Рисунок пером портрет: Портрет тушью и пером — 34 фото

Академический рисунок пером и тушью| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Жидкие техники: кисточки и разные виды туши

Оглавление

  • 1 Жидкие техники: кисточки и разные виды туши
  • 2 Размывки: широкий тональный диапазон
  • 3 Тональные вариации
  • 4 Продление размывки
  • 5 Эффекты от кисти
  • 6 Рисование тушью
  • 7 От светлого к темному
  • 8 Тушь: линии и эффекты
    • 8.1 Больше про академический рисунок можно прочитать тут:

Рисование кистью – первый шаг на пути к овладению жидкими техниками. Принцип работы размывками достаточно прост: положив насыщенный мазок, вы просто добавляете воды с помощью кисти. Опытный вы художник или нет, в любом случае вам быстро станет понятно, что механизмы рисования тушью, вне зависимости от того используете вы кисть или перо, достаточна близка к привычному рисованию.

Тушь позволяет совмещать линии и тональные заливки, и может использоваться для создания как черно-белых, так и цветных работ. Поэкспериментируйте с инструментами: попробуйте старомодное перо, современную авторучку, а также шариковую и капиллярную ручки. После того как вы привыкните к специфике материала, вы можете переходить к работе в цвете.

Размывки: широкий тональный диапазон

Хотя размывки возможны только в работе с акварелью или тушью, техника тесно связана с рисованием. Размывка – достаточно простая техника: вы накладываете тон на бумагу влажной кисточкой, добавляя больше воды для более легких тонов в освещенных областях,используя больше туши в тенях и добиваясь градиента также с помощью воды. До того, как переходить к жидким изобразительным техникам, вам нужно освоить азы монохромных растяжек.

Пятна и заливки, созданные с помощью размывок туши, всегда очень спонтанные и живые. Наложение друг на друга нескольких слоев приведет к более темному тону.

Овладев инструментами и техникой, вы сможете создавать свободные эмоциональные рисунки, которые достаточно быстро можно довести до ума.

Тональные вариации

Насыщенность тона размывки зависит исключительно от количества воды, добавленной в цвет на палитре или бумаге. Чем меньше воды, тем более темной и непрозрачной будет выглядеть размывка, и наоборот. Более водянистые тона – более прозрачные и легкие. Из этого легко вывести, что белого цвета как такового, вне бумаги, в этой технике не существует.

На предварительно смоченной бумаге создавать размывки легче – но их сложнее контролировать, потому что тушь будет расплываться.

 

  1. Чтобы начать делать размывку, сначала наложите тон на бумагу.
  2. После этого добавьте в изначальное пятно воды и проведите кистью, делая растяжку.
  3. Чем длиннее растяжка, тем больше в ней будет тональных переходов.
  4. Чтобы добиться белого пятна, промокните нужное место кончиком сухой кисти – ворсинки моментально впитают тушь.
  5. Попрактикуйтесь в том, чтобы делать плавные тональные растяжки.

 

Продление размывки

Размывки позволяют добиться очень широких и богатых тональных переходов. Чтобы добиться этого, для начала наложите на бумагу насыщенный тон – линию или пятно – а потом промойте кисть в воде и начните ею размывать тушь на бумаге. По мере вашего продвижения тушь будет как бы скользить по влажной бумаге, насыщая цветом нужные вам области. Тон постепенно будет становиться все легче и легче. Чем больше раз вы проделаете эту операцию, тем более светлым станет тон в результате.

Простой метод работы

Лучший способ научиться делать размывки – практика. Возьмите для начала простой объект – грушу. После того, как вы сделаете легкий карандашный рисунок, вы можете начать работу с тушью, очертив контур предмета кончиком кисти. После этого примените легкую размывку, двигаясь к внутренней части груши, но оставляя белую область будущего рефлекса. Прежде, чем тушь высохнет, сделайте еще одну размывку, более интенсивным тоном. При наложении областей друг на друга на влажной бумаге тона будут быстро смешиваться. Отожмите кисточку от лишней воды и распределите тушь легкими движениями.

  1. Здесь показан простой пример рисунка тушью. Начните с контура груши кончиком кисти.
  2. Используя большое количество воды, начните накладывать тон на внутреннюю часть груши.
  3. Добавьте еще тона, чтобы лучше вылепить светотень.

Когда вы работаете с размывками, стоит иметь под рукой тряпку, которой можно выбрать излишек воды – это позволит вашему рисунку быть более контролируемым и не растекаться.

Эффекты от кисти

При работе с размывками очень важно уметь правильно обращаться с кистью, поскольку она самый часто используемый инструмент в жидких техниках. Хотя работа тушью классифицируется как рисовальная техника, пятна, тон и мазки создаются в основном с помощью кисти. Ни один другой инструмент не может сравниться с тем, насколько быстро кисть впитывает жидкость. Кисть хорошо передает движение, свет, и атмосферу, но для начала художник или художница должны набить руку: тушь не терпит слишком многочисленных исправлений, а добавление излишнего количества линий приведет к путанице в рисунке, которая негативно скажется на конечном результате.

Кисть позволяет наносить быстрые прямые или волнистые мазки и линии (А, В и С). Можно как делать размывки, так и добиваться различных эффектов с помощью сухой кисти (D, E, F, G).

Стоит запастись несколькими кистями, чтобы добиться разнообразия эффектов.

Рисование тушью

Из всех акварельных техник, работа размывками и линиями ближе всего к рисованию чем к живописи, поскольку она имеет те же характеристики: монохромность, тон, комбинация штрихов или мазков, линий и форм. Благодаря чередованию мазковкисти и линий, вы можете не менее полно выявить форму и объем модели, чем в рисунке. Из-за своего рисовального характера, помимо контрастной светотени, тушь позволяет выявлять форму предмета, набирая и распределяя тон от темного к светлому.

Кисть позволяет вам создать темный силуэт из единственного, случайного иногда, пятна, а также выявить контуры форм и объектов из мешанины мазков.

От светлого к темному

Рисование кистью начинается с прозрачного, чистого фона, и вне зависимости от того, что именно вы рисуете, тон должен набираться от светлого к темному. Поэтому важно с самого начала определиться с будущими рабочими областями вашего рисунка. Это позволит установить необходимые соотношения серых тонов, которые будут соответствовать каждой области.

Если вы попробуйте наносить линии на влажной бумаге, они будут расплываться, давая интересные живописные эффекты (H, I, J).

Размывки на влажной поверхности дают атмосферные эффекты, особенно удачные, если вы рисуете, например, дождливый или туманный пейзаж (K, L, M). Нанесение такого же количества туши на сухую бумагу приведет к более насыщенным линиям, и фактура бумаги будет оставаться видимой (N).

 

Тушь: линии и эффекты

Линия – основа рисунка, простейший жест, положенный на бумагу. Объем будет передаваться моделированием объекта, постепенным накладыванием материала на бумагу – но вы также можете просто нарисовать нужную форму четкими и простыми линиями. Если размывки позволяют выделять разные поверхности объекта в зависимости от их тональных отношений, линейное рисование кистью поможет добавить контраста и подчеркнуть контуры предмета.

По сравнению с черной акварелью, индийская тушь имеет более интенсивный цвет, тональную насыщенность, и легче растекается (А, B, C).

Когда вы рисуете с помощью кисти, переход от линии к пятну зависит исключительно от движений вашей руки и нажима (D, E, F, G, H).

Тонкая круглая кисть дает широкий спектр возможностей для рисования. Накладывая друг на друга штрихи разного цвета, вы получаете интересные сложные эффекты (I, J).

Когда вы освоитесь с кистью, вы сможете создавать интересные скетчи, комбинируя размывки и линейный рисунок кистью.

Движения кистью

Кисть – очень гибкий инструмент, более легкий в использовании, чем перо. Движения кистью могут быть очень быстрыми и легкими. Если варьировать нажим на кончик во время рисования, вы получите линию, толщина которой будет меняться, хотя вы не отрываете руки от бумаги. Вы можете легко изменить направление линии, поскольку кисть гнется, давая вам срезать и смягчать углы, чего не могут карандаш или перо. Круглая кисточка из собольего волоса в хорошем состоянии позволит передать линию, ритм и моделирование формы одним движением.

 

Рисуя кистью, стоит использовать один, самое большее два, цвета. Большее количество цветов будет создавать на бумаге смеси, из-за которых формы разных объектов будут путаться друг с другом. Ограничение в цвете, тем не менее, целиком компенсируется огромной вариабельностью тона, которой можно добиться с помощью добавления воды.

Разные варианты линий, которых можно добиться, меняя нажим и наклон кисти по отношению к бумаге:

(A) тонкая линия кончиком кисти,

(B) широкая линия при более сильном нажиме,

(C) еще более широкие линии, которых можно доиться, если вы плотно прижимаете всю поверхность кисти,

(D) едва смоченная кисть, прикладываемая к бумаге быстрыми короткими движениями, дает интересную текстуру.

Если ваша работа предполагает использование насыщенного плотного цвета, при меньшем использовании воды, линии будут выявлять текстуру бумаги, и кисть будет двигаться с трудом, оставляя прерывистый, фактурный след.

Работа пером

Перо оставляет тонкие, чистые линии, которые могут использоваться, чтобы подчеркнуть контур объекта. Но если вы хотите выявить объем и форму без использования размывок, вам придется полагаться на сочетание собственной белизны бумаги и разнообразных линий и штрихов. Каждый тип штриховки, в зависимости от близости расположения и длины линий, будет создавать свой оттенок серого. Набрать объем и текстуру пером достаточно просто.

Перо и тростниковая палочка дают возможность создавать разные линии в зависимости от положения руки. Вот некоторые примеры:

   Мы начнем с перекрестной штриховки под углом – это одна из самых характерных техник (А).

 Пером можно также добиться классического тонирования зигзагом, но инструмент будет оставлять более нестабильную и неровную линию.

 

Вы можете регулировать ширину линий, изменяя нажим (С).

 

Наибольшее преимущество инструмента – способность создавать как тонкие и эмоциональные, так и уверенные и насыщенные линии (D).

 

Здесь вы можете видеть примеры рисунка тушью и пером с использованием разных техник штриховки: 1) параллельные линии, 2) зигзаг, 3) спиралеобразная, 4) волнообразная и 5) перекрестная штриховки, а также 6) тонирование наложением спиралей.

 

Насыщенный тон используется, чтобы подчеркнуть основные линии и теневые области, в то время как размытый почти до прозрачности тон позволяет создать гладкие контуры.

 

Когда белые области чистой бумаги комбинируются с линиями или штрихами, это создает выразительный, насыщенный контраст.

 

Чтобы изменить насыщенность штриха, добавьте в тушь воды – это позволит комбинировать насыщенные штрихи с более приглушенными и бледными.

 

Направление штриха всегда должно ложиться по форме объекта.

 

Работа с кистью и пером требует аккуратного подхода. Белая бумага здесь соответствует освещенным зонам.

 

Больше про академический рисунок можно прочитать тут:

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

Академический рисунок губ человека карандашом

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашом?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Уголь, материал для академического рисунка

Уголь — материал академического рисунка

Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут

Курсы рисунка цветными карандашами.

Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Выставка произведений из фондов графики Третьяковской галереи «Маэстрия пера»

Евгения Илюхина

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#1 2009 (22)

Открывшаяся в ноябре 2008 года выставка произведений из фондов графики Третьяковской галереи «Маэстрия пера» продолжает серию сменных экспозиций, посвященных графическим техникам и материалам. Среди 300 работ, представляющих историю рисунка пером в русском искусстве XVIIIXX веков, — шедевры К.П. Брюллова, А.А. Иванова, Ф.П. Толстого, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля, К.А. Сомова, А.Н. Бенуа, В.В. Кандинского, П.Н. Филонова и других известных мастеров.

Перовой рисунок — одна из самых древних рисовальных техник — на протяжении столетий претерпел значительную эволюцию. В разные эпохи в нем ценились то строгость и спокойная гармония классицистической линии, то способность в штриховках передать оттенки тона, игру света и тени, то беглость и скоропись наброска. В зависимости от индивидуальности художника и требований времени он мог играть вспомогательную, служебную роль или становился самоценным.

В Россию эта техника пришла в XVIII веке. Особая роль в ее становлении принадлежит иностранным мастерам, принесшим с собой развитую традицию западно-европейского рисунка.

Произведения театрального декоратора П. Гонзага, архитекторов Дж. Кваренги, Ч. Камерона и Ж. Тома де Томона, небольшие артистичные листы Д. Скотти и Г.-Ф. Дуайена демонстрируют все многообразие выразительных средств пера. Несмотря на то, что русские современники этих мастеров выступают еще в ранге учеников, в их работах, подчас программно копийных (зарисовки с античных рельефов, живописных полотен и гравюр старых мастеров), ощущается стремление к творческой интерпретации первоисточника. Во второй половине XVIII столетия появились русские мастера, свободно владеющие пером и кистью. Их отличает индивидуальность художественных приемов: острая пластическая выразительность присуща рисункам скульптора М.И. Козловского; мягкой гармонией наполнены библейские композиции И.А. Иванова; энергичная эффектная манера рисования характерна для С.Ф. Галактионова; изысканностью отличаются пейзажи Ф.М. Матвеева, в которых прозрачный тон сепии соединяется с тонким перовым кружевом. К шедеврам собрания графики ГТГ относится торжественный «Пейзаж с руинами» (1799) Сем. Ф. Щедрина.

В первой половине XIX века техника рисунка пером была особенно востребована в академическом искусстве; она являлась необходимым этапом при создании мифологических и библейских композиций, исторических картин, церковных росписей. Эстетика классицизма, основанная на гармонии и ясности форм, нашла идеальное воплощение в строгих и точных линиях перовых рисунков А.Е. Егорова, В.К. Шебуева, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова, принадлежащих к плеяде выдающихся графиков, вышедших из стен Императорской академии художеств.

«Русским Рафаэлем» современники называли блестящего рисовальщика А.Е. Егорова. Представленный на выставке рисунок тушью «Богоматерь, венчаемая ангелами» (начало 1820-х) привлекает тонким чувством линии, музыкальной пластикой, точно найденным ритмом. В иной, экспрессивной манере исполнен эскиз «Тайная вечеря» (1820-е): цветовое сочетание галловых чернил и голубоватой бумаги, энергия движения кисти и пера раскрывают темперамент и фантазию художника. Совершенно противоположна рисовальная манера В.К. Шебуева: ее отличают твердость и уверенность контуров, чеканность абрисов, любовь к многофигурным композициям.

Талантливые педагоги Егоров и Шебуев подготовили многих знаменитых художников следующего поколения. Одним из самых одаренных рисовальщиков был Ф.А. Бруни. Рисунки и эскизы к картине «Медный змий» (1827—1839) знакомят с методом его работы над большим полотном: использовав в качестве основы карандашный рисунок, тушью пером художник обрисовывал окончательно «найденные» фрагменты композиции, которые в дальнейшем практически не менялись. Но особенно выразительны небольшие наброски, этюды, в которых Бруни отрабатывает детали, отдельные фигуры и фрагменты. Линейная экспрессия этих листов, быстрота, с которой перо буквально летит по бумаге, оставляя то легкий «паутинный» след, то яркие штриховые пятна, позволяют в полной мере оценить его темпераментную и свободную манеру исполнения.

Перовые рисунки К.П. Брюллова, в совершенстве владевшего всеми видами графических техник, исполнены с исключительным мастерством и истинно брюлловским артистизмом. Подлинный шедевр — маленький первоначальный эскиз к картине «Последний день Помпеи» (1828—1830), нарисованный быстрыми клубящимися линиями, словно спешащими за рождающимся замыслом. Одно из лучших произведений художника — аллегорическая композиция «Отъезжающий рыцарь» (1836) — построена на градациях тона и разнообразной игре штрихов и пятен.

В серии небольших листов А.А. Иванова с изображениями Дней творения, созданной в 1846—1847 годах, идея возникновения мира из небытия метафорически воплощена в самих художественных приемах. Рисунки, представляющие сцены рождения мироздания, совершенно свободны от традиционных академических канонов. Белое поле бумажного листа и многообразные градации темных тонов туши и сепии олицетворяют две библейские основы вселенной — свет и тьму. Каждый лист композиционно завершен, построен на сочетании лаконичного перового рисунка и удивительной пластики света и тени. Линии, кажущиеся особенно легкими, трепетными на фоне, образованном цветовыми пятнами сепии и заливками туши, расставляют в каждой сцене определенные эмоциональные акценты.

В видовых пейзажах М.Н. и С.М. Воробьевых (отца и сына) перовой рисунок предстает в изменчивом разнообразии. Увиденный мотив, мимолетное впечатление, настроение определяют характер работы пером. Рисунки М.Н. Воробьева разных лет, исполненные в России (виды села Никольского, Москвы, Санкт-Петербурга) и во время путешествий по Ближнему Востоку, островам Греческого архипелага, Болгарии, Италии, демонстрируют безупречное владение чисто перовым рисунком и умение сочетать его с тоном, сепией, акварелью. Обучавшийся у отца С.М. Воробьев совершенно самостоятелен в своем творчестве. В рисунках с видами города Ревеля (1838), мастерски варьируя нажим пера, он передает объем и глубину пространства, играет на сопоставлении облегченных контуров архитектурных зданий и «звучности» линий, подвижности штрихов в обрисовке деревьев.

В отличие от темпераментных рисунков С.М. Воробьева работы Ф.П. Толстого проникнуты покоем и гармонией. Его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» (1817—1833) удивительно артистичны в своей чисто линейной выразительности. Виртуозное перо мастера наносит на бумагу филигранное графическое кружево; ритм линий, их протяженность, легкость сплетений приобретают музыкальное звучание. Обратившись к античному сюжету, художник тонко выразил восхищение классикой. «Душенька» Толстого вошла в историю искусства как одно из лучших творений русской очерковой графики.

В искусстве второй половины XIX века постепенно вырабатываются новые типы, жанры и виды перового рисунка, особый, характерный почерк. Эту новую манеру демонстрирует в своих рисунках Н.С. Самокиш, многие годы преподававший рисунок и живопись в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Именно он в 1894 году в своем учебном пособии «Рисунок пером» (неоднократно переиздавалось) изложил основные навыки и технические приемы перового рисунка, сформировавшиеся к концу столетия. Согласно практике того времени главное место в изобразительном искусстве занимала картина. Рисунок пером был одним из инструментов для разработки и фиксации будущего живописного произведения.

Среди эскизов и этюдов тех лет заметно выделяются подготовительные рисунки В.Г. Перова, отмеченные индивидуальным графическим стилем. Свои картинные замыслы художник строил, перемежая в одной композиции карандашный и перовой рисунок, сочетая контурные линии пера с мягкой тонировкой карандашом. Приемы тонового и очеркового рисунка сливались, графический язык приобретал пластическую выразительность, достигая эффектов живописного звучания («Юродивая, окруженная странницами», 1872; «Ходоки-просители», 1879—1880; «Спор о вере», 1880). Часто художник сначала набрасывал композицию уверенными линиями пера, точно определяющими границы пластических объемов, и лишь потом завершал моделировку рисунка мягкой карандашной растушевкой («Вечер в Великую субботу», 1870—1873; «Поволжские хищники», 1878). Другую группу его рисунков составляют беглые импровизационные наброски, отличающиеся свободой и раскованностью линий («Иван-Царевич на Сером волке», 1879; «Весна-Красна», 1878; «По воду», 1879; «Странница в поле», 1879).

Главная особенность перового рисунка второй половины XIX столетия определяется его тесной связью с печатной графикой. В этот период выходят в свет различные иллюстрированные журналы, многочисленные альбомные издания. Бурно развивавшееся в России печатное дело нуждалось в художниках. Чаще всего рисовальщики использовали технику пера как наиболее близкую к гравюре. Это способствовало развитию определенных приемов рисования, которые знаток и исследователь русского рисунка А.А. Сидоров назвал «неконтурным рисунком открытыми штрихами». Ярким выразителем, мастером штриховой манеры можно считать основоположника историко-бытового жанра в русской живописи В.Г Шварца — автора иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого.

В середине XIX века особую популярность приобрел офорт. В 1871 году А.И. Сомовым было основано «Общество аквафортистов», объединившее большой круг мастеров, среди которых были И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, К.А. Савицкий, Н.Н. Ге, М. П. Клодт, А.П. Боголюбов. Практика работы острой иглой, с помощью которой рисунок процарапывается по мягкому грунту, безусловно, сказалась на характере перового рисунка в творчестве многих художников. Часто рисунок почти имитирует офорт. В творчестве И.И. Шишкина они настолько тесно соприкасались, что в результате их взаимодействия выработался тот характерный шишкинский штрих, который отличает его графические произведения, будь то рисунок «от руки» или печатный лист. С именем Шишкина связаны главные достижения перового рисунка в период передвижничества.

Особую роль в развитии перового рисунка сыграло издание под названием «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве 1882 г.», куда вошло «более 250 фотолитографий, воспроизведенных гг. Скамони и Честермэном большею частью с оригинальных рисунков художников». Новые технологии печати позволили с большой точностью воспроизвести специально созданные для этой книги авторские графические реплики живописных полотен.

Передвижники придавали особое значение репродуцированию своих произведений для знакомства с ними широкого круга зрителей. Необычайная популярность реплик способствовала развитию интереса к перовому рисунку в художественной среде того времени. Рисунки пером, черной тушью на белом листе бумаги, предназначенные для печати, стали предвестниками чернобелой графики выставок «Blanc et noir» («Черное и белое») 1890-х годов. По своей стилистике многие из них предвосхищают графику ХХ века. Так, экспонируемые в ГТГ перовые рисунки И.Е. Репина, связанные с работой для журналов и книг, по своему образному строю, манере исполнения, пластической раскрепощенности являются абсолютно самодостаточными, это блестящие образцы свободного рисования.

Рубеж XIX—XX веков отмечен расцветом графического искусства. Новое отношение к рисунку пером возникает прежде всего в традиционных областях его применения: эскизах будущих картин и в книжном оформлении. Иллюстрации М.А. Врубеля стали той точкой отсчета, с которой закончилась традиция книжной иллюстрации XIX века, и были заложены иные принципы соотношения текста и изображения. Иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова[1] — первое публичное выступление Врубеля, поразившее современников необычностью художественного языка. Драгоценная фактура врубелевских листов — фантастический узор мельчайших движений кистью, точек и причудливых, словно «змеящихся» перовых штрихов, создает дополнительные тональные переходы, «дает атмосферу», по словам Врубеля. Художник стремился воплотить то, что не поддается изображению (поэтическую материю лермонтовского стиха, аромат его прозы), достичь соответствия словесной и графической ткани.

Освобождение от необходимости буквального следования сюжету при иллюстрировании нашло воплощение в творчестве художников объединения «Мир искусства» и символистов. «Убранство» книги стало для них составляющей программы эстетизации жизни. Книга воспринималась ими как некое гармоничное соединение словесного и изобразительного искусства. Декоративные особенности рисунка, его линеарные качества, сохраняющие плоскость страницы, сочетание черного и белого, силуэта и штриха — эти новые принципы даже не иллюстрирования, а книжного оформления были заложены на рубеже веков и развиты в начале ХХ века.

Своеобразие следующего этапа развития перового рисунка во многом определяется деятельностью художественных журналов, использовавших в своем оформлении не только иллюстрации, но и всевозможные элементы графического дизайна: виньетки, заставки, буквицы. Такие журналы, как «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», представляя различные группировки и объединения, предлагали свои эстетические программы, свою «философию графики». Один из разделов выставки «Маэстрия пера» посвящен журнальной и книжной графике и позволяет проследить развитие этого вида искусства от первых работ пером его основоположников — художников «Мира искусства» А.Н.Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, К.А. Сомова до еще более рафинированных и декоративных рисунков «младомирискуссников» С.В. Чехонина, С.Ю. Судейкина, К.Ф. Юона и причудливых фантазий символистов В.Д. Милиотти, Н.П. Феофилактова. Впервые достаточно полно, как целостное явление, представлен хранящийся в собрании Третьяковской галереи изобразительный архив издательства «Скорпион».

Традиционной областью применения тушевого рисунка остаются эскизы картин и монументальных композиций,
росписей особняков и театральных декораций. Энергичный перовой рисунок М.А. Врубеля к картине «Демон поверженный» (1901) уже содержит всю гамму трагических эмоций большого полотна, позволяет осознать его пластический размах. Маленькие беглые эскизы-наброски В.А. Серова для дома Е.П. Носовой — самые «первые мысли» художника, разработанные впоследствии в угольных картонах и цветных гуашах. В них он выявлял композицию и общую «идею росписи», не останавливаясь на подробной разработке фигур. Стремительный летящий росчерк пера, превращает эскизы в удивительные наполненные воздухом и движением «кадры», в которых присутствует эффект пребывания в будущем интерьере, ощущается масштабность пространства. Тушевые эскизы В.Э. Борисова-Мусатова — многочисленные варианты композиций для росписи дома А.И. Дерожинской — позволяют проследить постепенное развитие замысла художника. «…Мечты мои формируются. Найдется ли им место, где они воплотятся, где можно будет написать фреску так, как я ее понимаю», — писал он[2]. Росписи не были осуществлены, но благодаря эскизам они остались в истории искусства.

Начало ХХ века — время ярко выраженного индивидуализма. Художественные эксперименты 1910-х годов отражаются и на стилистике перового рисунка: он приобретает подчеркнуто авторский характер. Стремившиеся к абстрактному пониманию художественной формы, мастера авангарда были сосредоточены на исследовании природных свойств пера, его разновидностей — палочки, черенка кисти. Их интересовали чистая (абстрактная) выразительность линии, а также взаимодействие линии с красочным пятном. В своем творчестве они часто обращались к традиционным народным и примитивным видам искусства (европейского и восточного), где свойства формы наивно обнажены. На пересечении интереса к лубку (немецкому — у В. В. Кандинского и японскому — у Г.Б. Якулова) и авторских теорий света и цвета рождались такие произведения, как стекла Кандинского («Дама в золотом платье», «Амазонка», оба — 1917; «Корабль», «Дамы в кринолинах», оба — около 1918) и композиции «Скачки» (1905) и «Кафешантан» (1906) Якулова, удивительные по красоте и увлекательности диалога равноправных сторон — линии и цвета. В еще большей степени эти диалоги воплощены в беспредметных работах Кандинского. Рисуночная и красочная «живописная» формы в них находятся в непрерывном взаимодействии, которое и есть — основная движущая сила построения всей композиции.

Для П.Н. Филонова, тяготевшего к «вскрыванию атомистической структуры предмета», рисунок пером стал идеальной формой выражения. Штрихи-точки, штрихи-царапины как бы проявляют внутреннюю природу вещей или явлений, течение «жизненных токов». Перо в его руках превращалось в ланцет, вскрывающий внешнюю оболочку предметов. «…Глаз исследователя изобретателя — мастера аналитического искусства стремится к исчерпывающему видению. он смотрит своим анализом и мозгом и им видит там, где вообще не берет глаз художника», — писал художник[3].

В творчестве Н.С. Гончаровой перовой рисунок возникал время от времени и в зависимости от задачи носил различный характер. Знаменитая композиция «Электрическая люстра» (1912), построенная на контрастах черных линий различной толщины и светлого поля листа, часто воспринимается как своеобразный манифест лучизма. В 1920-е— 1930-е годы, в период увлечения китайским и японским искусством, Гончарова открыла для себя иные особенности этой техники. Экспрессия линий уступила место мягкости тональных оттенков, растекающихся пятен в сочетании с тонким перовым «каркасом» линий.

М.Ф. Ларионов обращался к рисунку тушью редко и использовал не перо, а палочку, дающую более свободный пластичный контур. Особенно выразителен этот инструмент в иллюстрациях к поэме А. Блока «Двенадцать» (1920). Иногда сам материал как бы провоцирует определенную манеру рисования. Найденная на антикварных развалах набережной Сены старая бумага и флакон орешковых чернил (традиционные материалы XVIII века) заставили Ларионова почувствовать себя современником знаменитых рисовальщиков прошлого. В традициях старых мастеров исполнен «Мужской портрет в старинном стиле» (1920-е—1930-е). Неслучайно именно эта работа завершает выставку, протягивает нить — «тонкую перовую линию» — к открывающим экспозицию произведениям европейских мастеров, стоявших у истоков культуры рисунка пером в России.

При подготовке статьи использованы материалы А.З. Антоновой и Л.А. Торстенсен.

 

  1. М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Художественное издание тов-ва И.Н. Кушнерова и К° и книжного магазина П.К. Прянишникова. М., 1891.
  2. Дурылин С. Врубель и Лермонтов. Цит. по: Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. 2-е. Л., 1976. С.317.
  3. Филонов П.Н. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея: Кат. выст. Л., 1988. С. 108.

Иллюстрации

Сем.Ф. ЩЕДРИН. Пейзаж с руинами. 1799
Бумага, сепия, тушь, кисть, перо. 48 × 37

М.Н. ВОРОБЬЕВ. Иматра. 1830-е
Бумага, тушь, кисть, перо, графитный карандаш. 19,2 × 24,3

С.М. ВОРОБЬЕВ. Панорама Ревеля из предместья. 1838
Бумага, тушь, перо. 19,2 × 52,9. Лист склеен из двух частей

Ф.П. ТОЛСТОЙ. Душенька любуется собою в зеркало. 1825
Бумага, тушь, перо. 34,4 × 40,5

П. ГОНЗАГА. Архитектурная фантазия. Конец 1790-х
Бумага, бистр, кисть, перо, графитный карандаш. 19,8 × 9,2

К.П. БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи. 1828–1830
Один из первых эскизов одноименной картины (1830–1833, ГРМ). Бумага, бистр, перо. 15,5 × 18,9

А.А. ИВАНОВ. Дни творения, день четвертый. «Да будут светила на тверди небесной!» 1846–1847
Бумага, сепия, тушь, кисть, перо, графитный карандаш. 14,9 × 22,8

А.Е. ЕГОРОВ. Тайная вечеря. 1820-е
Эскиз. Бумага, галловые чернила, кисть, перо, итальянский карандаш. 21,5 × 31

С.Ф. ГАЛАКТИОНОВ. Дерево. Начало 1800-х
Бумага, тушь, бистр, итальянский карандаш. 40,5 × 52,8

В.Д. ПОЛЕНОВ. Бабушкин сад. 1882
Реплика одноименной картины (1878, ГТГ). Бумага, тушь, перо. 22 × 26

В.Г. ПЕРОВ. Поволжские хищники. 1878
Эскиз-вариант неосуществленной картины. Бумага, графитный карандаш, растушка, тушь, перо. 15 × 25

И.И. ШИШКИН. Лесная глушь. 1870
Бумага желтая, графитный карандаш, растушка, тушь, перо, кисть, белила. 37,2 × 54

И.Е. РЕПИН. «1917 год». У Казанского собора. 1917
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 22,2 × 35,7

К.Ф. ЮОН. Царство животных из цикла «Сотворение мира». 1908–1909
Бумага, тушь, перо. 48 × 64,5

М.А. ВРУБЕЛЬ. М.А. ВРУБЕЛЬ. Прощание Зары с Измаилом. 1890–1891 1890–1891
Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-бей». Бумага, черная акварель, белила, тушь, сепия, кисть, перо, графитный карандаш. 41 × 30,5

В.В. КАНДИНСКИЙ. Экзотические птицы. 1915
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 33,4 × 25,2

Г.Б. ЯКУЛОВ. Кафе-шантан. 1906
Бумага, гуашь, перо. 64 × 96

Вернуться назад

Теги:

  • И.Е. Репин |
  • Кандинский |
  • Врубель |
  • К. Юон |
  • Брюллов |
  • Графика |
  • В.Д. Поленов |
  • И. И. Шишкин |
  • Федор Толстой |
  • М.Н. Воробьев |
  • П. Гонзага

Урок пером и тушью — Рисование портрета

В этом уроке рисования пером и тушью мы рассмотрим рисование портрета пером и тушью. Как и во всех рисунках пером и тушью, линия будет играть важную роль в этом рисунке. Мы будем использовать его для разработки формы, текстуры, света и элементов дизайна.

Материалы для этого рисунка

Для этого урока мы будем использовать технические ручки Staedtler. Эти ручки немного дороже популярных ручек Micron от Sakura. Тем не менее, они служат немного дольше, а наконечники менее склонны гнуться под давлением.

Мы будем работать на бристольской бумаге с пергаментной поверхностью. Гладкая бристольская бумага также приемлема, и некоторые могут найти на ней лучшую поверхность для работы.

Использование линии для передачи формы и значения

Как упоминалось ранее, мы будем использовать линию для передачи света и формы на рисунке. Для этого можно использовать различные техники. В этом случае мы будем придерживаться нашей техники и будем использовать штриховку и перекрестную штриховку для разработки изображения.

Мы можем получить более темные тона и оттенки, пересекая линии и располагая их ближе друг к другу. Это означает, что нам также нужно оставить некоторые области открытыми, чтобы белый цвет бумаги просвечивал, чтобы создать области более светлого оттенка.

Чтобы передать форму лица, мы позволим некоторым линиям обтекать форму лица. Это означает, что линии могут искривляться по мере изменения формы лица в пространстве. Эти типы линий называются поперечными контурными линиями. Очень важно использовать их в рисовании пером и тушью, чтобы полностью передать форму предмета.

Вот ссылка на фотографию…

Поскольку мы создаем черно-белый рисунок черными чернилами на белой бумаге, цвет был удален из ссылки на фотографию. При создании любого рисунка или картины, лишенных цвета, рекомендуется удалить цвет из эталона фотографии. Это позволяет нам сосредоточиться на значениях и устраняет любые отвлекающие факторы цвета.

Создайте легкий набросок предмета

Мы начнем с легкого контурного наброска предмета графитным карандашом «H». Некоторые сторонники пера и чернил могут не одобрить начало графитового наброска. Однако, когда важна точность, нет ничего плохого в том, чтобы начать с легкого наброска. Помните, что конечный результат важнее всего.

Если мысль о том, чтобы нарисовать предмет от руки (или с помощью сетки), пугает вас, вы можете использовать графитовый трансфер или световую доску для переноса рисунка.

Начните с глаз

Глаза естественным образом станут фокусом любого портрета, который вы нарисуете. Во многих случаях рекомендуется начинать разработку рисунка с фокусных точек. По этой причине мы начнем с наших чернильных аппликаций с глаз.

С помощью пера 0,05 мм мы медленно начнем процесс разработки отношений между темным и светлым значением. Зрачки темные, но стараются сохранить сильный блик. Вместо того, чтобы заполнять зрачок сплошным слоем чернил, мы будем использовать штриховку и перекрестную штриховку, чтобы создать более темный тон. Это обеспечит некоторую согласованность рисунка.

Для радужки рисуются линии, идущие наружу от зрачка. Это поможет передать рисунок радужной оболочки при выработке необходимого тона.

От зрачка и радужной оболочки мы будем постепенно двигаться наружу, обращаясь к векам и ресницам.

Брови просто обозначены небольшими метками, которые расширяются по мере роста волос. Каждая отметка сужается по мере того, как она выходит наружу от головы. Помните, что мы всегда можем добавить дополнительные метки, если это необходимо, поэтому лучше сначала добавить несколько и постепенно создавать приложения. Вы всегда можете вернуться и добавить больше, если это необходимо, но удаление строк на самом деле не вариант.

Работа с носом и ртом

Далее мы пройдем вниз по лицу и займемся носом и ртом. Ломаные линии используются для усиления контуров ноздрей и губ. Затененные области затемняются штриховкой и перекрестной штриховкой.

Хотя мы думаем, что зубы белые, в большинстве случаев они находятся в тени. Это означает, что нам нужно создать немного более темное значение с небольшой штриховкой. Верхняя губа обычно темнее по тону, так как выступает наружу от лица. Нижняя губа обычно имеет блики и, как правило, светлее, чем верхняя губа.

См. также: Основные пропорции лица. Как нарисовать лицо

Обведение волос

Когда черты лица определены и обведены, мы обратим внимание на волосы. Вместо того, чтобы рисовать миллион крошечных линий для волос, мы будем думать об этом с точки зрения формы. Это означает, что сначала мы создадим группы волос, а затем добавим штриховку и перекрестную штриховку, чтобы создать впечатление формы. Это приведет к более репрезентативному виду.

Сначала мы начнем с определения формы в общей форме волос с помощью контурных линий.

Разработка формы волос

Определив наборы волос, мы можем вернуться назад и разработать объем и текстуру. Для этого мы будем использовать в основном штриховку. Линии, которые мы здесь создаем, должны обтекать форму каждой коллекции волос. Эти строки могут не проходить по всей длине каждой коллекции. Вместо этого они должны быть сконцентрированы на каждом конце, указывая на небольшую тень.

В большинстве случаев оттенки волос темнее по бокам лица и в местах, где волосы «разделяются» или меняют направление.

См. также: Как рисовать волосы

Планирование значений на лице

Теперь мы готовы начать добавлять тона на лицо и шею. Прежде чем приступить к этому шагу с ручкой и тушью, мы сначала наметим формы более темных значений графитным карандашом. Используя светлый карандаш («H»), мы нарисуем светлые фигуры, чтобы обозначить области тени.

В большинстве случаев выступающие наружу области имеют более светлый оттенок, а отступающие области темнее. Это означает, что переносица, щеки, подбородок и лоб обычно светлее по тону. Бока лица, области под носом, впадины вокруг глаз и под подбородком обычно темнее по тону.

Проявление значений на лице

После того, как мы запланировали более темные формы, мы можем начать прорисовку этих частей тушью. Мы начнем со свободных диагональных штрихов, чтобы начать процесс.

Затем мы можем начать медленно пересекать линии, чтобы сделать значение немного темнее. Эти дополнительные линии, которые добавляются, могут изгибаться и менять направление в зависимости от формы лица. По сути, мы добавляем поперечные контурные линии для дальнейшего развития тона, а также для передачи формы лица. Здесь опять же будем иметь в виду, что дополнительные строки легко добавляются, а убрать метки практически невозможно. Это нормально — быть осторожным, когда мы развиваем ценность.

Затемнение теней под шеей

Поскольку лицо выступает, мы найдем самые темные тона на шее под подбородком. Здесь мы снова будем использовать комбинацию диагональных линий и поперечных контурных линий для создания теней. В этом случае линии поперечного контура начинаются вниз, а затем изгибаются вверх по форме шеи.

Самые темные тона в этой области находятся прямо под подбородком и ближе к краям одежды.

Вместо того, чтобы прорисовывать какие-либо тени на рубашке, мы просто усилим здесь линию контура. Это просто «дизайнерское решение». Если бы мы использовали все достоинства рубашки, это могло бы отвлечь внимание от лица и волос.

Работа с Bakground

Теперь займемся фоном и добавим элемент дизайна. Сначала мы создадим рамку вокруг области над одеждой, обрамляющей лицо и голову, с помощью графитного карандаша.

Чтобы добавить немного тона, мы будем использовать вертикальные параллельные линии, чтобы заполнить пространство. Я решил не использовать здесь линейку, чтобы сохранить ощущение органичности. Это занимает много времени и требует немало терпения и внимания. Тем не менее, этот кусочек тона помогает сбалансировать значения лица, создает контраст с белой рубашкой и делает рисунок более интересным.

Завершение портрета пером и тушью

Наконец, установив фоновый тон, мы можем вернуться к волосам и лицу и затемнить любые области, чтобы увеличить контрастность и сбалансировать изображение.

Внешняя линия фона в рамке также усилена более толстой ручкой и соединена с контуром рубашки.

Теперь наш портрет пером и тушью готов. Мы можем дать чернилам полностью высохнуть и стереть все оставшиеся графитовые линии ластиком-замешиванием.

Больше уроков, которые вам понравятся…

Опубликовано в Демонстрация рисования шариковой ручкой

: когда отступать?

Artwork by Dimelza Broche

Рисование шариковой ручкой аналогично работе акварелью. Посмотрите, как в этой пошаговой демонстрации рисования портрета.

BY DIMELZA BROCHE

Когда я впервые начал учиться рисовать шариковыми ручками, вызов меня очень привлекал. Мне также нужно было что-то, что отвлекло бы меня от картины, над которой я работал.

Мне было трудно воплотить на холсте идею, которая была у меня в голове, и в каком-то смысле я также сомневался в своей любви к искусству. Я был расстроен, картина боролась со мной и блестяще побеждала.

Когда я оказываюсь в подобной ситуации, и поверьте мне, когда я говорю, что это случалось несколько раз, я всегда отступаю и решаю работать над своими альбомами, пока не почувствую себя подходящим, чтобы снова оказаться лицом к холсту. Конечно, это не значит, что я отказываюсь от этой картины ; это значит, что мне нужно посмотреть на это свежим взглядом.

3,5 x 5,5 дюйма, шариковая ручка на бумаге

Для этого я обычно работаю над несколькими цветными этюдами, несколькими рисунками углем или, как в этом случае, начинаю экспериментировать с новым материалом. Мысль о том, чтобы создать что-то новое в моем альбоме для рисования, волнует, особенно когда я не могу закончить картину. Это довольно процесс.

Уровень моей энергии достигает ста процентов, и я не раз ловил себя на том, что работаю в своей студии до 3 часов ночи, уставший, но счастливый рисовать. Таким я был несколько недель назад, когда работал над рисунком тушью «Эмили». Я открыл для себя удивительные возможности работы с перьями и полностью погрузился в процесс рисования маленьких портретов в своем альбоме Moleskine.

7 x 5,5 дюймов, шариковая ручка, бумага.

Но прежде чем я расскажу подробности о портрете «Эмили», я должен сказать, что всегда начинаю свой творческий процесс с выбора подходящей фотографии для справки.

Иногда я провожу часы, просматривая папку с фотографиями в поисках фотографии, которая, как я часто объясняю друзьям, говорит со мной — той самой фотографии, которая стоит среди остальных. После того, как я выбрал фотографию в качестве референса, я изо всех сил стараюсь точно не воспроизвести изображение на холсте или бумаге.

Мне не интересно делать что-то, что выглядит «прямо как картинка». Мне нравится использовать возможности товарной фотографии, но мне также нравится работать с наблюдением. И создание произведения искусства, отражающего это, является моей личной целью как художника.

Теперь «Эмили» ожила после множества неудачных рисунков цветными шариковыми ручками. Я рано понял, что работать перьями — это то же самое, что работать акварелью. Я должен сохранить белый цвет бумаги для бликов, и если я допущу ошибку, то исправить ее будет невозможно, если только вы не закроете ее чем-то другим, что может быть забавно.

Еще одна очень важная вещь, которую я обнаружил в своих первых цветных рисунках, заключалась в том, что мне нужно быть осторожным при создании различных слоев. Легкая работа была ключом к использованию разных цветов, а также помогла свести к минимуму ошибки.

Изображение 1

Изображение 1
Выше я работал над рисунком карандашом вместо того, чтобы просто начать с ручек, как я делал с другими портретами. Делая это, я удостоверялся, что мой рисунок был правильным и что я делал точное подобие моей модели. Я рисовал карандашом очень легко и старался не стирать слишком часто, так как не хотел, чтобы бумага испортилась еще до того, как я начну рисовать тушью.

Изображение 2 Изображение 3

Изображения 2 и 3
Для этой части я начал свой первый слой светло-розовыми чернилами. Это помогло мне установить тон кожи и создать больше слоев цветов, которыми для этого портрета были красный, зеленый, фиолетовый, синий, оранжевый и желтый.

Рисование носа, губ и скул розовым цветом помогло мне сначала установить значение. Как только я убедился, что правильно покрыл чернилами области, я решил начать наносить светло-зеленый цвет вокруг рта и глаз. Я сделал это, чтобы подчеркнуть теплый тон кожи модели.

Когда я закончил с первым слоем, я добавил розовый цвет желтыми чернилами, а также немного фиолетового. Желтые чернила связали вместе розовые и зеленые, которые я использовал на первом слое.

Изображение 4 Изображение 5

Изображения 4 и 5
Здесь я нарисовал больше лица, шеи и волос. Я хотел избавиться от белизны бумаги и сохранить только небольшие штрихи света на носу, губах и лбу девушки.

Для этого портрета я хотел разнообразить штрихи пера и решил, что в светлых областях рисунка я буду повторять форму лица модели.

Теперь, чтобы добиться эффекта затенения в области скулы и шеи, я решил, что лучше всего использовать перекрестную штриховку. Я использовал больше красного, желтого и зеленого для лица и начал прорисовывать нос, губы, веки и брови.

Для волос я использовал оранжевый и красный цвета в качестве основного цвета. Я не стал фокусироваться на темных участках, так как оставил это на последние шаги.

Чтобы затемнить некоторые области, такие как шея, ухо и ресницы, я использовал фиолетовую краску в сочетании с темно-зеленой тушью.

Для этого маленького портрета я вообще не использовал черные чернила, потому что они придают рисунку другой вид.

Изображение 6 Изображение 7

Изображения 6 и 7
Здесь я сосредоточился на завершении прически и добавлении нескольких деталей на лицо. Рисование волос может быть немного пугающим и трудоемким; это часто заканчивается тем, что выглядит ужасно. Но после стольких попыток я понял, что это не так сложно, как может показаться, просто это занимает немного больше времени в моем расписании.

В этом портрете, однако, меня больше всего заботило лицо, и поэтому я не особо заботился о том, чтобы уложить волосы моей модели, как я делал это на других своих небольших портретах, так как моей главной задачей было сделать этот рисунок простым.

Я немного отретушировал нос, губы и глаза, убедившись, что форма правильная. Я также прошелся по всему лицу зеленой ручкой, чтобы придать ему последний штрих. Вот и все — мой эксперимент с цветной ручкой на данный момент завершен.

Этот портрет дал мне необходимое время, чтобы отвлечься от моей сложной живописи, и это был новый процесс для моей будущей работы.

Решение уйти, когда картина не работает, — правильное решение. По крайней мере, для меня это так. Работа над моими маленькими альбомами для рисования расслабляет меня, потому что я знаю, что всегда могу перевернуть страницу и начать работать над новой идеей.

Рисунок или картина в альбоме — это просто заметка, процесс, который я могу применить к одной из своих картин; это не окончательная работа, которая будет выставлена. Это помогает не чувствовать того давления, которое я испытываю, когда работаю над большим холстом. Это также дает мне энергию и готовность продолжать работу над картиной, с которой мне было трудно справиться.

Переход туда-сюда между различными картинами, эскизами и этюдами цвета — это процесс, который делает меня занятым и интересным.