Ника пархомовская: Ника Пархомовская

Журнал Театр. • Автор: Ника Пархомовская

Музыка их связала: от Марты Аргерих до Кристал Пайт

Перефразируя известную поговорку, в Швейцарии есть всё. По крайней мере, в плане искусства. Богатые музейные коллекции, известные всему миру театральные режиссеры и, конечно, важнейшие музыкальные фестивали. Но и вне фестивального сезона проходит множество концертов и оперно-балетных премьер. О них –…

05.04.2023

Драмы без драмы

В конце лета – начале осени в Швейцарии практически одновременно состоялись сразу три важнейших театральных фестиваля: цюрихский Theater Spektakel, базельский Theaterfestival и женевский La Bâtie. Главными хитами стали перфоманс, новый цирк и современная опера. С подробностями – Ника Пархомовская и…

20.10.2022

Один такой, другой другой*

Под занавес сезона мы решили вспомнить о тихой, но очень важной премьере в Театре имени Пушкина. В филиале, в Сытинском переулке уже несколько месяцев идет спектакль «Стражи Тадж-Махала» Раджива Джозефа в постановке Алексея Золотовицкого. Рассказываем, почему он актуален.

26.05.2022

Плотник от слова «плоть»

В новосибирском «Первом театре» состоялась российская премьера пьесы Лидии Головановой «Плотник». Один из главных хитов последней «Любимовки» поставили Ангелина Мигранова и Родион Сабиров. О премьере – Ника Пархомовская.

04.04.2022

Не на одной волне

В Российском академическом Молодежном театре — премьера «Волны» Тодда Штрассера. О своих ощущениях от постановки Галины Зальцман рассказывает Ника Пархомовская.

21.02.2022

Красная армия всех сильней

«Фракция Красной армии» (Rote Armee Fraction или сокращенно RAF) давно стала легендой, о ней пишут книги, снимают фильмы, ставят спектакли. ТЕАТР. рассказывает, почему художники то и дело возвращаются к этой, казалось бы, безнадежно устаревшей теме, и как идеи «красноармейцев» отразились в немецком искусстве. Немного истории Конец 1960‑х — время протестов…

14.02.2022

Играем Дюрренматта

В 2021 году драматургу Фридриху Дюрренматту исполнилось бы 100 лет. За этот год в репертуаре российских театров появилось немало постановок швейцарского классика. В причинах интереса к одному из самых успешных европейских авторов второй половины двадцатого века разбирается Ника Пархомовская.

22.12.2021

Упорядоченный «ХАОС»

На международном фестивале актуального театра «ХАОС» прошел первый шоукейс новых театров Новосибирска. Подробнее об этом – Ника Пархомовская.

01.11.2021

Финский Performing Hel: первый после пандемии

В начале сентября в Хельсинки состоялся первый в Финляндии международный фестиваль, прошедший в постковидную эпоху. Корреспонденту ТЕАТРА. удалось на нем поприсутствовать.

27.09.2021

Большая миграция

Режиссерским именам, собранным в оперной афише Большого, может позавидовать любой драматический театр мира. Что объединяет всех этих людей? Почему именно они ставят оперы в главном музыкальном театре страны? Театр. разбирается в причинах и последствиях миграции режиссеров драмы в Большую оперу.

28.08.2021

Где-то и около: Суздаль

Еще недавно Суздаля на театральной карте России не было вовсе, а сейчас этот старинный город занял там довольно значительное место. Теперь в Суздаль едут не только гулять и изучать достопримечательности, но и смотреть спектакли. Корреспондентка Театра. – о том, какой…

10.08.2021

За горизонтом

Что значит горизонтальность в театре — и вообще? Как включить всех участников действия в разговор на равных? Как не заглушить других и дать голос тем, у кого его обычно нет?

Театральный критик и продюсер проекта «Квартира» для художников и людей с особенностями ментального развития дает возможные ответы на примере Фестиваля горизонтального театра и других театральных инициатив, построенных на принципах равенства и инклюзивности.

Премьера спектакля «Разговоры» (реж. Б. Павлович) в «Квартире». Фото: Светлана Ботева

Ника Пархомовская — театральный критик и продюсер, выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы Театрального Лидера». Обозреватель журнала «Театр», сотрудничает с «Петербургским Театральным журналом» и порталом «Такие дела». Помимо драматического интересуется социальным и танцевальным театром. Верит в то, что театр в частности и искусство вообще способны менять если не нашу жизнь, то хотя бы нас самих. В свободное от написания текстов время читает лекции и занимается организацией театральных и прочих событий, в частности продюсирует социокультурный проект фонда «Альма Матер» «Квартира» (где также является куратором офф-программы).

В Петербурге появилось новое арт-пространство — «Квартира». Оно особенное во всех смыслах — и потому, что находится в бывшей коммуналке и под нее же стилизовано, и потому, что его потихоньку обживают не только профессионалы от искусства, но и люди с ментальными особенностями. Но главное отличие «Квартиры» от федерального, например, театра, в ее горизонтальности. Принцип горизонтальных связей пронизывает «Квартиру» от и до: режиссер здесь не демиург, выражающий свою волю посредством других, но человек, провоцирующий на размышления и творчество, каждый имеет право на я-высказывание, а Разговоры (это и название спектакля, и реальные коммунальные беседы о самом важном, и способ жизни «Квартиры») ведутся с утра до ночи. Судя по отклику на «Квартиру», консервативный, насквозь вертикальный, иерархический по генезису и сути Петербург соскучился по нормальным, равным отношениям и беседам за чашкой чая, истосковался, как и все мы, по истинной, не показной горизонтальности. Осознав это, команда энтузиастов, и автор статьи в их числе, организовала в декабре 2017 года Первый фестиваль горизонтального театра.

Под развернутым анонсом этого фестиваля кто-то из посетителей популярного культурно-информационного портала написал: «Ничего не понимаю! Что это за горизонтальность такая?!». И правда, откуда вообще взялось словосочетание «горизонтальный театр» и что оно означает? Как отличить истинную горизонталь от фальшивой и можно ли построить ее в насквозь вертикальном обществе?

Вся наша жизнь, все наше общественное устройство построены по вертикали — в детстве за нас решают родители, в молодости деньги, в зрелости государство, а в старости ко всему этому добавляются еще и дети, если они есть. Мы редко общаемся с кем-то на равных, постоянно теряя ощущение баланса и занимая позицию то «сверху», то «снизу». В театре о таком равенстве вообще можно только мечтать: режиссер в двадцатом веке заменил собой царя и бога, стал носителем единственно возможной истины. Все остальные — от актеров до уборщицы — занимаются обслуживанием его идей и эго. Если в театре нет режиссера-демиурга, эту роль с готовностью берет на себя директор, и тогда все вокруг так же охотно бросаются выполнять его волю.

Равные, честные, открытые «горизонтальные» отношения современному театру только снятся. Между тем, где как не здесь слово каждого должно быть решающим: артисты, в конец концов, не музыкальные инструменты, чтобы послушно исполнять замысел режиссера, как будто он дирижирует их маленьким оркестром; художник не его личный психолог, чтобы выстраивать на сцене картинку из мира его не всегда самых здоровых фантазий, драматург не раб и не стенографистка, чтобы дословно записывать его гениальные мысли, а помреж не попугай, чтобы повторять за ним каждое слово. Но дело не только в моральном и эстетическом равноправии, дело в том, что когда у одного человека в руках вся власть, у него и вся ответственность, а значит, он и только он отвечает за провалы, и ему одному достается вся слава, а это несправедливо хотя бы потому, что театр — искусство коллективное. И чем больше в спектакле «выражены» индивидуальности каждого, тем его интереснее смотреть. Горизонтальность не равна советской «уравниловке», когда каждому по потребностям, с каждого по способностям. Горизонтальность — это когда каждый получает возможность проявляться и отвечать за то, что он делает. «Горизонтальный» в данном случае антоним «вертикального», иерархического, жесткого по структуре и методам театра.

Это не значит, что в горизонтальном театре нет режиссера или его роль сведена к минимуму. Наоборот, быть режиссером в ситуации, когда у всех есть свобода самовыражения и всех надо услышать, гораздо сложнее. Режиссер тут не столько дирижер, имеющий собственное видение музыкального произведения, сколько хормейстер, умело «раскрывающий» голоса. Его задача — услышать каждого и не позволять собственному звучанию заглушить другие, более тихие и робкие. А еще дать голос тем, у кого его обычно нет — не только в театре, но и в жизни — бездомным, сиротам, старикам, людям с физическими и ментальными особенностями. Это не превращает театр в кафедру или политическую трибуну, но делает его полнозвучным и многоголосным.

Премьера спектакля «Разговоры» (реж. Б. Павлович) в «Квартире». Фото: Анастасия Ксенофонтова

Кстати, именно желание услышать если не всех, то многих позволяет так называемому «социальному театру» (или, что точнее, театру, нацеленному на изменения в обществе) быть более горизонтальным по сути, чем консервативному и деспотичному официальному искусству. К тому же им часто занимаются люди молодые, не успевшие пройти жесткую школу черной педагогики и советской театральной системы, в которой надо было годами выслуживаться, работать вторым режиссером, кантоваться в провинции и т.д. Кто-то пришел из кино, где тоже все в порядке с вертикалью власти, но не такой тотальной гегемонии на съемочной площадке (правда, есть другой диктат — диктат денег и технологии). А кто-то так «наелся» федерального театра, что решительно порвал с ним раз и навсегда.

Именно из таких художников и собралась творческая «команда» Первого фестиваля горизонтального театра, прошедшего в декабре в Питере в рамках офф-программы NET («Новый Европейский Театр»). Европейская тенденция к появлению и проявлению горизонтальных структур — не только в искусстве, но и в бизнесе, политике, образовании, урбанистике, частной жизни — наконец дошла и до России. И вполне логично, что именно фестиваль, в свое время познакомивший Москву с физическим, иммерсивным, сайт-специфическим и прочим «новым» театром, подхватил развившуюся в Петербурге горизонтальную идею, поднял ее на щит и понес в массы. Парадоксально, но факт. То ли в силу восьмисоткилометровой удаленности от столицы, то ли из–за общей прямизны улиц и ровности ландшафта, то ли вопреки вертикальной «имперскости» зданий и мыслей, в Питере цветы горизонтальности растут быстрее и расцветают пышнее. Время от времени им помогают взойти пресловутые питерские болотные миазмы — отчислив из местного театрального института студентов, занявшихся независимым театром, их тем самым в одночасье превратили в бойцов с системой; не дав толком работать по специальности в государственном театре режиссеру с активной жизненной позицией и самобытной философией, из него сделали главного идеолога негосударственного театра. Впрочем, путь к горизонтальности у каждого свой, особый.

Так или иначе в Первом фестивале горизонтального театра приняли участие самые разные режиссеры и команды. Придумал его Борис Павлович, нынче осваивающий новые театральные пространства (а конкретно созданное фондом поддержки арт-инноваций «Альма Матер» в партнерстве с Центром «Антон тут рядом» пространство «Квартиры» на Мойке, 40, где он не только ставит спектакли с участием людей с аутизмом, но и создает культурную среду для взаимодействия и открытого диалога). Открывал фестиваль с лабораторной работой Generations — о категории возраста и отношении к старости в России — Михаил Патласов, курирующий социальные проекты Новой сцены Александринского театра и одновременно не оставляющий свой давний проект «Неприкасаемые». Только теперь это не просто спектакль о бездомных (который в рамках фестиваля был сыгран в последний раз), но целая лаборатория, посвященная всему, к чему не принято прикасаться в жизни и искусстве.

Для Ларисы Афанасьевой и ее «Упсала-Цирка» вертикаль невозможна по определению: говорить со сложными подростками, хулиганами и ребятами с синдромом Дауна с позиции силы все равно что заходить в клетку к тигру напуганным или с пистолетом наперевес. Только уважение и человеческое отношение могут победить недоверие парней, фактически выброшенных родителями и социумом на улицу, и только доверие и отсутствие покровительственного тона превратят их в настоящих цирковых артистов. У Алексея Ершова, претерпевшего за свои занятия независимым театром, горизонтальна вся система театрального мышления. Для спектаклей его «Театр.На вынос» не нужны ни сцена, ни зрительный зал, ни актеры, ни технические службы, — не обойтись им только без зрителей (главного действующего лица любого театрального действа, о чем нередко забывает традиционный театр). Сами постановки молодого режиссера представляют собой уличные перформансы вокруг истории героя, спонтанно выбранного накануне представления.

Его друг и соратник Дмитрий Крестьянкин не отказывается от конвенциональной театральной модели (зритель-зал), но в качестве материала все–таки предпочитает реальные истории реальных людей, а на сцену кроме профессиональных артистов выводит детей в так называемой «сложной жизненной ситуации». Это роднит Крестьянкина, работающего и с другими социально незащищенными группами (например, незрячими: проект «Не зря» Фонда «ПРО АРТЕ», куратор Борис Павлович, ставит своей целью не просто социализацию, но создание классного спектакля, а, следовательно, куда большую включенность в творческий процесс, чем это могло бы быть в рядовом самодеятельном кружке) с еще одной «фигуранткой» горизонтального дела. Вера Попова имеет за плечами огромный опыт работы с профессиональными артистами в разных театрах страны, но спектакль с участием людей с аутизмом в ее карьере — первый. Премьера «36 драматических ситуаций», созданных в соавторстве с драматургом Асей Волошиной и художником Светланой Тужиковой, состоялась в Небольшом Драматическом Театре именно во время фестиваля — хочется надеяться, что спектакль ждет счастливая прокатная судьба.

Премьера спектакля «36 драматических ситуаций» в НеБДТ (режиссер Вера Попова). Фото: Анастасия Ксенофонтова

Как это было, например, с «Языком птиц» (совместный проект БДТ им. Г.А. Товстоногова и Центра абилитации взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом»), который после успешных показов на Культурном форуме-2015, фестивале «Территория»-2016 и премии «Золотая Маска»-2017 вошел в репертуар БДТ и регулярно играется на малой сцене театра. В новом спектакле Бориса Павловича «Разговоры» развивается важная для него линия «встречи» разных людей, только теперь актеры с особенностями и профессионалы встречаются в пространстве «Квартиры», на расстоянии вытянутой руки от зрителей, которые, впрочем, тоже могут в любой момент вступить в диалог друг с другом и действующими лицами. «Разговоры» — это разомкнутая структура, в которой важна сама возможность встречи и разговора. Разговор, по Павловичу, это не поочередное высказывание мнений, а плодотворная, живительная среда для размышлений, дискуссий и даже молчания. Разговаривая таким образом, мы можем познать не соседа, не другого, а самое себя. Собственно, горизонтальность — это и есть путь к себе. Лишь осознав собственные границы, можешь безо всякого напряжения принять инаковость, отличность и обособленность других людей. И понять, что твоя ответственность не в том, чтобы помочь кому-то и тем более не в том, чтобы переделать мир, а в том, что повернуться к самому себе и выстроить равные, партнерские отношения со своим внутренним «я», вступить с ним в полноценный разговор. Только потом, после многих часов этого скрытого от посторонних глаз диалога можно будет услышать другие голоса и на равных начать беседу с ними, не подавляя, не мешая высказываться, не зная, как лучше и как надо, не разделяя людей на «своих» и «чужих». Горизонтальность ведь гораздо больше про слушать, чем про «говорить». И в этом смысле фестиваль горизонтального театра свою главную задачу выполнил уже на старте — предложив нестандартную формулировку и спровоцировав скучающих зрителей: кого на недоуменные вопросы, а кого и на жаркие споры.

«Квартира» в Facebook
«Квартира» во ВКонтакте

Представляем избранным участникам Лидерской программы New Horizon! – Baltic Nordic Circus Network

Для нас большая честь представить новых лидеров, которые примут участие в NHLP 2020 – 2021: Кармен Аасанурм, Эмма Лангмуэн, Ника Пархомовская, Эрик Глас, Инна Хуттунен, Анна Эмили Педерсен, Марина Ригер, Янис Лаусениекс, Эйрун Эварсдоттир, Серафима Киселева, Ханна Мойсала, Джюгас Кунсманас, Елена Косовец и Марита Санзаревска!

Кармен Аасанурм

Организатор: Танцевальный фестиваль в Рейкьявике – Исландия

Кармен — арт-менеджер из Эстонии, которая влюбилась в современный цирк в 2017 году. С тех пор она организовывала различные цирковые мероприятия и фестивали. Кармен надеется, что участие в этой программе улучшит ее как профессионала и поможет получить новое вдохновение и идеи о том, как продолжить цирковой путь.

Эмма Лангмуэн

Ведущий: DYNAMO Workspace — Дания

Эмма — 23-летняя наивная, нетерпеливая и полная энтузиазма артистка цирка из Норвегии. Она выступает, создает и продюсирует современный цирк с компаниями Acting for Climate и Oslo Nysirkus, и она глубоко верит в наивность — умение мечтать по-крупному, и при этом верить в свои мечты и идти к ним. Норвегии предстоит пройти долгий путь в развитии современного цирка, и цирковое сообщество переживает процессы, с которыми другие страны столкнулись много лет назад. Эмма рада учиться на этих процессах, поскольку она размышляет о том, как ее собственная практика может способствовать развитию сильного, устойчивого и справедливого будущего цирка.

Ника Пархомовская

Принимающая сторона: AFUK – Дания

Ника хочет учиться, делиться, обмениваться, учить и достигать. Она твердо верит в общение, личный опыт, солидарность и искусство. Она абсолютно уверена, что современный цирк и те, кто в нем участвует, делают нашу жизнь лучше.

Эрик Глас

Ведущий: Cirkus Cirkör – Швеция

Эрик начал заниматься цирковым искусством в 2008 году в цирковой гимназии в Стокгольме, затем продолжил обучение в Acapa в Тилбурге и ESAC в Брюсселе. После окончания учебы он вместе с друзьями основал компанию Kaaos Kaamos, и последние три с половиной года они гастролировали по шоу Babel, Glöm. Эрик хочет продвигать цирк на севере Швеции с целью создания тренировочного пространства и увеличения числа практикующих в ближайшие пару лет.

Инна Хуттунен

Организатор: Упсала-Цирк, Россия

Инна — мечтательница, деятель и авантюристка, а также опытный дизайнер, продюсер и магистр в области управления искусством. Она была соруководителем Recover Laboratory, художественной компании, специализирующейся на междисциплинарных экспериментальных проектах, основанных на человеческом контакте. Их произведения искусства могут быть захватывающими, огромными лабиринтами под землей, мультидисциплинарными сценическими представлениями или сюрреалистическими мирами и мимолетными моментами, созданными для любого пространства или события. Сейчас они работают над запуском новой сцены-лаборатории в Хельсинки.

Анна Эмили Педерсен

Ведущая: Baerum Kulturhus – Норвегия

Анна Эмили – цирковая артистка из Дании. После окончания Codarts Circus Arts в Роттердаме в 2018 году она выступала и путешествовала как сольная артистка, так и в различных компаниях. В настоящее время она занимается развитием цирковой сцены в своем родном городе Орхусе. Анна Эмили также является лидером и главным преподавателем современной цирковой линии в Musik-og Teaterhøjskolen, а также является соучредителем собственной компании Vice Versa Circus.

Марина Ригер

Ведущий: CirkusInfo – Финляндия

Что нужно артистам устойчивого городского-кочевого цирка будущего, чтобы быть признанными частью спектра искусства? Как они могут получить полную возможность творить для общества и вместе с ним? Как я могу представить, поддержать и создать сеть, чтобы укрепить необходимую инфраструктуру?

Янис Лаусениекс

Организатор: CirkusInfo – Финляндия

Имея академическое образование в области международных отношений, Янис изучал музыковедение в Лионском университете Люмьер 2, Франция. С 2017 по 2019 год, он получил образование в области управления культурой в Латвийской академии культуры в Риге. Во время учебы он также работал менеджером проектов в Orchestra Riga и фестивале исполнительских искусств Sansusī, а также имел несколько проектов, в которых отвечал за управление производством. Янис любит клоунов, оперу и перформанс в целом. Лауреат Балтийско-американского фонда свободы, с 2019 по 2020 год Дженис проходила годовую стажировку в Цирковом центре в Сан-Франциско. С 2018 по 2020 год Янис также координировал международный проект сети резидентур благополучия.

Эйрун Эварсдоттир

Организатор: Упсала-Цирк – Россия

Эйрун – цирковой артист из Рейкьявика. После окончания циркового образования в Codarts, Роттердам, она работает над развитием цирковой сцены в Исландии. Это привело ее к открытию новых путей для циркового искусства в среде, которая до сих пор не видела много цирка. Эйрун является одним из основателей цирковой труппы Hringleikur и работает артистом, менеджером и учителем цирка.

Серафима Киселева

Ведущий: Рижский Цирк – Латвия

Сколько себя помнит, Серафима хотела помогать людям. Открытие цирка было похоже на открытие совершенно новой вселенной, которая позволила ей быть самой собой, а также помогать другим. Серафима видит в NHLP новый шанс стать лучше и получить важный опыт. Цель Серафимы всегда заключалась в том, чтобы помочь создать цирковое сообщество на родине, в России, поэтому НХЛП является для нее важным опытом.

Hanna Moisala

Принимающая сторона: Рижский цирк – Латвия

Ханна Мойсала — артистка цирка и художественный руководитель компании Lumo. Она счастлива быть частью NHLP. Ханна надеется вдохновиться другими участниками, встретиться и поработать с принимающей организацией. Она рада быть частью проекта, который размышляет и направлен на формирование будущего современного цирка.

Джюгас Кунсманас

Организатор: Тарту 2024 – Эстония 

Участие в программе «Новые горизонты лидерства» – это большой вызов для Джюгаса, но это также естественно. После окончания циркового училища в Италии Джюгас проводит время, путешествуя и исследуя другие цирковые училища и центры Европы. Ему любопытно увидеть и понять, как растут эти сообщества, какое влияние они оказывают на свои города и регионы. Он рад поехать в Тарту 2024, особенно из-за его внимания к человечеству и экологическому подходу.

Елена Косовец

Организатор: DYNAMO Workspace – Дания

Елена – цирковая артистка и глава Ассоциации современного цирка (Литва). Для нее NHLP — это пространство для роста, встречи с будущими руководителями цирка, знакомства с различными подходами к лидерству и наблюдения за ними. Ее цель в этой программе — развить и укрепить собственный стиль руководства, который будет эффективным, аутентичным для нее, полезным для общества и устойчивым в долгосрочной перспективе. Она взволнована, благодарна и готова погрузиться!

Марита Санзаревска

Ведущий: Cirkus Cirkör Швеция

Наш последний и загадочный участник! Будет больше информации 🙂

Читайте намного больше и следите за влогами и блогами участников здесь, на нашем веб-сайте программы лидерства New Horizon.

Этот проект поддерживается:

Tagged #feature, #featured, #newhorizons, #NHLP #newhorizons

Отбор на арт-резиденции 2022 года в Швейцарии и России

Досье >

Мы рады объявить финалистов открытого конкурса арт-резиденций в Швейцарии и России в 2022 году.

В этом году мы получили более 100 заявок от российских художников и практиков искусства. Наше приветствие The Sound Artist STAS Sharifullin (он же HMOT) , хореограф Nurbek Batulla , художник Валерия Кузнетсова (AKA Matiush First) и Curator 777777.AINA ARINA.

По итогам рассмотрения заявок кураторы Наталья Фукс и Ника Пархомовская отправятся в исследовательские поездки.

Российские резиденции с нетерпением ждут швейцарских авторов и переводчиков Бориса Семашко и Марину Скалову , а также композитора Михаэля Вертмюллера .

Напоминаем, что Про Гельвеция Москва поддерживает арт-резиденции для российских художников в Швейцарии и швейцарских художников в России. Такие резиденции предоставляют художникам и кураторам возможность профессионального развития, способствуют их работе над текущими и новыми проектами и расширяют их профессиональные сети для будущего сотрудничества.

Мы планируем объявить следующий открытый конкурс в конце 2021 года. Не пропустите!

Стас Шарифуллин (также известный как HMOT) — музыкант и исследователь звука из Москвы. Лауреат премии Сергея Курехина и соруководитель лейбла Klammlklang; Кандидат филологических наук, курирует магистерскую программу «Саунд-арт и исследования звука» в Высшей школе экономики.

В Швейцарии Стас продолжит свои исследования в области звуковой эпистемологии, пространственной музыки и амбисоники. В рамках своей поездки он будет активно взаимодействовать со своими швейцарскими коллегами в области экспериментальной музыки и саунд-арта, а также сотрудничать с единомышленниками, изучая новые методы студийной работы со звуком. Стас исследует новые техники звукозаписи (бинауральные микрофоны, гидрофоны и различные полевые звукозаписывающие устройства), планирует использовать их при записи биофонических и геофонических звуков природных и городских ландшафтов Швейцарии.

Фото (с) Карина Азизова

Нурбек Батулла , хореограф и танцовщик из Казани, перформер и лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «Современный танец. Лучшая мужская роль», финалист конкурса фестиваля «Контекст». В своем творчестве Нурбек делает особый акцент на теме границ.

В Швейцарии он будет работать над перформансом «24-часовая импровизация», в котором планирует исследовать границы между татарской и швейцарской культурами, артистом и публикой, танцем и театром. Импровизация будет создана в сотрудничестве с местными танцорами и музыкантами. Находясь в резиденции, Нурбек планирует поделиться своими наработками в области психофизиологии художественного процесса со своими швейцарскими коллегами.

Фото (с) Нурбек Батулла

Ирина Аксенова , куратор из Санкт-Петербурга и соучредитель независимого пространства FFTN. Совмещает музейные проекты и самостоятельную практику в России и за рубежом. Ирина номинант премии Сергея Курехина за выставку «Мелиорация». Также является сокуратором Специального проекта V Московской международной биеннале молодого искусства.

В рамках своей резиденции Ирина познакомит своих швейцарских коллег с проектом NotLand, виртуальным выставочным пространством, созданным на стыке современного искусства и игрового дизайна и поддерживаемым Pro Helvetia в рамках FarForwART open call. Ирина планирует создать профессиональную сеть и найти новых партнеров для дальнейшего развития проекта и будущего сотрудничества.

Фото (с) Ирина Аксенова

Валерия Кузнецова (также известная как Матюш Первый) , художница из Екатеринбурга, в настоящее время работает в Санкт-Петербурге. В своих работах она исследует практики и природу живописи, а также графические следы, оставленные человеком в городском и цифровом пространстве. Она сочетает в себе научный, исторический и перформативный подходы.

В Швейцарии Валерия продолжит погружаться в тему «коллективной живописи» на примере городского пейзажа Базеля. Также она планирует исследовать культуру научной иллюстрации по материалам каталогов базельских музеев и познакомиться со швейцарской сценой цифрового искусства. По задумке художницы, она планирует завершить свою резиденцию инсталляцией с графикой, пространственными объектами и интерактивным видео.

Фото (с) Матиуш Первый

Борис Семашко , швейцарский исследователь, литературный редактор и переводчик, потомок русских и польских эмигрантов. Совместно с женевским издательством La Baconnière работает над полным изданием Сергея Довлатова. В России Борис будет работать с архивами, связанными с жизнью и творчеством Довлатова, и исследовать молодую литературную сцену России для будущего сотрудничества.

Фото (с) Бориса Семашко

 

Марина Скалова — поэт, переводчик, драматург. Она живет и работает в Женеве. Марина уже участвовала в нашей программе арт-резиденций и приезжала в Москву в 2019 году, чтобы собрать материалы для своей трилогии «У России неженское лицо». В 2022 году автор продолжит работу над проектом, исследующим место женщины в советском и постсоветском обществе на основе архивных и документальных свидетельств.

Фото (с) looren.ch

Михаэль Вертмюллер , композитор и перкуссионист, работает в области новой музыки и джаза. Музыкант имеет опыт творческого сотрудничества с российскими коллегами. Резиденция — это возможность для Майкла продолжить изучение российского культурного контекста. Он будет работать над созданием нового сочинения для фортепиано, органа и оркестра, тесно связанного с русским художественным наследием. Кроме того, музыкант планирует сотрудничать с российскими ансамблями, исполняющими новую музыку, и исследовать российскую джазовую сцену.

                                                       Фото (c) Ким Кулетто

Наталья Фукс и  эксперт в области исследования новых медиа; за последние 10 лет она успешно курировала экспериментальные художественные инициативы, связанные с инновационными и цифровыми практиками на стыке искусства, науки и технологий. Наталья совершит поездку в Швейцарию для изучения коллекций музеев и архивов научно-исследовательских учреждений в рамках своего медиа-археологического арт-проекта «Техно-утопическая лаборатория». Основное внимание Натальи сосредоточено на художественной повестке инноваций и понимании их научных, технических и этических аспектов.

Фото (с) Анисия Кузьмина

Ника Пархомовская , театральный критик, продюсер и куратор, организатор театральных фестивалей, спектаклей и мастер-классов, один из ведущих специалистов в России в области социальной и инклюзивный театр. В Швейцарии Ника планирует исследовать социальный аспект швейцарской театральной сцены и местные перформативные практики.