Новая третьяковка выставка фотографий первозданная россия: Первозданная Россия

Содержание

X Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия»

X Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия»

C 17 февраля по 19 марта 2023 года в Москве, в залах Союза художников России Новой Третьяковке будет проходить X Общероссийский фестиваль природы “Первозданная Россия”. В новом сезоне фестиваль отпразднует свой первый большой юбилей – 10 лет.

За 10 лет «Первозданная Россия» стала крупнейшей экспозицией природных фотографий, самым ожидаемым культурным событием московской зимы, семейной традицией для тысяч московских семей, авторитетной экспертной площадкой для обмена опытом в области охраны природы. Фестивалю удалось сделать сохранение природы частью повседневной жизни людей, а жизнь животных — ближе и понятней людям. 

Юбилейный фестиваль станет своеобразным подведением итогов 10-летнего периода становления отечественной природной фотографии, а также популяризации темы охраны природы и устойчивого развития.  

«Благодаря ярким, запоминающимся фотографиям, каждая из которых рассказывает драматичную историю о жизни природы, и занимательным выступлениям экспертов в области охраны природы и природной фотографии, фестиваль несет уникальный смысл — тема сохранения окружающей среды становится все более популярной”, — говорит руководитель фестиваля Тамара Сергеевна Пантелеева. — В 2023 году экспозиция и программа фестиваля будут особенно масштабными и яркими».

Все самое новое и интересное, что было снято на территории России за последний год, посетители фестиваля увидят в авторских и групповых тематических экспозициях. Первозданным пейзажам, диким животным, растениям, природным объектам и событиям, запечатленным во всех уголках нашей большой страны, каждый год посвящена крупнейшая экспозиция широкоформатных высококачественных фотографий. В юбилейный год для участия в фестивале было прислано более шести с половиной тысяч работ. Мы представим более 500 фотографий в рамках 33 выставок.

“Фестиваль был задуман его основателем, Олегом Евгеньевичем Пантелеевым, как проект, объединяющий фотографов-натуралистов и способствующий совершенствованию природной фотографии в России”, — продолжает руководитель фестиваля Тамара Сергеевна Пантелеева. Именно поэтому в этом году на фестивале будет представлена ретроспектива самых ярких и интересных фотографий фестиваля за последние 10 лет. Она покажет развитие отечественной природной фотографии во всем многообразии жанров, тенденций и художественных приемов.

Постоянным партнером “Первозданной России” является Союз фотографов дикой природы России, который был создан в годы проведения фестиваля. Нас объединяет общая цель развития природной фотографии. Отечественные фотографы дикой природы представляют на фестивале совместные тематические выставки, проводят дни природной фотографии и общаются между собой, придумывая новые проекты. Объединенные интересом к природе России фотографы провели 12 июня 2022 года, в День России, совместную акцию — они наблюдали за животными и растениями, их уникальной повседневной жизнью в разных уголках нашей страны. Результаты проекта легли в основу выставки “Большой день России”. Вторая выставка Союза — «Место встречи — Россия», она расскажет об интересных встречах с дикими животными.

В экспозиции юбилейного фестиваля большая зона будет посвящена Красной книге России и охране редких видов животных. В рамках многолетнего проекта мы знакомим гостей фестиваля с редкими видами, стремясь визуальными средствами привлечь общественность к проблемам сохранения природы. Мы собираем уникальный и качественный фотоматериал, посвященный наиболее уязвимым представителям флоры и фауны. Отдельные экспозиции посвящены исследованиям и восстановлению популяций переднеазиатского леопарда в Кавказском заповеднике и дальневосточного леопарда в национальном парке “Земля леопарда”. Кроме того, зрители увидят редкое фото снежного барса на Алтае: снять этого грациозного представителя семейства кошачьих на территории России — большая удача.

В экспозиции 2023 года мы продолжаем один из самых успешных фотопроектов фестиваля — Цвета дикой природы. В калейдоскопе ярких цветов на выставке из множества цветовых оттенков рождается гармония природного мира.

В 2023 году в гостях у фестиваля будет страна, где можно встретить множество самых необычных животных — Бразилия. Фотографии дикой природы представят все богатство животного мира этой сияющей яркими красками солнечной территории, в которой процветает экологический туризм. Впервые в России гости фестиваля смогут совершить путешествие на другой конец света и увидеть в естественной среде обитания грациозных ягуаров, величественных муравьедов, задумчивых ленивцев и сверкающих оперением попугаев. Выставка станет, пожалуй, самой экзотической гостевой экспозицией за всю историю проведения фестиваля.

Юмор — один из самых сильных приемов в природной фотографии. Кадры, отражающие яркие эмоции животных, забавные ситуации во взаимоотношениях между ними, не только развлекают, но и делают зрителя ближе к природе, заставляя задуматься о праве животных на сохранение своей среды обитания и своей жизни.

Фотографы дикой природы тоже могут совершать открытия. Сюрприз преподнесло ученым Японское море, где фотограф Андрей Шпатак обнаружил за последние несколько лет два новых вида голожаберных моллюсков. Они были признаны учеными как неизвестные и описаны для науки. Один из них получил имя фотографа. На фестивале покажут новые виды обитателей дальневосточных морей.

Специальная выставка Союза фотографов дикой природы поможет узнать много нового о, казалось бы, знакомых каждому животных — зайцах, и познакомит с их близкими и дальними родственниками.

Свои фотопроекты и экологические инициативы представят партнеры Общероссийского фестиваля природы “Первозданная Россия”: ПАО “Газпром”, Госкорпорация “Росатом”.

В 2023 году более 70 фотографов примут участие в фестивале впервые. Фестиваль открывает новые имена фотографов-натуралистов, только начинающих свой путь в природной фотографии, но уже готовых поделиться с нами результатами своего увлечения.

Гостей фестиваля ждет яркая деловая и познавательная программа.

Авторская программа документального кино о природе вновь представит самые интересные фильмы, посвященные диким животным. На фестивале пройдет предпремьерный показ документального фильма Михаила Родионова “Красота поганки”. Эта небольшая водоплавающая птица со странным названием — невероятно заботливый и ответственный родитель. Фильм известного российского режиссера-документалиста, даст возможность зрителям проследить за жизнью семейства птиц. Наблюдатели будут сопереживать драматическими переменам в судьбе птенцов — смогут ли они вырасти и стать такими же прекрасными и заботливыми птицами, как их родители. 

Общероссийский Фестиваль природы «Первозданная Россия» проходит при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительства г. Москвы.

Генеральный спонсор фестиваля – ПАО «Газпром».

 

Дополнительная информация на www.fotocult.ru

Фестиваль «Первозданная Россия» 2023


X Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия». Новая Третьяковка, Западное крыло, залы Союза художников России. 17 февраля — 19 марта 2023

X Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия» проходит в залах Союза художников России Новой Третьяковки с 17 февраля по 19 марта 2023 года. Фестиваль празднует свой первый большой юбилей – 10 лет. «Первозданная Россия» стала крупнейшей экспозицией природных фотографий и авторитетной экспертной площадкой в сфере охраны природы. Одним из самых значимых культурных событий московской зимы и семейной традицией. Фестивалю удалось сделать сохранение природы частью человеческой повседневности, а жизнь животных – ближе и понятней людям. Фестиваль проходит при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительства Москвы. Генеральный спонсор фестиваля – ПАО «Газпром». На юбилейном фестивале представлены итоги 10-летнего периода развития отечественной природной фотографии, популяризации темы охраны природы и устойчивого развития. «Благодаря ярким, запоминающимся фотографиям, каждая из которых рассказывает драматичную историю о жизни природы, и занимательным выступлениям экспертов в области охраны природы и природной фотографии, фестиваль несет уникальный смысл – тема сохранения окружающей среды становится все более популярной». Фестиваль, как проект, объединяющий фотографов-натуралистов и совершенствованию природной фотографии в России, придумал его основатель Олег Евгеньевич Пантелеев, а его руководитель – Тамара Сергеевна Пантелеева.

«В этом году на Фестивале представлена ретроспектива самых ярких и интересных фотографий Фестиваля за последние 10 лет. Она показывает развитие отечественной природной фотографии во всем многообразии жанров, тенденций и художественных приемов. В 2023 году экспозиция и программа Фестиваля стали особенно масштабными и яркими». (Руководитель Фестиваля Тамара Сергеевна Пантелеева). Все самое новое и интересное, что было снято на территории России за последний год, посетители фестиваля могут увидеть в авторских и групповых тематических экспозициях. В юбилейный год для участия в фестивале было прислано более 6500 работ. В экспозиции представлено более 500 фотографий в рамках 33 выставок. Первозданным пейзажам, диким животным, растениям, природным объектам и событиям, запечатленным во всех уголках нашей большой страны, каждый год посвящена крупнейшая экспозиция широкоформатных высококачественных фотографий. Постоянный партнер «Первозданной России» – Союз фотографов дикой природы России, который был создан в годы проведения фестиваля. Отечественные фотографы дикой природы представляют на фестивале совместные тематические выставки, проводят дни природной фотографии, общаются между собой, предлагая новые проекты.

В День России, 12 июня 2022 года, фотографы, объединенные интересом к российской природе, наблюдали за животными и растениями в разных уголках нашей страны. Результаты проекта представлены на выставке «Большой день России». Вторая выставка Союза – «Место встречи – Россия», рассказывает об интересных встречах с дикими животными. В экспозиции юбилейного фестиваля большая зона представляет Красную книгу России и охрану редких видов животных. В рамках большого проекта она знакомит гостей фестиваля с редкими видами, стараясь «визуальными средствами» привлечь общественность к проблемам сохранения природы. Были собраны уникальные и качественные фотоматериалы, посвященные самым уязвимым представителям флоры и фауны. Отдельные экспозиции представляют исследования и восстановление популяций переднеазиатского леопарда в Кавказском заповеднике и дальневосточного леопарда (Panthera pardus orientalis) в национальном парке «Земля леопарда». Посетители также могут увидеть редкое фото снежного барса (Panthera uncia) на Алтае. Сфотографировать его на территории России – большая удача. В экспозиции 2023 года продолжается один из самых успешных фотопроектов фестиваля – «Цвета дикой природы». На выставке в гамме ярких цветов из множества цветовых оттенков возникает гармония природного мира.

На фестивале представлена природа страны, где можно встретить множество самых необычных животных – Бразилия. Фотографии дикой природы показывают все богатство животного мира этой сияющей яркими красками солнечной территории с успешным экологическим туризмом. Посетители фестиваля, впервые в России, «смогут попутешествовать на другой континент». И увидеть в естественной среде обитания грациозных ягуаров (Panthera onca), величественных муравьедов (Vermilingua), задумчивых ленивцев (Folivora) и сверкающих оперением попугаев (Psittacidae). Выставка фотографий Бразилии является, вероятно, самой экзотической гостевой экспозицией за всю историю проведения фестиваля. Кадры, отражающие яркие эмоции животных, забавные ситуации во взаимоотношениях между ними, предлагают посетителям задуматься о праве животных на сохранение своей среды обитания и своей жизни.

Фотографы дикой природы тоже могут совершать открытия. Фотограф Андрей Шпатак обнаружил за последние несколько лет два новых вида голожаберных моллюсков в Японском море. Ученые признали их как неизвестных, и «оценили» для науки. Один из них получил имя фотографа. На фестивале показаны новые виды обитателей дальневосточных морей. Специальная выставка Союза фотографов дикой природы посвящена зайцам и знакомит с их «близкими и дальними родственниками». Свои фотопроекты и экологические инициативы представили партнеры Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия»: ПАО «Газпром» и Госкорпорация «Росатом». Более 70 фотографов в 2023 году впервые принимают участие в фестивале. Фестиваль открывает новые имена фотографов-натуралистов. Гости фестиваля могут участвовать в деловых и познавательных событиях. Авторская программа документального кино о природе представляет самые интересные фильмы, посвященные диким животным. На фестивале проходит показ документального фильма Михаила Родионова «Красота поганки». Эта небольшая водоплавающая птица со странным названием – невероятно заботливый и ответственный родитель.


  • Геннадий Юсин. Колдовская красота


  • Олег Пантелеев. Пусть всегда буду я!


  • Николай Зиновьев. Леденец


  • Андрей Грачев. Феерический закат на перевале Птица


  • Дмитрий Кох. Медвежата


  • Лиана Варавская. Созерцатель


  • Дмитрий Голубев. Любительница рябины


  • Андрей Грачев. В кольце тумана


  • Дмитрий Кох. Два мира


  • Виктор Конев. В родном гнезде


  • Александр Левашов. Ода весеннему утру


  • Евгений Полонский. Белые цапли


  • Денис Будьков.

    Старая знакомая


  • Андрей Грачев. Пушица


  • Алексей Перелыгин. Морской котик-альбинос


  • Андрей Чунтомов. Помяненный камень


  • Андрей Носик. Птичий базар


  • Андрей Сачков. Теплые штанишки


  • Вадим Трунов. Рога


  • Евгений Ляпунов. Балет на снегу


  • Валерий Малеев. Стрехи – самые редкие журавли России


  • Сергей Горшков. Котята леопарда


  • Иван Боровков. Японский журавль на берегу Японского моря


  • Дарья Остапенко. В пучине волн. Балтийский чернозобик


  • Александр Кукринов. Ранее утро у маяка


  • Владимир Иванов.

    На лебедином озере


  • Юлия Калиничева. На облачных склонах Чегета


  • Ксения Соварцева. Вестник рассвета


  • Наталья Чебыкина. Жилплощадь в этом году не предвидится


  • Светлана Горбатых. Стражи зимнего Ямала


  • Денис Маликов. Заяц толай


  • Виталий Горшков. Туруханская пищуха


  • Умар Семенов. Котенок леопарда


  • Александр Ладыгин. Патерны природы


  • Андрей Шпатак. Голожаберный моллюск дендронотус Шпатака


  • Иван Глебов. Зимний гость. Фестиваль Фокус


  • Сергей Клочев. Две поганки


  • Михаил Родионов. Красношейная поганка на гнезде


  • Елена Щипкова.

    Турухтан в золотом


  • Алексей Харитонов. Красный рассвет


  • Рикардо Мартинс. Красногрудый (зеленоклювый) тукан


  • Рикардо Мартинс. Сине-желтый ара


  • Рикардо Мартинс. Крокодиловый кайман


  • Рикардо Мартинс. Бурый ревун


  • Дмитрий Архипов. Две лиственницы у ручья


  • Сергей Белых. Соленое озеро Дус-Холь


  • Надежда Муравьева. Магия чешуекрылых


  • Алексей Шаскольский. Мамочка ушла рыку ловить


  • Алексей Шаскольский. Чудо-юдо


  • Анатолий Каминский. Тихий час


  • Павел Ныриков. Осенняя акварель


  • Дарья Остапенко.

    Жизнь на волоске


  • Нина Слащилина. Царь горы


  • Сергей Семенов. Кипарисовое озеро. Туманное утро


  • Петр Ушанов. На отдыхе


  • Петр Ушанов. Горбатый кит в окружении птиц


  • Владилен Зубарев. На васильковом поле


  • ФГУП «Атомфлот». Белые медведи


  • Лев Торопушин. Геометрия зимнего дня


  • Иван Шаповалов. Рыбинск – часть «Серебряного маршрута» РЖД

Возврат к списку

Поделиться

Первая группа раннего русского авангарда

Ирина Вакар

Артикул: 

АЛМАЗНЫЙ ВАЛЕТ

Выпуск журнала: 

Специальный выпуск. АЛМАЗНЫЙ ВАЛЕТ

«Бубновый валет» (также известный как «Бубновый валет») — так называлась и пресловутая художественная выставка 1910-1911 годов, проводившаяся в Москве, и объединение художников, существовавшее с 1911 по 1917 год и объединявшее под его знаменами когорта бунтовщиков против академических канонов и искателей новых путей в искусстве. Название придумал Михаил Ларионов, инициатор первой выставки группы и знаменитый «смутьян» русского искусства XIX века.10 с.

Ключевыми фигурами нового движения стали молодые художники Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк и Василий Рождественский. В группу входили художники как из Москвы, так и из русской провинции, обосновавшиеся в Москве, неофициальной метрополии нового русского искусства. Большинство из них были учениками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, впоследствии отчисленными за нонконформизм. Более того, все они были известны как поклонники современных французских художников и часто бывали в доме Сергея Щукина, где изучали полотна Сезанна, Ван Гога, Гогена и Матисса.

Но если во Франции развитие искусства продолжало идти размеренным историческим курсом, то в России примерно 1910-х годов произошла ситуация, которую можно назвать художественным взрывом. Молодые художники-бунтари разрывали узы традиции, отвергая знания, которыми хотели поделиться с ними их учителя; они чувствовали, что старое классическое искусство не способно выразить новые идеи меняющегося мира. Безалаберная смелость и воинственный задор, свойственные русским экспериментаторам, позволили современникам дать им название авангарда.

Термин был введен известным художником и искусствоведом Александром Бенуа. Весной 1910 года его обзор выставки Союза русских художников разделил всех ее участников на авангардистов, центристов и дерьергардов. Считая центром себя и своих союзников из «Мира искусства», Бенуа иронически называл авангардом группу молодых московских живописцев во главе с Михаилом Ларионовым, ибо, по его мнению, они зашли слишком далеко в ниспровержении принятого художественные представления. Прогноз Бенуа оправдался, и его термин был принят, хотя и много лет спустя. Но еще в декабре 1910 Ларионов, Лентулов, Машков и некоторые их друзья устроили в Москве собственную выставку «Бубновый валет», потрясшую публику и своим названием, и увиденными полотнами. «Безвкусица» сюжетов, таких как «Солдаты» и «Трактир» Ларионова или «Прокаженные» Натальи Гончаровой, вместе с неуклюжей и, как многим показалось зрителям, несколько пафосно-бесхитростной линией и буйной, резкой палитрой, а странность многих полотен, вроде «Импровизаций» Кандинского, привела к скандалу. Впервые в истории русского искусства давно назревавший конфликт между творцами искусства и «потребителями искусства» разгорелся с такой силой.

Художники-участники отказывались видеть и ценить Красоту в ее традиционном понимании; они высмеивали ложный bon ton, отвергали законы перспективы и натуры. Их картины выглядели пародией: у моделей на портретах были живописно-мертвые лица; фрукты и овощи на их натюрмортах потрясали своими чудовищными размерами, а человеческие тела гротескно деформировались, а здания рушились. Принцип комического видения, идея выворачивания наизнанку традиций и стереотипов связывали участников группы воедино, выстраивая новую эстетику. Игриво «обрушивали» возвышенные, романтические темы: образ Прекрасной Дамы сменяли то разодетые лупоглазые сопливые матроны в портретах Машкова, то угловатые синекожие купальщицы Ларионова. Религиозные композиции Гончаровой и Лентулова потрясали своей первозданной жестокостью; цензоры даже приказали убрать их из 1910 выставка. Автопортреты Лентулова и Машкова давали новый взгляд на Художника как на Творца: Машков видел себя богатым судовладельцем, а Лентулов имел наглость представить себя метафорически в комическом образе Солнца. Столь же дерзкими, в стиле народных уличных спектаклей, были их выставки, как и поведение молодых художников на публике.

Философское настроение, драматические страсти, чрезмерная серьезность или лирическая задумчивость — все то, что делало русское искусство XIX века таким особенным.го и начала 20 веков — был выменян на щенячью жизненность и здравомыслие молодого авангардного искусства. Их живопись не должна была копировать действительность, как полотна художников-реалистов-передвижников, и не предаваться фантазиям, мечтам и грезам, как в работах художников-символистов. «Нам хотелось, чтобы наша картина разорвала весь мертвый мир <...> Нам было важно в то время, чтобы наш живописный язык звучал, как орган или оркестр, как голос толпы здравомыслящих, здоровых людей. «, — вспоминал позже Машков. «Мошенников» интересовала «живопись как таковая», богатая ёмкость её средств, сам процесс живописи.

Хотя их первое публичное выступление еще не показало большого отличия от тенденций, пришедших с ранним авангардным движением, внимательный наблюдатель мог бы заметить, что даже выставка 1910 года наметила не одну из таких ветвей. Одной из них была команда Ларионова (впоследствии она будет носить вызывающее название «Ослиный хвост»). Другую возглавили Кончаловский и Машков; она породила в конце 1911 года объединение, официально названное «Бубновым валетом». Ларионовская ветвь стала известна как неопримитивисты, а группа Кончаловского-Машкова в период своего творческого взросления стала «русскими сезанновцами». «. Хотя вначале оба направления имели много общего, в дальнейшем их пути очень сильно разойдутся.

Неопримитивисты ориентировались на неклассические традиции, или «примитивы» народного творчества: лубок, иконы, искусство древних народов, непрофессиональное и детское творчество. Русские художники шли теми путями, которыми прошли Гоген, Матисс и Пикассо, открывая первобытные растения Африки и Океании, с той лишь разницей, что им не нужно было далеко ехать за вдохновением, а черпали его дома — в вывесках магазинов. , в жестяной посуде или произведениях других непрофессиональных народных мастеров. Большое влияние на их творчество оказали и французские художники. Народное искусство заинтересовало русских неопримитивистов — Ларионова, Гончарову и Алексея Моргунова — повседневностью, ее лаконичным, но выразительным языком, обобщенными социальными типами: Гончарова призывала не бояться «литературы» в живописи, а Ларионов утверждал значение сюжета в картинах Анри Руссо. Но повествование истории в живописи не было самоцелью: скорее, это было поводом для выработки нового художественного видения. Несколько грубоватые сцены солдатского быта, написанные Ларионовым в подчеркнуто «грязной» палитре, или неуклюжая, грубая манера, в которой Гончарова изображала своих крестьян с неожиданно контрастным, декоративным сочетанием красок, были призваны «воспитывать глаз». , научить современного зрителя понимать новый смысл прекрасного. Творческое мастерство Ларионова побуждало его к новым открытиям в будущем: в 1912 он изобрел «лучизм», первое самобытное русское художественное течение, наиболее близко приблизившее искусство к открытию беспредметного.

Эволюция ключевых фигур «Валета» была диаметрально противоположной. Начав с дерзких по своей откровенной манере и новизне работ, эти живописцы уже к 1912 году сделали попытку глубже взглянуть на живописную пластику своих полотен. Сочная тематика и бравадная форма картин Машкова и Кончаловского сменились серьезное изучение живописных качеств модели — веса, массы, фактуры — а также возможного способа моделирования ее формы с помощью цвета. Здесь Сезанн стал их главным «наставником». Другие «лжецы», такие как Фальк, Рождественский и Куприн, помимо влияния Сезанна, находились под влиянием кубизма. Их картины отличаются от «громких» полотен Кочаловского и Машкова лиричностью, задумчивостью и доверительным качеством языка.

Лентулов считался третьим «гигантом» среди «валетов». Он известен своими кубистическими, ярко-красочными архитектурными композициями на тему старой Москвы; его ранние работы стилистически напоминали работы Ларионова и картины немецких экспрессионистов. Затем на него повлиял кубизм, в частности Фернан Леже. Во время краткого курса живописи, который он прошел в Париже в начале 1910-х годов, Лентулов был прозван французскими художниками кубистом «по-русски».

Выставка «Мошенников» 1914 года в последний раз собрала вместе ее основателей. Среди участников были представители «крайних» левых — Владимир Татлин, Казимир Малевич, Любовь Попова и Надежда Удальцова, — которые вскоре присоединятся к ассоциации. Что касается аборигенных «Мошенников», то они уже «тягивались вправо»: крайностям раннего авангарда предпочитали верность природе и традициям. В 1916 году Машков и Кончаловский присоединились к «Миру искусства»; за ними последовали Куприн, Фальк и другие «ветераны». Финальная выставка «Бубновый валет» открылась 19 ноября. 17, но от первоначального механизма осталось только название.

Эволюция мастеров, известных как участники группы, позволила им не только слиться с советским искусством, но и стать классикой ХХ века. Произведения Кончаловского, Машкова, Лентулова, Куприна и Фалька попали в музеи мира, стали жемчужинами многочисленных частных коллекций, приветствовались на тематических выставках и аукционах. Как выразился искусствовед Яков Тугендхольд, «Валеты» «осуществили особую большую миссию в искусстве, сблизив русскую живопись с французской художественной культурой».

Начальный этап развития русского авангарда характеризовался фигуративной станковой живописью — но она резко изменила свою стилистику и отношение к эстетическим идеалам, утвердила свободу творческого видения художника.

Назад

Orient Expression: Русский авангард, Сибирь и Восток

«Загадка, окутанная тайной внутри загадки»: знаменитая оценка Уинстоном Черчиллем внешней политики России может быть применена и к нынешней выставке в Палаццо Строцци. «Русский авангард: Сибирь и Восток» ставит больше вопросов, чем дает ответов. Он пытается проследить, как российские художники-модернисты смотрели на экзотику Востока, чтобы получить доступ к важной альтернативе западной рациональности, но, несмотря на впечатляющий набор заимствований и очевидную ученость выставки, презентация оставляет нас скорее дезориентированными, чем просветленными.

Запад и Восток (1912–13), Павел Филонов. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Восток и Запад (1912–13), Павел Филонов. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Россия как загадка между Востоком и Западом Может показаться клише, но выставка убедительно демонстрирует, что это была реальная проблема, которая занимала художников-экспериментаторов начала ХХ века. Пара работ Павла Филонова 1912–1913 гг., Восток и Запад и Запад и Восток олицетворяют дихотомию культурной идентичности России, страны, которая не принадлежит полностью ни к Европе, ни к Азии. Филонов не пытался решить вопрос, а инсценировал его как загадочную встречу двух рыбацких лодок, идущих навстречу друг другу или врозь, в зависимости от того, как повесить картины.

Первые разделы выставки выходят за пределы России и посвящены освоению японского, китайского и индийского искусства, которые также оказали большое влияние на модернизм на Западе. В более поздних галереях мы вступаем в менее известную и более стимулирующую территорию, исследуя, как художники вдохновлялись «примитивной» и «варварской» культурой необъятной внутренней части России. Возникает отчетливо русская форма примитивизма, сформированная сибирским народным творчеством. Чтобы проиллюстрировать это явление, кураторы включили ряд предметов из Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Например, ритуальная маска коряков Камчатки интригующе сочетается с минималистским Голова .

Ритуальная маска, коряки, Камчатка. Санкт-Петербург, Российский этнографический музей

Заведующий (1928–1929) Казимир Малевич. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Под «Востоком» здесь понимается нечто иное, уже не обращение к Востоку, а внутреннее размышление о том, что значит быть русским. Художники-авангардисты обращались к языческому прошлому России, чтобы получить доступ к культурной аутентичности, из которой они могли бы создать новое национальное искусство. Включен ряд картин Николая Рериха, вдохновленных первобытными шаманскими ритуалами, например, Экзорцизм Земли и Великая Жертва . Из этих произведений Рерих позднее адаптировал концепцию «» Стравинского «Весна священная» и эскизы декораций для первой постановки балета в 1913 году. выставки, но попытка придать равное значение обоим в рамках выставки сбивает с толку общий аргумент.

Выставка содержит богатый материал: 130 картин, скульптур, восточных артефактов и этнографических предметов, в основном заимствованных из российских коллекций, таких как Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Государственная Третьяковская галерея в Москве. Представлено более 50 художников, большинство из которых малоизвестны за пределами России и чьи работы демонстрируются здесь впервые на Западе. Но даже в просторных галереях Палаццо Строцци Piano Nobile выставка кажется переполненной и фрагментарной, со слишком большим количеством тематических разделов. Этому не способствует сильная зависимость от текстовой интерпретации (как на итальянском, так и на английском языке), необходимой для поддержания различных нитей выставки, но которая нарушает расположение вешалки и отвлекает от визуальной привлекательности выставленных работ.

Великая Жертва (1910), Николай Рерих Саратов, Государственный Художественный Музей им. Радищева

Черный Круг (1915), Казимир Малевич. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Именно абстрактные картины – такие работы, как «Черный круг» Малевича, «Пустота» Натальи Гончаровой и овальные композиции 1917–1919 годов Василия Кандинского – больше всего страдают в этой среде, становясь перегружены другими объектами и текстом, вместо того, чтобы дать возможность говорить самим за себя.