Содержание
Ильинская больница — современный амбулаторно-госпитальный центр :: Акне розацеа. «Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо
«Портрет старика с внуком» одно из самых известных и
значительных произведений
Доменико Гирландайо
. Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне
розацеа,
и это не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство
человеческого уродства, а как сцена проявления нежности.
В XIV веке в Италию приходит готика. Она
попадает в страну из Франции и сразу становится популярной: декоративная,
яркая, праздничная она не может не нравиться. Заказчикам, среди которых
ценители-аристократы, конечно же, импонирует, что всё, несмотря на обилие
деталей, выполнено с большим вкусом и мастерством. Тонкие черты лиц изящных
персонажей, сложные драпировки, многообразие тварного мира, — такие картины притягивают
своей занимательностью, но за обилием мелких нюансов уходит главное – основной
замысел художника. Первая четверть XV века наступает,
как большая волна, смывая каноны средневековья: начинается период, получивший
впоследствии название «Раннее Возрождение». Для художников кватроченто
(«четыреста», так принято называть итальянское искусство XV века) на передний план выходит именно
событие, а значит, вместо цветной феерии зрителю на суд предлагают более
сдержанную, порой даже лаконичную картинку. Где средневековый художник не
стремится к реалистичности, создавая мир, полный волшебства и нарушенной
перспективы, художник Раннего Возрождения лепит объем, работает над светотеневой
моделировкой, наделяет героев легко читающимися эмоциями, то есть погружает зрителя
в достоверное трехмерное пространство, а благодарный зритель верит ему.
Но не только это
подкупало публику. Теперь реальный человек был объектом исследования, главным
героем картины, и этот безобидный идеализм, конечно, был очень мил. Чтобы
достичь высот в изображении человеческого тела, мастера внимательно изучали
натуру, и анатомические штудии были очень популярны и распространены. В этом
стремлении к познанию художники Возрождения становились сродни ученым, где
натурные зарисовки можно расценивать как их научные изыскания. При этом для
мастеров Ренессанса очень важна была гармония, но эту гармонию они умели
разглядеть не только в прекрасном. Уродливое или выходящее из ряда вон тоже
могло быть гармоничным, и неслучайно слова американского искусствоведа Бернарда
Беренсона: «Ни в самой Италии, ни за ее пределами среди всего многообразия
картин кватроченто не существует полотна более человечного» — были сказаны о
работе Доменико Гирландайо, которая по большому счету должна оттолкнуть
зрителя, бросившего на нее беглый взгляд.
Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком
Источник изображения: https://artchive.ru
Эта работа
известна как «Портрет старика с внуком», и была она создана на излете XV века. Полотно, появившееся на арт-рынке
внезапно, без какого-либо внятного провенанса (истории происхождения и владения
произведением искусства, которая используется для подтверждения его
подлинности), было отвергнуто берлинским Музеем Боде. Сотрудников музея,
правда, смутили не вопросы атрибуции, а общее состояние картины, которое было
довольно плачевным. В итоге полотно было приобретено Лувром в 1880 году, а в
конце XX века его тщательно отреставрировали, после
чего без прежних царапин и утрат живописного слоя оно вернулось на экспозицию.
Доменико
Гирландайо – один из ведущих флорентийских художников эпохи Раннего
Возрождения. Он был очень талантлив, трудолюбив, качественно и в срок выполнял
и станковые произведения, и крупные заказы, получая их не только от частных
лиц, но и от флорентийского правительства, что считалось почетным. Кроме того,
Гирландайо догадался разделить задачи художника и функции менеджера, поэтому
договаривался с клиентами и обсуждал условия труда его менее одаренный в
художественном смысле брат, в то время как Доменико, глава мастерской, мог
спокойно работать.
Среди станковых
работ «Портрет старика с внуком» одно из самых известных и значительных
произведений. Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне розацеа
(ринофима, то есть гипертрофия и бугристость носа, симптом этой болезни), и это
не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство
человеческого уродства, а как сцена проявления нежности. Художник запечатлел
сидящего у окна седого мужчину, который держит белокурого мальчика. Мягкая,
доброжелательная улыбка деда и внимательный, доверчивый взгляд ребенка передают
ощущение их взаимной привязанности друг к другу и интимность сцены. В то же
время детский нежный профиль с изящным носиком и приоткрытым маленьким ртом
резко контрастирует с реалистичным изображением старого некрасивого лица: свет,
льющийся из окна, безжалостен к седине, бородавке на лбу, морщинам вокруг глаз
и, конечно, носу, обезображенному ринофимой.
Еще Фра Филиппо
Липпи, родившийся в начале XV века, любил
изображать на своих полотнах раскрытое окно, сквозь которое виден прописанный
до мельчайших подробностей пейзаж. Эта особенность была заимствована
флорентийскими художниками у их фламандских коллег и стала чрезвычайно
популярной. Считается, что здесь идеализированный пейзаж имеет символическое
значение: извилистая река петляет, как человеческая жизнь, и путь этот,
пролегая мимо церкви, стремится к далеким вершинам. Задний план решен в
холодных тонах (зелено-голубая гамма пейзажа, серая стена), что делает алый
цвет одеяния старика, его шаперона, сброшенного на спину (модный в то время
среди пожилых итальянцев головной убор), и шапочки ребенка, а также насыщенный
вишневый цвет камзола более яркими.
Доменико Гирландайо. Голова старика
Источник изображения: https://art.biblioclub.ru
Запечатленный на
картине старик действительно существовал в реальности: сохранился даже
превосходный рисунок, который находится сейчас в коллекции Национального музея
Швеции. В центре, в медальоне, мы видим голову старика с закрытыми глазами:
очевидно, он изображен на смертном одре. Поэтому некоторые искусствоведы
считают, что и станковое произведение является посмертным портретом, заказанным
членами его семьи. Есть и более радикальное мнение, что ребенок всего лишь плод
фантазии художника: он нужен для того, чтобы придать сцене повествовательность
и пронзительность и подчеркнуть доброту и величие души умершего родственника.
Как бы то ни было,
это не умаляет непревзойденного мастерства Гирландайо и его умения передать
самое важное, что есть в человеке, сделав его гармоничным и прекрасным вне
зависимости от внешних данных и условных понятий красоты.
5 портретов Рембрандта из Эрмитажа
Портретный жанр был одним из самых популярных в эпоху Рембрандта, и знаменитый художник прославился виртуозными портретами. Они станут частью запланированной на осень выставки, в преддверии которой Еврейский музей в Москве проводит серию тематических вебинаров. Впереди еще три встречи — 31 января, 7 и 14 февраля. А насладиться картинами мастера пока можно и в Эрмитаже, не дожидаясь открытия масштабной выставки.
«Портрет ученого»
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет ученого», 1631 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Один из ранних портретов Рембрандта и самая ранняя из его картин в собрании Эрмитажа. Доподлинно неизвестно, кем в действительности был изображенный человек — ученым, поэтом или переписчиком. Лежащая перед ним книга и серебряный карандаш в правой руке указывают лишь на «книжный» род занятий. Фактура старинных фолиантов и плотной тяжелой скатерти тщательно выписаны.
Серовато-зеленый фон выводит в центр композиции крупную фигуру в темном, вокруг — ничем не нарушаемая тишина. Мужчина на миг оторвался от своего занятия и рассеянно смотрит на зрителя. Падающий на лицо мягкий свет подчеркнут белизной кружевного воротника в форме мельничного жернова. Свет озаряет и лежащие на фолианте усталые руки.
Непосредственность позы и мимики создает достоверный образ полностью поглощенного своей работой человека. Гладкая фактура письма и сдержанная цветовая гамма характерны для портретной живописи Рембрандта сороковых годов.
«Портрет старика-еврея»
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Последние годы жизни художник проводит в еврейском квартале Амстердама. На портретах этого периода часто можно увидеть представителей общины. Среди заказчиков Рембрандта — богатые евреи, также художник часто приглашал соседей в качестве натурщиков и моделей.
«Портрет старика-еврея» — типичный для позднего периода творчества Рембрандта. Неподвижная фигура изображена по пояс, руки спокойно сложены, фон нейтрален, а детали немногочисленны. В колорите преобладают красные и коричневые тона. Лицо и руки выделены падающим на них светом, неясно мерцающим на темной одежде.
Мудрость и пережитые за долгую жизнь горести отражаются на лице погруженного в свои мысли старика. Настроение и внутренние переживания героя созвучны художнику, который к тому времени потерял жену и был на пороге банкротства.
«Молодая женщина, примеряющая серьги»
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Молодая женщина, примеряющая серьги», 1657 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
На картине художник любовно запечатлел сцену из повседневной жизни. Обаятельная девушка перед зеркалом примеряет сережку, сверкающее украшение становится композиционным центром картины. Выполненный в теплых тонах образ контрастирует с темным насыщенным фоном.
Мастер светотени, Рембрандт переносит весь свет на героиню, подчеркивая блеск золотых браслетов и украшений, сияние белоснежных одежд, крупную сережку, мягкое свечение волос, лица и рук. Характерные красные и коричневые оттенки пронизаны светом. Непринужденный жест, затаенная улыбка и грациозность обаятельной героини словно выхвачены художником из жизни.
«Портрет старика в красном»
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652–1654 годы, Государственный Эрмитаж © Public domain
Один из самых известных шедевров позднего творчества Рембрандта. В это время много переживший художник приходит к осмыслению значения личности, постижению духовного мира своих моделей. Особый интерес у него вызывают лица пожилых людей, а натурщиками часто выступают соседи по еврейскому кварталу.
На «Портрете старика в красном» Рембрандту удается передать внутреннюю силу, достоинство и глубокую печаль человека, много пережившего и ступившего на порог вечности. Старик в традиционной еврейской шапочке-кипе спокойно сидит в кресле, сложив натруженные руки на коленях. Озаренная светом фигура словно выступает из мягкой полутьмы, как из прошлого.
Образ соединяет разные временные пласты, разрастаясь до вневременного, библейского смысла: познавший и радости, и беды старик не сломлен, а с достоинством ждет финала. Глубокие морщины на лице старого еврея напоминают о беспощадности времени, в его фигуре и осанке ощущаются мудрость, спокойствие и сила.
«Портрет старушки»
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Тема ценности человеческой жизни со всеми ее горестями и радостями раскрывается в поздних портретах Рембрандта с особой психологической глубиной. Старики выступают как носители высшего смысла, хранители едва ли не библейских воспоминаний, след которых внимательный наблюдатель может прочесть на их лицах.
В «Портрете старушки» лицо пожилой женщины отрешенно, она не смотрит на зрителя, задумавшись о пережитом. Старческие морщины и узловатые суставы рук переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника. Игра света и тени на лице от необычного головного убора, подчеркивающая темные глаза, высвеченные руки и светлые элементы костюма в противовес глубоким коричневым тонам фона придают образу пожилой женщины жизненность и правдивость.
Для справки
Открытие выставки Рембрандта в Еврейском музее запланировано на октябрь 2022 года при поддержке банка ВТБ. А пока портреты и другие шедевры мастера можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Картинам великого голландца отведен отдельный зал в здании Нового Эрмитажа. ВТБ также выступает многолетним партнером музея.
1000+ Портретные фотографии старика
1000+ Портретные фотографии старика | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
- A Photophotos 10k
- А.
доминиканская республикасанто домингоулд
распаковкановый домновый дом
elderlyageingolder
People images & picturesmalesremski karlovci
seniorelderear
clothinghuman facewhite people
Hd grey wallpapersmatureold-timer
manbusinesspersona
aginggrowing oldleón department
–––– –––– –––– – –– –– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
facesanta barbaraold
grandadoklahoma cityunited States
brasilgrandfatherlimeira
Изображения и изображения людейчеловечески выглядящие
дедушка дедушка
бабушка 10011
Beardunited Kingdomlondon
Libyatripolieye Images
HatspringtimesEnior Men
Связанные коллекции
Old Man Portrait 9008 10064 Связанные коллекции
Old Man Portrait 9008 10064. Маргарет Ричардсон
Камера
3.1k фото · Куратор Лиша Рид
suitserbiastreet
grandadoklahoma cityunited states
unpackingnew homenew house
elderlyageingolder
seniorelderear
beardunited kingdomlondon
libyatripoliEye images
facesanta barbaraold
dominican republicsanto domingoold man
People images & pictureshumanlooking
People images & picturesmalesremski karlovci
grandparentcontentHappy images & images
Hd серые обоизрелыестарожилы
aginggrowing oldleón Department
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– ––– – – –.
Portraitguwahatiindia
Brazilgrandfatherlimeira
дедушка
Одеждая Человек.
3.1k photos · Curated by Lisha Reid
manbusinesspersona
hatspringtimesenior men
Unsplash logo
Unsplash+In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
suitserbiastreet
Donald Teel
facesanta barbaraold
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Барнадип Банерджи
портретгувахатииндия
Люк Саузерн
грандадоклахома город США
Jean Daniel Photography
dominican republicsanto domingoold man
Abstral Official
brazilgrandfatherlimeira
Unsplash logo
Unsplash+In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
unpackingnew homenew house
engin akyurt
People images & pictureshumanlooking
раза али
пожилойстареющийпожилой
Рафаэль Леао
дедушкапожилойпожилой
Aleksandar Popovski
People images & picturesmalesremski karlovci
JD Mason
seniorelderear
Unsplash logo
Unsplash+In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
clothinghuman facewhite people
Freddy Kearney
grandparentcontentHappy images & pictures JJ Jordan0011
М.