Содержание
Военкоры спецоперации: рейтинг лучших
С начала спецоперации на Украине особую роль в освещении конфликта закономерно начали играть военные корреспонденты. За счет этого они в короткие сроки превратились в ключевых игроков в плане формирования общественно-политической повестки. Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев подготовил серию рейтингов лучших каналов военкоров в русскоязычном сегменте Telegram.
Основой для рейтингов стали данные каталога Telegram-каналов и чатов TGStat – Россия, включающего более 885 тыс. каналов и чатов.
В выборку вошли как российские военкоры, так и журналисты из республик Донбасса.
Ранжирование проводилось по пяти показателям – 1) количеству подписчиков, 2) уровню среднего охвата публикации, 3) уровню вовлеченности аудитории, 4) уровню вовлеченности аудитории в первые 24 часа после публикации поста и 5) индексу цитирования.
В качестве «эталона для сопоставления» представлены данные канала Владимира Соловьева, занимающего первую позицию в категории «Политические журналисты и обозреватели» по числу подписчиков.
Подписчики
Лидерами среди военкоров по числу подписчиков Александр Сладков (884 тыс.), Евгений Поддубный (564 тыс.), Александр Коц (520 тыс.), Юрий Котенок (319 тыс.), Дмитрий Стешин (169 тыс.), Андрей Филатов (110 тыс.), Надана Фридрихсон (72 тыс.), Аким Апачев (69 тыс.), Олег Блохин (45 тыс.), Анна Долгарева (39 тыс.).
Для сравнения, количество подписчиков Владимира Соловьева составляет около 1,2 млн. пользователей.
Средний охват публикации
По уровню среднего охвата публикации первые позиции занимают Александр Сладков (626 тыс.), Евгений Поддубный (305 тыс.), Александр Коц (296 тыс.), Юрий Котенок (169 тыс.), Андрей Филатов (116 тыс.), Дмитрий Стешин (107 тыс.), Аким Апачев (86 тыс.), канал военкоров РИА Новости Александра Харченко и Сергея Шилова (71 тыс.), Михаил Андроник (39 тыс.) и Георгий Медведев (35 тыс.).
В случае канала Владимира Соловьева этот показатель равен 305 тыс. человек.
Уровень вовлеченности
По уровню вовлеченности аудитории первые места занимают Александр Харченко и Сергей Шилов (199% от общего числа подписчиков), Михаил Андроник (182%), автор канала «ДонеZкий» (180%), Евгений Лисицын (159%), Сергей Макаренко (147%), Аким Апачев (125%), Андрей Филатов (106%), Георгий Медведев (103%), Семен Пегов (85%) и Анна Долгарева (78%).
Канал Владимира Соловьева имеет уровень вовлеченности 27%.
Уровень вовлеченности в первые 24 часа после публикации поста[justify][/justify]
В плане уровня вовлеченности аудитории в первые 24 часа после публикации поста лидируют Александр Харченко и Сергей Шилов (49% от общего числа подписчиков), Александр Сладков (44%), Евгений Лисицын (42%), Семен Пегов (41%), Андрей Филатов (39%), Евгений Поддубный, Юрий Котенок, Дмитрий Стешин и Сергей Макаренко (показатель каждого – 35%), Александр Коц, Аким Апачев и Анна Долгарева (показатель каждого – 31%), Дмитрий Астрахань (27%), Георгий Медведев и Михаил Андроник (23%), автор канала «ДонеZкий» (21%).
Для канала Владимира Соловьева аналогичный показатель равен 26%.
Индекс цитирования
По уровню индекса цитирования (данный показатель рассчитывается на основе упоминаний канала, а также репостов и упоминаний публикаций канала на иных Telegram-ресурсов) в десятку лучших входят Александр Коц (3767.5), Юрий Котенок (2246. 9), Евгений Поддубный (2220.3), Александр Сладков (1950.7), Дмитрий Стешин (1155.7), Дмитрий Астрахань (780.4), Олег Блохин (769.4), Аким Апачев (749.1), Михаил Андроник (719.1) и Надана Фридрихсон (624.6).
Индекс цитирования канала Владимира Соловьева — 3254.6.
Печать
Военкоры из России, Сирии и Индии получили премию имени Халеда аль-Хатыба
https://ria.ru/20200730/1575146410.html
Военкоры из России, Сирии и Индии получили премию имени Халеда аль-Хатыба
Военкоры из России, Сирии и Индии получили премию имени Халеда аль-Хатыба — РИА Новости, 31.07.2020
Военкоры из России, Сирии и Индии получили премию имени Халеда аль-Хатыба
Победителями международной премии RT имени погибшего в Сирии журналиста Халеда Аль-Хатыба стали журналисты из России, Сирии и Индии, сообщает телеканал RT. РИА Новости, 31.07.2020
2020-07-30T10:09
2020-07-30T10:09
2020-07-31T11:07
в мире
общество
сирия
вгтрк
ирада зейналова
евгений поддубный
война в сирии
анна белкина
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/152562/70/1525627073_0:161:3069:1887_1920x0_80_0_0_b17829f7c6bd8576c6c33bae845fec9c.jpg
МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Победителями международной премии RT имени погибшего в Сирии журналиста Халеда Аль-Хатыба стали журналисты из России, Сирии и Индии, сообщает телеканал RT.Международная премия имени Халеда аль-Хатыба вручается в трёх категориях: «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст». На победу претендовали журналисты из 16 стран.Победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео» стал журналист из Сирии Мохамед Али. Его репортаж «В Идлибе началось перемирие» рассказывает об обстановке в сирийской провинции Идлиб, где в результате договоренности между Россией и Турцией вступил в силу режим прекращения огня.Российский журналист Александр Коневич стал победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео». Его серия репортажей «Российские военные в Сирии» повествует о том, как ВС России помогают сирийским военным и гражданскому населению страны преодолеть последствия продолжающегося конфликта. В категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст» победил журналист из Индии Ручи Кумар. Публикация Кумара «Почему Иран массово депортирует афганских беженцев» рассказывает о тяжелых условиях, в которых оказываются афганские беженцы в Иране. Власти страны ежегодно депортируют на родину сотни тысяч человек.Отмечается, что в состав жюри вошли военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный, удостоенный за свою работу в Сирии и на Украине трёх телевизионных премий ТЭФИ, и военкор RT Мурад Газдиев, освещавший крупные вооруженные конфликты последних лет и массовые акции протеста по всему миру.»Наша премия отмечает труд военкоров, которые каждый год ездят в горячие точки с камерой и микрофоном. Их работа не остановилась даже во время глобальной эпидемии коронавируса. Мы благодарны всем, кто подал заявки на участие, и поздравляем победителей», — приводит RT слова заместителя главного редактора телеканала Анны Белкиной.Работы участников также оценивали журналист, писатель, эксперт в области внешней политики США и стран Латинской Америки Ева Голинджер, директор по развитию международной ассоциации вещателей AIB Том Рэгг, военный корреспондент итальянской газеты il Giornale Джан Микалессин, эксперт по арабским странам, корреспондент египетской газеты Youm7 Ахмед Гомаа и греческий журналист, лауреат международных премий Константинос Антонопулос.
В 2019 году на победу претендовали работы из 25 стран. Лауреатами стали представители России, США, Италии и Индии, рассказавшие о конфликтах в Сирии, Ираке и Ливии. В состав жюри премии вошли видные иностранные и российские журналисты, в том числе Ирада Зейналова и Евгений Поддубный.
https://ria.ru/20200611/1572828976.html
https://ria.ru/20200610/1572737589.html
сирия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152562/70/1525627073_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_86900a6a6e24dad26ebe30c02b682841.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, общество, сирия, вгтрк, ирада зейналова, евгений поддубный, война в сирии, анна белкина
В мире, Общество, Сирия, ВГТРК, Ирада Зейналова, Евгений Поддубный, Война в Сирии, Анна Белкина
МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Победителями международной премии RT имени погибшего в Сирии журналиста Халеда Аль-Хатыба стали журналисты из России, Сирии и Индии, сообщает телеканал RT.
Международная премия имени Халеда аль-Хатыба вручается в трёх категориях: «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст». На победу претендовали журналисты из 16 стран.
11 июня 2020, 19:07
Захарова рассказала о премии имени Халеда аль-Хатыба для военкоров
Победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео» стал журналист из Сирии Мохамед Али. Его репортаж «В Идлибе началось перемирие» рассказывает об обстановке в сирийской провинции Идлиб, где в результате договоренности между Россией и Турцией вступил в силу режим прекращения огня.
Российский журналист Александр Коневич стал победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео». Его серия репортажей «Российские военные в Сирии» повествует о том, как ВС России помогают сирийским военным и гражданскому населению страны преодолеть последствия продолжающегося конфликта.
В категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст» победил журналист из Индии Ручи Кумар. Публикация Кумара «Почему Иран массово депортирует афганских беженцев» рассказывает о тяжелых условиях, в которых оказываются афганские беженцы в Иране. Власти страны ежегодно депортируют на родину сотни тысяч человек.
Отмечается, что в состав жюри вошли военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный, удостоенный за свою работу в Сирии и на Украине трёх телевизионных премий ТЭФИ, и военкор RT Мурад Газдиев, освещавший крупные вооруженные конфликты последних лет и массовые акции протеста по всему миру.
«Наша премия отмечает труд военкоров, которые каждый год ездят в горячие точки с камерой и микрофоном. Их работа не остановилась даже во время глобальной эпидемии коронавируса. Мы благодарны всем, кто подал заявки на участие, и поздравляем победителей», — приводит RT слова заместителя главного редактора телеканала Анны Белкиной.
Работы участников также оценивали журналист, писатель, эксперт в области внешней политики США и стран Латинской Америки Ева Голинджер, директор по развитию международной ассоциации вещателей AIB Том Рэгг, военный корреспондент итальянской газеты il Giornale Джан Микалессин, эксперт по арабским странам, корреспондент египетской газеты Youm7 Ахмед Гомаа и греческий журналист, лауреат международных премий Константинос Антонопулос.
В 2019 году на победу претендовали работы из 25 стран. Лауреатами стали представители России, США, Италии и Индии, рассказавшие о конфликтах в Сирии, Ираке и Ливии. В состав жюри премии вошли видные иностранные и российские журналисты, в том числе Ирада Зейналова и Евгений Поддубный.
10 июня 2020, 12:26
RT продлил прием заявок на премию имени Халеда Аль-Хатыба
известных журналистов из России | List of Top Russian Journalists
To Russia, With Love
Список известных или известных журналистов из России с биографиями и фотографиями, включая лучших журналистов, родившихся в России, и даже некоторых популярных журналистов, иммигрировавших в Россию. Если вы пытаетесь узнать имена известных российских журналистов, то этот список — идеальный ресурс для вас. Эти журналисты являются одними из самых выдающихся в своей области, и информация о каждом известном журналисте из России включается по возможности.
В этом списке есть такие люди, как Анна Политковская и Юрий Щекочихин.
Этот список исторических журналистов из России может помочь ответить на вопросы «Кто некоторые известные российские журналисты?» и «Кто самые известные журналисты из России?» Эти выдающиеся журналисты России могут быть в настоящее время живы, а могут и нет, но всех их объединяет то, что все они уважаемые российские журналисты.
Используйте этот список известных российских журналистов, чтобы открыть для себя новых журналистов, с которыми вы не знакомы. Не забудьте поделиться этим списком, щелкнув один из значков социальных сетей вверху или внизу страницы. {#узлов}
Фото:
По рейтингу
военных журналистов и военных корреспондентов из СССР в Россию: субъективность под огнем
Index | Контур | Текст | Примечания | Ссылки | Об авторе. 0003
Начало страницы
Полный текст
PDF Отправить по электронной почте
- 1 А также специфически военная концепция письма и дискурса: C. Oger, «De l’esprit de c (…)
- 2 Х. Тамбер, Дж. Палмер, СМИ в состоянии войны. Иракский кризис, Лондон, Sage, 2004.
- 3 А.-Ж. Бизимана, «Отношения между военными и журналистами: развитие американского контекста», Les cahie (…)
- 4 Э. Сиека-Козловски, «От контроля военной информации к контролю над обществом: политическое в (…)
.
1В России, как и везде, военные журналисты и военные корреспонденты оказываются в центре противоречий между дисциплиной и конфиденциальностью, необходимыми в военных вопросах, и независимостью и открытостью, которых требуют средства массовой информации. Их задача — информировать общество и формировать общественное мнение, но они также связаны уставом вооруженных сил1 в ситуациях, когда на карту поставлена их собственная безопасность и зачастую параллельно с войной на земле ведется информационная война2. Это напряжение характерно не только для России3, но здесь оно проявляется, пожалуй, в большей степени, чем в какой-либо другой стране. В СССР в военное время (будь то «Великая Отечественная война» с 1941 или «холодная война» до 1985 г.), ограничения на военных журналистов и военных корреспондентов были суровыми, со стороны Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота с его двойной ответственностью за государственную цензуру и партийную идеологическую корректность. В то время, когда средства массовой информации назывались «средствами массовой информации и пропаганды», какая возможная свобода действий была у корреспондентов между их «обязанностью сдержанности» и «обязанностью говорить открыто»? При горбачевской гласности , начиная с 1985, освещение военных вопросов стало форумом для выражения политической критики, будь то обнародование неудач войны в Афганистане, издевательства над новобранцами, коррупция среди офицеров или скандалы с ядерным сдерживанием.
В начале 1990-х журналисты отодвинули военную дисциплину в сторону в своей работе и посвятили себя освещению всех недостатков вооруженных сил. Авторитарный поворот российской власти с начала нового века, похоже, восстановил приоритет порядка, «вертикали власти» и «диктатуру закона» как в вооруженных силах, так и в СМИ, обеспечивая политический контроль над сообщениями СМИ о солдатах и войне4.
- 5 К. Лемье (директор), Журналистский субъективизм. Onze leçons sur le rôle de l’individualité dans l (…)
2Что такое реальность? Какие противоречия есть в конкретной задаче военных журналистов? На какие компромиссы они идут? Чтобы ответить на эти вопросы, этот специальный отчет обращается к профессиональной практике журналистов, чтобы раскрыть компромиссы, уловки и конфликты, которые составляют их повседневную работу. В различных статьях описываются люди в действии, работающие профессионалы, журналисты за работой. Этот социологический подход с собственным мнением людей, передаваемым прямо или косвенно, показывает как степень ограничений их работы, так и степень независимости и субъективности5, которые существуют в журналистском производстве. В нем рассказывается об их участии в создании официального дискурса и их борьбе за изложение альтернативных истин. После распада СССР мир военных журналистов становился все более разнообразным и многообразным. Карьера и опыт расширились за счет включения гражданских лиц, женщин, иностранцев и неспециалистов. Они в той или иной степени привержены своей работе, которая была открыта политически, юридически и технически сложными способами. Несмотря на то, что ограничения действительно существуют, они носят менее иерархический, милитаризованный характер обязанности самоограничения, а более (нео) либеральный характер. Это видно по событиям 2014 года в Украине, которые были особенно неконтролируемыми и опасными для журналистов на местах. Наше исследование военной журналистики в СССР и России дает представление о преобразованиях в советских, а затем и российских вооруженных силах, изменениях, происходящих в обществе и политике этой страны, социологии СМИ и журналистики в России, а также о современном мире в Генеральная.
- 6 Международный круглый стол. Военная и военная журналистика от СССР до России: полевые практики и (…)
3Настоящий специальный отчет включает статьи, которые различаются по форме и содержанию. Имеются проверенные научные статьи и личный опыт военных журналистов, описывающих их методы работы. В отчете круглого стола в апреле 2014 г. в Москве6 собраны взгляды журналистов, историков и практиков на особенности военной журналистики. Рецензии на книги напоминают читателю о том, сколько исследований было проведено в этой области. Вместе различные разделы открывают новые возможности для анализа военной журналистики в России.
- 7 См. выступление Ольги Павленко на Круглом столе в апреле 2014 года.
4Начиная с войн XIX века, особенно в Крыму7, история военной журналистики отмечена постепенной профессионализацией. Явно мужской работой до конца холодной войны, военной журналистикой и военными репортажами занимались офицеры и гражданские лица, государственные служащие и писатели, заинтересованные в том, чтобы свидетельствовать о конфликтах своего времени. В разгар советского 20 века в драме Великой Отечественной войны фигурировала героическая фигура военного корреспондента, будь то международного (как Александр Верт) или советского (Василий Гроссман). В жестокости великого столкновения между советской и нацистской военными машинами доступные репортажи показывают, какой независимостью и субъективной свободой выражения мнения могли обладать журналисты на фронте. Презентация Николасом Вертом трудов и карьеры своего отца иллюстрирует личный выбор и обязательства Александра на Восточном фронте. Его статьи были не столько результатом стратегических ограничений, наложенных войной, сколько рассказом человека, сражавшегося с советскими войсками. В 19В период с 41 по 1945 год война предоставила возможности для журналистского самовыражения, возможно, более широкие, чем в более поздние годы, когда был создан иерархический и институциональный аппарат для контроля над военной журналистикой. После победы пришло время бюрократизировать армейскую прессу.
Издания, посвященные военной тематике в брежневские годы (например, «Красная Звезда», ежедневная газета министерства обороны СССР) показали это по своему действию и содержанию. Военных журналистов готовила сама армия, как описывает Иван Чупин в своей статье о военных журналистах в последние годы существования СССР, которую подтверждает журналист Николай Стародымов. Эмбарго на военную информацию явно действовало во время войны в Афганистане с участием советских войск.
- 8 Об этом еженедельнике см. Соловьев В. Становление независимой военной печати в России: опыт “N (…)
5Поскольку гласность открыла репортажи после 1985 года, военные журналисты стали более разнообразными. Открытость и либерализация российского медийного мира распространилась и на военную журналистику. Цензура (Главлит) исчезла. Газеты бывшей советской армии продолжали работать под контролем министерства обороны. Они в основном оставались приверженцами редакционной линии Советской Армии в отношении «холодной войны», как это видно из статьи Софи Момзикофф на 9 сентября. 0289 Зарубежное военное обозрение. Но журналисты этих редакций воспользовались возможностью критиковать вооруженные силы как институт и перейти в независимые СМИ в то время, когда ценились их экспертные знания. Гражданские СМИ развили свои военные репортажи, написанные корреспондентами и специалистами. Появились новые издания, посвященные военной тематике (например, Независимое военное обозрение в середине 1990-х годов8). Объем помещений, отдаваемых вооруженным силам, становился все больше и разнообразнее. Личные рассказы о войне в Афганистане и многочисленных конфликтах, вспыхнувших на постсоветском пространстве (Чечня, Молдавия и Нагорный Карабах), плюралистически трактовались в прессе в XIX веке.90-е.
- 9 ед. Жеглова Феномен «прикомандированной» журналистики. In: Михаил Погорелый, Иван Сафранчук (e(…)
6В этой разнообразной среде журналисты делали выбор. Их карьера показывает напряженность и противоречия, с которыми они столкнулись, и компромиссы, которые они придумали. Некоторые советские военные журналисты сбежали из-под контроля своих бывших работодателей и присоединились к гражданским СМИ (например, Александр Гольц). Другие остались на месте, но изменили свое видение вооруженных сил и модифицировали свою редакционную политику. Эти карьеры и практики стали более разнообразными, и Иван Чупин описывает две концепции работы: одну армейскую и другую критически-исследовательскую. В ответ военные власти попытались удержать эти изменения под контролем, отправив собственных журналистов писать для гражданских изданий9.. Однако их контроль терял свою силу. В сообществе военных журналистов появлялись новые профессионалы. Иностранные корреспонденты выезжали в районы боевых действий на постсоветском пространстве и налаживали связи с российскими журналистами (см. отчет военного фотографа Юрия Тутова). Эти новые механизмы подняли вопрос об отношениях и обменах между журналистами различного происхождения и конкретных ограничениях, налагаемых на них. В этот период женщины также пришли в военную журналистику.
Примеры: Анна Политковская, освещающая войну в Чечне, и Ольга Алленова, журналист на Коммерсант, в том же кинотеатре. Эта диверсификация привнесла множественность в обработку военной информации. В этом выпуске PIPSS рассказ Алленовой показывает, как она перестала быть сторонником «наведения порядка» в Чечне в начале 2000-х годов, когда увидела насилие, которое это влечет за собой (см. рецензию Амандин Регамей на ее книгу). Алленова описывает растущее осознание криминальных злоупотреблений антитеррористической операции в Чечне. Интервью с Тутовым показывает, как он дистанцировался от СМИ МВД и стал больше работать с международными информационными агентствами. Эти журналисты продемонстрировали свою независимость суждений в меняющемся военном мире. В последнее время, с начала 2000-х годов, эта независимость возросла в результате появления новых информационных и коммуникационных технологий, расширяющих диапазон журналистской практики. Снижение технических ограничений, миниатюризация записывающих устройств и скорость передачи приводят к более быстрому распространению информации, в том числе из зон боевых действий.
Таким образом, возможности, доступные военным журналистам, расширяются.
7Но эта диверсификация вызвала сильную напряженность. Это можно было увидеть на круглом столе военной журналистики, проведенном в апреле 2014 года в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) в Москве в партнерстве с Международным комитетом Красного Креста (МККК). Андрей Раскин, профессор журналистики РГГУ, перечислил новые трудности, с которыми сталкивается военная журналистика в настоящее время. Он сказал, что неподготовленных журналистов часто отправляют освещать боевые действия, проявляя большую независимость, но рискуя своей личной безопасностью. Он выразил обеспокоенность по поводу присутствия в операционных театрах независимых журналистов с неопределенным статусом, которым предоставлена большая свобода, но мало защиты со стороны руководителей их редакций. Он также поставил под сомнение право женщин освещать конфликты: «Военная журналистика в целом в любом случае не место для женщин», — сказал он. Независимость журналистов, более разнообразный бэкграунд и преданность гражданскому сообществу ставят вопрос об их безопасности на военных театрах и вызывают недоверие со стороны профессионалов военной журналистики.
- 10 А.-Ж. Bizimana, Au cœur du dispositif встраивание: la наблюдение за журналистами intégrés lors de (…)
- 11 Х. Тамбер, Дж. Палмер, СМИ в состоянии войны. Иракский кризис, Лондон, Sage, 2004.
.
8В российских вооруженных силах это недоверие породило новые коммуникативные стратегии, более подходящие для постсоветской политической и медийной реальности. Раскин описал определенное недоверие в вооруженных силах к независимым журналистам. Но и военные власти осознают необходимость работы с журналистами. Более гибкие типы ограничений, часто вдохновленные западной практикой, опробуются военными учреждениями. «Внедрение» журналистов во время вооруженного конфликта позволяет контролировать передачу информации. Встраивание позволяет журналистам быть в центре событий и транслировать достоверные фактические отчеты о военных действиях, но поднимает вопрос о слежке за ними10 и их официальном использовании во время кризиса11. Практика связи была разработана российской армией во время Второй чеченской войны с 1999 на. Журналисты могут даже оценить, что их зачислили таким образом. Александр Сладков, известный российский телеведущий, сказал: «Встроенная журналистика — это хороший прогрессивный способ урегулировать отношения между гражданскими и военными. Масштабным примером встроенной журналистики может быть Советская Армия во время Великой Отечественной войны, когда 280 операторов записывали фильмы». Эта ссылка на Великую Отечественную войну используется для оправдания нынешних договоренностей о сотрудничестве между вооруженными силами и журналистами.
9Работа военных журналистов регулируется новыми законодательными кодексами. В начале 2010-х годов было принято большое количество законов, контролирующих деятельность газет, их редакций и независимых журналистов, ведущих блоги (сейчас они считаются средствами массовой информации, если у них более 3000 посещений в день). Также расширена роль Роскомнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) в контроле содержания СМИ. Хотя прямое институциональное принуждение в виде цензуры исчезло, политический контроль над военными журналистами принял множество новых форм. «Законы, регулирующие журналистику в России, не так уж плохи, поскольку они вдохновлены французскими законами; однако за последние несколько лет в них были внесены существенные поправки. Законы теперь действуют более ограничительно, оправдываясь границами последних законов о борьбе с терроризмом», — говорит Галина Арапова из Центра защиты СМИ. Эти правовые формы контроля за деятельностью журналистов не гарантируют безопасности профессионалов. Насилие в отношении критически настроенных независимых журналистов (убийства, например, Дмитрия Холодова и Анны Политковской) иллюстрирует опасность профессии. За последние три года в России было убито 250 журналистов (по словам Араповой).
- 12 http://fr.
rsf.org/ukraine-chronique-des-attaques-contre-les-18-09-2014,46264.html.
10С весны 2014 года боевые действия в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины по иронии судьбы выявили как свободы, которыми пользуются военные журналисты, так и ограничения, в которых они работают. Этот конфликт, широко освещаемый печатными и цифровыми СМИ, также является одним из самых опасных для журналистов и самым пристально отслеживаемым с точки зрения СМИ. В этой необъявленной войне, включающей антитеррористические операции, партизанскую войну и агентурную контрразведку, контроль над военной журналистикой и военными репортажами носит различный характер и может даже отсутствовать. Поскольку официального объявления войны не было, система включения журналистов в состав вооруженных сил не действует. Таким образом, репортаж новостей зависит от инициативы специальных корреспондентов, отчетов представителей общественности, неполной занятости и гражданской журналистики, сообщений в Интернете и блогов, открытых для более чем одной интерпретации. Нечеткий характер нынешнего конфликта и сомнения в личности его главных героев ставят журналистов со стороны в опасное положение. По статистике, которую ведет Reporters sans frontières 12, весной и летом 2014 года на востоке Украины резко возросло количество произвольных арестов и исчезновений журналистов. Жертвами конфликта являются журналисты всех категорий независимо от национальности (российские, украинские или радио, печать). Боевики Донецкой Народной Республики фактически издали в июле 2014 года указ, запрещающий «журналистам, операторам и фоторепортерам» «находиться в зоне боевых действий и вблизи военных объектов» во время вооруженных действий. Эти меры, ограничивающие доступ на театр военных действий, допускают самые разные интерпретации военной обстановки. В отсутствие каких-либо четких институциональных, правовых или политических рамок новые свободы, предоставленные постсоветской либерализацией и новыми медиа, не привели автоматически к плюралистическому освещению военных событий, но ставят под угрозу как журналистов, так и плюрализм информации.
Таким образом, военная журналистика является отражением социальных и политических трансформаций, происшедших в современной России и в областях ее вмешательства. Это может состоять из свидетельских показаний, выражения мнения и обязательств — признак независимости журналистов. Но эта степень субъективности обходится дороже, чем где бы то ни было, из-за отсутствия каких-либо эффективных публичных процедур защиты ее авторов.
Начало страницы
Примечания
1 А также специфически военная концепция письма и дискурса: C. Oger, «De l’esprit de corps au corps du texte: cohésion militaire et dissolution journalique», Langage et société , № 4, 2000.
2 Х. Тамбер, Дж. Палмер, СМИ в состоянии войны. Иракский кризис, Лондон, Sage, 2004.
3 А.-Дж. Бизимана, «Отношения военных-журналистов: эволюция американского контекста», Les cahiers du journalisme , № 16, осень 2006 г.
4 Э. Сиека-Козловски, «От контроля военной информации к контролю над обществом: политические интересы, вовлеченные в трансформацию военных СМИ при Путине», Small Wars and Insurgencies , vol. 20, № 2, 2009. С. 300-318.
5 C. Lemieux (режиссер), Журналистский субъективизм. Onze leçons sur le rôle de l’individualité dans la production de l’information , Paris, Editions de l’EHESS, 2010.
6 Международный круглый стол. Военная и военная журналистика от СССР до России: Полевая практика и правовые нормы. Москва, 15 апреля 2014 г. Организаторы: Региональное представительство Международного комитета Красного Креста (МККК) в Российской Федерации, Российский государственный гуманитарный университет, Союз журналистов России, Франко-Российский центр социальных наук в Москве и журнал ПИПС.
7 См. выступление Ольги Павленко на Круглом столе в апреле 2014 года.
8 Об этом еженедельнике см. Соловьев В. Становление независимой военной печати в России: опыт «Независимого военного обозрения» // Погорелый М., Сафранчук И. (ред. ) // Современная российская военная журналистика. Опыт, проблемы, перспективы . М.: Гендальф, 2002. С. 11-21.
9 ед. Жеглова Феномен «прикомандированной» журналистики. В: Михаил Погорелый, Иван Сафранчук (ред. ). Современная российская военная журналистика. Опыт, проблемы, перспективы . Москва, Гендальф, 2002. С. 22-39.
10 А.-Ж. Bizimana, Au cœur du dispositif embedding: la tracking des journales intégrés lors de la guerre en Irak , PhD Thesis, 2010, http://www.archipel.uqam.ca/3654/ (по состоянию на 21 октября 2014 г.).
11 Х. Тамбер, Дж. Палмер, СМИ в состоянии войны. Иракский кризис, Лондон, Sage, 2004.
12 http://fr.rsf.org/ukraine-chronique-des-attaques-contre-les-18-09-2014,46264.html.
К началу страницы
Список литературы
Электронный справочник
Франсуаза Досе , «Военные журналисты и военные корреспонденты из СССР в Россию: субъективность под огнем», Журнал институтов власти в постсоветских обществах [On 90 ], Выпуск 16 | 2014 г., в сети с , подключение 8 декабря 2022 г. URL: http://journals.openedition.org/pipss/4121; DOI: https://doi.org/10.4000/pipss.4121
Начало страницы
Об авторе
Françoise Daucé
CERCEC / EHESS
Автор
Михаил Погорелый и Иван Сафранчук (ред.), Современная российская военная журналистика. Опыт, проблемы, перспективы [Полный текст]
Москва, Гендальф, 2002, 254 стр.
Опубликовано в Журнал институтов власти в постсоветских обществах , выпуск 16 | 2014
Военная журналистика в России и странах СНГ. Предлагаемая библиография [Полный текст]
Опубликовано в Журнал институтов власти в постсоветских обществах , выпуск 16 | 2014
Авторские памятные композиции патриотической войны.
Образец сувенира Муссы Джалиля, татарина, сталинца, поэта и патриота [Полный текст]
Схемы памяти вокруг Отечественной войны. Пример памяти Мусы Джалиля, татарина, сталиниста, поэта и патриота
Опубликовано в Журнале институтов власти в постсоветских обществах , Выпуск 12 | 2011
Анджей Беловранин, Черная книга [Черная книга] [Полный текст]
Санкт-Петербург, Норма, 2010, 150 стр.
Опубликовано в Журнал институтов власти в постсоветских обществах , выпуск 11 | 2010
«Способ защиты людей – налаживание неформальных связей с силовыми структурами» — Интервью с Ашотом Айрапетяном, президентом Центра межнационального сотрудничества, Москва, 3 июня 2008 г. (на русском языке) [Полный текст]
Опубликовано в Журнал институтов власти в постсоветских обществах , Выпуск 9 | 2009
К.