Что такое тени в рисовании: Как затенять рисунок правильно? Полезные советы для начинающих

Закон света и теней. Основы светотени в рисунке карандашом. — Ghenadie Sontu Fine Art

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, необходимо хорошо освоить закономерности светотени. Не зная законов распределения света на форме предмета, студенты будут бездумно срисовывать лишь видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными.

Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии. Поэтому свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.

Рис.60

Слово «тон» происходит от греческого слова «1опоз» — напряжение. Под словом «тон» понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета (рис.60). Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.

Рис.61

Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый), расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать (рис.61).

Рис.62

Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления — ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него (рис. 62). Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане — до плавно убывающего к заднему плану.

Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу), так и естественное (солнечные лучи). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней. Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.

Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму, отделяя световую часть от теневой. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света. На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень. При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик, вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке, чтобы выявить блик, необходимо выдержать определенную тональность, что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности.

Рис.63

Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше (рис.63). Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света. Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень.

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света. Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом — по изогнутой образующей. В данном случае лучи света, определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности. Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.

Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна — падающая тень. Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени.

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида), — грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света. По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.

Рис.64

Контраст светотени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная — темнее, а границы линий ребер — отчетливее (рис. 64).

Из этого следует, что степень освещенности поверхности зависит от силы источника света, расстояния от него до поверхности, а также — от угла падения световых лучей на поверхность.

Рис.65 Тональная растяжка

Знания закономерностей светотеней, полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных форм, находящихся в различных условиях освещения (независимо от их окраски).

Закон распределения света и теней, независимо от сложности форм и характера поверхностей предметов, имеет единую для всех сущность. Поэтому для правильного его применения в рисунке таких более сложных по форме предметов, как фигура человека, детали архитектуры, необходим анализ характера изгибов, образующих форму.

Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верные тональные отношения от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном.

Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном.

Рис.66

Хотите начать обучение?

Свяжитесь с нами!

Записаться также можно по тел.: 054 344 9543

https://www.ghenadiesontu.com/workshops/

In Art, Академический рисунок, Книги по рисованию, Рисунок*, Школа Искусств
Tags основы учебного академического рисунка, Закон света и теней, Законы света и тени в рисунке, Основы светотени в рисунке карандашом, законы света и тени, рисовать тень, свет, тень, свет и тень рисунок, рисунок освещение свет и тень, рисунок тень полутень свет, нарисовать рисунок свет и тень, рисовать

как нарисовать складки и тени на одежде — Gamedev на DTF

Корейский художник и преподаватель Deka поэтапно рассказывает и пошагово показывает, как рисовать складки на одежде светлого и темного цвета.

3392
просмотров

Рисование складок и теней на светлой одежде

Нарисуем руку и рукав кофты.

Нарисуем большой кистью темного серого оттенка крупные тени по краям рукава.

Начинаем растушевывать границу тени более светлым оттенком серого.

Определите наиболее освещенные места. Это влияет на тени: те из них, что находятся ближе к источнику света, будут более тусклыми.

Нарисуем светлый участок на внутренней стороне верхней части рукава, чтобы выделить складку.

Так как рука и рукав кофты — цилиндрической формы, нужно затемнить этот «цилиндр» по краям, чтобы придать объем. Подробнее о рисовании цилиндрических форм можно прочитать здесь.

Тени на нижней части рукава растушуем более светлым оттенком серого и сделаем небольшой теневой угол у манжет.

Теперь добавим светлый оттенок серого на локтевую складку и манжет.

Продлим локтевую складку тусклым серым цветом ближе к предплечью и разделим тень на сгибе руки, делая еще одну складку.

Возьмем темный оттенок серого — еще темнее того, что мы взяли изначально. Пройдемся по самым темным местам ткани: часть рукава ближе к телу, сгиб руки, низ рукава и границы ткани.

Стоит оставить светлые участки ткани, чтобы подчеркнуть объем.

На манжетах в нашем случае есть текстура, поэтому ее тоже изобразим светлым серым оттенком и затемним к низу.

Возьмем ластик и немного уберем резкие линии складок. Другой способ — взять цвет тени и закрасить черный лайн, который был сделан в наброске.

Теперь нанесем светлый цвет на самые освещенные места.

Рисование складок и теней на одежде темного оттенка

Снова сделаем набросок кофты темного черного цвета. Не стоит брать самые крайние значения черного цвета, иначе не будет видно складок и теней. Для удобства возьмите очень темный серый.

Так же, как и на белой кофте, нанесем большой кистью основные тени.

Теперь начнем делать переход тени от темного к светлому. Для перехода между тенью и светом добавим легкий коричневый оттенок: сначала рисуем коричневым, после — светло-серым.

Добавим светлые участки и выделим имеющиеся.

Возьмем темный серый цвет и им обозначим самые темные участки кофты.

Теперь сотрем яркие линии наброска или закрасим их серым цветом.

Последнее – добавим мягкие блики. Будьте аккуратны со светлыми участками, так как на темной ткани их излишек будет сильно бросаться в глаза. В завершение можно нарисовать рефлексы — блики отраженного света от поверхностей вокруг материала.

Текст перевела Акиндеева Полина, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей.

Учебное пособие по основам рисования фигур тени и света

Поделиться:

Объект почти никогда не бывает просто светотеневым. Скорее, это обычно происходит в среде, в которой свет отражается в нескольких направлениях. По этой причине новичкам важно понимать природу теней и света.

Photo by Marco Bianchetti / Unsplash

Формы тени и света

Художники ссылаются на шесть основных понятий при описании поведения света на форме, перечисленных здесь в порядке яркости: подсветка , прямой свет , отраженный свет , тень , центральная тень  и тень .

Свет, падающий на цилиндрический объект, и образующийся в результате рисунок тени (D), света (HL), самой темной тени или основной тени (DD) и отраженного света (RL). Все диаграммы в этой статье Стивена Л. Вайса.

The Lights

Highlight относится к яркому отражению, которое возникает, когда свет попадает прямо на форму. Если поверхность неровная, блик может быть на гребне поверхности при прямом освещении.

Если поверхность имеет выступ в другом месте при прямом освещении, блик может быть на выступе в области, ближайшей к источнику света.

Блики обычно представляют собой небольшие и интенсивные пятна почти белого цвета. Блик НИКОГДА не находится под углом 90 градусов к источнику света, а скорее между этим углом и местом, где линия зрения художника попадает на объект.

Это важно понимать, поскольку предположение о том, что свет просто указывает направление источника света, приведет к неверному отображению теней.

Прямой свет относится к любой области на форме, которая напрямую получает свет от источника света. Сравните это с отраженным светом.

Отраженный свет или отраженный свет — это свет на темной стороне формы, отраженный от соседних поверхностей. Например, теневая сторона сферы слегка освещена светом, отражающимся от пола и попадающим на эту сторону объекта. Цвет объекта часто наиболее правдоподобен в этой области, потому что прямой свет может размыть локальный цвет.

Без отраженного света зритель увидит только освещенную сторону, что приведет к неубедительному изображению. Отраженный свет округляет форму. Он никогда не бывает темнее отбрасываемой тени и светлее области тени, появляющейся на периферии области при прямом освещении.

Тени

Область теней — это все области, не находящиеся под прямым освещением. Часть теневой области освещается отраженным светом. Другая часть теневой области — основная тень.

Центральная тень , или терминатор, является самой темной тенью формы и выглядит как линия или плоскость, параллельная источнику света, на которую не влияет ни прямой, ни отраженный свет.

Художники эпохи Возрождения осознали, что источник света должен располагаться впереди и слева или справа от объекта, чтобы наилучшим образом моделировать форму, в результате чего получается рисунок тени (D), света (HL), самой темной тени или основной тени ( DD) и отраженный свет (RL).

Отбрасываемая тень — это затененная область на прилегающих поверхностях, где форма блокирует прямой свет. Она темнее основной тени. Его края четко очерчены там, где он ближе всего к форме, и мягче по мере удаления от формы. Тень темнее всего там, где она ближе всего к форме.

Осложнения освещения

Конечно, если есть более одного источника света, все вышеперечисленное существенно изменяется, потому что тени и свет будут мешать друг другу! И помните, если художник путается в свете и тени, то и зритель наверняка тоже.

Также имейте в виду, что светлое небо будет действовать как вторичный, тонкий источник света в дополнение к солнцу (или луне). Небо, которое отражает свет от солнца, в свою очередь отражает свет на любой объект под ним. Когда теневая область снаружи кажется голубоватой, это происходит потому, что эта область получает основной свет от голубого неба.

Добавление статей Бобом Баром.

 

Поделиться:

Категории: Начинающий художник

Теги: Рисование для начинающих

Понимание терминологии света и тени — подкаст «Учитесь рисовать»

По сути, свет — это то, что позволяет нам видеть объекты окружающего мира. Представьте, когда вы в последний раз теряли электричество после наступления темноты. Внезапно у этого дивана не было плавных изгибов, а у рам для картин больше не было жестких краев. Вы не могли видеть форму объекта, потому что не могли видеть вообще ничего.

Даже малейший свет изменил бы это. Мерцание свечи. Фонарик для сотового телефона. И снова появляется форма.

Понимание света и тени — невероятно важная часть работы Тодда М. Кейси.

Нам нужен свет, чтобы видеть форму. Но на самом деле нам нужно увидеть, как этот свет переходит от света к тени на объекте, что позволяет нам ощутить форму формы. А если вы репрезентативный художник (от фотореалистичного до абстрактного), научиться видеть взаимодействие света и тени — ваш лучший способ перевести трехмерный мир на двухмерный лист бумаги.

АНАТОМИЯ СВЕТА И ТЕНИ

В моем разговоре с Тоддом М. Кейси (эпизод 24) Кейси обсуждал, как свет движется вокруг объекта. Давайте сломаем это.

Допустим, вы смотрите на сферу, и на нее направлен один основной источник света.

Мы начинаем с чего-то невероятно простого, чтобы вы могли понять термины и то, что происходит. Но эти же принципы применимы ко всему, от складок ткани до вазы с цветами.

САМЫЙ СВЕТЛЫЙ САМОЛЕТ

Сама сфера разделена на две части. Сторона, на которую падает свет, называется наиболее обращенной к свету плоскостью . Сторона, на которую свет не падает напрямую, называется теневой стороной .

Не на каждую часть плоскости, наиболее обращенной к свету, падает одинаковое количество света. Чтобы описать, как меняется этот свет, нам нужно ввести число 9009.3 полутона .

Светлые полутона, средние полутона и темные полутона составляют самую светлую плоскость, обращенную к теневой стороне сферы.

ТЕРМИНАТОР (линия клопов)

Существует два типа теней: формируют тени и отбрасывают тени . Название говорит вам, как каждый создается. Тень формы возникает, когда свет движется вокруг формы. Отбрасываемая тень отбрасывается другим объектом, блокирующим свет.

В нашей гипотетической сфере терминатор (также известный как линия клопов ) является началом тени формы на нашей сфере.

По мере того, как мы перемещаемся в тень, полезно действительно посмотреть на то, что происходит в тени, потому что это может быть не то, что вы думаете интуитивно. Тени не просто становятся темнее, когда они уходят. Это из-за того, что называется отраженным светом .

Как следует из названия, отраженный свет — это свет, отражающийся от поверхности, на которой находится сфера, и возвращающийся обратно в тень. Это снова осветлит части тени. Здесь вы даже можете получить всплеск неожиданного цвета благодаря отраженному свету. (Или почему художники-портретисты иногда рисуют немного цвета рубашки своей модели на нижней стороне подбородка модели.)

Отраженный свет является причиной того, что тень не полностью погружена в полную темноту.

THE CREVASSE SHADOW (Тень окклюзии)

Тень трещины (также известная как тень окклюзии ) — это часть сферы чуть выше, где она касается земли. Свет не может отразиться обратно в эту часть формы. По этой причине тень трещины будет самой темной частью вашей тени.

БРОСАЯ ТЕНЬ

Теперь, когда мы обвели сферу, давайте перейдем к поверхности, на которой находится сфера.

Опять же, есть два типа теней: формируют тень и отбрасывают тень . Теперь, когда мы спрыгнули со сферы и оказались на поверхности, мы смотрим на отбрасываемую тень. Эта тень была создана сферой, блокирующей свет и отбрасывающей эту тень на поверхность.

Отбрасываемая тень — отличное место для игры с краями. Обычно (но не всегда, так что вам нужно внимательно смотреть) отбрасываемая тень имеет более четкие края, чем терминатор.

Отбрасываемая тень также обычно имеет более жесткие края ближе к форме. По мере удаления от формы края тени становятся мягче.

БЛИК

Последний элемент света, который нужно рассмотреть на объекте, это блик . Изюминкой будет самый светлый свет на вашей картине.

Но внимательно посмотрите, где на самом деле находится блик. В отличие от самой обращенной к свету и тени плоскости, блик перемещается вместе со зрителем.

Думайте об этом как о геометрии бильярдного стола. Этот термин представляет собой угол падения, что означает, что если шар для пула приближается к стене под углом 20 градусов, он также отскакивает от этой стены под углом 20 градусов.

Свет делает то же самое. Стена (в этой аналогии с бассейном) — это зритель, сидящий на полпути между тем, откуда исходит свет, и тем, куда он идет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТА И ТЕНИ В ВАШЕМ ИСКУССТВЕ

Мы рассмотрели свет и тень в простой сфере. Теперь пришло время перевести это на то, что вы видите в своих ссылках. Длина теней и насколько они темные, будут зависеть от вашего света. Количество отраженного света будет зависеть от того, сколько отскоков нужно сделать.