Содержание
Шрифтовые композиции
6 — 2004
Николай Дубина
[email protected]
Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание. Если же дизайнер старается втиснуть текст в заранее придуманную схему, это неизбежно приводит как к формальным ошибкам, так и к несоответствиям между формой и содержанием.
Общая форма надписи, как правило, определяется уже при ее разбивке на строки. Тексты из трех или более слов при членении на строки дают несколько вариантов, одинаково правильных грамматически, но различающихся смысловыми оттенками и акцентированием того или иного слова. Например, название «Новые цифровые технологии» можно скомпоновать четырьмя способами (рис. 1).
Рис. 1. Основные варианты
разбивки заголовка
Можно заметить, что слова приобретают различную значимость в зависимости от их расположения в строке. Первый вариант довольно нейтрален, во втором варианте внимание привлекает слово «новые», в третьем особняком стоит слово «технологии». Эти, казалось бы, малоразличимые нюансы могут быть усилены рисунком шрифта, его размерами или цветом (рис. 2).
Рис. 2. Акцентирование размером
и насыщенностью
В некоторых случаях грамматическая правильность компоновки слов может вступать в противоречие с их содержанием. Показательный пример название книги В.Катаева «Белеет парус одинокий» (рис. 3). Все четыре варианта грамматически имеют право на существование, но именно композиция из одной строки в смысловом отношении более правильна, так как в качестве названия повести взята первая строка известного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Это же обстоятельство заставляет использовать для всех слов шрифт одинакового размера, насыщенности и цвета.
Рис. 3. Варианты разбивки заголовка
Для больших заголовков, например полного названия «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче», возможно еще большее число вариантов группировки текста. Композиция надписи, представленной в верхней части рис. 4, явно не сбалансирована, отсутствует акцент на главном в этом названии. После небольшой доработки композиция становится более приемлемой (рис. 4, внизу).
Рис. 4. Вариант разбивки большого заголовка
Переносы слов в титульных элементах разрушают цельность композиции, поэтому их стараются избегать. Но в принципе переносы могут употребляться в художественной литературе при многострочном заголовке, а также в научной и технической литературе в многозначных и составных словах. Использование переносов всегда должно быть мотивировано как в смысловом, так и в композиционном отношениях.
Пропуск знаков препинания (точки, запятой, скобок и пр.) давно уже стал традицией при оформлении титульных элементов. Обычно подобное нарушение правил синтаксиса всегда компенсируется какими-либо композиционными приемами: красной строкой, изменением рисунка шрифта, вторым цветом, разделительными украшениями и т. п.
Органичность букв в слове не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.
В некоторых «самодеятельных» руководствах по созданию шрифта, коих сейчас великое множество в Интернете, организация ритма в словах рассматривается очень ограниченно и часто сводится всего лишь к выравниванию пробелов между знаками. Однако ритмичность зависит еще и от начертания самих букв, поэтому в процессе создания гармоничного заголовка часто приходится опробовать несколько гарнитур, прежде чем будет найдена оптимальная.
Оптическое равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. Дело в том, что не все пространство между буквами составляет межбуквенный пробел часть этого пространства принадлежит самому изображению буквы и входит в ее оптическое поле, размер которого можно установить только визуально. Указанное обстоятельство не позволяет свести процесс выравнивания пробелов к механическому выравниванию свободных площадей между буквами даже в простых шрифтах, не говоря уже о шрифтах сложного рисунка. По этой причине опытный дизайнер при выравнивании межбуквенных пробелов все делает на глаз.
На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. При определенном расположении букв их оптические поля не сливаются, разделяясь при этом минимальным по величине пробелом. Такая расстановка знаков характерна для наборных текстовых шрифтов и обеспечивает наилучшую удобочитаемость текста (рис. 5 а ) эти пробелы между буквами в слове будем называть «нормальными». В результате правильной установки величины пробелов достигается такая слитность слова, при которой связь между всеми буквами будет равнозначна. Неточная расстановка букв приводит к нарушению этих связей.
Изменение нормальных пробелов в сторону их уменьшения или увеличения может привести к резкому снижению удобочитаемости. При небольшом сближении букв произойдет соединение засечек соседних букв и слияние оптических полей некоторых знаков (рис. 5 б ). При дальнейшем сближении букв слово будет все более походить на орнаментальный узор, степень декоративности которого определяется самим рисунком шрифта (рис. 5 в ). Одновременно с этим будет ухудшаться читаемость шрифта.
По мере удаления букв друг от друга и увеличения пробелов между ними будет происходить обратный процесс связь между буквами будет слабеть. При небольшом увеличении нормальных пробелов связь между буквами останется тесной, но средняя цветовая насыщенность слова уменьшится, что скажется на общей композиции (рис. 5 г ). При значительном увеличении пробелов слово распадается на отдельные буквы, связь между которыми теряется.
Для поддержания линии строки при большой разрядке прибегают к дополнительным средствам: подчеркиванию слова линейкой, применению шрифта с длинными горизонтальными засечками, помещению разреженной строки рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком (рис. 5 д ).
При применении декоративных гарнитур изменение величины пробелов не слишком заметно благодаря особому композиционному построению и иному ритму чтения таких шрифтов.
Рис. 5. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов
Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность (рис. 6).
Рис. 6. Суперобложка.
Художник С. Телингатер
Надо отметить, что буквы алфавита имеют различную динамику, то есть направленность по горизонтали. Каждое слово состоит из определенной комбинации знаков с разной направленностью, что оказывает влияние на его зрительное восприятие (рис. 7). Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект. Сочетая направленность каждой буквы с общей направленностью слова, а движение слова и строки с общим направлением, можно получать самые разнообразные ритмические эффекты.
Рис. 7. Динамика букв в ритмическом
строе слова
Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым движением слова по направлению строки (рис. 8).
Рис. 8. Общая динамика слова
В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например, придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью один из способов создания интересной и выразительной композиции.
Некоторые буквы шрифтов, которые можно отнести к гуманистической антикве, имеют интересную особенность их вертикальные оси не совпадают с направлением основных штрихов в знаках с овалами и полуовалами («Р», «О», «З» и т. п.). Обычно такие наклоны вертикальных осей почти не влияют на ритм в слове, однако их увеличение может быть использовано как средство изменения ритма. Шрифты, в которых буквы резко отличаются по своей ширине, также образуют своеобразный ритм.
Овладение ритмом дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в зрительной памяти.
На восприятие текста влияет и расположение строк в надписи. Некоторые надписи легко приобретают компактную и вполне завершенную форму, другие же выглядят как механическое соединение строк, не связанных между собой композиционным единством. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы преодолеть графическую разрозненность строк, подчеркнуть при необходимости смысловое значение некоторых важных слов, добиваясь ясного выражения мысли. При этом механически применять какие-либо правила нельзя, а следует исходить из конкретного смыслового содержания и состава слов в надписи. Схематическое представление строк в виде прямоугольников, о котором будет сказано ниже, создается на основе реальных, а не воображаемых строк.
Усиление смыслового значения слов путем изменения ритма букв и размера шрифта выполняется таким образом, чтобы важность слов в надписи была видна сразу и трактовалась однозначно (рис. 9).
Рис. 9. Смысловое акцентирование
размером шрифта
Еще более резкое разделение слов по смысловой значимости получается при применении в одной надписи двух или трех шрифтов. Такой прием часто используется при оформлении обложек. Если чисто шрифтовые средства не позволяют сделать надпись на обложке выразительной, можно прибегнуть к другим средствам: рисунку, орнаменту, цвету, блинтовому тиснению и т.п.
Расстояния между словами в строке должны быть такими, чтобы каждое слово отчетливо отделялось от других и чтобы строка не распадалась на отдельные части, теряя при этом свою цельность. Абсолютная величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строк в несколько раз. Ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов должно всегда согласовываться с содержанием надписи.
Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в своего рода орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длинах строк, при которой четко выделяется начало каждой строки (рис. 10), или сравнительно крупным размером шрифта (рис. 11).
Рис. 10. Контраст в длине строк при их слитном расположении
Рис. 11. Крупный размер шрифта
при слитном расположении строк
Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, то они будут читаться в замедленном ритме. Такие композиции характерны для титульного набора XVIII начала XIX века и соответ-ствуют самим текстам старинных заглавий.
Нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется един-ство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Оптимальные соотношения между величиной интервала и высотой строки лежат в интервале от 3:5 до 1:1, а их точные размеры зависят от рисунка шрифта и длины строк. Большое влияние на величину межстрочных расстояний в надписи оказывают надстрочные и подстрочные элементы букв. При сильной разрядке слов в двух соседних строках расстояние между ними тоже должно увеличиваться иначе произойдет объединение отдельных букв в вертикальные ряды, при которых горизонтальная линия строки разрушится.
Объединение в одной надписи разнородных по рисунку и резко контрастных по размеру шрифтов требует особо точного ритмического по-строения надписи, при котором расстояния между строками могут немного отличаться. Интервалы в таких надписях определяются, как правило, на глаз.
Иногда в шрифтовых композициях союзы, предлоги и короткие слова выносятся в отдельную строку, вслед-ствие чего можно достигнуть значительного усиления смыслового значения заголовка, например при противопоставлении слов-антонимов. К этому приему прибегают в поисках ясной и красивой формы надписи, для сокращения размеров слишком длинной строки, в случае усиления вертикальной направленности всей композиции и т.д. Однако выделение союзов и предлогов в отдельную строку приводит к тому, что они начинают мешать смысловому выделению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по высоте несколько меньшими, чем соседние с ними строки. Уменьшение высоты коротких строк и интервалов вокруг них необходимо и для того, чтобы сблизить основные строки во избежание оптического разрыва надписи на несколько частей (рис. 12).
Рис. 12. Уменьшение строки с предлогом и межстрочных интервалов снизу и сверху
Выбор способа группировки строк в надпись выполняется исходя из общего композиционного замысла. Из двух принципиально различных систем компоновки надписей симметричной и асимметричной первая имеет наибольшее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму.
Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или других геометрических фигур. В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Геометрические построения строк могут оказаться полезными при перегруженности композиции текстовым и изобразительным материалом, когда несколько элементов объединяются в один сложный рисунок.
Симметричный баланс надписи может нарушаться большими просветами между словами, а также элементами букв, выходящими за линии шрифта. Во избежание этого расстояния между словами сокращаются до минимума, а начертания строчных и курсивных букв выбираются такие, чтобы выносные элементы распределились по всей надписи равномерно.
Инициал, начинающий текст, также нарушает симметрию надписи. И если небольшой инициал частично уравновешивается той смысловой нагрузкой, которую он несет (акцентировка начала текста), то крупная буквица настолько сильно смещает центр тяжести строк, что вся надпись может быть отнесена к разряду асимметричных.
Асимметричные надписи сами по себе не имеют той завершенности формы, коей обладают симметричные тексты, а свою композиционную завершенность получают благодаря связи с другими изобразительными элементами. Наиболее четким принципом построения обладают асимметричные надписи с флаговой и ступенчатой композициями строк. Подобной компоновке особенно хорошо поддаются строки, мало отличающиеся по количеству знаков и по ритму.
Шрифтовые композиции нередко используются вместе с графическими элементами, например с орнаментами. Для того чтобы все эти элементы объединить в одно целое, необходимо разбираться в общих закономерностях построения изобразительно-шрифтовых композиций. Об этом мы и поговорим в следующих статьях.
КомпьюАрт
6’2004
Шрифт как элемент композиции : Children’s Design Center
ШРИФТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ /
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТИПОГРАФИКА
Программы «Шрифт как элемент композиции» и «Компьютерная типографика» посвящены одному из важнейших средств графического дизайна – типографике. Шрифт рассматривается как носитель двойной информации: вербальной и визуальной. Буквы, слова, строки, тексты выступают как совершенные художественно-графические формы и знаки, как готовые элементы композиции в сочетании с другими элементами графического дизайна. Ценность буквы рассматривается не только с точки зрения ее языковой функции, но и как визуальной формы, способной вызывать различные зрительные ассоциации. Обращается внимание на геометрическую основу шрифтовых знаков, их пластические особенности, контрасты и подобия форм, сочетание шрифтовых знаков между собой, их расположение в листе, симметрию, ритм, пропорции и масштаб. Исследуются соотношения фигуры и фона, черного и белого, цвета и формы, шрифта и изображения.
Задания направлены на развитие ассоциативного и комбинаторного мышления, способности свободно оперировать формами и смыслами, на тренировку в визуализации образов и понятий. Основные композиционные категории рассматриваются в приложении к проблемам типографики. В процессе занятий происходит синтез вербального и образного мышления, абстрактного с практическим и технологическим. В программу входит знакомство со шрифтовыми гарнитурами, представление о модификациях и начертаниях шрифта в рамках одной гарнитуры, изучение логики проектирования шрифтов и построения отдельных букв, а также разработка монограмм, знаков на основе букв, логотипов и создание сложных шрифтовых композиций.
Часть заданий выполняется вручную, при этом используется широкий спектр графических техник, инструментов и материалов; основой других заданий служат нарисованные вручную и отсканированные изображения, которые в дальнейшем обрабатываются средствами графических редакторов; некоторые упражнения исполняются на компьютере от начала до конца. Компьютер помогает точно и качественно выполнить задание, значительно облегчает и ускоряет работу в процессе поиска и выбора наилучшего решения, позволяя быстро создать, одновременно увидеть и сравнить различные варианты композиции.
Упражнения исполняются в приложении векторной графики Macromedia FreeHand, сканирование и предварительная обработка изображений – в Adobe Photoshop. Большое внимание уделяется повышению технологичности и качества исполнения композиций, изучаются различные приемы, делающие процесс работы более эффективным и точным. Постепенно у учащихся развивается способность самостоятельно отбирать наиболее целесообразные в каждой конкретной ситуации инструменты, средства и методы работы.
Одно из необходимых условий обучения – просмотр информационных и справочных изданий, журналов и альбомов по шрифтовому и графическому дизайну. Знакомство с историей развития шрифта, эволюцией его форм, современными тенденциями и стилями способствует формированию шрифтовой и визуальной культуры, повышает профессиональную эрудицию, помогает ориентироваться во всем многообразии форм графического дизайна.
Время обучения: 1 год
Возраст учащихся: 15-16 лет
Год обучения: восьмой
Авторы программ:
Светлана Ленцкая
Ольга Левиаш
Педагоги:
Светлана Ленцкая
Сергей Таланкин
Ольга Левиаш
Ольга Костюченко
Любовь Литвинова
Ольга Колчина
[к списку программ]
Элементы шрифта — приложения Win32
Редактировать
Твиттер
Фейсбук
Эл. адрес
- Статья
- 2 минуты на чтение
Шрифт представляет собой набор знаков и символов, имеющих общий дизайн. Три основных элемента этого дизайна называются шрифтом, стилем и размером.
Гарнитура шрифта
Термин «гарнитура шрифта» относится к определенным характеристикам букв и символов в шрифте, таким как ширина толстых и тонких штрихов, составляющих символы, а также наличие или отсутствие засечек. Засечка — это короткая поперечная линия на концах несвязанного штриха. Шрифт или гарнитура без засечек обычно называется шрифтом без засечек.
Начертание
Термин начертание относится к толщине и наклону шрифта. Толщина шрифта может варьироваться от тонкого до черного. Ниже приведен список возможных весов шрифтов (от самого легкого до самого тяжелого):
- Тонкий
Сверхлегкий
Легкий
Обычный
Середина
полужирный
Смелый
Сверхжирный
Тяжелый
Три термина определяют наклон шрифта: прямой, наклонный и курсив.
Символы латинского шрифта расположены вертикально. Символы наклонного шрифта имеют искусственный наклон. Наклон достигается за счет преобразования сдвига символов латинского шрифта. Символы курсивного шрифта действительно наклонены и выглядят так, как они были задуманы. Дополнительные сведения о сдвиге см. в разделе Координатные пространства и преобразования.
Размер
Размер шрифта является неточным значением. Как правило, его можно определить, измерив расстояние от нижней части строчной буквы g до верхней части соседней прописной буквы M, как показано на следующем рисунке.
Размер шрифта указывается в единицах, называемых пунктами. Пункт равен 0,013837 дюйма. Следуя системе точек, разработанной Пьером Симоном Фурнье, обычной практикой является приближение точки к 1/72 дюйма.
Fonts For Every Project — Envato Elements
Fonts For Every Project — Envato Elements
Refine by
Refine by
Trending:
- neon light
heart
Popular:
- современный
- логотип
- сценарий
- ретро
- винтаж
Сортировать по ПопулярныеНовые
WinterLand Font
By khurasan
Add to collection
Download
Rockinsoda
By Holismjd
Add to collection
Download
The Douglas Collections
By adamfathony
Add to коллекция
Скачать
Bergen Text
By MindburgerStudio
Добавить в коллекцию
Скачать
Amithen Brush Font
By dhanstudio
Add to collection
Download
Morning Glory
By inumocca
Add to collection
Download
Leah Gaviota
By august10
Add to коллекция
Скачать
Burnout Font
By giemons
Добавить в коллекцию
Скачать
Baker Street Ornaments
By kimmydesign
Add to collection
Download
Italo
By antipixel
Add to collection
Download
Silk Remington
By jadugarDS
Add to collection
Download
Fake Empire Шрифт
By simonok
Добавить в коллекцию
Скачать
Esmeralda
By Incools
Add to collection
Download
Traveller
By celciusdesigns
Add to collection
Download
Hard Stones Family
By Voltury
Add to collection
Download
Frunch
Автор nasir-udin
Добавить в коллекцию
Скачать
Шрифт RofiTaste
Автор alit_design
Добавить в коллекцию
Download
Carosello
By UnioCS
Add to collection
Download
SUNN Line Extended Font
By WildOnes
Add to collection
Download
Addington CF | Семейство шрифтов Beautiful Serif
By connary
Добавить в коллекцию
Скачать
Ropstone Typeface
Автор graptailstudio
Добавить в коллекцию
Download
Zenzero Sans
By hederaedesign
Add to collection
Download
Minty March, Condensed serif font
By angelekamp
Add to collection
Download
RNS Sanz
By yorlmar
Добавить в коллекцию
Скачать
Cherie Bomb
By dafeld
Добавить в коллекцию
Download
Selfish Font
By SmartDesigns_eu
Add to collection
Download
Sea Horse Typeface
By Alterzone
Add to collection
Download
Brinnan
By Typogama
Добавить в коллекцию
Скачать
Swashington
By WalcottFonts
Добавить в коллекцию
Скачать
Mutiara Vintage
от LostVoltype
Add to Collection
Скачать
Carter Layered
от Swistblnk
Add Dails
.