое является переводом японского слова «暈け» или «ボケ», что означает: размытие — в частности, размытие вне фокуса. . Итак, почему бы просто не использовать уже устоявшееся слово «размытие»? Потому что простое английское слово «размытие» можно применить и к размытию в движении. Кроме того, слово «боке» включает в себя японское слово «ボケ味», означающее «качество размытия». Итак, боке — это больше, чем размытие, это слово, используемое для описания эстетического качества размытия. Из-за двойного значения вы можете сказать: «На этой фотографии боке», а также можно сказать: «На этой фотографии очень приятное боке». Перевод этих двух утверждений таков: «Эта фотография имеет зеркальные блики, которые не находятся в фокусе» и «Области не в фокусе на этой фотографии приятны для глаз».
Слово является существительным. С заглавной буквы пишется только в начале предложения. «Боке» — это не имя собственное.
Как произносится? Большинство людей говорят, что оно произносится как «bow» (как галстук-бабочка) и «keh» (как «ke» по шкале Кельвина) с одинаковым ударением на каждом слоге. Photo Technique добавила букву «h» к слову «боке», чтобы помочь читателям правильно произносить его, как они его понимают. Однако в Интернете есть несколько статей от носителей японского языка, в которых говорится, что последний слог следует произносить как «кей».
Итак, вы можете выбрать произношение, придумать свое или просто пропустить слово и сказать: «Размытие вне фокуса».
См. раздел комментариев ниже, где сам Майк Джонстон говорит о происхождении слова. Компания B&H благодарит г-на Джонстона за то, что он нашел время для просмотра статьи и комментариев.
Еще одна причина, подпитывающая одержимость боке, заключается в том, что человеческий глаз из-за своей превосходной глубины резкости плохо справляется с созданием боке, которое многие зрители хотели бы видеть на фотографиях или в кино. Таким образом, большое боке на фотографиях — это в некотором роде уникальный визуальный опыт, который можно получить только при просмотре изображения, снятого через оптический объектив.
Фотографии © Todd Vorenkamp
Боке
Если есть участки изображения, которые не в фокусе, это боке. Конечно, если то, что не в фокусе, чисто черное или чисто белое, вы можете его не увидеть. Но, в целом, не стоит об этом задумываться. Несмотря на то, что фокальная плоскость объектива очень тонкая (см. эту статью о фокусировке), при фотографировании удаленных объектов все изображение может оказаться в фокусе. Области не в фокусе возникают, когда части переднего плана или фона находятся за пределами глубины резкости объектива (ГРИП).
Боке как предмет
Одна из аномалий боке, если учесть количество внимания, которое получает боке (виновен в силу написания этой статьи), заключается в том, что оно редко является предметом фотографии. Следовательно, мы, вероятно, должны спросить себя, почему о нем думают так много, как о нем.
В общих чертах, боке может быть одним из четырех элементов фотографии:
- Объект: обычно абстрактное изображение, содержащее расфокусированные блики
- Часть предмета: клише-боке-как-часть-предметного изображения – это чашка или миска с «вливающимися» в нее праздничными огнями
- Дополнение к фотографии
- Отвлечение от фотографии.
Дополнение или отвлечение?
Когда части переднего плана и фона находятся за пределами глубины резкости объектива, свет, отражающийся от объектов в этих областях, будет воспроизводиться в виде кругов на плоскости изображения. Статья DOF, ссылка на которую приведена выше, содержит подробное обсуждение кругов путаницы. Это то, что происходит на только что описанном изображении; точки света не сфокусированы в точную точку на плоскости изображения из-за того, что объект находится за пределами того, что находится в фокусе объектива.
Боке — это визуальное отображение кружков нерезкости.
Когда точка света находится в фокальной плоскости (средняя иллюстрация), она воспроизводится как точка света в плоскости изображения. Если точка находится впереди или позади плоскости фокусировки, она воспроизводится в виде окружности, а не точки.
В зависимости от конструкции элементов объектива и формы апертуры объектива эффект боке будет иметь различные характеристики. Эти характеристики, как правило, выполняют одно из трех действий: дополняют изображение, не играют роли в изображении или отвлекают от объекта. Интерпретации взаимодействия не в фокусе областей изображения так же субъективны, как и сама фотография. Некоторые находят определенные формы и формы боке приятными, другие находят отвлекающими. В любом случае, это субъективно. Когда кто-то использует термины «плохое боке» или «хорошее боке», знайте, что вы слышите мнение, а не факты.
Как фотограф, вы можете поэкспериментировать со своими объективами и выяснить, какие из них создают боке, приятное или не отвлекающее глаз. Вы также можете обнаружить, что некоторые объективы создают боке, которое заставляет вас съеживаться. Это не означает, что один объектив лучше или хуже другого; он просто по-другому отображает блики вне фокуса. Есть несколько легендарных объективов, которые известны своей резкостью и цветопередачей, но подвергаются резкой критике за эффект боке. И наоборот, есть не очень хорошие объективы, создающие красивое боке.
Суть здесь? Знайте свои линзы и как использовать их сильные стороны и избегать их слабых сторон. Портретная съемка с малой глубиной резкости обычно требует приятного боке. Однако, если вы в первую очередь не снимаете портреты, я бы посоветовал не делать боке значительной частью критерия при выборе объектива, за исключением случаев, когда абстракции не в фокусе не являются вашим любимым жанром фотографии или вы делаете проект художественной школы на предмет.
Эффект боке зависит от конструкции объектива
Оптическая конструкция объектива — то, как линзы отлиты, отполированы и размещены — и конструкция апертурной диафрагмы отвечают за способ передачи боке на изображении. В следующих частях этой статьи будет обсуждаться, как создается боке, но если вы читаете это и жаждете еще более технического взгляда на боке, не стесняйтесь брать этот связанный документ от наших друзей из уважаемого производителя объективов, Zeiss Camera Lens Division, под названием Глубина резкости и боке , автор HH Nasse.
Для целей этой статьи давайте постараемся вести разговор относительно просто, потому что большинство из нас хочет проводить время за фотографиями, а не за проектированием, лепкой, ручной полировкой или изготовлением самодельных фотообъективов.
Диафрагма и форма
Согласно Schneider Optics, «Иногда хорошие вещи просто случаются. Хорошее боке тоже может получиться просто так, но его тоже можно придумать. Форма радужной оболочки — один из аспектов, который необходимо учитывать».
Если вы читали мою статью о звездных эффектах, то знаете, что дифракция, вызванная формой апертурной диафрагмы, будет определять форму света, проходящего через эту диафрагму. Та же самая дифракция применима к форме расфокусированного света.
На объективах с переменной диафрагмой диафрагма состоит из нескольких лепестков, которые расширяются или сужаются в зависимости от выбранной диафрагмы. Отверстие диафрагмы объектива обычно имеет форму круга. Тот факт, что несколько сечений образуют круг, означает, что это не будет геометрически совершенный круг. Некоторые лепестки диафрагмы закруглены, чтобы максимально имитировать круг. Однако чем меньше лепестков у диафрагмы, тем сложнее сформировать круг, независимо от закругленных краев.
Вы можете видеть, что 7-лепестковая диафрагма объектива FUJIFILM XF 90mm f/2 R LM WR образует семиугольник при закрытии объектива от f/2 до f/16.
Таким образом, например, объектив с пятью лепестками диафрагмы будет давать, иногда едва заметные, размытые блики в форме пятиугольника или боке. В зависимости от вашей эстетики, это может приветствоваться или может быть нежелательным. Чем больше лепестков у диафрагмы, тем более круглым будет казаться боке, особенно когда свет проходит через диафрагму вблизи оптической оси объектива. С учетом круглого боке некоторые объективы, такие как объективы Xeen от Rokinon, имеют 11-лепестковую диафрагму, чтобы добиться максимальной округлости даже при закрытой диафрагме.
Майкл Дж. Хуссманн в журнале Hasselblad Victor пишет: «По многоугольным, а не по круглым дискам размытия можно легко определить количество лепестков диафрагмы. Однако эти формы редко отвлекают внимание, а увеличение количества лепестков не настолько улучшает боке, чтобы о нем стоило беспокоиться».
Некоторые старые объективы имеют лепестки диафрагмы, которые образуют своего рода звездообразную диафрагму ниндзя, что приводит к характерной форме боке. Для эксцентричного фотографа вы можете создать свою собственную форму боке, вырезав рисунок по вашему выбору из листа черной плотной бумаги и накрыв им объектив. В Интернете есть много видеороликов «сделай сам», предлагающих различные творческие идеи для форм боке. Обратите внимание, что эти пользовательские формы лучше всего работают с яркими областями не в фокусе на фотографии, такими как искусственное освещение за пределами глубины резкости. Если ваша область не в фокусе лишена небольших светлых областей, вы, скорее всего, не увидите отчетливого воспроизведения этих форм в боке. 9№ 0003
Пластина Уотерхауса в форме звезды придает боке объектива Lomography Petzval 85mm f/2.2 звездную форму.
Возвращаясь к форме апертуры диафрагмы, чем шире апертура, тем более круглой будет диафрагма. При максимальном открытии диафрагма настолько круглая, насколько это возможно. Чем уже апертура, тем более выраженной будет форма диафрагмы, если она имеет форму.
Просто поместите пальцы перед объективом, чтобы изменить характеристики боке.
Без диафрагмы: Зеркальная линза
Катадиоптрическая или зеркальная линза — по сути, рефлекторный телескоп — создает характерные размытые формы, широко известные как «бублик боке». Зеркальные линзы обычно не имеют регулируемой диафрагмы. Отличительная форма боке обусловлена конструкцией объектива и расположением отражающего зеркала в центре изображения. Свет входит в оптическую трубку, проходит маленькое зеркало и попадает на вогнутое зеркало в задней части трубки. Свет фокусируется обратно на маленькое зеркало и отражается обратно через отверстие в вогнутом зеркале, где установлена камера или окуляр.
Боке-пончик от светодиодного уличного фонаря, снято с помощью объектива Nikon Reflex-NIKKOR 500 мм f/8 (новый).
В результате получается боке с ярким краем и относительно темным центром. Некоторым людям нравится этот эффект. Другие презирают это. Помните, что качество боке субъективно.
Диафрагма: глубина резкости
Здесь нет ничего волшебного, чем меньше глубина резкости (ГРИП) объектива, тем больше областей изображения будет не в фокусе. Более длинная глубина резкости будет удерживать большую часть изображения в фокусе и даст вам меньше областей вне фокуса.
Изменение диафрагмы изменяет глубину резкости и форму апертурной диафрагмы, что приводит к изменению характеристик боке, на этой серии изображений, полученных с объектива FUJIFILM XF 56mm f/1.2 R.
DOF и форма диафрагмы в совокупности влияют на характеристики и распространенность боке. Более узкая диафрагма дает большую глубину резкости и большую форму диафрагмы в боке. Более широкая диафрагма дает меньшую глубину резкости и более округлое боке.
Оптическое виньетирование: эффект кошачьего глаза
При открытой диафрагме свет попадает на апертурную диафрагму под разными углами. Свет, проходящий вдоль оптической оси объектива, не должен будет преломляться, чтобы попасть на датчик изображения. Свет, попадающий на край линзы, должен быть изогнут в сторону сенсора. Из-за изменения углов света при движении от центра изображения к краям форма боке меняется. Вместо концентрических кругов, сформированных на оптической оси или рядом с ней, свет, падающий под углом, образует эллиптическое боке. Эти эллипсы известны как «боке кошачий глаз», потому что их форма напоминает кошачий зрачок.
Форма боке незначительно меняется по мере движения буксира и баржи вверх по реке на этой серии снимков, сделанных с помощью объектива Nikon AF DC-NIKKOR 105mm f/2D.
При удалении от середины кадра боке в форме эллипса может вызвать «эффект завихрения» на изображении. Некоторые объективы специально разработаны для создания эффекта вихревого боке, например, объектив Lomography Petzval 85mm f/2.2 (к сожалению, новый больше не доступен).
Возрождение Lomography дизайна Petzval было вызвано желанием создать объектив с эффектом боке. «На создание объективов Petzval Art нас вдохновила наша любовь к особому вихревому боке, которое дают объективы Petzval. Боке было частью нашего вдохновения для этих объективов, чтобы создать новые линзы Petzval, которые дают такое же особенное завихрение боке», — говорит представитель Lomography.
Объектив Lomography Petzval 85mm f/2.2 известен своим намеренно закрученным боке.
Еще один вихревой объектив относится к семейству объективов Гелиос-44, выпускавшихся в бывшем Советском Союзе. Объективы Helios были основаны на дизайне Zeiss Biotar, также известном своим закрученным боке.
Сферическая аберрация
Неравномерное затенение форм боке определяется величиной сферической аберрации (SA) в объективе. SA — это оптический эффект, возникающий, когда свет, попадающий в линзы на разных расстояниях от оптического центра, преломляется больше, чем свет, проходящий через оптический центр. Ссылаясь на SA, FUJIFILM говорит: «Следует отметить, что красивое боке — это эффект красивого контраста от плавной области расфокусировки до резкой области фокусировки».
Сферическая аберрация приводит к тому, что световые лучи распространяются неравномерно и создают вариации в затенении диска.
Если линза сконструирована идеально, весь свет, попадающий в линзу, независимо от расстояния от оптического центра, сходится в одном месте — SA отсутствует. С линзой, лишенной SA, кружки нерезкости будут равномерно закрашены по всему диску. Если SA недокорректирована, это вызывает увеличение света по направлению к центру диска — распределение света по Гауссу. Диски не в фокусе будут ярче в центре, чем по краям. Наконец, если у дисков больше светосбора по краям диска, сверхкорректированные сферические аберрации, вы получите то, что известно как эффект боке «мыльных пузырей». Это боке напоминает вышеупомянутое боке-бублик, вызванное зеркальными линзами, но оно создается аберрациями, а не блокировкой света от зеркала.
Сферические аберрации ароматов. Чрезмерная коррекция приводит к тому, что свет скапливается ближе к краям. Недокоррекция SA оставляет больше света в центре. Некоторые веб-сайты обозначают их как «плохие, нейтральные и хорошие», но эти термины субъективны.
Загвоздка с SA в том, что если вы недокорректируете или перекорректируете его, вы получите противоположный эффект распределения света до и после точки фокусировки. Следовательно, сверхкорректированный объектив, вызывающий боке в виде мыльных пузырей на заднем плане, будет иметь области не в фокусе на переднем плане с концентрацией света в центре дисков, и наоборот для недокорректированных аберраций.
Если вы читали другие статьи о боке, вы можете обнаружить, что это еще одна область, где мнения о боке смешиваются. Популярная точка зрения состоит в том, что боке с яркими краями плохое, боке с ярким центром прекрасное, а нейтральное затенение боке от объективов с исправленным SA — ну, в общем, нейтральное. Опять же, это всего лишь чье-то мнение.
Некоторым фотографам нравится эффект боке мыльных пузырей на своих снимках. Фактически, некоторые объективы, такие как Meyer-Optik-Gorlitz Trioplan 100mm f/2.8 II, известны созданием такого эффекта. Другие фотографы ненавидят пузыри. И, как упоминалось выше, мыльные пузыри на заднем плане означают гауссовские диски на переднем плане, поэтому вам нужно подготовиться к обоим типам областей не в фокусе, если объектив не полностью скорректирован.
Асферические линзы
Разработчики объективов обычно пытаются бороться с SA и создают «идеальные» объективы. Одним из способов устранения аберраций является использование асферических линз. Сферическая линза практически вырезана из сферы, отсюда и название. Асферическая линза имеет сложную форму, кривизна которой изменяется в зависимости от расстояния до оптического центра. Вы не можете разрезать сферу и создать асферическую линзу. Асферические линзы намного сложнее и дороже в производстве, чем их сферические аналоги. У вашего объектива асферическое стекло? Многие линзы, содержащие эти специально разработанные элементы, обычно имеют номенклатуру, обозначающую использование асферических элементов.
Асферические элементы также могут влиять на визуализацию областей вне фокуса, создавая так называемое боке «луковичное кольцо». Этот эффект проявляется в виде текстуры колец на боке-дисках и вызван очень незначительными дефектами поверхности объектива. Кроме того, эти дефекты могут вызвать дифракцию и привести к различным текстурам на дисках.
На вопрос о боке и производстве объективов представители Panasonic ответили: «Уникальная технология, которая используется в LUMIX G Leica DF Nocticron 42,5 мм f/1,2 ASPH. Мощность O.I.S. (а также LUMIX G Leica DG Summilux 15mm f/1.7 ASPH.) — это уникальный процесс изготовления пресс-форм, которые используются для производства нашей асферической оптики. Раньше асферическую оптику приходилось шлифовать вручную. Сегодня их формуют, и форма создается на токарном станке, который вытачивает форму линзы. Этот процесс оставляет концентрические круги в форме, которые, в свою очередь, вдавливаются в стекло. Эти кольца можно увидеть в области боке многих объективов, и некоторые называют это боке «луковичным кольцом». Наш запатентованный процесс изготовления линз требует ручной полировки этих форм для удаления колец из формы. Это дает нам вид отшлифованной вручную асферической линзы за небольшую часть стоимости».
Хроматическая аберрация
Разноцветный свет с разными длинами волн распространяется в пространстве. Разные длины волн означают разные скорости, и когда этот свет проходит через линзу, разные цвета преломляются под немного разными углами. Это приводит к появлению цветовой окантовки вокруг объектов на изображении, особенно вблизи краев кадра, где свет преломляется больше, чем свет, проходящий через линзу вблизи оптической оси. Различают два основных типа хроматических аберраций (ХА): боковые (слева/справа) и продольные (спереди/сзади).
Компания Olympus исследует различные факторы боке при производстве объективов, в том числе CA. «Инженеры-оптики Olympus особенно критично относятся к дизайну боке. В начале процесса проектирования объектива инженеры разделяют боке на несколько компонентов: форма, уровень гомогенизации цвета внутри и цвет контура боке. Как только цель каждого параметра определена, можно приступать к разработке оптики».
Этот CA может и будет проявляться в расфокусированных формах и может немного «окрашивать» боке. Боковой CA окрашивает края объекта, в том числе края диска не в фокусе. Продольный СА создаст цветовой оттенок на всем диске. Чем больше объектив исправлен на ХА, тем меньше цветовой окантовки вы увидите как в сфокусированных, так и не в фокусных областях фотографии.
Астигматизм
Согласно Sigma, «Дизайнеры и инженеры обращают внимание на боке в процессе проектирования. [Мы] проектируем лепестки диафрагмы закругленными, чтобы создать более красивое боке, а резкость объектива балансирует между оптимальной резкостью и красивым боке. Чтобы передать красивое боке, наши инженеры стараются не только свести к минимуму виньетирование, астигматические и хроматические аберрации, но и найти наилучший баланс распределения концентрации боке на этапе разработки».
Возможно, вы слышали, как ваш офтальмолог произнес слово «астигматизм» во время осмотра глаз, и если бы вы попросили его объяснить это, вы могли бы крепко уснуть всего через несколько минут. По сути, астигматизм — это дефект хрусталика, который влияет на способность хрусталика точно фокусировать свет, поступающий под разными углами и с разными длинами волн. Объектив часто может давать более четкое изображение в одних областях, чем в других.
Суть в том, что это может повлиять не только на форму и характеристики ваших объектов, но и на ваше боке.
Объективы с регулируемым боке
В мире есть несколько объективов с системами, которые позволяют фотографу специально настраивать то, как объектив передает области вне фокуса. Эти объективы включают:
- Nikon AF DC-NIKKOR 105mm f/2D — DC = управление расфокусировкой
- Nikon AF DC-NIKKOR 135 мм f/2D — DC = управление расфокусировкой
- Canon RF 85mm f/1.2L USM DS — DS = сглаживание расфокусировки
- Canon RF 100mm f/2.8L Macro IS USM — Кольцо управления сферической аберрацией
- Sony 135mm f/2.8 — STF = Smooth Trans Focus
- Sony FE 100mm f/2.8 STF GM OSS — STF = Smooth Trans Focus
- FUJIFILM XF 56mm f/1.2 R APD — APD = фильтр аподизации
- Объектив Venus Optics Laowa 105mm f/2 Smooth Trans Focus
- Sigma 135mm f/2.8 YS — Система фокусировки
В камерах NIKKOR создается управляемое боке за счет регулировки SA объектива для управления распределением света на дисках переднего плана и фона, находящихся вне фокуса. По словам компании Nikon, ее запатентованная система управления расфокусировкой была объединена с инновационной системой заднего фокуса, чтобы «реализовать идеальный объектив, приемлемый для всех тех, кто требует резкости или хочет использовать размытый передний план, а также для тех, кто требует мягкий размытый фон». В конструкции используется подвижная «группа DC» линз, которые могут перемещаться внутри линзы, не влияя на астигматизм и ХА.
Объектив Nikon AF DC-NIKKOR 105 мм f/2D демонстрирует тонкие изменения боке переднего плана и заднего плана при циклическом изменении настроек управления расфокусировкой от переднего до нейтрального и заднего.
Похоже, что система Canon RF «Сглаживание расфокусировки» аналогична механизму Nikon DC.
Объективы Sony, Venus Optics и FUJIFILM используют «обратный фильтр аподизации» для настройки качества областей вне фокуса. Фильтр представляет собой встроенный градуированный радиальный фильтр нейтральной плотности с более темными краями, чем в центре; искусственное виньетирование в некотором смысле. Это помогает смягчить края дисков боке, чтобы добиться эффекта, противоположного мыльному пузырю.
Основываясь на исследованиях более старых объективов Sigma, выяснилось, что существовал элемент управления, предназначенный для облегчения макрофокусировки, но побочным эффектом этого элемента управления была регулировка SA.
Инженерное боке в дизайне объектива
Бокэ бывает просто так? Вам интересно, разрабатывают ли производители объективов объективы с учетом боке, или есть другие приоритеты, которые перевешивают то, как объектив отображает области вне фокуса, такие как удаление SA, резкость, цветопередача и т. д.? Подход семнадцати разных производителей объективов к боке на этапе проектирования сильно различается по акцентам и исполнению.
Токина говорит: «Главные проблемы — это резкость, контрастность и хроматические аберрации (или их отсутствие). Итак, краткий ответ заключается в том, что боке происходит не просто так, а как второстепенное соображение, которое обычно учитывается в механике/диафрагме объектива».
Конечно, с объективами, известными особым эффектом боке, такими как объективы Petzval и некоторые объективы Lensbaby, основная задача — боке. Компания Mamiya, разрабатывающая линзы с лепестковым затвором вместе с Schneider-Kreuznach, утверждает, что эффект боке является конструктивным фактором, но не самым важным.
Чистка заднего элемента этого объектива убрала некрасивые пятна в боке.
Как и почти все в наши дни, компьютеры активно участвуют в разработке оптики, а также в рендеринге боке. До появления компьютеров вычисления выполнялись вручную. В 1956 году компания FUJIFILM создала первый в Японии домашний компьютер FUJIC для разработки объективов. Сейчас компьютер находится в Токийском национальном музее природы и науки.
Группа разработчиков объективов Canon поделилась следующим: «Для достижения высокого качества изображения Canon использует собственное уникальное программное обеспечение для моделирования на этапе проектирования, чтобы подтвердить, как боке меняется в различных условиях съемки, таких как расстояние до объекта и настройка диафрагмы. ». Компания не стала обсуждать особенности дизайна своих объективов в отношении боке, но Canon заявила, что примечательно то, что инженеры-оптики «используют [это проприетарное] программное обеспечение для компьютерного моделирования, чтобы прогнозировать и подтверждать влияние конструкции объектива на характеристики боке. Это тот же процесс, который использовался для получения кривых производительности MTF для объективов Canon, и интересно узнать, что компьютерное моделирование используется не только для определения ожидаемого контраста и разрешения, которые может дать конкретная конструкция объектива, но даже для его внеплановых значений. характеристики области фокусировки».
Специально разработанное программное обеспечение Leica оптимизирует более 50 параметров оптической конструкции с точностью до длины одной световой волны (0,5 микрометра), помогая устранить все аберрации. Также многие объективы Leica имеют асферические элементы. Эта точность важна, когда линзы полируются с точностью до 1/2000 мм (в 1000 раз тоньше человеческого волоса).
Тестирование боке
Так сказать, резина идет в ход, когда собственно объектив построен и изображение создано. Компьютерное моделирование имеет свои ограничения, когда дело доходит до оптического дизайна. «Из-за присущего «боке» разнообразия мы переходим от моделирования на основе проектирования к прототипу и инженерной оценке на основе образцов в лабораторных условиях, а затем к полевым испытаниям, когда становятся доступны окончательные образцы с инструментами. На каждом этапе мы находим что-то в реальности. В целом компьютерное моделирование является неотъемлемым процессом проектирования; тем не менее, это не все возможности для реальных условий съемки», — говорит Тамрон. Кроме того, компания заявляет: «Мы должны пройти до финального полевого испытания, чтобы убедиться, что все под контролем».
Olympus проектирует аналогичным образом: «Дизайн боке в конечном итоге достигается путем имитации изменения боке как на переднем, так и на заднем плане при изменении расстояния от камеры до объекта, когда оптика фиксируется на определенном фокусном расстоянии. Этот процесс повторяется во всем фокусном диапазоне объектива, пока инженеры не будут удовлетворены результатами. Прежде чем объектив достигнет стадии массового производства, разработчики оптики будут использовать предварительный образец объектива в реальных ситуациях, чтобы проверить его конструкцию. Именно в этот момент инженеры могут убедиться, что созданное боке будет таким же нежным и естественным, как и при моделировании».