Наппельбаум моисей соломонович: Наппельбаум Моисей Соломонович

Моисей Наппельбаум: мастер философского портрета.

Моисей Наппельбаум:

мастер философского портрета

22 мая 2013
Фото:Портрет П.Л. Капицы

Одна из самых заметных фигур фотоискусства прошлого столетия, талантливый портретист, автор галереи портретов известных деятелей культуры России.

Моисей Наппельбаум родился в 1869 году в Минске. Семья его была небогатой, поэтому родители отдали мальчика на обучение ремесленничеству в фотоателье «Боретти». Вскоре руководитель фотоателье заметил художественные способности мальчика, и уже через три года после начала трудовой деятельности Моисей стал фотографом.

 Портрет Бориса Пастернака

Необычный талант у Моисея проявился достаточно рано. Даже недостаточно ориентируясь в правилах фотосъёмки, ему удавалось чувствовать разницу в стилях разных фотографов и улавливать индивидуальные черты при портретной съёмке.

Баретти очень быстро заметил, что Наппельбаум воспринимает человека с психологической точки зрения.

В 1910 году Наппельбаум открыл собственную фотомастерскую в Минске. В условиях «независимой» деятельности его «проницательность» развилась еще сильнее.


«Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер»


Моисей Соломонович внёс заметный вклад в развитие жанра портретной фотографии той эпохи. В то время была принята «трехъярусная» композиция расположения участников съёмки и статичные позы. В итоге получались однотипные портреты, лишённые каких-либо черт индивидуальности. Наппельбаум решил отказаться от всех канонов и правил фотосъёмки, выступив за эксперименты, живые сцены и отказ от позирования. На первый взгляд его работы просты. При этом они полны внутреннего психологизма и наделены чертами документальности.

Портрет Анны Ахматовой

Как говорил фотограф, на первом плане для него всегда была личность человека: он мог несколько часов присматриваться к модели, чтобы выявить особенные черты его характера и сделать хороший портрет.

В своей книге «От ремесла к искусству» он писал: «В лице всегда есть определенные приметы ума, интересов, душевного мира человека; их нужно найти, когда он спокойно позирует пород аппаратом. Зачастую признаки характера раскрываются вовсе не в тех чертах и деталях, которые бросаются в глаза с первого взгляда. Они бывают даже невидимыми для неопытного глаза. Мне помогла работа над портретами людей, которых я хорошо знал. Она обогатила мой опыт, мое понимание человеческой психологии. Имея понятие о характере человека, я научился разбираться в приметах его индивидуальности, понимать его выражение лица, делать обобщения на основе своих наблюдений».

Портрет Сергея Есенина

По воспоминаниям современников, Моисей был доброжелательным, трудолюбивым и старательным человеком. Его всегда отличала особенная любовь к людям искусства: как никто другой он умел чувствовать особенности их характеров и передават их в фотографии. Именно Моисей Наппельбаум — автор галереи портретов многих известных литераторов и  деятелей искусства: С. Есенина, К. Станиславского, С. Эйзенштейна, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Р. Ролана, К.Чуковского, А.Н. Толстого и других.

«Прошлое человека, его мысли, взгляды на жизнь, отношение к людям — все, что видят глаза человека и как они видят, все это оставляет свой отпечаток на его лице.

«Умеющий — да читает», — говорил Моисей Наппельбаум, талантливый отечественный портретист, один из величайших дейтелей фотоискусства прошлого столетия. 

Истояник фотографий — http://www.fotosoyuz.com

 

Наппельбаум Моисей Соломонович | Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Моисей Соломонович Наппельбаум (14(26).12.1869 – 13.06.1958) родился в Минске. В четырнадцать лет поступил учеником в портретное фотоателье Осипа Осиповича Боретти, сына польского архитектора. Там, в течение трех лет, он прошел все ступени иерархической лестницы фотоученичества: копировщик, ретушер, фотограф.

В поисках заработка в 1888 году М. С. Наппельбаум покидает Минск и отправляется в путешествие по России и другим странам. Он работает в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Евпатории, Вильно, Варшаве, побывал в Америке: в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Розбери.

В 1895 году возвращается в Минск и открывает ателье портретной фотографии.

В 1910 году после того как М.С. Наппельбаум с женой Розалией принимают православие, он получает разрешение на переезд в Санкт-Петербург. Там он сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей, таких как, директор консерватории композитор А.К. Глазунов, психиатр В.М. Бехтерев, Ф.И. Шаляпин (в роли Мефистофеля) и другие.

После долгих поисков в 1912 году М.С. Наппельбаум открывает собственный фотосалон, который располагался в самом центре города на Невском проспекте, на шестом этаже дома № 72. В большой квартире было девять комнат, три из которых были отведены под студию. Одна из них – это павильон со стеклянной стеной и частично застекленным потолком, две другие – приемная и гостиная.

Дочери М.С. Наппельбаума Ида и Фредерика в 1920-х устраивали в салоне литературные «понедельники», которые посещали А. Ахматова, М. Зощенко, Ю. Тынянов, И. Шварц, О. Мандельштам, Н. Гумилев и другие. На «понедельниках» гостей угощали чаем с пирожными и бутербродами (по тем временам это считалось роскошью). В своем ателье М.С. Наппельбаум сделал снимки Гумилева (1921), Есенина (1924) и других. В настоящее время по этому адресу расположен кинотеатр «Кристалл-Палас» (в советское время кинотеатр «Знание»).

31 января 1918 года в Смольном М.С. Наппельбаум фотографирует В.И. Ленина. Этот портрет становится классическим и печатается огромными тиражами.

В этом же 1918 году М.С. Наппельбаум делает портреты Ф. Дзержинского, В. Воровского, Луначарского и других. И по распоряжению Луначарского в залах Аничкова дворца в Петрограде проходит первая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума.

В 1919 году М.С. Наппельбаум переезжает в Москву, где при поддержке Я. Свердлова открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Студия находилась в здании «Метрополя».

В советский период М.С. Наппельбаум окончательно формируется как мастер студийного фотопортрета, активно снимает политических деятелей страны, представителей науки и культуры.

В 1935 году в Москве в Клубе мастеров искусств состоялась вторая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума, приуроченная к 50-летию работы фотографа. В этом же году М.С. Наппельбауму присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1946 году в Московском Доме ученых состоялась третья отчетная выставка фотомастера, а в январе 1955 – четвертая выставка (в Мраморном зале Дома журналистов) в связи с 85-летием автора.

С 1948 года фотоателье М.С. Наппельбаума располагалось на Арбате в доме № 40.

Умер Моисей Соломонович в 1958 году.

#мойсей | Исследуйте сообщения и блоги Tumblr

archivedeathdrive
·
4 месяца.

·

Посмотреть заметки

hauntedbystorytelling
·
4 месяца

Текст

Посмотреть на WordPress

Моисей Соломонович Наппельбаум (1869 г. р.)-1958) :: Киноактриса, 1940-е гг. Серебряно-желатиновый отпечаток. Надпись на обороте. Штамп Дирекции международных фотовыставок на обороте. Бородулин Сб. | src Hermitage Fine Art

 

украшения#rollenportrat#характеризация#российский фотограф#фата#вуаль

48 заметок

·

Посмотреть примечания

гакуньол
·
4 месяца

Текст

Моисей Наппельбаум

Портрет

c. 1920

#moisei nappelbaum

42 примечания

·

Посмотреть заметки

спортивная коллекция
·
5 месяцев

Фото

Zeke Moisey

#Wrestling#wvu mountaineers#zeke moisey

24 заметки

·

Посмотреть примечания

grundoonmgnx
·
7 месяцев

Фото

тел. Эндрю Мойзи из его серии «Американское братство»

#andrew moisey#mayonaise#sia

22 заметки

·

Посмотреть заметки

фильмов, которые я смотрел в конце времен
·
8 месяцев

Текст

Фильм №10 за 2022 год: Летят журавли

#летят журавли#русский#1957#михаил калатозов#виктор розов#драма#романтика#война#мойсей вайнберг#сергей урусевский#мария тимофеева#35мм#10#велико#красиво

9 нот

·

Посмотреть примечания

Shadowstone
·
5 месяцев

Текст

Конструктивизм

#конструктивизм#москва#гоголевскийбульвар#моисей гинзбург#мойсей гинзбург#москва#москва#архитектура#дизайн#интерьер

1 примечание

·

Посмотреть примечание

новости северной трансильвании
·
1 год

Текст

Карамболь в Моисее. O подростка де 18 лет в ajuns ла spitalul din Borţa

Carambol în Moisei. O подростка де 18 ани ajuns ла spitalul дин Борца

Mai multe mașini а.е. Fost вовлечь într-un аварию rutier pe raza localității Moisei. În urma acestui инцидент о tânără, де 18 ани, ajuns ла spitalul дин Борца.
Evenimentul rutier s-a petrecut ieri, 18 октября, в jurul orei 17:25. Potrivit IPJ Maramureş, о машине, которая се депласа dinspre Moisei înspre Borșa, машина ла volanul căreia se afla un bărbat de 68 de ani din Moisei, a intrat în…

Посмотреть на WordPress

#accident#accident cu patru masini#accident rutier#carambol#maramures#moisei#ntnews.ro#tanara ranita

0 заметок

bmhasdeu
·
1 год

Текст

14 ЮЛИЭ — Кишинёв де Ази

14 ЮЛИЭ — Кишинёв де Ази

Вечер:
1712 г. — În gramota domnitorului Nicolae Alexandru, Chişinăul se menţionează ca oraş.1971 — CC al PCUS şi Consiliul de Miniştri al URSS acceptă hotărîrea «Cu privire la măsurile în vederea de zvoltării oraşului». Кишинев.
S-au născut:
1933 — Павел Боцу, поэт и публицист (ум. 17 февраля 1987 г.). 1933 — Ион Команич, биолог, профессор университета, адъюнкт директора гради…

View On WordPress

Наталья Бодюл#Павел Боцу#Василе Цижевский

0 заметок

newloverofbeauty
·
7 месяцев

Фото

Эндрю Моисей: Братство Лиги Плюща (2010-е)

109 заметок

·

Посмотреть заметки

пвланье
·
10 месяцев

Текст

На фермерском рынке. Узбекистан

Караван с хлопком. Узбекистан.

Автор: Фейгин Моисей Израилевич

Год: 1941.

Техника: Бумага, смешанная техника.

Совком

48 примечаний

·

Посмотреть заметки

alexislegallo
·
1 год

Фото

Моисей Гинзбург, Наркомфина, 1929

115 примечаний

·

Посмотреть заметки

hauntedbystorytelling
·
2 года

Текст

Моисей Соломонович Наппельбаум :: Фредерика Наппельбаум (?), 1920-1930-е (?) (Собрание ГИМ) | src livejournal

Посмотреть на WordPress

#1920е#1930е#Фредерика Наппельбаум#moisei nappelbaum#Моисей Соломонович Наппельбаум#портретирование#российский фотограф#vue de dos#portrait#view from back

50 банкнот

·

Посмотреть заметки

lescuriositesdelafoire
·
9 месяцев

Фото

Моисей Соломонович Наппельбаум, Женщина, смотрящая в зеркало, Около 1925 г.

33 записи

·

Посмотреть заметки

спортивная коллекция
·
5 месяцев

Фото

Zeke Moisey

#Wrestling#wvu mountaineers#zeke moisey

21 нота

·

Посмотреть заметки

гарминуя
·
1 год

Текст

Дочери армянского дворянина Моисея Захаровича Аргутинского-Долгорукова (Մովսես Արղության֊Երկայնաբազուկ), начало 20 в., вероятно, в Грузии.

#armenian#armenianblog#taraz#армянки

58 заметок

·

Посмотреть записи

Наппельбаум био

био

Моисей Соломонович (Моисей) Наппельбаум

Книжный дизайн — это искусство объединения содержания, стиля, формата, дизайна и последовательности различных компонентов книги в единое целое. По словам Яна Чихольда, «методы и правила, которые невозможно улучшить, разрабатывались веками. Чтобы создавать совершенные книги, эти правила должны быть возвращены к жизни и применяться».
Вступительная часть или предварительные сведения — это первый раздел книги, обычно самый маленький по количеству страниц. Подсчитывается каждая страница, но номер фолио или страницы не указывается и не печатается ни на страницах дисплея, ни на пустых страницах.

Когда ему было 15 лет, мать забрала его из школы и устроила подмастерьем к известному минскому фотографу Осипу Боретти. Первоначально его функцией было копирование готовых фотографий, но очень скоро ему поручили помогать с проявкой и ретушью, навыками, которые он сохранил на всю жизнь и время от времени использовал до конца своей жизни. Его проницательность и рассудительность произвели впечатление на владельца, и Наппельбауму доверили фотографировать клиентов самостоятельно. Но в 1987 году Боретти закрыл свою студию, и Мозес Наппельбаум отправился в путешествие по России в поисках новой работы в приобретенной сфере. Это приводит его к разным фотографам в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Варшаве, Вильно и Евпатории. За время этого скитания он приобрел много нового опыта и понимания, но так и не нашел места, где будут делать фотографии, о которых он уже мечтал. Он решил резко расширить масштабы своих поисков и в 1980 лет вместе со своим старшим братом эмигрировал в 1890 году в США. Первоначально он пытался воспроизвести свой план игры в России, ища работу с уже известными фотографами и фотопредприятиями, сначала в Нью-Йорке, а затем в Филадельфии и Питтсбурге. Он был недоволен той работой, которую ему удалось найти, и решил начать работать на себя. Вместе с напарником начал работать арендодателем на предприятиях, выбравших фотосъемку всего персонала как в группах, так и индивидуально. Параллельно он занялся изготовлением значков местных знаменитостей для массового распространения, в основном в качестве дополнения к рекламе. Позже в Советской России он воспользуется этими новыми навыками.

Он хорошо зарабатывает и даже умудряется откладывать, но не может рассматривать свои нынешние занятия как ремесло, к которому стремился. Накопив достаточный стартовый капитал, Моисей Наппельбаум вернулся в Минск в 1895 году. Там он устроил сначала фотографический павильон, а затем и полноценную фотостудию на улице, славившейся лучшими в городе фотографиями. Впервые он смог обустроить свою рабочую обстановку по своему вкусу. Он смоделировал его как высококлассное художественное ателье с элегантной мебелью и копиями известных художников в приемной. В то же время он начал экспериментировать со стилем фотографии, отправляя (и с успехом) свои работы на различные выставки, в том числе и за границу, и заявляя о своем понимании места фотографии в изобразительном искусстве. Он стал очень успешным, хорошо зарабатывает, у него большая семья (три дочери и сын), ему уже за сорок. Но его творческое развитие было сильно ограничено ожиданиями старой клиентуры, не готовой к творческим новшествам. И снова он выбрал новый уход. Ему удалось накопить на другой стартап, и в 1910 без какой-либо заранее подготовленной точки опоры со своим шестилетним сыном в пятке, он уезжает в Санкт-Петербург в поисках новых достижений.

В Санкт-Петербурге Моисей Наппельбаум, как обычно, начинает с поиска работы у уже известного фотографа. Однако сейчас он очень опытный профессионал с полным портфолио своих работ. И в любом случае эти работы с самого начала воспринимаются как временные; он знает, что рано или поздно у него будет своя мастерская и что только там он сможет осуществить свои стремления. В эти промежуточные годы он работает у нескольких известных фотографов, но у каждого из них не очень долго. Каждый раз владелец настаивает на том, чтобы Наппельбаум просто делал то, что делает владелец, и недоволен, когда Наппельбаум делает то, что считает нужным. Только в 1914 Наппельбаум находит то, что искал — свое личное фото в самом центре Петербурга, на Невском проспекте, 72, где ему удалось арендовать весь 6 этаж красивого здания. Там из девяти комнат три (в том числе холл площадью 49 кв. м) были отведены под его фотостудию, а остальные — под квартиры для семьи, которые он успел перевести из Минска.

В очередной раз Наппельбаум обустраивает свою новую мастерскую нестандартным способом, как сильно улучшенная версия его минской мастерской с шикарной мраморной лестницей, ведущей к стильно обставленной рецепции и необычно оборудованному огромному фотозалу, где Наппельбаум использует свой уникальный подход к предметной световой экспозиции.Но самое главное, очень скоро, эта фотостудия превратилась в значимое общественное мероприятие — место, куда нужно было прийти, чтобы сфотографироваться.Постоянно растущий спрос был настолько высок, что каждое лето Наппельбаум начал переносить свою студию в павильон в Королевском летнем пригороде. легенда гласит, в 1916 января у него была возможность сфотографировать двух королевских принцесс, и королевская семья одобрила их. Было несколько разговоров о дополнительных фотосессиях, но они так и не состоялись, и Наппельбаум очень скоро счел разумным забыть обо всем этом.

Ключевой чертой такого успеха было, пожалуй, сотрудничество Наппельбаума с еженедельником «Солнце России» – так сказать, «The New Yorker» для российской среды того времени. В этом еженедельнике Наппельбаум регулярно публиковал фотопортреты выдающихся деятелей искусства и культуры и свои «фотокартины», начав таким образом пожизненную «историю любви» с творческими слоями страны. Не менее важно и то, что в 1916 он начал делать и публиковать многочисленные фотографии ведущих политиков со всех сторон, охватывая большую часть делегатов II и III Думы. Он фотографировал Брешко-Брешковскую, Спиридонову, Плеханова, Сазонова, Церетели, Керенского, генерала Корнилова и других, сыгравших существенную роль в русской революции.

Участие Наппельбаума в дореволюционной политической фотографии сыграло решающую роль в его дальнейшем развитии. Эти фотографии заставили Луначарского (ответственного за образование, науку и искусство в первом советском правительстве) пригласить Наппельбаума в 1919 году.18 сфотографировать Ленина для массового распространения с целью ознакомления населения России с образом Главы государства. Фотопортреты Ленина пользовались большим успехом, утверждались, тиражировались десятками и распространялись по всей стране.

На волне этого свершения Наппельбаум написал Свердлову (как Председателю ВЦИК — в те дни приравненному к должности Президента) письмо, в котором высказал мысль о желательности создания государственный фотошоп. Там, думал он, будут фотографировать государственных сановников для всеобщего обозрения. Идея понравилась, и Свердлов поручил Наппельбауму организовать и управлять такой студией и назначил его фотографом ВЦИК (он был единственным человеком в истории России, занимавшим такой пост). Наппельбаум согласился и открыл такой магазин параллельно своей личной мастерской, где продолжал работать на себя.

В конце 1918 года Луначарский предоставил в распоряжение Наппельбаума Аничков королевский дворец для проведения там своей персональной выставки. Было выставлено около 250 фотографий, причем только половина из них были портретами как таковыми. Остальное — его «фотокартины», постановочные композиции жанрового характера, его эксперименты с обнаженной натурой, человеческими формами, движениями и жестами. Отдельный раздел был посвящен портретам видных политических деятелей, считавшихся уже тогда контрреволюционерами, таких как Лавр Корнилов, Керенский, Церетели и др. В предисловии к каталогу выставки Наппельбаум описал как манифест свое видение превращение фотографии из простого средства визуальной записи в инновационное средство для новой главы в творческом изобразительном искусстве.

В то же время советское правительство решило переехать из Петербурга в Москву, и в 1919 году Наппельбаум и его мастерская были приглашены последовать их примеру. Ему были предоставлены помещения (как для квартиры, так и для мастерской) в Первом общежитии Коминтерна (гостиница «Метрополь» до революции, а значительно позже стала гостиницей «Метрополь» и остается ею по сей день). На этой студии он в итоге сфотографировал практически всю политическую элиту того времени. В то же время было устроено, что он имел возможность почти еженедельно возвращаться в Санкт-Петербург, чтобы работать в своей частной мастерской и с частной клиентурой.

В конце 1920-х гг. была выполнена основная функция Государственного фотошопа — визуальное ознакомление населения с новой политической элитой. В то же время верхушка общежития «Метрополя» переселялась на свои квартиры в Кремле. Государственный фотошоп был удален, и Наппельбаум вернулся в Санкт-Петербург, чтобы время от времени возвращаться в Москву в ответ на вызов правительства.

Тем временем его старшие дочери поступили в поэтическое ученичество «Поющая ракушка», руководимое Николаем Гумилевым и связанное с акмеистической «Мастерской поэтов». Поэты «Серебряного века». На эти собрания приезжали и (по умолчанию) фотографировались самые видные деятели русской культурной жизни. В то же время мастерская Наппельбаума оставалась открытой для широкой пойдите туда, чтобы попросить его сфотографироваться.

Со временем эта жизнь на два фронта становилась все более и более напряженной, и в 1924 году Наппельбаум окончательно решился на переезд в Москву, тем более что его клиентура переезжала в Москву все больше и больше. Государство предоставило ему большую мастерскую в особняке Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого моста (Петровка, 5) и большую квартиру над ней.

Очень скоро его новая студия стала такой же популярной, как и предыдущая, и расцвела ее уникальная привлекательность для культурной среды Москвы. Его жизнь, казалось, достигла упорядоченности и стабильности. Он организует уроки фотографии, чтобы продвигать свое видение эстетики фотографии. В том же году Наппельбаум выставляет серию своих фотографий на Paris 9.0220 Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes и был награжден там Почетным дипломом. Точной записи о том, что он там выставлял, нет, но из прессы мы знаем, что две фотографии из этого набора, «Шейлок» и «Одиночество», относятся к его стилю «фотокартин» его ранней выставки

Тогда на ровном месте полная катастрофа. В 1930 году Народная государственная инспекция (вероятно, на основании частной собственности петербургской мастерской) лишила Наппельбаума и всю его семью гражданских прав, приказала выслать их из Москвы и запретила им работать в какой-либо государственной организации. По другой семейной легенде, судьба Наппельбаумов была решена личным звонком Максима Горького Сталину. Как будто чудом преследование остановилось и пошло на попятную. Наппельбаум остался в своем доме и в своей студии продолжал фотографировать видных политических деятелей и свою постоянную клиентуру.

В 1935 году, как бы в запоздалое, скрытое извинение за неудобства 1930 года, государство присвоило Наппельбауму звание Заслуженного художника России (первый и единственный повод для фотографов) и устроило ему вторую ретроспективную выставку. Шоу прошло на пике его профессионального успеха. Ожидается, что он покажет лучшие фотографии почти за полвека своей профессиональной жизни. Было 400 фотографий, что делает его самой обширной выставкой за всю историю. Но было ли оно настолько всеобъемлющим, как мы могли бы ожидать?

В отличие от первой выставки Наппельбаума, эта не была его частной выставкой — это была выставка, организованная государством для него и с ним. Таким образом, государственные органы должны были одобрить или отклонить фотографии, которые он мог попытаться выставить. Соответственно, было бы разумно предположить, что этот выбор не полностью отдавал должное всему наследию произведений искусства Наппельбаума к тому времени. Из книги воспоминаний Наппельбаума «От торговли к изобразительному искусству» можно сделать вывод, что на второй выставке на презентации 1918. А как же вся галерея корифеев Серебряного века, созданная в 20-х? Были ли они также сочтены слишком несоответствующими текущим ожиданиям, чтобы заслужить место на выставке? А как насчет его фотографий Троцкого, которые всего за пару лет до этого были напечатаны и распространены тиражами, сравнимыми с фотографиями Ленина? Или эта выставка не запоздала настолько, чтобы можно было показать портреты Бухарина, Мейерхольда, Есенина и многих других?

Сослагательное наклонение предыдущих заявлений связано с почти полным отсутствием данных о фактическом содержании этой выставки, для которой нет известного каталога или подробного описания. Эта неясность относится в равной мере и к портретам, которых там не было, и к тем, которые были на этой выставке. Предположительно, очень скоро большая часть его экспонатов была конфискована, уничтожена и изъята из публичного доступа вместе с сюжетами этих портретов. Выставку можно рассматривать как если не начало, то водяной знак долгого процесса перманентного истребления наследия Наппельбаума, который сопровождал его до самой смерти Наппельбаума и далее. Это во многом объясняет отсутствие конкретной даты на этой выставке, для которой даже каталог может быть столь же ядовитым, как и знание прототипов портретов в списке, и почему так мало фотографий в наследстве Наппельбаума, датированных 19 годом.30 . Многие из этих портретов могут быть утеряны навсегда, другие чудесным образом появляются вновь, а некоторые обнаруживаются без подтвержденной атрибуции. Во всяком случае, даже невозможно оценить масштаб реального ущерба, нанесенного настоящему художественному наследию Наппельбаума.

С началом Второй мировой войны Моисей Наппельбаум и его сильно урезанная мастерская вместе с другими видными учреждениями искусства и культуры были эвакуированы сначала в Нальчик, а затем, с наступлением фашистских войск, в Тбилиси и, наконец, в город Тебриз в Иране. Там он и его мастерская продолжали работать и сделали множество портретов выдающихся деятелей науки и искусства Грузии и Армении.

В 1945 году Моисей Наппельбаум вернулся из эвакуации в Москву и обнаружил, что дом на Петровке, где находились его мастерская и квартира, был частично разрушен (а затем снесен) во время немецких бомбардировок. В качестве компенсации Правительство предоставило ему две комнаты в огромной коммунальной квартире на Большой Дмитровке, 8, где ему было разрешено построить в общем коридоре большие стеллажи из необработанных досок для размещения оставшегося архива, и помещение на улице Арбат (Арбат, 40). ) для своей новой студии. Эта мастерская мгновенно стала центром притяжения послевоенной творческой интеллигенции Москвы и всей страны. Эта новая студия моментально снова стала центром притяжения послевоенной творческой интеллигенции Москвы и страны в целом. Он продолжал снимать всех посетителей, которые приходили с этой целью в эту студию и много времени проводили по контрактам самых престижных культурных учреждений, таких как Академия наук, Союзы писателей, композиторов, Большой театр, Художественный театр, Малый театр, и т. д., которые были заинтересованы в создании галереи своих ведущих личностей.

В этот же период Моисей Наппельбаум нанял литературного секретаря и начал диктовать свои воспоминания, которые часто устно и гораздо интереснее и живее рассказывал своим гостям. Позже он попросил свою дочь, искусствоведа Ольгу Грудцову, превратить эти заметки в изданную книгу (к сожалению, она вышла из печати через несколько месяцев после его смерти) под названием «От ремесла к изобразительному искусству. Искусство портрета». «.

В 1946 году в Московском Доме ученых прошла очередная, третья ретроспективная выставка Наппельбаума. Там было показано двести картин, и в своих воспоминаниях он описал ее как определяющую, лежащую в основе всего периода его художественного развития. Между тем эту выставку вряд ли можно считать знаковой. Очень созвучно с наблюдениями, сделанными выше, она в первую очередь строилась вокруг его фотографий, сделанных незадолго до войны и сразу после ее окончания, с минимальным количеством картин с его первой выставки и еще меньшим количеством экспонатов с ретроспективы 19-го века. 35. Его последняя прижизненная ретроспектива состоялась в 1955 году.

В 1985 году семья Наппельбаум наконец-то убедила отца перестать каждый день ездить на работу к своей арбатской фотографии и перестать работать. Он начал быстро стареть и 13 июня 1958 года внезапно скончался во сне от остановки сердца. Через два часа от гипертонического криза скончалась его дочь Фредерика, поэтесса и профессиональный фотограф, прожившая с отцом почти всю жизнь.

В 1969 году в Доме журналистов прошла первая посмертная выставка Моисея Наппельбаума, организованная его сыном Львом Наппельбаумом. В 1970 часть этой выставки демонстрировалась в Московском Доме литераторов, переехавшим затем в ленинградский Дом литераторов, а другая часть — в ленинградский Дом архитекторов. В 2012 году в берлинской галерее Berinson прошла выставка «Моисей Наппельбаум. Портреты советской духовной среды». В 2014 году собрание произведений Наппельбаума, принадлежащее Алексу Лахману (Хельн), было показано в Еврейском музее в Москве. В 2019 году , по случаю 150-летия Наппельбаума в Минске была организована выставка его работ из собрания Александра Бородулина.В том же году эта выставка была показана в КГалерее на Фонтанке в Санкт-Петербурге.

С 1902 г. регулярно и с успехом экспонировал свои работы на выставках прикладного искусства во Франции и на Международной выставке прикладного и декоративного искусства в 1925 г. был среди победителей в разделе «Фотография». Также стоит отметить участие его работ в выставках «Москва — Париж» в 1981 г., «Москва — Берлин» в 1996 г. и выставке «Революция. Советское искусство 1917–1932 гг.» в Лондоне в 2017 г.

В 1958 г. книга воспоминаний о Наппельбауме «От ремесла к изобразительному искусству». Искусство портрета», которая затем выдержала несколько переизданий. В 1984 года американское издательство Ann Arbor выпустило сборник его фотографий «Моисей Наппельбаум. Наш век». В 1985 году в издательстве «Планета» вышла книга «М. Наппельбаум. Избранные фотографии». В 19987 году в издательстве «Советский художник» выходит фотокнига «Моисей Наппельбаум.