Содержание
Композиция в фотографии. Правила и примеры
Композиция отвечает за целостность кадра и соподчиняет элементы фотографии друг другу и идее художника.
Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы «Что я вижу? Зачем эта фотография? Как передать идею зрителю?». И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как пространство, линии, формы или фигуры, движение и ритм, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы». Язык композиции – это набор из многих правил как рассказать историю на плоскости, но мы поговорим только о самых важных.
Больше композиционных приемов вы можете узнать на таких курсах Дмитрия Богачука как:
1. Онлайн фотокурс «Композиция в фотографии. Ступень I».
2. Онлайн фотокурс «Колористика в фотографии».
3. Онлайн фотокурс «100 приемов Арт-фотографии».
1. Правило «золотого сечения» – правило третей
Его описал математически великий Леонардо да Винчи. Об этом правиле можно было услышать ещё в школе, на уроке математики. Помнишь этот рисунок?
Золотое сечение — это деление отрезка С, при котором весь отрезок С так относиться к большей части В, как большая часть В относиться к меньшей А. Формула этого выражения такая: С:В=В:А=1,618. Это число, ещё называют «золотым числом». Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». А термин «золотое сечение» ввел Мартин Ом в 1835 году. Это соотношение отрезков можно перенести и на плоскость фотографии. Эту сетку часто можно увидеть в видоискателе фотокамер.
На точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо. Как на этой фотографии с одинокой сосной на вершине Демерджи…
Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре.
2. Правило ФОРМАТА
Каким будет твой следующий кадр – горизонтальный или вертикальный? Решай это до того как нажать кнопку. Формат кадра определит объект съемки. Снимаешь высокое дерево или человека в полный рост – поверни камеру вертикально. Часто мы видим фотографии стандартных форматов, с соотношением сторон 4:3, например альбомный или горизонтальный формат.
Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.
Или, к примеру, формат квадрата. Квадрат – очень статичная форма. В квадрат часто заключают натюрморты. Мало того, что сюжеты натюрмортов действуют успокаивающе, так ещё и квадратный формат усиливает чувство покоя и стабильности. Всегда задумывайся на тем, какой формат подойдёт именно твоему сюжету.
3. Правило равновесия и симметрии
На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. Если в одной небольшой части фотографии сконцентрировано много смысла, нужно найти по смыслу что-то ещё и расположить в противоположную часть кадра, чтобы уравновесить сюжет.
На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строитсЯ на симметричных отражениях в воде.
4. ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ.
Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.
А.Л.Ярбус в книге «Роль движений глаз в процессе зрения» показал, что глаз человека прилипает к ярким пятнам, буквам, лицам, и движется по контрастным линиям. Именно эти ведущие линии, действительные или воображаемые, являются маршрутом для глаз зрителя в пейзаже. У линий в кадре будет разная чувственная нагрузка.
- Горизонтальные – линии постоянства, покоя, безмятежности.
- Вертикальные – линии силы, стабильности, власти.
- Кривые – s-образная линия в композиции пейзажа добавит движения, изящества, живости.
- Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра. Восходящие и нисходящие диагонали рассматривают как линии развития и упадка, сопротивления и легкости, ухода и возвращения.
5. ДИАГОНАЛИ. Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.
6. ОБРАМЛЕНИЕ (framing).
Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления «героя» кадра.
7. КОНТРАСТ объекта и фона.
Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии.
8. КРУПНОСТЬ ПЛАНА.
Заполняй кадр. Подойдите ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от мусора в кадре и дать понять зрителю кто герой кадра.
9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление.
Находи такой ракурс, когда глаз увидит кв кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.
10. РИТМЫ, узоры, повторы, текстуры.
Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.
11. ПЛАНЫ. Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.
12. НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо. Слева направо охотники в мультфильмах идут в лес, а справа налево – возвращаются домой.
13. РАКУРС. Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.
14. ПРОСТОТА приятна глазу.
Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.
На это обратили внимание еще древние китайские художники и стали рисовать черной тушью очень лаконичные пейзажи.
10 правил композиции в фотографиях Стива МакКарри (Steve McCurry), всемирно известного фотожурналиста National Geographic
Видео онлайн-журнала Cooperative of Photography, рассказывается как фотограф Стив Маккарри использует правила композиции, снимая портреты или жанровую фотографию. Тут правила композиции он иллюстрирует на примере портретов. Например, он утверждает: «Центрируй доминантный глаз в портрете. Расположи доминантный глаз по центру фотографии. Этот прием придает особое выражение глазам, которые следит за тобой» .
Больше композиционных приемов вы узнаете на онлайн фотокурсе «Композиция в фотографии».
Нарушая правила композиции…
Очень подробно обосновал приемы художественного нарушения правил композиции в своей книге «Мифология композиции в фотографии (скачать в открытом доступе) Андрей Зейгарник, фотограф и исследователь воздействия снимка на зрителя.
«На множество правил съемки и композиции: правило золотого сечения, правило восьмерки, правило динамической симметрии, правило уравновешивания снимка, правило диагоналей, правило свободного пространства (воздуха) впереди объекта, правило желательного направления движения (слева направо), правило «подойди ближе» и т.д. есть огромное количество примеров, опровергающих эти правила», – утверждает Дмитрий Чернышев в книге «Как человек видит» (скачать).
«Помните! Композиция важна, но правила создаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удовольствие и снимать в своем стиле», – считает Стив Маккарри.
В статье 10 мифов о правиле третей • Учим композицию и английский одновременно
Тэвис Гловер рассуждает об изящном нарушении правила третей и предлагает использовать в построении композиции кадра корневые прямоугольники, т.е. более сложную опорную сетку. Этим пользуется Annie Leibovitz при создании своих гармоничных групповых портретов.
Также вам будет интересна статья «Композиция в фотографии: советы Дрю Хоппера»
10 правил композиции в фотографии
Эта статья – результат интерактивного обзора законов композиции, который мы ведем в телеграм-канале фотошколы @blenda_by (подписывайтесь!).
Каждую неделю мы разбираем какое-нибудь правило или прием композиции, постим 10 фотографий-примеров, а подписчики голосуют за самую лучшую, лишнюю или фотошкольную из них.
Мы уже разобрали 10 приемов композиции:
- Симметрия
- Золотое сечение и правило третей
- Спираль Фибоначчи
- Золотые треугольники
- Паттерны и текстуры
- Негативное пространство
- Плотное кадрирование
- Фрейминг
- Диагонали
- Правило треугольника
Симметрия
Симметрия – это мощный прием композиции, при помощи которого создаются и гармонизируются произведения искусства: архитектуры, дизайна, живописи, графики, фотографии.
Проще всего симметрию в фотографии описать так: если вы сложите идеально симметричную фотографию пополам вдоль линии симметрии, у вас получится две идентичные фотографии. Но симметричная композиция не предусматривает идеального совпадения элементов обеих половинок изображения. Взгляд зрителя может быстро устать от однообразия, поэтому несовершенность симметрии дает взгляду зацепиться и отдохнуть.
Существует всего три типа симметрии:
- Вертикальная – вертикаль в виде здания, сооружения или дороги может разделять фотографию на правую и левую симметричные половинки.
- Горизонтальная – отражения в воде создают симметричные изображения по отношению к линии горизонта.
- Радиальная – линии, расходящиеся из центра изображения, создают радиальную симметрию.
Фрейминг
Фрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане. Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев, волна, луч света и другие объекты.
Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.
- Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.
- Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины, объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
- В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания. Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь кадра.
Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры, пейзажей, портретов и стрит-фото.
Диагонали
Метод диагоналей – одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Однако в зависимости от пропорций кадра этот угол может меняться.
Фотография с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такое же фото без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр.
Диагонали в кадре может быть две:
- «быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;
- «медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.
С диагоналями связано зрительное восприятие мозга: мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, спускаясь по диагонали. Соответственно, объекты, расположенные по диагонали, легче и быстрее воспринимаются зрительным центром.
Психологи считают, что «медленная», восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как «быстрая», нисходящая – беспокойство и тревогу. Помните об этом при построении композиции.
Паттерны
Паттерн – это повторения однородных текстур, форм, объектов, цветов. Повторяющийся мотив, узор или орнамент гармоничен и привлекателен для взгляда зрителя. Акцент на соотношении цветов, форм, линий способствует развитию видения фотографа.
И вот вам несколько советов по съемке паттернов:
- Ищите паттерны в больших и малых масштабах: в макросъемке и аэрофотосъемке.
- Замечайте паттерны в живой и неживой природе: в прожилках листьев и фасадах зданий.
- Экспериментируйте с углом и точкой съемки: снимайте сбоку, снизу и сверху.
- Заполняйте паттерном весь кадр целиком, чтобы максимизировать эффект.
- Нарушайте структуру узора акцентным элементом: это усиливает воздействие на зрителя.
Негативное пространство
Негативным (или отрицательным ) пространством в искусстве называют область, окружающую предмет изображения. При этом негативное пространство вовсе не обязано быть пустым: это может быть небо с облаками, стена с кирпичной кладкой, дощатый пол. Да что угодно! Это пространство может быть вовсе незаметным, как белый сугроб или туман, однако оно играет важнейшую роль в композиции.
Как использовать негативное пространство?
- Для изолирования субъекта кадра и привлечения к нему внимания зрителя. Негативное пространство оставляет место для воображения: О чем думает этот человек? Куда плывет эта лодка? Как здесь вырос этот цветок?
- Для создания определенных эмоций или настроения. Обычно негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины. Однако, используя яркие цвета фона, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.
Теплые оттенки, как правило, вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
- Для упрощения композиции и работы в стиле минимализм. Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Этот прием очень часто используется в рекламной и продуктовой фотографии для акцентирования внимания на продукте.
- Для продажи фотографий через фотобанки. Покупатели фотографий на фотостоках используют ваши шедевры как сырье для своих рекламных баннеров, обложек и сайтов. Поэтому одним из главных критериев выбора при покупке является наличие на фото пустого пространства для текста.
Только запомните, что негативного пространства тоже должно быть в меру: не слишком мало, но и не слишком много. Примерно вдвое больше, чем позитивного. Или около того:)
Заполнение кадра
Заполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не остается другого выхода, кроме как рассматривать этот объект. Отвести взгляд просто некуда.
При этом заполнение кадра предоставляет новые возможности:
- Рассмотреть все детали;
- Привлечь внимание к текстуре;
- Сделать акцент на эмоции.
Применяется этот прием в бьюти и макросъемке, в съемке портретов и дикой природы. Иногда заполнение кадра используется и при съемке архитектуры, чтобы сделать акцент на узоре или архитектурном рисунке здания.
Золотое сечение и правило третей
Правило третей – это деление кадра по горизонтали и по вертикали на три части в соотношении 1/2. Как правило, линию горизонта лучше располагать по линии, которая делит кадр на трети. Большая часть кадра отводится небу или земле в зависимости от задумки. Сам же объект, зрительный центр кадра располагается на пересечении линий, которые делят кадр на трети.
Золотое сечение – деление кадра на части так, что большая часть относится к меньшей, как весь кадр к большей. По этому правилу точки пересечения линий располагаются ближе к центру кадра, чем по правилу третей.
Несмотря на то, что сетка с точками у этих двух правил немного отличается, суть композиционного приема одна и та же:
- Линию горизонта лучше размещать не по центру кадра и не по диагонали, а по горизонтали, смещая ее вверх или вниз в соотношении 1/2 в зависимости от того, что в кадре важнее: небо или земля.
- Главные объекты кадра лучше размещать на пересечении линий сетки, так как именно они являются пунктами притяжения взгляда зрителя.
Кажется, будто эти правила композиции противоречит другим правилам, например, закону симметрии, однако это не совсем так. Даже в идеально симметричном изображении (по вертикали) часто встречается правило третей (по горизонтали). Но когда знаешь уже так много правил композиции, во время компоновки кадра приходится выбирать, какому из них следовать. Для некоторых сцен лучше подходит симметрия, а где-то – золотое сечение. И только фотограф решает, по каким законам он будет создавать свой шедевр.
Спираль Фибоначчи
Спираль Фибоначчи – еще один интересный закон композиции, основанный на золотом сечении.
В природе этот закон композиции можно встретить в строении человеческого уха, раковинах ракообразных, стеблях растений, морских волнах.
Располагая объекты в кадре по спирали, вы создаете поток и движение и тем самым помогаете направлять взгляд зрителя через изображение. Вы можете перевернуть или повернуть спираль, однако фокус должен оставаться в сердце спирали. Другие важные элементы должны быть расположены вдоль кривой.
Этот прием композиции часто используется в фуд-фотографии, макросъемке и других жанрах.
Золотые треугольники
Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим кадр диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их перпендикулярно к диагональной линии. Это делит кадр на ряд треугольников. Этот способ съемки помогает ввести элемент «динамического напряжения». Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.
Фотография Барри О’Кэррола с Эйфелевой башней использует «правило треугольников» деликатным способом. Головы статуй создают «подразумеваемый треугольник». Эта линия ведет нас к Эйфелевой башне на заднем плане. Короткая линия справа проходит в точности между двумя статуями. Короткая линия слева соединяется с диагональю как раз на полпути к Эйфелевой башне.
Правило треугольников может показаться более сложным с точки зрения композиции, но результат его использования может быть действительно потрясающим.
Правило треугольника
А еще в композиции есть правило обычного треугольника – простого, а не золотого! Им часто пользуются стилисты и декораторы, а также те, кто снимают предметную и фуд-фотографию.
Берем и мысленно рисуем треугольник. Располагаем основные предметы съемки в углах треугольника. Равнобедренный треугольник придает кадру статичность, так что для более живых картинок используйте перевернутый неравнобедренный треугольник. Кстати, необязательно три визуальных центра должны быть одинаково яркими и акцентными. Можете сфокусироваться на одном из углов, а два остальных можно даже в резкость не брать.
Три – вообще магическое число в композиции. Это всегда лучше, чем два или четыре. Располагайте объекты в линию или зацикливайте в треугольник – успех у зрителя вам гарантирован!
Читайте продолжение:
20 законов композиции, которые гарантированно улучшат ваши фотографии
Все фотографии в материале взяты из открытых источников и несут иллюстративный характер.
Фото с обложки – призер The Architectural Photography Awards 2019 – принадлежит Laurian Ghinitoiu.
Поделиться в социальных сетях
68919
Топ-10 правил композиции в фотографии [Полное руководство] — Блог Depositphotos
Фотография — это творчество, вдохновение и возможность поделиться своим уникальным художественным видением. При всей свободе есть ли место для правил? Да! Следует всегда помнить о правилах композиции фотографии, потому что они имеют основополагающее значение для достижения успеха в качестве фотографа. Ваши базовые знания правил композиции фотографии дадут вам инструменты для экспериментов, когда вы будете работать над улучшением и установлением своего стиля.
Даже если вы хорошо знаете все эти правила композиции фотографии, оттачивание некоторых основ может просто зажечь в вас искру творчества. Давайте взглянем на все существующие правила композиции и выясним, как вы можете их соблюдать (или нарушать).
Имейте в виду, что вы можете купить изображения из этой статьи, чтобы иметь небольшое напоминание о 10 простых правилах композиции в фотографии.
Что такое композиция в фотографии?
Как и в изобразительном искусстве, композиция в фотографии — это просто расположение визуальных элементов в кадре. Термин «композиция» буквально означает «сборка». Таким образом, чтобы получить идеальный снимок, фотограф должен организовать все объекты в кадре.
Почему композиция важна в фотографии?
Это может удивить многих, но фотокомпозиция так же важна, как и техническая сторона фотосессии. Предположим, фотограф размещает визуальные элементы в кадре, соблюдая правила композиции. В этом случае взгляд зрителя будет автоматически притягиваться к наиболее значимым и интересным частям изображения. Хорошо скомпонованный снимок будет выделяться среди остальных и поможет отличить хорошего фотографа от хорошего.
5 Основные элементы композиции в фотографии
Чтобы обогатить изображения и сделать их более привлекательными, фотографы используют различные композиционные элементы. Среди них узоры, текстуры, линии, формы, формы, цвет, тон, контраст, глубина, рамки, симметрия, асимметрия, глубина резкости, точка зрения, негативное пространство, позитивное пространство и визуальное напряжение. Читайте дальше, чтобы узнать о пяти основных элементах композиции в фотографии.
1. Форма — это двухмерный композиционный элемент фотографии, который может определять объект или структуру. Он может быть органическим, как человек, животное, растение, или геометрическим, как квадрат, круг или треугольник. Когда разные фигуры пересекаются и накладываются друг на друга, они могут объединиться, чтобы создать новую форму. Они также могут окружать область, образуя другую форму.
2. Форма создается, когда форма становится трехмерной. Этого можно добиться, добавив глубины фотографии с помощью освещения и перспективы. Таким образом, когда форма и тени сталкиваются, мы видим осязаемые контуры, выделенные тональным диапазоном.
3. Текстура — это композиционный элемент фотографии, добавляющий изображению еще один слой глубины, делая его более реальным и ощутимым. Сама текстура может быть предметом фотографии, например, ледяная поверхность или узоры на листьях. Кроме того, текстура может быть частью композиции, добавляя размерности и веса вашему изображению и придавая ему ощущение реальности.
4. Цвет характеризуется оттенком, насыщенностью и яркостью. Каждая переменная может влиять не только на композицию фотографии, но и на ее настроение. Экспериментируя с различными цветами в кадре, вы можете придать визуальный вес определенной части изображения. Черно-белая фотография может помочь показать контраст, выделить эмоции или подчеркнуть ключевые визуальные элементы на ваших фотографиях.
— Практические советы и идеи по цветовому контрасту в фотографии можно найти в нашем блоге.
5. Положительное и отрицательное пространство. Масштаб и расположение элементов и объектов в кадре влияют на восприятие картины зрителем. Эффективно используя пространство на своих фотографиях, вы можете передать определенное настроение или привлечь внимание зрителя к интересной или значимой части изображения. Позитивное пространство относится к предмету или областям.
10 правил композиции для получения лучших снимков
1. Правило третей
Следуя правилу третей, вы должны научиться разделять экран камеры на сетку. Помните о ключевых точках пересечения и размещайте важные элементы вдоль этих линий для визуальной привлекательности. Эта асимметричная композиция в фотографии хорошо работает для любого жанра, включая пейзажи, натюрморты и портреты.
В этом натюрморте фотограф применил наиболее распространенный способ использования правила третей, поместив главный объект в центр. Однако вы можете поместить его не по центру, как показано на рисунке ниже. Фотограф расположил дерево с моделью возле пересечения сетки в левом нижнем углу, привлекая к ним внимание зрителя и создавая более интересную композицию.
Полезный совет. Включите сетку правила третей в камере, чтобы улучшить свои навыки фотографирования.
2. Золотое сечение
Золотое сечение отличается от правила третей балансом фотографии. Здесь фокус фотографии ближе к центру (больше деталей). Корни этого правила уходят в глубь веков, и его можно найти в известных произведениях искусства. По сути, это идеальный баланс с соотношением 1 к 1,618, и вы можете найти его, чтобы понять пропорции в фотографии, архитектуре и искусстве.
Вместо девяти равных прямоугольников рамка разделена на последовательность квадратов, образующих Золотую Спираль, известную также как Спираль Фибоначчи, напоминающую раковину. Спираль направляет взгляд зрителя по кадру и показывает, как должна развиваться сцена.
— Узнайте, как использовать золотое сечение для улучшения композиции фотографии.
3. Направляющие линии
Воспользуйтесь структурой и линиями в ландшафте. Используйте их пропорционально вашим объектам, чтобы направить взгляд в изображение. В данном случае наиболее предпочтительна центрированная и симметричная фотокомпозиция; это помогает зрителю сосредоточиться на вашем предмете или объекте.
Направляющими линиями может служить все: реки, дюны, волны, дороги, тропинки, мосты, заборы, лестницы, коридоры, узоры и т. д. Кроме того, направляющие линии не обязательно должны быть прямыми. В нашем примере мы использовали винтовую лестницу, чтобы привести взгляд зрителя к точке интереса в кадре и создать более красивую композицию изображения.
Подсказка экспозиции. С необычной компенсацией экспозиции могут быть видны невероятные линии.
4. Диагонали
Отличие диагональных линий от других методов композиции заключается в том, что линии помогают создать движение на фотографии, даже когда объекты съемки неподвижны. Это отличный совет для фотографов, которые хотят выйти за рамки идеальных композиций, но при этом создавать привлекательные фотокомпозиции с помощью диагональных линий.
В нашем примере диагональные линии помогают подчеркнуть перспективу и добавить динамики фотографии. Объект на изображении кажется неподвижным, но вы можете сказать, что он готов двигаться.
Подсказка по диагонали. Ваша композиция будет выглядеть хаотично, если в кадре будет слишком много диагональных линий.
5. Кадр внутри кадра
При планировании компоновки кадров учитывайте, что внешние конструкции могут служить естественными рамками. Это могут быть окна, двери или арки, так что используйте их в своих интересах! Эту композицию в фотографии еще называют кадр в кадре. Что делает такую фотографию интересной, так это то, что она успокаивает глаз.
Фотограф добавил слои и глубину к сцене на изображении выше, поместив объект в арку. Обратите внимание, что рамки не обязательно должны быть сделаны руками человека и полностью окружать ваш объект. Вы также можете использовать стволы деревьев и свисающие ветки деревьев для рамки в рамках техники фотокомпозиции кадра.
6. Фигура на фоне
Постарайтесь сфокусироваться на объектах и выделить их, сузив контраст между объектом и фоном. Чем больше контраста, тем драматичнее ваши снимки и тем заметнее ваш объект. Выигрышная фотокомпозиция — это та, в которой ваш главный объект выделен за счет контрастного решения.
Наша фотография является прекрасным примером фотокомпозиции «рисунок-земля». Основной объект контрастирует с фоном, выделяя модель. Этот эффект также может быть достигнут с разницей контрастности света, когда на объект падает больше света, чем на фон. В качестве альтернативы вы можете найти объект, который светлее вашего фона, и поместить его в такое же освещение.
Подсказка для фотокомпозиции с двумя объектами на фото. Используйте правило золотого сечения или правило третей, чтобы сбалансировать изображение.
7. Заполните рамку
Чтобы заполнить рамку, ваш объект должен занимать значительную часть изображения, не оставляя вокруг себя места. Таким образом, фотограф устраняет все отвлекающие факторы, позволяя зрителю сосредоточиться на главном объекте и изучить каждую деталь.
Будьте ближе и ближе к своим объектам. Пусть они заполнят кадр так, чтобы они были в центре внимания и доминантой фотографии. Обратите внимание, как в этом примере фотокомпозиции фон использовался в качестве шаблона для заполнения кадра.
Полезный совет. Используйте зум-объектив, чтобы заполнить кадр.
8. Центральный ведущий глаз
При фотографировании людей поместите их главный глаз в центр фотографии. Это делает изображение более привлекательным, так как кажется, что глаза объекта следуют за зрителем.
Посмотрите на нашу фотографию и попробуйте наклонить ее в сторону или прокрутить изображение вверх или вниз. Вы заметите, что глаза объекта всегда следят за вашими движениями.
9. Узоры и повторение
Мы любим узоры не просто так – они эстетически приятны для глаз. Еще один аспект для изучения: включите в свою фотографию что-то, что прерывает шаблон, добавляя элемент неожиданности.
В нашем случае искусственный узор обеспечивает привлекательную композицию. Однако вы можете искать повторения и узоры, созданные природой, такие как аллея деревьев, дюны или волны.
Полезный совет. Попробуй сломать шаблон. Несовершенство добавит интереса к изображению и привлечет внимание зрителя.
10. Симметрия и асимметрия
В идеально симметричной фотографии есть красота, простота и определенная элегантность. Это приятно для глаз и верный способ привлечь внимание многих. То же самое касается небольшого изменения стиля; асимметричные снимки, которые включают пустое пространство для визуального интереса (используйте первое правило композиции фотографии в этом списке, чтобы узнать, где разместить объект).
В зависимости от сцены — симметрии можно придерживаться или полностью избегать. На этом снимке с воздуха ниже фотограф уловил горизонтальную симметрию, создав сильную точку интереса и привлекая внимание зрителя ко всем частям фотографии.
Полезный совет. Вы можете использовать отражения на своих фотографиях. Они позволяют изменить положение оси симметрии на изображении.
— Хотите узнать больше? Ознакомьтесь с нашим руководством по симметрии в фотографии.
Подведение итогов
Это всего лишь 10 наиболее важных правил композиции в фотографии. Но как улучшить свои навыки композиции в фотографии, если ни один из этих принципов не применим? Кроме всего прочего, вы лучше, чем кто-либо другой, знаете, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Самое главное, что вы развиваете свой личный стиль фотографии, а также продвигаете свою эстетику и свое уникальное видение. Это единственное правило, которого вы должны придерживаться в 100% случаев.
Узнайте больше полезных советов для фотографов в этих статьях:
- Как правильно выбрать камеру
- Как стать продуктивным стоковым фотографом
- 9 бесконечных источников вдохновения в фотографии
Depositphotos Блог-дайджест
Сообщество из 160 000 читателей в месяц, одержимых 90 213 потрясающими визуальными эффектами, полезными советами и отличными историями
Спасибо за подписку на ежемесячный дайджест блога Depositphotos!
Пожалуйста, проверьте свой почтовый ящик, нам есть чем поделиться с вами.
10 главных правил композиции фотографий
Это может звучать банально, но единственное правило в фотографии — никаких правил. Однако существует ряд установленных рекомендаций по композиции, которые можно применять практически в любой ситуации, чтобы усилить воздействие сцены.
Эти рекомендации помогут вам делать более привлекательные фотографии, придавая им естественный баланс, привлекая внимание к важным частям сцены или направляя взгляд зрителя по изображению.
Как только вы ознакомитесь с этими советами по композиции, вы будете удивлены тем, насколько универсальны большинство из них. Вы заметите их повсюду, и вам будет легко понять, почему одни фотографии «работают», а другие кажутся простыми снимками.
Правило третей
Представьте, что ваше изображение разделено на 9 равных сегментов двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Правило третей гласит, что вы должны располагать наиболее важные элементы сцены вдоль этих линий или в точках их пересечения.
Это добавит баланса и интереса к вашей фотографии. Некоторые камеры даже предлагают возможность наложения сетки по правилу третей на ЖК-экран, что делает ее еще проще в использовании.
Обратите внимание, как здание и горизонт выровнены по правилу третей. Изображение Трея Рэтклиффа.
Балансирующие элементы
Размещение основного объекта не в центре, как и в случае с правилом третей, создает более интересную фотографию, но может оставить пустоту в сцене, из-за чего она будет казаться пустой. Вы можете добиться сбалансированной композиции и выровнять «визуальный вес» основного объекта, включив другой менее важный объект, чтобы заполнить пространство.
Здесь визуальный «вес» дорожного знака уравновешивается зданием на другой стороне кадра. Изображение Шеннон Кокоска.
Направляющие линии
Когда мы смотрим на фотографию, наш взгляд естественным образом движется по линиям. Размышляя о том, как вы размещаете эти направляющие линии в своей композиции, вы можете повлиять на то, как мы видим изображение, втягивая нас в картину, к объекту или в путешествии «по» сцене.
Существует множество различных типов линий — прямые, диагональные, изогнутые, зигзагообразные, радиальные и т. д. — и каждый из них можно использовать для улучшения композиции нашей фотографии.
Дорога на этом фото притягивает взгляд. Изображение Пьера Метивье.
Симметрия и узоры
Нас окружают симметрия и узоры, как природные, так и рукотворные. Они могут сделать очень привлекательную композицию, особенно в ситуациях, когда их не ожидают. Еще один отличный способ их использования — каким-то образом нарушить симметрию или паттерн, привнеся в сцену напряжение и сфокусировав ее.
Симметрию этой часовни нарушает ведро в правом нижнем углу. Изображение Фабио Монтальто.
Точка обзора
Прежде чем сфотографировать объект, подумайте, откуда вы будете его снимать. Наша точка зрения оказывает огромное влияние на композицию нашей фотографии и, как следствие, может сильно повлиять на сообщение, которое передает снимок. Вместо того, чтобы просто снимать с уровня глаз, рассмотрите возможность фотографирования с высоты, снизу на уровне земли, сбоку, сзади, издалека, очень близко и так далее.
Выбранная здесь необычная точка зрения создает интригующую и немного абстрактную фотографию. Изображение Роншо.
Фон
Сколько раз вы делали то, что, по вашему мнению, было бы отличным снимком, только для того, чтобы обнаружить, что финальное изображение не производит впечатления, потому что объект сливается с оживленным фоном? Человеческий глаз отлично различает различные элементы сцены, в то время как камера имеет тенденцию сглаживать передний план и фон, и это часто может испортить отличную фотографию. К счастью, эту проблему обычно легко решить во время съемки — поищите простой и ненавязчивый фон и скомпонуйте кадр так, чтобы он не отвлекал и не отвлекал внимание от объекта.
Простой фон в этой композиции гарантирует, что ничто не будет отвлекать от объекта. Изображение Филиппа Надерера.
Глубина
Поскольку фотография является двухмерной средой, мы должны тщательно выбирать композицию, чтобы передать ощущение глубины, которое присутствовало в реальной сцене. Вы можете создать глубину фотографии, включив объекты на переднем, среднем и заднем планах. Еще одна полезная техника композиции — наложение, когда вы намеренно частично закрываете один объект другим. Человеческий глаз естественным образом распознает эти слои и мысленно разделяет их, создавая более глубокое изображение.
Подчеркните глубину вашей сцены, включив интересные объекты на разном расстоянии от камеры. Изображение Жюля Берлина.
Обрамление
Мир полон объектов, которые составляют идеальные естественные рамки, такие как деревья, арки и отверстия. Размещая их по краю композиции, вы помогаете изолировать главный объект от внешнего мира. В результате получается более сфокусированное изображение, которое естественным образом привлекает внимание к главной достопримечательности.
Здесь окружающие холмы образуют естественную рамку, а кусок дерева обеспечивает фокус. Изображение Салли Кросстуэйт.
Обрезка
Часто фотографии не хватает воздействия, потому что главный объект настолько мал, что теряется среди беспорядка вокруг. Обрезая кадр вокруг объекта, вы устраняете фоновый «шум», гарантируя, что объект будет привлекать безраздельное внимание зрителя.
Вырежьте все ненужные детали, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на объекте. Изображение Хиен Нгуен.
Эксперимент
С наступлением эпохи цифровых технологий в фотографии нам больше не нужно беспокоиться о затратах на обработку пленки или о том, что кадры закончатся. В результате стало возможным экспериментировать с композицией наших фотографий; мы можем делать тонны снимков и удалять ненужные позже абсолютно без дополнительных затрат.