Выставка 1900 года: Всемирная выставка 1900 года

Всемирная выставка 1900 года

Начало ХХ века было ознаменовано крупнейшим событием — Всемирной выставкой в Париже. Ее называли праздником прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.

Светский характер социальных отношений в обществе, развитие образования и науки, интенсивный культурный обмен между европейскими странами способствовали росту прогресса и укреплению гуманистических идеалов. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировали успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей.

Идея провести Всемирную выставку, посвященную итогам столетия, была высказана еще в 1893 году в Париже. Франция к тому времени имела большой опыт воплощения в жизнь таких грандиозных проектов: вторая (1855), четвертая (1867), седьмая (1878) и восьмая (1889) всемирные выставки состоялись в Париже.

Изображение: Выставка 1900 года в Париже. Главный вход. Library of Congress

Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к этому мероприятию было сооружено большое количество объектов: новые мосты, площади, вокзалы (Орсе, Лионский), Большой и Малый дворцы. Летом 1900 года открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки в Париже стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь.

Знаменитая Эйфелева башня была построена специально к предыдущей Всемирной выставке в 1889 г. Изображение: Library of Congress

Иллюминация Эйфелевой башни на Всемирной выставке. В 1900 году для её освещения вместо газовых фонарей впервые применены электрические лампы. Изображение: Library of Congress

Строящийся аттракцион Grand Globe Céleste у подножия Эйфелевой башни – один из главных символов Всемирной выставки 1900 года. Изображение: Library of Congress

Движущийся тротуар — прообраз современного траволатора. Тротуар длиной 3.5 км проходил по всей выставке. Он имел 9 станций, состоял из одной фиксированной и двух подвижных платформ, двигавшихся с разной скоростью. Изображение: Brooklyn Museum

Всемирная выставка 1900 года. Огромное колесо обозрения диаметром 93 м. Изображение: Library of Congress

Всемирная выставка 1900 года. Электрическая железная дорога

В состав международного жюри были включены русские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации).

Всемирная выставка 1900 года. Дворец Трокадеро. Справа просматриваются башни архитектурного ансамбля Павильона русских окраин.

Изображение: Library of Congress

В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи — землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.

Павильон русских окраин, выстроенный по проекту Р. Ф. Мельцера

Со Всемирной выставкой в Париже связана история знаменитого русского сувенира. Многие думают, что русская матрешка существовала с незапамятных времен. На самом деле, она появилась незадолго до выставки и в 1900 году демонстрировалась впервые. После успешного дебюта началось массовое производство новой русской игрушки, и она стала символом национального традиционного искусства.

В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.

К. А. Коровин. Тайга у Байкала. Декоративное панно для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова, 1891 г. (из коллекции И. А. Морозова)

В этом проекте художник выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Им было написано 31 полотно с видами Архангельска, Мурманска, Новой Земли, тундры, изображения тайги у Байкала, добычи золота и пушного зверя. Работы Константина Коровина были высоко оценены европейской критикой и отмечены множеством наград, включая орден Почетного легиона, пожалованный художнику Правительством Франции. После закрытия выставки коллекция панно стала экспонатом Русского музея императора Александра III (Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге), где хранится и поныне. В 2011 году 23 отреставрированных панно впервые за 110 лет были представлены на выставке, посвященной 150-летию художника.

Всемирная выставка 1900 года. Павильон русских окраин

Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Выставке Комитета сибирской железной дороги было отведено три зала. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара», макет моста через Енисей.

Во дворце гражданского инженерного дела (Genie Civil) на Марсовом поле располагался русский отдел путей сообщения. Часть выставки, включавшая экспонаты русского железнодорожного отдела, была размещена за городом.

Журнал «Огонёк» № 36 1900 г.: «
Самые значительные экспонаты управления казённых железных дорог находятся в особом отделении всемирной выставки, устроенной среди Венсенского леса. Там на грандиозной международной станции два пути занимают русские вагоны, паровозы и дрезины. Паровозов два – пассажирский быстроходный и товарный. Вагонов – целых девять. Из них два вагона пассажирских III класса, один вагон I класса и один вагон-салон. Последний предоставляется при специальных заказах частным лицам для дальних путешествий, по особому тарифу. Спальных мест в нём шесть для пассажиров и три для прислуги. Уборная с ванной и умывальником; освещение электрическое от аккумуляторов. В вагоне размещены приспособления, впервые применённые в сибирском поезде: душ, охлаждение воздуха летом и освежение зимой, водяное отопление.»

VI группа русского отдела в Павильоне русских окраин, 1900 г. В центре – макет моста через Енисей, слева — макет ледокола «Ангара». Изображение: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Модель парома-ледокола «Байкал», экспонировавшуюся на Всемирной выставке, в настоящее время можно увидеть в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (ЦМЖТ РФ). Аналогичная модель ледокола «Байкал» хранится в коллекции музея Открытий в Ньюкасл-апон-Тайне (Newcastle’s Discovery Museum).

Модель ледокола «Ангара» находится в Байкальском Музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) в поселке Листвянка. Эти модели были изготовлены во время строительства ледоколов Байкальской переправы британской фирмой «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd».

Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Модель ледокола «Байкал».1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Newcastle’s Discovery Museum

Модель ледокола «Байкал». 1896 г. Newcastle’s Discovery Museum

Модель ледокола «Ангара». 1896 г. Байкальский музей СО РАН

Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.

Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Макет моста длиной 9 м, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е. К. Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.

Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург). Макет моста длиной 9 метров, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е.К.Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.

Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург). Макет моста длиной 9 метров, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е.К.Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.

Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж XIX и XX веков. Был первым в России и вторым в Европе по величине пролётов — 145 м. Пролётные строения отличались легкостью и высокой прочностью.

Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.

Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.

Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.

Особое место в Павильоне русских окраин занимала панорама художника Павла Пясецкого. Она представляла собой акварельные изображения Великого Сибирского пути на полотне длиной 955 метров. Панорама получила золотую медаль, а сам художник награжден орденом Почетного легиона.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2016

Одним из ярких украшений Русского павильона было пасхальное яйцо «Сибирский поезд», исполненное фирмой Карла Фаберже. Оно увековечивало память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую часть страны. Ювелирное яйцо было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. На Всемирной выставке 1900 года Карл Фаберже получил Гран-при и орден Почётного легиона, а также звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров».

В настоящее время пасхальное яйцо «Сибирский поезд» экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля

Пасхальное яйцо увенчано двуглавым орлом с императорской короной и покоится на спинах трех грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). На серебряной поверхности выгравирована карта России с изображением Транссибирской магистрали и надпись «Великий Сибирский Железный Путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены, отмечены пунктиром. Внутри спрятана миниатюрная модель сибирского поезда. Он имеет длину 398 мм и состоит из паровоза и пяти вагонов и приводится в движение при помощи механизма длиной 2 см, размещённого в локомотиве. Завершается состав вагоном-церковью. Паровоз исполнен из платины, вагоны — из золота, а окна — из хрусталя. Рубиновый фонарь и алмазные фары при движении поезда создавали полное впечатление настоящего света. Надписи на вагонах («Прямое сибирское сообщение», «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», «Церковь», «1-го класса», «2-го класса», «24 места», «18 мест») можно рассмотреть только через увеличительное стекло.

Всего по итогам выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.

Изображение: Экспозиция железнодорожной техники России. Париж, 1900 г. (из архива Центрального музея железнодорожного транспорта РФ)

И. Шустов «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.» в Российской государственной библиотеке.

М.А. Орлов «Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях», 1900 в Российской государственной библиотеке.

Коллекция документальных хроникальных кадров Всемирной выставки в Париже 1900 г.

Вернуться к разделу «История»

Овчинникова Н.П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже


Жилищное строительство, 1990, N 7, с.27-29


 Н.П.Овчинникова, архитектор (Ленинград)
Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже

В 1900 г. состоялась Всемирная парижская выставка, на участие в которой Россия затратила 5 226 895 р. (из них правительство ассигновало 2 226 895 р., а учреждения и экспоненты 3 000 000 р.). «Высочайше учрежденную комиссию» по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В. Н.Тенишев, главным архитектором — Р.Ф.Мельцер. В числе устроителей русского отдела — архитектор О.И.Тибо-Бриньоль.

Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела («Проект положения о русском отделе на выставке», 1897 г.).

Особое внимание было обращено на интерьеры весьма насыщенных экспонатами русских отделов в общих выставочных зданиях и собственных павильонов России. Для достижения единства в художественном решении витрин (для экспонатов) их рисунок, согласно «Правилам для экспонентов Русского отдела на всемирной выставке 1900 года», должен был представляться «на предварительное рассмотрение и утверждение Генерального Комиссара» для согласия означенного рисунка с общим планом выставочного устройства». Порой они создавались в виде маленьких архитектурных сооружений. Например, в здании Гражданского Инженерного Дела и Средств Перевозки (на Марсовом поле) общая для трех российских заводов витрина представляла собой как бы отдельный павильон из железобетона с крышей на колоннах, а витрина Московского Общества имела вид киоска «в русском стиле». Разделы русской экспозиции, представляли собой композицию из натуральных экспонатов, стационарных и движущихся панорам, диорам и витрин.

Всего России было предоставлено 24 тыс. м 2 экспозиционной площади. Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в XII группе «Убранство, предметы омеблирования зданий и жилищ» содержались экспонаты 66-75-го классов: «Оконные стекла», «Обои (сырье, техника производства и самые произведения)», «Дешевая мебель и мебель как предмет роскоши», «Аппараты и способы отопления и вентиляции» и т.д.

Кроме собственных отделов в общих выставочных сооружениях, были построены и особые здания, где разместились некоторые типично русские экспонаты. Эти здания строились с 29 мая 1899 г. и в числе немногих других национальных павильонов были готовы ко дню открытия выставки 14 апреля 1900 г. Главным среди них считался Павильон Русских Окраин [R], построенный по проекту Р.Ф.Мельцера. Он имел вид русского городка, вдруг оказавшегося в Париже. На одной из его башен даже звенели колокола. Архитектура павильона создавалась по мотивам Московского и Казанского Кремлей.

Ансамбль располагался в 43 м от дворца Трокадеро. Абрис его плана представлял собой трапецию, а площадь насчитывала 4400 м 2. Самая высокая башня вознеслась почти на 47 м и была обнесена стенами с зубцами и бойницами. Спереди и с двух боковых сторон к ней примыкали отдельные корпуса-пристройки. Напротив главного входа (со стороны Сены) раскинулся просторный двор, в котором, деля его на две части, размещался «сибирский» ресторан. В левом углу двора стояла ротонда-эстрада для музыкантов. Из двора открывался вид на зал Средней Азии, вход в который был декорирован «в среднеазиатском стиле» — скопирован с портала Самаркандской мечети. У главного входа находился также Императорский павильон — «Царские палаты», выполненный в древнерусском стиле. Он предназначался для Высочайших особ (членов царской семьи) и вместе с приемными залами выходил на главный фасад Павильона Русских Окраин. Здесь же располагалась копия старомосковского боярского жилища со всей обстановкой.

Отдельные помещения в разных корпусах-пристройках предназначались для большой экспозиции с основой темой «Средства передвижения». Справа от центрального входа размещались экспонаты Главного Управления Уделов: научная выставка (Сибирская железная дорога — карты и модели мостов), богатства Урала и северных областей (меха, образцы древесины и каменных пород, золото, малахит) и т.д. Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника П.Я.Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу.

В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, заполненного только в первом ярусе кирпичом и обшитого гипсовыми «досками Мака», имитировавшими камень, Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам, разнообразными рельефными деталями, обрамлявшими проемы, многочисленными карнизами, кружевными металлическими подзорами. Затейливые кровли выполнялись из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Их завершали ажурные гребни, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы.

Разнообразной была и внутренняя отделка: например, сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, в интерьере зала были изразцовые печи и цветные витражи. Всего в Павильоне Русских Окраин, который воистину стал «гвоздем» русского отдела, насчитывалось 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти К.А.Коровина.

По проекту этого же художника архитектор И.Е.Бондаренко построил в стиле зданий Севера России XVII в. рядом со стенами Павильона Русских Окраин вереницу небольших деревянных построек, названную «Русской деревней», где располагался Кустарный отдел. Здесь стояли изба с выставкой женского рукоделия и другими кустарными изделиями, церковь в духе северных храмов и др. Все деревянные части были изготовлены в Москве. Плотники, прибывшие в составе группы русских рабочих, удивили умением обходиться топором в таких работах, для которых французы использовали целый набор инструментов.

Государственный павильон Военного Министерства был возведен из соснового леса по проекту А.И. фон Гогена «в современном русском вкусе». Здесь присутствовал необходимый стилизаторский «комплект» элементов из древнерусского зодчества — кокошники, кувшинообразные колонны, окна с гирьками, шатры, резьба. Композиция сооружения была также в русском духе асимметричной и живописной; роль высотных акцентов здесь выполняли башенки — центральная, увенчанная золотым императорским орлом, и две, меньшие по величине, завершавшиеся флюгерами.

Архитектурное решение государственного павильона Главного Управления Казенной продажи питей, построенного по проекту В.Н.Цейдлера на Марсовом поле близ Эйфелевой башни, ассоциировалось скорее с мотивами португальского «мануэлино» (XVI в.), чем с образами русской архитектуры. Это массивное каменное здание (площадью 300 м 2) выделялось перегруженностью декором и общей неуравновешенностью композиции.

На Эспланаде Инвалидов возвышался павильон Учреждений Императрицы Марии. Достаточно скромная деревянная постройка Р.Ф.Мельцера была эффектна своей центральной частью, ярко подтверждающей национальную принадлежность всего сооружения.

Одним из частных русских зданий явился павильон Чае-торговой фирмы Поповых, построенный также из дерева на Эспланаде Инвалидов по проекту Ф.О.Шехтеля. Он отличался изящными очертаниями входного проема и декоративной арки над ним, красивой резьбой причелин и парных колонн, яркой раскраской фриза, большим количеством ткани в виде навесов над террасой, маркиз, занавесок. В противоположность ему частный павильон Российско-Американской Резиновой Мануфактуры, построенный по проекту Р.Ф.Мельцера на Марсовом поле близ авеню Суффрэн, производил впечатление тяжеловесного монумента.

К зданиям России относился и Финляндский павильон, возведенный по проекту Эл. Сааринена на набережной д’Орсэ в формах финского модерна. Он имел прямоугольный план, крутую остекленную крышу, высокую многогранную в плане башню, скупой рельефный орнамент, обрамляющий арки входа и выхода. В нем располагалась лишь часть финских экспонатов, остальные находились в группах и классах русского отдела в общих экспозиционных зданиях.

Кроме того, на выставке были построены государственные и частные павильоны: Николаевской Физической обсерватории, специальный павильон у общевыставочного здания Лесоводства и Охоты, павильоны для экспонатов русской мукомольной промышленности, Товарищества «Проводник», цементного завода фирмы Смит и Кo (вмещавший полную дробильную мастерскую). По традиции была представлена и русская кухня в двух крупных ресторанах и закусочной.

Французская печать дружно отмечала «огромный рост русской промышленности» и «невероятный прогресс» России во всех отраслях искусства и промышленности. Газета «Liberte» писала: «В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех». Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал нашу экспозицию «одною из наиболее интересных приманок на парижском празднике труда».

Таким образом, если на предыдущих всемирных выставках 1867-1889 гг. главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, если в 1893 г. рафинированное и роскошное эклектическое стилизаторство русского павильона и солидная многоотраслевая экспозиция в нем и в общих зданиях уже стали преддверием к качественному скачку, то экспозиция и архитектура отечественных отделов и зданий в 1900 г., собственно, и являли собой этот скачок. Представительство России количеством и качеством сооружений и экспонатов правдиво отражало достижения в культурной и экономической жизни страны. Теперь уже диковинный для иностранных посетителей облик зданий не скрывал, как случалось прежде, скудости экспозиции, а скорее предварял коллекцию интересных предметов.


[R] Любопытно, что в 1893 г. в Чикаго павильоном России называли, собственно, часть здания, а в 1900 г. этого слова оказалось достаточно для обозначения целой группы крупных построек.


Алфавитный библиографический указатель
Хронологический указатель
Тематический указатель


1900 Всемирная выставка | W&L Paris

Выставка 1900 года продемонстрировала кульминацию века глобальных инноваций и публично продемонстрировала единый Париж, несмотря на потрясения его недавнего прошлого.

Всемирная выставка 1900 года была крупнейшей и последней из пяти выставок, проводившихся в Париже в 19 веке. Эта выставка значительно ознаменовала рубеж веков, демонстрируя величайшие мировые и особенно французские достижения прошлого века и предвещая грядущие инновации. Хотя Германия изначально хотела принять у себя эту выставку, ее правительство не смогло спланировать достаточно заранее, поэтому Париж воспользовался возможностью провести крупнейшую на сегодняшний день выставку в европейской истории. (Mattie 102) Париж устал от политических и социальных потрясений 19-го века.го века и накануне организаторы мероприятия опасались, что постоянно меняющиеся обстоятельства повлияют на мероприятие. (Браун 150) Но выставка успешно состоялась, несмотря на неопределенность, наряду с событиями 1900 года, являющимися образцом парижского единства. В 1900 году в Париже проходили Олимпийские игры, на которые посетители выставки могли легко добраться на метро. Кроме того, в 1900 году состоялся банкет Марии, который представлял собой банкетный ужин, на который президент пригласил более 20 000 мэров, что еще раз продемонстрировало единство Франции, несмотря на ее прошлое. (Оллвуд 106)

Планирование выставки началось в Париже в 1892 году, а в 1893 году инженер по имени Альфред Пикард был назначен главой Управляющей комиссии, что дало ему право контролировать большую часть планирования. Их приглашение приняли 44 из 53 стран, приглашенных на выставку, в том числе Германская империя. Пикард попытался организовать более 80 000 французских и зарубежных выставок, разбив их на 18 групп по тематике. За пределами классифицированных групп находились исторические экспонаты, демонстрирующие лучшие работы с предыдущих экспозиций, а также официальные зарубежные павильоны стран, выстроившиеся вдоль Сены. (Браун 150) Огромное количество экспонатов на выставке гарантировало, что для того, чтобы вместить их все в город, его физическая организация будет чрезвычайно сложной и потребует строительства новых зданий для их размещения. Были построены временные и постоянные постройки, некоторые из которых до сих пор стоят в Париже, отмечая выставку и свидетельствуя об их влиянии на город. Французские организаторы выставок выделили каждой стране пространство для строительства павильона, не проинструктировав их о стиле их конструкции, которые на самом деле должны были создавать «великолепную фантазию национальных архитектурных стилей, отделки и эффектов на правом берегу Сены». (Оллвуд 101)

Дворец промышленности с ярмарки 1855 года был снесен и заменен на строительство Большого дворца и Малого дворца. (Mattie 102) Существующие конструкции из предыдущих экспозиций были украшены слоями штукатурки для создания декоративных узоров, включая добавление новой краски и освещения на Эйфелевой башне. (Мэтти 103) Хотя на выставке 1900 года не было установленного стиля для всей архитектуры, большинство архитектурных проектов были созданы теми, кто обучался изящным искусствам. (Mattie 103) Кроме того, многие архитектурные решения для выставки были выполнены в стиле ар-нуво, и некоторые события утверждают, что выставка является окончательным триумфом ар-нуво. Стиль модерн не был типичным по своей природе художественным течением. Он возник из «прикладного искусства», такого как архитектура и дизайн интерьера, а не из традиционного изобразительного искусства. Считается, что это была реакция на натурализм, движение, пропагандирующее полезность произведений искусства и их связь с окружающей средой. Этот стиль был использован для оформления интерьеров Большого и Малого дворцов. (Оллвуд 99) Еще одним сооружением, построенным для размещения экспозиции, было трехарочное сооружение, которое служило входными воротами на выставки. Разработанный Рене Бине, он получил неоднозначные отзывы, так же как Эйфелева башня сначала не была хорошо воспринята всеми людьми. Некоторые считали его уродливым, а другие считали его символом проституции. Он появляется на многих представлениях Экспозиции. (Уилсон 50)

Другие конструкции, построенные для размещения экспозиции, предназначались для транспортировки. Первые линии парижского метро были проложены для перевозки посетителей выставок. (Mattise 103) Помимо самой конструкции метро, ​​знаки метро, ​​которые до сих пор стоят в Париже, были спроектированы Гектором Гимаром в стиле ар-нуво. (Оллвуд 98) Дополнительным транспортом для посетителей был движущийся тротуар, или «Trottior Roulant», который двигался с тремя разными скоростями, охватывая экспозицию. (Оллвуд 104)

Некоторые из выдающихся работ в экспозиции были отмечены медалями. Немецкий арт-дилер Зигфрид Бинг получил золотую медаль за свой павильон, который «затмил все остальные», демонстрирующий ткани Жоржа де Фера и изделия из стекла Эмиля Галле. (Уилсон 51) Еще одной из самых популярных достопримечательностей на выставках был дворец огней. Palais de l’Electricité «был, пожалуй, самым богато украшенным зданием в истории мировых выставок» (Brown 154). его 5000 разноцветных ламп накаливания, его восемь монументальных светильников из цветного стекла, фонари его сверкающих вершин и его фосфоресцентные пандусы». (Allwood 101) Еще одним из самых популярных технологических достижений, представленных на этой выставке, были «аудио-визуальные феерии». На многих зарубежных выставках демонстрировались кинофильмы, а сама экспозиция фактически документировалась с использованием этой технологии. (Allwood 103) Эта технология обеспечила экспонатам захватывающее и эмпирическое качество. Например, одной из форм визуальной феерии была Мареорама, построенная таким образом, чтобы зрители чувствовали, что они переживают путешествие на пароходе, прокручивая мимо зрителей нарисованный фон на ролике, «создавая впечатление путешествия по Средиземному морю из Марселя в Алжир в буря.» (Оллвуд 104)

Реакция на выставку и восприятие ее успеха сильно различаются. В то время как одни хвалят его величие, другие критикуют его планировку и организацию (Браун 155). Ожидания от этой выставки были высокими, и количество посетителей экспонатов не соответствовало ожиданиям организаторов: ожидалось 60 миллионов посетителей, а пришло 50 миллионов. Это можно объяснить рядом факторов, в том числе высокой ценой на просмотр всех достопримечательностей в дополнение к стоимости проезда в Париж и политической напряженностью в отношениях с Великобританией. (Браун 150) Некоторые парижане были обескуражены суммой денег, потерянной на выставке, и многие были убеждены, что она станет последней для города. (Оллвуд 97) Но, несмотря на денежный успех выставки, архитектурные и технологические попытки разместить выставки навсегда изменили ландшафт и транспорт в Париже. Здания, построенные на выставке 1900 года, представляют собой вечные парижские экспозиции, в которых даже сегодня размещаются экспонаты, демонстрирующие самое инновационное искусство и технологии в мире.

Изображения

Главный вход на выставку 1900 года, спроектированный архитектором Реном © Бине.

«Главный вход (Porte Monumentale)» Рен © Бине, архитектор. 1900. Фотография, Национальная художественная галерея. 4 апреля 2018 г. https://www.nga.gov/research/library/imagecollections/photographs-of-international-expositions/Exposition-Universelle-de-1900.html

Главный вход на Выставку 1900 г., спроектированный архитектор Рен© Бине. | Источник: «Главный вход (Porte Monumentale)» Рен © Бине, архитектор. 1900. Фотография, Национальная художественная галерея. 4 апреля 2018 г. https://www.nga.gov/research/library/imagecollections/photographs-of-international-expositions/Exposition-Universelle-de-1900. html
View File Details Page

Иностранные павильоны вдоль Сены. Павильоны Наций, II, Всемирная выставка, Париж, Франция. [Между и ок. 1900] Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса,

.

Иностранные павильоны вдоль Сены. | Источник: Павильоны Наций, II, Всемирная выставка, Париж, Франция. [Между и ок. 1900] Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса, .
Просмотреть страницу сведений о файле

Стереоскоп дворца электричества.

Шато д’О и дворец электричества, парижская экспозиция. Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса, .

Стереоскоп дворца электричества. | Источник: Шато д’О и Дворец электричества, парижская экспозиция. Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса, .
Просмотр сведений о файле Страница

Museum Metro

Это изображение знака метро, ​​разработанного Эктором Гимаром для метро, ​​когда оно было построено до выставки 1900 года. Гимара и экспозиций тоже. май 2018 | Создатель: Фрэнсис Коннер. Просмотреть страницу сведений о файле. Входы в метро, ​​подобные этому, были спроектированы Гектором Гимаром, когда метро было изначально построено для Выставки 19-го века.00. Май 2018 | Создатель: Фрэнсис Коннер Просмотреть страницу сведений о файле

Деталь

Это изображение представляет собой детальный снимок метро, ​​расположенного недалеко от площади Ричарда Ленуара в Оберкампфе. Шрифт букв, а также зеленые, растительные рукава вывески стилизованы под стиль модерн. май 2018 | Создатель: Фрэнсис Коннер Просмотреть страницу сведений о файле

Boulevard de Montparnasse Метро

Это изображение метро на бульваре Монпарнас, вход которого стилизован под оригинальные входы в метро, ​​спроектированные Гектором Гимаром для выставки 1900. Май 2018 | Создатель: Frances Conner View File Details Page

Boulevard Edgar Quinet

Это изображение одного из метро, ​​выполненного в стиле ар-нуво. Этот находится на улице Распил. май 2018 | Создатель: Фрэнсис Коннер Просмотреть страницу сведений о файле

Процитировать эту страницу:

Фрэнсис Коннер, «1900 Exposition Universelle», W&L Paris , по состоянию на 10 апреля 2023 г., https://omeka.wlu.edu/wluparis/items/show/33.

Связанные туры

  • Всемирная выставка

Теги

  • 1900 Экспозиция
  • выставки

Поделись этой историей

Столица XIX века

  • О нас
  • Поиск
  • Обзор
  • Хронология
  • Авторы XIX века
  • Изобразительное искусство
  • Всемирные выставки
  • Париж и его провинция
  • Библиография
  • Эссе
  • Ресурсы
  • Экспонаты
  • CDS Главная

Pauline de Tholozany

Доктор философии, Университет Брауна 2011

В XIX веке в Париже было пять Всемирных выставок: в 1855, 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. Ниже приводится краткое изложение событий. ‘ достижения и архитектурные особенности.

В библиотеке имеется множество первоисточников о Парижских всемирных выставках, многие из которых доступны в Интернете. Чтобы получить доступ к распечаткам и фотографиям в Интернете, перейдите в меню поиска и введите «Всемирная выставка». Если вы ищете конкретный памятник/тему, вы можете перейти в окно расширенного поиска.

В аннотированной библиографии на этом веб-сайте есть раздел «Всемирные выставки», в котором перечислены большинство книг о Всемирных выставках в Париже из коллекции Брауна.

Содержимое:
  • Введение
  • 1855
  • 1867
  • 1878
  • 1889
  • 1900
  • Библиография

Введение [Вверх]

Первая международная Всемирная выставка была организована в Лондоне в 1851 году. На ярмарке были представлены как произведения искусства, так и товары, связанные с промышленностью, в Хрустальном дворце, временном здании, специально спроектированном для этого мероприятия и построенном в Гайд-парке. в самом центре британской столицы. Когда французы решили подражать британцам и организовать Всемирную выставку в Париже, было решено, что в отличие от того, что было сделано в Лондоне, продукция изящных искусств и промышленности будет выставлена ​​в двух разных зданиях.

Раньше в Париже проходило множество промышленных выставок, но эти мероприятия носили исключительно национальный характер и никогда не были открыты для других стран. Что касается художественных выставок, то они в основном организовывались государством. Ежегодный и контролируемый государством Салон был основным учреждением, демонстрирующим современные работы; но его важность как учреждения начала подвергаться сомнению примерно в середине века, когда многие художники начали выставлять свои работы в частных галереях и продавать их через частных дилеров. Распространение искусства стало больше регулироваться рыночными законами и частными продавцами, чем государством и Салоном. 9: Вторая империя


Plan et coupe du palais de l’exposition Universelle, aux Champs-Elysées, in L’Illustration , Париж, 11 ноября 1854 г.

Наполеон III решил провести Всемирную выставку в Париже вскоре после Британской международной выставки. Император надеялся укрепить свое недавнее политическое положение и утвердить роль Франции в мире. Всемирная выставка 1855 года стала важной вехой в истории развлечений во Франции. Раньше Салоны или национальные выставки промышленности всегда были бесплатными и открытыми для публики. На Всемирной выставке 1855 года, напротив, была входная плата, которую посетители должны были заплатить, чтобы войти. Это вызвало много споров и жалоб; журналист из L’Illustration писал, например, что «Ces allures taxes, en pareil lieu, sont en contra avec la royal Hospitalité que la France avait coutume d’exercer» ( L’Illustration , Paris, 1855-05-19).


Palais de l’Exposition Universelle (Palais de l’Industrie) на Елисейских полях, в L’Illustration , Париж, 1854-11-11.

Главным зданием ярмарки был Дворец промышленности на Елисейских полях (он был разрушен в начале двадцатого века, когда к XIX веку был построен Большой дворец). 00 Всемирная выставка). Строительство Дворца промышленности было запланировано за несколько лет до ярмарки. Наполеон III заказал его в 1852 году, утверждая, что здание будет служить выставочным залом для будущих выставок национальной промышленности. Его размеры были огромными: 850 футов в длину и 350 футов в ширину. Построенный из камня, его конструкция поддерживалась железными балками. В то время часто критиковали размер и громоздкость здания. Во Дворце размещалась большая часть промышленной выставки Всемирной выставки 1855 года, но он оказался слишком мал для всей промышленной продукции, поэтому было решено, что по этому случаю будут построены два других временных сооружения: Галерея машин и Дворец изящных искусств. Искусство.


Plan des galeries de l’exposition Universelle des Beaux-arts, Париж, 1855 г., в L’Illustration , Париж, 19 мая 1855 г.

Первоначально Галерея машин была пристройкой к Дворцу промышленности и предназначалась для выставок изящных искусств. Но организаторы вскоре поняли, что Дворец промышленности не сможет вместить всю промышленную выставку, и поэтому было решено, что пристройка будет переименована в Галерею машин и будет содержать остальную часть выставки.

Первоначально выставка изящных искусств должна была пройти в Лувре, но от этой идеи пришлось отказаться по практическим соображениям. Затем было решено, что рядом с галереей будет построено временное сооружение, и архитектор ЛеФюэль был назначен ответственным за проект.

Всемирная выставка 1867 г. [Вверху]

Политический режим : Вторая империя
Местоположение : Марсово поле
Здания  : Дворец Шамп-де-Марс, павильоны.


Vue générale de l’exposition Universelle (Palais du Champ-de-Mars), в Тришоне, Almanach illustré des merveilles de l’exposition Universelle pour l’année 1868 . Париж: бюро 2, площадь Сен-Мишель, 1868.

Вторая Всемирная выставка в Париже также была организована под эгидой императора. На этот раз Наполеон III более эффективно использовал ярмарку как средство общения с общественностью и как событие, способное принести политическую выгоду. Специально для ярмарки был построен Императорский павильон; Сам Наполеон III спроектировал рабочий дом, который по его заказу построили к ярмарке. Таким образом, император надеялся показать свое внимание и уважение к низшим классам.

Выставка 1867 года была первой из многих, проходивших на Марсовом поле. Вместо того, чтобы размещать экспонаты в нескольких зданиях, как это было в 1855 году, было решено, что главным местом проведения мероприятия станет Пале-дю-Шан-де-Марс. Построенный инженером Фредериком Леплеем с помощью молодого Гюстава Эйфеля в качестве главного дизайнера, Дворец имел овальную структуру, в нем размещались как национальные секции, так и тематические выставки. Большая часть экспозиции (во внешних концентрических кругах) была посвящена промышленности, а внутренние круги отведены под искусство. В здании в центре сооружения размещалась выставка, посвященная деньгам и монетам.


Construction de la Grande Galerie des Machines (Palais du Champ-de-Mars), Trichon, Almanach illustré…, Paris : Bureau 2, Place Saint Michel, 1868.

Всемирная выставка 1867 года была гораздо больше посвящена промышленности, чем выставка 1855 года. Это была также первая Всемирная выставка, вокруг главного здания которой располагались павильоны, рестораны и парки развлечений. Овальная структура Дворца позволяла иметь тематически организованные секции в концентрических кругах и национальные экспонаты в галереях, расходящихся от центра. Последний концентрический круг (ближайший к центру) был посвящен первой тематической культурной выставке на Всемирной выставке: она называлась «Histoire du travail» («История труда») и имела большой успех. Многие иллюстрации того времени представляют несколько его разделов.

Что касается изящных искусств, то Всемирная выставка прошла менее успешно. Комитет, назначенный для мероприятия, отвечал за отбор произведений искусства. Но многие из самых известных французских художников того времени были отвергнуты (среди них Писсаро, Сезанн, Мане, Моне и Курбе). И Мане, и Курбе открыли свои частные галереи рядом с ярмаркой, чтобы воспользоваться этим событием и показать свои работы публике.

Парижская всемирная выставка 1855 года обошлась государству в большие деньги и закончилась с дефицитом в 8 140 000 франков. Ярмарка 1867 года была более успешной в этом отношении, так как общий доход составил около 3 000 000 франков (хотя ее затраты удвоились по сравнению с 1855 годом). Число посетителей также значительно выросло: в 1855 году ярмарку посетило немногим более 5 000 000 человек, а в 1867 году их было от 11 000 000 до 15 000 000. также вырос с 38 акров в 1855 году до 172 акров в 1867 году. Вероятно, это связано с тем, что ярмарка 1867 года впервые включала парки развлечений, павильоны и аттракционы за пределами главного Дворца Шамп-де-Марс.

Всемирная выставка 1878 г. [Вверху]

Политический режим : Третья республика
Местонахождение: Марсово поле, Трокадеро.
Здания : Дворец Шамп-де-Марс, Дворец Трокадеро, павильоны.

Всемирная выставка 1878 года проходила в совершенно ином политическом и финансовом климате, чем ее предшественники. Франко-прусская война, Парижская коммуна и падение Империи сделали Францию ​​​​политически и финансово уязвимой. Третья республика казалась в то время очень нестабильной (хотя ей предстояло продержаться до Второй мировой войны), и страна переживала экономический и политический кризис.

Чиновники Третьей республики решили организовать третью Всемирную выставку в Париже, чтобы утвердить позицию Франции как культурной столицы, несмотря на недавние бедствия страны. Несмотря на то, что Франция не могла позволить себе ее расходы, Всемирная выставка действительно была организована, и для ее цели были возведены два больших здания: временный Дворец Шамп-де-Мар и Дворец Трокадеро, который должен был служить постоянным концертный и конференц-зал после окончания ярмарки.


Общий вид строительных сооружений на Марсовом поле и Трокадеро. мм. Давид и Бурдэ, архитектор Дворца Трокадеро. М. Харди, архитектор Дворца Марсова поля. В де Вандьере, Саймон. Универсальная выставка 1878 года, иллюстрированная . Париж: Кальман Леви, 1879 г. .


Rue des Nations, dans le Palais du Champ-de-Mars, près de la façade Portugalise. В де Вандьере, Саймон. L’Exposition Universelle de 1878 illustrée . Париж: Кальман Леви, 1879 г. .

Вместо павильонов вокруг главного здания организаторы вернулись к централизованному видению Всемирной выставки и построили иностранные павильоны внутри большой структуры Дворца Шамп-де-Марс: павильоны образовали «улицу наций» (как ее тогда называли), которая представляла собой улицу, состоящую из лоскутного одеяла зданий разных национальных традиций. Тем не менее, в парке Трокадеро было несколько разрозненных небольших зданий, таких как мавританская деревня или шведская башня.

Дворец Шамп-де-Мар (проект архитектора Харди) отличался от того, что был построен к ярмарке 1867 года: его форма была прямоугольной, и он был намного больше постройки 1867 года. Как и в 1867 году, Гюстав Эйфель участвовал в проектировании Дворца 1878 года, проектируя крыши главных ворот и боковых входов. С технологической точки зрения здание было очень инновационным: в его подвале была предусмотрена система вентиляции и кондиционирования воздуха, а во Дворце также была скрытая железнодорожная система, которая была закрыта во время ярмарки, но что значительно облегчило монтаж и последующий демонтаж здания. и быстрее. С архитектурной точки зрения Дворец 1878 года был более оригинальным и смелым, чем дворец 1867 года, поскольку железо широко использовалось и было в значительной степени заметно на фасаде и галереях здания. Это было уравновешено тем фактом, что дворец Трокадеро, который был другим главным сооружением Ярмарки, был построен из камня и сочетал в себе стили, которые считались более классическими.


Главный фасад Дворца Шамп-де-Марс с видом на Пон-д’Иена. М. Харди, архитектор. Ин де Ин де Вандьер, Саймон . L’Exposition Universelle de 1878 illustrée , Париж: Кальманн Леви, 1879.

Вторым зданием, возведенным к ярмарке 1878 года, был дворец Трокадеро. В отличие от Дворца Шамп-де-Марс, Трокадеро не задумывался как временное здание: государство заказало его как постоянный концертный и конференц-зал. Здание сочетало в себе несколько архитектурных стилей: круглая структура его основания была вдохновлена ​​формой Колизея в Риме, две башни минарета были построены в мавританском стиле, а две галереи, выходящие из центра здания, были сформированы по образцу площади Пьяцца. собора Святого Петра в Риме в стиле необарокко. Это место украсили грандиозные водопады и скульптуры, установленные перед зданием (некоторые из этих скульптур, по большей части изображающие диких животных, сегодня стоят у музея Орсе в Париже). Во время ярмарки Трокадеро использовался как конференц-зал. Он должен был снова широко использоваться для следующих выставок Universal. К сожалению, Трокадеро сгорел и был снесен в 1937, когда на этом месте был построен Дворец Шайо.


Дворец Трокадеро. В Huard, Шарль-Люсьен. Livre d’or de l’Exposition , Vol. 1. Париж: Л. Буланже, 1889. 90–159.

Парижская всемирная выставка 1878 года отличалась от предыдущих тем, что большинство экспонентов в промышленной секции теперь были крупными фирмами и компаниями, а не небольшими семейными предприятиями и продавцами. Кроме того, впервые на Всемирной выставке во Франции конгрессы и конференции проводились одновременно с ярмаркой (большинство из них проходило на площади Трокадеро). Ярмарка 1878 года принесла столько же денег, сколько и ярмарка 1867 года, но стоимость организации и строительства вдвое превышала стоимость 1867 года. Несмотря на то, что в 1878 году ярмарка привлекла больше посетителей, чем в 1867 году, Всемирная выставка 1878 года закрылась с большим дефицитом. в основном из-за затрат на строительство Трокадеро и Пале-дю-Шан-де-Марс.

Всемирная выставка 1889 г. [Вверху]

Политический режим : Третья республика
Местоположение : Марсово поле, Трокадеро, Эспланада Инвалидов
Здания , Дворец Шам-де-Мари, Эйфелева башня Дворец Трокадеро, Эспланада инвалидов (колониальная выставка), павильоны.


Общий план всемирной выставки 1889 года.0057 , Том. 1. Париж: Librairie Illustrée, 1889. 90 159

Всемирная выставка 1889 года была второй выставкой, проводившейся при республиканском режиме во Франции. Это было символически важно, поскольку в 1889 году отмечалось столетие Французской революции, и ярмарка была объявлена ​​празднованием этого события. Это отпугнуло несколько европейских стран от открытого участия в ярмарке: многие из них все еще находились под монархическими режимами и поэтому опасались потрясений и социальных волнений. Мероприятие не привлекло столько зарубежных стран, как надеялись организаторы, но в итоге оно прошло очень успешно. Масштаб 1889 г.Всемирная выставка должна была быть намного масштабнее предыдущих. И он остался особенно известен в истории столицы своим главным архитектурным воплощением: Эйфелевой башней.


Etat actuel (октябрь 1888 г.) des travaux de l’exposition Universelle. В L’Exposition de Paris … , Париж: Librairie Illustrée, 1889.


Индигенные солдаты в павильоне колоний, Эспланада Дома Инвалидов. В L’Exposition de Paris …, Париж: Librairie Illustrée, 1889 г..

На этот раз ярмарка располагалась в двух местах: с одной стороны, на площади Трокадеро и на Марсовом поле, как и в 1878 году, размещались выставки изящных искусств и промышленности. в Доме Инвалидов размещалась колониальная выставка, а также несколько павильонов, спонсируемых государством. Были, например, «дворец гигиены», павильон общественного благосостояния, а также здание, посвященное социальной экономике. Таким образом, состояние было гораздо более заметным, чем на предыдущей ярмарке. На сайте Домов Инвалидов также была очень удачная панорама под названием «Панорама всего Парижа», которая представляла общественную жизнь столицы.

На Марсовом поле появилось множество зданий, начиная с Эйфелевой башни. Конкурс на башню был объявлен государством в 1884 году, и Гюстав Эйфель выиграл в 1886 году над более чем сотней других кандидатов. Тем не менее, Башню далеко не единодушно хвалили. Его даже очень жестко критиковали: художники и писатели Парижа протестовали против его возведения в официальном письме на имя директора Ярмарки, называя его «ненужным и чудовищным».


Высокое сравнение Эйфелевой башни (300 метров) и главных памятников мира. В L’Exposition de Paris… , Париж : Librairie Illustrée 1889–1890.

На берегу Сены, у подножия башни, проходила выставка, посвященная истории человеческого жилища, в которой активно участвовал архитектор Шарль Гарнье (известный Оперой Гарнье, построенной по заказу Наполеона III). Основные залы ярмарки находились рядом с Эйфелевой башней на Марсовом поле. Дворец изящных искусств и Дворец искусств Либеро были спроектированы архитектором Жозефом Буваром. Они стояли рядом с Эйфелевой башней. Двумя другими главными зданиями были Дворец разнообразных выставок (спроектированный Формиже) и самое большое здание из всех, Галерея машин (спроектированная Дютером).


Дворец искусств Либеро, вид на перспективу ансамбля галерей. В L’exposition de Paris… , Париж : Librairie Illustrée, 1889.

Во Дворце искусств Либеро были представлены экспонаты по медицине, географии, преподаванию и педагогике, музыкальным инструментам, фотографии и многому другому. Во Дворце изящных искусств было размещено множество картин натуралистов, но оргкомитет в значительной степени игнорировал импрессионистов. Здесь также выставлялись художники-прерафаэлиты, такие как Бёрн-Джонс и Милле. За этими двумя зданиями стоял Palais des expositionsdivers, в котором размещались экспонаты мебели, бронзовых отливок, хрусталя, мозаики, одежды и украшений.


Галерея машин. После обеда фотограф М. Х.-К. Годфруа. В L’Exposition de Paris… , Vol. 1. Париж: Librairie illustrée, 1889. 90 159

Дворец машин был последним зданием на Марсовом поле (оно было обращено к Военной школе, которая стоит до сих пор). Здание было технологически новаторским: его размеры впечатляли, тем более что оно было построено с минимальным количеством опор крыши. Это стало возможным благодаря новым достижениям в строительной инженерии. Дворец был сделан из стали и стеклянных панелей и имел длину около 375 футов. Можно было посетить отраслевую выставку на первом этаже, но также можно было увидеть ее сверху, взяв движущиеся платформы, которые двигались из одного конца зала в другой. Эти платформы («понты-руланы») также помогали строить и разбирать конструкцию здания до и после Ярмарки.

Парижская всемирная выставка 1889 года была финансово выгодна государству. Ее масштаб был также намного больше, чем предыдущая ярмарка: площадь, занимаемая мероприятием, была намного больше, чем на предыдущих ярмарках, и количество экспонентов также значительно увеличилось. Число посетителей удвоилось по сравнению с 1878 г., а расходы 1889 г. были примерно такими же, как и в 1878 г. Государство получило прибыль в размере 8 000 000 франков и приобрело при этом значительное недвижимое имущество: Эйфелеву башню и Дворец искусств. Обе машины фактически принадлежали государству, и последнее должно было снова использоваться в течение 19-го века.00 Всемирная выставка.

Всемирная выставка 1900 г. [Вверху]

Политический режим : Третья республика
Местоположение : Марсово поле, Трокадеро, Эспланада Инвалидов,
Здания Шам-де-Мар-Палас , Эйфелева башня , Дворец Трокадеро, Большой дворец, Малый дворец, павильоны.


Мобильная платформа, Станция Дома Инвалидов. В Exposition Universelle de 1900, альбом из 50 прекрасных фотографий . Париж: сб, 1900.

Всемирная выставка 1900 года стала пятой по счету в Париже. Процесс организации начался еще в 1892 году, и в итоге ярмарка приобрела гораздо больший размах, чем любая из предыдущих. Одновременно с ярмаркой в ​​городе также проходили вторые Олимпийские игры современности, которые впервые проводились за пределами Греции. Хотя масштаб соревнований был намного меньше, чем сегодня, Олимпийские игры придали Ярмарке еще больший размах. Были возведены новые здания (в частности, Большой дворец и Малый дворец), расширены прежние участки (участок Эспланады Инвалидов был продлен до Большого и Малого дворцов на другом берегу Сены), а также воздвигнута Эйфелева башня. по этому случаю был окрашен в желтый цвет. Появилось много новых достопримечательностей: от «тротуаров-руланов» (которые представляли собой движущиеся дорожки, ведущие посетителей из одной точки в другую) до Гранд-Ру, монументальной входной двери и дворца электричества, посетители могли не только посетить многочисленные художественные и промышленные объекты. экспонатов, но и испытать множество аттракционов, в которых задействованы современные техники и технологии. Несмотря на это множество событий, выставок и развлекательных заведений, 1900 Exposition Universelle не имела финансового успеха. На ней присутствовало меньше людей, чем планировали организаторы, тем более что цена входного билета была довольно высокой, и за вход на многие аттракционы ярмарки приходилось платить заново.

Монументальные ворота (монументальные ворота) находились на площади Согласия, у восточного входа на ярмарку. Наверху ворот стояла статуя под названием «Парижанка» (созданная скульптором Моро-Вотье), которая в то время вызвала немало критики, некоторые протестовали против того, что они считали ее вульгарностью. Задуманные архитектором и дизайнером Рене Бине ворота получили прозвище «Саламандра» из-за сходства с печами одноименной марки — дизайн рассматриваемых печей имел схожие изгибы и изгибы.


Монументальные ворота. В Exposition Universelle de 1900, альбом из 50 прекрасных фотографий . Париж: se, 1900.

Большой и Малый дворцы были построены в соответствии с более традиционным и классическим дизайном, особенно последний, который представлял собой более классический каменный фасад с ионическими колоннами и большим портиком. Хотя эти два здания были спроектированы разными архитекторами, их стили и фасады были похожи. Построенные по обеим сторонам моста Александра III, эти два здания были задуманы для XIX века. 00 World Fair, но, в отличие от большинства павильонов, они не были временными сооружениями. Шарль Жиро полностью спроектировал Малый дворец и руководил несколькими другими архитекторами с концепцией Большого дворца. Большой дворец был более новаторским и стилистически оригинальным, чем Малый дворец, поскольку он сочетает в себе классический каменный фасад с железными конструкциями в стиле модерн и стеклянными панелями. С этим зданием возникло много технических сложностей, так как его фундамент пришлось укреплять, а сохранить купол оказалось трудно. В течение 1900 World Fair, в обоих зданиях проходили художественные выставки.


Перспектива авеню Николя II, приз моста Александра III (Большой и Малый дворцы). В Exposition Universelle de 1900, альбом из 50 прекрасных фотографий . Париж: se, 1900.

Одной из главных достопримечательностей Ярмарки был Palais de l’Electricité, здание, полностью освещенное и украшенное электрическими лампочками. Внутри Дворца была зеркальная система, которая делала посещение действительно впечатляющим, ослепительно умножая источники света. Посетители также могли посетить водные и световые шоу в ночное время.


Дворец электричества и замок. In Neurdein freres and Maurice Baschet, Le Panorama, Exposition Universelle. Париж: Librairie Ludovic Baschet, 1900.

Несмотря на то, что Всемирная выставка 1900 года была самой крупной и грандиозной Парижской всемирной выставкой, организованной до сих пор, это мероприятие не принесло никакой финансовой выгоды. Париж не должен был принимать никаких других Всемирных выставок до 1937 года, и к тому времени большая часть оптимизма и энтузиазма по поводу технического прогресса и идеала универсального сообщества угасли.


Библиография [Вверх]

Первоисточники

L’Exposition de Paris, publiée avec la Collaboration d’écrivains spéciaux , Vol. 1. Париж: Librairie illustrée, 1889.