Содержание
Что нужно знать о ракурсе, чтобы правильно снимать портрет?
Уроки фотографии
Автор: Екатерина
Сегодня в очередной статье о незыблемых основах мы продолжим рассказ о том, как снимать портрет. В предыдущей статье о схемах освещения мы говорили о том, какие основные типы света используют в портретной фотосъемке. В сегодняшнем выпуске пойдет речь об углах съемки и поворотах лица.
Термины
Поворотом лица обычно называют часть лица, видимую камере. Она зависит от положения модели, а также от положения фотографа относительно модели. Под углом съемки понимают ракурс, положение камеры относительно уровня глаз модели, а также расстояние до модели.
На первый взгляд, здесь все просто, но даже небольшая разница в повороте лица может иметь негативные или положительные последствия для портрета.
Поворот лица
Для начала рассмотрим четыре основных поворота лица в портрете. К ним относятся:
Анфас – нос модели «смотрит» прямо в объектив. Обе части лица на фотографии сохраняют свои пропорции и видны одинаково хорошо.
Три четверти – легкий поворот лица вправо или влево. Модель должна развернуть голову так, чтобы одно ухо пропало из поля зрения объектива.
Две трети – более выраженный поворот лица вправо или влево, при котором кончик носа модели не выходит за линию щеки. Обратите внимание, что нос должен не только не выходить за линию щеки, но и не касаться ее. Это считается ошибкой. О других ошибках, допускаемых при съемке лицевых портретов, можно прочитать в еще одной моей статье.
Примечание: Обратите внимание на серьги – на фотографии выше, при повороте лица в три четверти, они виднеются из-за щеки, а на фотографии ниже их уже нет. Фотограф намеренно стер видимую часть серьги в редакторе, поскольку она смотрелась, как продолжение щеки. Обязательно следите за такими деталями при повороте лица.
Профиль – поворот лица вправо или влево на 90 градусов или чуть меньше. Для правильного портрета в профиль нужно, чтобы в кадре оказалась строго одна сторона лица.
И вновь обратите внимание на серьги и распущенные волосы: при съемке портрета в профиль локоны волос и украшения не должны виднеться из-за подбородка. Замечая подобные недостатки, я обычно прошу модель зачесать часть волос назад и снять серьги.
Угол съемки
Успех портрета во многом зависит от положения камеры относительно модели. Поэтому для разных типов фигуры и лица нужно использовать разные акценты. Придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Верхний ракурс (выше уровня глаз) сильнее акцентирует лицо, а не фигуру. Такую точку съемки хорошо использовать для полных моделей: на фотографиях они будут выглядеть стройнее (впрочем, иллюзия стройности на фотографии нравится даже моделям обычной комплекции).
- При нижнем ракурсе (ниже уровня глаз или уровня подбородка) человек на фотографии выглядит выше, чем он есть на самом деле, что придает ему видимую значимость. Однако большинству моделей этот ракурс не подходит: во-первых, при съемке снизу видны ноздри, во-вторых, лицо становится меньше по отношению к телу, и фигура смотрится непропорционально.
- Для групповых портретов лучше расположить камеру на уровне глаз людей или чуть ниже – это поможет избежать оптических искажений и сохранить пропорции фигур.
- Наиболее подходящий угол съемки для одиночного портрета или портрета пары – на уровне глаз или чуть выше.
Объективы
Не менее важен при съемке портретов выбор оптики, поэтому давайте рассмотрим основные типы объективов.
- широкоугольный объектив: акцентирует перспективу, искажает предметы, делает сцену более объемной.
- длиннофокусный объектив: сохраняет пропорции тела, но делает сцену двухмерной.
Лучший способ обнаружить подходящий для портрета объектив – протестировать все фокусные расстояния на практике.
Разница между портретами очевидна.
Сколько времени уйдет на освоение этих приемов? На этот вопрос можно дать только один разумный ответ – чем больше вы фотографируете, тем быстрее научитесь использовать эти правила. Но, даже освоив основные приемы, вы по-прежнему будете открывать для себя что-то новое на практике.
Практическое задание
Для первых экспериментов будет достаточно света из окна.
Шаг первый:
Пробуйте различные направления света – малейший поворот в сторону окна может полностью изменить световой рисунок. Как только освещение вам понравится, можно экспериментировать с углом съемки и поворотом лица.
Шаг второй:
Разным людям подходит разный угол поворота. Снимите несколько портретов с различным поворотом и при этом следите за тем, как меняется свет на лице модели.
Шаг третий:
Сделайте пять кадров с разных положений камеры. При этом не меняйте фокусного расстояния, меняться должен только угол съемки. Итак, примерный список кадров:
- чуть ниже уровня подбородка
- чуть ниже уровня глаз
- на уровне глаз
- чуть выше уровня глаз
- с верхнего ракурса
Проанализируйте получившиеся фотографии. Какие ракурсы подходят вашей модели лучше всего и почему?
Меткипозированиепортретная съемкаправила фотосъемки
Положение «Три четверти» при рисовании портрета. Мастер-класс / Мастерклассы Блоги
Положение в три четверти подходит для создания особенно выразительного портрета, в нем наиболее полно выявляется характер изображаемой модели. Этот поворот включает в себя элементы профиля и фаса. Под таким углом видна только небольшая часть затылка, а ближняя часть головы смотрится крупнее, чем дальняя. Нормальному восприятию такого способа изображения головы человека в некоторой степени препятствует привычка общественного сознания к более распространенным портретам в профиль и анфас. Усвоенные с детства стереотипы конфликтуют с этим менее традиционным ракурсом. Отчасти преодолению этого противоречия способствует знание его природы, позволяющее нейтрализовать конфликт при создании портрета в три четверти. Но намного важнее во время работы забыть об этих особенностях восприятия, не имеющих под собой реальных оснований, и полностью сосредоточиться на правильной передаче визуального образа.
Хуан Грис. Певица. 1926. Холст, масло. Из коллекции компании «Телефоника». Мадрид, Испания
Амадео Модильяни. Луня Чеховская в белой блузе. 1917. Холст, масло. Частное собрание, США
ПОРТРЕТ В ТРИ ЧЕТВЕРТИ, НАПИСАННЫЙ С НАТУРЫ: чтобы выполнить рисунок, понадобится приблизительно час, с одним или двумя перерывами на отдых для модели. Этот ракурс сложнее, чем профиль, поэтому потребуется больше времени, чтобы сделать набросок и определить правильные пропорции.
ПОИСК ОБЩЕЙ ФОРМЫ ГОЛОВЫ: как всегда, сначала определяем форму и размер головы и располагаем ее на бумаге, делая быстрый набросок или же просто представляя себе, как правильно разместить голову модели на плоскости рисунка.
ВЫБОР ТЕХНИКИ РИСУНКА: лучше выбрать ту же технику, что и для рисунка в профиль. Уголь или карандаш наиболее подходящий материал для обучения.
При рисовании портрета в три четверти возникает перспективное сокращение, что приводит к значительному искажению форм. Стороны лица имеют разную ширину. По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа, однако меняется расстояние от ноздри до кончика носа. Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что не виден его внутренний уголок. Дальняя половина рта короче, чем ближняя. Эти же изменения относятся и к бровям. Несомненно, что при выполнении такого портрета возникнут определенные трудности, и, чтобы избежать их, нужно научиться наблюдать и правильно видеть.
1 Сначала, как обычно, рисуем центральную ось — линию, проходящую по центру лица. Когда лицо повернуто в три четверти, центральная ось пересекает две точки: одна из них находится посредине переносицы, а другая — в центре верхней губы. Далее выполняем набросок головы и намечаем портрет в виде обобщенной формы. Освещать модель лучше всего верхнебоковым светом, при котором передний план будет рельефно очерчен, оставляя в тени боковую сторону головы.
Когда мы четко наметили композицию и разместили голову в центре бумаги, начинаем уточнять пропорции.
2 Если мы выполняем портрет с натуры, то сначала карандашом вырисовываем руку возле головы ребенка, а затем сопоставляем вертикальную и центральную оси и определяем угол, который между ними образуется. Таким образом получим линию наклона головы. Каждый человек имеет свой характерный наклон головы. У нашей модели этот показатель составляет 15° между центральной и вертикальной осями.
Внимание! Важно всегда соблюдать этот наклон относительно вертикали.
3 После определения направления наклона головы следующий шаг — найти правильное расположение глаза на той стороне лица, которая к нам ближе. В нашем случае это левый глаз ребенка.
Прежде всего необходимо определить расстояние между этим глазом и контуром носа (это расстояние почти всегда равно ширине глаза).
Внимание! Самая распространенная ошибка, которую в основном делают начинающие художники, — размещение глаза слишком близко к носу, что лишает композицию равновесия и нарушает восприятие образа.
4 Затем определяем местоположение носа. Внимательно смотрим на модель, уточняем, где находится край ноздри по отношению к внутреннему углу глаза, и, чтобы легче было сориентироваться, проводим прямую линию, параллельную центральной оси. Рисуя портрет в три четверти, важно помнить, что чем сильнее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от срединной линии.
5 Рот всегда немного шире носа. Длина носа равна расстоянию от подбородка до основания носа. Расстояние между зрачками равняется длине рта. Определяем длину центральной линии рта (место, где смыкаются губы) и намечаем ее. Также определяем, где находятся уголки губ относительно глаза. Как правило, уголки губ и зрачки глаз располагаются на одной вертикальной линии.
Изучаем центральную линию рта модели и рисуем кривую, стараясь изобразить ее так, как видим. Очень важно правильно нарисовать линию смыкания губ, чтобы передать выражение лица ребенка.
6 Чтобы правильно расположить на рисунке лоб и волосы, используем тот же способ, который применяли в рисунке в профиль; измеряем с помощью карандаша расстояние от центра глаза до основания подбородка и, передвинув карандаш от основания глаза вверх, отмечаем местоположение верхней части черепа. Затем используем этот же отрезок, чтобы определить положение задней кромки уха.
Внимание! Рисуя ухо, необходимо убедиться, что размещаем его достаточно далеко от лица. Расстояние от уровня глаз до подбородка приблизительно равно расстоянию от внутреннего уголка глаза до заднего края уха.
7 Как и в профильном портрете, при повороте в три четверти нижние и верхние ресницы визуально приобретают определенную толщину и выглядят немного иначе, чем анфас. Рисуя глаз, следует иметь в виду, что ресницы становятся длиннее и объемнее по направлению к уху.
8 Если рот модели прикрыт, например, рукой, как в нашем случае, или находится в другой, довольно сложной для рисования позиции, уместно применить технику негативного пространства. Использование негативных пространств позволяет добиться композиционного единства рисунка и самое главное — улучшает навыки зрительного восприятия.
Рисуем негативные пространства, окружающие рот.
Внимание! Мелочей в портрете нет. Каждый элемент рисунка должен быть частью целого. Поэтому любой детали изображения без явно выраженного значения, как может показаться на первый взгляд (например, рукав платья или плечо ребенка), надо уделить должное внимание, ведь она являет собой часть портрета. Необходимо добиться гармонии во всем образе.
Хороший рисунок — это поэтапное, объемное построение формы в воображаемом пространстве. Портреты анфас и в профиль были широко распространены на ранних этапах становления жанра и стали своего рода нормой. Потом оказалось, что знакомые черты оригинала, изображенного в профиль или в фас, перестают соответствовать тем, которые мы обнаруживаем на его портрете в три четверти. У начинающего художника это вызывает определенные затруднения. Но это следует принять как должное и нужно рисовать то, что видится, со всеми изменениями пропорций, и стараться точно передавать формы и черты изображаемого человека.
1 Как всегда, сначала намечаем общую форму головы модели и центральную ось, а затем вертикальную линию, которая проходит через центр лица. Потом чертим другую вертикальную линию, которая определяет угол наклона головы по отношению к вертикали. Определение угла наклона головы — важный момент при рисовании портрета в три четверти. Знание этого правила поможет быстро и правильно выработать умение изображать голову человека при различных поворотах.
2 Рисуя глаза, следует обратить особое внимание на то, как располагается внутренний уголок глаза модели. В нашем случае он находится на одной линии с уровнем глаз. Проверяем еще раз, и если наше наблюдение верно, рисуем глаз. Ширина глаза равна расстоянию между внутренними уголками глаз.
Если вы ошиблись в расчете и нарисовали внутренний уголок глаза ниже или выше данной линии, исправить потом эту погрешность будет весьма затруднительно.
Внимание! Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше. Не забывайте, что удаленный от нас глаз всегда будет казаться меньше ближнего.
3 Продолжаем прорисовывать черты лица модели, согласовывая между собой их пропорции. Чтобы правильно расположить нос, нужно определить место крыльев носа. Для этого из внутреннего уголка глаза опускаем вертикальную линию.
Внимание! Не забывайте, что существует огромное разнообразие форм и размеров носа.
4 Также уточняем ширину носа относительно ширины глаза и уголков губ.
Весь процесс рисования состоит в сравнении. Поэтому, для того чтобы правильно нарисовать лицо, художник должен научиться видеть всю модель целиком, одновременно сравнивая каждую деталь и элемент изображаемого объекта. Сравнивать необходимо не только с точки зрения формы и пропорций, но и с точки зрения цветовых отношений. Только такой подход к работе позволит получить хороший портрет.
5 Прежде чем нарисовать рот, намечаем центральную линию губ на той стороне лица, что ближе к нам, а затем прорисовываем его нижний и верхний края.
Потом рисуем ту сторону рта, которая почти наполовину скрыта от нас.
6 В любом портрете и при любом повороте головы большое значение имеет то, как налицо наложены тени. Работаем над светотенью нашего портрета и создаем тени, необходимые для выявления объема форм у модели: под нижней губой, под подбородком, под носом и т. д.
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!
Кинопроизводство: положение камеры и ракурс
- Различные положения камеры могут помочь рассказать вашу историю
- Съемка сверху или снизу, а также с уровня глаз
- Съемка с разных позиций вокруг объекта, а также
- Убедитесь, что ведущий или актеры смотрят в правильном направлении
Используйте разные ракурсы и положения камеры, а также разные размеры кадра.
Вместо того, чтобы снимать все с уровня глаз, когда камера находится в горизонтальном положении, попробуйте снимать, направляя ее вверх или вниз. Присядьте ниже объекта, держите камеру над головой, поднимайтесь по лестнице или используйте высокий штатив или лестницу. Если у вашей камеры есть поворотный экран, вы можете использовать его для наблюдения за снимком, когда камера находится в необычном положении. Пульт дистанционного управления также полезен для запуска и остановки съемки, когда камера находится вне досягаемости.
Стрелять также следует с разных позиций вокруг субъекта, а не только прямо спереди или сбоку. Если они движутся, попробуйте снять спереди, а затем сзади, а затем смонтируйте кадры вместе.
Но чтобы кадры с разных положений камеры работали вместе, нужно соблюдать несколько «правил». Я описал их на 180-градусном правиле и Собираем вместе страниц.
Угол камеры
Низкий угол кадров, на которых камера направлена снизу вверх, заставляют людей (и вещи) казаться крупнее, смелее и важнее.
Эти кадры также хороши для съемки людей, которые смотрят на вещи сверху вниз, поэтому вы снимаете их лица, а не макушку.
Высокий угол Снимки сверху обычно делают людей или предметы более слабыми и менее мощными.
Вы можете совместить снимки с верхнего и нижнего ракурса, чтобы показать, что один человек (снято с нижнего ракурса) сильнее другого человека (снято с высокого ракурса). Вы можете быть очень осторожны с этим, вместо того, чтобы использовать очень низкие или высокие углы.
Вы также можете использовать снимок под большим углом, чтобы дать обзор сцены в качестве установочного плана .
Birdseye снимков, сделанных прямо сверху, могут выглядеть круто. Они дают вам еще один способ показать, как вещи в сцене соотносятся друг с другом.
Снимки червеобразного глаза снизу немного более необычны, но они могут быть полезны, если сцена выше интересна.
Положение камеры
Вы также можете расположить камеру в разных местах вокруг объекта.
Фронтальное лобовое видение заставляет нас чувствовать себя действительно вовлеченными в предмет. Он часто используется как субъективный кадр , когда мы видим человека так, как будто смотрим глазами другого персонажа. (Если ваш снимок не должен быть субъективным, они должны смотреть близко к камере, но не прямо на нее — см. линия глаз ниже).
С выстрелом в три четверти мы немного меньше вовлечены.
В виде сбоку больше похоже на то, что мы просто наблюдаем за ними как наблюдатель.
вид сзади может означать несколько вещей: мы видим их с точки зрения наблюдателя; они игнорируют другого персонажа; или они расстроены, уязвимы и скрывают свои эмоции.
Eyeline
Актеры и ведущие должны следить за тем, куда они смотрят. Ведущий — или актер в субъективном кадре — должен смотреть прямо в камеру. В стандартном интервью они должны смотреть на интервьюера (который должен быть ближе к камере), а не в объектив.
В большинстве драматических кадров актеры должны смотреть близко к объективу, но никогда прямо на него (это называется «всплесками»). Изменения взгляда должны быть очень тонкими. Опытные киноактеры удерживают взгляд в пределах ограниченного круга вокруг объектива камеры.
На странице 180 градусов, положения камеры и линии глаз соответствует , где содержится дополнительная информация о том, как использовать положение камеры при совместном редактировании разных снимков.
Время от времени получайте новости и обновления от Learnaboutfilm.
Изучайте кинопроизводство с помощью моей электронной книги «Шаг за шагом»
СКИДКА 20% — ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОГРАНИЧЕННОЕ ПО ВРЕМЕНИ
Start Making Movies — это простое для понимания руководство в формате PDF на 163 страницах, в котором показано, как начать снимать короткометражные фильмы и видеоролики. Он использует четкие объяснения и сотни иллюстраций, чтобы представить оборудование, процесс создания фильма, язык кино и повествование в кино.
«Отличный визуальный учебник для начинающих… Настоятельно рекомендуется» (Питер, Великобритания)
«Эта книга потрясающая» (Tiffany, США)
Узнать больше / Купить
Ракурсы камеры — полное руководство
Фильмы объединяют кадры с разными композициями и углами камеры, чтобы рассказать историю. Тщательно выбирая ракурс камеры в каждом из этих кадров, вы можете повлиять на реакцию своей аудитории. Таким образом, вы можете влиять на интерпретацию вашей аудиторией того, что представлено на экране.
Проще говоря, это работает, потому что за многие годы кинематографисты разработали сложный визуальный язык для повествования. В то же время зрители привыкли к общим приемам кинопроизводства и их коннотациям. Привнесите некоторые из этих техник в свои постановки. Таким образом, вы сможете легче и эффективнее вовлечь аудиторию в свою историю.
Тип истории, которую вы собираетесь рассказать, влияет на то, как вы собираетесь ее снимать. Для начала выясните, какую историю вы рассказываете. Смотрите и думайте об историях, похожих на вашу. Даже если у вас есть история, которая не подходит ни к одному жанру, смотрите истории, в которых есть элементы, похожие на ваши. Научитесь манипулировать и контролировать ракурсы камеры, чтобы улучшить повествование, и ваша аудитория будет вовлечена. Вот почему ракурсы камеры являются важной частью кинематографии.
Реклама
Функции ракурса камеры
Как правило, каждый правильно выбранный ракурс выполняет четыре функции:
- Он передает информацию. Общие планы обеспечивают контекст и крупные планы и вставляют очень важные детали или эмоции.
- Создает впечатление. Крупные планы усиливают интенсивность; высокие и низкие углы камеры говорят о силе или ее отсутствии; выстрелы вне уровня кажутся динамичными или даже неловкими.
- Облегчает редактирование. В отличие от предыдущего и последующего ракурсов, он позволяет редактору делать невидимые или, по крайней мере, ненавязчивые правки.
- Повышает производительность. Ближе выстрелы усиливают представление; более длинные кадры делают их менее интенсивными.
Существует ряд факторов, определяющих угол обзора камеры. К ним относятся:
- Поле зрения: очень дальний план, дальний план, полный план, план 3/4, средний план, крупный план головы и плеч, крупный план, большой крупный план, очень крупный план.
- Горизонтальное положение: передний угол, угол 3/4, профильный угол, задний угол 3/4, задний угол.
- Вертикальное положение: угол птичьего полета, высокий угол, нейтральный угол, низкий угол, угол червячного глаза.
- Уровень камеры: нормальный, голландский (не уровень).
Наконец, мы можем также описать ракурсы камеры по их:
- Назначение: мастер-план, установочный план, вставка, вырез.
- Население: одиночек, двое расстрелянных.
Давайте подробнее рассмотрим функции и значение каждого из этих факторов.
Поле зрения
Поле зрения относится ко всему, что попадает в кадр изображения. Поле зрения камеры определяется двумя факторами: расстоянием камеры от объекта и фокусным расстоянием объектива. В производстве есть разные типы обычных снимков, названия которых описывают их поле зрения по отношению к объекту. К таким снимкам относятся: сверхширокий, широкий, средний, крупный план и сверхкрупный план.
Использование объектива с коротким фокусным расстоянием обеспечивает широкое поле зрения. Это позволяет вам захватить много фона с вашим объектом. Объективы с широким полем зрения также уменьшают дрожание камеры, что делает их популярным выбором для съемки с рук.
Широкоугольные объективы
Широкоугольные объективы также преувеличивают глубину. Таким образом, объекты сзади меньше, чем они были бы в нормальной перспективе. По той же причине эти объекты быстро растут по мере приближения к камере, из-за чего кажется, что они движутся быстрее. Все, что связано с широкоугольным объективом, кричит о скорости, мощи и азарте.
Обычные линзы
Как обычно, «обычные» настройки линз ненавязчивы, потому что их изображения выглядят так, как мы видим в реальной жизни.
Телеобъективы
Объективы с большим фокусным расстоянием обеспечивают узкое поле зрения, что позволяет делать снимки крупным планом, когда камера находится дальше от объекта. Объективы с узким полем зрения также используются для уменьшения глубины резкости и выделения объекта на фоне.
Этот эффект отлично подходит для таких трюков с камерой, как принудительная перспектива. Миниатюры на переднем плане можно совместить с удаленным пейзажем, чтобы они выглядели в натуральную величину. Автомобили, мчащиеся по экрану, могут «едва промахнуться» мимо машин, направляющихся на них к камере. Очень длинная линза уменьшает видимое расстояние между ними, скрывая тот факт, что между ними действительно был большой безопасный промежуток.
Эмоционально длинные линзы часто передают формальность и некоторую отстраненность. Они отдаляют нас от действия, хотя и преувеличивают его. Как это ни парадоксально, длиннофокусные линзы также передают напряжение. Например, когда герой-спасатель отчаянно бежит к объективу, но бежит, бежит и бежит, кажется, не приближаясь.
Расстояние до объекта и его размер
При кадрировании людей размер объекта обычно измеряется с точки зрения положения стоя. В общем плане человек находится на среднем расстоянии, с большим пространством над головой и под ногами. В полном плане человек заполняет кадр с головы до ног. Средний план охватывает талию, а классический крупный план показывает голову, шею и небольшое прикосновение к плечу. Размер предмета имеет дополнительные подразделения в каждой общей категории. Например, крупным планом может быть средний план, крупный план, большой или плотный крупный план или очень крупный план.
Общие планы
Некоторые общие планы используются в качестве установочных планов. Это связано с тем, что они включают область вокруг предмета (ов) и создают ощущение размещения в окружающей среде. Мы все помним крошечные фургоны Джона Форда, казавшиеся карликами на фоне просторов Долины Монументов, или Омара Шарифа размером с комара, выезжающего из миража в Лоуренсе Аравийском. Дальние планы буквально показывают нам общую картину, раскрывая, кто и что на ней изображено, а также пространственные отношения между ними.
Крайне широкие планы в «Лоуренсе Аравийском» подчеркивают контраст между кажущимися бесконечными просторами пустыни и крошечным человечком, пробирающимся по ней.
Физически далекие кадры часто также далеки и эмоционально. Они оставляют зрителя отстраненным, спокойно наблюдающим со стороны. Однако они могут создать напряжение, когда утаивают детали крошечных предметов, которые зрители отчаянно хотят изучить. В классической киноверсии «Поворота винта» Генри Джеймса (вышедшей под названием «Невинные») мы можем разглядеть лишь нечеткую человеческую фигуру на дальнем берегу озера. Это призрак? Мы не можем видеть достаточно, чтобы сказать. Хотя снимок сделан при ярком солнечном свете, кадр выглядит жутким, как склеп в полночь.
Этот кадр из фильма «Невинные» использует расстояние, чтобы скрыть от зрителя детали объекта. Поскольку мы не можем ясно видеть объект, мы должны делать выводы на основе той небольшой информации, которой мы располагаем.
Средние планы
Средние ракурсы, включая полный план и средний крупный план, как правило, незаметны, потому что они моделируют типичный человеческий ракурс. Если вы хотите, чтобы видеокамера была невидимой, обрамляя только окно реального мира, вам подойдут настройки среднего диапазона.
Этот средний план из фильма «Конг: Остров черепа» достаточно широк, чтобы показать некоторые детали обстановки, но достаточно близко, чтобы зрители могли эмоционально соединиться с персонажем Тома Хиддлстона, Джеймсом Конрадом.
Съемки крупным планом
Съемки крупным планом, как правило, интенсивны. Переход к предмету повышает его важность. Чем крупнее объект в кадре, тем больше внимания обращают на него зрители. Очень близкие ракурсы камеры часто могут сыграть роль исполнителя. В золотом старом фильме «За пригоршню долларов» сверхкрупные планы Клинта Иствуда говорят нам о том, что он планирует большие сюрпризы для плохих парней. Мы знаем это, хотя его лицо совершенно невыразительно.
Работа Клинта Иствуда немного упрощается благодаря большому крупному плану в «Пригоршне долларов». Этот угол камеры служит для усиления эмоций.
Слишком много сжатых рамок может вызвать у зрителей клаустрофобию, что может быть хорошо в рамках сабвуфера, такого как «Das Boot», но не в качестве общего правила. Обычно лучше выбирать между двумя кадрами в три четверти (колено к голове) и обычными крупными планами, оставляя действительно узкие места для особого внимания.
Расстояние камеры от объекта и фокусное расстояние объектива вместе определяют, какая часть объекта видна в кадре. Эти факторы также влияют на видимый размер объекта.
То, насколько близко талант находится в кадре, дает нам ощущение того, насколько близко он к нам или к другим вещам. Это эффектно использовалось в драме Роберта Бентона 1979 года о разваливающейся семье «Крамер против Крамера».
Актер Дастин Хоффман катает своего сына Билли (Джастин Генри) на велосипеде. Пока Билли выясняет, как ездить, камера отодвигается, и Билли едет к зрителям. В то же время Хоффман становится меньше на заднем плане, предвещая, что Билли оставит своего отца, и расстояние, которое возникнет между ними. Здесь то, что кажется простым кадром — отец учит сына кататься на велосипеде — обретает слои метафоры.
Горизонтальное положение
Горизонтальное положение — это боковая перспектива вашего объекта. Классические углы – это передний, три четверти, профильный, три четверти задний и задний.
Горизонтальное положение помогает контролировать видимую глубину. Снимки профиля плоские, будь то удаленный автомобиль, движущийся параллельно камере, или объект, идущий по комнате. Это делает профильные снимки полезными в сочетании с длиннофокусными объективами. Вместе они позволяют рисовать действие на плоскости экрана, создавая продуманный, формальный эффект.
Виды профиля часто кажутся плоскими, в то время как виды в три четверти создают большую глубину. Задние ракурсы можно использовать для создания атмосферы таинственности вокруг объекта, поскольку лицо и выражение лица объекта скрыты от зрителя.
Выстрелы в три четверти (как спереди, так и сзади) имеют прямо противоположный эффект. Эти кадры увеличивают глубину, позволяя объектам двигаться к камере или от нее. В общем, установки на три четверти также имеют тенденцию создавать диагональные линии внутри стен, зданий и улиц. Это увеличивает глубину и добавляет динамичности вашим композициям. В сочетании с широкоугольными объективами, которые также преувеличивают видимую глубину, вид в три четверти отлично подходит для динамичных сцен: драк, погонь и тому подобного.
Конечно, передний и задний углы также увеличивают глубину движущихся объектов, но они посылают и другие сигналы. Хотя субъекты не должны смотреть в объектив (за исключением выступающих), передние ракурсы придают обстановке презентационное качество. Напротив, задние углы — особенно на людях — кажутся закрытыми от зрителей. Мы, естественно, хотим видеть лица. Задние ракурсы часто используются, чтобы подразнить аудиторию, говоря: «этот человек стоит вам показать, но вы пока не видите, кто это».
Вертикальный
Положение
Вертикальное положение — это высота видеокамеры по отношению к объекту: с высоты птичьего полета, высоко, нейтрально или на уровне глаз, низко и «червячный глаз».
Съемка объекта с низкого ракурса может сделать его более важным или сильным. Съемка на уровне глаз, напротив, ставит зрителей в более равное положение. Чтобы объект выглядел слабым, попробуйте использовать высокий угол.
Направление, с которого мы видим людей, сильно влияет на то, как мы их воспринимаем. Отчасти это связано с тем, что многие из нас привыкли смотреть на детей свысока, а на взрослых – свысока. Однако это также происходит из-за естественного страха, который мы испытываем от вещей, которые больше, чем мы есть, — церквей, гигантских кораблей, Годзиллы и т. д.
Вид с высоты птичьего полета и высокие ракурсы создают ощущение отстраненности, ощущения того, что вы буквально над всем этим. С функциональной точки зрения они бесценны для ориентации зрителей на сложные действия, потому что они функционируют как карты съемочной среды.
Как и следовало ожидать, нейтральные ракурсы незаметны, потому что они приближены к обычной точке зрения человека. Хотя мы часто смотрим вверх и вниз, большую часть времени мы проводим, глядя более или менее прямо перед собой.
Взгляд на кого-то на уровне глаз также показывает, что они равны. В «Возвращении джедая», когда Люк встречает крошечного мастера-джедая Йоду, ростом всего два фута, вы заметите, что Люк сидит на земле, когда они встречаются, так что все кадры сделаны на уровне глаз. . На самом деле Йода, несмотря на то, что он маленький, очень сознательно снимается в основном на уровне глаз. Хотя он маленький, как он говорит: «Размер не имеет значения».
Наконец, высокие и низкие углы эмоционально важны при кадрировании людей. Большие углы смотрят на объекты сверху вниз, делая их слабее и менее важными. Низкие углы имеют противоположный эффект: они увеличивают силу и важность. При создании корпоративных видеороликов рекомендуется снимать VIP-персон чуть ниже уровня глаз.
Уровень камеры и голландский ракурс
Уровень камеры – еще один фактор, который может нести большую эмоциональную нагрузку. Обычно камеры тщательно выравнивают, чтобы горизонтальные линии и горизонтали были параллельны верхней и нижней части кадра. Но художники веками знали, что горизонтальные линии кажутся статичными, а вертикальные почти такими же тихими. Диагонали, напротив, кажутся активными и динамичными, потому что психологически наклонные объекты не остаются на месте; они падают. В реальной жизни Пизанская башня — очень страшное здание!
Чтобы извлечь выгоду из этого психологического эффекта, вы можете специально отключить камеру, автоматически превращая каждую горизонтальную или вертикальную линию в динамическую диагональ. Кроме того, поскольку падение — это неприятный опыт, установка вне уровня может добавить к кадру легкое тошнотворное и жуткое ощущение. Обратите внимание, как часто режиссеры склонны использовать эти жуткие ракурсы в фильмах ужасов.
Голландский или наклонный ракурс создает впечатление, что элементы сцены нестабильны. Использование этих типов ракурсов добавляет движения к кадру, который в противном случае мог бы казаться статичным, и может быть отличным способом передать тонкое чувство беспокойства.
Такие нестандартные установки называются «голландскими» ракурсами, потому что они были популяризированы немецкими (Deutsch) режиссерами, привезенными в Голливуд в 1920-х годах. Их также можно назвать наклонными углами.
Ракурсы для художественных видеороликов
В целом сюжетные программы придерживаются умеренных ракурсов, потому что они не привлекают к себе внимания. При умелом монтаже ненавязчивая операторская работа позволяет зрителям почувствовать, что они наблюдают реальную жизнь, а не просто смотрят фильм. Особенно это касается комедии, которая обычно избегает крупных планов (за исключением вставок) и сохраняет нейтральное отношение к экранным махинациям.
Драмы похожи, за исключением того, что они имеют более узкие углы, чтобы увеличить эмоциональную напряженность, и нестандартные установки, чтобы вызвать у зрителей тревожные чувства. В боевиках также используется много голландских ракурсов, особенно в сочетании с широкоугольными объективами. Наклонные вертикали, кажется, падают вперед, а глубокая широкоугольная перспектива усиливает эффект драк и сцен погони, особенно когда движение направлено к камере или от нее.
Комбинация общего плана с более низкой перспективой увеличивает видимую скорость автомобиля, когда он движется к камере.
Сюжетные программы используют необычные ракурсы, но обычно для эффекта. Внезапный вид с высоты птичьего полета или очень крупный план могут напугать зрителей и акцентировать внимание на важном действии. Хитрость заключается в том, чтобы сохранить эти резкие установки для ключевых моментов, чтобы они не потеряли силу от чрезмерного использования.
Ракурсы для научно-популярных видео
Документальные видео обычно включают документальные фильмы, новостные сюжеты, снятые в полевых условиях, и спортивные состязания. Все формы документальной литературы имеют общую проблему достоверности: камера должна казаться простым записывающим устройством, которое фиксирует реальность, даже если вы не можете не изменить реальность с помощью кадрирования и предмета, включая то, что вы оставляете за кадром. Чтобы усилить ощущение нейтралитета, ракурсы камеры, как правило, нейтральные, предпочтение отдается настройкам от дальнего плана до свободного крупного плана и избеганию чрезмерно широкоугольных, телефото и видов вне уровня.
Документальные проекты, такие как новостные репортажи и документальные фильмы, часто предпочитают нейтральные ракурсы, которые не привлекают внимание к производственному процессу.
Эти правила распространяются и на интервью, и на говорящих голов, столь заметных в документальных фильмах. Размеры объектов варьируются от средних планов до крупных планов, а сдвиги угла от кадра к кадру достаточно сильны, чтобы их можно было легко разрезать, но недостаточно экстремальны, чтобы привлечь к себе внимание.
Новостные сюжеты, снятые в полевых условиях, подчиняются тем же правилам. Опять же, цель состоит в том, чтобы передать впечатление от реальности, не привлекая внимания к видеотехнике. Репортеры на камеру снимаются в 3/4 или средних планах (снятые крупным планом ночью, чтобы было меньше света). Конечно, действие брейк-данса снимается с любых ракурсов, которые может получить оператор, — часто с длинными телеобъективами, которые удерживают оператора от движения, беспорядков или стрельбы. Эти кадры могут казаться отстраненными и не вовлеченными в действие.
У спортивной видеосъемки схожие проблемы с ракурсами и объективами. Чтобы не попасть в поле зрения, видеографы используют длинные кадры или экстремальные телеобъективы, которые привлекают внимание к съемочному процессу. Для разнообразия режиссеры делают более близкие ракурсы тренеров и игроков на скамейке запасных, а также вырезают зрителей на трибунах.
Парадокс искусства
Здесь есть парадокс. Эти установки могут привлечь внимание к съемочному процессу, но сейчас зрители настолько привыкли к ним, что они на самом деле помогают убедить зрителей в том, что показанные события реальны. По этой причине некоторые вымышленные спортивные программы будут использовать настройки спортивных репортажей, даже если их камеры могут работать прямо в центре действия.
Экстремальные фокусные расстояния, четкие ракурсы и эффектные кадры постоянно напоминают зрителям, что это фильм, а не окно в реальную жизнь.
Идя еще дальше, некоторые документальные фильмы настаивают, что вместо того, чтобы сказать: «Это реальная жизнь», «это не настоящая жизнь; это фильм о реальной жизни». В этом экстремальном «истинном» стиле все правила обратные. Экстремальные фокусные расстояния, «голландские» ракурсы и шокирующие кадры постоянно напоминают зрителям, что это фильм, а не окно в реальную жизнь. Доступный свет, блики и дрожащие движения камеры, которые недопустимы в обычных постановках, усиливают ощущение.
Ракурсы для рекламных роликов и музыкальных клипов
Рекламные ролики и музыкальные клипы имеют несколько общих характеристик. Обычно они не пытаются скрыть приемы съемки или монтажа. На самом деле, они ищут экстремальные ракурсы и объективы, потому что бравурное кино — часть шоу. Наконец, вся эта фантастическая видеосъемка не утомляет зрителя, потому что она никогда не длится более нескольких минут или, в случае рекламы, 60 секунд.
Что касается ракурса, то реклама требует особой осторожности и дисциплины. В сообщении, которое может длиться всего десять секунд, каждая отдельная установка должна передавать максимум информации за минимальное время. Это означает поиск наилучшего ракурса и объектива для каждого снимка. В целом, рекламные ролики могут иметь самые красивые изображения из всех жанров, которые мы охватываем.
Музыкальные клипы часто предпочитают более экстремальные ракурсы, поскольку они, как правило, не заинтересованы в сокрытии производственного процесса. Скорее, они часто демонстрируют впечатляющие технические подвиги и эксперименты.
Музыкальные клипы сочетают звуковую музыку в саундтреке с визуальной музыкой кадров и нарезки. Для этого жанра нет правил относительно ракурса камеры, за исключением того, что изображения должны быть как можно более яркими. Чтобы соответствовать песням, образы иногда могут быть далеки от «красивых», но обычно они показывают, что они тщательно продуманы. Именно этот «дизайнерский» вид отличает музыкальные клипы и рекламные ролики от художественных и документальных программ, которые не хотят выглядеть надуманными.
Ракурсы для видео специального назначения
Видео специального назначения включают программы для корпораций, школ, церквей и общественных организаций, а также обучающие видео, созданные для передачи конкретных знаний или навыков.
В большинстве случаев эти шоу придерживаются умеренного ракурса и нейтральной точки зрения документальных фильмов. Когда эти программы напоминают рекламные ролики — скажем, для представления продукта или полировки имиджа энергичной, прогрессивной компании, — тогда они принимают коммерческий стиль с динамичными ракурсами и линзами, которые вы ожидаете найти в рекламе автомобилей.
Крупные планы часто используются в обучающих и объяснительных видеороликах, чтобы выделить ключевые детали процесса или продукта. Этот метод гарантирует, что самая важная информация дойдет до аудитории.
Обучающие видеоролики разделяют потребность рекламных роликов в том, чтобы показывать именно то, что нужно, в нужное время и с правильного ракурса. Все учебные программы основаны на вставках для передачи важных деталей, а видеоролики о школьных или фабричных лабораторных работах имеют тенденцию к очень крупным размерам объекта, достигаемым с помощью телеобъективов, так что видеооператор может оставаться в стороне от действия и освещения на нем.
Эффективное использование ракурсов камеры
Один из лучших способов научиться управлять перспективой вашей аудитории с помощью вашей операторской работы — изучить визуальные эффекты великолепных историй, похожих на вашу, и посмотреть, как оператору это удалось. В большинстве жанров фильмов есть фильмы, которые произвели революцию в способах съемок этого типа фильмов, таких как «Дилижанс» для вестернов, «Бегущий по лезвию» для научной фантастики и «Крепкий орешек» для боевиков.