Содержание
Сущность и значение художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое развитие играет важнейшую роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Оно направлено на развитие способностей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Основные задачи художественно-эстетического развития дошкольников:
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру
- Развитие художественных способностей
- Приобщение к искусству
- Развитие детского художественного творчества
Эстетическое воспитание тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости, воображения, творческого мышления. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Основные направления художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Изобразительная деятельность
Включает рисование, лепку, аппликацию. Способствует развитию творческого воображения, художественных способностей, эстетического вкуса. Дети осваивают различные изобразительные техники, учатся выражать свои впечатления и эмоции через творчество.
2. Музыкальное развитие
Предполагает развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Включает слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Формирует интерес к музыке, развивает музыкальные способности.
3. Театрализованная деятельность
Развивает творческие способности детей, артистизм, формирует выразительность речи и движений. Дети учатся перевоплощаться в образы, передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жесты, интонацию.
4. Художественная литература
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развивает художественное восприятие и эстетический вкус. Формирует интерес к чтению, обогащает словарный запас, развивает воображение.
Методы и формы художественно-эстетического развития дошкольников
Для эффективной организации художественно-эстетического развития дошкольников используются следующие методы и формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность (занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке)
- Экскурсии в музеи, на выставки
- Развлечения, праздники, театрализованные представления
- Дидактические игры эстетического содержания
- Рассматривание эстетически привлекательных предметов и произведений искусства
- Беседы об искусстве
- Творческие задания и упражнения
- Создание выставок детского творчества
- Оформление группы к праздникам
- Самостоятельная художественная деятельность детей
При этом важно создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, поощрять творческую инициативу и самостоятельность, предоставлять свободу выбора изобразительных средств.
Роль педагога в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Педагог играет ключевую роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Основные задачи воспитателя:
- Создание эстетической развивающей среды в группе
- Отбор произведений искусства для ознакомления детей
- Планирование и организация разных видов художественно-эстетической деятельности
- Индивидуальный подход к развитию творческих способностей каждого ребенка
- Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности
- Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам художественно-эстетического развития
Важно, чтобы педагог сам обладал высоким уровнем эстетической культуры, был увлечен искусством и творчеством, умел заинтересовать и вдохновить детей.
Особенности художественно-эстетического развития в разных возрастных группах
Содержание работы по художественно-эстетическому развитию усложняется в соответствии с возрастными особенностями детей:
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира
- Знакомство с основными цветами, простыми формами
- Освоение доступных способов изображения в рисовании и лепке
- Развитие интереса к музыке, эмоциональное реагирование на нее
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- Развитие эстетических чувств и оценок
- Формирование образных представлений о предметах и явлениях мира
- Развитие художественно-творческих способностей
- Обучение новым способам изображения
- Развитие музыкально-сенсорных способностей
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства
- Развитие самостоятельной творческой деятельности
- Знакомство с произведениями разных видов искусства
- Совершенствование технических умений и навыков в разных видах художественной деятельности
Взаимодействие с семьей по вопросам художественно-эстетического развития детей
Эффективное художественно-эстетическое развитие дошкольников возможно только в тесном взаимодействии детского сада и семьи. Основные формы работы с родителями:
- Консультации и беседы по вопросам эстетического воспитания
- Совместные творческие проекты
- Организация выставок семейного творчества
- Участие родителей в праздниках и развлечениях
- Посещение музеев и выставок вместе с детьми
- Создание домашней эстетической среды
Важно повышать педагогическую культуру родителей в вопросах художественно-эстетического развития, знакомить их с возрастными особенностями детского творчества, давать конкретные рекомендации по развитию творческих способностей ребенка в семье.
Создание эстетической развивающей среды в ДОУ
Огромное значение для художественно-эстетического развития дошкольников имеет организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Она должна обеспечивать:
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
- Двигательную активность детей
- Учет возрастных особенностей детей
Основные компоненты эстетической среды в ДОУ:
- Уголок изобразительной деятельности с разнообразными материалами
- Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами
- Театральный уголок с разными видами театра
- Уголок ряжения с элементами костюмов
- Выставки детских работ
- Фотографии и репродукции произведений искусства
- Предметы народных промыслов
Грамотно организованная эстетическая среда способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию воображения, эмоциональной сферы, приобщению к миру искусства.
Диагностика художественно-эстетического развития дошкольников
Для оценки эффективности работы по художественно-эстетическому развитию детей проводится педагогическая диагностика. Ее основные методы:
- Наблюдение за деятельностью детей
- Анализ продуктов детского творчества
- Беседы с детьми
- Диагностические задания
Основные критерии оценки:
- Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства
- Уровень знаний об искусстве
- Владение техническими навыками в разных видах художественной деятельности
- Проявление творчества и самостоятельности
- Наличие индивидуального почерка в творческих работах
Результаты диагностики позволяют определить эффективность педагогического воздействия и спланировать дальнейшую работу по художественно-эстетическому развитию с учетом индивидуальных особенностей детей.