Содержание
Бесплатные русские шрифты (120 штук)
Доброе время суток, друзья! Давненько я не выкладывал русские шрифты в блоге! Я собирал интересные шрифты, складывал их в папки, убирал с рабочего стола, чтобы как будет время залить их на сайт, но руки никак не доходили! И вот сегодня настал тот день, когда я все таки добрался до них, отобрал русские кириллические шрифты, которые действительно являются именно русскими шрифтами, а не какими-то непонятными символами. Отбирал я в ручную! Сначала залил все шрифты, которые у меня есть на сайте, установил к себе на винду (в который раз открываю для себя прелесть моей же сборки Русские кириллические шрифты — там есть офигенные шрифты, которые мне нравятся). Потом сделал изображения-превью для каждого шрифта, объединил файл ttf с картинкой в архив и залил к себе на сервер.
В данной сборке русских шрифтов представлены только кириллические шрифты с русской раскладкой! Всего здесь представлено 120 шрифтов, некоторые из которых содержат в себе не только классическую раскладку шрифта Regular, но и Bold, Italic, Decor и Bold-Italic. Смотрите, выбирайте, скачивайте, радуйтесь :))
Стильный техно шрифт 20_db
Скачать
Декоративный русский шрифт a_AlgeriusNr
Скачать
Странный шрифт a_AlternaCmD
Скачать
Мягкий русский шрифт a_AlternaSw
Скачать
Кириллический шрифт a_AlternaTitulB с полузаливкой
Скачать
Классический шрифт с засечками a_AntiqueTitulGr
Скачать
Стильный русский шрифт a_AssuanBrk
Скачать
Прозрачный шрифт a_AvanteCpsL без зачечек
Скачать
Декоративный шрифт a_BentTitulDcFr с полоской внизу и наверху
Скачать
Жирный шрифт a_BighausTitul без засечек
Скачать
Рисованный русский шрифт a_BighausTitulBrkHil
Скачать
Русский шрифт a_BighausTitulOtlDr с точками
Скачать
Легко-декоративный шрифт a_BosaNovaCp
Скачать
Приятный кириллический шрифт a_BosaNovaDcFr в стиле римских заголовков
Скачать
Русский шрифт a_BosaNovaOtl с обводкой
Скачать
Декоративный жирный русский шрифт a_BraggaOtl
Скачать
Разновидность предыдущего шрифта с верхней тенью a_BraggaOtlSh
Скачать
Декоративный кирилличекий шрифт a_BraggaStrip
Скачать
Наклонный русский шрифт a_BraggaTitul
Скачать
Галантерейный сдержанный шрифт a_Bremen
Скачать
Русский шрифт a_BremenCaps в стиле русских сказок
Скачать
Разновидность предыдущего шрифта a_BremenCapsNr
Скачать
Предыдущий шрифт, только с полоской внизу и наверху под названием a_BremenDcFr
Скачать
Спортивный русский шрифт a_CampusGrav
Скачать
Шрифт в полоску a_CampusMarine
Скачать
Кириллический спортивный шрифт a_CampusOtl
Скачать
Декоративный жирный шрифт a_CampusPrLy
Скачать
Тот же шрифт, только с тенью a_CampusPrsp
Скачать
Русский шрифт a_CampusStrip в полоску
Скачать
Рисованный кириллический шрифт a_ConceptoTit
Скачать
Нарисованный шрифт a_ConceptoTitulNrFy
Скачать
Русский шрифт a_DiscoSerif в кружочек
Скачать
Русский шрифт a_DiscoSerifDbl с двойным кругом во круг букв
Скачать
Наклонный русский шрифт a_Empirial без засечек
Скачать
Русский шрифт a_EmpirialCmDn с фоном
Скачать
Русский шрифт a_GildiaLnBk по типу Вестерн
Скачать
Очень жирный шрифт a_GlobusLnBk
Скачать
Наклонный жирный шрифт a_GlobusOblique
Скачать
Трафаретный жирный русский шрифт a_Groto
Скачать
Трафаретный русский шрифт a_GrotoGr с обводкой
Скачать
Декоративный рисованный шрифт a_LatinoTitulBr
Скачать
Русский техно шрифт a_LCDNova3DCmObl как на часах
Скачать
Русский шрифт a_LCDNovaObl как на электронных часах
Скачать
Кириллический шрифт a_MachinaOrtoDgStr с косыми полосками
Скачать
Русский шрифт без засечек a_MachinaOrtoSht с рисункой паутины
Скачать
Декоративный шрифт юез засечек a_MachinaOrtoSls
Скачать
Еще один шрифт a_ModernoDcFr в стиле древнего Рима
Скачать
Прикольный шрифт a_PlakatTitulHlStr
Скачать
Русский шрифт a_RombyGr, у которого буквы в ромбике с фоном
Скачать
Русский шрифт a_RombyOtl, у которого буквы в ромбике (без фона)
Скачать
Интересный русский декоративный шрифт a_RombyRndOtl
Скачать
Классический шрифт a_SeriferTitul с засечками
Скачать
Спорт шрифт a_Simpler2Otl с обводкой
Скачать
Креативный русский шрифт a_SimplerBrk
Скачать
Приятный прозрачный шрифт с обводкой a_SimplerClg
Скачать
Играющий русский шрифт a_SimplerFnt
Скачать
Еще один вид спорт шрифта a_SimplerGr
Скачать
Классный креативный русский шрифт a_StamperBrk
Скачать
Классический шрифт AleksandraC с элементами декора
Скачать
Трафаретный шрифт без засечек Archive
Скачать
Классический русский шрифт без засечек Arsenal
Скачать
Рукописный кириллический шрифт BadScript
Скачать
Жирный шрифт без засечек BananaBrick
Скачать
Рукописный русский шрифт BetinaScriptCTT
Скачать
Предыдущий шрифт, только пожирнее BetinaScriptExtraCTT
Скачать
Прикольный жирный шрифт Brava
Скачать
Русский шрифт без засечек Casper
Скачать
Стильный простой шрифт Comfortaa
Скачать
Тонкий русский шрифт Cony
Скачать
Русский кириллический шрифт Cuprum
Скачать
Жирный декоративный шрифт Dan
Скачать
Очень классный шрифт Days (напоминает жирный calibri)
Скачать
Классический шрифт без засечек Eurofurence
Скачать
Рукописный наклонный шрифт Flow
Скачать
Шрифт с тенью FuturisShadowC без засечек
Скачать
Приятный русский шрифт GardensC
Скачать
Кириллический шрифт с прямыми засечками HaginCapsMedium
Скачать
Простой жирынй шрифт Intro
Скачать
Русский шрифт Ivan
Скачать
Русский шрифт IzhitsaC из русских сказок
Скачать
Рукописный шрифт JakobCTT
Скачать
Русский рукописный шрифт Jikharev
Скачать
Кириллический шрифт Kaori с шумом
Скачать
Небрежно- отрисованный шрифт London
Скачать
Шрифт из русских сказок Megen
Скачать
Толстый шрифт с маленькими прямыми засечками Metro
Скачать
Очень толстый шрифт Mod
Скачать
Вытянутый русский шрифт Montblanc
Скачать
Приятный русский шрифт для заголовков Movavi
Скачать
Известный шрифт Neucha в русской раскладке
Скачать
Трафретный тезно шрифт New_Zelek
Скачать
Классный русский шрифт Pacifica
Скачать
Декоратвный шрифт PaladinPCRus в стиле заголовков из русских сказок
Скачать
Простой русский шрифт с небольшими засечками Philosopher
Скачать
Классический шрифт без засечек Play
Скачать
Русский шрифт PTSans
Скачать
Разновидно последнего шрифта PTSansCaption
Скачать
Небезызвестный шрифт PTSerif в кириллической раскладке
Скачать
Классический шифрт Scada
Скачать
Распространенный в Европе шрифт SegoeWP
Скачать
Русский шрифт, стилизованный под японские иероглифы SheruPro
Скачать
Декоративный старославянский шрифт Slavjanic
Скачать
Настоящий спортивный русский шрифт SportsWorld
Скачать
Стильынй кириллический шрифт Sreda
Скачать
Декоративный шрифт SS_Adec_initials
Скачать
Классный шрифт SS_Adec_main
Скачать
Разновидность прошлого шрифта под названием SS_Adec_text
Скачать
Рукописный декоративный шрифт TkachenkSketch
Скачать
Старорусский шрифт Torhok
Скачать
Классический рукописный шрифт UkrainianDecor
Скачать
Наклонный русский шрифт с прямыми засечками XeniaWesternC
Скачать
Простой рукописный шрифт Zapf-ChanceC
Скачать
Веселый мультяшный шрифт ITCBeeskneesCyrillic
Скачать
Сборка получилась большой, но я не стал разбивать на две статьи. Также вы можете тут скачать русские шрифты. А также все эти 120 шрифтов вы можете скачать одним архивом тут↓
Бесплатные русские шрифты для заголовков
Обновлено: 14.03.2022
Трудно найти шрифт для заголовка который передаст характер всего проекта? Да и еще будет бесплатным!? С надписями для футболок и другой продукции та же проблема? А о брендинге и фирменном стиле и говорить нечего? На помощь придет следующая подборка бесплатных русских шрифтов разных тематик! С ними ваш заголовок точно будет заметным, ярким, сочным!
Содержание
- Что вы найдете здесь!
- 1. Крупный Peace Sans
- 2. Прямой Neutral Face
- 3. Классический OKTA NEUE
- 4. Эклектичный Mac
- 5. Уютный Cyrillic free font
- 6. Геометричный Miratrix Font
- 7. Ужасающий Bony
- 8. Мифический Sweet Mavka Script
- 9. Рисованный MALER Font
- 10. Величественный Imperial One
- 11. Рукописный Kurochka lapkoi
- 12. Многослойный Vokiar
- 13. Тонкий Daray
- 14. Брутальный Clickuper
- 15. Узкий Crameten
- 16. Мобильный Inter Hewn
- 17. Старорусский Нижегородский
- 18. Декоративный шрифт Screpka
- 19. Состаренный Sanek
- 20. Рукописный Romochka
- 21. Мультяшный Fantazyor
- 22. Восточный Tangac
- 23. Круглый Borsok
- 24. Гранжевый Edirne
Что вы найдете здесь!
На сайте уже есть подборка креативных шрифтов как на русском, так и на английском языках. Сегодня новый выпуск. Собранные варианты отлично подходят для заголовков и надписей. Сайт, приложение, обложка журнала или диска, футболки и сумки, логотипы и фирменный стиль – везде они будут смотреться актуально и свежо!
Скачать шрифты вы можете на страницах авторов, ссылки на которые будут ниже. В подборке участвуют не только графичные и креативные образцы, но и строгие, гротескные.
Здесь мы собрали только те шрифты, которые действительно можно использовать в коммерческих целях и что, самое важное, скачать на страницах их авторов. На многих сайтах вы можете найти подобные подборки, но часто ссылки ведут на сайт Creative Market или другие источники, где бесплатно распространение шрифтов уже приостановлено, так как это временное мероприятие.
Добавьте данную статью в закладки, так как мы будем обновлять ее по мере поступления новых шрифтов! В нашей коллекции уже 20+ шрифтов и она будет пополняться!
Шрифт подходит для больших заголовков. Надпись на Peace Sans может быть использована как основа для крупной типографики.
Бесплатный шрифт с прямыми заглавными буквами. Имеет тонкое и жирное начертания. Подходит для заголовков, анансов, оформления журналов и полиграфии, надписей на одежде и сумках.
Русский алфавит выглядит следующим образом
Классический гротеск, который вполне может составить конкуренцию приевшимся Roboto и Helvetica. Прекрасно подходит для формирования шрифтовой пары. Может использоваться для заголовков, подзаголовков и основного текста в web-дизайне и полиграфии.
4. Эклектичный Mac
Бесплатный для коммерческого и персонального использования шрифт, вдохновленный украинской музыкой и звучанием народных мотивов. Это своего рода эксперимент для автора – Валентина Ткаченко.
Красивый шрифт с русскими и украинскими буквами. Создавался для оформления кулинарного блога. Отсюда его тематическая направленность – что-то уютное, домашнее, сочное. Может быть использован для создания логотипов, фирменного стиля. Для уточнения прав на использование в коммерческих целях, свяжитесь с автором.
Дизайном предусмотрены только заглавные буквы.
Брутальный, геометричный шрифт с латинскими и русскими буквами. Бесплатный для коммерческого и персонального использования. Отлично подходит для креативных надписей и крупной типографики в виде контурных букв.
7. Ужасающий Bony
Такого вы точно еще не видели. Очень необычный шрифт. Его заглавные буквы собраны из косточек. Бесплатный для коммерческого использования, отлично подойдет для темы Хэллоуина и ужастиков!
Можно использовать для надписей на футболках, печатной продукции и web-проектов. Уверена, он найдет своего дизайнера!
Еще один бесплатный для коммерческого использования шрифт, вдохновленный украинской мифологией. Автор называет его универсальным (с латинскими и русскими буквами) и предлагает использовать для дизайна упаковки, бренднига, продуктов домашнего обихода, обложек и много другого.
Очень красивый шрифт, выполненный в виде мазков кисти. Идеально подходит для заголовков, логотипов и крупной типографики!
Такой простой и такой необходимый шрифт. Отлично подойдет для заголовков и оформления контента в стиле ампир!
Обладает следующим характером:
- Величественный
- Гордый
- Премиальный
- Воинственный
Данный бесплатный (для личного и коммерческого использования) кириллический шрифт отлично подойдет для оформления заголовков детских книг, а так же материалов юмористического характера. Возможно, вы найдете для него другие темы для применения, поделитесь этим в комментариях.
Из названия шрифта понятно, что сделан он небрежно и буквы выглядят так, как-будто написаны «как курица лапой». В этом и есть его изюминка. Автор шрифта. Валерий Черевков.
12. Многослойный Vokiar
Сложный кириллический шрифт без засечек, который отлично подойдет для заголовков. Буквы собраны из нескольких слоев линий. Шрифт носит брутальный, технологичный характер. Может стать современной альтернативой теме конструктивизма. Так же в гарнитуру входит и латиница.
Автор — Maxim Raikov, распространяет шрифт бесплатно для коммерческого и личного использования. Скачать его можно на странице behance автора. (см. заголовок)
13. Тонкий Daray
Еще один кириллический и латинский шрифт от того же автора. Он доступен для бесплатного использования в коммерческих и личных целях. О чем Maxim Raikov пишет на своей странице-портфолио behance.
Для обоих языков разработаны как заглавные, так и прописные буквы. Шрифт без засечек. Буквы тонкие и вытянутые вверх. Подойдет для разных тематик.
Мультиязычный шрифт отлично подойдет для заголовков индустриальной и героической тем. Крупный, с зачистками, легко-читаемый. Распространяется бесплатно для коммерческого и персонального использования.
Еще один шрифт для заголовков от Denis Ignatov. Скачать бесплатно Crameten можно на странице автора на behance. Ссылка дана в заголовке к шрифту.
Этот шрифт можно назвать универсальным. Он подойдет для заголовков любой тематики. Надписи на сумках и упаковке, заголовки газет и книг. В гарнитуре присутствует только начертание для заглавных букв, но и этого достаточно для создания гармоничной пары. К тому же шрифт разработан не только для русского и английского языков, но и для Азербайджанского, Белорусского, Итальянского, Испанского и многих других.
Автор позиционирует данный шрифт, как вариант для оформления заголовков в мобильных приложениях и сайтах.
Основными преимуществами являются:
- Креативность и непохожесть за счет скошенных краев букв
- Высокое качество и читаемость, что немаловажно, например, на небольших экранах.
Шрифт распространяется бесплатно по лицензии Open Font Licence, то есть он бесплатный для любых целей. Спасибо автору.
Кстати, Inter Hewn отлично подойдет для крупной типографики при создании дизайна сайтов.
Бесплатный акцидентный шрифт от Alexander Shimanov, разработанный к 800-летию Нижнего Новгорода. Создавался специально для заголовков и акцентов. Имеет как строчные, так и заглавные буквы. Гарнитура включает латиницу и кирилицу.
В шрифт так же включены нумерация, пунктуация и лигатуры. Очень качественный шрифт. Рекомендую к использованию.
18. Декоративный шрифт Screpka
Очень интересный акцидентный шрифт от Юрия Кулевича. Это его первый опыт, но тем не менее очень удачный. В гарнитуру входят латиница и кириллица, специальные символы.
Шрифт отлично подходит для оформления заголовков и креативной типографики. Распространяется бесплатно для любых целей.
19. Состаренный Sanek
Бесплатный шрифт Sanek подойдет для заголовков в проектах ретро-тематики, винтаж и гранж. Буквы выглядят потертыми, состаренными, но смотрятся четко и качественно. Текст читается хорошо, поэтому кладите в свою копилку данный вариант, не задумываясь.
Шрифт распространяется бесплатно для коммерческих и личных целей. Скачать Sanek можно на странице автора на Behance — ссылка в заголовке к шрифту.
Шрифт также подойдет для оформления вывесок и витрин.
Шрифт бесплатно разработан командой TypeType и доступен для коммерческого использования. Он больше поход на рукописный вариант печатных букв.
Подойдет для заголовков юмористической, детской, ретро тематик.
Декоративный шрифт с веселыми буквами и цифрами подойдет для детской, мультяшной тематик, а так же дизайна упаковок. Гарнитура включает латиницу и кириллицу.
22. Восточный Tangac
Уверена, вывески оформленные с помощью данного шрифта вы уже встречали в своем городе. Пример, подготовленный автором говорит сам за себя.
Шрифт распространяется бесплатно для личного и коммерческого использования.
Шрифт подготовлен тем же автором, что и в предыдущем пункте. Воздушные округлые буквы придают легкое настроение тексту. Подходящие тематики — детская, юмористическая, экологичная и другие. В дизайне упаковки также может пользоваться популярностью.
Скачать шрифт Borsok можно на странице Behance разработчика.
24. Гранжевый Edirne
Бесплатный для личного и коммерческого использования шрифт содержит буквы в стиле гранж. Подойдет для дизайна заголовков книг, афиш, футболок, комиксов. В нем предусмотрены только заглавные буквы кириллицы и латиницы.
Скачивайте представленные шрифты, используйте их в своих проектах! Добавляйте страницу в закладки, так как она будет пополняться новыми интересными экземплярами!
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» по e-mail или социальных сетях и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных бесплатных ресурсов! |
Unicode и кириллица: копирование/вставка и другие проблемы
Unicode и кириллица: копирование/вставка и другие проблемы
Эта страница является главой 2 раздела «Юникод и кириллица: проблемы и решения» моего сайта.
Юникод и кириллица: копирование/вставка и другие проблемы
Проблема: Нечитаемая кириллица или только вопросительные знаки (????)
при работе с MS Word 97 и новее или другие программы на основе Unicode
(Internet Explorer, Outlook Express, MS Outlook, Netscape 7/Mozilla и т. д.):
Примечание по терминологии.
Большинство из этих проблем не существует в среде «Русской Windows».
Когда я ниже пишу «русская версия Windows»,
я вообще не имею в виду только эту специальную, локализованную версию
где слово «Старт» на русском языке.
Я имею в виду любую установку Windows (даже с англ.0026 интерфейс )
где системная кодовая страница (локаль системы по умолчанию)
русский (кодовая страница «кириллица» 1251).
(проблема с кодовой страницей системы подробно описана в разделе «Полная русификация»
раздел моего сайта)
Итак, чтобы избежать этого длинного описания — «. ..когда системная кодовая страница…» —
Я называю такую установку Windows русской Windows.
Причина появления этих новых проблем в современном ПО
(например, Word 97/2000, Internet Explorer и т. д.) заключается в том, что
современные приложения используют новый тип кодирования данных — Unicode.
Многие приложения Windows по-прежнему не поддерживают Unicode и используют
устаревшие кодировки , такие как
«Западноевропейская, кодовая страница 1252» или «кириллица, кодовая страница 1251».
Примеры программ , не поддерживающих Unicode , в которых можно набирать кириллический текст:
- Окна ввода текста Netscape ver. 3 и 4, например, окно подготовки электронной почты
(Окно композиции) - UltraEdit Яна Д. Мида, который я использую
все время для подготовки моих веб-страниц и другой работы, связанной с текстом и программированием.
Для работы с русским мне достаточно — через View/SetFont — выбрать скажем
«Курьер Новый», Скрипт=»Кириллица» есть.
Большинство сторонних текстовых редакторов (работающих с файлами .TXT)
являются программами, не поддерживающими Unicode. - Macromedia Dreamweaver — окно ввода текста
(сам не видел, но читал, что программное обеспечение Macromedia также не поддерживает Unicode)
Если вы хотите переместить кириллические тексты (выполните Копировать и Вставить)
между Word 97 (или другой программой на основе Unicode) и некоторыми
программа, не поддерживающая Unicode , или хотите работать с обычным текстовым файлом (.TXT)
вместе с Word 97/2000 могут возникнуть некоторые проблемы:
работая одновременно с обоими типами кириллических текстов —
тексты, которые используют Unicode и те, которые не используют Unicode —
часто приводит (под нерусской виндой) к нечитаемым, тарабарским текстам
или просто набор вопросительных знаков вместо кириллических букв.
Ниже вы найдете решений для этих проблем.
Примечание.
Я предполагаю, что вы уже знаете, как включить кириллицу шрифтов и кириллицу
клавиатуры инструментов в вашей Windows.
Если это не так, то сделайте это до , читая далее здесь.
Чтобы включить кириллические шрифты и клавиатуру, прочитайте «Кириллица в Windows»
раздел моего сайта.
- Копирование/вставка между Unicode и программами, не поддерживающими Unicode:
- Программа Unicode —> программа, не поддерживающая Unicode
Из программы Unicode (например, Word 97 и новее, Internet Explorer,
Outlook Express, MS Outlook 2000, Netscape 7/Mozilla)
на не-Unicode (например, Netscape 4.79, UltraEdit, Dreamweaver) —
знака вопроса (???) вместо кириллицы в окне программы, не поддерживающей Юникод - программа, не поддерживающая Unicode —> программа Unicode
Из программы, не поддерживающей Unicode (например, Netscape 4. 79 или UltraEdit)
в Unicode one (например, Word 97 и новее,
Internet Explorer, Outlook Express, MS Outlook, Netscape 7/Mozilla) —
нечитаемый (тарабарщина) текст вместо кириллицы в окне программы Unicode
- Программа Unicode —> программа, не поддерживающая Unicode
- Специально для MS Word 97 и новее: файл простого кириллического текста (.TXT) —
- чтение такого файла: нечитаемый (тарабарщина) текст вместо кириллицы
- сохранение кириллического документа в формате .TXT: вопросительные знаки вместо кириллицы
Копировать/Вставить:
Программа Unicode —> программа, не поддерживающая Unicode
Попытка скопировать некоторый кириллический текст из программы Unicode
(например, Word 97 и новее, Internet Explorer, Outlook Express, MS Outlook 2000, Netscape 7/Mozilla)
на не-Unicode (например, Netscape 4.79, UltraEdit, Dreamweaver)
и видим всего вопросительных знака (???) вместо кириллицы в результате.
Обычно это происходит под нерусскоязычной версией Windows (то есть там, где System Code Page
, а не «Кириллица, CP-1251»).
Преобразование из текста Unicode в текст, отличный от Unicode, обычно основано на системной кодовой странице,
и, следовательно, при «западной» установке Windows (где системная кодовая страница
«Западноевропейская, СР-1252») бывает следующее:
- Unicode содержит буквы кириллицы, а «западная» кодовая страница (кодировка)
не содержит ни одного. - Следовательно, для каждой буквы кириллицы результатом такого преобразования является
вопросительный знак (‘?’)
который является обозначенным символом, означающим
«символ не найден в целевой кодовой странице».
Кстати, это настоящий, обычный вопросительный знак и ничего более, т.е. больше никаких кириллических букв
в этом тексте со знаками вопроса.
Решение: использовать промежуточное окно — программу, понимающую Юникод
а также позволяет указать, что вы имеете дело с «кириллицей», а не «западной» кодировкой.
Я предлагаю использовать одну из следующих программ такого типа
(нажмите на соответствующую ссылку ниже, чтобы прочитать инструкцию) :
- Netscape 4.7x в качестве промежуточного окна
Только если у вас Netscape уже (кстати, более ранние версии 4.x тоже подходят) .
Потому что, если у вас не установлен Netscape 4, вам лучше использовать другую программу, которую я предлагаю — UniPad — это гораздо «более легкая» программа, являющаяся просто текстовым редактором. - Текстовый редактор Unicode UniPad как промежуточное окно
Netscape 4.7x как промежуточное окно
для копирования/вставки
Netscape 4 может помочь решить проблему при копировании/вставке из программы Unicode.
(например, Internet Explorer или Word 97/2000) в программу, не поддерживающую Юникод.
(например, обычный текстовый редактор или Dreamweaver):
Netscape Communicator 4. имеет встроенный редактор HTML — Composer ,
это хорошо для этого — он понимает Unicode, а также
уточним, что мы имеем дело с кириллическим текстом, а не с «западным»:
- Позвоните в Netscape
- Открыть окно Composer через меню — Communicator/Composer
- Переключиться на кириллицу(Windows) кодировку:
- в Netscape 4.x: Вид/Набор символов/Кириллица (Windows-1251)
- в Netscape 4. 0 x: Вид/Кодировка/Кириллица (Windows-1251)
Теперь вы можете использовать это окно как промежуточное :
- Сначала скопируйте текст из вашей программы Unicode в Netscape Composer
(где текущая кодировка — кириллица(Windows)!) - Выберите текст, который был скопирован в Composer (например, с помощью Ctrl/A или Edit/SelectAll)
и скопируйте его сейчас в нужную программу, не поддерживающую Юникод.
Это создаст обычный кириллический текст, а не вопросительные знаки, потому что
система теперь «знает», что текст был в «кириллице» и кодировке , а не
в кодировке системной кодовой страницы («западная»)
Назад к оглавлению
Текстовый редактор Unicode UniPad как
промежуточное окно
для копирования/вставки
Унипад
(бесплатное ПО для личного использования)
может помочь решить проблему при копировании/вставке из программы Unicode
(например, Internet Explorer или MS Word 97/2000) в программу, не поддерживающую Unicode.
(например, текстовый редактор или Dreamweaver):
- Загрузите и установите редактор UniPad. Вот «Домашняя страница UniPad»
- Откройте UniPad и выполните в нем File/New, чтобы появилось новое окно документа
Теперь вы можете использовать это окно как промежуточное :
Назад к оглавлению
Копировать/Вставить:
программа, не поддерживающая Unicode —> программа Unicode
Попытка скопировать кириллический текст из программы, не поддерживающей Юникод
(например, Netscape 4.79, UltraEdit или Macromedia Dreamweaver)
в программу Unicode
(например, Word 97 и новее, Internet Explorer,
Outlook Express, MS Outlook 2000, Netscape 7/Mozilla)
и в результате вместо кириллицы видим просто нечитаемый (тарабарский) текст.
Обычно это происходит под нерусскоязычной версией Windows (то есть там, где System Code Page
, а не «Кириллица, CP-1251»).
Программа Unicode не знает, что входящий текст является кириллическим и использует системный
кодовая страница по умолчанию во время преобразования текста, отличного от Unicode, в текст Unicode.
Например, при «западной» установке Windows входящие байты рассматриваются как последовательность
байтов «западной» кодировки и выполняет преобразование
«Западноевропейская, CP-1252» —> Юникод
Например:
Маленькая кириллица ‘d’, содержащаяся в этом исходном тексте, отличном от Unicode, имеет байтовое значение 228.
в кодовой странице «Кириллица, CP-1251». Но эта программа Unicode предполагает, что входящие данные
относятся к «западной» кодировке! В кодовой странице «Western, CP-1252» значение 228 является немецким.
a-умляут, поэтому происходит следующее преобразование:
не входящий в Юникод немецкий а-умлаут —> Unicode немецкий а-умляут
и вы увидите немецкий a-umlaut в этой программе Unicode вместо русской ‘d’
после того, как вы вставите туда текст.
Возможны 2 решения этой ситуации. Некоторые программы, не поддерживающие Unicode, позволяют использовать
очень простое Решение 1, так что сначала попробуйте его, но если оно не сработает, то
используйте Решение 2.
Примечание. Word 2000/XP имеет собственное решение для текста, скопированного в окно Word —
см. « Макрос MS Eefonts для Word 2000/XP » ниже.
Решение 1
Используйте следующий подход при копировании текста из программы, отличной от Unicode.
(например, Netscape 4.79, UltraEdit или Dreamweaver и т. д.) в буфер обмена Windows:
- Выберите текст, который хотите скопировать
- До вы выбираете Edit/Copy в меню этой программы (или нажимаете Ctrl/C),
вам нужно переключить клавиатуру в нужный кириллический режим, скажем, «Русский», если
это русский текст.
(Активация русской клавиатуры описана в
Раздел «Русская клавиатура: стандартная и фонетическая» моего сайта) - Теперь, имея «RU» на индикаторе языка клавиатуры на панели задач, выполните «Редактировать/Копировать».
Это как бы «сообщает» системе, что вы пытаетесь выполнить копирование/вставку с
Кириллический текст, а не «западный» - При вставке текста в программу Unicode сейчас (например, в Word 97/2000 или
Internet Explorer),
вы должны увидеть нормальную кириллицу — преобразование из не-юникода в юникод
правильно предполагает, что входящий текст принадлежит кодовой странице «Кириллица, CP-1251».
Это Решение 1 (переключение клавиатуры в режим кириллицы перед копированием) может , а не работать для всех без исключения
программа, не поддерживающая Юникод.
В таком случае:
- , если программа Unicode, в которую вы пытаетесь скопировать кириллический текст, равна Word 2000/XP
затем используйте макрос MS Eefonts для Word 2000/XP - , в противном случае используйте универсальное решение 2
Microsoft предлагает бесплатный макрос, решающий проблему нечитаемого текста, скопированного из
какую-нибудь программу, не поддерживающую Юникод, в документ Word 2000/XP.
Тот же макрос помогает сделать читаемым старый кириллический .doc, созданный в прошлом с не-Юникодом
Слово 6 например.
Перейдите на страницу Microsoft (статья базы знаний Q260162)
«Неправильные символы появляются при открытии документа в более ранней восточноевропейской версии Word».
Найдите там ссылку для загрузки Eefonts.exe .
Скачайте и установите его. Теперь в Word 2000/XP у вас будет новых .
опция в меню Инструменты:
Инструменты / Исправить неверный текст
Когда вы копируете часть кириллицы из программы, не поддерживающей Unicode, в Word 2000/XP,
сначала вы увидите какой-то тарабарский текст (как объяснялось выше).
Вам нужно выделить этот текст и
- Инструменты / Исправить неверный текст
- Выберите «Русский» в списке (если текст, который вы копируете, русский) .
Теперь у вас будет читаемая кириллица!
для не-Unicode —> случай копирования Unicode
Универсальное решение для успешного копирования кириллического текста из программы, не поддерживающей Юникод
(Netscape 4.79, Dreamweaver, обычный текстовый редактор и т. д.) на Unicode.
(Internet Explorer, Outlook и т. д.) выглядит следующим образом:
Используйте промежуточное окно, например программу, которая понимает Unicode.
а также позволяет указать, что вы имеете дело с «кириллицей», а не «западной» кодировкой.
Я предлагаю использовать бесплатный редактор (для личного пользования) .
UniPad как такая промежуточная программа:
- Загрузите и установите редактор UniPad:
«Домашняя страница UniPad» - откройте UniPad и выполните File/New, чтобы появилось новое окно документа
Теперь вы можете использовать это окно UniPad при копировании кириллицы из
программа, не поддерживающая Юникод (например, Netscape 4. 79, Dreamweaver или UltraEdit)
в какую-нибудь программу Unicode
(МС Word 97/2000, Internet Explorer, Outlook Express и т. д.):
- В программе, отличной от Unicode, выделите и скопируйте текст, содержащий буквы кириллицы, в
Буфер обмена Windows (Редактировать/Копировать в меню вашей программы или Ctrl/C) - Перейдите на UniPad и выполните Редактировать / Вставить как
В списке выберите нужную кодировку —
«Windows CP-1251 (Кириллица)» и нажмите Ok.Теперь вы должны увидеть нормальный кириллический текст в этом окне UniPad.
Это было преобразование текста, отличного от Unicode, в текст Unicode (UniPad — редактор Unicode).
где вместо использования системной кодовой страницы (скажем, «западной») в качестве исходной кодировки
мы явно указали, что исходная кодировка «кириллица»! - Теперь можно смело выделять и копировать текст из этого окна UniPad (которое уже
текст Unicode сейчас) в любую программу на основе Unicode —
в результате вы увидите обычную кириллицу
Назад к оглавлению
Кириллица в MS Word 97 и новее:
работа с файлами . TXT
- открытие такого файла в Word: нечитаемый (тарабарщина) текст вместо кириллицы
- сохранение кириллического документа в формате .TXT: вопросительные знаки вместо кириллицы
Вышеописанное происходит под нерусской виндой, т.е. когда системная кодовая страница вместо
«Кириллица, СР-1251».
Файлы с обычным текстом (.TXT) содержат текст, отличный от Unicode, поэтому, когда Word 97/2000 на основе Unicode
имеет дело с такими файлами, он выполняет преобразование между текстом Unicode и текстом, отличным от Unicode.
По умолчанию это преобразование использует системную кодовую страницу, и поэтому мы видим выше
проблемы, если системная кодовая страница скажем «Western, CP-1252», а не «кириллица».
Решение состоит в том, чтобы указать, что содержимое простого текстового файла (.TXT)
принадлежит «кириллице», а не системной кодовой странице.
В MS Word 2000 и более поздних версиях это указывается по-своему, а в Word 97
требует использования промежуточной программы.
Вот решения для двух случаев, когда используются кириллические файлы в формате обычного текста (.TXT):
- Открытие кириллического текстового файла (.TXT) в MS Word 97+
- Сохранение кириллического текста Word 97 и более поздних версий в виде обычного текстового файла (.TXT)
Предположим, что у вас есть простой текстовый (.TXT) файл на русском языке, который содержит
текст в кодировке «Кириллица СР-1251»
(он же «Кириллица (Windows)» или «Windows-1251»).
Word 2000 (и более новые версии) позволяет указать, что этот файл действительно кириллический.
один, в то время как Word 97 требует более сложного подхода.
MS Word 2000 и новее
MS Word 97
Есть несколько возможных решений для загрузки кириллического файла .TXT в Word 97,
давайте посмотрим на два из них:
Метод на основе Netscape для загрузки кириллицы . TXT в Word 97
В Netscape выполните File/Open, выберите «Текст (.TXT)» в качестве «Типа файлов».
Ваш кириллический .txt открывается в Netscape. Изменить кодировку на кириллицу (Windows-1251):
- в Netscape 6 — Вид/Кодировка символов/Кириллица (Windows-1251)
- в Netscape 4.5+ — Вид/Набор символов/Кириллица (Windows-1251)
- в Netscape 4. 0 x: Вид/Кодировка/Кириллица (Windows-1251)
Теперь вы должны увидеть обычный кириллический текст и можете безопасно скопировать его в Word 97.
Обычный текст не — Метод загрузки кириллического файла .TXT в редакторе Unicode в Word 97.
Вместо того, чтобы открывать файл с кириллическим текстом (.TXT) непосредственно в Word 97,
вам нужно открыть его в любом текстовом редакторе , отличном от Unicode , а затем использовать Copy/Paste
методы этой страницы, чтобы поместить этот текст в Word 97.
Я использую условно-бесплатный текстовый редактор UltraEdit,
так что вы можете скачать его или использовать свой любимый текстовый редактор, который работает с кириллицей.
Давайте использовать UltraEdit в качестве примера:
- В меню UltraEdit заходим в View/Set Font и там:
- выберите «Новый курьер».
- в списке Script внизу справа выбрать «Кириллица»
- Do File / Open для загрузки кириллического файла .TXT в UltraEdit. Вы должны видеть нормально
Кириллический текст. - Чтобы скопировать текст из UltraEdit, не поддерживающего Юникод, в Word 97, основанный на Юникоде
используйте метод, описанный выше на этой странице:
Техника копирования/вставки, не поддерживающая Unicode —> Unicode
Назад к списку проблем, связанных с двумя файлами .TXT
Назад к оглавлению
Предположим, вы хотите сохранить документ, открытый в MS Word,
в виде обычного текстового (. TXT) файла на русском языке.
Word 2000 (и более новые версии) позволяет указать, что этот файл действительно кириллический.
один, в то время как Word 97 требует более сложного подхода.
MS Word 2000 и новее
- Файл / Сохранить как , введите имя этого нового файла, а затем в поле «Сохранить как тип» выберите
«Закодированный текст (.txt)»
(в Word 2003 выберите «Обычный текст (*.txt))». - Word представляет вам другое окно — «Преобразование файлов», где
он просит вас указать кодировку этого текста: - Нажмите «Другая кодировка»
- В списке выбрать «Кириллица(Windows)»
- Нажмите «ОК»
Этот недавно созданный текстовый файл содержит обычный кириллический текст Windows-1251, а не
вопросительные знаки 🙂
MS Word 97
Итак, у вас есть кириллический текст в открытом окне MS Word 97, и вы хотите сохранить его как
обычный текстовый файл.
Вместо того, чтобы создавать этот кириллический текстовый файл (.TXT) с помощью Word 97,
вам нужно скопировать текст в любой текстовый редактор , не поддерживающий Unicode , а затем
сделать Сохранить как там.
Я использую условно-бесплатный текстовый редактор UltraEdit,
так что вы можете скачать его или использовать свой любимый текстовый редактор, который работает с кириллицей.
Давайте использовать UltraEdit в качестве примера:
- В меню UltraEdit заходим в View/Set Font и там:
- выберите «Новый курьер».
- в списке Script внизу справа выбрать «Кириллица»
- Чтобы скопировать текст из Word 97 на основе Unicode
для не-Unicode UltraEdit, вам нужно
используйте метод, описанный выше на этой странице:
Техника копирования/вставки Unicode —>non-Unicode - Теперь в UltraEdit, когда вы видите обычный кириллический текст, скопированный из MS Word 97,
вы можете создать этот простой текстовый (. txt) файл — через
Файл / Сохранить как меню UltraEdit.
Назад к списку проблем, связанных с двумя файлами .TXT
Назад к оглавлению
Шрифт как объект авторского права в России и США
Шрифт как объект авторского права в России и США 5, 2015
За последние сто лет мир вокруг нас сильно изменился. Скорость и масштаб изменений поражают. Начиная с открытия космического пространства и заканчивая интернет-технологиями и робототехникой, новые объекты изучения и новые сферы деятельности появляются со скоростью, нарастающей в геометрической прогрессии. Все эти инновации так или иначе связаны с интеллектуальной деятельностью человека. В последнее время в связи с подъёмом и усложнением общественных отношений появилось много объектов интеллектуальной собственности, которые существовали ранее или не считались таковыми.
Стандарты, регулирующие интеллектуальную собственность, возникли и существуют для достижения баланса интересов между правообладателями и обществом. С одной стороны, интеллектуальный труд автора должен поощряться, иначе не будет достаточного стимула для культурного и экономического развития. С другой стороны, сообщество рано или поздно должно получить доступ к объектам культурной ценности и произведениям искусства. Кроме того, скорость развития отрасли часто зависит от доступности работ для других авторов (что хорошо видно на примере открытых лицензий на программное обеспечение), что позволяет новым авторам улучшать работы, ранее созданные другими. Если рассматривать этот вопрос в рамках экономического анализа права, то можно сказать, что тот или иной вид деятельности становится объектом авторского права, когда государству экономически невыгодно оставлять такой объект вне правового поля.
С развитием Интернета и компьютерных технологий шрифты стали именно таким предметом (существует множество концепций шрифтов и гарнитур, используемых в разные эпохи в разных ситуациях. Для целей данной статьи под шрифтом понимается набор символов, созданный художником, который представляет буквы языка, как компьютерный файл, содержащий шрифт, и/или как набор металлических шрифтов, используемых в типографской печати. Если иное не указано или не требуется контекстом, шрифт должен понимать как набор символов, созданных художником, которые представляют собой буквы языка). Однако так было не всегда. С момента изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом в 15 веке и до изобретения пишущей машинки в начале 19 века.го века процесс создания шрифтов был очень трудоемким и дорогим. Что еще более важно, копирование шрифта отнимало столько же времени и денег, сколько и его создание.
Как отмечает Блейк Фрай в своей статье «Почему гарнитуры шрифтов распространяются без защиты авторских прав», создание единого шрифта одного стиля и веса в семействе шрифтов (например, Times New Roman 14 в семействе шрифтов Times New Roman) потребовало бы перфорации. , имевший уникальный набор навыков (наполовину металлург, наполовину скульптор, наполовину кузнец), 800 часов работы на полную ставку. Акцент здесь был сделан не столько на дизайн шрифта и художественную работу, сколько на уникальные навыки специалиста, а также деньги, затраченные на создание шрифта. Копировать шрифт вообще было экономически нецелесообразно, потому что это потребовало бы затрат такого же количества ресурсов и привлечения такого же уникального специалиста. Соответственно, правительства совершенно не были заинтересованы в предоставлении правовой охраны шрифтам. Не появился такой интерес и с изобретением пишущей машинки, поскольку процесс копирования был еще слишком дорог. Однако информационные технологии полностью изменили индустрию шрифтов. Теперь создание шрифта требует уникальных творческих способностей, а не практических навыков и большого количества времени. Если раньше шрифты создавались в основном крупными корпорациями, располагавшими достаточными ресурсами, то теперь шрифты может разрабатывать практически любой пользователь компьютерных программ, предназначенных для этой цели (например, Font Creator, FontForge). Такие цифровые шрифты могут быть скопированы неограниченным количеством людей из-за их полной доступности и простоты копирования. Кроме того, теперь можно незаконно использовать шрифт анонимно. Если раньше рынок купели был узким (все участники рынка знали друг друга), то в случае нарушения можно было обратиться к негосударственным регуляторам рынка (например, прекратить сотрудничество с таким участником, распространить информацию о нарушении, тем самым порча его репутации), теперь анонимное использование делает невозможным обращение к механизмам внеправового регулирования.
Стоит отметить, что шрифты в настоящее время приобретают все большую и большую независимую ценность. Шрифты используются в рекламе, веб-дизайне, книгах, журналах, городской навигации и многих других отраслях. Например, в контексте рекламы важно подобрать подходящий шрифт, соответствующий своему назначению (яркий, но не резкий цвет), способный создать необходимые эмоции и вызвать у потребителя соответствующие ассоциации (реклама для духи и, например, цирковые представления требуют совсем других шрифтов). Различные шрифты подбираются для создания интерфейса сайта и создания самого веб-продукта. Например, всем известен текст в логотипах Яндекса и Google. Эти поисковые системы привлекают внимание и стали популярными отчасти благодаря шрифтам, используемым в их логотипах. Создатель шрифта для Яндекса, например, дает следующее описание фирменного шрифта: «Фирменный шрифт Яндекса — узкий, гротескный, отличается открытой формой знаков и малым радиусом округлых форм. Динамическое распределение толщины в знаках круглого шрифта прекрасно сочетается со статичностью знаков прямого шрифта <…> Набор хорошо подходит для логотипов услуг, слоганов и пояснительных текстов» (А. Лебедев. Фирменный шрифт Яндекса). Вышеизложенное свидетельствует о том, что каждый шрифт имеет свои особые элементы, разработан и предназначен для использования в определенных ситуациях и что пригодность разрабатываемого шрифта зависит от творческих способностей его дизайнера.
Государственные и муниципальные органы уделяют особое внимание городской навигации и метрополитену и разрабатывают единые стандарты оформления пояснительных текстов, где особое значение имеет используемый шрифт. Даже обычные пользователи не ограничиваются стандартным набором шрифтов, предоставляемым операционными системами, ведь сфера творческой деятельности любого пользователя Интернета безгранична. Все это поддерживает идею о том, что шрифт как произведение искусства следует рассматривать как самостоятельный объект авторского права.
В большинстве стран мира, в том числе и в России, шрифты находятся под правовой охраной как произведение авторского права. Например, в 1981 году правительство Германии признало, что шрифты могут быть защищены законами и правилами об авторском праве; английское правительство сделало то же самое в 1989 году (Эрик Шульц. Закон о шрифтах и гарнитурах). На международном уровне шрифты регулируются Венским соглашением об охране шрифтов и их международном депонировании, принятым 12 июня 1973 г. (Венское соглашение об охране шрифтов и их международном депонировании). К сожалению, Соглашение не вступило в силу, так как его признала и ратифицировала только одна страна. Большинство штатов не считают шрифты объектом авторского права напрямую, а не исключают их из общего неполного списка. Соединенные Штаты Америки занимают отдельную позицию в отношении охраняемых авторским правом шрифтов, как заключило Бюро регистрации авторских прав США в 1976, что образцы шрифтов не должны рассматриваться как объекты авторского права (Жаклин Д. Липтон. На © или не на ©? Авторское право и инновации в индустрии цифровых шрифтов). Это решение было дополнительно подкреплено судебной практикой (Eltra Corp. vs Ringer, 579 F.2d 294 (4th Cir. 1978). Такая ситуация вызывает недоумение у специалистов по шрифтовому дизайну, а также у представителей юридической профессии. Конечно, это не означает, что шрифты в США вообще не охраняются законом. Таким образом, компьютерная программа, которая позволяет пользователям отображать и воспроизводить шрифт на экране, считается произведением, защищенным авторским правом. Это было принято Бюро авторских прав в 1992 и закреплено в решении по делу Adobe Systems, Inc. против Southern Software, Inc., вынесенном 30 января 1998 г., на которое ссылается Жаклин Д. Липтон в своей работе по защите шрифтов. © или не ©? Авторское право и инновации в индустрии цифровых шрифтов). Суд вынес решение в пользу истца, создав тем самым прецедент защиты воспроизведения шрифта с помощью компьютерной программы. Однако совершенно очевидно, что такое средство защиты недостаточно эффективно. Общеизвестно, что законом об авторском праве охраняется описание программы, а не идея, стоящая за ней. То есть, изменив описание, можно добиться сопоставимого результата: такого же или похожего шрифта. Кроме того, не всегда требуется компьютерная программа для использования шрифта (например, если шрифт используется на нарисованном от руки рекламном плакате), можно скопировать сам шрифт, не затрагивая программу. Учитывая изложенное, вопрос предоставления правовой охраны шрифтам в США остается открытым. Так почему же одна из самых прогрессивных правовых систем остается столь консервативной в этой области? Удивительно для системы прецедентного права, именно законодательство США устанавливает такое ограничение. Закон США об авторском праве от 1976 предусматривает, что произведения, защищенные авторским правом, должны также включать изобразительные, графические и скульптурные произведения: «двухмерные и трехмерные произведения изобразительного, графического и скульптурного искусства… К таким произведениям относятся произведения художественного мастерства в отношении их формы, но не их механического или затрагиваются утилитарные аспекты; дизайн полезного предмета, как он определен в этом разделе, должен считаться изобразительным, графическим или скульптурным произведением только в том случае и только в той мере, в какой такой дизайн включает изобразительные, графические или скульптурные элементы, которые могут быть идентифицированы отдельно от , и способны существовать независимо от утилитарных аспектов статьи». (Закон США об авторском праве).
Любой шрифт будет полезен и утилитарен, так как это в первую очередь набор символов, используемый для общения. Если он не выполняет свое назначение, он перестает быть шрифтом. Однако такой набор символов может иметь оригинальные характеристики помимо формы букв, такие как толщина, яркость, насыщенность, межбуквенный интервал, размер; он может быть округлым, цветочным, прямым или графическим. Но все вышеперечисленное не может существовать отдельно от формы символов шрифта. В какой-то момент Бюро регистрации авторских прав США установило, что художественные элементы полезного и практически утилитарного предмета охраняются авторским правом только в том случае, если такие элементы могут быть физически отделены от самого предмета (Жаклин Д. Липтон. На © или не на ©? Авторское право и Инновации в индустрии цифровых шрифтов). Вот почему шрифты в США не защищены законом об авторском праве. Главный аргумент законодателя и правоохранительных органов в данном случае — якобы сложность и дороговизна использования пользователями в случае признания шрифтов объектами авторского права. Это справедливо, поскольку в таком случае обычный пользователь, интересующийся только утилитарной стороной шрифта, а не его художественной составляющей, нарушил бы исключительные права. Но есть и некоторые контраргументы. В настоящее время существует множество открытых шрифтов, распространяемых свободно и бесплатно, и все они предоставляют широкий выбор для нужд пользователя. Если конкретному пользователю этого недостаточно, то его интересует не утилитарная сторона, а художественная составляющая. Именно такими пользователями являются создатели шрифтов, рекламные и дизайнерские агентства (короче говоря, предприниматели, использующие шрифты в коммерческих целях). Это может квалифицироваться как использование шрифта в качестве объекта авторского права. Кроме того, в Соединенных Штатах действует доктрина «добросовестного использования», которая также может использоваться пользователями для использования шрифтов в некоммерческих целях, если список типов добросовестного использования, указанный в статье 107 Закона США об авторском праве, будет расширен. или должна быть установлена соответствующая прецедентная практика.
Таким образом, на данный момент шрифты в США как таковые юридически не охраняются в связи с тем, что утилитарные характеристики шрифта физически неотделимы от его художественных элементов. Объектом авторского права признается только программа для ЭВМ, отображающая шрифт на экране компьютера.
Обратимся теперь к российскому опыту правового регулирования шрифтовой отрасли. В Гражданском кодексе Российской Федерации прямо не указано, что шрифты охраняются законом. Однако статья 1259ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень объектов авторского права, который позволяет включать в него шрифты, если они носят объективную форму, творческий характер и не выражают идей, понятий, принципов, методов, процессов, системы, методики, а если они не являются решениями технических, организационных и иных задач, или языками программирования (ч. 4 ГК РФ. ст. 1259(5)). Кроме того, к объектам авторского права, перечисленным в статье 1259 Гражданского кодекса, относятся произведения графики и дизайна, в число которых могут входить и шрифты. Как Р.Н. Юрьев справедливо отмечает: «Безусловно, шрифт есть графическое произведение, как по отношению к отдельному шрифтовому знаку, так и по отношению к набору шрифтовых знаков вообще. Поскольку в законодательстве не дается разъяснения понятия «дизайн», его языковое значение еще не установлено и под словом «дизайн» может пониматься как расстановка мебели в помещении, так и внешний вид чего-либо, шрифт может также признаваться «произведением дизайна…» (Юрьев Р.Н. Шрифт как объект авторского права). Таким образом, российское законодательство никоим образом не ограничивает охрану шрифтов законами и подзаконными актами об авторском праве.
Не менее важно изучить соответствующее внутреннее прецедентное право. В настоящее время существует немало решений о признании шрифтов авторскими произведениями. Важнейшим органом в части предоставления охраны шрифту как отдельному объекту авторского права является Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 (по делу № А40–20099/2014). При этом научно-исследовательская компания ООО «ПараТайп» обратилась в суд с иском к ответчику о запрете использования последним шрифта Родченко, в том числе при издании книг, распространении экземпляров книг-нарушителей, а также о взыскании компенсация за нарушение исключительных прав на произведение. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, запретив использование шрифта и распространение книг-нарушителей, а также присудил частичную компенсацию. Апелляционный суд оставил решение в силе. Суды высшей инстанции, в том числе Суд по интеллектуальным правам (далее именуемый «СИП»), также поддержали это решение. Особый интерес представляет обоснование постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций. IPC не рассматривал вопрос о защищенности шрифта авторским правом как объект авторского права, а сослался только на положения закона, в которых перечислены объекты авторского права, и по умолчанию рассматривал шрифт как объект авторского права. Большой интерес представляет решение суда апелляционной инстанции.
«В апреле 2002 года Т.И. Сафаев, выступая в качестве работника по вышеуказанному трудовому договору, разработал и передал истцу (его работодателю) купель под названием Родченко. Таким образом, вышеуказанный шрифт представляет собой набор стилистически единых изображений всех знаков латинского и кириллического алфавитов (в нескольких вариантах). Процесс создания шрифта требовал индивидуальной мыслительной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде знаков и других символов; это оригинальная работа ее автора, Т.И. Сафаева, и является именно графическим произведением. Таким образом, указанный шрифт является объектом авторского права в соответствии со статьями 6 и 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и статьей 1259ГК РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2014 г. № 09АП-32019/2014-ГК). Таким образом, суд апелляционной инстанции признал шрифт графическим произведением (объектом авторского права) в понимании Гражданского кодекса Российской Федерации. Не доказав, что шрифт не является объектом авторского права, ответчик в суде кассационной инстанции обжаловал решение суда апелляционной инстанции по иным основаниям: ответчик настаивал на том, что «он использовал не произведение (шрифт) в целом, а только отдельные элементы (персонажи), которые представляли незначительную часть произведения, не защищенного законом об авторском праве. В кассационной жалобе ответчик утверждал, что шрифт может быть объектом интеллектуальной собственности только в том случае, если он представляет собой полный набор всех шрифтовых знаков и символов в одном стиле. <…> Следовательно, как полагал ответчик, использование отдельных знаков на обложке книги не может считаться нарушением исключительных прав на произведение (в данном конкретном случае на шрифт) в целом» (решение № С01– Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 г. N 1268/2014 по делу № А40–20099/2014). МПК не согласился с этими доводами и постановил, что: «…авторское право распространяется и на часть произведения, если она по своему характеру может быть признана самостоятельным результатом творческой деятельности автора и выражена в объективной форме <… > судам следует иметь в виду, что, пока не доказано обратное, результаты интеллектуальной деятельности признаются творческим трудом. Ответчик, утверждая, что часть шрифта не может рассматриваться как имеющая творческий характер, не обосновал этот довод. Незаконное использование части произведения (шрифта), являющейся самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, влечет нарушение исключительного права на само произведение, поскольку использование части произведения фактически является способом использование произведения в целом» (постановление № С01–1268/2014, вынесенное Судом по интеллектуальным правам 12 декабря 2014 г. по делу № А40–20099/2014).
Кроме того, Суд по интеллектуальным правам постановил: «Утверждение заявителя в кассационной жалобе о том, что отдельные элементы шрифта не отражают творческого характера деятельности при их создании в силу своей простоты и неотличимости от элементов других шрифтов, является противоречивого характера, поскольку именно творческий характер, по мнению суда, обусловил использование ответчиком шрифта при оформлении обложки спорной книги». (Постановление № С01–1268/2014, вынесенное Судом по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 г. по делу № А40–20099/2014). Таким образом, в данном случае рассматривались два важных вопроса: является ли шрифт объектом авторского права в Российской Федерации и считается ли использование части набора знаков шрифта нарушением исключительных прав (т. признается ли часть символов шрифта отдельным объектом авторского права). На оба вопроса можно ответить утвердительно.
Подводя итог, можно сказать, что мировое сообщество признает шрифты, за некоторыми исключениями, объектами авторского права. Это вызвано, в том числе, тем, что в эпоху Интернета копирование и нелегальное использование шрифтов стало проще, дешевле и безопаснее (из-за анонимного использования). Все это требует создания регуляторных механизмов защиты прав создателей шрифтов, а также признания этих механизмов в судебной практике. Российское законодательство идет в ногу со временем, признавая шрифты объектами авторского права. Законодательство США, являясь наиболее прогрессивным и гибким, в этом вопросе уступает большинству современных законов и правил, поскольку признает объектом авторского права только компьютерные программы, воспроизводящие шрифт. При этом в США производится наибольшее количество самых популярных шрифтов. Поэтому остается надежда, что создателям шрифтов в США будет предоставлен тот же объем прав, что и создателям шрифтов в остальном мире.