Съемка в школе: Когда можно и нельзя снимать на телефон в школе

Когда можно и нельзя снимать на телефон в школе

Селфи в школе

Практически у всех учеников есть телефоны с камерами для
фотографирования и видеозаписи, с выходом в интернет.

Возникает соблазн использовать телефон в качестве средства
фотографирования и (или) получения видеоматериалов непосредственно на уроке, в
том числе и в неправомерных целях – для
провоцирования учителя, унижения и агрессии по отношению к одноклассникам.

При этом вопросы, связанные с использованием камер телефонов сегодня
не имеют однозначных решений с правовой точки зрения. В частности, возможность
использования записи, сделанной на диктофон или с помощью фотокамеры телефона, в
качестве доказательства по гражданским делам в судах. С точки зрения судебной
практики это спорный вопрос.

Нормы законодательства

Применительно к школе действуют общие нормы законодательства.
Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и
дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или
видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

·использование изображения осуществляется в
государственных, общественных или иных публичных интересах;

·изображение гражданина получено при съемке,
которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на
публичных мероприятиях;

·гражданин позировал за плату.

Согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может
рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере
для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого
проводятся публичные мероприятия.

Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные
задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного
количества различных людей, включая родителей школьников.

Но так как здание школы относится к государственной или
муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных
полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с
квартирой или частным складом.

В этом смысле видеосъемка и фотографирование на территории школы
без согласия того, кого снимают на телефон, в принципе возможна. Но из этого не
следует автоматическое разрешение снимать всем и всех, тем более во время
урока.

Конституция Российской Федерации в
части 1 статьи 24 запрещает сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без
его согласия.

Так, например, недопустимо
на территории школы (во время и вне уроков) снимать на телефон работников
школы, учеников и родителей с целью удовлетворения интереса к частной жизни.

В связи с этим считаем оправданным практику, при которой в
Устав школы, другие локальные акты вносятся положения, запрещающие применение
камер для съемки других лиц и использование полученных таким образом фотографий
и видеоматериалов в целях, не связанных с образовательным процессом.

Съемка
на уроке возможна только в том случае, если она обусловлена потребностями
образовательного процесса и согласована с учителем, ведущим урок.

Так, например, сложно обнаружить что-либо противозаконное в
случае, если камера используется учеником для записывания транслируемой учителем
информации в ходе проведения урока.

Обязанности учителя

Учитель не имеет права снимать ученика на телефон с целью оказания
психологического давления, унижения человеческого достоинства либо угрозы
такого рода унижения.

Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» в пп. 9 части 1 предусматривает право
обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности.

В подпунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» говорится, что педагоги обязаны:

·уважать честь и достоинство учеников,

·соблюдать правовые, нравственные и этические нормы,

·следовать требованиям профессиональной этики,

·учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние
их здоровья.

Этот же закон запрещает применять физическое и психическое насилие
по отношению к ученикам.

Сама по себе камера в руках у учителя во время урока не является
признаком оказания психологического насилия в отношении школьников. Но камера
может быть использована как инструмент для психологического насилия.

Обязанности ученика

Вышеуказанные нормы действуют и в «обратном направлении». Подпункт
4 части 1 статьи 43 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязанность учеников:

·уважать честь и достоинство одноклассников и работников школы,

·не создавать другим препятствий для получения образования.

Поэтому, если ученик использует включенную камеру
как игрушку, чтобы, например, показать всем, что она у него есть, или для того
чтобы сорвать урок, спровоцировать учителя на неправомерные действия, а потом
выложить в сеть – учитель вправе сделать замечание и потребовать выключить,
убрать камеру.

Когда можно снимать?

В Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О
применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации» сказано, что не требуется согласия на обнародование и использование изображения
гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной
безопасности.

То есть учитель вправе использовать камеру на уроке с целью пресечения
правонарушения, например, если в классе на уроке произошла драка или если
ученики сами издеваются над учителем.

Воздействие
на нарушителей

А)
Если нарушитель – ученик

Что
делать, если ученик неправомерно использует камеру на уроке, провоцирует
учителя и одноклассников, а методы педагогического воздействия не работают? В
этом случае необходимо предельно жестко, но без унижения человеческого
достоинства, ставить вопрос о нарушении дисциплины.

Процедура
дисциплинарного воздействия в отношении учеников, нарушающих установленные
нормы, детально прописана в двух документах:

·в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации»,

·в «Порядке применения к обучающимся и снятия
с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденном приказом
Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185.

Поводом
для рассмотрения такого рода возможности может выступать, например, заявление
родителей пострадавшего от неправомерных действий школьника.

Б) Если нарушитель – учитель

Что делать, если учитель оказывает неправомерное психологическое
давление на школьников, публично оскорбляет, используя
нецензурную лексику, угрожает снять на камеру ученика (в том случае, если ученик
не нарушает нормы законодательства и/или локальных актов школы)?

Нарушения со стороны учителя при наличии соответствующих
доказательств также предполагают дисциплинарное взыскание. Но при условии, если
оно будет адекватно проступку.

В качестве одного
из доказательств виновности учителя может рассматриваться сделанная на телефон
запись, при условии отсутствия сомнений в ее достоверности.

Если работники школы или ученики и их родители не согласны с
предпринятыми мерами, они могут обжаловать это в комиссии по урегулированию
споров.

Можно ли снимать педагога на видео во время занятий и выкладывать в сеть?

Ответ


Социальные сети, модные гаджеты, желание снимать всегда и везде, а потом делиться этим в сети все больше и больше захватывает людей в наше время. Школа не становится исключением — ученики снимают не только себя и своих друзей, но и учителей, именно из-за этого разгорелся спор в нашем сегодняшнем выпуске. Приятного чтения!

В понедельник в учительской разгорелся спор по поводу публикации в сетях видеозаписей, сделанных детьми с уроков в своей школе.- Снимать на видео учителя в классе, когда он ведет урок, не запрещено законом! Закон также не запрещает ученику размещать фото- и видеосъемку в интернете без разрешения учителя! — утверждала учитель химии Маргарита Николаевна.

— Но, согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина, — доказывала обратное Мария Протопоповна.

— Ладно, чтобы не поругаться, давайте найдем того, кто нас рассудит, — не успокаивалась Маргарита Николаевна. — Вот кто первый зайдет в учительскую, у того и спросим.

На том и порешили. Тут в учительскую вошла учительница математики, дама серьезная и невозмутимая.

— Анна Ивановна, — чуть запинаясь, начала Мария Протопоповна, — мы тут хотели спросить у Вас…

— Я вам, коллеги, скажу так, — не дождавшись окончания вопроса начала Анна Ивановна, — Если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

— Я думаю, что без помощи профессионального юриста нам не обойтись, — заявила Мария Протопоповна. — Позвоню-ка я личному юристу в Профконсалтинг… Что же ей ответил юрист?


Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1).

При этом каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (статья 29, части 4 и 5).

Следует отметить, что реализация конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом возможна только в порядке, установленном законом, а федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.

В частности, приведенные выше конституционные положения конкретизированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривающем, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (статья 152. 1 часть 1).

Из приведенной нормы права следует, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В свою очередь, согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия. Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Более того, здание школы относится к государственной или муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с квартирой или иной частной собственностью.

Кроме того, как усматривается из Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а также Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сведения об образовательном процессе, в том числе об урочной деятельности в государственном образовательном учреждении, к закрытым не относятся.

Таким образом, если съемка была произведена во время образовательного процесса, согласия учителя на ее размещение в сети не требуется. При этом, изображение педагога на видеозаписи, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом такая запись отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. Однако, если изображение гражданина является основным объектом использования, видеозапись может быть признана размещенной неправомерно, следовательно, педагог вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Иначе говоря, если изображение учителя было сделано в публичном месте, но он являлся основным объектом съемки, изображение (видеозапись), в таком случае, не будет отображать какой-либо информации о каком-либо публичном мероприятии, на котором оно было сделано, а, следовательно, в данной ситуации, необходимо получить согласие педагога на публикацию видеозаписи с его изображением в сети Интернет.

Указанная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в соответствии с которой изображение гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) в той или иной обстановке является частью частной жизни, распространение которой в той или иной форме сведений гражданин вправе запретить; он имеет право давать или не давать согласие на продолжение публикаций фотографий с его изображением.

Наряду с этим, в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю обществом и государством, если она носит непротивоправный характер.

В этой связи, видеозапись урока не может относиться к личной и семейной тайне учителя, к какой-либо конфиденциальной информации о его частной жизни, поэтому нет оснований полагать, что такая запись нарушает право педагога на частную жизнь.

Стоит также отметить, что в настоящее время на законодательном уровне использование телефонов и других средств мобильной связи, в том числе с функцией аудио- и видеозаписи в ходе учебной деятельности не запрещено, за исключением случаев проведения единого государственного экзамена. Запрет может быть установлен только локальными актами образовательного учреждения.

————————————————————

Напоминаем, что получить консультацию по картам “Профконсалтинг”, а также приобрести можно, оставив заявку на сайте, позвонив по телефону +7(495) 688-50-38 или написав на электронную почту [email protected] и наши менеджеры обязательно с Вами свяжутся!

Стрельба в школе в Окленде, Калифорния: скончался раненый плотник

Шесть человек получили ранения в результате стрельбы в школьном городке Восточного Окленда, штат Калифорния, 28 сентября.

KGO

Си-Эн-Эн

Плотник, который был среди шести человек, застреленных во время сентябрьской стрельбы в школьном кампусе Восточного Окленда, штат Калифорния, скончался от полученных травм, сообщили в пятницу окружные власти.

Согласно заявлению Объединенного школьного округа Окленда, жертва, которую идентифицировали только как Дэвида, скончалась в четверг после того, как «боролась, чтобы оправиться от полученных травм».

В заявлении говорится, что житель Ист-Бэй проработал 18 лет плотником в районном отделе зданий и территорий.

ОКЛЕНД, КАЛИФОРНИЯ — 28 СЕНТЯБРЯ: Полиция Окленда расследует массовую стрельбу в школьном кампусе King Estates Complex на Фонтейн-стрит в Восточном Окленде, Калифорния, в среду, 28 сентября 2022 года. Шесть взрослых жертв были доставлены в местных больницах и двое остаются в критическом состоянии. (Джейн Тиска/Digital First Media/East Bay Times через Getty Images)

Джейн Тайска/Digital First Media/East Bay Times/Getty Images

Стрельба в Окленде в школьном кампусе, в результате которой шесть человек получили ранения, предположительно связанные с бандой, сообщает полиция.

Потерпевший и еще пять человек были ранены 28 сентября на территории кампуса четырех разных школ, сообщили в полиции.

Среди других жертв были двое студентов, вожатый, охранник кампуса и еще один школьный работник.

9FC87DE@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
На видеозаписи инцидента были замечены как минимум двое стрелков, на которых из ручного огнестрельного оружия было произведено более 30 выстрелов.

«Он был хорошо известен своим чувством юмора и тем, кто любит работать в округе», — говорится в заявлении. «Ему нравилось товарищество, которое у него было со своей командой, и коллеги никогда не видели, чтобы он был чем-то расстроен».

Округ предлагает консультации и другие вспомогательные услуги для учащихся и сотрудников.

Рэй Санчес из CNN внес свой вклад в этот отчет.

Жертва сентябрьской стрельбы в школьном кампусе King Estates в Окленде, Дэвид Сакураи, скончался, сообщает полиция.

OAKLAND, Calif. по данным полиции.

Это лицо было идентифицировано как Дэвид Сакураи, сотрудник здания и территории.

«От себя лично я в растерянности, — сказал Сет Фельдман, суперинтендант Технологической школы Бэй.

СВЯЗАННО: Стрельба в школе в Окленде: работник OUSD, раненный пулей в голову, говорит, что учитель помог ему спастись

«Мы ошеломлены. Директор средней школы BayTech.

В электронном письме директор отдела зданий и территорий Объединенного школьного округа Окленда сообщил эту новость своим сотрудникам.

Сакураи был плотником в школьном округе и с 2004 года описывается как ценный сотрудник. В комплексе, где он был застрелен вместе с пятью другими, суперинтендант чартерной школы в кампусе вспоминает Сакурая как человека, который всегда хотел помочь.

СВЯЗАННО: Стрельба в школе в Окленде: новое видео с мобильного телефона показывает, как студенты выбегают из кампуса после выстрелов вы чартерная школа или школа OUSD. Он только что протянул руку», — сказал Фельдман.

В заявлении школьного округа Сакураи назван любимым сотрудником, в частности, сказав:

«Мы опустошены потерей Дэвида, и мы убиты горем за его семью и сообщество. Нам будет его очень не хватать. Наше сообщество оплакивает потерю героя OUSD».

Последнее воспоминание Сета Фельдмана о Дэвиде — это когда он изо всех сил пытался сделать что-то, что сыграло ключевую роль в спасении жизней в день стрельбы.

СВЯЗАННЫЕ: Видео, опубликованное полицией Окленда, показывает, как 2 подозреваемых подбегают к школе с огнестрельным оружием

«Этим летом он помог нам установить нашу беспроводную акустическую систему и систему звонков. Которую мы использовали в тот день», — сказал Фельдман и добавил: «На самом деле мы бесконечно благодарны ему за его работу, потому что она обеспечила нам безопасность в тот день. »

Один из сотрудников Сакураи, который не хотел быть в кадре, сказал, что Дэвид надеется выйти на пенсию в ближайшие годы. Сейчас он призывает районные и городские власти сделать больше для защиты студентов и сотрудников.

Полиция Окленда подтверждает, что в ходе этой стрельбы никто не был арестован.

Прочтите полное заявление OUSD ниже:

Уважаемое Объединенное сообщество Окленда,

С очень тяжелым сердцем мы пишем, чтобы поделиться с вами трагической потерей одного из наших преданных и любимых сотрудников.

Дэвид, как его знали друзья и коллеги, был плотником, проработавшим в нашем отделе зданий и территорий 18 лет. Он скончался в четверг после борьбы за восстановление после травм, полученных во время трагедии в King Estates 28 сентября.0064

Мы опустошены потерей Дэвида, и у нас разбито сердце за его семью и общество. Его будет очень не хватать. Наше сообщество оплакивает потерю героя OUSD и будет вечно благодарно Дэвиду за почти два десятилетия служения нашим ученикам, семьям, сотрудникам и школам.

Дэвид жил в Восточном заливе. Будучи плотником, он выполнял множество проектов по модернизации и украшению наших кампусов по всему округу, включая укладку потолочной плитки, установку шкафов и досок, ремонт и замену деревянных лестниц и помощь нашим стекольщикам в замене окон. В день инцидента Дэвид был в кампусе King Estates, чтобы установить новые столешницы.

Он был известен своим чувством юмора и любил работать в округе. Ему нравилось товарищество, которое у него было со своей командой, и коллеги никогда не видели, чтобы он был чем-то расстроен.

В то время как мы обеспечиваем поддержку непосредственного отдела Дэвида в связи с этой ужасной потерей, мы понимаем, что насилие в нашем сообществе влияет на всех нас. Пожалуйста, позвоните в доступные службы для поддержки. Все сотрудники OUSD имеют доступ к следующим ресурсам:

  • Консультационные услуги по оказанию помощи

Округ предлагает консультационные услуги по оказанию помощи через The Hartford. Получить поддержку легко и на 100% конфиденциально. Для получения дополнительной информации позвоните по телефону 1-800-964-3577 или перейдите по следующей ссылке: Консультационные услуги Ability Assist.

  • Ресурсы поддержки здоровья OUSD

Пожалуйста, посетите веб-сайт ресурсов поддержки здоровья округа для получения дополнительной поддержки: Ресурсы поддержки здоровья OUSD

  • Медсестра компании: Сообщение о болезни или травме на рабочем месте

Чтобы сообщить о профессиональном заболевании или травме, вы можете связаться с Медсестрой компании.

Чтобы получить дополнительную информацию или подать заявку, позвоните или щелкните следующую ссылку: Горячая линия и поддержка по травмам сотрудников — 855-720-0240

  • Care Solace

Мы заботимся о вашем благополучии и сотрудничаем с Care Solace, службой координации психиатрической помощи, чтобы помочь вам и вашей семье получить качественную помощь.