Содержание
Всемирная выставка 1900 года
Начало ХХ века было ознаменовано крупнейшим событием — Всемирной выставкой в Париже. Ее называли праздником прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.
Светский характер социальных отношений в обществе, развитие образования и науки, интенсивный культурный обмен между европейскими странами способствовали росту прогресса и укреплению гуманистических идеалов. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировали успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей.
Идея провести Всемирную выставку, посвященную итогам столетия, была высказана еще в 1893 году в Париже. Франция к тому времени имела большой опыт воплощения в жизнь таких грандиозных проектов: вторая (1855), четвертая (1867), седьмая (1878) и восьмая (1889) всемирные выставки состоялись в Париже.
Изображение: Выставка 1900 года в Париже. Главный вход. Library of Congress
Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к этому мероприятию было сооружено большое количество объектов: новые мосты, площади, вокзалы (Орсе, Лионский), Большой и Малый дворцы. Летом 1900 года открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки в Париже стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь.
Знаменитая Эйфелева башня была построена специально к предыдущей Всемирной выставке в 1889 г. Изображение: Library of Congress
Иллюминация Эйфелевой башни на Всемирной выставке. В 1900 году для её освещения вместо газовых фонарей впервые применены электрические лампы. Изображение: Library of Congress
Строящийся аттракцион Grand Globe Céleste у подножия Эйфелевой башни – один из главных символов Всемирной выставки 1900 года. Изображение: Library of Congress
Движущийся тротуар — прообраз современного траволатора. Тротуар длиной 3.5 км проходил по всей выставке. Он имел 9 станций, состоял из одной фиксированной и двух подвижных платформ, двигавшихся с разной скоростью. Изображение: Brooklyn Museum
Всемирная выставка 1900 года. Огромное колесо обозрения диаметром 93 м. Изображение: Library of Congress
Всемирная выставка 1900 года. Электрическая железная дорога
В состав международного жюри были включены русские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации).
Всемирная выставка 1900 года. Дворец Трокадеро. Справа просматриваются башни архитектурного ансамбля Павильона русских окраин.
Изображение: Library of Congress
В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи — землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.
Павильон русских окраин, выстроенный по проекту Р. Ф. Мельцера
Со Всемирной выставкой в Париже связана история знаменитого русского сувенира. Многие думают, что русская матрешка существовала с незапамятных времен. На самом деле, она появилась незадолго до выставки и в 1900 году демонстрировалась впервые. После успешного дебюта началось массовое производство новой русской игрушки, и она стала символом национального традиционного искусства.
В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.
К. А. Коровин. Тайга у Байкала. Декоративное панно для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова, 1891 г. (из коллекции И. А. Морозова)
В этом проекте художник выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Им было написано 31 полотно с видами Архангельска, Мурманска, Новой Земли, тундры, изображения тайги у Байкала, добычи золота и пушного зверя. Работы Константина Коровина были высоко оценены европейской критикой и отмечены множеством наград, включая орден Почетного легиона, пожалованный художнику Правительством Франции. После закрытия выставки коллекция панно стала экспонатом Русского музея императора Александра III (Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге), где хранится и поныне. В 2011 году 23 отреставрированных панно впервые за 110 лет были представлены на выставке, посвященной 150-летию художника.
Всемирная выставка 1900 года. Павильон русских окраин
Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Выставке Комитета сибирской железной дороги было отведено три зала. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара», макет моста через Енисей.
Во дворце гражданского инженерного дела (Genie Civil) на Марсовом поле располагался русский отдел путей сообщения. Часть выставки, включавшая экспонаты русского железнодорожного отдела, была размещена за городом.
Журнал «Огонёк» № 36 1900 г.: «Самые значительные экспонаты управления казённых железных дорог находятся в особом отделении всемирной выставки, устроенной среди Венсенского леса. Там на грандиозной международной станции два пути занимают русские вагоны, паровозы и дрезины. Паровозов два – пассажирский быстроходный и товарный. Вагонов – целых девять. Из них два вагона пассажирских III класса, один вагон I класса и один вагон-салон. Последний предоставляется при специальных заказах частным лицам для дальних путешествий, по особому тарифу. Спальных мест в нём шесть для пассажиров и три для прислуги. Уборная с ванной и умывальником; освещение электрическое от аккумуляторов. В вагоне размещены приспособления, впервые применённые в сибирском поезде: душ, охлаждение воздуха летом и освежение зимой, водяное отопление.»
VI группа русского отдела в Павильоне русских окраин, 1900 г. В центре – макет моста через Енисей, слева — макет ледокола «Ангара». Изображение: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Модель парома-ледокола «Байкал», экспонировавшуюся на Всемирной выставке, в настоящее время можно увидеть в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (ЦМЖТ РФ). Аналогичная модель ледокола «Байкал» хранится в коллекции музея Открытий в Ньюкасл-апон-Тайне (Newcastle’s Discovery Museum).
Модель ледокола «Ангара» находится в Байкальском Музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) в поселке Листвянка. Эти модели были изготовлены во время строительства ледоколов Байкальской переправы британской фирмой «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd».
Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Newcastle’s Discovery Museum
Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Newcastle’s Discovery Museum
Модель ледокола «Ангара». 1896 г. Байкальский музей СО РАН
Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.
Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Макет моста длиной 9 м, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е. К. Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.
Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург). Макет моста длиной 9 метров, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е.К.Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.
Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург). Макет моста длиной 9 метров, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е.К.Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.
Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж XIX и XX веков. Был первым в России и вторым в Европе по величине пролётов — 145 м. Пролётные строения отличались легкостью и высокой прочностью.
Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.
Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.
Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.
Особое место в Павильоне русских окраин занимала панорама художника Павла Пясецкого. Она представляла собой акварельные изображения Великого Сибирского пути на полотне длиной 955 метров. Панорама получила золотую медаль, а сам художник награжден орденом Почетного легиона.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2016
Одним из ярких украшений Русского павильона было пасхальное яйцо «Сибирский поезд», исполненное фирмой Карла Фаберже. Оно увековечивало память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую часть страны. Ювелирное яйцо было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. На Всемирной выставке 1900 года Карл Фаберже получил Гран-при и орден Почётного легиона, а также звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров».
В настоящее время пасхальное яйцо «Сибирский поезд» экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля
Пасхальное яйцо увенчано двуглавым орлом с императорской короной и покоится на спинах трех грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). На серебряной поверхности выгравирована карта России с изображением Транссибирской магистрали и надпись «Великий Сибирский Железный Путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены, отмечены пунктиром. Внутри спрятана миниатюрная модель сибирского поезда. Он имеет длину 398 мм и состоит из паровоза и пяти вагонов и приводится в движение при помощи механизма длиной 2 см, размещённого в локомотиве. Завершается состав вагоном-церковью. Паровоз исполнен из платины, вагоны — из золота, а окна — из хрусталя. Рубиновый фонарь и алмазные фары при движении поезда создавали полное впечатление настоящего света. Надписи на вагонах («Прямое сибирское сообщение», «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», «Церковь», «1-го класса», «2-го класса», «24 места», «18 мест») можно рассмотреть только через увеличительное стекло.
Всего по итогам выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Изображение: Экспозиция железнодорожной техники России. Париж, 1900 г. (из архива Центрального музея железнодорожного транспорта РФ)
И. Шустов «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.» в Российской государственной библиотеке.
М.А. Орлов «Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях», 1900 в Российской государственной библиотеке.
Коллекция документальных хроникальных кадров Всемирной выставки в Париже 1900 г.
Вернуться к разделу «История» |
Жилищное строительство, 1990, N 7, с.27-29
|
Париж 1900 — Художественный музей Портленда
Город развлечений
8 июня 2019 г. – 8 сентября 2019 г.
Главное здание, этажи 1 и 2, галереи 104, 109, 110, 209
Вернитесь в Париж на заре 20 века и ощутите великолепие сверкающей французской столицы здесь проходила Международная выставка 1900 года. Это был пик Прекрасной эпохи, периода мира и процветания во Франции, когда изобразительное искусство, мода и развлечения процветали как никогда раньше. Пятьдесят один миллион посетителей со всего мира посетили выставку и наводнили город, наслаждаясь его роскошными ресторанами, роскошным оперным театром, артистическими кабаре и ухоженными парками. Для французов это была возможность продемонстрировать свое мастерство в искусстве, науке и новых технологиях, а также подчеркнуть то, что отличало Париж от конкурентов, Лондона и Берлина.
Вдохновленный выставкой, первоначально представленной в 2014 году в Малом дворце в Париже, Paris 1900 воссоздает внешний вид той эпохи с помощью более чем 200 картин, предметов декоративно-прикладного искусства, текстиля, плакатов, фотографий, ювелирных изделий, скульптуры. и кино, и погрузит посетителей в атмосферу Belle Époque. Эти объекты, взятые из нескольких музеев Парижа, включая Малый дворец, Музей Карнавале, Дворец Гальера, Музей Бурделя и Дом Виктора Гюго, образуют портрет динамичного и быстро меняющегося города.
Великолепие Парижа раскрывается в шести разделах или виньетках. Посетитель входит в «Париж: мировая витрина», в которой рассказывается о Международной выставке 1900 года и радикальных архитектурных и технологических изменениях, внесенных в городской пейзаж, чтобы приветствовать новое столетие. Поскольку Париж также был самопровозглашенной «столицей искусств», во втором разделе выставки рассматривается широкий спектр стилей и талантов, представленных в городе в виде скульптуры, живописи и гравюр. Зрители будут в восторге от работ известных художников, таких как Камиль Писсарро и Берта Моризо, и откроют для себя убедительные картины и скульптуры менее известных мастеров того времени.
Соблазнительный стиль ар-нуво, столь популярный в декоративно-прикладном искусстве, находится в центре внимания следующей виньетки, в которой представлены мебель, украшения, керамика, плакаты, изделия из металла и веера, демонстрирующие хлыстовую кривую и естественное вдохновение этого интернационального стиля.
Французская мода и стиль были в центре парижской гордости, и в следующем разделе исследуется культ и миф о la Parisienne — идеальной француженке — через текстиль, картины, гравюры и декоративно-прикладное искусство. Прогулка по городу считалась одним из великих парижских развлечений и исследуется в «Прогулке по Парижу». Новые виды транспорта, такие как омнибус и недавно изобретенный велосипед, конкурировали с лошадьми, пешеходами и автомобилями по мере развития 20-го века. Заключительная виньетка, «Ночной Париж», представляет собой подборку обширных развлечений, которые сделали Париж центром европейских развлечений, от скромных кабаре до самых изысканных театров и ресторанов. Выставка завершается обзором великого французского изобретения Прекрасной эпохи: движущегося изображения. Отрывки из ранних фильмов оживляют выставку и позволяют зрителю заново открыть для себя рассвет кино.
Программы будут посвящены изучению культурного и исторического контекста выставки в сотрудничестве с общественными и культурными организациями, включая Alliance Française и Chamber Music Northwest. Мэри Уивер Чапин, доктор философии, куратор отдела гравюр и рисунков, представит вступительную лекцию «Париж 1900 года: зрелище и праздник». Кэрол Окман, доктор философии, профессор искусств Роберта Стерлинга Кларка в Колледже Уильямс, выступит с докладом о Саре Бернар, правящей королеве сцены Прекрасной эпохи. Показы Северо-Западного киноцентра осветят Париж в момент зарождения кино, а дополнительные программы будут посвящены изучению роли Всемирных выставок в формировании национальной и расовой идентичности с акцентом на Портлендскую выставку Льюиса и Кларка, посвященную столетию 19-летия.05. Посетители могут узнать больше о выставке в сопутствующей публикации Paris 1900: City of Entertainment Cécilie Champy-Vinas, куратора скульптуры, Музея изобразительных искусств Petit Palais, Париж.
Выставка, организованная и курируемая Музеем изящных искусств Малого дворца при исключительных кредитах Музея Карнавале – История Парижа и Музея моды Пале Гальера, Парижские музеи. Выставку в Портленде координирует Мэри Уивер Чапин, доктор философии, куратор гравюр и рисунков.
Париж 1900 — Темы — Галерея
1900 год ознаменовался в Париже Международной выставкой (Exposition Universelle et Internationale de Paris). Проходивший с 15 апреля по 12 ноября, он был посвящен достижениям прошлого века и потенциалу их дальнейшего развития в следующем. Официальный анонс выставки был сделан в 1892 году, когда Муха начал пользоваться умеренным успехом как книжный иллюстратор. Бюджет этого крупного предприятия был окончательно определен в 189 г.6, а после этого подготовка шла полным ходом, параллельно с ростом артистической репутации Мухи. В 1897 году Муха полностью интегрировался в мир парижского искусства благодаря успешной персональной выставке в Galerie de la Bodinière, за которой последовала крупная выставка в Salon des Cent. Журнал La Plume посвятил этой выставке специальный выпуск, и Муха был «горячей» темой в художественном кругу города.
В течение следующих двух лет и парижские фирмы, и правительственные чиновники обращались к Мухе с заказами на проекты для 19-го века.00 экспозиция. В заказы входили не только рекламные плакаты и другие графические работы, но и установка выставочных стендов и оформление выставочных залов, что дало ему возможность работать с трехмерным пространством. Кроме того, Муха начал работать с Жоржем Фуке (1862–1957), ведущим парижским ювелиром и ювелиром; его сотрудничество с ювелиром привело его на новую территорию — полный дизайн нового магазина Фуке, как интерьера, так и мебели, а также витрины. Бутик Fouquet был открыт в 1901 на улице Руаяль, в самом сердце Парижа. Он получил высокую оценку критиков как «магазин нового типа», возведенный в ранг искусства, где украшения Фуке полностью гармонировали с окружающей средой.
Среди работ Мухи для экспозиции 1900 года особое значение имеют его росписи, выполненные для павильона Боснии и Герцеговины, недавно присоединенной к Австро-Венгрии. Один из трех павильонов, выставленных Австро-Венгерской империей, украшение павильона Боснии и Герцеговины было очень престижным заказом; после выставки Муха был награжден орденом Франца-Иосифа I за вклад в империю.
Однако комиссия напомнила Мухе о том политическом положении, в котором его родина и все другие славянские народы вынуждены были находиться в то время: после многовековой борьбы с чужеземным гнетом политическая свобода все еще была для них недосягаема и находилась в парижской экспозиции. чехи и другие славяне были представлены под австрийской администрацией. Как он писал позже, Муха был разочарован собственным художественным положением в Париже: пока его плакаты и декоративные панно украшали салоны высшего света, «моя родина осталась утолять свою жажду канавной водой» 9.0003
Муха решил эту проблемную задачу, превратив павильон в праздник истории и культурного разнообразия Боснии и Герцеговины. Однако тема, которую он действительно хотел изобразить в росписях, — страдания угнетенных славян — должна была дождаться своего полного развития в его шедевре «Славянская эпопея » (1911–1926).