Уроки на дистанционном обучении: подходы и ресурсы — Группа компаний «Просвещение»

подходы и ресурсы — Группа компаний «Просвещение»

    Понравился материал?

    Поделитесь им в социальных сетях с хештегом #ПокаМыДома_яучусь

    Сегодня перед каждым учителем, окруженным множеством различных образовательных ресурсов, встает важный вопрос – как выбрать из них подходящие для своей работы? Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ №5 г.Балаково Саратовской области Наталья Родкина поделилась опытом и рассказала о подходах в организации таких уроков.

    При выборе предлагаемых цифровых инструментов стоит учесть несколько основных вопросов: какие из этих ресурсов помогут мне добиться высокого образовательного результата за меньшее время? какие из них эффективно работают на всех этапах организации урока по ФГОС? Хорошо, если эти ресурсы окажутся знакомыми. Выбирайте те, которые прошли проверку временем и продолжают эффективно функционировать в формате дистанционного обучения.

    Мы рассмотрим несколько вариантов проведения дистанционного урока: по традиционной модели и по модели «Перевернутый класс». Но для начала изучим алгоритм подготовки к дистанционному уроку. Отмечу, что в данном случае мы выбрали ресурсы цифровой платформы LECTA корпорации «Российский учебник» и «ЯКласс». На первой нам доступны интерактивные школьные учебники (именно интерактивные, а не pdf-копии), которые дополнены аудиовизуальным контентом, расширяющим учебный материал. А еще – атласы и тренажеры. С помощью ресурсов «ЯКласса» мы сможем также выстроить индивидуальную образовательную траекторию учеников, организовать обратную связь, проверить знания на любом этапе урока и выставить объективные оценки.

    Алгоритм подготовки к дистанционному уроку

    Этап подготовки

    Комментарий

     

    Выбрать электронные платформы

    LEСTA, «ЯКласс»

    1

    Выбор ресурса, установка

    ZOOM (40 минут)

    2

    Разработка расписания

    Интерактивное расписание в Гугл-документах

    3

    Создание видеоконференции

    Инструкция по работе в ZOOM для детей

    Инструкция по работе в ZOOM для учителей

    4

    Информирование

    Ссылка на урок или доступ к интерактивному расписанию

    5

    Проведение видеоконференции (с одновременной записью)

    При этом важно взять разрешения у родителей, если запись ведется непрерывно.

    6

    Рассылка записи видеоконференции

    Особенно актуально в том случае, если родители младших школьников на работе и дети не могут самостоятельно подключиться к уроку-конференции.

     

    Сценарий дистанционного урока по традиционной модели

    Рассмотрим упрощенный шаблон технологической карты урока окружающего мира.

    Предмет Окружающий мир

    Класс 2 класс

    УМК Виноградовой.

    Подборка Действующий ФПУ

    Издательство Вентана-Граф, Российский учебник

     

    Этап урока

    Содержание этапа

    ресурсы

    ссылка

    1

    Мотивация

    Хотите совершить путешествие по Москве?

    Сервис «Классная работа»

    LECTA

    2

    Актуализация

    Что вы знаете о Москве?

    3

    Целеполагание

    Объясните пословицу: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал». Сформулируйте цели и задачи урока.

    4

    Поиск путей решения проблемы

    Какие доказательства и иллюстрации можно привести в подтверждение справедливости пословицы? Составьте план действий. Выберите ресурсы.

    Сервис «Классная работа»

    ЭФУ

    «ЯКласс»

    LECTA

    LECTA

    «ЯКласс»

    5

    Решение проблемы

    1. Познакомьтесь с историей основания Москвы и ее главными достопримечательностями.
    2. Составьте высказывание по пословице, используя информацию из выбранных вами источников.
    3. Проверьте себя на знание главных достопримечательностей Москвы.

    6

    Коррекция

    Проверка результатов, просмотр или прослушивание и корректировка ответов.

    Zoom

    Чат, прямой эфир

    7

    Самостоятельная работа

    Тестовое задание «Москва – столица России»

    «ЯКласс»

          «ЯКласс»

     

    8

    Оценивание

    Анализируют результаты, разбирают ошибки.

    «ЯКласс»

           «ЯКласс»

     

    9

    Рефлексия

    Какие достопримечательности вам хочется нарисовать? Что о Москве вы расскажете своим родным?

    Zoom

    Чат, прямой эфир

    10

    Объяснение домашнего задания

    Вариативное:

    — составьте маршрут экскурсии по Москве.

    — выполните тестовую проверочную работу.

    — посетите виртуальный музей Победы

    «ЯКласс»

    проект #Москвастобой

      «ЯКласс»

     

    Здесь мы видим, что на этапах актуализации, мотивации, целеполагания используется сервис «Классная работа» на сайте lecta.rosuchebnik.ru. На этапе выбора источников информации для решения основной проблемы урока уместна вариативность, обусловленная психофизическими особенностями каждого ученика: кто-то выберет рассказ учителя, кто-то отключит микрофон и самостоятельно будет изучать тему через электронные, печатные учебники или материалы в «Классной работе», а кто-то успеет и в «ЯКласс» заглянуть за отведенный отрезок времени: такую возможность эти платформы предоставляют. Для мгновенной организации обратной связи, проверки результатов, получения объективной отметки, проведения проверочной работы в конце урока, тестового домашнего задания доступен набор инструментов «ЯКласс». Не забываем и про формирование универсальных учебных действий (УУД). Обратите внимание на вариативное д/з: создание экскурсионного маршрута, посещение виртуального музея Победы, который открылся в рамках проекта «Москва с тобой». 

    Сценарий урока по модели «Перевернутый класс»

    Основное отличие такого урока заключается в том, что учебная деятельность ученика как бы переворачивается: на занятие он приходит, чтобы применить самостоятельно добытые знания. Но эта модель не исключает учительской поддержки. Она переформатирует его деятельность, переводя педагога из ретранслятора знаний в навигатора, что обеспечивает не только высокий образовательный результат школьников, но и создает реальные условия для формирования УУД. Именно поэтому мы считаем такую модель наиболее эффективной.

    Этап урока

    Содержание этапа

    ресурсы

    ссылка

    1

    Самостоятельное изучение нового материала.

    Задание:

    1. Познакомьтесь с историей основания Москвы, с ее главными достопримечательностями.
    2. Выполните задания для самоконтроля.

    Классная работа

    ЭФУ

    «ЯКласс»

    LECTA

    LECTA

    «ЯКласс»

    2

    Отработка изученного материала в режиме видеоконференции.

    1.Проверка домашнего задания.

    2. Разбор сложных заданий.

    3. Тренировочный тест «Москва – столица России»

    4. Проверка и оценка результатов.

    5.Итоговый контроль.

    6.Рефлексия.

    «ЯКласс»
    Zoom

    «ЯКласс» «ЯКласс»

    «ЯКласс»
    ЭФУ

    «ЯКласс»

    чат

    «ЯКласс»

    «ЯКласс»

    «ЯКласс»

    LECTA

    3

    Консультирование

    Индивидуальное консультирование в чате

    Zoom

    чат

     

    Подведем итоги
    7 советов по организации дистанционного урока

    УсловиеРешение
    Тщательная подготовка к уроку.Выбор интересных и качественных материалов.
    Соблюдение структуры урока.Мотивация, актуализация, целеполагание, подведение итогов, рефлексия
    Оптимальный выбор обучающих платформ и сервисов для организации дистанционного обучения.LECTA, «ЯКласс» + ZOOM
    Оптимальный выбор модели урокаПеревернутый класс
    Знание особенностей протекания познавательных процессов в дистанционном режиме.Смена видов деятельности, активный отдых на переменах, соблюдение норм СанПин.
    Инициирование обратной связичат

    Как организовать дистанционное обучение в России на период карантина: как проходит дистанционное обучение в школах из-за коронавируса | 59.ru

    Все новости

    Пенсионный фонд отказал жительнице Прикамья в пособии — он перепутал женщину с ее двойником

    Пермяки пожаловались на похищение моста через Данилиху. В мэрии говорят, что всё так и должно быть

    Куда пропал Миша Капитан, известный спором с губернатором и «борьбой с алкашами» в учцентре? Официальный ответ

    В Перми простились с 25-летним выпускником авиатехникума, погибшим в ЛНР

    Может случиться с каждым: история мужчины, который болел ковидом 411 дней — у него были неочевидные симптомы

    На Украине погиб 28-летний ефрейтор из Верещагино

    В Пермь ради детского чемпионата приедут звезды футбола Алдонин, Сычев и Сенников

    «Пока не похудею, в интернет не зайду». Откровенный рассказ молодой мамы: она быстро скинула 37 кг, но потом долго лечилась

    В России до конца года может появиться площадка для цифровых финансовых инструментов

    «В квартире +7° C»: жители многоэтажки в Перми пожаловались на перебои с отоплением

    Мэрия Перми купит ДК им. Чехова без бомбоубежища — так дешевле на 11 миллионов

    «Я здесь как инопланетянин»: история молодого учителя, который бросил Америку и Москву ради детей из российской глуши

    «Служим молебны, общаемся»: настоятель Белогорского монастыря отец Дорофей опубликовал видео с СВО

    В МИД РФ заявили, что условия Украины для переговоров нереалистичны. Что это за условия?

    «Нам повезло жить на Урале»: в Перми открылась выставка о красотах Пермского края

    Пермячка стала чемпионкой России по альпинизму

    «Привет, у меня всё плохо»: проводник из Перми поранил руки, сошел с поезда и умер. Подробности истории

    Владелица пермского отеля «Микос» продает его из-за переезда в другой город

    Hh. ru: в Прикамье образовался дефицит рабочих и строителей

    В четырех районах Перми пройдут отключения холодной воды. Публикуем график и адреса

    «Цербер» наступает. Новый вариант коронавируса нашли в России — он распространяется еще быстрее

    «Светит 10 лет тюрьмы». Экскаваторщика отправили на полигон после объявления о завершении мобилизации. Это законно?

    Пожаловаться на задержку выплат военнослужащим можно на «Госуслугах»

    Почти зима: пермские синоптики рассказали, что ждать потепления в ноябре уже не стоит

    В Чайковском горит промышленное здание

    Под Пермью завершили строительство развязки в районе «Осенцов»

    Муж оставил квартиру жене, но после его смерти родственница забрала долю. Оказалось, это законно

    Пермский завод представил продукцию из новых марок стали на «Металл-Экспо — 2022»

    Военкомат не видел разницы между бронью и отсрочкой: как 23 заводчанина выиграли суд по мобилизации

    Поступление в вуз на бюджет и стипендия 20 тысяч в месяц: зачем школьнику участвовать в олимпиадах

    Житель Прикамья взыскал 1,2 миллиона с обманувших его автодилеров

    Дорогие костюмы, поло и пермские бренды. Оцениваем стиль губернатора Прикамья со стилистом

    Россияне получают повестки по уточнению данных — что это такое и могут ли по ним мобилизовать

    Почему когда снега еще нет, кажется, что на улице как будто холоднее? Отвечает пермский синоптик

    Мобилизованным пообещали дважды выплатить деньги в декабре: новости СВО за 14 ноября

    Выдающимся прикамцам вручили Строгановскую премию за 2021 год

    На прикамском предприятии, которое льет чугун, погиб рабочий. Следователи проводят проверку

    ГИБДД Перми: водитель, въехавший в столб на Соликамском тракте, скрылся с места происшествия

    В Пермском крае планируют снять мистический фильм про Молёбку. Сейчас идет кастинг актеров

    Все новости

    Заваливать ребенка уроками на дистанте не рекомендуют

    Поделиться

    С коронавирусом в школах ситуация непонятная. В начале учебного года министры от образования (региональные и федеральные) говорили, что школы — это буквально «островки безопасности», до которых COVID-19 волшебным образом не добирается, а уже в октябре многие учебные заведения страны решили уйти на досрочные каникулы. Но вечно на каникулах не просидишь, и выходить из сумрака незнания придется всем. А вот возвращаться за парты или в очередной раз переходить на дистант — это уже решит руководство каждой школы. С учетом того что еще и ОРВИ подкралась незаметно, вероятнее всего, в ближайшее время школьники все-таки будут учиться на дому.

    Мы поговорили со специалистами, изучили СанПиН и методические рекомендации Министерства просвещения, чтобы рассказать, как организовать ребенку рабочее место, сколько должны длиться уроки, как не ослепнуть перед монитором и что делать с физкультурой.

    Если вам кажется, что учителя воспринимают режим дистанционного обучения как возможность дать детям всё, что не успели, помните: заданий не должно быть больше, чем это было бы при обычном режиме обучения. На удаленке количество уроков не меняется, но зависит от возраста учащихся. Максимальная недельная нагрузка для первоклашек — 21 академический час в неделю, для старшеклассников — 37. При этом есть ограничения по количеству уроков в день. В первом классе — не больше четырех, со второго по четвертый — не больше пяти, в пятом-шестом — не более шести, а начиная с седьмого класса — не больше семи. В начальной школе раз в неделю сверху могут добавлять физкультуру.

    На дистанционном обучении урок не может длиться дольше 30 минут. При этом продолжительность электронного занятия при непрерывной работе за компьютером не должна превышать указания СанПиН:

    • 15 минут — в 1–4-х классах;
    • 20 минут — в 5–6-х классах;
    • 30 минут — в 7–11-х классах.

    Согласно СанПиН, затраты времени на выполнение домашнего задания не должны превышать:

    • во 2–3-х классах — 1,5 часа;
    • в 4–5-х классах — 2 часа;
    • в 6–8-х классах — 2,5 часа;
    • в 9–11-х классах — до 3,5 часа.

    Позаботьтесь о том, чтобы у стола был естественный источник света. В идеале — поставить его у окна. Если ребенок правша, окно должно быть с левой стороны, если левша — с правой. Также удачное расположение — параллельно окну, чтобы ребенок сидел к нему лицом.

    Идеально, если ребенок будет сидеть лицом к окну. Но про осанку тоже забывать не стоит

    Поделиться

    — Что касается освещения, источник света желательно общий. В полумраке, в темноте, конечно, работать нельзя. В этом случае синий свет от монитора сильнее раздражает органы зрения, что может провоцировать даже нарушение сна при нагрузках в вечернее время, — говорит врач-офтальмолог первой категории Дмитрий Иванов. — Освещенность рабочего места должна быть равномерной. Надо понимать, что если освещенность рабочего места достаточная, то и глазки, и мозг лучше и легче воспринимают поступающий от монитора направленный свет.

    Сам письменный стол должен быть эргономичным и удобным для ребенка — за взрослым столом школьник в два счета испортит осанку. Для стульев главный принцип — чтобы в сидячем положении колени ребенка были согнуты под углом 90 градусов, а ступни полностью касались пола. Выбирать стол и стул надо в зависимости от роста ребенка.

    Такую высоту стола и стула рекомендуют санитарные нормы

    Поделиться

    Чтобы понимать, что делать для сохранения детского зрения при работе с мониторами, для начала нужно знать, какой вред они несут. У синего спектра, который излучают мониторы, есть доказанные свойства и те, которые на данный момент можно считать мифическими в силу отсутствия крепкой доказательной базы.

    — Существуют утверждения, что мониторы могут вызывать тяжелые заболевания органов зрения, провоцируя дистрофические изменения, повреждая роговицу, хрусталик, сетчатку. На сегодня доказательств того, что синий спектр действует таким образом на человеческий глаз, нет, — говорит врач-офтальмолог первой категории Дмитрий Иванов. — Те исследования, которые показывают некоторые изменения органов зрения животных под воздействием синего спектра, демонстрируют это в закрытых, даже агрессивных, лабораторных условиях. В реальной жизни на подобный результат должны уйти не десятки, а сотни лет воздействия тех уровней излучения, что нас окружают. Тем не менее у синего цвета есть доказанные негативные свойства. Основные — это повышенная утомляемость органов зрения (в первую очередь мышечного аппарата глаза) и быстрое высыхание слизистой.

    Самые простые правила для борьбы с этими последствиями — обязательные перерывы: каждые два часа по санитарным нормам. Но для детей их нужно делать чаще — желательно раз в 30–40 минут.

    — Лучший способ дать расслабиться мышцам аккомодационного аппарата — это просто подойти к окошку и посмотреть далеко вперед, выбрать вдали какой-то объект и на нем сфокусироваться. Таким образом мышцы, отвечающие за аккомодацию (изменение фокуса), смогут расслабиться, — говорит Дмитрий Иванов. — Но, как известно, любое лекарство может быть вредным, если использовать его избыточно. Так и упражнения иногда могут дать обратный эффект. Например, банальное упражнение «перевод взгляда вблизь-вдаль», которое очень часто рекомендуют специалисты для тренировки аккомодационного аппарата. В случае с перенапряжением и усталостью после длительной нагрузки вблизи мышцы, наоборот, могут еще больше перенапрячься из-за постоянного перевода фокуса и в итоге дать спазм. Поэтому просто посмотреть вдаль 5–7 минут будет максимально безвредным способом дать глазкам отдохнуть.

    Нагрузка с мышц начнет уходить, если время от времени смотреть вдаль в окно

    Поделиться

    Также для детей подойдут глазодвигательные упражнения: вращения по кругу, вверх-вниз, вправо-влево, частые моргания — достаточно пары минут, чтобы мышечный аппарат немного поработал. Такие упражнения позволяют улучшить кровообращение в первую очередь придаточного аппарата органа зрения, а также увлажнить слизистую.

    Использование специальных очковых линз, блокирующих синий спектр, так называемых «компьютерных», — это персональный выбор каждого. Важно помнить, что подобные линзы всё ещё несовершенны. Блокируя синий свет, они искажают цветовую передачу. И если ребенку приходится работать с цветом и графикой, то все цвета он будет видеть неестественными, так как большая часть синего будет отфильтрована. Новые дизайны таких линз делают это менее выраженно, и тем не менее до идеала им ещё далеко.

    — Близорукость и, как следствие, снижение зрения провоцирует не только работа за монитором, а вообще любая нагрузка вблизи. На глаз в период роста (до 20 лет) влияет не только генетический фактор, но также он подвержен адаптивной изменчивости. И чем больше ребенок работает с объектами на близком расстоянии, тем больше вероятность развития осевой, или истинной, близорукости. Рабочая дистанция до монитора должна составлять 50–60 сантиметров. Монитор обязательно должен быть на уровне либо ниже уровня глаз. Если родители стали замечать, что ребенок всё ближе придвигает монитор или сам всё время старается сесть поближе, это повод обратиться к специалисту для проведения диагностики и выявления потенциальных негативных изменений, — говорит Дмитрий Иванов.

    В начальной школе при переходе на дистант учителям нужно подробно расписывать каждый шаг. Это можно делать и в электронном журнале, если у родителей есть доступ. Есть огромное количество видеоуроков на различных ресурсах. В школе должны рекомендовать эти ресурсы, чтобы помочь родителям.

    Учителя своих на дистанте не бросают и проводят уроки в «Зуме»

    Поделиться

    — Например, есть такой ресурс, как Российская электронная школа, — это школьный курс уроков от учителей России. Мне не очень нравится, что там однотипные задания, но хороших видеоуроков там много. Есть Академия Хана, теперь она и на русском языке. Там уроки построены так, что не видно учителя, есть голос и виртуальный мел на виртуальной доске, есть методические материалы, фото и видео, — говорит директор школы Игорь Климовских.

    Если школа переходит на дистанционное обучение, родители вправе требовать подробной инструкции, какими ресурсами пользоваться, что смотреть, что объяснять ребенку, какие задания и как он должен выполнять. Вообще в такой ситуации очень много зависит от учителя, от того, насколько он готов работать онлайн.

    Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, платформу для обучения каждая школа выбирает самостоятельно. Как именно проводить занятия, консультации и вебинары, тоже каждая образовательная организация решает сама — в соответствии с техническими возможностями.

    Здесь многое зависит от учителей, но современные технологии позволяют предъявлять результаты и по этим предметам. Сейчас у любого ребенка есть телефон, и он может, например, записать выполнение физического упражнения на видео и прислать это учителю. Рисунок по ИЗО, работу, выполненную по технологии, — сфотографировать или отсканировать.

    В условиях дистанционного обучения или продленных каникул Минпросвещения России рекомендует региональным властям обеспечить школьным питанием социально незащищенные категории обучающихся (детей с ОВЗ, детей из малоимущих семей), предоставив им или их родителям (законным представителям) возможность получать рассчитанный на несколько дней продуктовый набор в школе и забирать его домой.

    Взрослым не помешает также посмотреть, каким должен быть идеальный рацион школьника.

    В документах на этот счет ничего не сказано, а на горячей линии Минпросвещения советуют договариваться с учителями «по-человечески», в крайнем случае — обращаться к администрации школы. В каждом учебном заведении это решают индивидуально.

    По теме

    • 14 декабря 2020, 19:59

      «Категорически возражаю!»: министр образования Прикамья запретила ставить двойки школьникам на дистанте

    Илья Ненко

    Шеф-редактор национальной редакции

    COVID-19Дистанционное обучениеШколаДистантКоронавирус

    • ЛАЙК0
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ0
    • ПЕЧАЛЬ0

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    КОММЕНТАРИИ15

    Читать все комментарии

    Что я смогу, если авторизуюсь?

    ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ

    0 / 1400

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google.