Поцелуй скульптура бранкузи: «Поцелуй» Бранкузи не находит покоя на парижском кладбище

«Поцелуй» Бранкузи не находит покоя на парижском кладбище

На знаменитую скульптуру Константина Бранкузи «Поцелуй», установленную на кладбище Монпарнас на могиле покончившей с собой русской эмигрантки, претендуют родственники погребенной. Власти Парижа готовы бороться за столь значимый культурный объект

  • Скульптура Константина Бранкузи «Поцелуй» на могиле Тани Рачевской на кладбище Монпарнас, Париж
    Источник: lemonde.fr

Надгробный памятник в виде двух сплетенных в поцелуе фигур является чуть ли не главной достопримечательностью Монпарнасского кладбища. По популярности он превосходит даже надгробие на могиле самого Константина Бранкузи, пешком пришедшего из Румынии в Париж и ставшего здесь всемирно известным скульптором. Но поклонники творчества пионера авангардной скульптуры при посещении кладбища, как правило, первым делом устремляются не к месту его упокоения, а к могиле русской эмигрантки Тани Рачевской. Молодая революционерка-анархистка, бежавшая из России после революции 1905 года, поступила в Париже на медицинский факультет, где так сильно влюбилась в своего преподавателя, румынского врача Соломона Марбэса, что свела в итоге счеты с жизнью в возрасте 23 лет. Ее избранник был столь потрясен случившимся, что на свои средства оплатил и ее место на кладбище, и установленную в 1910–1911 на могиле скульптуру «Поцелуй» своего соотечественника Константина Бранкузи. Интересен тот факт, что родственникам Тани Рачевской памятник поначалу совсем не понравился, они даже хотели его демонтировать, но скоро в России началась революция, и им стало не до того.

Но отношение родственников несчастной влюбленной кардинально поменялось после того, как цены на работы Константина Бранкузи стали расти (текущий аукционный рекорд автора — $71 млн). Впервые родственники заявили о своих правах на памятник на могиле Рачевской еще в 2006 году: на хрестоматийное произведение появилось сразу шестеро претендентов. Но власти Парижа ответили, что памятник является культурным объектом и перемещению не подлежит.

После многолетнего судебного разбирательства в декабре 2020 года французский суд признал, что наследники таки имеют право претендовать на работу. Аргументация истцов была построена на том, что «Поцелуй» не был изначально задуман как часть этого захоронения, а был просто скульптурой из мастерской Бранкузи (а значит, одно отделимо от другого). Но когда они попытались тогда же, в декабре 2020 года, забрать работу с кладбища, власти Парижа не позволили им этого сделать. Спор вокруг скульптуры продолжается.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источники: artnews.com, lemonde.fr

© artinvestment.ru, 2022

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Борьба за «Поцелуй» Бранкузи на кладбище Монпарнас продолжается

Работа румынского скульптора Константина Бранкузи «Поцелуй» (Baiser), более ста лет являвшаяся достопримечательностью парижского кладбища Монпарнас, лишена статуса памятника архитектуры и культуры. Наследники русской эмигрантки Татьяны Рашевской, на могиле которой установлена скульптура, более 10 лет судятся за право заполучить и продать ее.

23-летняя русская студентка Института Пастера Татьяна Рашевская безответно влюбилась в врача румынского происхождения Соломона Марбе и в 1910 году покончила жизнь самоубийством. После ее похорон Марбе посоветовал родителям девушки в качестве автора надгробия своего соотечественника Константина Бранкузи. Растроганный драмой малоизвестный во Франции скульптор предложил свою недавно законченную абстрактную статую, изображающую двух влюбленных. Родителям девушки она не понравилась, впоследствии они собирались заменить ее на более традиционный памятник.

Константин Бранкузи воспроизводил работу несколько раз с 1907 года. Монпарнасский «Поцелуй» — его вторая версия и единственная, изображающая тела целующихся в полный рост.

Почти век скульптура не привлекала особого внимания, хотя входила во все путеводители по Монпарнасу. В 2005 году другая работа Бранкузи, «Птица в пространстве», была продана на нью-йоркских торгах Christie’s за $27 млн. и стала самой дорогой скульптурой, когда-либо выставлявшейся на публичный аукцион. В том же году арт-дилер Гийом Дюамель начал поиск наследников Татьяны Рашевской, по итогам которых шесть человек из Украины заявили о правах на статую. Наследники Рашевских переписали на свое имя участок на кладбище и заявили о своем желании демонтировать статую и выставить ее на продажу. В подтверждение своих прав они предъявили документы о приобретении «Поцелуя» у автора за 200 франков. Власти Парижа добились для статуи статуса национального достояния, а наследники в ответ обнесли ее деревянной опалубкой. В 2010 году город объявил памятник «единым ансамблем», что запрещает отделять «Поцелуй» от постамента. Теперь наследники добились отмены этого решения — они настаивают на том, что скульптура была создана за два года до установки, поэтому не может считаться единым целым с надгробием. Скульптуру Бранкузи, за которую ведется борьба, специалисты оценивают в €40-50 млн.

Константин Бранкузи (1876–1957) — французский скульптор румынского происхождения, один из основоположников стиля абстрактной скульптуры. Его называют одним из самых важных скульпторов ХХ века — он первым отказался от фигуративной скульптуры в пользу минималистичных символичных работ, в которых большее внимание уделял сущности предметов и объектов, а не их внешнему виду; не создавал предварительных моделей, а сразу работал с основным материалом, черпая вдохновения с его фактуре, цвете, форме.

По легенде, в юности он пешком пришел сначала в Мюнхен, а уже оттуда — в Париж, где поучился у Антонина Мерсье и в течение месяца работал одним из 50 помощников Огюста Родена. Скульптор хотел найти собственный путь и ушел от обоих мастеров. Крылатой стала его фраза: «Ничто не может вырасти в тени большого дерева».

Бранкузи дружил с Модильяни, Леже, Дюшаном, Анри Руссо, но не входил ни в одно художественное объединение.

В конце жизни скульптор завещал Франции свою студию вместе с работами, инструментами, фотографиями и архивами с условием сохранить все в том же виде. В 1999 году Центр Помпиду реконструировал ее и открыл для зрителей.

Самыми известными работами Бранкузи являются «Спящая муза», «Птица в пространстве», «Стол молчания», «Муза», «Поцелуй», «Портрет мадам Л.Р.», «Принцесса», «Данаида».

Впервые созданную из бронзы в 1910 году скульптуру «Муза» Бранкузи тоже повторял несколько раз. Одна из ее версий, с 1958 года принадлежавшая французскому коллекционеру Жаку Ульману, в 2017 году была продана на аукционе Сhristie’s за $57 млн.

19 февраля в Румынии объявлен национальным днем Бранкузи. Сегодня в нескольких румынских городах организованы специальные мероприятия по случаю 145-летия со дня рождения скульптора.

Источник: ArtNews

Поцелуй Константина Бранкузи

Поцелуй был одной из величайших скульптур Бранкузи, еще одним из его небуквальных и протокубистских представлений. Он был выставлен на Armory Show в 1913 году и опубликован в Chicago Tribune в марте того же года. Скульптура была одним из шести творений, созданных Бранкузи между 1907 и 1908 годами.

Версии

Было несколько версий «Поцелуя», созданных Бранкузи, каждая из которых еще больше упрощала концепцию разреженных объектов и геометрии в его формах. Эти упрощения заставили его творения продолжать склоняться к абстракции. Это связано с тем, что абстрактный стиль скульптуры Бранкузи в значительной степени подчеркивал простые геометрические линии, которые создавали элемент баланса в его формах с изобразительным искусством и символическими аллюзиями. Оригинальная скульптура находится в Muzeul de Arta в Румынии. Другая версия этой скульптуры — «Украшение могилы», представленная в Париже на кладбище Монпарнас, а другая — в Художественном музее Филадельфии.

Материал и содержимое

Скульптура «Поцелуй» была вырезана из известняка с основной функцией выражения предмета скульптуры в максимально чистой форме. В результате получились переплетенные фигуры, которые, казалось бы, связаны друг с другом, а женщина справа выглядит немного худее с меньшими глазами. На одном из предметов есть преднамеренная выпуклость, чтобы намекнуть на грудь. Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что два глаза становятся одним, но структура известняка, что интересно, остается неизменной. Это создает эффект оставления поверхности скульптуры по существу архаичной и необработанной и в то же время возвращает ощущение возврата к примитивным формам эпохи барокко и ренессанса.

Контекст, методы и подходы

Бранкузи смог изобразить целующуюся пару, начиная с их туловища. Изображение вызывает яркое чувство любви и привязанности с очевидными любящими объятиями и объятиями вокруг каждого предмета. Интересно отметить, что два сюжета просто, но едва дифференцированы, чтобы привлечь внимание зрителя единством двух форм. Он использовал грубый камень в отличие от обычного мрамора, чтобы придать произведению искусства архаичный вид, но при этом источающий современный вид, и все благодаря его замысловатому использованию абстракционизма. Это прямо контрастирует с традиционным стилем, преобладавшим в то время, особенно в том, что касается его величайшего влияния, Огюста Родена.

«Поцелуй» Бранкузи был очевидным источником вдохновения для «Поцелуя» Огюста Родена 1882 года, но он стал важным моментом во времени, отражающим отход стиля художника от эмоционального реализма Огюста. Сдвиг был больше в сторону создания упрощенных форм при сохранении его интереса к контрастным чертам, что позже было замечено во многих его конструкциях. Стиль Бранкузи заставил критиков и любителей искусства больше сосредоточиться на используемом материале, а не на поцелуях двух влюбленных. Это вызвало у зрителей разговор о блоке мрамора и скрытом значении двух форм, которые были соединены вместе, предполагая, что творение было чем-то большим, чем то, что бросалось в глаза и оставлялось зрителям для обдумывания этого намека.

Влияния и вдохновение

Непосредственное использование резьбы в качестве техники в The Kiss в то время становилось все более популярным, вызывая у большего числа художников интерес к примитивным формам. Майские художники того времени подражали его художественному стилю, и это можно отметить и в некоторых скульптурах современной эпохи. Некоторые из величайших художников, которых вдохновлял Константин Бранкузи, были такими, как Исаму Ногучи и Дональд Джадд, в том числе такие друзья, как Амедео Модильяни, и художественные направления, такие как минимализм и ар-деко. Однако он стал великим не только потому, что был опытным, но и потому, что черпал вдохновение у таких великих людей в отрасли, как Анри Руссо и Эдвард Стайхен.

Константин Бранкузи | Поцелуй (1916)

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, пожалуй, самый влиятельный художник 20-го века может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Филадельфия

Получайте уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продавайте с Artsy

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых репродукций Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, пожалуй, самый влиятельный художник 20 века новаторский кубизм и разрушение двумерной плоскости изображения, чтобы передать трехмерное пространство.