Лицо свет снизу: Освещение в портрете. Высота источника света.

Содержание

Освещение в портрете. Высота источника света.

Этот материал об освещении в портрете адресован в первую очередь фотографам, но может быть интересен художникам, кинематографистам, а также всем, кто просто хочет выглядеть красиво. В статье содержится много полезного, поэтому она получилось довольно объёмной, хотя из первого её варианта мы старательно удалили половину текста, а второй вариант сократили ещё на треть. Но если вам лень (или некогда) читать, можете посмотреть короткое видео, которое мы записали для нашего YouTube канала (очень рекомендуем вам на этот канал подписаться). Само видео вы найдёте в самом низу этой статьи. Итак, к делу.

Освещение в портрете

Нас окружает бесконечное множество всевозможных световых условий, при которых мы смотрим друг на друга в разные моменты жизни. Далеко не всегда мы обращаем внимание на то, как свет ложится на лица, хотя от этого сильно зависит привлекательность людей (не только на фотографии).

Освещение включает в себя целый комплекс разных явлений, каждое из которых требует отдельного разговора. Мы обязательно все их разберём в ближайшем будущем по мере наших возможностей и вашей заинтересованности в этом. Ну а сегодня рассмотрим только одну тему «высота источника света», которая может показаться очень простой, хотя на самом деле содержит уйму подводных камней, на которых набивают шишки даже опытные профессиональные фотографы.

Высота источника света

Под «высотой источника света» мы будем понимать не абсолютную его высоту, а высоту относительно лица, расположенного вертикально. Рассмотрим простой пример:

Иллюстрация 1. Светотеневой рисунок на лице (сверху) в зависимости от высоты источника света (снизу).

Меняя высоту источника света мы получаем разный светотеневой рисунок на лице. Обратите внимание, что чем выше стоит свет, тем длиннее тени от бровей, от носа, от подбородка и от любых других неровностей лица. В целом тени — это не плохо, и каждый фотограф использует их исходя из своей задумки, передавая черты лица портретируемого. Но иногда дело заходит слишком далеко и тени начинают сильно усложнять адекватное восприятие лица, создавая ненужные ассоциации или просто запутывая зрителя.

Верхний свет

Рассмотрим крайний случай, который очень выразительно продемонстрирует нам что произойдёт, если поднять свет слишком высоко.

Иллюстрация 2. Основные проблемные зоны при крайне верхнем освещении: тёмные глазницы («глаза панды»), тень под носом («усы Чаплина»), тёмная шея и сильно высветленный нос.

Как видно, выделяются несколько явно проблемных зон, мы будем использовать эти зоны в качестве индикаторов, и обращать на них внимание при дальнейшем разборе.

Вы, наверняка, хотите спросить: «Ну и какой же дурак так поставит свет»?

Да, такой крайний случай верхнего освещения вряд ли кого-то устроит. Но добавим сюда пёстрый фон, чуть высветлим тени, и вот уже начинающий фотограф перестаёт видеть проблемы освещения.

Иллюстрация 3. Освещение лица прямым солнечным светом в полдень. Солнце находится очень высоко над горизонтом.

Если на улице нам приходится справляться с проблемой, снимая, например, с более верхней точки или ждать вечера, то в помещении иногда достаточно отодвинуть человека на пару шагов назад.

Иллюстрация 4. Слева: основной источник света — лампа прямо над головой. Справа — эта же лампа теперь освещает лицо под другим углом, так как человек отошёл назад.

На этом примере очень светлый нос является для нас самым ярким индикатором плохого освещения, которое мы легко исправили, поставив человека чуть подальше.

Вернёмся к нашему студийному примеру и усложним задачу ещё больше. Помимо уменьшения контраста (заполняющим светом), сделаем плавный переход от света к тени (увеличив размер источника света), и вот уже проблемные зоны стали ещё менее очевидны.

Иллюстрация 5. Усложнение в определении проблемных зон крайне верхнего освещения. Направление основного источника света на всех примерах неизменно.

Теперь значительно сложнее разглядеть и понять, с каким освещением мы имеем дело. Но так как мы заранее наметили индикаторы для выявления проблемных зон, то нам уже проще распознать крайне верхнее освещение. Если мы временно увеличим контраст при обработке в графическом редакторе, станет очевидно, что смягчение теней или добавление заполняющего света по сути мало что меняют.

Иллюстрация 6. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Значительную или даже основную роль всё ещё играет крайне верхний свет, что хорошо видно по светлому носу и тёмным глазам.

Примеры ситуаций из практики фотографа

Существует довольно много примеров таких ситуаций, когда фотографу сложно распознать крайне верхнее освещение. Приведём некоторые из них, которые особенно часто встречаются на практике.

Вспышка в потолок

Классический пример, когда при использовании внешней вспышки, свет перенаправляется вверх в потолок. Часто фотографы считают, что если они направили вспышку в потолок, это решит все проблемы со светом. На деле же ситуация обстоит иначе. Когда фотограф «стреляет» вспышкой в потолок, то получает крайне верхний свет, со всеми вытекающими последствиями.

Убедимся в этом, проиллюстрировав ситуацию «Фотограф со внешней вспышкой в помещении» в разных вариациях.

Иллюстрация 7. Разные варианты использования внешней накамерной вспышки в помещении.

Первый вариант. Если фотограф будет светить вспышкой напрямую в лицо, то получит слишком грубое освещение, которое многим не нравится. Работать с таким светом можно, но сложно.

Второй вариант — направить вспышку в потолок, чтобы осветить человека светом, отражённым от потолка. Тени становятся мягче, но тут то и кроется опасность — очень сложно распознать крайне верхнее освещение.

Третий вариант используют внимательные фотографы, которые замечают проблему тёмных глаз. Они используют «белую карту», которая часто встроена во вспышку и позиционируется производителями, как элемент, позволяющий добавить блики в глазах. Но чудес не бывает. Нельзя просто добавить блик или осветить только глаза, не изменив освещение в целом. Получается, что смешиваются два разных света: прямой «в лоб» и отражённый от потолка. Такое смешивание производит не лучшее впечатление на зрителя.

Четвёртый вариант, к нашему удивлению, используется фотографами крайне редко. Достаточно просто направить вспышку в тот же потолок, но не строго вверх, а чуть назад. Таким образом мы не маскируем крайне верхнее освещение (как в третьем варианте), а полностью избавляемся от него.

Чтобы лучше увидеть разницу, опять увеличим контраст для всех четырёх вариантов.

Иллюстрация 8. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Если вам интересна работа с внешними вспышками, рекомендуем также почитать наш цикл статей на эту тему.

Коварное освещение в пасмурную погоду

Следующий классический пример — съёмка в пасмурную погоду. Бытует мнение, что если погода пасмурная, то свет везде одинаковый и думать про него не надо. Это мнение ошибочное. Такое освещение бывает очень разным и очень сложным, ведь мягкие тени способны запутать даже бывалого фотографа.

Всегда нужно думать, с какой стороны будет идти основная составляющая света. На примере ниже видно, что основной свет падает сверху, и отбрасывает те самые тени, о которых мы говорили вначале.

Иллюстрация 9. Съёмка в пасмурную погоду. Слева результат, справа процесс съёмки.

Обратите внимание, что отбрасывают тени не только крупные неровности лица (нос, брови, носогубные складки), но и мелкие (морщины, поры, шрамы):

Иллюстрация 10. Крайне верхний свет выявляет мелкие неровности кожи.

Варианты решение проблемы со светом в пасмурную погоду

Есть простой, но действенный способ справиться с верхним светом — спрятаться от него, а вернее уменьшить его влияние на освещение лица. Хороший вариант — использовать дерево, арку и любые другие подобные объекты.

Иллюстрация 11. Использование естественных навесов для изменения основного направления света.

Если таких объектов поблизости нет, а снимать надо именно здесь и сейчас, то придется соорудить крышу самостоятельно. Для этого используем чёрный флаг.

Иллюстрация 12. Использование искусственного навеса для изменения основного направления света.

Свет на этом примере очень мягкий (тени не резкие). Поэтому опять увеличим контраст снимков, чтобы удобнее анализировать свето-теневой рисунок. Опять тёмные глаза, опять светлый нос.

Иллюстрация 13. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Нижний свет

Но будьте внимательны. Не достаточно просто закрыться от верхнего света, нужно всегда думать, а что дальше… Чем теперь будет освещаться лицо.

Иллюстрация 14. Мы спрятались от крайне верхнего света в арке, но встали слишком глубоко и теперь свет, отражённый от земли стал основным, что тоже не хорошо.

Может случиться так, что от крайне верхнего света мы избавимся, а вместо этого получим не менее, а может даже более страшного «зверя» — освещение снизу. Поговорим о нём более подробно.

Иллюстрация 15. Свет направлен на лицо снизу. Слева показано расположение света относительно лица, справа показан результат.

Как видно из примера, лицо освещено снизу, что вызывает странные ощущения у зрителя. Проанализируем эти ощущения.

Двухмерная фотография не может дать нам полного представления о трёхмерном лице. Поэтому мозгу приходится достраивать информацию об объёме, используя косвенные признаки, в том числе распределение освещённых и теневых участков. По этому распределению мы представляем, какие неровности есть на лице, какой у них размер и какая форма.

Выпуклости и вогнутости

В нашей жизни большинство источников света светит сверху, а значит мозгу привычнее думать, что все выпуклости отбрасывают тени вниз. Типичный пример — след на песке.

Иллюстрация 16. След на песке. Слева оригинал, справа тот же след, но изображение перевёрнуто на 180 градусов.

Левый след отбрасывает тени сверху вниз, нам на это смотреть привычнее, сразу понятно, что след вдавлен в песок. Правый след наоборот отбрасывает тени снизу вверх, но мозг в этом сомневается — а вдруг свет всё ещё светит сверху, просто этот след выпуклый. Создаётся иллюзия восприятия, мозг путается. Правый след будет ещё больше казаться нам выпуклым, если уменьшить картинку или посмотреть на неё издалека.

Иллюстрация 17. Предыдущая иллюстрация уменьшена для усиления иллюзии выпуклого следа на песке.

Таким образом, если мы будем освещать снизу выпуклый объект, должна создаваться иллюзия, что этот объект вогнут (вывернут). Проверим, так ли это в случае с человеческим лицом. Возьмём обычную маску, которая с одной стороны выпуклая, а с другой стороны вогнутая.

Иллюстрация 18. Маска по отношению к зрителю (слева направо): выпукла, вогнута, выпукла, вогнута.

На примере выше вогнутая маска, освещённая верхним светом, выглядит так, как выпуклая маска, освещённая нижним и наоборот. Мы не стали добиваться полного сходства, но эффект и так хорошо заметен.

Действительно, лицо, освещённое снизу, кажется вывернутым наизнанку. Вот почему оно выглядит таким странным.

Признаки нижнего света

Но это мы пока разобрали только общее «вывернутое» впечатление, а теперь присмотримся к деталям и увидим мелкие пакости на лице, которые создаёт нижнее освещение. Эти пакости мы будем дальше использовать в качестве индикаторов, по которым легче идентифицировать нижний свет.

Иллюстрация 19. Негативные проявления нижнего освещения на лице. Слева контрастное освещение, справа контраст уменьшен с помощью заполняющего света.

Чтобы сразу ответить на знакомый вопрос: «Ну и какой же дурак так поставит свет?», мы добавили к примеру фотографию с уменьшенным контрастом, на которой сложнее увидеть негативные проявления нижнего света.

К этим проявлениям относятся: тёмный лоб, тёмный нос, «усы Эйнштейна», синяки под глазами. Некоторые фотографы-ретушёры пытаются скрыть эти недостатки при обработке, но чаще всего получается ерунда:

Иллюстрация 20. Неудачная попытка исправить при ретуши последствия нижнего света.

Они, по всей видимости, полагают, что им просто не повезло, попалась модель с тёмным носом и синяками под глазами. Они думают, что проблема решается ретушью, но это не так. Нужно понять причину проблемы и устранить её именно во время съёмки, однако сделать это бывает не всегда просто. Нижний свет коварен, поэтому нужно быть очень внимательным.

Иллюзия простоты при работе с большим источником света

В отличие от проблем крайне верхнего света, о которых мы говорили ранее, нижний свет проявляет себя практически сразу, как только источник света начинает опускаться ниже лица человека. Уловить эту грань бывает непросто, особенно, если мы имеем дело с большим источником, например софтбоксом.

Иллюстрация 21. Свет направлен на лицо снизу. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

В этом случае направление света будет отсчитываться от центра софтбокса. Некоторые фотографы ошибочно полагают, что наклон софтбокса меняет направление света, что если софтбокс наклонить вниз, то и свет на человека будет падать сверху. Это не верно.

Иллюстрация 22. Свет направлен на лицо всё ещё снизу. Наклон софтбокса не поменял ситуацию.

Как видно из примера выше, наклон никак не поменял ситуацию, а может быть даже сделал ещё хуже. Да, верхняя часть софтбокса стала ближе к лицу, чем центральная, однако этого оказалось недостаточно, чтобы конкурировать с ней.

Возможно, придирчивый читатель сможет добиться в подобной ситуации успеха, подвинув источник света вплотную к лицу, но в такой ситуации софтбокс начнёт попадать в кадр. Да и это уже тонкости, которые для данного случая практически не характерны.

Короче говоря, только подняв софтбокс выше, мы избавились от нижнего света.

Иллюстрация 23. Свет направлен на лицо сверху. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

Мы дополнительно соединили все три примера в одну картинку, чтобы вам было проще их анализировать. Плюс,так вам будет удобнее делиться этой информацией с друзьями 😉

Иллюстрация 24. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

Всегда думаете о направлении света

Не стоит думать, что если вы выставили свет в начале съёмки, то про него можно забыть. Часто вылезают такие сюрпризы, на которые не сразу обращаешь внимание, например, когда человек наклоняет голову.

Иллюстрация 25. Свет направлен одинаково для всех трёх снимков, но его направление относительно лица будет верхним или нижним в зависимости от наклона головы.

Лучше, чтобы ваша модель наклоняла голову в сторону к свету, а не от света, иначе вы рискуете получить нижнее освещение. Ещё один частый случай, когда фотографируемый человек лёг на кровать или на землю, а фотограф расслабился и перестал думать про свет. Хотя выбор направления здесь будет очень важен.

Иллюстрация 26. Типичная ситуация, когда фотограф забывает про направление света.

Отражатель

Ну и самым коварным и беспощадным «королём нижнего света» по праву можно назвать обычный светоотражатель. Казалось бы элементарное приспособление, управлять которым можно научить даже ребёнка, но в этом то и кроется его главное коварство. Многие фотографы наивно полагают, что отражать свет нужно в сторону, противоположную направлению основного света. То есть, например, если солнце светит сверху вниз, то отражать свет нужно снизу вверх. Сами понимаете, к чему это приводит.

Иллюстрация 27. Частая ошибка при работе с отражателем — свет от него без раздумий направляется снизу вверх. На нижнем снимке ошибка исправлена.

Ситуация осложняется тем, что отражатель обычно держат ассистенты, которые ещё меньше понимают в освещении, чем фотографы. Кроме того, держать отражатель снизу намного проще, чем поднимать руки вверх. Кому же охота напрягаться всю съёмку? Лицо подсветили кое как и ладно. Но надо не лениться, старайтесь всегда направлять свет осознанно.

Важные мелочи

Если вы думаете, что нижний свет создаёт негативный эффект только если он является основным (рисующим), то вы ошибаетесь. Частичная подсветка теневых областей тоже скрывает в себе опасность. Посмотрите на пример ниже, в котором мы подсветили теневую область с помощью отражателя.

Иллюстрация 28. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.

Несложно заметить разницу между подсветкой снизу и подсветкой сверху. Посмотрите на ухо вблизи, оно выглядит необычно, как будто вывернуто наизнанку. Также подсветка снизу создала акцентированную тень от одежды на шее и сделала плоским переход от шеи к голове.

Иллюстрация 29. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.

Любителям трифлекторов

Некоторые фотографы вообще настолько боятся теней на лице, что пытаются сделать всё, чтобы избавиться от них. И опять, первое, что приходит им в голову — направить свет со стороны, противоположной основному источнику.

Вот как это часто бывает:

Иллюстрация 30. Слева: лицо освещено одним источником сверху. Справа: добавлен ещё один источник света снизу.

Основной (рисующий) свет направлен сверху, а ему в противовес ставят ещё один источник (или отражатель) снизу. Верхний свет создаёт привычные и понятные тени, а нижний добавляет свои тени, которые направлены вверх и создают эффект вывернутого лица. Лицо становится плоским, появляется второй подбородок, высвечиваются ноздри, тени на одежде выглядят странно.

Кроме того, в глазах образуются дополнительные блики — это отражение нижнего источника света. Лицо с такими нижними бликами в глазах выглядит плаксиво.

Иллюстрация 31. К предыдущей иллюстрации добавлен вариант: лицо освещено одним источником сверху, но человек плачет.

Происходит это потому, что слеза обычно даёт свой собственный блик, который также находится внизу глаза, как и отражение нижнего источника света. Вот почему у коз глаза часто выглядят такими грустными:

Иллюстрация 32. Козьи глаза похожи по рисунку на блики в глазах человека, который освещён двумя источниками сверху и снизу.

Кстати говоря, о бликах. Блик в глазу — это ещё один индикатор, на который мы можем ориентироваться при выставлении света.

Иллюстрация 33. По отсутствию блика в глазах можно распознать слишком верхнее освещение.

Если блика нет — свет слишком верхний (как на примере сверху). Когда же блик внизу — свет нижний. Если блик находится вверху глаза, то большая вероятность того, что мы поставили свет без ошибок, о которых сегодня говорили.

Иллюстрация 34. Наличие блика вверху глаза — один из признаков хорошего освещения.

Свет снизу — это не плохо

Так что будьте внимательны и всегда думайте, нужен ли вам нижний свет. А он действительно иногда может быть полезен. Свет снизу не всегда нужно избегать, особенно, когда это согласуется с сюжетом нашего снимка. Например, человек, работающий перед ноутбуком должен быть освещён снизу, иначе будет складываться впечатление, что он позирует перед выключенным экраном.

Иллюстрация 35. Человек перед ноутбуком. Неизбежная необходимость нижнего света.

Также люди, сидящие у костра просто обязаны освещаться снизу, потому-что это логично. Но всегда старайтесь, чтобы сам источник света (костёр, свеча, ноутбук, телефон) тоже при этом попадали в кадр. Так зрителю будет легче воспринимать фотографию.

Иллюстрация 36. Люди у костра. Неизбежная необходимость нижнего света.

Но если вы наоборот хотите запутать и удивить зрителя, тогда используйте нижний свет в творческих целях. Благодаря такому необычному свето-теневому рисунку лицо выглядит очень мистично или даже пугающе.

Иллюстрация 37. Добавление мистичности с помощью нижнего света.Иллюстрация 38. Устрашение зрителя с помощью нижнего света.

Нижний свет также хорош, если нам хочется поиграть с тенями, которые отбрасывает человек на фон. В этом случае нижний свет даёт больше простора для творчества, чем верхний. Хотя всё зависит от вашей фантазии.

Иллюстрация 39. Нижний свет интересен при работе с тенями.

Хотите узнать больше об освещении в портрете?

Мы очень надеемся эти знания принесут вам пользу, а нам новых подписчиков. А чем больше подписчиков, тем быстрее мы готовим новые интересные материалы. Поэтому делитесь с друзьями этой статьёй, а также этим видео, которое мы записали специально для тех, кто не может читать большие тексты.

Эта статья является частью большой книги по освещению в портрете, которую мы сейчас пишем. Будем рады сделать её ещё лучше с вашей помощью, так что комментарии приветствуются (их можно отсавить к видео на YouTube канале.

Напоминаем, что у нас есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы и взаимопиара — t.me/koldunovs. Если вам нравится то, что мы делаем, пожалуйста, поддержите наши начинания рублём, а то у нас много всяких идей, на которые не всегда хватает денег. Форма для пожертвований находится здесь. Спасибо!

Образные возможности освещения в портрете

Возможности освещения в портрете

Светотень на лице человека

Референс портрет Светотень

Референсы освещения лица

Эндрю Лумис рисование головы ребенка

Тени на лице схема

Цифровой портрет мужчины туториал

Светотень на лице человека

Портрет в низком Ключе

Тени на лице референс профиль

Асара хед

Освещение снизу референс

Свет и тень на лице

Портрет Светотень

Освещение лица снизу

Портрет с контровым светом

Эндрю Лумис портрет

Светотень на лице

Лицо в профиль

Образные возможности освещения в портрете изо 6 класс

Портрет в контровом свете

Мэнди Юргенс (Mandy Jurgens)

Портрет с фронтальным освещением

Человек освещение лицо

Автопортрет силуэт

Портретное освещение

Портрет с жестким светом

Этапы рисования портрета человек

Поэтапный портрет человека

Освещение снизу референс

Груа Александра Анатольевна

Свет снизу референс референс

Свет сбоку референс

Освещение лица с разных ракурсов

Понимание силуэт

Туториал диджитал портрет

Портрет гризайль Академический

Эндрю Лумис рисунки карандашом

Портрет в низком Ключе

Портреты с разным освещением

Компоновка портрета

Портрет с тенями

Портрет штриховка

Фотосессия тело в низком Ключе

Освещение лица

Разное освещение лица

Образные портреты

Светотень на волосах

Свет снизу референс референс

Портрет с одним источником освещения

Эндрю Лумис портрет

Портрет с тенью на лице

Освещение лица

Чб портрет с одним светом

Кьяроскуро Рембрандт

Портрет Ильи Репина Серов

Поэтапное рисование портрета в цвете

Портрет со вспышкой

Набросок мужского лица

Фотопортрет свет сверху

Классический портрет карандашом

Освещение снизу референс

Референсы расположение света

Портрет Пейтона карандашом

Эндрю Лумис пропорции головы

Портрет в профиль

Полуфигура Академическая живопись

Портрет от руки

Схемы освещения при портретной съемке

Светотень на лице

Портрет в трех ракурсах

Могилевцев Экорше

Фотосессия со студийным светом

Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

7 лучших приемов, примеров и настроек

Если вы хотите стать фотографом-портретистом, вы, вероятно, уже задавались вопросом: «Какая настройка освещения лучше всего подходит для портретов?»

И если вы планируете снимать портреты при дома, следующий вопрос, который нужно задать: «Как вы освещаете портрет дома?»

К счастью, Shotkit здесь, чтобы дать вам советы для начинающих о том, как создать установку освещения для портрета.

Независимо от того, снимаете ли вы в профессиональной студии или создаете студию дома, у нас есть все необходимые советы.

Так что пристегнитесь, чтобы узнать о самых полезных схемах портретного освещения, методах освещения для фотосъемки, необходимом оборудовании и лучших советах для успешной портретной фотосъемки в 2023 году. программное обеспечение, упрощающее студийную фотосъемку и создание фильмов.

Используйте код SHOTKIT10, чтобы сэкономить 10%.

ПРОВЕРИТЬ ТЕКУЩУЮ ЦЕНУ

Содержание

7 Полезные схемы портретного освещения

1. Освещение Рембрандта

Освещение Рембрандта связано с художником 17-го века и его техникой нанесения света на лицо в его картинах.

Схема освещения Рембрандта считается драматическим световым эффектом, когда половина лица находится в тени, а другая половина освещена. Контрольный признак — небольшой перевернутый треугольник света на щеке, которая находится в тени.

Чтобы добиться такого эффекта, отверните лицо объекта от источника света, сделав одну сторону лица освещенной, а другую половину в тени.

Освещение Рембрандта требует, чтобы свет падал на переносицу и освещал щеку. Тень носа образует одну сторону треугольника, а тень щеки — другую.

Рембрандтовское освещение — одна из самых сложных задач, но с практикой и правильным положением объекта вы справитесь.

Используйте кольцевую лампу или другой источник света, чтобы направить свет в каждый глаз и оживить их.

2. Освещение бабочки

Подсветка бабочки равномерно освещает лицо. Это отличный образец освещения при фотографировании человека с сильными скулами.

Источник света располагается над камерой и позади нее (выше уровня глаз модели), чтобы направлять свет вниз на лицо объекта.

Создает тень в форме бабочки под носом, которая спадает ниже щек с обеих сторон. Благодаря источнику света позади камеры мелкие морщины и морщины сведены к минимуму.

В некоторых случаях субъект может держать отражатель, чтобы направить свет под подбородок, не затрагивая тень под носом.

Подсветка «бабочка» придает лицу приятный вид и устраняет глубокую тень, образующуюся под подбородком.

Профессиональный совет: используйте 3D-симулятор освещения set.a.light, чтобы помочь вам создать все эти различные настройки освещения.

3. Широкое освещение

Широкое освещение — это простой в освоении стиль освещения в фотографии, который требует, чтобы объект отворачивался от света.

В результате освещается та сторона лица, которая больше обращена к камере. Теневая сторона имеет меньшую площадь поверхности и находится в тени.

Делает лицо шире и подходит людям с худощавым лицом.

Использование широкого освещения для человека с широким лицом не будет льстить, так как это сделает его лицо шире.

4. Раздельное освещение

Техника раздельного освещения представляет собой простой узор, при котором лицо разделяется посередине.

Одна сторона лица освещена, а другая сторона находится в тени — с разделенным освещением, которое проходит по середине носа, рта и подбородка.

При разделенном освещении лицо объекта находится под углом 90 градусов к свету, чтобы освещалась только половина лица, а другая половина попадает в тень.

Раздельное освещение — эффектная техника освещения, которую легко реализовать с помощью одного источника света. Вы должны использовать его в сочетании с кольцевым светом на малой мощности, чтобы осветить оба глаза, не освещая при этом часть лица в тени.

Эксперименты с разделенным освещением — ваш лучший урок в достижении правильного баланса света и тени посередине лица. Он также популярен для создания таинственного эффекта светотени.

5. Контурное освещение

Контурное освещение обеспечивает естественный уровень освещения с достаточным количеством теней для создания глубины и контраста.

Источник света направлен на объект под углом 45 градусов, так что лицо освещается мягким светом. Угол источника света отбрасывает небольшую тень от носа к щеке, создавая глубину.

Щека, обращенная в сторону от источника света, также частично находится в тени.

В отличие от портретного освещения Рембрандта, где эти две тени встречаются, образуя небольшой световой треугольник, две тени при петлевом освещении не встречаются под глазом.

Схема освещения в виде петли — это форма бокового освещения, которая является мягкой (в отличие от «жесткого» света) и менее драматичной, что делает ее идеальной для портретов, выглядящих естественно.

Циклическое освещение — одна из самых сложных техник, но именно по этой причине вы должны попробовать его!

  • Что такое боковое освещение в фотографии?

6. Короткое освещение

Короткое освещение противоположно широкому освещению.

Лицо объекта поворачивается так, что одна сторона лица оказывается шире другой. Короткое освещение противоположно широкому, поэтому вместо того, чтобы отворачиваться от света, объект поворачивается к нему.

При коротком освещении широкая сторона лица (обращенная к камере) полностью затенена, а тонкая или короткая сторона освещена. При мягком освещении тени под скулой и возле носа более выражены.

Короткое освещение считается ценным образцом для драматической фотографии или для уменьшения лица.

Убедитесь, что у вас есть какая-либо форма заполняющего света или бликов при создании короткого или широкого освещения, чтобы оживить глаза на теневой стороне.

7. Экспериментальное освещение

Теперь, когда вы узнали о шести наиболее распространенных схемах освещения, пришло время разработать собственные схемы освещения.

Используйте полученные здесь навыки, чтобы поэкспериментировать с предметом, чтобы отработать свои методы освещения лица.

Рассмотрите возможность использования метода разделения по горизонтали, а не по вертикали. Осветите нижнюю половину лица, в то время как верхняя половина находится в тени для необычного, зловещего вида!

Узнайте, что делают профессионалы, а затем смешайте это, чтобы создать свои уникальные типы.

Что вам нужно для портретной/лицевой подсветки?

Прежде чем вы броситесь в магазин фотоаппаратов, чтобы купить по-крупному, давайте посмотрим, что именно вам нужно.

(На фото выше показано, что я использовал для создания всех примеров изображений в этом руководстве.)

Есть несколько важных комплектов для настройки портретного освещения. Но иногда чем меньше, тем лучше, особенно если вы новичок, работающий дома.

Basic Lighting Gear

  • Камера — используйте камеру со сменными объективами и горячим башмаком — это небольшой кронштейн, который крепится сверху камеры. Горячий башмак соединяет вспышку или триггер вспышки с камерой. Используйте камеру с ручным управлением для изменения ISO, выдержки и диафрагмы — составляющих треугольника экспозиции.
  • Объектив — для удачных портретов наиболее распространен диапазон фокусных расстояний от 50 мм до 100 мм. Кроме того, чем шире диафрагма, тем лучше — f/1,4 или f/2 создают узкую глубину резкости с объектом в фокусе и размытым фоном. С объективом 90 мм вы можете аккуратно кадрировать лицо без каких-либо искажений и минимального фона.
  • Вспышка/вспышка   – вам понадобится по крайней мере одна вспышка или вспышка, чтобы создавать различные творческие образы. Он прикрепляется к горячему башмаку, поэтому камера управляет им и обменивается данными. Мощность вспышки устанавливается вручную или через объектив (TTL), обеспечивая необходимый свет, определяемый камерой.
  • Триггер вспышки — вместо подключения вспышки к горячему башмаку подключите триггер вспышки для связи с внешней вспышкой. Поместите вспышку подальше от камеры на подставку. Когда вы делаете снимок, триггер отправляет вспышке сообщение о срабатывании.
  • Аккумуляторы  — И для вспышки, и для вспышки требуются батарейки, но высококачественные батарейки стоят дорого. Используйте перезаряжаемые батареи — купите два комплекта, чтобы один был в рабочем состоянии, а другой — на зарядке.

Advance Lighting Gear

  • Штатив  — Поскольку ваш объект будет неподвижен, установите камеру на штатив. Со штативом вы можете использовать более длинную выдержку и не беспокоиться о размытии изображения при движении.
  • Подставка для фонаря – Вспышки поставляются с пластиковой подставкой для использования на земле или на столе. Но вам часто нужно, чтобы вспышка находилась на уровне глаз вашей модели или выше. Световая подставка компактна, легка и поддерживает вспышку. Вы регулируете высоту и перемещаете ее, чтобы получить наилучший световой эффект и угол, например, при освещении Рембрандта.
  • Стробоскоп – Стробоскоп управляется с помощью беспроводного триггера и работает так же, как вспышка. Стробоскоп излучает гораздо более яркую вспышку света с более коротким временем цикла — насколько быстро вы можете запустить несколько вспышек. Стробы питаются от сетевой розетки для достижения более мощных вспышек.
  • Софтбокс  – Вспышка, направленная прямо на объект, размывает черты лица и создает резкие тени. Чтобы компенсировать это, смягчите свет с помощью софтбокса — материальной коробки, в которой находится вспышка. Он крепится к осветительной стойке с помощью кронштейна, который вращается для управления углом света. Вспышка направлена ​​на непрозрачный слой белого материала, чтобы изменить и смягчить свет. Софтбокс хорошо работает с объектом, требующим широкого или короткого освещения.
  • Бьюти-тарелка  – Бьюти-тарелка работает как софтбокс, но обеспечивает более прямой свет для эффектных фотографий. Свет изменяется на полпути между резкостью прямой вспышки и мягкостью софтбокса. Это выгодно с настройкой контурного освещения.
  • Зонт – Светящийся зонт выглядит так же, как зонт от дождя, но внутренняя подкладка выполнена из светоотражающего материала. Вы направляете вспышку в зонт, и свет отражается от отражающего материала и равномерно распространяется. Некоторые зонты полупрозрачны, чтобы смягчить свет на более обширной площади. Осветительные зонты используются для создания фонового освещения.
  • Отражатель  — Отражатель представляет собой плоский диск из материала, обрамленный жестким пластиком. Одна сторона — золотой отражатель, а другая — серебряный отражатель. Он идеально подходит для отражения света на вашу модель — золотая сторона отражает теплый свет, а серебряная — более холодный.
  • Штанга — Чтобы разместить вспышку над вашей моделью, вам понадобится штанга штанги, которая крепится к подставке для фонаря. Вы подключаете свой свет или модификатор к штанге и подвешиваете его на нужной вам высоте. Штанга более эффективна для размещения источника света для раздельного освещения людей.
  • Несколько вспышек . Профессиональные фотографы используют несколько вспышек для создания эффектного освещения. Одна вспышка дает мягкий свет слева, другая с портретной тарелкой дает более жесткий свет справа, а третья освещает фон. Триггеры вспышки управляют несколькими вспышками одновременно.
  • Фоны  — Материальные и бумажные фоны поставляются в рулонах и свисают с рамы, чтобы отставать от вашей модели. Они обеспечивают захватывающие или простые фоны, позволяя вам настроить где угодно.

Общие советы по портретному освещению

Вот несколько очень простых советов по портретному освещению. Хотя они предназначены для начинающих, каждому фотографу время от времени нужно напоминать об этом.

  • Будь проще  – Как уже упоминалось, не спешите бежать в магазин с пригоршней долларов, чтобы купить все это. Начните с камеры, подходящего объектива и одной вспышки или вспышки Speedlight, установленной на горячий башмак. Освойте эту комбинацию, прежде чем переходить к триггеру вспышки и нескольким вспышкам.
  • Отражение от потолка . Простой способ более равномерно распределить вспышку — направить ее к потолку. Свет проходит от вспышки вверх к потолку и отражается обратно менее мощно и смягченно.
  • Съемка с рук — Штатив не обязателен, но помогает — если он у вас есть, используйте его. Если нет, снимайте с рук, но не забывайте использовать более длинные выдержки.
  • Займите место  – Методы проб и ошибок с петлевым освещением и освещением Рембрандта могут занять некоторое время. Ради вашей модели и себя возьмите для них стул, на котором они могут сесть — желательно барный стул.
  • Перезарядите свои батареи – Как уже упоминалось, использование перезаряжаемых батарей намного лучше для вашего кошелька и окружающей среды в долгосрочной перспективе. Сделайте авансовые инвестиции, чтобы купить два комплекта батарей для вспышки и триггера. Держите один всегда на зарядке, готовый к работе. Если вы снимаете вне дома или студии, убедитесь, что все ваши аккумуляторы полностью заряжены и упакованы так, чтобы их можно было быстро найти.
  • Освещение окна — Если у вас нет вспышки, вы можете делать снимки с освещением окна. Просто поставьте свою модель достаточно близко к окну, чтобы максимально использовать поток света. Сильный и прямой солнечный свет можно использовать для таких шаблонов, как широкое и короткое освещение.
  • Чистый фон  – Суть портретов в том, чтобы сделать лицо центром внимания на фотографии. Загроможденный или отвлекающий фон может отвлечь внимание от главного. Подумайте, где вы размещаете свою модель и что за ней может отвлекать внимание на ваших фотографиях.
  • Используйте фон . У большинства из нас дома нет красивого фона, подходящего для портретной фотографии. Лучшее решение — использовать какой-нибудь фон — сделанный своими руками или купленный в магазине. Бумажные и тканевые фоны поставляются в рулонах, которые могут свисать с кронштейна или рамы. Для подхода «сделай сам» прикрепите к своей модели выглаженную простыню.
  • Макияж — Студийное освещение может сделать кожу слишком блестящей. Профессиональные фотографы нанимают визажистов для подготовки модели к съемке. Если вы снимаете объект в своем доме со студийным освещением, рассмотрите возможность использования минимального и естественного макияжа, чтобы скрыть недостатки и предотвратить появление блеска кожи — как у мужчин, так и у женщин.
  • Одежда . Как и фон, одежда, которую носит ваша модель, может отвлекать внимание. Вы хотите, чтобы изображения были о лице, поэтому сделайте все возможное, чтобы выбрать подходящий наряд (по крайней мере, верхнюю половину) для вашей модели.
  • Позирование . Я рекомендую попрактиковаться в позировании с одним из ваших детей, партнером или случайным субъектом, прежде чем пробовать это с моделью. К счастью, большинство моделей знают свои лучшие позы, но все равно ждут от вас указаний. Позирование также помогает получить правильный угол в таких узорах, как петлевое освещение и освещение в виде бабочки.

Часто задаваемые вопросы по портретному освещению

Можно ли использовать кольцевой свет для портретов?

Кольцевые огни представляют собой форму бликов и прекрасно дополняют портретное освещение.

Установив кольцевой фонарь перед собой, вы можете направить объектив камеры через отверстие. Таким образом, в глазах вашей модели будут отражаться идеальные круглые огни.

Кольцевые лампы излучают постоянный свет, освещающий переднюю часть объекта. Они идеально подходят для таких узоров, как петлевое освещение и освещение в стиле Рембрандта, чтобы сделать глаза липкими.

Какой свет самый лестный?

Фотографы-портретисты обычно считают свет от большого мягкого рассеянного источника наиболее удачным.

Приятный свет оживляет кожу, не выявляя при этом слишком много пятен и несовершенств. Это также выделяет такие черты, как глаза, брови и рот.

Как правило, более теплый свет со значением 2700 Кельвинов лучше. Избегайте флуоресцентных ламп любой ценой — они делают вас похожим на привидение!

Каковы распространенные ошибки освещения?

Наиболее распространенные ошибки освещения связаны с неправильными настройками экспозиции на вспышках. Например, попытка добиться разделенного освещения, но неправильная установка вспышки слишком сильно или слишком слабо, что приводит к тому, что фотография не может быть восстановлена ​​​​в программном обеспечении для редактирования портретов.

Получение правильной экспозиции с освещением — это сложный баланс, который требует проб и ошибок.

Чтобы решить эту проблему, сделайте несколько снимков с разным уровнем освещения и вспышкой, чтобы позже при редактировании выбрать наиболее удачный снимок.

Final Words

Удачные портреты нуждаются в элементе направленного освещения для наиболее лестного вида. Независимо от того, используете ли вы естественный свет через окно или единственную вспышку, управление светом добавляет глубины и драматизма.

Конечно, нельзя всегда полагаться на то, что солнце находится в нужном месте. В результате, простая установка портретного освещения для вашей домашней студии — это выгодное вложение.

Важнейшими вещами для портретного освещения являются знания и практика, особенно световые схемы, такие как освещение в виде бабочки, разделенное освещение и освещение в стиле Рембрандта.

С нашими 7 полезными схемами портретного освещения, а также нашими советами по портретному освещению у вас есть все ингредиенты для начала работы.

Что вы думаете об использовании схемы освещения в портретной фотографии? Есть ли у вас какие-либо дополнительные советы, которые будут полезны другим?

Поделитесь своими мыслями и вопросами в разделе комментариев ниже. Удачной стрельбы!

Настоятельно рекомендуется

8 инструментов для фотографов

Ознакомьтесь с этими 8 основными инструментами, которые помогут вам стать профессиональным фотографом.

Включает временные скидки.

Подробнее здесь

Основы фотографии: как размещение света меняет лицо объекта [ВИДЕО]

Нижеследующее с разрешения взято из статьи «Как размещение света меняет ваши объекты» в блоге Lensrentals. Прочтите всю статью автора и фотографа Зака ​​Саттона на сайте Lensrentals.

При обучении основам фотографии и основополагающим принципам освещения я разделяю способы освещения объекта на три основные переменные: интенсивность света, качество света и направление света. Интенсивность света довольно проста в своем исполнении — насколько ярким или тусклым является ваш свет. Качество света относится к мягкому или жесткому свету, а также ко всем принципам этой категории. Третья тема — направление света — это принцип, о котором я хотел бы поговорить здесь подробнее.

Предоставлено Lensrentals

Я использую здесь студийную фотографию в качестве ключевого ориентира, поскольку это контролируемая среда, но эти правила применимы ко всему спектру фотографии. Я также предварю это, сказав, что не существует единственно правильного или неправильного способа осветить предмет; использование своего положения света уникальными способами — отличный способ проявить творческий подход. Тем не менее, некоторые основные принципы считаются более естественными в исполнении, поэтому мы коснемся их в качестве стандарта.

Основы фотографии: освещение объекта сверху

Для человеческого глаза освещение кого-то сверху кажется наиболее естественным. Ведь когда вы выходите на улицу, солнце освещает вас сверху, а когда вы идете в помещении, освещение чаще всего идет на потолок, светя вниз. Когда вы освещаете кого-то сверху, вы наиболее точно отображаете его таким, каким его видит мир. Таким образом, когда вы освещаете кого-то снизу, вы чаще всего получаете неестественную и почти зловещую атмосферу от объекта.

[Читайте: Как снимать разные портреты на белом фоне]

Чтобы проиллюстрировать это, в студию пришла моя прекрасная подруга Эвоник. С помощью Profoto C1+, пары зажимов Manfrotto Super Clamp, куска дерева и набора для ленивой сьюзан, который я купил в местном хозяйственном магазине, я смог сконструировать маятниковую систему, чтобы проиллюстрировать, как направление света меняет форму лица и чувства, которые она вызывает. Прорезав отверстие в центре двух соединенных кусков дерева, я могу использовать объектив камеры в качестве точки оси вращения, когда свет вращается вокруг объектива. Думайте об этом как о странном вращающемся кольцевом свете.

На видео выше вы можете увидеть, как радикально меняются характеристики Evonique в зависимости от освещения. Восприятие черт лица нашим глазом очень сильно зависит от того, где на лице чаще всего лежат блики и тени, поэтому, когда свет вращается вокруг и освещает Эвоник снизу, кажется, что ее лицо меняет форму и становится чем-то гораздо менее естественным. Замедляя это видео, вы сможете увидеть, где свет наиболее благоприятен для ее лица, и вы начнете видеть тенденции, поскольку они соотносятся с традиционной портретной фотографией.

Несмотря на то, что все лица круглые, у каждого человека разные углы наклона лица, что поможет определить, какое размещение света лучше всего подходит для них. Не существует простого способа определить, какой свет наиболее льстит всем людям. Поэкспериментируйте, чтобы лучше понять лицо вашего объекта, чтобы вы могли осветить его наиболее лестным образом.