Предложения с перечислением точка с запятой: Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении с примерами

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

·                  
Сегодня мы
продолжим знакомство с бессоюзным предложением.

·                  
Выясним, в каких
случаях в бессоюзных предложениях ставится запятая.

·                  
Выясним, в каких
случаях в бессоюзных предложениях ставится точка с запятой.

Мы помним,
что бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны
только при помощи смысла и интонации (то есть, без помощи союзов или союзных
слов).

При этом
между частями бессоюзного сложного предложения могут возникать те же отношения,
что и между частями сложносочиненного или сложноподчиненного предложения.

Отношения
в бессоюзном предложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

Сегодня мы
будем изучать бессоюзное предложение с помощью не только логики, но и интуиции.
Этот способ познания мира был выведен еще в глубокой древности.

Интуиция –
это такой способ постижения истины, который основан на воображении и предыдущем
опыте, чутье, проницательности.

Используя
интуицию, мы можем найти решение задачи без достаточных логических обоснований.

Чтобы «включить» интуицию – попробуем для начала отвечать
очень быстро, не думая.

Создадим бессоюзное предложение. Быстро, не думая! И не
вспоминая примеров!

У большинства из вас бессоюзное предложение, скорее всего,
получилось примерно таким: «Светит солнце, цветут цветы, поют птицы».

То есть, почему-то получилось, что первое бессоюзное
предложение, которое пришло к нам в голову, соединяется при помощи запятых
между частями.

Почему так произошло?

А как проще всего перечислить события или действия?

Снова отвечаем, не раздумывая. Просто соединить их между
собой! Пристыковать друг к другу, без всяких союзов.

Вот и получается, что мы соединили простые предложения при
помощи интонации перечисления и запятых.

В бессоюзных сложных предложениях с интонацией
перечисления между частями ставятся запятые.

Анна читает, Леонид задумался, Варвара грустит.

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

По вторникам мы пишем диктант, по пятницам – отвечаем
устно
.

Обратите внимание на это предложение, и особенно – на тире во
второй части. Вторая часть этого предложения – неполная, пропущено подлежащее,
поэтому и ставится тире.

Мы должны помнить,
что части бессоюзных сложных предложений могут быть неполными или
односоставными.

Вечерело,
на небе загорались звезды
. Первая часть односоставная, а вторая – двусоставная.

Сеня был
весельчаком, Тихон – молчаливым мечтателем.
В этом предложении обе части двусоставные, зато
вторая – неполная.

У тебя нет
нужных знаний, у меня – есть.
А здесь обе части односоставные, а вторая еще и неполная.

Почему же это
настолько важно для нас? Дело в том, что мы не должны путать бессоюзные сложные
предложения с простыми осложненными предложениями.

Казалось,
сегодня всё против нас.
Это простое предложение. Оно осложнено вводным предложением.

Люди
шумели, перекрикивались, толкались.
Это простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

Холодало, мороз
хватал за уши.
Это
бессоюзное сложное предложение, в котором первая часть – односоставная.

А теперь мы
опять обратимся к интуиции. Посмотрим на бессоюзное предложение из
стихотворения Владимира Высоцкого.

Звонко
лопалась сталь под напором меча,

Тетива от
натуги дымилась,

Смерть на
копьях сидела, утробно урча,

В грязь
валились враги, о пощаде крича,

Победившим
сдаваясь на милость.

Предложение
бессоюзное, и между его частями стоят запятые. Но не только между его частями:
запятыми отделяются деепричастные обороты, которыми осложняются две последние
части.

В
стихотворении или песне есть ритм, мелодия, поэтому такая расстановка знаков
препинания кажется нам естественной.

А если мы вернемся к самому обычному предложению и пожелаем в
каждой части дать более развернутую информацию?

Дополним каждую часть обособленным членом предложения или
однородными членами.

Светит солнце, щедро даря земле тепло, цветут цветы,
развернувшие навстречу солнцу лепестки, поют соловьи, скворцы и малиновки.

В первую часть предложения мы вставили обособленное
обстоятельство, во вторую – обособленное определение, третью осложнили
однородными подлежащими. Конечно, при осложнениях мы поставили соответствующие
знаки препинания – запятые.

И что теперь говорит нам интуиция, если мы видим это
предложение?

Что-то вроде: «Сколько запятых! А сколько тут вообще частей?
И это точно бессоюзное предложение»?

Действительно, за всеми этими запятыми не совсем понятно, где
у нас границы между частями сложного предложения.

Поэтому нужно обозначить части бессоюзных предложений так,
чтобы не путать их с осложнениями.

А значит, нам не подходит запятая, потому что во всех случаях
она будет обозначать одинаковую паузу.

Между частями бессоюзного предложения мы поставим точку с
запятой, потому что она обозначает более долгую паузу.

Если части в бессоюзном предложении распространённые,
имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Светит солнце, щедро даря земле тепло; цветут
цветы, развернувшие навстречу солнцу лепестки; поют соловьи, скворцы и
малиновки.

При этом наша схема практически не изменилась. В ней
появились точки с запятой. И еще в третьей части мы обозначили однородные
сказуемые.

Точка с запятой между частями бессоюзного сложного
предложения ставится, если части сильно распространены, то есть, имеют
собственные знаки препинания.

Легко скользя между сосен, лыжник двигался вперед; он
торопился успеть до вечера.

Ваня стоял у доски, выполняя задание; ученики внимательно
слушали и записывали; учитель комментировал примеры, вызывавшие трудности.

За этим лесом – если можно было так назвать этот могучий
бор – открывалась холмистая равнина; деревенька виднелась в самом ее конце.

Ну, а теперь проверим интуицию. Какой знак препинания вам
хочется поставить в этих предложениях?

Быстро! Не задумываясь!

Дети внимательно читали текст _ в окно скучно барабанил
дождь.

Уютно и тихо потрескивал костер _ темнело.

Канонада смолкла _ никто не двинулся с места.

Если вы мысленно поставили запятую, то интуиция подсказала
вам  неправильно.

Но ведь по правилу нам как раз и нужно поставить запятые:
части предложений неосложненные, своих знаков препинания не имеют.

И все же в этих предложениях между частями ставятся точки с
запятой.

Дело в том, что части этих предложений отдалены по смыслу.

Сравним два предложения.

За мной зашел друг, мы отправились в кино.

Части в этом предложении просто перечисляются. Но при этом их
объединяет общий смысл. Поэтому между частями стоит запятая.

Был вечер; за мной зашел друг.

Части этого предложения совершенно независимы друг от друга.
Можно сказать, это два разных предложения. Вот мы и подчеркиваем это при помощи
точки с запятой.

Что же нам требуется запомнить?

Точка с запятой — «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Точка с запятой

§ 130. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (о запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, см. §§ 137 и 138), например:

    Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.

    Лермонтов

    Все вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах.

    М. Горький

§ 131. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:

1. Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами см. §§ 137 и 138). например:

    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.

    Л. Толстой

    Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж oна ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более.

    Герцен

Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:

    Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе. ..

    Лермонтов

    Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; a поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком.

    Чехов

2. Союзами и и да (в значении «и») лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и, да, являются по характеру связи присоединительными.) Например:

    Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению.

    Л. Толстой

    Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

    Чехов

§ 132. Точка с запятой ставится между распространенными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:

    Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; cпина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

    Л. Толстой

    Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди.

    Фадеев

§ 133. Точка с запятой ставится между значительно распространенными придаточными предложениями, подчиненными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:

    Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.

    Пушкин

    Разница та, что, вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов cвоих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки…

    Гоголь

§ 134. Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:

    В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет. ..

    Герцен

    Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии, что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском, что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует 50 тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.

    Л. Толстой

§ 135. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

    Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:
    1) чтобы оторвавшаяся от якоря и плавающая на поверхности мина не могла повредить натолкнувшееся на нее судно;
    2) чтобы при постановке заграждения не было всплывших мин, могущих указать место заграждения, и такие мины тонули;
    3) увеличить безопасность постановки мин.

    Академик А. Н. Крылов

Использование точек с запятой – The Writing Center – UW–Madison

Точки с запятой помогают соединить близко связанные идеи, когда требуется знак стиля сильнее, чем запятая. Эффективно используя точку с запятой, вы можете сделать свой текст более изысканным.

Правила использования точек с запятой

  • Точка с запятой чаще всего используется для связи (в одном предложении) двух независимых предложений, которые тесно связаны по мысли. Когда точка с запятой используется для соединения двух или более идей (частей) в предложении, этим идеям присваивается одинаковое положение или ранг.

    Некоторые люди пишут с помощью текстового процессора; другие пишут ручкой или карандашом.

  • Используйте точку с запятой между двумя независимыми предложениями, которые связаны конъюнктивными наречиями или переходными фразами.

    Как бы люди ни писали, им позволено принимать собственные решения; в результате многие люди клянутся своими методами письма.

  • Используйте точку с запятой между элементами в списке или серии, если какой-либо из элементов содержит запятые.

    Писать можно двумя способами: ручкой или карандашом, которые недороги и легкодоступны; или с помощью компьютера и принтера, что дороже, но быстрее и аккуратнее.

  • Используйте точку с запятой между независимыми предложениями, соединенными координирующим союзом, если предложения уже разделены запятыми или если предложения длинные.

    Некоторые люди пишут с помощью текстового процессора, планшета или даже телефона; но другие по разным причинам предпочитают писать ручкой или карандашом.

Не ставьте запятую, если нужна точка с запятой:

Неправильно: Корова коричневая, она тоже старая.
Правильно: Корова коричневая; это тоже старо.

Что здесь происходит? Обе части предложения являются самостоятельными предложениями, и запятые должны , а не использоваться для соединения независимых предложений, если нет сочинительного союза. Эта ошибка известна как соединение запятой .

Неправильно: Я люблю коров, но ненавижу их запах.
Правильно: Я люблю коров; однако я ненавижу их запах.

Что здесь происходит? Конъюнктивное наречие однако сигнализирует о связи между двумя независимыми предложениями, и запятые должны использоваться , а не для соединения независимых предложений, если нет сочинительного союза.

Неправильно: Я люблю коров: они дают нам молоко, которое вкусно, они дают нам говядину, которая тоже вкусна, и они дают нам кожу, из которой делают обувь и пальто.
Правильно: Я люблю коров: они дают нам вкусное молоко; дают нам говядину, тоже вкусную; и они дают нам кожу, которая используется для обуви и пальто.

Что здесь происходит? Непонятно, что это за три элемента списка, так как элементы разделены запятыми.

Неправильно: Коровы, хотя их величие крупного рогатого скота пошло на убыль в последние тысячелетия, по-прежнему являются одним из великих видов этой планеты, одомашненными, но гордыми, они молча пережевывают пищу, пока мы, люди, бурно проходим мимо.
Правильно: Коровы, хотя их величие крупного рогатого скота в последние тысячелетия пошло на убыль, по-прежнему являются одним из величайших видов этой планеты; одомашненные, но гордые, они молча размышляют, пока мы, люди, шумно проходим мимо.

Что здесь происходит? Непонятно, где заканчивается первое независимое предложение и начинается второе независимое предложение.

Избегайте использования точки с запятой, когда необходима запятая:

Неправильно: Потому что коровы пахнут; они обижают меня.
Правильно: Поскольку коровы пахнут, они меня оскорбляют.

Что здесь происходит? Первая часть не является независимым предложением, поэтому точка с запятой не требуется.

Пунктуация — Центр письма

О чем этот ресурс:

Этот ресурс объясняет, как использовать необычные типы знаков препинания.

Точка с запятой: половина точки, половина запятой

Точка с запятой соединяет два независимых предложения (полные предложения). точка с запятой может
также использоваться для разделения элементов в списках; часто перечисляет эту детальную потребность в упрощении,
но можно использовать точку с запятой.

Дос 

  • Точки с запятой — это самый быстрый способ исправить ситуацию, когда в предложении есть запятая, соединенная запятой.
    сращивание.
  • Эмпирическое правило: предложения по обе стороны от точки с запятой должны быть полными предложениями!

Запрещается

  • Не используйте с сочинительными союзами (и, но, или).
  • Не делайте заглавной первую букву второго предложения.

 

Колонка: мысль B описывает мысль A

Объяснению, перечислению или списку элементов предшествует двоеточие: что следует за
двоеточие доказывает, объясняет, определяет, описывает или перечисляет элементы того, что ему предшествовало.

Дос 

  • Отлично подходит для создания названия академической статьи!
  • Двоеточие добавляет «изюминку» к списку описательных атрибутов в конце предложения.

Запрещается

  • Предложение перед двоеточием должно быть полным предложением, но предложение после
    это не обязательно.

 

Короткое тире: добавление тире описания

Длинное тире может использоваться вместо запятых, скобок или двоеточий для соединения описательных
материал.

Дос 

  • Чтобы отформатировать длинное тире в Word, введите два дефиса без пробелов между словами —
    тире будет формироваться автоматически по мере того, как вы продолжаете печатать. В документах Google используйте специальную вставку
    персонаж.
  • При добавлении описательного предложения в предложение вы можете использовать длинные тире,
    запятые или скобки. Думайте о них как о крике, разговоре и шепоте соответственно.
  • Когда используется для выделения описательного материала в конце предложения, только один
    используется тире.
  • Два или более длинных тире также могут использоваться для обозначения пропущенных частей слова или ругательств.

Запрещается

  • Между словами и тире не должно быть пробела — если вы не используете AP
    стиль.
  • Как и в случае с запятыми, чрезмерное использование длинного тире может утомить бумагу. Придерживайтесь 2 или 3 на
    параграф.

 

Короткое тире: тот, о существовании которого вы даже не подозревали 

Короткий тире указывает на диапазоны или дифференцирование. Это то, что должно (официально) быть
используется между числами в последовательности.

Дос  

  • Короткие тире обычно можно найти в меню «специальные символы» текстового процессора.

Запрещается

  • При создании составных слов, таких как C-3PO и невестка, вы можете просто использовать дефис
    вместо тире.

 

Дефис: на самом деле не длинное тире, как бы вы ни пытались его использовать.

Дефис — это самое короткое из тире, которое используется для создания сложных слов.

Дос 

  • Дефис работает на уровне слова, а не предложения, формулируя составной термин.
  • Сложные прилагательные почти всегда нуждаются в дефисе:  менее звездный, один на один,  и т. д.
  • Всегда проверяйте словарь, является ли термин открытым, написанным через дефис или закрытым составным словом.
    Имейте в виду, что многие составные существительные начинаются открытыми или пишутся через дефис, прежде чем в конечном итоге
    становится закрытым, а словари часто отстают от текущего использования.