Самая высокая колокольня в московской области: ТОП самых высоких колоколен Подмосковья

аллея Романовых и святой источник . Истории Подмосковья. Атмосфера

Истории

На вопрос, какая самая высокая колокольня в Подмосковье, практически все единогласно отвечают: «Колокольня Троице-Сергиевой лавры, конечно!». И конечно, ошибаются. По данным всеведущей Википедии, самая высокая колокольня Подмосковья находится в Николо-Угрешском монастыре,
что в Дзержинском – 93 метра. На втором же месте – колокольня
Николо-Берлюковской пустыни, что в местечке Авдотьино под Ногинском –
90,3 метра. И только на третьем – колокольня в Сергиевом Посаде, высота
которой 88 метров.

версия для печати
все истории


Николо-Берлюковский мужской монастырь, пожалуй, один из самых малоизвестных монастырей Подмосковья. Это логично, ведь изначально целью его основателя, иеромонаха Варлаама, было строительство уединенного молитвенного места, пустыни. Валаам пришел в эти места в начале XVII века из ныне не существующего Стромынского Успенского монастыря (на его месте сейчас находится деревня Стромынь, до обители из которой — 27 километров). Стромынский монастырь был разорен польскими интервентами. Та же участь постигла и Успенский Предтеченский монастырь, из которого пришли две монахини – Иулиания и Евдокия. Монахиням удалось спасти разве что икону Николая Чудотворца, в честь которой и была срублена в местных лесах первая небольшая церковка. Упоминание о ней можно прочитать в писцовых книгах Московского уезда от 1630-х годов и в дозорных книгах 1680-х.


Если с первой частью названия монастыря все понятно, а почему же он «Берлюковский», а не, скажем, Валаамов? Берлюк, или Бирюк, согласно историческому описанию пустыни от 1875 года, был грозным старцем в веригах, раскаявшимся разбойником, который внушал ужас и благоговение проезжающим мимо людям и паломникам.


Пустынь стала подворьем Чудова монастыря в самом начале XVIII века, потом была приписана к Успенскому Стромынскому монастырю и далее получила самостоятельный статус. Но долгая благополучная жизнь не была суждена пустыни. В середине XVIII века настоятелем монастыря стал инок Иосия Самгин, склонный, как сказали бы сейчас, к оппозиционной деятельности. У него обнаружили крамольную литературу, он был бит батогами и с выдранными ноздрями сослан на Камчатку как бунтовщик. Затем и саму пустынь упразднили, братию перевели в один из московских монастырей, а храм Николая Чудотворца сделали обычным приходским. И только через двадцать лет статус был возвращен.


Настоящее чудо случилось в этих местах в 1829 году: явление необычной иконы «Лобзание Христа Иудою». Как говорят очевидцы, на местонахождение иконы указала слепая прихожанка Татьяна Ивановна Кузнецова. Поверить ее словам поначалу не желали: она говорила, что изображение, на котором Иуда целует Спасителя, уже окруженного римскими солдатами, находится в монастырской пекарне. Но пойдя на место, обрели образ – и с тех пор монастырь стал крепнуть и расцветать. Крестные ходы с чудотворной иконой распространялись не только на Богородский и Павлово-Посадский уезды, но и на все Подмосковье.


Местные купцы в ту пору выделяли на развитие монастыря немалые средства. Именно в середине и конце XIX века тут появилась надвратная церковь во имя Василия Великого, заложен новый Троицкий храм взамен обветшавшего, появился храм Христа Спасителя – специально для размещения чудотворной иконы, храм во имя Всех Святых, начала строиться та самая колокольня (ее строительство завершилось только в 1900-м). Кстати, огромную колокольню возводили два архитектора – Александр Каминский, который также проектировал титанические постройки Николо-Угрешского монастыря, и Василий Борин. Сохранившиеся гравюры поражают воображение размахом, это был один из богатейших монастырей региона. В крестных ходах принимали участие тысячи человек.


Все закончилось в 1920-м. Монастырь был закрыт и упразднен, с массовым изъятием монастырских ценностей пропала чудотворная икона. В советское время тут была сначала больница, потом туберкулезный санаторий, дом для душевнобольных. Монастырские строения были частично утрачены. Знаменитый 38-пудовый медный крест, сиявший с колокольни на много верст вокруг, снесло ветром в 1994-м. Долгие годы колокольня сухим перстом укоряюще указывала в небеса.


Если смотреть фотографии в интернете, можно увидеть недавние фото этой колокольни, где она запечатлена еще до полного восстановления, в цвете красного кирпича. Монастырские храмы на фото стоят в лесах. Буквально в последние два-три года завершился ремонт на территории, были восстановлены храмы. По-прежнему четырёхстолпный пятикупольный храм Христа Спасителя в стиле позднего классицизма – в центре монастырской композиции. Он уцелел в годы безбожия, сейчас восстанавливается. Близ него – яблоневый сад, как в старые времена. Однокупольный Троицкий храм в советское время выполнял функцию столовой, сейчас в нем проводятся богослужения.


Уникальная достопримечательность монастыря – Романовская аллея. Она была основана в 2011 году настоятелем монастыря игуменом Евмением при участии фонда «Возрождение культурного наследия». Бюсты российских императоров и членов императорских семей расположились в уединенном парке, где можно погулять и поразмышлять о судьбах нашей родины и цикличности процессов, происходящих в России.


Что касается иных достопримечательностей, к ним следует отнести местные продукты, за которыми у стен всегда стоит немалая очередь. То, что хлебопекарня монастыря – место особое, является очевидным фактом, ведь святая икона была найдена именно здесь. Даже огромные буквы «ВЫПЕЧКА МОЛОЧКА» прямо по белоснежной штукатурке воспринимаются как манифест возрождению народного хозяйства. Даже туристы-атеисты отмечают: местный хлеб удивительно хорош, натурален, долго не черствеет, а молочка вкусна и сытна. Также общеизвестный факт – травяные сборы, которые продаются в монастыре, прекрасно помогают от разновсяческих хворей и придают бодрости телу и духу.


Также при монастыре, в некотором отдалении, есть святой источник, в котором можно набрать воды. Честно говоря, я так и не понял, где он находится. Если вы, уважаемые читатели, найдете его, испейте воды и пришлите фотографии в редакцию портала «Атмосфера».

Фото автора, berluki.ru


Поделиться:

Николо-Берлюковская пустынь и самая высокая колокольня Подмосковья.

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Николо-Берлюковская пустынь — мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

Чудесное Исцеление

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», — поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ — напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Аллея Романовых

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Самая высокая колокольня Подмосковья

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая — больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни

(источник: http://inmosreg.ru/places_routes/20141030/605854022.html)

Адрес:
Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03
Как доехать:
— на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;
— на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.

А, например, в Кашире Колокольня Храма Вознесения Господня стала выше еще на один ярус. Храм Вознесения Господня был возведен в середине XIX века на месте церкви Николая Чудотворца. Построили и колокольню, но в сталинские времена храм закрыли, внутреннее убранство уничтожили, а колокольню, кроме первого яруса, разрушили. Колокольня восстанавливается с 2014 года. Сюжет: http://player.rutv.ru/iframe/video/id/1180847/sid/360podmoskovie/start_zoom/true/showZoomBtn/true?time_play=2. 478&isPlay=true&showPopUpBtn=false&showZoomBtn=true

Колокольня Ивана Великого

Московский Кремль, Москва, Центр

Колокольня Ивана Великого по праву считается координационным центром Соборной площади Московского Кремля. На протяжении трех столетий это было самое высокое здание Москвы. Даже сейчас колокольня очень красиво смотрится со многих мест на Москве-реке.

Колокольня Ивана Великого заложена в 1505 году итальянским архитектором по прозвищу Бон Фрязин. Именно в этом году умер Иван III, первый русский царь, объединивший все русские княжества и отказавшийся от уплаты дани Золотой Орде. После этого он объявил себя Царем Всея Руси. Именно по этой причине Ивана III впоследствии стали называть Иваном Великим, и колокольня тоже получила его имя.

Колокольня Ивана Великого в окружении соборов на Соборной площади.

Колокольня Ивана Великого, вид с Ивановской площади.

Колокольня Ивана Великого была построена между 1505 и 1508 годами на месте церкви св. Ивана Лествичного-под-Колокол. Примерно в это же время был построен близлежащий Архангельский собор. Колокольня была спроектирована как отдельно стоящее здание по образцу итальянских колокольней. В 1532-1534 годах рядом с ним была построена Воскресенская церковь.

В 1600 году, при Борисе Годунове, к колокольне Ивана Великого был пристроен третий ярус, и ее высота достигла 81 метра. Учитывая, что колокольня находится на высоком Кремлевском холме, до конца 19 века она была самым высоким зданием Москвы. В 1635 году была пристроена так называемая Филаретовская пристройка, и колокольня Ивана Великого приобрела законченный вид. И с тех пор не менялся до нашего времени.

Царь Иван Грозный издал указ, запрещавший строить в Москве любое здание выше Колокольни, хотя в то время оно не достигало своей максимальной высоты в 81 метр. В 1704 году князь Меншиков решил нарушить запрет и воздвиг на Чистых прудах церковь Архангела Гавриила, также известную как Меншикова башня, колокольня которой была на 3 метра выше колокольни Ивана Великого. Это было очень похоже на Sts. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный десятью годами позже.

Колокола первого яруса колокольни Ивана Великого

Самый большой колокол колокольни Ивана Великого.

В 1723 году эта башня (башня Меншикова) была разрушена ударом молнии. И с тех пор никто больше не осмеливался нарушать запрет, а здания выше колокольни Ивана Великого, знаменитых сталинских высоток, появились только в середине 20 века.

На колокольне Ивана Великого 34 колокола. Самый древний из них, «Медведь», был отлит в 1501 году. Один из четырех больших колоколов называется «Успенский» и весит 65 тонн. Колокол «Реут» был отлит известнейшим мастером Андреем Чоховым в 1622 году. Этот же мастер отлил и Царь-пушку, являющуюся памятником Московского Кремля.

Колокольня Ивана Великого. Царь-колокол

Требуется обновление Для воспроизведения мультимедиа вам необходимо либо обновить браузер до последней версии, либо обновить плагин Flash.

Высоко над старинными зданиями Соборной площади парит могучее сооружение, состоящее из трех корпусов. Огромная восьмигранная колонная башня — это колокольня Ивана Великого с колокольней. Рядом находится пристройка Святого Филарета. У подножия колокольни с восточной стороны возвышается гигантский Царь-колокол – самый большой колокол в мире!
История строительства колокольни Ивана Великого уходит корнями в глубокую древность. В 14 веке здесь находилась старейшая церковь Кремля. Ее разобрали, чтобы построить колокольню – восьмиугольную башню высотой 60 м. В царствование Ивана Великого итальянский каменщик по прозвищу Бон Фрязин добавил к ней еще три яруса. Затем в 1600 году царь Борис Годунов приказал пристроить еще два яруса и гигантский золотой купол. Огромная башня называлась и «Шпилем Годунова», и «Иваном Великим».
Долгие годы никакое другое здание в Москве не могло сравниться по высоте с колокольней Ивана Великого. Это было самое высокое здание в России. Она открывала вид на 25 км вокруг и использовалась как сторожевая башня, а также как колокольня. Колокольня состоит из ряда восьмигранников, уменьшающихся в размерах по мере подъема, поставленных один на другой. В каждом из них есть терраса и открытая галерея, а также арки, на которых висят сами колокола. Всего на колокольне и карильоне 24 колокола. Сами колокола украшены орнаментом, узорами и барельефами, и на каждом из них указана собственная история колокола – кто его отлил, когда и где, а также его вес.
Вдоль внутренних стен башни есть лестницы. Первый ярус ступеней представляет собой каменную лестницу из 83 ступеней. На втором ярусе она становится винтовой лестницей со 149 ступенями. К третьему ярусу ведет металлическая лестница с 97 ступенями, ведущими вверх до упора. Всего 329 ступенек.
Стены первого яруса имеют толщину 5 м, а толщина стен второго яруса всего 2,5 м. Исследования показали, что восьмиугольное основание колокольни имеет фундамент только на 4,3 м ниже уровня старого покрытия Соборной площади или на 6 м ниже его современного уровня. Процесс реставрации положил конец рассказу старой жены о том, что фундаменты проходят насквозь до подножия Боровицкого холма.
Успенский карильон надстроен на колокольне Ивана Великого. Эти две конструкции очень похожи, но карильон короче.
Здание Успенского карильона, непосредственно примыкающее с северной стороны к колокольне Ивана Великого, перестроено в 1815 г. на фундаментах более старых построек, разрушенных во время французской оккупации Москвы в 1812 г.
Первый этаж Успенской В Карильоне находится выставочный зал, в котором обычно экспонируются временные выставки из коллекций Кремля, музеев России и зарубежных стран.
К Успенскому карильону примыкает башня с двускатной крышей и белокаменной конструкцией. Это Филаретовская пристройка – карильон С17-го.
Филаретовская пристройка названа в честь Патриарха Русской Православной Церкви Филарета. Филарет был не только выдающимся церковным деятелем, но и отцом первого представителя царской династии Романовых, Михаила Романова. Он содержался в Польше как политический заключенный во время войн за престолонаследие в России в начале 17-го века. Освободившись из плена, он отпраздновал свою радость, построив эту церковь. Многие считают, что остроконечная крыша стала прообразом многих таких крыш в 17 веке. Сейчас в здании представлены научные коллекции музея. Filaret Annexe Carillon имеет один колокол весом 12,5 тонн, отлитый в C18th.
Царь-колокол стоит на гранитном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого – одна часть откололась от остальной части колокола. Внушительные размеры оправдывают название «Царь-колокол».
Царь-колокол был отлит в Кремле на Ивановской площади в 1735 году. Он был и остается самым большим колоколом в мире. Он весит 200 тонн, имеет высоту 6 м и диаметр 6,6 м!
Поверхность колокола украшена тонким орнаментальным рельефом с изображением портретов царя Алексея Романова и царицы Анны Иоанновны, а также пятью иконами и двумя иллюстрациями, рассказывающими об истории литья колокола.
Царь-колокол предназначался для Успенской колокольни. После того, как его отлили, его оставили остывать в литейной яме – и начались проблемы. В 1737 году в Кремле случился пожар, не связанный с отливкой колокола.