Содержание
Вифания
Нужный Никита Владимирович
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Нужный Никита Владимирович родился 22 ноября 1969 года. В 1992 году, закончив Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова, он активно вошел в художественную жизнь страны.
С 1993 года – член Московского союза художников Ассоциация монументальной живописи.
С 1992 по 1995 годы стажировался в мастерской монументальной фресковой живописи заслуженного художника Российской Федерации Н.В. Гусева.
С 1992 по 1995 годы изучал и копировал произведения иконописи в отделе древнерусской живописи Государственного Исторического музея под руководством доктора исторических наук И.Л. Кызласовой и реставратора высшей категории А.И. Гоголевой.
С 1990 по 1997 годы изучал и копировал древнерусскую монументальную живопись в храмах Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Ферапонтова.
С 2001 году стажировался в творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств под руководством действительного члена Российской академии художеств профессора Е. Н. Максимова.
С 1993 года работает в сфере церковного искусства, отдавая предпочтение монументальным работам в архитектурном пространстве: созданию стенописей и иконостасов.
С 1996 года руководит творческим коллективом художников, архитекторов, искусствоведов, которым был выполнен ряд крупных комплексов икон и стенных росписей в Москве, Якутске, Валаамском и Соловецком монастырях.
В 1996 году Н.В. Нужный стал Лауреатом Всероссийского конкурса на право воссоздания живописного убранства храма Христа Спасителя.
С 2001г. и по сей день, под руководством Н.В.Нужного проводится научно-исследовательская работа по изучению монументальных росписей храмов Ярославля, Костромы, Ростова Великого, Владимира, Александрова, Переславля, Москвы. Также была исследована монументальная церковная живопись на о. Крит (Греция) и христианское искусство на территории современной Сирии.
На основе изученного материала создается база данных по церковному искусству XVII века.
В 2007году Н. В.Нужный избран членом корреспондентом Международной Академии культуры и искусства.
Награды
2000 год, – орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени за участие в восстановлении Храма Христа Спасителя.
2000 год, – памятная медаль Российской академии художеств за участие в восстановлении Храма Христа Спасителя.
2004 год, – диплом Московского союза художников за лучшую работу года в области церковного искусства – роспись храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
2006 – 2009 годы, – Памятные медали в честь освящения икон в соборе в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове.
2007 г. Патриаршая грамота «За успешные труды во славу Русской Православной Церкви»
2007 г. Памятная медаль «В память освящения Храма во имя Иконы Смоленской Божией Матери Валаамского монастыря»
2007 – Медаль «Национальное Достояние» Международной Академии культуры и искусства
2008 год – серебряная медаль «Достойному» Российской Академии художеств
2009 год, – медаль Императорского Ордена Святой Анны
2011 год – Императорский орден святой Анны III степени
2011 год – серебряная медаль святых первоверховных апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви
2012 год – медаль прп. Андрея Рублева Русской Православной Церкви
Выставки
1988
Выставка, посвященная 1000-летию крещения Руси — реконструкции фресок храма Успения на Волотовом поле в Новгороде, уничтоженных в Великую Отечественную войну
Центральный выставочный зал «Манеж». Москва
1995
Выставка реконструкции фресок Ярославля и Ростова Великого, копий прорисей, рисунков и калек иконописных подлинников XVI — XVIII веков из собрания Государственного Исторического музея.
Международный Славянский центр. Москва
1995-2001
Экспозиция реконструкций фресковой монументальной живописи XVII века храмов: Преображения, Воскресения Христова, Иоанна Богослова Ростовского Кремля, Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря. Издательский отдел Московской Патриархии. Москва
1999
Выставка произведений художников, воссоздающих живописное убранство Храма Христа Спасителя в Москве «Светом души возродится». Музей истории храма Христа Спасителя. Москва
2005
Выставка «К 60-летию Великой Победы». Раздел церковного искусства. Центральный Дом Художника, Москва
2006
Выставка «Архитектура и историческое наследие Москвы». В рамках «Дней исторического наследия Москвы в Вене. Городская ратуша «Фольксхалле», г.Вена
Выставка «Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие достижения столицы 2001 – 2005 год». ЦВК «Московский Манеж», Москва.
Выставка «Историческое и культурное наследие Москвы». В рамках « Дней исторического наследия Москвы в Брюсселе. Выставочный зал «Ан-Сен-Жери», Брюссель
2007
Выставка «Духовное возрождение». Произведения художников, работавших над воссозданием Храма Христа Спасителя. – Выставочные залы Российской академии художеств, Москва
Выставка «Восстановленные храмы». Работы членов Московского Союза Художников. Выставочный зал МСХ (Кузнецкий мост д. 11).
2008
Выставка «75 лет МСХ» Центральный Дом Художника, Москва.
Список публикаций
Многоликая Русь. Каталог выставки. Вып. 2. М. 1994. С. 18
Шлыков А. Все это произошло недаром …// Обыватель. М. XII. 1996. С. 3-6
Артемьев А. Накануне империи //Неизбежность империи. Сборник статей. М. 1996. С. 265- 270
Галерея Изограф. Имена в искусстве. М. 1999. С. 4-11
Православный Церковный календарь. М. 1999. C. 49
Декоративное искусство. Юбилейный номер. М. 1999
Современное искусство // Власть и политики, Х, М. 2001. С. 34-36
Символ возрождения // Власть и политики. XIX, М. 2002. С. 64-65
Мир новостей. В гостях у главного редактора. М. 2002. С. 14-15
Живопись храма Христа Спасителя //Аэрофлот. М. 2003 . С. 26-28
Яковлева Е.М. Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. М. 2004
Храм Рождества Богородицы в Крылатском. М. 2004
Ширшова Л.В. Роль Российской Академии художеств в возрождении церковной живописи в России//ДИ. № 04. 2007 г. С. 48-59.
Восстанавливаем храмы России//Архитектура. Строительство. Дизайн. № 04 (49) 2007. № 62-66.
Гамлицкий А.В. К проблеме современных росписей в памятниках древнерусской архитектуры. Роспись стен церкви великомученика Георгия Победоносца в Ендове//Искусство в современном мире. Сб. статей. Вып. 3. Российская Академия художеств. М., 2009. С. 226-246.
Ширшова Л.В. Школа монументальной церковной живописи профессора Е.Н. Максимова // Academia. V. 2010. СС. X-XIV.
ООО «Вифания» | Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Главная > Внутреннее убранство > ООО «Вифания»
Контакты: Москва, ул. Ивана Бабушкина, д.16. 8 (495) 785-70-89.
Официальный сайт: www.vifaniya.com
Продолжая серию встреч с представителями художественных мастерских, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, куратор Программы строительства православных храмов в Москве архиепископ Егорьевский Марк принял в Гагаринском переулке художественного руководителя ООО «Вифания» Никиту Владимировича Нужного.
«Сегодня, когда строительство все большего числа храмовых комплексов подходит к завершению, перед нами открывается еще одно важное направление деятельности, связанное с решением внутреннего убранства наших храмов, — сказал Владыка Марк. – Выбрать хороший проект иконостаса и росписи – большая ответственность. Мы со стороны Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» стремимся максимально облегчить эту задачу настоятелям, предлагая рассмотреть новые недорогие проекты профессиональных иконописных мастерских, трудящихся в столице».
Как рассказал Никита Владимирович Нужный, ООО «Вифания» имеет лицензию на «осуществление реставрационных работ в памятниках истории и культуры». Каждый проект — создание и реставрация настенных росписей, иконостасов, мозаик, витражей и иных элементов храмового декора — является уникальной авторской работой.
Компания располагает значительной материально-технической базой, объединяет высококвалифицированных мастеров различной специализации. Это позволяет успешно решать самые масштабные и сложные задачи – от проектной стадии до воплощения в материале.
***
Художественный руководитель ООО «Вифания» Никита Владимирович Нужный – профессиональный художник-монументалист, член Московского Союза художников. С 1993 года он активно работает в сфере монументального церковного искусства. Нужный является членом-корреспондентом Международной Академии культуры и искусства, награжден медалью Ордена за Заслуги перед Отечеством II ст., орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III ст., другими церковными и общественными наградами.
Под его руководством коллектив «Вифании» принимал участие в реализации большинства крупных проектов церковного зодчества за последние 15 лет.
В 1997 году Н.В. Нужный стал Лауреатом Всероссийского конкурса на право воссоздания живописного убранства Храма Христа Спасителя. В 1997-2000 годах Н.В. Нужному в составе коллектива живописцев под руководством профессора Виталия Бакшаева было проучено воссоздание ответственной части росписи: огромных композиций «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» в центральной подкупольной части храма.
В 1998-2001 году Н.В. Нужный руководил творческим коллективом художников, воссоздавших иконы местного и праздничного рядов главного иконостаса Храма Христа Спасителя.
В 2005 году Н.В. Нужный возглавил работы по воссозданию икон главного иконостаса собора во имя Преображения Господня Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Были исполнены монументальные иконы местного и праздничного рядов, оформленные тонкой резьбой и позолотой по левкасу. Образцами послужили подлинные иконы, находящиеся в настоящее время в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Десять лет Н.В. Нужный и его коллектив отдали воссозданию иконостаса и убранства собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово (Москва), которые были практически полностью уничтожены в советское время. Собор построен в 1672-1679 годах в центре загородной резиденции царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых. Измайловский собор является выдающимся памятником русского зодчества.
С 2001 по 2009 годы были воссозданы более 100 икон, крупнейшие из которых достигают трех метров. Завершающим этапом стало золочение белым золотом и пышная орнаментальная роспись конструкций иконостаса на площади более 350 кв. м. Эта работа является реконструкцией подлинного убранства иконостаса 1679 года.
В 2007-2008 годах сложнейшей задачей для коллектива ООО «Вифания» стала роспись церкви святого Георгия Победоносца в Ендове (Москва), построенной в 1653 году и являющейся памятником федерального значения.
В 2008-2009 годах мастерами ООО «Вифания» расписан северный придел Преображенского храма во имя иконы Тихвинской Богоматери комплекса Храма Христа Спасителя.
Коллектив также участвовал в воссоздании убранства Кронштадтского Никольского Морского собора – выдающегося памятника русского зодчества (построен в 1913 году), храма-монумента Российскому Военно-Морского Флоту.
Коллектив ООО «Вифания» выполнял роспись на тех участках, где она не была завершена при первом украшении собора в 1913 году: главный купол площадью 1250 кв. м, центральные паруса и подпружные арки, западные паруса и центральная конха. Общая площадь живописи – более 4000 кв. м.
В настоящее время коллектив ООО «Вифания» участвует в воссоздании уникального памятника отечественного зодчества – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Уже завершено воссоздание росписи середины XVIII столетия в Крестовой части Воскресенского собора. Сейчас художники занимаются воссозданием росписей XVII века Кувукли в Ротонде Гроба Господня и огромных картин, написанных в XVIII столетии на стенах Ротонды.
Предлагаем Вам официальный сайт Монументально-Художественного Центра: http://www.vifaniya.com
«Катастрофа разворачивается»: Никита Кадан о ситуации в Киеве
Хлоя Стед: Всего за два дня до того, как вы должны были вылететь в Вену, чтобы принять участие в художественной резиденции в австрийском городе Кремс, Россия вторглась в Украину . Вместо этого ваш рейс отменили, и вам пришлось остаться в Киеве. Как с тех пор сложилась ваша повседневная жизнь?
Никита Кадан: Я сейчас нахожусь в Волошинской галерее — подземном выставочном пространстве, переоборудованном в бомбоубежище, как это было в советское время. Сейчас я здесь с ассистентом галереи и ее родственниками. Нас окружают произведения искусства. Первоначально там было еще несколько артистов с семьями, но они успели вылететь на запад страны.
Мария Примаченко, Украинская свадьба , 1983, гуашь, 82 × 59 см. Предоставлено: художница
Карина Букуц: В последние несколько дней вы публиковали в Instagram работы украинских художников, которые были утеряны или находятся под угрозой утраты из-за войны. По понятным причинам мы склонны сосредотачиваться на человеческих жертвах, но есть и серьезный риск для украинского культурного наследия. Что сейчас поставлено на карту для музеев в Украине?
NK: В понедельник Краеведческий музей в Иванкове попал под обстрел российских военных, уничтожив 25 картин украинской народной художницы Марии Примаченко, хотя я слышал, что местные жители также смогли спасти некоторые работы. Семья покойного художника Федора Тетяныча — одного из первых в Украине художников-перформансистов и инсталляторов — попросила меня помочь им сообщить, что они не могут выехать из своей маленькой квартиры в Киеве, потому что произведения искусства, которые там хранятся, находятся в опасности. Тетяныч, вдохновленный научной фантастикой и экологическим мышлением, объединил найденные объекты с мусором, чтобы создать очень хрупкие биотехносферы — модели того, как люди могут жить в будущем. Многие другие украинские музеи не могут эвакуировать свои коллекции, поэтому сотрудники сейчас спят рядом с работами в хранилищах, пытаясь защитить их. Они подвергают свою жизнь опасности, потому что не могут заставить себя оторваться от искусства.
Никита Кадан, из серии «Сломанный столб», 2019–21, вид инсталляции. Предоставлено художником и галереей Jérôme Poggi, Париж
CB: В своих работах вы регулярно обращаетесь к тому, как история рассказывается через музеи.
NK: Моя практика всегда была политически ангажирована, но мои более ранние проекты, как правило, были связаны с настоящим моментом и содержали элементы «критической журналистики». Однако с 2014 года моя работа приобрела историографический аспект, и центральные изображения часто изображают разрушенные музеи или сожженные архивы.
В последние годы я также использовал множество изображений из истории местного искусства, особенно украинского модернизма, относительно неизвестного остальному миру. Меня особенно интересует незападный опыт, маргинальные истории, которые ставят под сомнение само понятие центра. Там, где есть центр и периферия, неизменно центр будет защищен, а периферия станет местом, где человеческая жизнь не имеет большого значения и где культурное наследие часто превращается в пепел или брошено в руины. И каким-то образом я чувствую ответственность за сохранение воспоминаний и переживаний этих маргинальных зон — хотя в теоретическом утопическом смысле я отказываюсь от самой идеи периферии.
Никита Кадан, «Проект руин», 2019, выставка, Мумок, Вена
CS: Считаете ли вы, что такое внимание за последние несколько лет к забытым или менее обсуждаемым историям повлияло на ваше отношение что сегодня происходит?
НК: Здесь разворачивается катастрофа, и западный мир должен взять на себя ответственность за ту роль, которую он сыграл в нормализации того, что происходит в России. Когда меня попросили принять участие в «Diversity United» — масштабной выставке, курируемой Вальтером Смерлингом, которая открылась в берлинском аэропорту Темпельхоф в 2021 году перед поездкой в Москву и Париж, — я отказался, потому что она была организована под патронажем три президента: Эммануэль Макрон из Франции, Франк-Вальтер Штайнмайер из Германии и Владимир Путин из России. На выставке были представлены не только некоторые громкие имена, но и некоторые молодые художники, чьи работы считаются критическими и политически ангажированными.
CS: Итак, вы с самого начала отклонили приглашение?
Н.К.: Да, потому что я бы никогда не стал участвовать в выставке под патронажем Путина. Тем не менее, я воспользовался случаем, чтобы задать кураторской команде довольно прямые вопросы, такие как: почему бы не отказаться от этого меценатства, если это так проблематично для художников, которых они хотели бы включить в выставку? Но они просто обходили любые острые вопросы о российском империализме и в конце концов вообще перестали отвечать.
Никита Кадан, Наблюдения за архивами , 2015 г. Предоставлено художником и галереей Жерома Поджи, Париж
CB: 2004–05. Дальнейшие политические потрясения последовали за протестами на Майдане в 2013–2014 годах. Какое влияние этот переворот оказал на арт-сцену Украины?
NK: До 2014 года политически ангажированные художники составляли лишь часть украинской арт-сцены, на которой до конца 2000-х доминировала постмодернистская живопись. После протестов 2013–2014 годов и аннексии Крыма Россией ситуация изменилась, и социально вовлеченное искусство стало более заметным.
CB: Можно ли сказать, что украинские культурные учреждения также поддерживают эти более политически ориентированные практики?
NK: Хотя они склонны избегать открытой критики националистических и консервативных тенденций, они также осознают, что политически ангажированные художники сейчас делают самые интересные работы. В результате, безусловно, по сравнению с 2000-ми или началом 2010-х годов, наш профиль значительно вырос. Музеи теперь также более охотно демонстрируют современное искусство, хотя отсутствие у них опыта в этой области иногда может привести к компромиссам или конфликтам. У меня лично были разногласия с несколькими украинскими государственными музеями, которые пытались организовать выставки моих работ, но потом посчитали, что некоторые аспекты содержания или мои способы саморепрезентации им не по зубам. Я также знаю о нескольких случаях цензуры на украинской сцене современного искусства.
Мария Примаченко, Голубка расправила крылья и просит мира , 1982 г., 85 × 61 см. Предоставлено: художник
КБ: В 2015 году ваша инсталляция Приют посвящена разрушению Донецкого областного краеведческого музея во время Донбасской войны на востоке Украины в 2014 году.
НК: Работа основана на найденной мной фотографии разрушенного здания, на котором таксидермические животные — медведи, лоси — стоят среди обломков, как живые, вырвавшиеся из своих витрин. Я превратил руины в баррикады, добавив резиновые шины, как на Майдане. Нижняя часть сооружения действует как оборонительная стена, но за ней на богатой почве растет растительность. Когда страна вынуждена укрываться, она должна действовать в режиме выживания, и ничто не может развиваться. Мы здесь, в Украине, отчасти так живем уже восемь лет. Нам пришлось научиться существовать в опасной зоне, где наши возможности зачастую невероятно ограничены.
Никита Кадан, Приют , 2015 г., монтажный вид. Предоставлено художником и Стамбульским фондом культуры и искусства
CS: На прошлой неделе, в первые дни вторжения, вы писали в Instagram о чтении стихов и просмотре фильмов Ингмара Бергмана. Какое искусство принесло вам утешение в это время?
NK: Здесь, в Волошинской галерее, я окружен произведениями из коллекции, в том числе прекрасными образцами украинского модернизма начала ХХ века. Есть также некоторые современные произведения моих друзей, а также мои собственные работы. У меня есть книги Жана Жене, Бруно Шульца и русской поэтессы Галины Рымбю, которая переехала в Украину и живет во Львове со своей семьей.
Портрет Никиты Кадана, 2019 г. Предоставлено и фотография: Клаус Пихлер © mumok
CB: Как у вас сейчас хватает места для чтения?
НК: Это очень сложно, но я здесь изо дня в день, общаюсь с прессой, и иногда мне просто нужно отвлечься, чтобы не сойти с ума. Я тоже немного рисовал.
CS: Для наших читателей, которые хотят поддержать людей в Украине прямо сейчас, что они могут сделать?
НК: Нам срочно нужна ваша солидарность. Пожалуйста, потребуйте, чтобы ваши правительства закрыли воздушное пространство Украины. Нас бомбят. Пожалуйста, требуйте санкций. Пожалуйста, найдите способ остановить Путина. Наша страна уже частично лежит в руинах, и ситуация ухудшается с каждым днем. Мы знаем, что нас ждут трудные времена. После войны наступит голод, и тогда нам очень понадобится ваша помощь. Если говорить о потребностях художественной сцены – нам понадобится ваша поддержка, чтобы восстановить наши культурные институты и перезапустить нашу художественную жизнь, повысив узнаваемость украинских художников. Но, в конечном счете, речь идет не о спасении украинцев; это также о защите себя. Мы все в опасности, потому что это война против самой идеи демократии и прав человека.
Castello di Rivoli представляет подборку киноработ и движущихся изображений современных художников из Украины под названием Письмо с фронта *, куратор Никита Кадан совместно с Джулией Коллетти, с 10 по 13 марта.
Artists at Risk, некоммерческая сетевая организация, работающая на стыке прав человека и искусства, составила список временных ресурсов для временного переселения для работников культуры и в настоящее время принимает заявки от тех, кто пострадал от этого кризиса. Чтобы подать заявку, сделать пожертвование или стать принимающей организацией, посетите: https://artistsatrisk. org/.
Основное изображение: Никита Кадан, «Проект руин», 2019, вид на выставку, Мумок, Вена. Предоставлено: художник и Мумок, Вена
Никита Кадан: Как культура выживает в военное время
«Я считаю себя художником-антифашистом» Фото: Юлия Прежевовски
В разгар войны украинский художник Никита Кадан публикует фотографии военных преступлений России и ищет способы защитить культурное наследие Украины. В апреле его работы были включены в выставку Это Украина: защищая свободу сейчас на Венецианской биеннале.
Вы выразили недовольство ошибочным представлением о том, что война началась только с недавнего вторжения, хотя на самом деле она началась с российского вторжения в Крым в 2014 году. Как вы думаете, почему Запад так медленно реагировал?
В 2014 году международные СМИ поначалу достаточно внимательно отнеслись к аннексии Крыма и началу войны на Донбассе. Но тогда Украина и война на востоке Украины просто вышли из моды. Люди на Западе просто сказали: «Все в порядке, это где-то в Украине, в одной из этих дерьмовых стран, нам не нужно углубляться в это». Сейчас риторика Путина не просто антиукраинская, а антизападная. И вот мы снова в моде — мы преуспеваем на рынке внимания.
Правительство Германии особенно медленно реагировало. Некоторые считают, что это связано с его зависимостью от российского газа, в то время как другие связывают это с наследием нацистских зверств, совершенных в Восточной Европе. Эти акты насилия до сих пор находят отклик в Украине?
Да, конечно – и Россия всегда использует эту идею своей победы над Германией для придания большей легитимности нынешней агрессии. С другой стороны, в сегодняшнем Российском государстве существует откровенный неофашизм. Для Путина украинцы — это русские, отравленные западным либерализмом. И он должен украсить это царское тело от этой болезни, от этого яда. На самом деле его политическая позиция вполне биологическая. Это биологизация политической мысли. А Российская Федерация, по сути, многонациональная империя – но на троне всегда был белый русский человек, властвующий над сотнями этносов.
Я считаю себя художником-антифашистом… Я пытался деконструировать фашистский способ мышления
Большая часть вашей работы посвящена наследию исторических актов насилия – как память о прошлых событиях стала политической поле боя и инструмент для манипулирования…
Я считаю себя художником-антифашистом, и в более глубоком и сложном смысле я пытался деконструировать фашистский способ мышления. Фашистские манипуляции очень сильно связаны с историческими образами жертв — это как взять трупы из прошлого и заставить их снова идти в бой. Джудит Батлер писала о разнице между «прискорбным» и «неприскорбным»: священные жертвы с нашей стороны и нереальные жертвы с их стороны. Это иерархия мертвых людей, а я представляю себе единство среди этих людей, начинающих свою борьбу против живых — против их национализма, их капитализма, их патриархата. Как какой-то Интернационал мертвецов: Мертвецы мира, объединяйтесь!
Крайне правые партии в Германии во многом разделяют взгляды Путина — предпочтение «сильного» лидера, противодействие ЕС и НАТО. Но теперь, с вторжением в Украину, они в растерянности, кого им поддерживать…
Крайне правые в Европе — это агенты Путина. И они не просто разделяли эти взгляды: они часть его системы. Европа, которая закрывает двери для мигрантов, которая возвращается к так называемым традиционным ценностям, растворяется и потому поддерживает местные национализмы, — это дружественная к Путину Европа.
Насколько опасны крайне правые движения на Украине?
Общество здесь очень разнообразное и очень бедное. Это вопросы выживания, а не вопросы идентичности. Это иллюзия думать, что украинцы сомневаются в своей национальной принадлежности, когда большинство из них просто продают картошку на рынке. Эти правые группы всегда пытаются использовать войну как возможность перейти от маргиналов к центру — и никогда не добиваются успеха. Они часть украинского общества, достаточно некрасивая часть общества, но они не доминируют. Вы знаете, я говорю это с позиции человека, на которого они много раз нападали. Они атаковали наши выставки, феминистские конференции, клубы, где встречаются квир-люди, и различные места электронной музыкальной сцены. Так что они всегда были моими собственными врагами — я знаю их лицом к лицу.
Одна из самых известных ваших работ «Убежище» (2015) — двухэтажное сооружение, странный гибрид музея и бомбоубежища. Что вы исследовали в этой работе?
На верхнем уровне я воссоздал фотографию Донецкого областного историко-краеведческого музея после обстрела, а нижний уровень представлял собой подземное бомбоубежище с растениями, растущими из чернозема на нарах. Эта работа показывает хрупкий баланс между жизнью и выживанием. А для жизни нам нужна культура. Меня также интересовало, как культура выживает в военное время. Сейчас я в Ивано-Франковске, городе на западе Украины, где мы помогаем вывозить наше наследие из страны. Но наша главная цель здесь — создать пространство для художников во время войны, которые были перемещены внутри страны. Люди мужского пола не могут пересекать границу, за исключением особых случаев, но многие артистки тоже остались в стране.
Что вы думаете об этой политике?
Я знаю людей, которые отказались от своей мужской идентичности — людей небинарных, трансгендерных, квирных, — но у них в паспорте до сих пор стоит эта буква «М». Мало того, что некоторые из них не хотят или не могут воевать, так еще и любая постсоветская армия может быть очень недружественным местом для квиров. Сейчас часть гомосексуалистов воюет в армии, часть лесбиянок тоже, но это их решение — они там как добровольцы, они приняли решение идти в армию. Так что это сложно. Как художник, у меня нет других навыков. Я не хочу чувствовать себя виноватой во всем этом. Может быть, будет момент чистой самообороны, когда вы должны сражаться или умереть. Иногда жизнь бросает нам вызовы, на которые мы должны отвечать практикой, а не словами. У меня очень неоднозначная позиция по этому поводу. Меня попросили временно уйти, чтобы участвовать в Венецианской биеннале. Они решили, что мое присутствие важно, поэтому я выпил несколько стаканов просекко на Большом канале, прежде чем вернуться в Украину.
Вы отказались участвовать в выставке Уолтера Смерлинга Diversity United в Темпельхофе после того, как узнали, что Путин был одним из покровителей. Что случилось?
Я получил вежливое письмо от немецких кураторов с приглашением присоединиться – но никаких следов российского участия, кроме того факта, что после Берлина и Парижа выставка будет выставлена в русском музее. Были задействованы все эти великие художники, люди, которые были так важны для меня, в том числе молодые левые художники-антифашисты с Запада, которые являются моими друзьями. Но в самом конце приглашения была сноска мелкими буквами, в которой говорилось, что оно будет находиться под патронажем трех президентов: Штайнмайера, Макрона и Путина. Что ? Вы предлагаете мне выставляться под патронажем Путина? Типа, ребята, вы с ума сошли? Я писал им о военных преступлениях России на территории Украины, но ответа не получил.
Многие домохозяйства принимают украинцев и всячески их поддерживают. Чем еще мы можем помочь?
Повысьте узнаваемость украинской культуры и примите участие в сохранении украинского наследия. Если вы в СМИ, вы должны писать об Украине и не избегать острых вопросов, таких как закрытие неба. Для многих людей на Западе это будет означать пересечение красной линии и начало Третьей мировой войны. Но смотрите, Путин сам пересекает эти красные линии одну за другой. Эта война против Запада. Так что, может быть, лучше вступить в бой на украинской территории, пока он не коснулся вашей территории. В противном случае нам срочно нужны пожертвования НКО, которые привозят лекарства к украинской границе или доставляют гуманитарную помощь. Нам сейчас нужна практическая помощь.
- This is Ukraine: Defending Freedom , Scuola della Misericordia, Венеция До 7 августа
Никита Кадан
БИО , Графика 9, 18, Украина.