Роберт дуано фотограф поцелуй: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.

В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления. В 1949 году Робер Дуано заключил контракт с журналом Vogue, а через несколько лет стал независимым фотографом.

«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем…
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».

«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке. Ну кого в Париже могут удивить целующиеся пары. Да они здесь везде, на каждом углу и шагу. И снимок, на первый взгляд, передает, вполне обыденную сценку, виденную многими тысячу раз. Целующиеся влюбленные, которым ни до кого нет дела. Ни до прохожих, ни до места, где они это делают, ни до времени. Естественно было бы подразумевать, что молодые люди даже не подозревают о присутствии фотографа. Общая спонтанность сцены, «неряшливая» композиция, только усиливают это заблуждение. И только при очень большом желании все таки можно обнаружить в позах целующихся некоторую театральность. Но кому это было нужно в том далеком 1950 году. Тем более, что вместе с «Поцелуем» в том же журнале «Life» были опубликованы еще шесть других его братьев близнецов, таких же парижских поцелуев. И после публикации все бы о них благополучно забыли.

Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава. Ведь по-настоящему знаменитая фотография откроется для зрителя только спустя 36 лет после того, как была опубликована в «Life». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. И за двадцать последующих лет «Поцелуй у здания муниципалитета» был напечатан на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а кроме этого на календарях, почтовых марках, майках, занавесках, постельном белье, не говоря уже о многочисленных фотоальбомах. Без преувеличения можно сказать, что на одной этой фотографии Дуано заработал больше чем на всех остальных своих фотографиях вместе взятых (агентство и фотограф заработали на этом снимке более 650,000 долларов)!

Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер. Они забрасывали Дуано письмами и требованиями о выплате гонораров и компенсаций. В тот раз фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка и в том, что для этого ему пришлось нанимать профессиональных моделей, которым он заплатил. Это признание стоило ему репутации «честного фотографа-документалиста». Кроме этого были поставлены под сомнения его же собственные слова: «Если ты делаешь фотографии, не говори, не пиши, не анализируй себя, не отвечай ни на один вопрос». Но свои действия он оправдывал тем, что фотографии целующихся пар могут поставить их в неудобное положение, дескать, «влюбленные, болтающиеся на улицах Парижа, редко оказываются законными парами». Но и это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила бывшая актриса Франсуаза Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором и присланный им сразу же после съемок.

Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку. Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».

Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.

Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.

 

Смотрите также:

  • Мастер фотографии Вилли Рони 
  • Ренни Эллис – классик документальной фотографии 
  • Фотограф Богдан Дзиворский – удивительные моменты с уличными эмоциями
  • Экзотические виды спорта и гуманистические фотографии от Томаша Гудзовати

Телеграм

Парижская любовь и фотография-проститутка.

Робер Дуано: gorbutovich — LiveJournal

История фотографии

Поцелуй у парижской мэрии. Фотограф Робер Дуано.

Робер Дуано о своей самой известной фотографии говорил: «Она поверхностна, легко продаваема, une image pute /фотография-проститутка»

Поцелуй у парижской мэрии. Фотограф Робер Дуано. 1950 / Robert Doisneau. Le baiser de l’Hôtel de ville, 1950. © Atelier Robert Doisneau. Source

Париж – город символов. Хлеб – один из символов Парижа. Но «не хлебом единым жив человек» [Ветхий Завет, Второзаконие, 8:3] – главным нематериальным символом как Парижа, так и всей Франции, безусловно, является любовь.

Любовные снимки фотографа Робера Дуано (1912-1994) и рассказ о его знаменитейшем снимке, ставшем одним из символов послевоенного Парижа и парижской безмятежной любви, – «Поцелуй у парижской мэрии».

Текст из книги: Ханс-Михаэль Кецле «Знаменитые фотографии. История знакомых образов. Том 2. 1928-1991», TASCHEN Icons, 2008. / Глава «Робер Дуано. Любовь в мартовский день. 1950»:

Вряд ли в наше время есть другая фотография, которая получила такую же известность, как снимок Робера Дуано / Robert Doisneau «Поцелуй у парижской мэрии». Изображение мимолетного объятия стал лучшим образом Парижа. Кроме того, фотография, ставшая емкой метафорой ощущения послевоенной жизни, принесла своему создателю не только славу, но и богатство.

2.

1934. Фотограф Робер Дуано. Берег Сены / Robert Doisneau. Seine banks. Paris. 1934

В этот раз он осмелился подойти ближе. Однако обычно он старался держаться на расстоянии и оставаться незамеченным. Робер Дуано называл присущую ему застенчивость причиной его сдержанности как фотографа. Превратив неизбежность в достоинство, он, в конце концов, превратил соблюдение дистанции в изобразительный стиль, применимый ко всему социальному и архитектурному окружению в городе. Дуано – фотограф, предпочитавший широкие планы, и, соответственно,

3.

Это не Париж, это Москва. Фотограф Уильям Кляйн (род.1928). Бикини. Москва. 1959 / William Klein, Bikini, Moscow, 1959. © William Klein/Courtesy HackelBury Fine Art. via, Christie’s

полная противоположность Вильяма Кляйна, который сознательно смешивался с фотографируемыми им людьми, пытаясь наладить контакт и взаимодействие, давая знать о том, что он – фотограф, провоцируя реакции и, тем самым, превращая сам процесс съемки в тему работы. Но если французский термин chasseur d’images – то есть охотник за изображениями – признан во всем мире в качестве описания действий фотографа, то Робер Дуано, наоборот, всегда считал себя pêcheur d’images, рыболовом, то есть фотографом, который терпеливо выжидал, пока течение жизни не бросит к его ногам более-менее богатый улов – «наблюдателем» (Колин Уэстербек), который поднял осторожность на вершину и поместил ее в сердце всей своей работы.

В этом смысле, Дуано вошел в историю фотографии как мастер «скрытой камеры». Или так он, скорее, предпочел бы называться, если бы из-за широко освещаемых международных судебных исков в конце его жизни не раскрылось бы, что сам Дуано участвовал в инсценировке событий, изображаемых на его фотографиях. В любом случае, как нам теперь известно, возможно, его самая знаменитая фотография Поцелуй у парижской мэрии была результатом инсценировки, произведенной с участием нанятых актера и актрисы. Но что и означает этот неприятный факт для восприятия и понимания фотографии, которая является «популярным образом» и одной из самых известных фоторабот столетия?

4.

1944 год, август. Робер Дуано. Поцелуй в Париже освобожденном / The liberation of Paris, August 1944. Robert Doisneau

Главный элемент каждой ретроспективы Дуано

По неофициальным данным, Поцелуй у парижской мэрии был продан более двух с половиной миллионов раз только в виде открыток. Кроме того, около полумиллиона плакатов с этим изображением нашли покупателей. Этот мотив украшает подушки, носовые платки, настольные и настенные календари, поздравительные открытки и раскладные серии фотографий. Кроме пип, он является главным элементом каждой ретроспективы Дуано и не I лучайно украшает обложку самой важной публикации художника на сегодняшний день, Three Seconds from Eternity [Три секунды вечности]. Гости Парижа встречают это изображение в том или ином виде буквально на каждом углу. Возникает вопрос: почему эта относительно неэффектная фотография с достаточно простой композицией по сей день завораживает публику.

Точно в центре квадратной фотографии изображена молодая пара примерно двадцатилетнего возраста. Откровенно говоря, в них нет ничего замечательного. Они прилично одеты – вполне подходяще для улицы. И только яркий шарф, заткнутый за воротник двубортного костюма, является единственным аксессуаром, придающим богемный вид правому берегу Сены. Приближаясь с левой стороны, пара движется вперед по заполненной людьми улице. Мужчина правой рукой обхватил плечи девушки. Вдруг – как внушает нам фотография – он притянул ее к себе и поцеловал в губы. Кажется, никто из остальных пешеходов, изображенных на снимке, не заменил этого внезапного проявления любви. И лишь наблюдатель на переднем плане видит маленькую сцену. Намеренно выбранный кадр «из-за плеча», если заимствовать терминологию киноиндустрии, намекает именно на это.

5.

1945. Робер Дуано. Поцелуй в кафе. На постере написано: «Попробуйте наши байдарки». В «Gégène» / Robert Doisneau. Essayez nos pédalos. Chez Gégène. 1945. via

Один из «неопределенных» зимних дней в Париже

Мы не знаем, почему Робер Дуано выбрал для постановки этой сцены окрестности парижской мэрии. На самом деле, беззаботное счастье послевоенного времени олицетворял, скорее, противоположный берег Сены – в частности, Латинский квартал, населенный студентами – не случайно голландец Эд ван дер Эльскен выбрал Левый берег местом действия своей, возможно, самой важной работы середины 1950-х годов: Любовная истории в Сен-Жермен-де-Пре. Но Робер Дуано выбрал именно Правый берег. Расплывчатый, но легко узнаваемый нео-баррочный парижский муниципалитет находится на заднем плане людной улицы, судя по всему, Риволи. Уличичное кафе, из которого производилась съемка, возможно, сегодняшнее Café de l’Hôtel de Ville, расположенное на пересечении Ренар и Риволи. Дуано снимал своим Rolleiflex, направленным на улицу, находясь за столиком во втром ряду. Женщина на заднем плане заметила его, ее взгляд выдает присутствие фотографа в снимке.

6.

1950. Робер Дуано. Четыре сезона — Весна / Les quatre saisons — printemps Les quatre saisons — printemps. Doisneau Robert (1912-1994) , photographe. Paris, Centre Pompidou — Musée national d’art moderne — Centre de création industrielle. © Atelier Robert Doisneau. Source

В монографиях снимок неоднократно помещался под названием «Воскресенье». Но на самом деле ничто на фотографии не указывает на то, что сегодня воскресенье: мы просто привыкли ассоциировать прогулки по городу с воскресными и выходными днями. Сам Дуано датировал снимок мартом 1950 г. Следовательно, он должен быть сделан в один из «неопределенных» зимних» дней в Париже: ни теплых, ни холодных, конечно, ни солнечных, а, скорей пропитанных тем рассеянным светом, который Дуано однажды назвал типичным для Парижа – свет, являющийся частью вечного «нежного серого тента, который прославленное небо Иль-де-Франс [начинает] разворачивать на рассвете, как будто кто-то накрывает защитным чехлом ценную мебель».

Всегда в поиске выразительного момента

Фотография Дуано была впервые опубликована в легендарном иллюстрированном журнале Life. В то время фотографу, отпрыску мелкобуржуазной парижской семьи, было тридцать восемь лет. Он изучал искусство гравировки в École Estienne, а потом познакомился с инновационными тенденциями «новой объективности» в фотографии в студии Андре Виньо. Позднее Дуано получил свою первую должность – надо сказать, не слишком его устраивавшую – место промышленного фотографа в компании Renault. В 1939 г. он был уволен за частые опоздания на работу. «Я опять попал ни улицы, где шла жизнь, чувствовал себя счастливым, но испытывал легкое беспокойство. За пять лет работы на заводе моя инициативность впала и спячку. Но спала она или нет, материальные нужды заставили меня начать все заново».

7.

1950. Робер Дуано. Поцелуй в Версале / Robert Doisneau, 1950, Baiser Passage Versailles, Paris

Дуано преобразовал неизбежность в достоинство и сделал улицы объектм своего фотографического исследования. Его всегда завораживал Париж простых людей – Париж пенсионеров и поденщиков, бродяг и таксистов, падших женщин, рабочих, детей и домовладелиц, вглядывающихся в холл. Это были люди, которых он искал, всегда высматривая выразительный момент, в котором сосредоточились бы человеческие и более чем человеческие качества.

8.

Фотограф Анри Картье-Брессон. Париж. Собор Парижской Богоматери. 1952-1953 / Henri Cartier-Bresson. France. Paris. 1952-1953. Notre-Dame Cathedral. Magnum photos. Source

Дуано был рассказчиком среди представителей так называемой photographie humaniste. Если Картье-Брессон следовал догмам конструктивистов и выстраивал композицию фотографий до последней детали, Дуано выискивал истории. Его фотографии демонстрируют остроумие, но очень часто в них различимы ирония или даже легкая грусть, скрывающиеся »а юмором. Он всегда ограждал себя от интеллектуализации процесса съемки. Его искусство работы с фотоаппаратом выросло из ростков симпатии и чувства, источников, которые в конце концов объясняют причину несравненной мировой популярности его творчества.

9.

1950. Робер Дуано. Париж / Paris. 1950. Photo: Robert Doisneau

Cлава пришла к Дуано поздно, но зато осталась с ним на долгое время. В начале 1970-х годов в Париже сносили крытые рынки. Для многих парижан их исчезновение означало не только потерю фрагмента старого Парижа, но и окончание целой эры: той не всегда беззаботной, но всегда оптимистичной послевоенной эры, за время которой город на Сене опять стал художественным и интеллектуальным центром мира, перед тем как безвозвратно уступить свои лидирующие позиции Нью-Йорку. Не случайно, что именно в этот тяжелый поворотный момент произведение Робера Дуано, основная масса работ которого отражала 1940-1950-е годы, получило буквально беспрецедентное признание. Друзья предупреждали его: «Не трать время на эти фотографии!» Но Дуано устоял, и в результате ни один другой фотограф его поколения не мог предложить такого многообразия снимков из «лучших времен», как достаточно тихий и скромный Дуано. По слухам, его архив содержал не менее 400 тысяч негативов — визуальный космос, из которого продолжают появляться бесчисленные не виданные ранее фотографии Парижа.

10.

«Говоря о фотографиях. ..», статья о Париже, как о «городе любовников» в Life 1950 г. В этой статье был впервые опубликован Поцелуй у парижской мэрии Дуано / LIFE Speaking of pictures Le baiser de l’hôtel de ville, 1950. Robert Doisneau. via

Город свободного поведения и чувственных наслаждений

Под эгидой запоздалого признания Дуано Поцелуй у парижской мэрии начал триумфальное шествие после премьеры в Life, где он был напечатан в маленьком формате наряду с другими пятью черно-белыми фотографиями. Издатель не осознал визуальной мощи снимка и не придал значения имени его создателя: фотограф даже не был упомянут на этом развороте. Фотография была частью статьи о Париже как о городе любовников. Там, как внушали текст и фотографии, люди могут обниматься на каждом углу, и на них никто не обратит внимания. Помните: мы все еще говорим о 1950-х годах, явно пуританской эре, когда ласки на улице вряд ли были нормой. В этом контексте Life опять использовал старое представление о Париже, городе свободного поведения и чувственного наслаждения, представление, широко распространенное в голливудских фильмах того времени. По сути, Поцелуй у парижской мэрии и сегодня воздействует на этом уровне: фотография наводит на мысль о безмятежном наслаждении любовью в послевоенные годы. В этом смысле, фотография способна воздействовать в двух аспектах как свидетельство мирных, но при этом страстных, гармоничных отношений.

11.

1950. Поцелуй у Оперы. Фотография из LIFE. Фотограф Робер Дуано / Le Baiser de L’Opera. Photo Robert Doisneau, Paris. 1950

Три поцелуя у здания мэрии, один на рю де Риволи и еще один на площади Согласия

Сам Дуано продолжал противоречиво относиться к своей известной фотографии, однажды он заявил, что она не представляла собой достижения в области фотографии. «Она поверхностна, легко продаваема, une image pute, фотография-проститутка». Однако все те, кто покупали ее в виде постера или пазла, занавески для душа или изображения на футболке видели ее – и до сих пор видят в ином свете. Всю свою жизнь Дуано получал восторженные письма, в том числе и от людей, которым казалось, что они узнали себя на этом снимке.

Однако в 1988 г. Дениза и Жан-Луи Лаверн из Иври недалеко от Парижа направили фотографу иск на сумму около 90 тысяч долларов в качестве компенсации за невыплаченные авторские отчисления. В результате состоялся громкий судебный процесс, во время которого Дуано признал, что он сделал постановку с оплаченными моделями. Согласно его аргументам, снимок был сделан по контракту с Life, которому нужны были фотографии целующихся пар в Париже. Но из-за боязни юридических проблем было решено использовать актеров.

12.

1950. Букет нарциссов. Фотография из LIFE. Фотограф Робер Дуано / Robert Doisneau “Le Bouquet De Jonquilles”. Paris, 1950. via

Дуано сел в кафе около Кур Симон, одной из самых известных школ актерского мастерства, и таким образом нашел «очень симпатичную девушку… Она согласилась и привела с собой своего друга на назначенное место съемки.

Мы сняли три поцелуя у здания мэрии, один на рю де Риволи и еще один на площади Согласия». Дениза и Жан-Луи Лаверн вышли из здания суда с пустыми руками, но дело подняло много шума, дойдя до тех, кто действительно позировал для фотографии: Жака Карто, которому в то время было уже больше шестидесяти лет, и бывшей актрисы Франсуазы Борне, выдвинувшей новый иск на 100 тысяч франков на возмещение ущерба.

13.

1950. Робер Дуано. Поцелуй. Фотография из LIFE

Ее претензия также не была удовлетворена, несмотря на то, что в качестве доказательства она предъявила подписанную копию фотографии, которую Дуано подарил ей после фотосессии. Дуано, со своей стороны, смог доказать, что он заплатил девушке достаточно по тем временам. Таким образом, его проблемы остались позади, но его репутации фотографа был нанесен тяжелый удар. После этих событий люди начали задумываться, сколько его послевоенных парижских фотографий в действительности были постановочными.

14.

1950. Робер Дуано. Фотография из LIFE

Художник признал, что «все мои любовники 1950-х» — инсценировка, но возразил, что он очень внимательно наблюдал, «как люди вели себя в определенных ситуациях», перед тем как приступить к съемке. Насколько бы парадоксально это ни звучало, споры о том, являлась ли фотография инсценировкой или нет, практически не нанесла ущерба обвиняемому Поцелую у парижской мэрии: все проблемы с документами давно остались позади. Фотография стала символом, а символы обладают своей собственной правдой.

15.

1947. Робер Дуано / Robert Doisneau. Café de Flore, Paris. 1947. via, via

Робер Дуано
Родился в 1912 г. в Жантильи/Валь-де-Марн.
1929 г. диплом гравера и литографа.
1930 г. коммерческий фотограф в Atelier Ullmann.
1931 г. ассистент Андре Виньо.
1932 г. первый репортаж в иллюстрированной ежедневной газете Excelsior.
1934-1939 гг. работает в рекламе и промышленным фотографом для Renault. Активный участник Сопротивления.
1946 г. присоединяется к агентству Rapho.
1949 г. публикация книги La Banlieue de Paris (совместно с Блезом Сандраром).
1949-1952 гг. съемка модных вещей для французского Vogue. После этого работает внештатным фотографом в Монруж, недалеко от Парижа.
1992 г. крупная ретроспектива в Музее современного искусства, Оксфорд.
Умер в 1992 г. в Монруж.

16.

1953, 1 мая. Фотограф Робер Дуано. Марк и Кристина Шевалье в парижском метро. Майский ландыш / Le muget du métro. Paris / In the subway, Marc and Christiane Chevalier, during a report on the Lily of the valley. May 1st, 1953 © Atelier Robert Doisneau. via

17.

1953, 1 мая. Фотограф Робер Дуано. Марк и Кристина Шевалье в парижском метро. Майский ландыш / Robert Doisneau, In the subway, Marc and Christiane Chevalier, during a report on the Lily of the valley, May 1st, 1953 © Atelier Robert Doisneau. via

18.

Около 1952. Фотограф Робер Дуано. Поцелуй жениха и невесты / Robert Doisneau. Bride and groom kissing, no date [c. 1952]. via

19.

1952. Робер Дуано. Мечты/Создания из грез / Robert Doisneau. Créatures de Rêves, 1952. via

Текст из книги: Глава Робер Дуано. Любовь в мартовский день. 1950 // Ханс-Михаэль Кецле «Знаменитые фотографии. История знакомых образов. Том 2. 1928-1991», TASCHEN Icons, 2008 / Перевод с английского О.И.Сергеева. Москва, Аст, Астрель, 2008. Стр.72-79. В оригинале текст на абзацы не разбит.

Дополнительно:
Официальный сайт L’Atelier Robert Doisneau: robert-doisneau.com
BBC: 155 тысяч евро за классический поцелуй – история того же знаменитого снимка.

Смотрите также:
Парижский хлеб
Советские анекдоты. Очень избранное. Часть 2
Советское фотоискусство. Очень избранное: 1926-1979
Фотографии, сделанные финнами во время Второй мировой войны

«Поцелуй у Hôtel de Ville» Робера Дуано — блог о фотографии

Как дела, любители фотографии? Это Мартин с канала О фотографии, и сегодня я хочу рассказать об этой конкретной картине «Поцелуй, также известный как Поцелуй от Hotel de Ville». Я уже кратко рассказывал об этом снимке в своей статье «Роберт Дуано — чемпион гуманистической фотографии». Так что, если вы не знакомы с Робером Дуано, обязательно ознакомьтесь с моей предыдущей статьей о его жизни и фотографии.

Сегодня я хочу рассказать об истории этой картины и многом другом.

Снимок был сделан в 1950 году Робером Дуано на его камеру Rolleiflex в Париже и вызвал небольшие споры. Несмотря на то, что снимок был сделан в 50-х годах, он стал известен только после того, как в 1980-х годах компании, выпускающие плакаты, начали продавать его на открытках, плакатах или календарях. Теперь спор, о котором мы говорили, заключается в том, что эта фотография, сделанная на улице, на самом деле была постановкой моделей.

Поцелуй у отеля de Ville Робера Дуано

Чтобы избежать юридических проблем, Дуано предпочитал использовать друзей или моделей для заказанного им репортажа, что довольно иронично, когда знаешь, что произошло позже. Однако это нечто немыслимое в жанре уличной фотографии. Справедливости ради, Дуано получил заказ на фото целующихся пар от журнала «Life Magazine», а позже оправдывался тем, что не посмеет фотографировать целующихся людей на улицах.

«Фотограф, который сделал снимок из великолепного момента, случайной позы кого-то или красивого пейзажа, находит изменника»

Теперь я также нашел другую историю, в которой Дуано видел, как его друзья целовались и просто хотел воссоздать сцену. Как я уже говорил в предыдущем видео, так как фотография была заказана, кто может сделать такую ​​фотографию лучше, чем уличный фотограф? Дело в том, что она была фактически скрыта от публики до 19 века.80-х, когда Жан и Дениз Лаверн (Лаверн) думали, что узнали себя, и когда они столкнулись с Дуано, он сначала не отрицал этого. Теперь, воспользовавшись случаем, пара подала в суд на Дуано за деньги, и это заставило его раскрыть, что на самом деле это были нанятые модели, позирующие на фотографии.

Что еще хуже, эти наемные модели после этого подали на него в суд, но проиграли. Это был очень неприятный и шокирующий опыт, который, как позже сказала его дочь, «испортил последние годы его жизни».

Робер Дуано

Более того, когда мы смотрим на композицию, мы видим целующуюся пару, в середине движения, где была пара, почти делящая картину пополам по диагонали. Акт поцелуя, представленный в этом романтическом представлении о Париже, — это то, что было и есть у многих людей сегодня. Перед парой пустое пространство, а за парой идут люди, подразумевая, что это всего лишь короткий момент в оживленном и красивом городе Париже.

Для получения дополнительной информации о Робер Дуано не стесняйтесь посмотреть мое видео о нем. Надеюсь, вам понравилась сегодняшняя история этой картины. Если вы это сделали, не стесняйтесь поставить лайк.

Фотография, StreetMartin blog21 Комментарий

0 лайков

«Поцелуй у ратуши»: вторая картина, в которой Робер Дуано увековечил любовь.

«Поцелуй у ратуши» Робера Дуано; Эта фотография — одна из икон вечной любви. Молодой человек стоит на улице, обнимает свою девушку рукой и страстно целует ее перед парижской ратушей, останавливая мир вокруг себя.

Франция освободилась от второй великой войны, и ее столица возрождается среди туманов и желаний, которые мастер фотографов Робер Дуано увековечил в черно-белых снимках. Но закулисная гипнотическая фотография, возможно, одна из самых воспроизводимых в истории, не была «лучом неожиданной красоты», как многие считали.

Поцелуй в Hotel de Ville, 1950, © Robert Doisneau

Как и во всех предыдущих военных конфликтах, когда Вторая мировая война подошла к концу, весь мир страстно желал вернуться к нормальной жизни. Повседневная жизнь была тогда более ценным активом, чем золото; и тот факт, что конец этого светлого периода сменился «гуманистической фотографией», тому подтверждение.

Европейская фотография, посвященная таким темам, как дети, любовь, пары; символы будущего и оптимизма, которые могли бы помочь вернуть надежду после разрушительной реальности войны.

Так в 1950 году фотограф Робер Дуано стоял на террасе бара со своей камерой Rolleiflex. Он внимательно следил за проходившими по улице людьми и среди толпы мог различить влюбленную пару, которая, не обращая внимания на все вокруг, двигалась вперед, страстно целуясь.

Робер Дуано | Источник изображения: Википедия

Фотограф быстро взял свою камеру и сделал снимок, известный как «Поцелуй у ратуши». История, рассказанная таким образом, действительно драгоценна; окружающая среда Парижа, красота момента, страсть молодых людей, чувство беззаботности, смешанное с повседневной жизнью города… все было слишком идеально.

Изображение сохраняло статус «журналистского документа» до середины 1980-х, когда тысячи копий фотографии были напечатаны и распространены в формате плаката. Затем фотография прославилась на весь мир, став иконой романтизма, приписываемой столице Франции. Тогда-то и возник спор о том, был ли момент, запечатленный Дуано, запланированным или естественным.

Я бы никогда не осмелился так фотографировать людей. Любовники целуются с на улице, эти пары редко бывают законными.

Робер Дуано

Правда в том, что эта фотография наполнила горечью последние годы жизни ее автора. В 1988 году, в возрасте 76 лет, великому французскому фотографу пришлось раскрыть секрет, который он так долго хранил: он нанял пару из Школы комедиантов по заказу журнала Life, который искал изображение, чтобы запечатлеть любовь после Война в Европе, которая поднималась благодаря плану Маршалла.

Это произошло из-за того, что пара со своей стороны и женщина со своей стороны объявили себя сфотографированными героями и потребовали оплаты прав на использование их изображения. Когда главный герой, Франсуаза Дельбар, осудила его за права на изображение, человек на фотографии, Жак Карто, защитил Робера. Они уже взяли деньги за знаменитый поцелуй. Чтобы выйти из правового положения, он был вынужден дать признательные показания.

Несмотря ни на что, изображение не теряет никакой ценности. На самом деле, в любом уголке Парижа можно найти что-то связанное с ним. Люди продолжают восхищаться этим поцелуем как символом любви.

Сцена показывает пару перед зданием парижской ратуши, страстно целующуюся, в то время как люди ходят, не замечая этого, спешат или вообще отсутствуют. Элегантная поза влюбленных кажется не замечающей ничего, кроме любви, они в центре. На них вращается вся композиция, все расположение элементов. Это пятидесятые годы, и это надежда послевоенного периода, освобожденного Парижа, который начинает восстанавливаться.