Содержание
анализ, расчет и построение / Хабр
Intro
Краткая предыстория
Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом — некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.
Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло…». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.
Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.
Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.
Как работает сетка
Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.
Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.
В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.
Чем определяется структура сетки
Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.
Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.
Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.
Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated — пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.
Начало построения. Вертикальный ритм
Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма.
В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта. Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.
Вариант «А». Подход «от строки»
Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.
Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу — так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.
Простой, но подробный пример с картинкой
Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу — блок контактной информации [профсоюза гениев].
Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.
Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:
В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.
Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10—12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5—6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.
А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150—200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5—2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.
Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции — их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка — не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.
Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант — это половинный или полуторный интерлиньяж.
Вариант «Б». Подход «от кегля»
Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.
Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина — плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.
В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.
Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7—8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5—6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.
В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения.
Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» — простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь».
Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования — это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.
Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше — интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150—200% от кегля. А иногда и более.
(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики — они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120—180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).
Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.
По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же — вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.
Результат по вертикали
Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня — 4 строки, иллюстрация — 8 строк, аватар — 3 строки, кнопка — 3 строки, меню — 5 строк, отступ — 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).
К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.
Колонки и межколоночный интервал
От чего зависит число колонок
В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.
Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.
Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.
*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.
Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом — итого 8 колонок.*
Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.
Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т. д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.
Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной — на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором — 6 или 12.
Почему все любят 12-колоночные сетки
Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.
Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку — макеты станут опрятнее.
Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.
Межколоночное расстояние (gutter)
Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?
Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык — между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.
Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.
В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2—3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.
Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.
Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» — в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай — газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.
Модуль
Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?
По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота — нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.
*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам — шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.
Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*
В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.
Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.
Сетка в сетке
Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.
Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.
Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров, содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».
Оптическая компенсация
Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка — это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.
Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).
Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации.
Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.
Резюме
Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.
Модульная сетка макета с нуля: анализ, расчет и построение
Краткая предыстория.
Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло…». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.
Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.
Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.
Как работает сетка.
Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.
Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.
В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.
Чем определяется структура сетки.
Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.
Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.
Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.
Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated — пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.
Начало построения. Вертикальный ритм.
Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма.
В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта. Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.
Вариант «А». Подход «от строки».
Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.
Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу — так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.
Простой, но подробный пример с картинкой.
Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу — блок контактной информации [профсоюза гениев].
Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.
Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:
В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.
Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10—12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5—6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.
А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150—200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5—2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.
Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции — их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка — не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.
Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант — это половинный или полуторный интерлиньяж.
Вариант «Б». Подход «от кегля».
Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.
Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина — плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.
В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.
Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7—8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5—6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.
В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения.
Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» — простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь».
Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования — это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.
Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше — интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150—200% от кегля. А иногда и более.
(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики — они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120—180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).
Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.
По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же — вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.
Результат по вертикали.
Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня — 4 строки, иллюстрация — 8 строк, аватар — 3 строки, кнопка — 3 строки, меню — 5 строк, отступ — 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).
К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.
Колонки и межколоночный интервал.
От чего зависит число колонок.
В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.
Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.
Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.
*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.
Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом — итого 8 колонок.*
Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.
Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.
Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной — на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором — 6 или 12.
Почему все любят 12-колоночные сетки.
Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.
Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку — макеты станут опрятнее.
Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.
Межколоночное расстояние (gutter).
Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?
Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык — между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.
Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.
В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2—3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.
Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.
Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» — в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай — газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.
Модуль.
Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?
По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота — нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.
*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам — шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.
Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*
В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.
Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.
Сетка в сетке.
Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.
Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.
Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров, содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».
Оптическая компенсация.
Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка — это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.
Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).
Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации.
Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.
Резюме.
Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.
Modular Grid: Полное руководство для начинающих
Хотите создавать удобные и эстетичные веб-сайты? Используйте модульные сетки. Модульная сетка — это инструмент организации визуального пространства.
Давайте посмотрим, почему модульная сетка так популярна и как ее использовать.
Зачем использовать модульную сетку
Модульные сетки пришли в веб-дизайн из типографики. Они используются во всех печатных материалах для организации информации на странице. В начале 20 века в веб-дизайне начали использовать модульные сетки.
Веб-сайт, построенный с использованием примера модульной сетки из Pinterest
Причины, по которым мы так активно используем их в веб-дизайне в настоящее время:
- Модульная сетка снижает вероятность ошибок при перемещении элементов между страницами.
- Модульная сетка помогает выравнивать элементы. Это упрощает добавление новых и поддержку старых.
- Веб-сайты, построенные с использованием модульной сетки, выглядят более эстетично.
- Навигация по веб-сайтам, построенным с использованием модульной сетки, упрощается.
- Адаптивный дизайн веб-сайта проще сделать с сайтами, построенными с помощью модульной сетки.
Как использовать модульную сетку
Модульная сетка — это инструмент, а не метод проектирования. Таким образом, прежде чем использовать сетку, вам нужна концепция будущего сайта.
Когда концепция будет готова, опишите все блоки страниц сайта и элементы блоков.
Откройте или создайте модульную сетку в редакторе изображений.
Рисование блоков на модульной сетке.
Подсказка: левая и правая границы блоков всегда начинаются и заканчиваются на столбцах, а не на желобе. Границы всегда совпадают с границами столбцов, как показано выше.
Верхний и нижний края блоков всегда совпадают со строками шрифтовой сетки, поэтому горизонтальный ритм будет равномерным и эстетичным.
Макет сайта готов!
Где взять модульную сетку
Получить его можно двумя способами: нарисовать сетку самостоятельно или воспользоваться генераторами сеток.
Как нарисовать модульную сетку
Определение ширины рабочей области
Подсказка: общая ширина рабочей области составляет 960 пикселей. Но в настоящее время есть много пользователей широкоэкранных мониторов, пользователей планшетов и пользователей смартфонов. Так, команда, создавшая интерфейсный фреймворк Bootstrap, рекомендует увеличить общую ширину рабочей области:
- 1200px и выше для широкоформатного монитора
- 970px и выше для монитора по умолчанию
- 768 пикселей и выше для экрана планшета в портретной ориентации
- 767 пикселей и меньше для экрана телефона на планшет
- 480px и меньше для экрана телефона
Помните, что ваш сайт всегда должен иметь адаптивный дизайн. Таким образом, вы всегда должны рисовать несколько модульных сеток для устройств с разными размерами экрана.
Выберите количество столбцов
В веб-дизайне обычно используется модульная сетка с 12 столбцами. Другие возможные модульные сетки используют 16 и 24 столбца.
Рассчитать ширину столбцов и полей и нарисовать их
Столбцы — это вертикальные прямоугольники, разделяющие страницу на части. Желоб — это расстояние между колоннами.
Пример: У вас есть рабочая область размером 1200 пикселей, и вы решили использовать 12 столбцов.
1200 пикселей / 12 = 100 пикселей для каждого столбца
Подсказка: Для различной ширины рабочей области используйте разные ширины столбцов и полей.
Добавьте промежутки шириной 30 пикселей. Теперь это 12 колонок шириной 70 пикселей и 11 отступов шириной 30 пикселей.
100px = 70px + 30px
Подсказка: Отступ не может быть меньше размера базового шрифта.
Добавьте 15 пикселей к левому полю для крайнего левого столбца и повторите для правого поля для крайнего правого столбца. Вычислить:
1200 пикселей = (70 пикселей * 12) + (30 пикселей * 11) + (15 пикселей * 2)
Нарисовать сетку шрифтов
Сетка шрифтов — это горизонтальные строки, которые определяют вертикальный ритм и расположение шрифта. Расстояние между строками шрифтовой сетки равно высоте строки основного шрифта.
Пример: Если вы используете шрифт 15 пикселей для основного текста, высота строки и расстояние между строками будут 24 пикселя.
Подсказка: Чтобы рассчитать высоту строки, используйте типографский калькулятор золотого сечения.
Объединить строки сетки шрифтов в группы
Объединить строки сетки шрифтов в группы из 3 или более строк. Теперь у вас есть горизонтальные столбцы с расстоянием между ними, равным одной строке. Эти столбцы добавляют горизонтального ритма модульной сетке.
С этого момента у вас есть полная модульная сетка, и вы можете ее использовать.
Генераторы модульных сеток
Шаблон модульной сетки
Онлайн-генератор модульных сеток: используйте его, чтобы получить подробную сетку и загрузить ее как шаблон Photoshop.
Подсказка: Есть некоторая путаница в настройках сетки Modular Grid Pattern:
- Базовая линия – расстояние между строками сетки шрифта
- Ширина модуля – ширина столбца
- Количество модулей – количество столбцов
- Высота модуля – количество строк шрифтовой сетки, объединенных в группу
Вы можете загрузить расширение Modular Grid Pattern для Photoshop с этого сайта. Расширение позволяет создавать сетки прямо в Photoshop.
Вы не можете настроить поля в шаблоне модульной сетки. Всегда помните об этом и добавляйте поля к сетке в Photoshop.
Калькулятор сетки
Онлайн-калькулятор модульной сетки: позволяет создавать модульную сетку без сетки шрифтов. Отличительной особенностью Grid Calculator является то, что он позволяет правильно рассчитать ширину столбца.
Подсказка: Установите максимальную ширину рабочей области и количество столбцов, полей и промежутков. Калькулятор сетки вычисляет ширину столбца и показывает текущую ширину рабочей области. Если вы используете правильные свойства, ширина страницы будет равна максимальной ширине рабочей области. Если нет, Grid Calculator покажет это.
После создания вы можете скачать свою сетку в виде картинки в формате PNG или в виде файла для Photoshop или Illustrator.
960 Система решеток
Готовая модульная решетка на 9 человекШирина рабочей области 60px. Загрузите его и используйте с Photoshop, Fireworks и другими редакторами изображений.
Gridpark
Онлайн-генератор модульных сеток, который позволяет создавать адаптивную сетку.
Используя его, вы можете установить количество столбцов, отступы столбцов, желоб и ширину рабочей области после того, как вы установите точку останова, из которой вы будете строить сетку для разных размеров экрана.
В веб-дизайне точка останова — это точка, в которой изменяется макет содержимого вашего сайта, чтобы предоставить пользователю наилучший возможный макет в зависимости от размера экрана устройства.
Когда вы создаете несколько сеток для разных экранов, вы можете загрузить их все в виде файлов PNG, CSS, LESS, SCSS и JavaScript.
дизайн приложения
дизайн
основы дизайна
руководство по дизайну
+ 17
Как использовать сетку в веб-дизайне
Сетки — это основа дизайна, они помогают создавать порядок и организовывать содержимое вашего дизайна. В этой статье мы рассмотрим, что такое сетка, почему вы должны использовать ее в веб-дизайне и как ее создать.
Что такое сетка?
Вы открываете выбранную программу дизайна, и она смотрит на вас, как чистый холст. Это может немного пугать. С чего начать? Куда поместить заголовок? Куда вы добавляете изображения и иллюстрации? Сетка — это то, что вам нужно для начала.
Сетка — это система для организации содержания дизайна, они создают выравнивание и порядок. Независимо от того, создаете ли вы макет для печати, например журнала, или комбинируете изображения и текст для оформления целевой страницы, вы будете использовать сетку, чтобы помочь вам принять дизайнерские решения и создать хороший опыт для пользователя. Взгляните, как этот дизайн целевой страницы разбивает свои элементы на сетку из 12 столбцов.
Целевая страница с сеткой из 12 столбцов (источник: Milo Studio)
Использование сетки исключает принятие случайных решений. Вместо того, чтобы размещать элементы в случайных местах, правильно используя сетку, вы будете точно знать, где разместить такие элементы, как логотип, пункты меню, заголовок, основной текст, изображения и многое другое. Это также поможет ускорить процесс проектирования.
🤑 БЕСПЛАТНАЯ мастерская веб-дизайна 👉 Зарегистрируйтесь сейчас! 🤑
Откуда берутся сетки?
Прежде чем мы перейдем к тому, как сетки влияют на веб-дизайн сегодня, давайте окунемся в историю того, откуда появились сетки и как они использовались. Сетки необходимы для организации типографики. Сетки были впервые использованы для организации шрифта в макетах рукописей. Взгляните, насколько хорошо организован этот разворот на странице ранней рукописи.
Ранний дизайн рукописи, ок. 1100–1160 (источник: Medieval Books)
Чтобы глубже погрузиться в историю полиграфии, ознакомьтесь с нашим постом «История графического дизайна».
Перенесемся в промышленную революцию и внедрение массового производства. Газеты, плакаты, реклама и другие печатные материалы печатались в изобилии.
Газета The New York Times, 29 июля 1914 г. Международный типографский стиль. Они внедрили модульный подход с большим количеством пробелов.
Книга по системам сеток (источник)
Почему сетки важны в веб-дизайне
Сетки помогают придать форму и иерархию веб-дизайну. Без них вы бы не знали, где разместить элементы дизайна. Нам нужно, чтобы они создавали хороший пользовательский интерфейс, чтобы пользователь знал, как перемещаться по веб-сайту и находить то, что ему нужно.
Сетка из 5 столбцов (источник: Hrvoje Grubisic)
Сетки также помогают в адаптивном дизайне. В то время как настольная версия целевой страницы может использовать несколько столбцов для размещения текста и изображений, дизайн должен быть достаточно гибким, чтобы хорошо сжиматься до 2–3 столбцов на столе и 1 столбца на мобильном устройстве. Обратите внимание, как мобильная сетка становится сложенной, как модульная сетка с 1 столбцом в этом примере.
Пример адаптивности сеток
Типы сеток
Существует 5 основных типов сеток. Некоторые из них лучше подходят для веб-дизайна, чем другие, но вы, вероятно, использовали все 5 в какой-то момент своей дизайнерской карьеры.
Базовая сетка
Пример базовой сетки
Базовая сетка является более технической, она определяется расположением текста. По сути, это интерлиньяж или интервал между базовыми линиями. Эта сетка помогает создать хороший опыт для читателя, особенно там, где есть много текста для чтения. Хотя это наиболее важно для печатного дизайна, такого как макеты книг, также важно учитывать базовую сетку в веб-дизайне. Подумайте о том, как расстояние между строками влияет на удобочитаемость целевой страницы. Если текст будет слишком тесным, пользователь может сдаться и вообще покинуть ваш сайт. Создайте хороший баланс между текстом и пустым пространством.
Сетка рукописей
Пример сетки рукописей
Сетка рукописей является основой для всех книг, газет и журналов. Также известная как сетка с одним столбцом, это одна из самых простых структур сетки, которая подходит для больших непрерывных блоков текста и изображений. По сути, это большая прямоугольная область внутри страницы, похожая на ограничивающую рамку для текста.
Сетка столбцов
Пример сетки столбцов
Сетки столбцов помогают разбивать текст, фотографии и иллюстрации. Для веб-сайтов у вас может быть от 2 до 12 или даже 16 столбцов, которые охватывают ширину целевой страницы. Вы можете размещать текст и изображения только в одном столбце или они могут располагаться в нескольких столбцах. Пространство между столбцами называется желобами, они должны быть одинакового размера по всей длине.
Промежутки между столбцами
Не все сетки столбцов должны быть симметричными. Например, вы можете использовать асимметричную сетку столбцов, где некоторые из них тоньше, а другие шире, что может быть полезно в зависимости от иерархии вашего дизайна. Асимметричные сетки столбцов обычно используются на веб-сайтах блогов, где у вас есть основной контент в более крупном контейнере из двух третей макета, а меньшая треть может быть боковой панелью, которая включает информацию о блоге и авторе. Взгляните, как на главной странице этого блога используется асимметричная сетка столбцов.
Пример асимметричной сетки столбцов (источник: A Beautiful Mess)
Модульная сетка
Пример модульной сетки
Модульные сетки аналогичны сеткам столбцов, но отличаются добавлением строк. Вы обнаружите, что газеты и журналы довольно часто используют модульные сетки для организации контента, но их также можно использовать в дизайне веб-сайта или приложения, например, в разделе сетки продуктов.
Посмотрите, как Everlane использует модульную сетку для организации выбора джинсовой ткани.
Пример модульной сетки в веб-дизайне (источник: Everlane)
Домашняя страница YouTube — еще один пример использования модульной сетки. Хотя они используют боковую панель слева для общих ссылок, таких как раздел трендов и подписок, весь видеоконтент организован в модульную сетку из 4 столбцов, чтобы максимально увеличить количество видео, которые пользователь может просмотреть, прокручивая что-то для просмотра.
Главная страница YouTube является примером модульной сетки
Иерархическая сетка
Пример иерархической сетки
Иерархические сетки чаще всего используются в веб-дизайне. Цель этих сеток — расположить элементы в порядке важности. Они могут быть немного более гибкими, но они по-прежнему используют столбцы, строки и модули для организации. Они создаются органично, сначала размещая самые важные объекты на странице, а затем создавая сетку вокруг них.
Новостные сайты и сайты, связанные со средствами массовой информации, как правило, используют этот тип сетки, чтобы привлечь внимание к некоторым статьям и публиковать больше, чем другие. Взгляните на этот пример того, как The New York Times использует иерархическую сетку на своей домашней странице.
Пример иерархической сетки в веб-дизайне (источник: The New York Times)
Чтобы узнать больше о том, как иерархия влияет на дизайн, ознакомьтесь с нашей статьей «Понимание иерархии в дизайне».
Как создать сетку в Adobe XD
В Adobe XD легко создать простой столбец для целевых страниц. Просто выделите монтажную область и под разделом «Сетка» установите флажок «Сетка», выберите «Макет».
Как создать сетку столбцов в Adobe XD
Оттуда вы можете настроить сетку по своему усмотрению. Вы можете настроить количество столбцов, ширину желоба, ширину столбца и даже выбрать, хотите ли вы, чтобы это была ваша сетка по умолчанию для будущих проектов веб-дизайна.
Советы по использованию сеток
Теперь, когда вы знаете, что такое сетка, какие бывают типы сеток и как создавать свои собственные, давайте рассмотрим несколько советов о том, как лучше всего использовать их в веб-дизайне.
Подумайте о сетке перед проектированием
После того, как вы провели исследование, возможно, даже изучили некачественный макет на бумаге, создайте сетку для вашей целевой страницы. Это один простой шаг, как только вы его создадите, вам не придется думать об этом снова для всех последующих целевых страниц. Прежде чем приступить к проектированию, сначала подумайте о сетке, а не оставляйте ее на конец и не пытайтесь вписать свой дизайн в сетку.
Не бойтесь сломать сетку при необходимости
Новые дизайнеры могут чувствовать себя ограниченными идеей использования сетки, но вы не должны этого делать. После того, как вы создали свою сетку, ее можно сломать! Но, по крайней мере, вы делаете это намеренно, и у ваших дизайнерских решений есть причины. Чем больше вы используете сетку, тем больше вы понимаете, что это руководство, и это на самом деле поможет вам быстрее проектировать лучше.
Не бойтесь пробелов
В веб-дизайне важно соблюдать баланс между пробелами и пустым пространством. Не чувствуйте необходимости заполнять каждый уголок дизайна целевой страницы. Подумайте о больших полях и здоровом расстоянии между разделами контента, чтобы ваш пользователь мог дышать и делать паузы при прокрутке вашего веб-сайта.
Попробуйте использовать систему сеток 960
Система сеток 960 — это попытка упростить рабочий процесс веб-разработки, предоставляя часто используемые размеры на основе ширины 960 пикселей. Есть два варианта: 12 и 16 столбцов.
Сетка 960 имеет следующую структуру:
- Общая ширина 960 пикселей
- Максимум 12 столбцов, ширина каждого столбца 60 пикселей0020
- Общая площадь содержимого составляет 940 пикселей
12-колоночная сетка обеспечивает большую гибкость. Вот пример того, как вы можете использовать сетку из 12 столбцов для добавления контента в макет из 3 столбцов.
Пример элементов, размещенных на сетке из 12 столбцов
Анализ сеток других веб-сайтов базовая сетка. Какую сетку использует дизайнер? Они используют его для разработки опыта? Вы заметите, насколько успешна (или неудачна) сетка, чем больше вы будете обращать внимание на то, как организован контент на различных веб-сайтах. Наблюдайте, изучайте и используйте его для создания лучшего дизайна веб-сайта.
Чтобы узнать больше о том, как сетка влияет на макет веб-дизайна, посмотрите это видео, в котором Ран рассказывает, как создавать лучшие макеты.
Хотите узнать больше о веб-дизайне?
Во-первых, посмотрите наш канал Flux на YouTube, где мы делимся тоннами бесплатной информации о том, как стать веб-дизайнером.