Портреты старика: Портрет старика — Рембрандт Харменс ван Рейн. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Ильинская больница — современный амбулаторно-госпитальный центр :: Акне розацеа. «Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо

 «Портрет старика с внуком» одно из самых известных и
значительных произведений
Доменико Гирландайо
. Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне
розацеа,
и это не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство
человеческого уродства, а как сцена проявления нежности.  

В XIV веке в Италию приходит готика. Она
попадает в страну из Франции и сразу становится популярной: декоративная,
яркая, праздничная она не может не нравиться. Заказчикам, среди которых
ценители-аристократы, конечно же, импонирует, что всё, несмотря на обилие
деталей, выполнено с большим вкусом и мастерством. Тонкие черты лиц изящных
персонажей, сложные драпировки, многообразие тварного мира, — такие картины притягивают
своей занимательностью, но за обилием мелких нюансов уходит главное – основной
замысел художника. Первая четверть XV века наступает,
как большая волна, смывая каноны средневековья: начинается период, получивший
впоследствии название «Раннее Возрождение». Для художников кватроченто
(«четыреста», так принято называть итальянское искусство XV века) на передний план выходит именно
событие, а значит, вместо цветной феерии зрителю на суд предлагают более
сдержанную, порой даже лаконичную картинку. Где средневековый художник не
стремится к реалистичности, создавая мир, полный волшебства и нарушенной
перспективы, художник Раннего Возрождения лепит объем, работает над светотеневой
моделировкой, наделяет героев легко читающимися эмоциями, то есть погружает зрителя
в достоверное трехмерное пространство, а благодарный зритель верит ему.

Но не только это
подкупало публику. Теперь реальный человек был объектом исследования, главным
героем картины, и этот безобидный идеализм, конечно, был очень мил. Чтобы
достичь высот в изображении человеческого тела, мастера внимательно изучали
натуру, и анатомические штудии были очень популярны и распространены. В этом
стремлении к познанию художники Возрождения становились сродни ученым, где
натурные зарисовки можно расценивать как их научные изыскания. При этом для
мастеров Ренессанса очень важна была гармония, но эту гармонию они умели
разглядеть не только в прекрасном. Уродливое или выходящее из ряда вон тоже
могло быть гармоничным, и неслучайно слова американского искусствоведа Бернарда
Беренсона: «Ни в самой Италии, ни за ее пределами среди всего многообразия
картин кватроченто не существует полотна более человечного» — были сказаны о
работе Доменико Гирландайо, которая по большому счету должна оттолкнуть
зрителя, бросившего на нее беглый взгляд.

Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком

Источник изображения: https://artchive.ru

Эта работа
известна как «Портрет старика с внуком», и была она создана на излете XV века. Полотно, появившееся на арт-рынке
внезапно, без какого-либо внятного провенанса (истории происхождения и владения
произведением искусства, которая используется для подтверждения его
подлинности), было отвергнуто берлинским Музеем Боде. Сотрудников музея,
правда, смутили не вопросы атрибуции, а общее состояние картины, которое было
довольно плачевным. В итоге полотно было приобретено Лувром в 1880 году, а в
конце XX века его тщательно отреставрировали, после
чего без прежних царапин и утрат живописного слоя оно вернулось на экспозицию.

Доменико
Гирландайо – один из ведущих флорентийских художников эпохи Раннего
Возрождения. Он был очень талантлив, трудолюбив, качественно и в срок выполнял
и станковые произведения, и крупные заказы, получая их не только от частных
лиц, но и от флорентийского правительства, что считалось почетным. Кроме того,
Гирландайо догадался разделить задачи художника и функции менеджера, поэтому
договаривался с клиентами и обсуждал условия труда его менее одаренный в
художественном смысле брат, в то время как Доменико, глава мастерской, мог
спокойно работать.

Среди станковых
работ «Портрет старика с внуком» одно из самых известных и значительных
произведений. Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне розацеа
(ринофима, то есть гипертрофия и бугристость носа, симптом этой болезни), и это
не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство
человеческого уродства, а как сцена проявления нежности. Художник запечатлел
сидящего у окна седого мужчину, который держит белокурого мальчика. Мягкая,
доброжелательная улыбка деда и внимательный, доверчивый взгляд ребенка передают
ощущение их взаимной привязанности друг к другу и интимность сцены. В то же
время детский нежный профиль с изящным носиком и приоткрытым маленьким ртом
резко контрастирует с реалистичным изображением старого некрасивого лица: свет,
льющийся из окна, безжалостен к седине, бородавке на лбу, морщинам вокруг глаз
и, конечно, носу, обезображенному ринофимой.

Еще Фра Филиппо
Липпи, родившийся в начале XV века, любил
изображать на своих полотнах раскрытое окно, сквозь которое виден прописанный
до мельчайших подробностей пейзаж. Эта особенность была заимствована
флорентийскими художниками у их фламандских коллег и стала чрезвычайно
популярной. Считается, что здесь идеализированный пейзаж имеет символическое
значение: извилистая река петляет, как человеческая жизнь, и путь этот,
пролегая мимо церкви, стремится к далеким вершинам. Задний план решен в
холодных тонах (зелено-голубая гамма пейзажа, серая стена), что делает алый
цвет одеяния старика, его шаперона, сброшенного на спину (модный в то время
среди пожилых итальянцев головной убор), и шапочки ребенка, а также насыщенный
вишневый цвет камзола более яркими.

Доменико Гирландайо. Голова старика

Источник изображения: https://art.biblioclub.ru

Запечатленный на
картине старик действительно существовал в реальности: сохранился даже
превосходный рисунок, который находится сейчас в коллекции Национального музея
Швеции. В центре, в медальоне, мы видим голову старика с закрытыми глазами:
очевидно, он изображен на смертном одре. Поэтому некоторые искусствоведы
считают, что и станковое произведение является посмертным портретом, заказанным
членами его семьи. Есть и более радикальное мнение, что ребенок всего лишь плод
фантазии художника: он нужен для того, чтобы придать сцене повествовательность
и пронзительность и подчеркнуть доброту и величие души умершего родственника.

Как бы то ни было,
это не умаляет непревзойденного мастерства Гирландайо и его умения передать
самое важное, что есть в человеке, сделав его гармоничным и прекрасным вне
зависимости от внешних данных и условных понятий красоты. 

Француз или, все-таки, Брюс? К вопросу о том, кто изображен на «Портрете старика в красном кафтане» из Русского музея – Музей Фелицына

К 350-летию со дня рождения Я.В. Брюса

Француз или, все-таки, Брюс? К вопросу о том, кто изображен на

«Портрете старика в красном кафтане» из Русского музея

 

Многие современные исследователи, проводя атрибуцию старинных портретов и идентификацию, запечатленных на них лиц, к сожалению, зачастую игнорируют известную комплексную методику, разработанную в свое время выдающимся ученым, главным хранителем Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Владиславом Михайловичем Глинкой (1903–1983). Позволю высказать несколько своих мыслей по поводу опубликованной в 2016 г. в нескольких номерах журнала «Мир музея», статьи, в которой утверждается, что на «Портрете старика в красном кафтане» из фондов Русского музея, изображен шут Петра I – француз по национальности, и предполагается, что автором портрета, возможно, был представитель школы Веласкеса [1].

Запечатленный на портрете неизвестным художником пожилой человек, вряд ли является шутом Петра Великого, так как одет в артиллерийский мундир русской императорской армии, утвержденный уже после смерти великого преобразователя России – образца 1729 г., причем, бытовавший только до 1731 г., когда по приказу генерал-фельдцехмейстера графа Х.А. Миниха, для красных кафтанов артиллерийских офицеров и генералов были введены черные лацканы [2]. Судя по богатому серебряному шитью, мундир явно генеральский, кроме того, на стене висит треуголка с широким генеральским галуном, и чтобы ни у кого не вызывало сомнений, что изображенный на портрете генерал является артиллеристом, художник поместил слева на столе своеобразный натюрморт их трех пушечных ядер, мешочка с порохом и калибромера. В правой руке артиллерийский генерал держит четки, но это не классический «розарий» католиков, состоящий либо из 99, либо из 55, либо из 33 бусин, а на портрете их, все-таки, меньше, как, например, и на современных протестантских четках, имеющих всего 18 бусин.

Что касается кортика, висящего на поясной портупее из лосиной кожи, то традиция использования кортиков в русской артиллерии, заимствованная у шведских артиллеристов, появляется в начальный период Северной войны и сохраняется вплоть до ее завершения. В 1723 г., по проекту, разработанному генерал-фельдцехмейстером И.Я. Гинтером, а также по составленному им же в 1728 г. мундирному Артиллерийскому регламенту, предлагалось окончательно закрепить за артиллеристами  кортики, и в период с 1723 по 1727 гг. Олонецкий и Сестрорецкий заводы выполняли заказы Военной коллегии по их изготовлению. Согласно специальному реестру, составленному в нач. 1730 г. – в артиллерийских магазинах, наряду с офицерскими палашами и шпагами, числились и офицерские кортики. Но, все это многообразие в офицерском оружии завершилось после 1731 г., уже при новом генерал-фельдцехмейстере графе Х.А. Минихе, когда был принят единый образец шпаги для офицеров гвардии и армии, а предложение о вооружении чинов артиллерии кортиками, так и не было реализовано [3].

Гипотетически портрет может быть изображением, долгое время возглавлявшего русскую артиллерию генерал-фельдмаршала графа Якова Вилимовича Брюса (1670–1735), который с 1726 г. находился в отставке, в своем подмосковном имении, там же и скончался и был похоронен в Москве в протестантской кирхе Св. Михаила. Если же судить о внешнем сходстве запечатленного на портрете отставного артиллерийского генерала со знаменитым сподвижником Петра Великого, то все известные на сегодняшний день изображения Я.В. Брюса, существенно отличаются друг от друга, и, возможно, что именно так граф выглядел в последние годы жизни. Несмотря, на то что Брюс в парике, портрет вряд ли можно назвать парадным, скорее он камерный, и поэтому генерал-фельдмаршал изображен без орденов Белого Орла, Св.  Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Интересно также, что первую попытку ввести кортик России в качестве личного офицерского оружия, предпринял именно Я.В. Брюс. В своем письме, которое датируется еще 13 июня 1706 г., он дает распоряжение приобрести в Немецкой слободе 260 кортиков вместе с лосиными портупеями [4]. Так что, уже тогда Яков Вилимович был явно не равнодушен к этому виду холодного оружия.

Неизвестно, кто является автором портрета, но по сведениям весьма авторитетного в этом вопросе, академика Якоба Штелина (1709–1785), в России в 1-й трети XVIII в. среди иностранных живописцев вообще не было представителей испанской школы живописи [5].

 

Примечания

 

  1. Гузевич Д., Гузевич И. «Портрет старика в красном кафтане» // Мир музея. М., 2016. № 6(346). С. 35–39; № 9(349). С. 24–26; № 11(351). С. 38–41.
  2. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб., 1899. Ч. 2. С. 91; Егоров В.И. Мундир русской артиллерии 1731–1761 гг. // URL: quadrimanus.livejournal.com
  3. Леонов О.Г., Устьянов А.Л. Строевое холодное оружие русской армии и флота 1700–1881. Справочник. М., 2017. С. 417, 418, 422.
  4. Русское оружие. М., 2014. С. 97.
  5. Штелин Я.Я. Записки об изящных искусствах в России. В 2-х т. М., 1990. Т. I. С. 43–53.

ил. Неизвестный художник 1-й трети  XVIII. Портрет графа Я.В. Брюса (?). 1729–1731 гг. (ГРМ). 

 

Подготовил научный сотрудник КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына    П.В. Новиков

1000+ Портретные фотографии старика

1000+ Портретные фотографии старика | Скачать бесплатные изображения на Unsplash

  • A Photophotos 10k
  • Степка фотосколков 10K
  • Группа людей 0

Person

Portrait

дедушка

Grandfather

. В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

Разблокировать

outdoorsplantshorts

Дональд Тил

facesanta barbaraold

–––– –––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – ––– ––– –– –––– – –.

Barnadip Banerjee

PortraitIndiAguwahati

Luke Southern

Оклахома -Сити -Ситинты Stateshd Black Olpaper0022 UNSPLASH+

В сотрудничестве с Getty Images

UNSPLASH+

Разблокируйте

Красота. Popovski

Люди изображения и изображенияmaleserbia

JD Mason

oldseniorear

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

slovakiadomestic roomwrinkled

Freddy Kearney

grandadgrandfatherhat

JJ Jordan

beardunited kingdomlondon

Angelina Litvin

matureHd grey wallpapersolder

M.T ElGassier

tripolilibyaEye images

Foto Sushi

manbusinesspersona

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Ave Calvar

Unsplash+

Unlock

eldersseriousold age

Hermes Rivera

león departmentnicaraguaageing

outdoorsplantshorts

portraitindiaguwahati

dominican republicsanto domingostreet photography

beauty treatmenthuman hairactive seniors

elderlygrowing oldaging

People images & imagesmaleserbia

0010 slovakidomestic roomwrinkled

beardunited Kingdomlondon

tripolilibyaEye images

león Departmentnicaraguaageing

–––– –––– –––– –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

facesanta barbaraold

oklahoma city United StatesHd черные обои0011

Manbusinesspersona

Elderserious Age

Связанные коллекции

Портрет старика

1 Фото · Куратор Helen London

Мужской портрет

44 242 ФОТОГРАФИ Jill de Bokx

на открытом воздухерастениешорты

Оклахома-СитиСоединенные ШтатыHd черные обои

косметические процедурычеловеческие волосыактивные пожилые люди

пожилые людистарение

elderseniorear

beardunited kingdomlondon

manbusinesspersona

eldersseriousold age

facesanta barbaraold

dominican republicsanto domingostreet photography

humanPeople images & picturesEye images

People images & picturesmaleserbia

grandadgrandfatherhat

tripolilibyaEye images

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

портретиндиагувахати

Brazilolder Manlimeira

Дедушка

Словакиадодеса, написанная комнатой

Связанные коллекции

Портрет старика

. фотографии · Куратор: Джилл де Боккс

зрелыеHd серые обоисолдер

león Departmentnicaraguaageing

Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

Портрет старика — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.