Литературные произведения иллюстрации: Иллюстрации к произведениям русских писателей и поэтов: картинки, рисунки

Иллюстрации к урокам литературы

Книжная иллюстрация переводит образ литературы на язык графики или живописи, и на уроках литературы иллюстрации используются  как своеобразный комментарий к художественному тексту.  

Издавна источником творчества многих художников были литературные произведения. Так, в Древней Греции мастера расписной керамики использовали образы Гомера.

Искусство иллюстрации возникло в Китае в VII веке и развилось  в Европе и Америке в XVIII –XX веках. В России иллюстрации к художественным произведениям появились в XVIII  веке.

Поначалу иллюстрации чаще всего были гравюрами и носили чисто декоративный характер. XIX век называют «золотым веком» искусства иллюстрации. В это время создаются шедевры этого вида искусства: серии иллюстраций Г.Доре  к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле и «Приключениям барона Мюнхгаузена»  Э. Распе.

В истории русской иллюстрации важную роль сыграли А.А.Агин, П.А.Федотов, Г.Г.Гагарин. Гениальный художник А.А.Иванов серией библейских эскизов много сделал для развития искусства иллюстрации. Он обратил внимание на необходимость тщательного изучения эпохи и стилистических особенностей текста.

Иллюстрации к произведениям

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

 

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

Б

Блок Александр Александрович

Главный усадебный дом в Шахматове. Фото

Дом в Шахматове. Рис. А.Блока, 1900

Иллюстрации Ю.П.Анненкова к поэме «Двенадцать»

Иллюстрации И.С.Глазунова к лирике Блока


Г

Гауф Вильгельм

Иллюстрации Д.И.Митрохина к сказке «Маленький Мук»


Гоголь Николай Васильевич

Иллюстрации к комедии Гоголя «Ревизор»

Иллюстрации А.А.Агина к поэме «Мертвые души»

Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме «Мертвые души»

Иллюстрации к поэме «Мертвые души» в издании А.Ф.Маркса

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к повести «Записки сумасшедшего»

Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Портрет»

Иллюстрации С.Бродского к повести «Шинель»

Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»

Иллюстрации В. М.Васнецова к повести «Тарас Бульба»


Гончаров Иван Александрович

Кабинет И. А. Гончарова в его квартире на Моховой ул. Фото из журнала «Новь» (1888, № 7)

Иллюстрации к роману Гончарова «Обломов»

Щеглов Н. В. Иллюстрация к роману Гончарова «Обломов»

Щифляр С. П. Вид Смольного монастыря с Невы. 1821.


Горький Алексей Максимович

Дом Каширина, в котором М.Горький жил с 1871 по 1875 г. Фото

Иллюстрации Б.Дехтерёва к повести А.М.Горького «Детство»

Пластов А. Челкаш. Иллюстрация к повести А.М.Горького «Челкаш». Акварель, 1928 г. Музей А.М. Горького. Москва


Грибоедов Александр Сергеевич

Иллюстрации Д.Н. Кардовского к комедии «Горе от ума»


Д

Дефо Даниэль

Иллюстрации к роману Д.Дефо «Робинзон Крузо»


Достоевский Федор Михайлович

Иллюстрации И.Глазунова к роману «Преступление и наказание»

Иллюстрации П.Боклевского к роману «Преступление и наказание»


Е

Есенин Сергей Александрович

Иллюстрации к поэме С.Есенина «Анна Снегина»


Ж

Жуковский Василий Андреевич

* Иллюстрации Д. И. Митрохина
к балладе «Кубок»


К

Карамзин Николай Михайлович

* Иллюстрации М. В.Добужинского к повести «Бедная Лиза»


Крылов Иван Андреевич

* Художники-иллюстраторы басен И.А.Крылова

* Иллюстрации к басням И.А.Крылова

* Иллюстрации В.П.Тиморева к басням И.А.Крылова


Л

Лермонтов Михаил Юрьевич

Иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

Иллюстрации М.А.Зичи к роману «Герой нашего времени»

Бородинская битва. Иллюстрации к уроку по стихотворению «Бородино»

Иллюстрации А.М.Васнецова к «Песне про купца Калашникова»

Картина В.М.Васнецова «Иван Грозный»


М

Мандельштам Осип Эмильевич

Иллюстрации М. Добужинского к стихам для детей «Примус»


Н

Некрасов Николай Алексеевич

Картина К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

Картина Ф.А.Васильева «Оттепель» и творчество Некрасова

«Зеленый Шум». Стихотворение Некрасова и картина Рылова

Картина В.Г.Перова «Проводы покойника» и творчество Некрасова


О

Островский Александр Николаевич

Декорации В.М.Васнецова к пьесе Островского «Снегурочка»

Картина В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Картина П.А.Федотова «Сватовство майора» и пьесы Островского


П

Погорельский Антоний

Иллюстрации А. Рейпольского к сказке «Черная курица, или
Подземные жители»


Пушкин Александр Сергеевич

Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»

Рисунки Пушкина

Картина В.Г.Перова «Суд Пугачева»

Иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме «Медный всадник»

Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману «Евгений Онегин»

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к роману «Евгений Онегин»

Иллюстрации В.И.Шухаева к повести «Пиковая дама»

Иллюстрации М.В.Добужинского к повести «Станционный смотритель»

Иллюстрации В.А.Милашевского к повести «Барышня-крестьянка»

Иллюстрации Б.М.Кустодиева к роману «Дубровский»


С

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Иллюстрации Кукрыниксов к «Истории одного города»

 

Слово о полку Игореве

Иллюстрации И. И.Голикова к «Слову о полку Игореве»

В.А.Фаворский. Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве»


Т

Твардовский Александр Трифонович

Иллюстрации О.Г.Верейского к поэме «Василий Тёркин»

 

Толстой Алексей Константинович

Иллюстрации И.С.Глазунова к роману «Князь Серебряный»

 

Толстой Лев Николаевич

Иллюстрации А.В.Николаева к роману «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир» и картина И.И.Левитана «Над вечным покоем»

Бородинская битва. Иллюстрации к уроку по роману «Война и мир»

Верещагин В.В. Серия «1812 год». К уроку по роману «Война и мир»

 

Тургенев Иван Сергеевич

Иллюстрации А. Ф.Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и картина В.Е.Маковского «Ночное»

Мастерство Тургенева в изображении родной природы (на примере рассказа «Свидание» из цикла «Записки охотника» и картины И.И.Левитана «Золотая осень»)

И.С.Тургенев и картина Поленова «Московский дворик»

 

Тынянов Юрий Николаевич

Иллюстрации Е.А.Кибрика к повести «Подпоручик Киже»


Ф

Фольклор

Иван Яковлевич Билибин – художник-иллюстратор

 

Картина В.М.Васнецова «Богатыри»

* Художники-иллюстраторы былин

 

Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Худ. А.И.Иванов

 

Покорение Сибири Ермаком. Худ. В.А.Суриков

 

Колядки в Малороссии. Художник К.А.Трутовский

 

Масленица. Худ. П.Н.Грузинский

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Худ. К.Е.Маковский

 

Рождество в живописи

 

Русалки. Худ. И.Н.Крамской

Русалки. Худ. К.Е.Маковский

Русалки. Худ. В. Прушковский

 

Театр Петрушки. Рис. немецкого путешественника Адама Олеария

Сцена свадьбы Петрушки. Худ. Л.И.Соломаткин

Петрушка. Худ. Л.И.Соломаткин


Ч

Чехов Антон Павлович

Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова

Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу Чехова «Дама с собачкой»

Иллюстрации к различным литературным произведениям.

Самые необычные иллюстрации к культовым книгам

Страну чудес откроем мы И встретимся с героями. В строчках на листочках, Где станции на точках.

Как вы думаете, что такое иллюстрация?

Иллюстрация
— это вид книжной графики, ее основа.

Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение?

Иллюстратор
– художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

ДОКЛАД

Известные иллюстраторы

Известный русский иллюстратор

Евгений Иванович Чарушин
, был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»).

Замечательный художник
Евгений Михайлович Рачёв.
Ведущая тема творчества Е. Рачёва — иллюстрации
русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

ДОКЛАД

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор Владимир Григорьевич Сутеев
. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.

ДОКЛАД

Ф. Искандера
«Тринадцатый подвиг Геракла».

В. П. Астафьев
«Конь с розовой гривой»

А. Платонов
«Неизвестный цветок»

А.С. Грин
«Алые паруса»

М.М.Пришвин
«
Кладовая солнца»

ЗАДАНИЕ

Внимательно перечитайте свою любимую книгу и продумайте композиционное построение иллюстрации.

Книга – сама по себе вещь занимательная и интересная. Однако, для того, чтобы читателю было легче переносить триста страниц сплошного текста, великие люди придумали такую вещь как иллюстрации к ним. Согласитесь, моральная нагрузка на мозг – это замечательно. Но чтобы не впадать в скучную монотонность, нам порой не помешает капля визуального наслаждения на страницах любимой книги.

Сразу же в памяти всплывают пестрые картинки из детских книг, однако чем значительнее книга в мировой культуре, тем серьезнее и глубже художники подходят к делу создания изображения. И тут уже никакие рисунки “Айболита” не станут рядом с тем, что создают люди под впечатлением культовых книг. Сегодня я хочу продемонстрировать вам 7 разных взглядов иллюстраторов на книги, созданные в разную эпоху, но одинаково оставившие след в мировой литературе. Расположены они в хронологической последовательности. Наслаждайтесь!

И раз уж я решила следовать хронологической последовательности, то первыми в списке станут иллюстрации к знаменитейшей трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Сава Бродский – советский художник и книжный иллюстратор, чьи работы для трагедии не могли не привлечь внимания. Каждая из них буквально пронизана духом печальных событий: темные цвета, бледные лица и оттенок готического стиля – все это придает образам привкус горечи, а картинам – атмосферу действительно “печальнейшей повести на свете”.

Сальвадор Дали – неугомонный гений, который создал целых четыре разноплановых цикла иллюстраций к известнейшей после Библии книге – «Дону Кихоту». Но, пожалуй, я продемонстрирую вам фрагменты к самому первому циклу романа Сервантеса, так как именно его Дали любил больше всего и любовался им в одиночестве. Эти иллюстрации, к сожалению, мало известны в мире, однако доставляют эстетическое наслаждение не хуже других знаменитых произведений великого художника.

Сами произведения По явно не славились своей позитивностью и радужностью. А если вспоминать его “Черного кота” и “Ворона”, то в общем-то от хорошего настроения останется кошачий хвост, а тело покроется дрожью от щекотания нервов черным пером “Nevermore”. Именно эту атмосферу удалось передать молодой художнице Анастасии Черной (Ero Nel) в так называемой “Азбуке По”. Каждая картина – отдельный рассказ писателя. Каждая заглавная буква – часть алфавита Аллана По.

Б – “Береника”

У – “Убийство на улице Морг”

Ч – “Черный Кот”

Дабы создать контраст, после мрачного и пугающего По познакомлю вас с “теплыми” сёстрами Бальбюссо. Само произведение Шарлотты Бронте хоть и содержит местами пугающие события, но, несмотря на это, является трогательным и душевным романом, где на темном фоне преобладают яркие краски любви. На иллюстрациях художниц большую роль играют именно теплые оттенки, которые пронзают душевностью даже самые пугающие моменты книги.

Eda Akaltun – современный иллюстратор, который создал серию изображений для небезызвестной повести Франца Кафки «Превращение». Рисунки, исполненные всего тремя цветами, должны были скорее охватить и обличить черный юмор и атмосферу клаустрофобии самой истории, нежели её повествование.

Чеканить шаг. Ходить строем. Нет, это не армия, это Оруэлл. Мало сказать о том, что знаменитейшая антиутопия “1984” повлияла на одно лишь искусство. Нет, она повлияла на видение целого мира. А как изобразить его понятнее и “безопаснее”, кроме как в изображении? Именно это и попытался сделать современный российский иллюстратор Андрей Замура. Строгие линии, абстрактные фигуры и максималистское видение – идеальный рецепт изображения под впечатлением “1984” Джорджа Оруэлла.

Студентка Харьковской академии дизайна и искусств Слава Шульц создала впечатляющую серию иллюстраций к повести Э. Хемингуэя “Старик и море”, мимо которой пройти, не восхитившись, было затруднительно. Техника рисования маслом по фотобумаге, добавить к этому книжную графику и, конечно же, холодные цвета, от которых кровь в жилах стынет, – вот околоидеальный рецепт блестящего труда, тепло принятый общественностью.

Ну и напоследок я все-таки разбавлю уже создавшуюся мрачную атмосферу сказочными иллюстрациями братьев Хильдебрант по роману Толкина “Властелин колец”. Более ярких и впечатляющих иллюстраций, сложно найти. Они так и пестрят красками, жизнью и эмоциями. И кажется, глядя на них, любой взрослый человек на какой-то миг окунается в сказку и ощущает это дикое желание, взяв книгу и фонарик, забраться под одеяло и утонуть в огромнейшем мире, созданном гениальнейшим писателем Джоном Толкином.

Левиза Никулина

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

— по-латински illustratio — освещение, наглядное изображение Объект, образ, в
той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.

В книгах,
журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или
фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это
происходит от латинского «illustratio» — освещение, наглядное
изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте,
осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Что же делает
иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к
высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного
искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о
качестве иллюстраций.

Рассматривая
произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три
основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный,
например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте,
иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной
живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот
рассказ всегда присутствует.

Но для
изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая
границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от
которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец,
цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях
изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и
взаимосвязь всех этих сторон — рассказа, изображения и узорной, декоративной
стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда,
когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой
содержательности и неповторимости образов.

Иллюстрация
может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства
благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным
выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение —
«осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается
в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора
написать книгу.

Литературные
произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

В
искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия
и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира,
Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными:
фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных
листах, эстампах и т. п. И конечно,
особенное место принадлежит книге.

Книжная
иллюстрация — это жанр графического искусства.

Естественно, что
книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на
особенности иллюстрации.

Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций
,
их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти
гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает
художника согласовать средства изображения со способом печати, который
предназначен в данном издании.

Изобразительный
язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те
обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная
книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым
товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках
иллюстраторов-ремесленников.

Нельзя, однако,
оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что
она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным
знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью
анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным,
неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим
литературным произведением.

Общая культура и
эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания
художественной иллюстрации.


История жанра иллюстрации

ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ РУССКИХ ИЛЛЮСТРАТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Исмагилова Евгения Павловна

студент 3 курса, кафедра «Городское строительство и хозяйство», РФ, г. Орел

Книги. Источник знаний для ученика и ученого, вдохновение для художника, развлечение для усталого. Много лет тому назад был зарожден культ книги, культ который до сих пор не могут вытеснить даже современные технологии.

Книга может быть другом и ребенку и взрослому, об этом не хорошо знает русский человек, так как наша земля подарила литературе столько именитых писателей, сколько не дала ни одна другая страна. Именно поэтому роль книжной графики в изобразительном искусстве я считаю особенно важной.

Книжная графика — это иллюстрации, сюжетные рисунки. Это один из видов графического искусства, включающий в себя, в первую очередь иллюстрации, буковицы и виньетки . Графика может быть однотонной и разноцветной, может заполнять книгу полностью и изображать определённые истории, а может украшать переплет и предварять главы, там самым делая книгу живой и уникальной. Наиболее сложное формой является иллюстрация — сюжетный рисунок.

Не было бы смысла отдельно разбирать этот вид искусства, если бы он нес только роль художественного оформления. Познакомить читателя с книгой, сделать ее более привлекательной на вид не достаточно, на самом деле его роль гораздо глубже. Это проводник в мир писателя, тропинка ведущая читателя по сюжетной линии произведения. Иллюстрация дополняет впечатление от прочитанного, идейно и эстетически обогащает читателя. Претворенная в форму графического искусства, мысль писателя приобретает как бы новую силу, находит новые пути к сердцу и разуму человека .

К счастью большинство величайших произведений русских писателей изучается в школах, поэтому все считают их родными, помнят и любят. К такого рода книгам относится роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проиллюстрированный Д.А. Шамариновым. На этом произведении воспитываются дети, оно прививает чувство ответственности за собственные поступки, развивает понятие чести и нравов времени. Рисунки Шамаринова к этой книге особенно примечательны, помимо своей красоты они наполнены глубочайшим смыслом и словно живут отдельно, своей собственной жизнью, при этом не теряя связи с романом. Многие иллюстрации посвящены Питерским улочкам. Почему нас восхищают старые районы Петербурга? Потому что, гуляя по этой части города, мы видим множество старинных зданий, каждое из которых стоит здесь долгие годы и создает незабываемую, неповторимую атмосферу книжного романа. Для нас это воспоминание, символ эпохи, поэтому нам столь милы эти виды. На самом же деле, Д.А. Шамаринову громады домов, узкие улочки и темные удручающие лестницы помогли раскрыть холодный облик города того времени, который ассоциировался с холодной тоской пропитывающей роман. Город скрывает в себе томительную безысходность людей которые казалось бы потеряли все. Художник не показывая лиц, лишь силуэтами передает атмосферу безжалостного противоречия романа, жестокое бессердечие одних героев перекликается с отчаянием других (рис. 1).

Возможно Шамаринов не добился бы такого мастерства если бы не подсказки А.М. Горького. Он стал для молодого художника другом и наставником. Горький был не только мастером пера и слова, он так же прекрасно умел видеть талант и раскрывать его, так он и раскрыл Шамаринова, давая тому ненавязчивые советы. Во время работы художника над произведением «Жизнь Матвея Кожемякина», писатель направлял иллюстратора, помогая указаниями. Горький старался ориентировать Шамаринова на создание не просто описательных картин, а использовать в иллюстрации ярких, острых социально-психологических портретов. Возможно благодаря этим советам и появилась картина, которую невозможно оставить без внимания, особенно западающее в душу изображение Сони (рис. 2). Хрупкая, худенькая девушка, с огромными тоскливыми глазами, кажется совершенно беззащитной. Весь ее силуэт выражает усталость, невозможность бороться со всеми тяготами жизни, которые передаются через гнетущее, мрачное изображение жилища. Несмотря на все это, художнику с помощью угля у бумаги удалось передать многогранность характера героини. Ужас, страх, беззащитность и обида девушки не застилают полностью ее внутреннюю силу и величие духа .

Ярким примером великолепной работы иллюстратора являются рисунки в повести «Тарас Бульба» Гоголя. Писатель так описывает горе Тараса в связи со смертью его сына Остапа: «И, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой! Остап мой!». Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою» .

Желая запечатлеть этот эпизод Е.А. Кибрик, известный советский иллюстратор, своеобразно интерпретировал замысел писателя. Рисунок выполненный углем, обречен на черно белое существование и нужно иметь талант чтобы заставить его загореться эмоциями. Монолитная фигура Тараса со скорбно опущенной головой зрительно соединяется с бушующими волнами. За спиной героя зарождается буря, так же как в душе его зарождается горе. Тоска большого, сильного человека ассоциируется с мощью бездонного, безбрежного моря, мощью разбушевавшейся стихии. Как у писателя, у художника есть свои средства заставляющие поверить изображенному, почувствовать скорбь человека (рис. 3).

Казалось бы что мастерство иллюстратора заключено в рамки бумажного листа. Эта мысль разбивается о безграничный талант старшего поколения художников, к которому принадлежит В.А. Фаворский. Мало кто в современное время знает определение термина — ксилография. Так называют гравюру на дереве, это очень сложный вид иллюстраций, которой мастерски владел Фаворовский. Именно в этой технике выполнены рисунки к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Художник смог выразить на дереве все: мятежные страсти прислужников, тяжелые думы главных героев, силу духа народа .

Нельзя не поражаться богатству фантазии художника, ведь он смог оживить орнамент. В его руках замысловатая графическая вязь оживала, помогая обрисовывать разностороннюю гамму человеческих характеров. Каждый рисунок был уникальным, отражая разные стороны духовной жизни человека. Орнамент ненавязчиво обрамляем картину, выступая где-то имитируя деревянную резьбу, где-то сложный узор обрамляющий рамку словно прорастает тонкими ядовитыми щупальцами (рис. 4), напоминая зрителю о муках совести и темном прошлом главного героя.

Великие книги не умирают вместе с автором, они продолжают жить за него, увековечивая его память. Произведение погибает и через поколение, если мораль вложенная в него автором действительно глубока. Каждый человек ищет в книгах классиков ответ на свои вопросы, отражение своих переживаний, мыслей.

Истинный художник никогда не будет «доделывать», дополнять чье-то произведение, не будет пассивным «переводчиком» из мира текста в мир красок, он останется полноправным творцом этих образов, используя текст произведение лишь в качестве вдохновенной музы. Эту сложную задачу каждый решает по-своему, именно поэтому одно и то же произведение могут иллюстрировать сотни разных художников и их рисунки никогда не будут идентичны, каждый внесет что то новое, оттеняя все новые и новые грани чувств героев.

Кто может любить книгу больше чем художник иллюстратор? Только он может истинно понять замысел автора, ведь недостаточно внимательного прочтения произведения, осмысления замысла и повести, изучения реквизита и вещей описываемой эпохи. Художник вынужден опираться на свои впечатления и иметь потрясающее воображение, которое не будет ограничиваться строками романа или повести. Он должен быть способным заметить в окружающей его жизни такие ситуации, которые потом помогут в его творческой деятельности для яркого выражения сути эпизода и душевных переживаний героев.

Рисунок 1. Д.А. Шамаринов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рисунок 2. Д.А. Шамаринов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

При работе над книгой, художник должен постичь суть произведения, почувствовать манеру изложения автора и подобрать к этому всему особый стиль графики.

Рисунок 3. Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас бульба»

Рисунок 4. В. Фаворский. Иллюстрация к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Список литературы:

1.Гоголь Н.В. Тарас Бульба: учеб. пособие. М.: 1986. — 123 с.

2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: учеб. пособие. М.:1980. — 383 с.

3.История русского искусства. Конспект лекций Жуковский В.ИСФУ, 2007. — 397 с.

4.Пушкин А.С. Борис Годунов / Рис. В. Фаворского. Изд. 10-е. М.: Дет. лит., 1980 — 240 с.

5.Шантыко Н.И. Творчество иллюстраторов. Издательство Академии художеств СССР.:1962. — 74 с.

Открытый урок ИЗО в
6

классе

По теме

«Иллюстрация к литературному произведению»

(В. Катаев «Флаг»)

Учитель ИЗО:
Меркулова Е.Н.

г. Богородск 2015г.

Тема урока:

Иллюстрация к литературному произведению

Цели урока:

познакомить учащихся с книжной графикой

Задачи урока:

    Дидактические:

    • обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений литературы и иллюстраций;

      закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках тематического рисования.

    Коррекционно-развивающие:

    Воспитательные:

Оборудование:

компьютер; мультимедийный проектор, презентация «Художники о ВОВ»

у учащихся

: чистый альбомный лист, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

II.

Мотивация. Постановка учебной задачи

– Сегодня у нас необычный урок: посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник?
(День Победы, 9 мая)

70 лет Победы!

– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения изобразительного искусства, и литературы, созданные в годы войны. Вам надо как можно внимательнее посмотреть презентацию; послушать, и постараться понять содержание рассказа, чтобы выполнить задание:

III. Слушание отрывков из рассказа В. Катаева «Флаг»

Только что рассвело. Это был темный ветреный рассвет поздней осени. В бинокль немецкий контр-адмирал увидел на горизонте маленький гранитный остров. Он лежал среди серого, некрасивого моря. Угловатые волны с диким однообразием повторяли форму прибрежных скал. Море казалось высеченным из гранита.

Флотилия немецких десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. Остров вырастал, приближался. Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку моряков, стоявших на площади возле кирхи.
В этот миг показалось малиновое солнце. Оно повисло между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря. Угрюмый свет озарил остров. Флаг на кирхе стал красным, как раскаленное железо.
— Черт возьми, это красиво, — сказал

фон Эвершарп


, — солнце хорошо подшутило над большевиками. Оно выкрасило белый флаг в красный цвет. Но сейчас мы опять заставим его побледнеть.



О


сыпаемые осколками кирпича и штукатурки, выбитыми разрывными пулями из стен кирхи, с лицами, черными от копоти, залитыми потом и кровью, затыкая раны ватой, вырванной из подкладки бушлатов, тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха.
Над ними развевался громадный красный флаг, сшитый большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в матросских сундучках. Он был сшит из заветных шелковых платочков, из красных косынок, шерстяных малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек, даже трусов. Алый коленкоровый переплет первого тома «Истории гражданской войны» был также вшит в эту огненную мозаику.

На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нес его сквозь дым сражения вперед к победе.



Учитель. – Почему я выбрала это произведение? В. Катаев написал много замечательных повестей и рассказов о войне, в то время он работал военным корреспондентом и видел своими глазами, как отважно сражались наши воины. Но флаг является символом государства.
Флаг

всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. Если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами. Оскорбление флага рассматривается, как оскорбление чести государства и нации. В те годы цвет флага СССР был красным. Флаг красного цвета символизирует право, силу, мужество, любовь, храбрость, войну.

IV. Беседа по картинам о ВОВ

(показ презентации)



Вы посмотрели много картин о военных событиях, как мы можем охарактеризовать их? Что отразили художники на своих полотнах? Учитель вывешивает опорные слова
(отвагу, мужество, героизм, трагизм)

V.

Физминутка

VI. Выполнение задания

У вас на столах всё подготовлено для работы красками, но эту работу вы можете выполнить и цветными карандашами, и одним простым карандашом, т.е. в графике. А можно и смешать техники.

Напоминаю, ход работы:

    набросок простым карандашом

    заливка фона широкой кистью

    после высыхания фона, прорисовка деталей тонкой кистью или цв. карандашами, также можно использовать фломастер (черный и красный)

Учитель может предложить рисование по образцу, показывая на прикрепленном к мольберту листке поэтапное выполнение иллюстрации.

VIII. Подведение итогов урока

– С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?
– Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать иллюстрацию, комментирует оценки.

отвагу,

мужество,

героизм,

трагизм

10 художественных произведений, вдохновленных великой литературой, для вашего списка для чтения летом

У вас есть куча пылящихся книг, которые, как вы сказали себе, наконец-то доберутся до этого лета? Ну, пусть вас это не беспокоит. Вместо того, чтобы превращать это в еще одну сложную задачу, вдохновитесь на создание великого литературного произведения, приняв во внимание тот стимул, который нашли в нем некоторые из величайших художников мира.

Откройте для себя некоторые из литературных текстов, стоящих за этими захватывающими произведениями искусства, и упакуйте их на отдых:

1. Джефф Уолл, После «Человека-невидимки» Ральфа Эллисона, пролог (1999–2000)
исследует борьбу неназванного афроамериканца в середине двадцатого века. В прологе он описывает свою подвальную комнату, освещенную 1369 лампочками, которые питаются от незаконно перекачанного электричества. В одном из своих фирменных тщательно продуманных наборов Уолл придал детальную форму образу, который Эллисон создал в его воображении. Вам не нужно читать книгу (хотя это настоятельно рекомендуется!), чтобы понять фотографию; главный герой размышляет: «Я невидим, поймите, просто потому, что люди отказываются меня видеть».

2. Сэр Джон Эверетт Милле, Офелия (1851-1852)

Сэр Джон Эверетт Милле Офелия (1851-2). Масляная краска на холсте. ©Tate 2016.

На этой картине XIX века Милле изображена Офелия, персонаж из шекспировского «Гамлета ».  Сошедшая с ума, когда ее отец   убит ее встревоженным любовником Гамлетом, она захвачена здесь и поет незадолго до того, как тонет. Работа Милле восхищает реалистичностью пейзажа и является одним из многих изображений злополучной девицы.

«Упала в плачущую Брук, широко раскинув одежду,
И, подобно русалке, некоторое время они несли ее,
В это время она напевала обрывки старых мелодий,
[…]
До тех пор, пока ее одежда, тяжелая от нее напиток,
Вытащил беднягу из ее мелодичной песни,
К грязной смерти ».

3. Сальвадор Дали, Безумное чаепитие (1969)

Сальвадор Дали, Безумное чаепитие (1969). Изображение предоставлено галереей Уильяма Беннета.

9Сюрреалистические наклонности 0002 Дали прекрасно подходят для иллюстраций, сопровождающих столь же гипнагогическую книгу Льюиса Кэрролла « Алиса в стране чудес » (1865). «Безумное чаепитие» — один из наборов, содержащих 12 гелиогравюр — по одной на каждую главу книги. Редко встречающиеся иллюстрации ошеломляют и затягивают вас в кроличью нору к яркому видению захватывающего (и ужасающего) мира Кэрролла.

Изображения всего набора были оцифрованы галереей Уильяма Беннета.

4. Джон Уильям Уотерхаус, Леди из Шалотт (1888)

Джон Уильям Уотерхаус Леди из Шалотт (1888) Холст, масло. © Tate 2016.

Эта картина маслом основана на картине Теннисона 1832 года «Леди из Шалотт». Стихотворение рассказывает трагическую историю девушки Артура, изолированной в башне, проклятой видеть мир только в отражении зеркала. Когда она однажды замечает Ланселота мельком, она не может устоять перед тем, чтобы не посмотреть на него прямо, из-за чего проклятое зеркало треснуло. Картина (одна из немногих пленэрных картин Уотерхауса) иллюстрирует ее попытку добраться до Камелота до того, как ее убьет проклятие.

«И в конце дня
Она развязала цепь и легла;
Широкий поток унес ее далеко,
Леди Шалотт.

Леди из Шалотт выставлена ​​в галерее Тейт Британия.

5. Элида Тесслер, Даблинг (2010)

Элида Тесслер Дублирование>/i> (2010). Изображение предоставлено elidatessler.com.

DUBLING — это инсталляция, созданная из 4311 герундий, взятых из оригинального модернистского опуса Джеймса Джойса 9.0012 Улисс . В нем представлены 4 311 бутылок с пробками, на которых напечатаны глаголы, а также 4 311 открыток с изображениями дублинской реки Лиффи. Инсталляция Тесслера указывает одновременно на реку, которая занимает центральное место в романе, на новаторский стиль потока сознания Джойса и на невероятную метонимическую силу таких объектов, как пустая винная бутылка.

Больше изображений инсталляции можно увидеть на сайте Элиды Тесслер.

6. Пабло Пикассо, Дон Кихот (1955)

Дон Кихот (1955). Пабло Пикассо.

Это изображение искрометного Дон Кихота де ла Манча Сервантеса и его компаньона Санчо Пансы стилистически очень отличается от более ранних периодов Пикассо «Голубой», «Розовый» и «Кубизм», но не меньше. Простым жирным линиям удается передать ощущение нелепости заблудшего дуэта, а также сопровождающее его истощение. Статичное изображение каким-то образом наполнено движением; беспокойные лошадь и осел, палящее солнце, медленно вращающиеся легендарные ветряные мельницы.

Эскиз Дон Кихот появился в номере французского еженедельника Les Lettres Françaises от 18–24 августа за 1955 год.

7. Дэвид Хокни, Я и мои герои Хокни Я и мои герои (1962). (с) Дэвид Хокни. Фото предоставлено Тейт.

Я и мои герои изображает молодого Хокни, сгорбившегося рядом с двумя своими кумирами: американским поэтом Уолтом Уитменом и Махатмой Ганди. Над окруженным ореолом Уитменом написана строка «Ради дорогой любви к товарищам» из его стихотворения «Я слышал, что это было обвинено против меня». И наоборот, над автопортретом Хокни написаны слова: «Мне 21 год, и я ношу очки». Самоуничижительный и юмористический тон типичен для Хокни и настроения, характерного для многих молодых артистов, которые также могут чувствовать тяжесть ожиданий от великих людей, которые были до них.

8. Чарльз Демут, Я видел цифру 5 в золоте (1928)

Чарльз Демут Я видел цифру 5 в золоте (1928). Чарльз Демут. Картон, масло, графит, тушь, сусальное золото. 35 1/2 x 30 дюймов. Коллекция Альфреда Штиглица, 1949.

Я видел цифру 5 в золоте — один из восьми абстрактных портретов друзей Чарльза Демута. Этот представляет поэта Уильяма Карлоса Уильямса через образы, обычно связанные с ним; инициалы W.C.W., имена «Билл» и «Карлос», а также намек на стихотворение Уильямса «Великая фигура», в котором пожарная машина, украшенная цифрой 5, грохочет по темному городу.

9. Рене Магритт, Домен Арнгейм (1962)

Рене Магритт, Домен Арнгейм (1962). Изображение предоставлено renemagritte.org

В рассказе Эдгара Аллена По « Домен Арнхейма » американский мастер темного романтизма пишет: «В природе не существует такого сочетания пейзажей, которое мог бы создать гениальный художник». Собственный домен Магритта в Арнхейме — это его видение идеального домена, который может быть выкован в воображении и представлен По в рассказе.

10. Уильям Кентридж, UBU рассказывает The Prute (1997)

Кентридж Ubu сообщает о том, что истина — короткая драматическая пленка, в которой смещают ногу из южной африканской гостиничной. вместе с фотографиями, движущимися марионетками и жестокими анимированными рисунками. Изначально фильм был создан для мультимедийного театра Убу и Комиссии по установлению истины (1997), которая вольно смоделирована и отсылает к протоабсурдистской пьесе французского драматурга Альфреда Жарри « Ubu Roi » (1896). Он вовлекает всех в нарушения прав человека в эпоху апартеида, институты, которые это сделали, свидетелей, виновных в бездействии, даже зритель не избавлен от чувства вины.

Следите за новостями Artnet на Facebook:

Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

Литературное искусство — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.