Высота колокольни петропавловского собора составляет: Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: описание, история, архитектурный стиль

Содержание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: описание, история, архитектурный стиль

Один из символов Санкт-Петербурга –Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго,самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Он сразу задумывался не только как культовое сооружение, но и наблюдательный пункт, память славным победам русского воинства,усыпальница императоров и членов их семьи.

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

При императрице Елизавете удалось только возвратить иконостас на прежнее место и восстановить кровлю. Сложную конструкцию «с переломами» упростили до обычной двускатной.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

На курантах добавили минутную стрелку, корильон убрали, а бой курантов настроили на две мелодии: «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Петропавловский Собор в XX веке

После революции 1917 года за исполнение «царских» мелодий куранты обстреливали восставшие, а в 1919 году культовое здание закрыли. Часть сокровищ оказалась разграбленной. С введением музейного статуса оставшиеся ценности передали в Эрмитаж.

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола, 1944 г.

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

  1. При закладке собора в крепость будто бы прилетел орел и остался жить. Якобы сам император с руки кормил гордую птицу, считая ее доброй приметой успешных начинаний.
  2. Императрицу Екатерину II и ее убитого супруга Петра III их наследник Павел захоронил одновременно. Для этого провели вскрытие могилы его отца, траурную церемонию по переносу гроба и посмертное сокоронование. Из единой даты 18 декабря 1796 года на обоих надгробиях кажется, что пара будто бы правила долго и счастливо и умерла в один день.
  3. Много сплетен было о вскрытии захоронений императоров в советское время. В действительности в 1939 году извлекли прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля, супруги младшего сына Александра II и передали на историческую родину по просьбе царственных родственников. Прах императоров не беспокоили. Это подтверждено исследованиями мраморных плит у надгробий.
  4. После установки рубиновых звезд на башни московского Кремля, возникла аналогичная идея и в отношении Петропавловского собора. Планам помешала война.

петропавловский собор в Санкт‑ПетербургеСанкт‑Петербург

Петропавловский Собор — описание, фото, режим работы

Строительство Петропавловского собора

Петропавловский собор был возведен в начале XVIII века в Санкт-Петербурге на месте старой Петропавловской церкви, при этом оригинальное деревянное здание не тронули и начали возведение нового вокруг него. Собор стал частью ансамбля Петропавловской крепости. Строительство инициировал царь Петр I, который хотел возвести самое высокое сооружения тогдашней столицы.

Архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, который до этого руководил проектами возведения Александро-Невской лавры и Аничкова моста. На первом этапе строительства в фундамент была заложена часть мощей Андрея Первозванного. Установкой Петропавловского шпиля занимались мастера, приглашенные из Голландии. Строительство было завершено уже после кончины царя.

Строительство Петропавловского собора © Sergey Sizov / Shutterstock

Высота Петропавловского собора

Высота собора составляет 122,5 метра, что позволило ему быть высочайшим зданием в городе на протяжении 279 лет и удерживать первенство в стране в течение 219 лет. Хотя изначально после строительства высота храма достигала 112 метров. Максимальных размеров здание достигло в 1858 году, когда старые стропила колокольни и деревянный шпиль заменили на металлическое сооружение в виде усеченной правильной пирамиды с заострением наверху, тем самым увеличив высоту почти на 11 метров.

Уникальность стиля Петропавловского собора

Петропавловский храм выполнен в стиле барокко, характерного для времен правления Петра I. Среди остальных храмов в России его выделяет прямоугольная форма здания, вместо традиционных крестово-купольной или шатровой формы. Стены собора украшают плоские колонны и барельефы с головами ангелов, а на восточном фасаде расположена фреска с изображением апостолов, в честь которых и назван собор. На фоне остальных сооружений, здание собора выделяется желтым цветом, который особенно ярко играет на солнце.

Колокольня собора в Петропавловской крепости состоит из трех ярусов и венчается шпилем с фигурой парящего ангела с крестом в руках. Всего в ней располагаются 103 колокола, 31 из них ⎼ это оригинальные колокола XVIII века. Также в башне установлен карильон ⎼ многоголосый колокольный инструмент, состоящий из 51 ударного инструмента.

Внутреннее убранство Петропавловского собора

Для оформления интерьера использовались мрамор, яшма и родонит, что придало храму торжественность. Стены расписаны работами российских и итальянских мастеров на библейские сюжеты. Внутри Петропавловский собор освещают величественные светильники из муранского стекла, бронзы и хрусталя. К сожалению, только одна люстра висящая над алтарем является оригинальной, остальные пришлось восстанавливать после Второй мировой войны.

Иконостас Петропавловского собора изготовили в Москве по чертежам главного архитектора Трезини. Иконостас выполнен в форме триумфальной арки, которая указывает на победу российский войск Великой Северной войне. На нем расположены 43 иконы с изображениями святых покровителей города. Слева и справа от арки установлены скульптуры Гавриила и Михаила. Центральной иконой является Вознесение Христова, вокруг нее изображены Давид, Соломон и ангелы Господа Саваофа.

Также внутри собора установлены кафедра для проведения проповедей, которая больше отвечает западным традициям, чем российским, место для императора и два престола. В течение двухсот лет в Петропавловском храме хранились ключи от завоеванных городов и трофейные знамена, которые в начале прошлого века были переданы в Эрмитаж. После свержения императорской семьи собор был закрыт, а в 1924 здание начало использовать как музей, при этом большую часть ценностей передали в другие музеи страны. Во время войны храм потерпел значительный ущерб, который ликвидировали только к 1957 году.

Императорская усыпальница

Изначально, во времена Петра I погребение большинства членов правящей семьи осуществлялось в Благовещенской усыпальнице. В Петропавловском храме было погребено только четверых родственников царя. Начиная с самого Петра I в Соборе Петра и Павла были захоронены все главы Российской империи, кроме Петра II и Ивана VI. С 1861 года тут начали хоронить и близких родственников правителей.

В 1865 году все надгробия были заменены на одинаковые саркофаги из белого мрамора с позолоченными крестами, а украшением для императорских могил стал двуглавый орел.

Собор Петра и Павла в Питере является местом паломничества как верующей части населения, так и туристов, которые хотят ознакомиться с архитектурой города. Храм позволяет прочувствовать величие павшей Российской империи и поражает своим размахом.

Фотографии Петропавловский Собор

Петропавловский Собор на карте

Петропавловский Собор — достопримечательности рядом

Эрмитаж

Царское село и Екатерининский Дворец

Петергоф

Храм Спаса-на-Крови

Исаакиевский собор

Васильевский остров

Петропавловская крепость

Казанский собор

Невский Проспект

Царское Село

Дворцовая площадь

St Petersburg Cruise Port

Река Нева

Мариинский Театр

Аничков дворец

Павловский дворец

Государственный Русский Музей

Никольский морской собор

Михайловский Замок

Юсуповский Дворец

Сенатская площадь

Музей русской водки

Константиновский дворец

Музей Достоевского

Входные билеты и туры

от
90€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
250€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
112€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
250€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

2 days

9 hours

4 hours

2 days

3 days

3 days

2 days

2 days

5 hours

5 hours

4 hours

2 days

2 days

5 hours

2 days

Популярные достопримечательности России

Московский КремльХрам Василия БлаженногоТретьяковская галереяМавзолей ЛенинаБольшой театрДендрарийПарк РивьераДельфинарий РивьераЗимний театрСад-музей Дерево ДружбыАгурские водопадыМузей истории города-курорта СочиСочинский циркСочинский художественный музейСобор Михаила АрхангелаОлимпийский паркАрхеологический музей-заповедник ГоргиппияАквапарк Золотой пляжАнапский дельфинарий NemoСочи ПаркОкеанариум Sochi Discovery World AquariumРусские воротаСкайпарк AJ Hackett SochiМамедово ущелье

Популярные города России

МоскваСанкт-ПетербургЕкатеринбургКалининградНижний НовгородКазаньВладивостокРостов-на-ДонуСочиВолгоградСамараНовороссийскИркутскМурманскКировТюменьКисловодскУфаКостромаУльяновскКрасная ПолянаВеликий НовгородКраснодарВеликий Устюг

Последние публикации

Все

Новости

15. 11.2021

В Сочи открыли первую винодельню в горах

Путешествия

Путешествия

Путешествия

Новости

Путешествия

Путешествия

Новости

20.11.2020

На горнолыжных курортах Сочи впервые запущена система искусственного оснежения

Смотреть все

Собор Святых Петра и Павла

Этот собор в стиле барокко, скорее европейский, чем русский, посвящен святым апостолам Петру и Павлу и стоит на восточной стороне центральной площади крепости. И по этой причине это огромное пешеходное пространство названо Соборной площадью.

Высота собора составляет 122 метра, а его высокий шпиль занимает около 40 метров высоты собора. Если не считать телебашни, собор и по сей день остается самым высоким зданием города. Но это больше, чем просто собор — это также место последнего упокоения царей Романовых, начиная с самого Петра и вплоть до Николая II. Собор является освященным храмом, службы в нем проходят по расписанию, а в остальное время он остается открытым как часть музейного комплекса крепости.

Итальянский архитектор Доменико Трезини начал работы по замене первоначального деревянного храма святых Петра и Павла в 1712 году. трехнефная базилика. Почему? Потому что это было то, что любил император. Гиды иногда утверждают, что Петр надеялся использовать этот дизайн, чтобы проиллюстрировать главенство светской власти. Даже если это правда, маловероятно, что отличные возможности смотровой площадки шпиля были частью идеи.

Петр I лично руководил строительством собора и следил за тем, чтобы его проект получил все самое лучшее. Например, колокола карильона были специально привезены из Европы и установлены в колокольне, хотя она и не была достроена. Первоначально карильон играл две мелодии – «Велик господь наш на Сионе» и «Боже, царя храни». В советское время карильон модифицировали, чтобы он исполнял национальный гимн СССР, но он был настолько фальшивым, что в результате получился немелодиный лязг. В эти дни старые мелодии были восстановлены.

Собор строился двадцать один год – его основатель не дожил до завершения своего последнего упокоения. Его забальзамированное тело было помещено в саркофаг и пролежало на стройке шесть лет, пока его не поставили на место. Его последняя жена Екатерина I тоже умерла в течение этих шести лет, и их тела были окончательно погребены вместе – их души соединились на небесах.

Резная икона собора уникальна. Вырезанная по эскизам Трезини, она больше похожа на триумфальную арку – еще один символ имперской мощи России. В киоте сорок три иконы – в центре – Царские врата с фигурами апостолов.

Флюгер в виде летящего ангела на шпиле собора — еще один штрих, добавленный Трезини. Оригинальный флюгер украшал шпиль более 30 лет, но затем в шпиль ударила молния, свалившая ангела. Его замена прошла не лучше и была снесена ураганом. Третью поставили так решительно, что она не крутилась как следует на ветру – и заржавела на месте.

Четвертый ангел — нынешний, капитально отреставрированный в 2003 году к 300-летию основания города. Сфера — тоже на шпиле, но ниже ангела — содержит Послание будущим поколениям вместе с иконой Богородицы.

С ангелом-флюгером связана известная легенда о героизме. В 1830 году ангел нуждался в срочном ремонте после штормового повреждения. Но у канцелярии не хватило средств на возведение необходимых лесов вокруг всей башни. Вертолёт по имени Петр Телушкин утверждал, что может карабкаться по канатам — без лесов и без страховки. И он это исправил.

Царь щедро наградил Телушкина, чем хотел – верхолаз предпочел получить царскую грамоту, позволяющую ему бесплатно пить в любом трактире России. Однако он быстро потерял ордерную бумагу после сильного запоя. Царь предложил замену, которую он не мог проиграть – новый ордер был вытатуирован на правой стороне его шеи.

Всякий раз, когда Телушкин заходил в таверну, он щелкал пальцем по шее, показывая, что ордер у него там. По сей день, если русский смотрит вам в глаза и щелкает шеей, это означает «пойдем и разоримся».

Файл::Св. Санкт-Петербург (8371333047) commons.wikimedia.org
Автор:jimmyweee www.flickr.com
Лицензия:creativecommons. org

Самые высокие православные колокольни в России

22.08.2019

Самые высокие православные колокольни России

Новости и интересные факты, русский язык, культура, история, традиции

Сверкающие на солнце золотые купола, плывущие в воздухе звуки колокольного звона… Вот что заставляет душу русского православного человека трепетать в величественном трепете . Сегодня мы расскажем вам о самых высоких колокольнях России.

Петропавловский собор — 122,5 м

Петропавловский собор (официальное название — Петропавловский собор) — русский православный собор, расположенный в Санкт-Петербурге на территории Петропавловской крепости. Собор был королевской усыпальницей. Сейчас это яркий образец архитектуры петровского барокко. Собор был построен в 1733 году по проекту архитектора Доменико Трезини. Строительство длилось 21 год. Петропавловский собор имеет высоту 122,5 метра и до 2015 года был самым высоким зданием Санкт-Петербурга. С 2013 года Собор является 3-м по высоте зданием в городе после 140-метрового небоскреба Leader Tower и жилого комплекса «Князь Александр Невский» высотой 124 метра.

Колокольня Воскресенского собора — 106 м

Воскресенский собор — православный собор в Шуе, известный своей 106-метровой колокольней, первой в Европе колокольней, стоящей отдельно от храма. Строительство собора было начато в 1810 году, а закончено оно было в 1832 году. Над проектом работали два архитектора Г. Маричелли и В. Саватьев. Спустя 50 лет, в 1891 году, на третьем ярусе колокольни был установлен седьмой по величине в России колокол весом 1270 пудов. Ныне Воскресенский собор является самым высоким зданием Ивановской области.

Храм Христа Спасителя — 103 м

Храм Христа Спасителя — крупнейший русский православный собор, расположенный в Москве. Собор был построен в 1883 году в знак победы и в память о погибших в войне 1812 года. Первоначально строительство храма началось по проекту архитектора Александра Витберга в 1817 году, но работы остановились в 1825 году из-за обвинений архитектора в финансовых растратах. Затем дизайнером нового проекта был назначен Константин Тон. Он закончил строительство собора в 1883 году.

50 лет спустя, в 1931 году, собор был разрушен в результате сталинской реконструкции Москвы. Было решено восстановить его только в 1994-1997 годах. Сейчас собор может вместить около 10 000 человек.

Исаакиевский собор — 101,5 м

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный на Исаакиевской площади. Его высота 101,5 м. Собор был построен и освящен в 1858 году во имя преподобного Исаакия Далматского, покровителя Петра Великого. На его создание ушло 40 лет. Архитектор Огюст Монферран спроектировал и построил собор под руководством императора Николая I. Сейчас этот православный собор является и музеем, и церковью.

Колокольня Казанско-Богородицкого монастыря — 99,6 м

Казанско-Богородицкий монастырь — монастырь, расположенный в городе Тамбове. Тамбовская духовная семинария располагается в корпусах собора.