Содержание
Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Подавляющее большинство картин и фресок за последние 500 лет было создано по правилам линейной перспективы. Именно она помогает 2D-пространство превратить в 3D-изображение. Это главная техника, с помощью которой художники создают иллюзию глубины. Но далеко не всегда мастера следовали всем правилам перспективного построения.
Разберём несколько шедевров и посмотрим, как художники выстраивали пространство за счёт линейной перспективы в разные времена. И почему они иногда нарушали некоторые ее правила.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан. Wikimedia Commons.
В эпоху Возрождения были разработаны принципы прямой линейной перспективы. Если до этого художники выстраивали пространство интуитивно, на глаз, то в XV веке они научились строить ее математически точно.
Леонардо да Винчи в конце XV века уже прекрасно знал, как строить пространство на плоскости. На его фреске «Тайная вечеря» мы это и видим. Перспективные линии легко провести по линиям потолка и занавесей. Они соединяются в одной точке схода. Через эту же точку проходит линия горизонта, или линия глаз.
Когда на картине изображён реальный горизонт, линия глаз как раз проходит на стыке неба и земли. При этом она находится чаще всего в области лиц героев. Все это мы и наблюдаем на фреске Леонардо.
Точка схода находится в области лица Христа. А линия горизонта проходит по его глазам, а также по глазам некоторых апостолов.
Это хрестоматийное построение пространства, выстроенное по правилам ПРЯМОЙ линейной перспективы.
Причём это пространство центрированное. Линия горизонта и вертикальная линия, проходящая через точку схода, делят пространство на 4 равные части! Такое построение отражало мировоззрение той эпохи с ярким стремлением к гармонии и балансу.
Впоследствии такое построение будет встречаться все реже и реже. Для художников это будет казаться слишком простым решением. Они будут и вертикальную линию смещать с точкой схода. И горизонт опускать или поднимать.
Даже если взять копию работы Рафаэля Моргена, созданную на рубеже XVIII-XIX веков, мы увидим, что он не… выдержал такой центричности и сместил линию горизонта выше!
Рафаэль Морген. Тайная вечеря. 1800. Частная коллекция. Meisterdruke.ru.
Но на тот момент построение пространства как у Леонардо было невероятным прорывом в живописи. Когда все выверено точно и совершенно.
Поэтому давайте посмотрим, как изображали пространство до Леонардо. И почему его “Тайная вечеря” казалась чем-то особенным.
Античная фреска
Античная фреска из виллы Фанния Синистора в Боскореале. 40-50-е годы до нашей эры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Wikimedia Commons.
Античные художники изображали пространство интуитивно, используя так называемую наблюдательную перспективу. Именно поэтому мы видим явные погрешности. Если провести перспективные линии вдоль фасадов и поверхностей, мы обнаружим аж три точки схода и три линии горизонта.
В идеале все линии должны были сойтись в одной точке, которая находится на одной линии горизонта. Но так как пространство строилось интуитивно, без знания математической основы, получилось именно так.
Но нельзя сказать, что это режет глаз. Дело в том, что все точки схода находятся на одной вертикальной линии. Изображение симметрично, а элементы почти одинаковы с обеих сторон от вертикали. Именно это делает фреску сбалансированной и эстетически прекрасной.
На самом деле такое изображение пространства ближе к естественному восприятию. Ведь сложно представить, что человек может смотреть на городской пейзаж с одной точки, стоя неподвижно. Только так мы можем увидеть то, что нам предлагает математическая линейная перспектива.
Вы ведь можете смотреть на один и тот же пейзаж то стоя, то сидя, то с балкона дома. И тогда линия горизонта у вас то ниже, то выше… Это мы и наблюдаем на античной фреске.
Но между античной фреской и «Тайной вечерей» Леонардо – большой пласт искусства. Иконопись.
Пространство на иконах изображали иначе. Предлагаю взглянуть на «Святую Троицу» Рублёва.
Андрей Рублёв. Святая Троица.
Андрей Рублёв. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Глядя на икону Рублева “Святая Троица”, мы сразу замечаем одну особенность. Объекты на ее переднем плане изображены явно НЕ по правилам прямой линейной перспективы.
Если провести перспективные линии у левой подставки для ног, то они соединятся далеко за пределами иконы. Это так называемая ОБРАТНАЯ линейная перспектива. Когда дальняя часть объекта шире той, что ближе к зрителю.
А вот перспективные линии подставки справа никогда не пересекутся: они параллельны друг другу. Это АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ линейная перспектива, когда предметы, особенно не очень удлиненные в глубину, изображаются с параллельными друг другу сторонами.
Почему Рублёв так изобразил объекты?
Академик Б. В. Раушенбах в 80-х годах XX века исследовал особенности человеческого зрения и обратил внимание на одну особенность. Когда мы стоим очень близко к предмету, мы воспринимаем его в легкой обратной перспективе или же не замечаем никаких перспективных изменений. А значит, либо ближайшая к нам сторона предмета кажется слегка меньше дальней, либо его стороны видятся одинаковыми. Это все относится и к наблюдательной перспективе.
Кстати, именно поэтому дети чаще рисуют предметы в обратной перспективе. И мультики с таким пространством они тоже воспринимают легче! Видите: предметы из советских мультфильмов изображены именно так.
Об этой особенности зрения художники интуитивно догадывались ещё задолго до открытия Раушенбаха.
Так, мастер XIX века построил пространство, казалось бы, по всем правилам прямой линейной перспективы. Но обратите внимание на камень на переднем плане. Он изображён в легкой обратной перспективе!
Карл Фридрих Генрих Вернер. Эрехтейон, портик кариатид. 1877. Частная коллекция. Holsta.net.
Художник использует в одной работе и прямую, и обратную перспективы. И в общем-то, Рублёв делает то же самое!
Если передний план иконы изображён в рамках наблюдательной перспективы, то на заднем плане иконы здание изображено по правилам… прямой перспективы!
Как и античный мастер, Рублёв работал интуитивно. Поэтому там две линии глаз. Мы смотрим на колонны и вход в портик с одного уровня (линия глаз 1). А вот на потолочную часть портика – с другого (линия глаз 2). Но это все же прямая перспектива.
А теперь перенесёмся в XVII век. К этому моменту линейная перспектива была очень хорошо изучена: со времён Леонардо прошло более 100 лет. Посмотрим, как ее применяли художники той эпохи.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Ян Вермеер. Урок музыки
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон. Wikimedia Commons.
Понятно, что художники XVII века уже виртуозно владели линейной перспективой.
Видите, правая часть картины Яна Вермеера (правее от вертикальной оси) меньше левой?
Если в “Тайной вечери” Леонардо вертикальная линия находится ровно посередине, то у Вермеера она уже смещается вправо. Поэтому перспективу Леонардо можно назвать ЦЕНТРАЛЬНОЙ, а Вермеера — БОКОВОЙ.
За счет этой разницы у Вермеера мы видим две стены комнаты, у Леонардо — три.
На самом деле с XVII века помещения чаще стали изображать именно так, с помощью БОКОВОЙ линейной перспективы. Поэтому комнаты или залы выглядят более реалистично. Центрированность Леонардо встречается гораздо реже.
Но это не единственное различие перспектив Леонардо и Вермеера.
В “Тайной вечере” на стол мы смотрим прямо. И других предметов мебели в комнате нет. А если бы сбоку стоял стул, повергнутый к нам углом? Ведь в таком случае перспективные линии пошли бы куда-то за пределы фрески…
Да, в любом помещении все, как правило, устроено сложнее, чем у Леонардо. Поэтому существует ещё УГЛОВАЯ перспектива.
У Леонардо она чисто ФРОНТАЛЬНАЯ. Ее признаком является как раз одна точка схода, находящаяся в пределах картины. Все перспективные линии встречаются в ней.
Но у Вермеера в комнате мы видим стоящий стул. И если провести вдоль его сидения перспективные линии, то они соединятся где-то за пределами полотна!
А теперь обратите внимание на пол на работе Вермеера!
Если провести линии вдоль сторон квадратов, то линии сойдутся… также за пределами картины. У этих линий будут свои точки схода. Но! Каждая из линий будет находиться на одной и той же линии горизонта.
Таким образом, Вермеер соединяет фронтальную перспективу с угловой. И стул как раз тоже показан с помощью угловой перспективы. И его перспективные линии сходятся в точке схода на единой линии горизонта. Как же это математически красиво!
Вообще с помощью линии горизонта и точек схода очень легко нарисовать любой пол в клетку. Это так называемая перспективная сетка. Получается всегда очень реалистично и эффектно.
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
И именно по такому полу всегда легко понять, что картина написана до времён Леонардо. Потому что без знания того, как строить перспективную сетку, пол всегда кажется куда-то съезжающим. В общем, не очень реалистичным.
Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина. 1435. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org*.
А теперь переместимся в следующий, XVIII век.
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена.
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия. Wikimedia Commons.
В XVIII веке линейной перспективой владели в совершенстве. Это хорошо видно на примере работы Ватто.
Идеально выстроенное пространство. С таким одно удовольствие работать. Все перспективные линии соединяются в одной точке схода.
Но есть на картине одна очень интересная деталь…
Обратите внимание на ящик в левом углу. В него работник галереи укладывает картину для покупателя.
Если провести вдоль двух его сторон перспективные линии, то они соединятся на… иной линии глаз!
И правда, одна его сторона находится под резким углом, а другая – почти перпендикулярна линии глаз. Если Вы это увидели, то не замечать этой странности уже не сможете.
Так зачем художник пошёл на такое очевидное нарушение законов линейной перспективы?
Ещё со времён Леонардо было известно, что линейная перспектива может существенно искажать изображение предметов на переднем плане (где перспективные линии идут к точке схода под особо острым углом).
Это легко увидеть вот на этом рисунке XVI века.
Ханс Вредеман де Врис. Рисунок из книги «Перспектива», 1604. https://tito0107.livejournal.com.
Основания колонн справа квадратные (с равными сторонами). Но из-за сильного наклона линий перспективной сетки создаётся иллюзия, что они прямоугольные! По той же причине круглые в диаметре колонны слева кажутся эллипсоидными.
По идее круглые верхушки колонн слева также должны исказиться и превратиться в эллипсоиды. Но художник изобразил их круглыми, применив наблюдательную перспективу.
Так же и Ватто пошёл на нарушение правил. Если бы он все сделал как надо, то ящик получился бы слишком зауженным сзади.
Таким образом, художники возвращались к наблюдательной перспективе и ориентировались на то, как предмет будет органичнее смотреться. И намеренно шли на некоторые нарушения правил.
А теперь переместимся в XIX век. И на этот раз посмотрим, как сочетал линейную и наблюдательную перспективы уже русский художник – Илья Репин.
Илья Репин. Не ждали.
Илья Репин. Не ждали. 1885. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
На первый взгляд художник выстроил пространство по классической схеме. Только вертикаль смещена влево. А если помните, художники после времён Леонардо старались избегать чрезмерной центрированности. В этом случае проще «разместить» героев вдоль правой стены.
Обратите также внимание, что головы двух главных героев: сына и матери – оказываются в перспективных углах. Они образованы перспективными линиями, идущими вдоль линий потолка в точку схода. Это подчеркивает особые взаимоотношения и даже, можно сказать, родство героев.
А ещё смотрите, как ловко Илья Репин решает проблему перспективных искажений в нижней части картины. Справа он размещает округлые предметы. Таким образом, не нужно ничего придумывать с углами, как это пришлось делать Ватто с его ящиком.
И ещё один интересный шаг делает Репин. Если мы проведём перспективные линии вдоль досок пола, то получится нечто странное!
Они не соединятся в единой точке схода!
Художник намеренно пошёл на использование наблюдательной перспективы. Поэтому пространство кажется более интересным, не таким схематичным.
И теперь перемещаемся в XX век. Думаю, что Вы уже догадываетесь, что мастера этого столетия особо не церемонились с пространством. Убедимся мы в этом на примере работы Матисса.
Анри Матисс. Красная мастерская.
Анри Матисс. Красная мастерская. 1911. Музей современного искусства в Нью-Йорке. Gallerix.ru.
Уже с первого взгляда понятно, что Анри Матисс изобразил пространство особым образом. Он явно отошёл от канонов, сформированных ещё в эпоху Ренессанса. Да, и Ватто, и Репин тоже допускали некоторые неточности. Но Матисс явно преследовал какие-то другие цели.
Сразу бросается в глаза, что Матисс часть предметов показывает в прямой перспективе (стол), а часть – в обратной (стул и комод).
Но на этом особенности не заканчиваются. Давайте проведём перспективные линии стола, стула и картины на левой стене.
И тут же обнаруживаем сразу ТРИ горизонта. Один из них выходит за пределы картины. Вертикалей тоже ТРИ!
Зачем же Матисс так все усложняет?
Обратите внимание, что изначально стул выглядит как-то странно. Как будто на верхнюю перекладину его спинки мы смотрим слева. А на всю остальную часть — справа. А теперь посмотрите на предметы на столе.
Блюдо лежит так, словно мы смотрим на него сверху. Карандаши чуть наклонены назад. А вот вазу и бокал мы видим сбоку.
Такие же странности мы можем отметить и в изображении картин. Те, что висят, смотрят ровно на нас. Как и напольные часы. А вот картины у стены изображены немного сбоку, как будто мы смотрим на них из правого угла комнаты.
Такое ощущение, что Матисс не хотел, чтобы мы обозревали комнату с одного места, с одного ракурса. Он словно водит нас по комнате!
Вот мы подошли к столу, наклонились над блюдом и рассмотрели его. Обошли стул. Затем подошли к дальней стене и посмотрели на картины, которые висят. Потом уронили свой взгляд влево, на стоящие на полу работы. И так далее.
Получается, Матисс не нарушал линейной перспективы! Он просто изобразил пространство с разных ракурсов, с разной высоты.
Согласитесь, это завораживает. Как будто комната оживает, окутывает нас. И красный цвет здесь лишь усиливает этот эффект. Цвет помогает пространству завлечь нас внутрь…
.
Так всегда бывает. Сначала правила создают. Потом начинают их нарушать. Сначала робко, а потом все смелее. Но это не является, конечно, самоцелью. Это помогает передавать мироощущение своей эпохи. Для Леонардо это стремление к балансу и гармонии. А для Матисса — движение и яркий мир.
О секретах построения пространства – в курсе «Дневник Искусствоведа».
***
Отдельная благодарность за помощь в написании статьи Сергею Черепахину. Именно его умение разобраться с нюансами перспективных построений в живописи вдохновили меня на создание этого текста. Он стал его соавтором.
Если Вас интересует тема линейной перспективы, пишите Сергею ([email protected]). Он с удовольствием поделится своими материалами на эту тему (в том числе по картинам, которые упоминаются в этой статье).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Онлайн-курсы по искусству
Перейти на главную страницу
English version
***
Ссылки на репродукции:
Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.
%20Paintings/38868?lng=ru&7
где и как их применять.
ВСЕ
Рисование
Советы художника
История искусств
Живопись
Рисунок
Цветоведение
Поэтапное рисование
Вдохновение
О художниках
Ученики
Композиция
Абстракция
Книги
23. 04.2019 23:29
Что такое перспектива я уже кратко сформулировала в словаре терминов, разумеется при помощи словарей и энциклопедий по искусству: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/perspektiva . Безусловно, законы зрительского восприятия человека базируются на традиционной прямой перспективе, т. е. на принципах и законах линейного распределения форм и направляющих в соответствии с точкой схода на линии горизонта.
Но классическая линейная перспектива не всегда уместна, а иногда и мешает художнику изобразить свои идеи на плоскости листа или холста. И тогда ему на помощь приходят другие, самые разнообразные и необычные принципы перспективного построения. Владение художника основами перспективы, умение по мере надобности тактично применять обратную, воздушную или перцептивную перспективу говорит о его мастерстве и креативности, об умении подобрать нужный пластический язык в каждом конкретном случае для выражения собственной идеи.
Многие ученики художественных школ, едва поняв, что такое линейная перспектива, берутся критиковать работы коллег, относя всё, что не соответствует правилам линейной перспективы к ошибкам в рисовании. Это в корне не верно. Владение не только академической грамотой, но и интеллектуально-творческое развитие художника в других теориях и методах искусства говорит о его философии, авторской концепции и осознанности всего создаваемого. Поэтому легко и непринуждённо осветим виды перспективы, встречаемые в искусстве и творчестве.
Прямая линейная перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
1) Прямая линейная перспектива.
Эта та традиционная перспектива, к которой мы привыкли, именно так видит окружающую реальность человеческий глаз. Поэтому основы линейной перспективы используют не только художники-реалисты, но и иллюстраторы, рисующие в традиционной манере, архитекторы и дизайнеры при разработке визуализаций интерьеров и экстерьеров.
Линейная перспектива — это раздел начертательной геометрии, на самом примитивном уровне её объясняют на школьных уроках — окружающий мир перспектива.
Подобное построение объектов и предметов в пространстве характеризуется чётко обозначенной линией горизонта (на уровне глаз зрителя) и расположением на ней точек схода параллельных друг другу направляющих. Это если совсем примитивно объяснять, что такое линейная перспектива. Долго на ней останавливаться не буду, тем более, что в нашем словаре художественных терминов есть точное ёмкое и подробное определение: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva .
Тональная перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
2) Тональная перспектива.
Характеризуется изменением тона (светлоты) объектов по мере удаления от первого плана в глубину картины — высветление или затемнение оттенков и тонов. Наиболее хорошо тональная перспектива видна в академических и реалистических произведениях живописи и графики — это так называемая тональная живопись, где отношения по светлоте наиболее важны, чем по цветовому тону и насыщенности, а также гравюры и рисунки. В зависимости от авторской идеи, дальний план в картине может быть светлым или тёмным, соответственно, уходящие вдаль предметы и объекты художник высветляет или затемняет, приближая по тональному отношению к самым дальним участкам постепенно. Так в картине или графическом листе выявляется и варьируется глубина пространства.
Цветовая перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
3) Цветовая перспектива.
Выражается в живописи и цветной графике, преимущественно реалистической направленности, изменением насыщенности цвета от первого плана к дальнему. Для передачи глубины пространства в картине или для концентрации внимания зрителя на самом главном, художник замутняет (делает более блёклыми, серыми) все оттенки цвета, помимо основных персонажей и предметов, как правило расположенных на первом-втором планах.
По мере удаления предметов или объектов от основной группы (центра композиции), спадает насыщенность элементов картины. Обычно, цветовая перспектива используется одновременно с тональной, что придаёт изображению особую глубину и реалистичность.
Кроме того, в классической живописи оттенкам предметов и объектов, расположенных на 3, 4 и далее планах, художники сознательно придают более холодный характер (чем дальше расположен предмет, тем от холоднее — голубее, изумруднее, сиреневее). Это качество цветовой перспективы основано на принципе зрительского восприятия основных элементов более контрастными, тёплыми, насыщенными. Современными художниками этот принцип используется редко, а зря.
Воздушная перспектива.. Художник: Екатерина Крюкова
4) Воздушная перспектива.
Определение воздушной перспективы я уже тоже формулировала в словаре терминов художника: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/vozdushnaja-perspektiva . Если кратко, то воздушная перспектива применяется в академической и реалистической станковой и иногда в монументальной живописи, она помогает создать иллюзию глубины пространства, плановость в картине при помощи разной степени прописки объектов и предметов на разных пространственных планах. Передние объекты и предметы художник рисует чётко, подробно, контрастно, а по мере удаления снижает все эти показатели — части дальнего плана изображаются как бы размытыми, смазанными. Силуэт объектов по мере удаления от первого плана в глубину становится не чётким, менее детализованным, теряется объём и форма предметов по мере удаления и т. д..
В некоторых источниках воздушную перспективу отождествляют с тональной, но это не совсем так, скорее воздушная перспектива — это синтез тональной и цветовой перспективы.
Ещё один характерный приём воздушной перспективы — сфумато. Это списывание, размытие краёв предметов, при помощи чего появляется дополнительная объёмность выступающих на зрителя частей предметов и как бы растворение элементов картины в воздушном пространстве. Этот приём также основан на принципах зрительского восприятия и особенностях человеческого зрения.
Воздушная перспектива применяется также в традиционно-реалистической иллюстрации, реже в декоративной живописи.
Обратная перспектива. Библия.
5) Обратная перспектива.
Отличается зеркальным положением точки схода и точки зрения по соотношению с картинной плоскостью. В обратной перспективе нет традиционных сокращений форм и точек схода, а объекты выглядят так, будто рассматриваются с нескольких сторон одновременно. Такая перспектива характерна для иконописи, которая строится и изображается не в соответствии с видимыми характеристиками предметов и объектов, а основываясь на духовно-философском, иногда чувственном обосновании сюжетов. По одной из версий, изображение, построенное таким образом, показывает мир не глазами человека, а глазами Бога, его сотворившего, отсюда вывернутость картинной плоскости и зеркальное распределение точки зрения и точек схода относительно неё. По другой версии, предметы и объекты изображаются так, демонстрируя разнообразие восприятия их разными людьми и показывая тем самым многогранность бытия.
Термин обратная перспектива ввёл Оскар Вульф в 1907 году, хотя принципы построения изображения при помощи обратной перспективы используются со времён средневековья.
Также некоторые особенности обратной перспективы используются художниками Востока при создании философских пейзажей или портретов-символов (китайская перспектива).
Аксонометрия. Инженер: Сергей Пилипенко
6) Аксонометрия.
Проекция, предельно точный рисунок предмета, трёхмерный чертёж. Это технический рисунок, применяемый в дизайне и черчении. Подобное изображение выстраивается по трём основным осям, задающим параметры ширины, высоты и глубины, строго по заданным размерам. Аксонометрия подразделяется на прямоугольную (прямые расположены под 90 градусов к аксонометрической проекции + диметрия и изометрия) и косоугольную, если направляющие расположены под другим углом к аксонометрической проекции (+ фронтальная диметрия).
К изобразительному искусству аксонометрия никакого отношения не имеет и применяется только в конструировании, дизайне, машиностроении, строительстве.
Сферическая перспектива. Художник: Дик Термес
7) Сферическая перспектива.
Это изображение, построенное по принципу “рыбий глаз”. При таком изображении, точка зрения находится как бы в центре шара, а все объекты и предметы, наблюдаемые зрителем, распределяются по поверхности этого шара (или сферы, отсюда и название). Подобное изображение выглядит как отражение в новогоднем ёлочном шаре: линия горизонта и основная вертикальная линия — прямые, а остальные направляющие — дугообразные. Причём, чем дальше от точки зрения расположена направляющая, тем сильнее она изогнута.
Сферическая перспектива нередко встречается в живописи сюрреалистов и символистов, частично в традиционной живописи (изображения аллегорических сфер, хрустальных или металлических шаров, выпуклых зеркал) в современной иллюстрации и фотографии. Использование сферической перспективы в построении изображения добавляет картине космической масштабности.
Панорамная перспектива. Панорама «Бородинская битва»
8) Панорамная перспектива.
Показывает все элементы изображения расположенными на как бы внутренней поверхности кольца, расположенного вокруг смотрящего (зрителя). Таким образом, при повороте головы вправо — влево и при развороте на 180 градусов, изображение продолжает развиваться в пространстве без визуального искажения.
Панорамную перспективу используют для монументальной панорамной живописи и в кинематографе для усиления ощущения присутствия зрителя в центре событий.
Перцептивная перспектива.
Перцептивная перспектива.
9) Перцептивная перспектива.
Это сочетание аксонометрии (предметы и объекты первого плана) и линейной перспективы (средний план) в одном произведении. Дело в том, что традиционная линейная перспектива в ситуации, например, показа большого широкого пространства или при раскрытии угла зрения в более широком диапазоне, не справляется с поставленной задачей. Чтобы избежать неудачного сокращения и искажения форм у краёв изображения, художники прибегают к сочетанию разных видов и подходов к перспективным сокращениям.
Нередко линия горизонта тоже смещается по высоте в разных частях картины для усиления эффекта естественного для человеческого глаза восприятия реальности. Особенно это важно при изображении сложной архитектуры и многоуровневых пейзажей.
https://carmelist.livejournal.com/307246.html
Плафонная перспектива.
10) Плафонная перспектива.
Частично напоминает сферическую, но не нарушает устойчивости объектов, сохраняя предметную плоскость в неизменном виде.
Применяется для росписи сводов и потолков, усиливая ощущение пространства, распределяющегося от зрителя во вне.
11) Эллиптическая перспектива.
Вид широкоугольного изображения раскрытия видимого пространства (позволяет раскрыть угол зрения в картинной плоскости до 179,999 градусов. При эллиптической перспективе точка зрения зафиксирована. Это позволяет поместить реального зрителя среди придуманных персонажей максимально точно и естественно.
Подобный вид перспективы применяется в игровой индустрии, в графической криптографии.
Искажённая перспектива (слом перспективы). Художник: Пётр Фролов
12) Искажённая перспектива (слом перспективы).
Это умышленный отказ от перспективных сокращений, искажение их или сочетание множества разных видов перспективы внутри одной работы (3 и более). Обычно это делается для придания неестественности, иллюзорности изображаемым объектам и событиям, для подчёркнутой демонстративной условности изображения. Широко применим слом перспективы (зачастую полный отказ от глубины пространства и распределения условных фигур на плоском поле) в современной журнальной и рекламной иллюстрации (реже книжной).
Итак, обилие самых разнообразных решений трактовки пространства в рисунке или картине даёт огромную свободу выбора художнику. Эта свобода, разумеется основывается на глубоком понимании, знании и практической работе над самыми разными видами перспективы и подчинении их общей идее произведения. Только детальное тщательное изучение и осознанный подход позволят вам управляться с картинной плоскостью по вашему желанию, тактично и умно, а значит, никто не сможет вас упрекнуть в ошибках в перспективе или непонимании основ перспективных сокращений, какие бы они ни были. Это касается не только традиционной живописи или графики, но и современных визуальных отраслей — кино, фотографии, дизайна, рекламы, иллюстрации, индустрии игр и другого. Словом, выбор за вами.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. Покупайте у нас курс «Рисование с нуля до портрета на заказ» в Екатеринбурге. 🙂
Линейная перспектива в искусстве
Точное создание трехмерного изображения на плоской поверхности требует определенных навыков и ноу-хау. Линейную перспективу в искусстве можно определить как процесс создания глубины и объема в рисунке или картине. С линией горизонта, точками схода и объектами, которые словно исчезают вдали. Объекты расположены на плоскости перспективы , поэтому они выглядят так, как будто мы видим их в трехмерном пространстве.
Например, уличная сцена с исчезающими за горизонтом зданиями, постепенно исчезающими вдалеке железнодорожными путями или интерьером комнаты с объектами, расположенными точно так, как их видит человеческий глаз.
В этом руководстве вы узнаете, что такое линейная перспектива и формула включения перспективных плоскостей в чертежи. Таким образом, вы можете создавать реалистичные и точные городские пейзажи, комнатные пейзажи, пейзажи и многое другое.
Отказ от ответственности. Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Определение линейной перспективы
Линейная перспектива — это метод, используемый в искусстве для создания иллюзии глубины и реализма на плоской поверхности. Это делается путем создания точек схода на линии горизонта и рисования сцены сходящимися линиями, которые имитируют то, как объекты кажутся уменьшающимися по мере их удаления вдаль.
Эту технику можно использовать для съемки реалистичных сцен и объектов, а также более абстрактных или стилизованных композиций.
Одноточечная перспектива, двухточечная перспектива и трехточечная перспектива — все это типы линейной перспективы.
Линейная перспектива опирается на визуальные элементы линии и форму для создания видимости глубины.
Терминология линейной перспективы
Линия горизонта
Это воображаемая горизонтальная линия, которая, по-видимому, разделяет объекты на находящиеся над ней и под ней. В трехмерном пространстве линия горизонта находится на уровне глаз, что отделяет небо от земли или моря. При создании рисунка или картины эта линия используется как ориентир для демонстрации уровня глаз зрителя.
Точка схода
Точка схода — это точка на линии горизонта, где сходятся все ортогонали сцены. Обычно он отмечается точкой или крестиком, чтобы художники могли визуализировать его на своих рисунках. Точка схода — это воображаемая точка на чертеже, используемая в качестве ориентира.
Ортогональные линии
Ортогональные линии — это линии, соединяющие переднюю и заднюю части фигур предметов и объектов с точкой схода. Это линии, нарисованные в сцене, которые, кажется, уходят вдаль. Они сходятся в точках схода на линии горизонта. Эти линии используются в качестве направляющих для начала. Нарисуйте части направляющих и используйте их в окончательной форме.
Перспектива в одной точке
На чертеже в перспективе в одной точке имеется единственная точка схода на линии горизонта. Это обычно используется для сцен или объектов, которые находятся перед зрителем и кажутся уменьшающимися по мере удаления вдаль.
Куб, например, будет нарисован так, что его ребра сходятся в точке на линии горизонта. Если бы вы рисовали здание с одноточечной перспективой, в поле зрения была бы одна из сторон здания, а не угол.
Клод Моне: La Rue Bavolle в Онфлёре
После рисования линии горизонта и точки схода следующим шагом будет рисование передней части фигуры. Затем нарисуйте ортогонали, которые соединяются с точкой схода. Это подскажет вам, где расположить заднюю и боковые стороны фигуры по отношению к передней. Этот метод применяется к рисованию в перспективе с одной точкой. Читайте дальше, чтобы узнать больше о двухточечной и трехточечной перспективе.
Двухточечная перспектива
Двухточечная перспектива использует две точки схода на горизонте, чтобы представить, где объекты будут удаляться вдаль.
Две точки схода будут достаточно далеко друг от друга, чтобы перспектива не выглядела искаженной. Например, если вы должны провести линию горизонта посередине вашей поверхности, а затем поместить две точки схода на расстоянии одного или двух дюймов от левого и правого краев бумаги, это даст вам достаточно места для работы. ваш рисунок.
Камиль Коро: Суассоны, дома и фабрика мистера Анри окружающие его здания и объекты.
Двухточечная перспектива также подходит для рисования внутренней части комнаты с точки зрения угла комнаты.
Трехточечная перспектива
Трехточечная перспектива использует три точки схода на горизонте для представления точек схода объектов, которые удаляются вдаль от зрителя.
John Ruskin: The South Side of St Mark
Обычно используется для сцен или объектов, одна сторона которых будет просматриваться под экстремальным углом. Например, с точки зрения высокого здания, смотрящего вниз на вершины зданий. Или с земли глядя прямо на небоскреб. Если вы можете представить себе третью точку схода над или под зданием, потому что здание кажется высоким, то это пример использования трехточечной перспективы.
Этот тип перспективы также можно использовать, чтобы нарисовать комнату с точки зрения взгляда вверх на потолок или вниз на пол.
Как определить, какой тип линейной перспективы использовать
Чтобы определить, какой тип линейной перспективы использовать, вы должны сначала рассмотреть сцену или объект, который вы пытаетесь нарисовать. Он перед вами целиком, например, городской пейзаж? Или он виден только частично, например, если смотреть на здание сверху?
Если вы можете видеть переднюю часть объекта, используйте одноточечную перспективу, если точка обзора смотрит прямо на угол объекта, используйте двухточечную перспективу, а если точка обзора смотрит на угол и сверху или снизу объекта, используйте трехточечную перспективу.
Линейная перспектива История в искусстве
Леонардо да Винчи: Тайная вечеря
Создание произведений искусства с видимостью реализма, перспективы, глубины и объема началось в период Возрождения , и в первую очередь использовалась одноточечная перспектива. До этого времени искусство в основном было сосредоточено на плоских религиозных и мифологических образах, но теперь художники двигались в сторону портретной живописи и более натуралистического стиля представления.
Леонардо да Винчи был художником, который стремился сделать свои работы реалистичными и богатыми символизмом. Он начал использовать технику линейной перспективы, чтобы добавить глубину и объем своим портретным картинам. Вы можете видеть в этом примере «Тайной вечери» да Винчи, точка схода находится прямо за Иисусом, а окна показывают вид сзади. Иллюзия пространства позади Христа подчеркивает его фигуру. Кроме того, свет, идущий из окон, создает более высокий контраст в центре картины, где он был помещен, еще больше подчеркивая его положение, делая его 9-м.0004 фокус шт.
Пространство в искусстве
Пространство является фундаментальным элементом искусства. Он может придать двухмерному произведению глубину, создать иллюзию и подчеркнуть форму. Трехмерность опирается на пространство, чтобы изобразить глубину, что позволяет художникам воплотить свои работы в жизнь.
Гюстав Кайботт: Парижская улица, дождливый день
В искусстве есть разные типы пространства, в том числе позитивное пространство, отрицательное пространство , глубокий космос и атмосферное пространство. Положительное пространство — это область, занятая объектом или фигурой, а отрицательное пространство — это фон, окружающий эту область. Атмосферное пространство используется для создания ощущения перспективы и настроения в картине, например, туманный или облачный день, когда объекты на расстоянии кажутся светлее по цвету по сравнению с объектами переднего плана. Атмосферная перспектива визуализирована цветом и значение , а не с линией и пробелом.
J.M.W. Turner: Wreckers Coast of Northumberland
Чтобы создать трехмерное произведение искусства, художник должен тщательно продумать использование пространства, перспективы и света для достижения ощущения реализма .
Использование системы линейной перспективы мгновенно придаст сцене трехмерную форму, используя только визуальные элементы линии, формы и пространства, без необходимости затенения или цвета. Но добавление значения, цвета и текстуры к сцене добавит глубины и размера. Этого можно добиться, экспериментируя с различными техниками, такими как затенение, добавление теней и включение перекрывающихся объектов в ваши изображения. Кроме того, вы также можете попробовать добавить текстура или мазки, которые добавляют объем вашей работе, делая ее более реалистичной и трехмерной, создавая впечатление детализации. При тщательном планировании и внимании к деталям вы можете создавать прекрасные произведения искусства, которые кажутся солидными и реалистичными.
Советы по композиции с использованием линейной перспективы
Эдвард Хоппер: Ночные ястребы
Для создания привлекательных композиций с использованием линейной перспективы необходимо помнить о нескольких важных вещах. Во-первых, важно учитывать перспективу, которую вы хотите использовать. Так как это повлияет на объекты и предметы на вашем изображении. Обязательно помните о фокусе изображения при планировании композиции. Также имейте в виду, как вы будете вести взгляд зрителя.
Инструменты для рисования перспективы
Инструменты для рисования линейной перспективы включают направляющие для рисования, линейки и другие измерительные инструменты . Кроме того, вы также можете использовать программы или приложения, которые помогают создавать сетки перспективы. Adobe Illustrator имеет функцию сетки перспективы, поэтому вы можете создавать макеты своей сцены перед началом работы. С практикой и экспериментами каждый может научиться осваивать техники линейной перспективы. Используйте эти приемы для создания потрясающих произведений искусства, которые действительно оживают на холсте.
Почему раньше картины выглядели так странно, и как линейная перспектива все изменила
Линейная перспектива упорядочивает кадр, создавая впечатление, что все происходит в реальном пространстве, и направляя взгляд на самую важную часть сцены.
Привет, ребята! Добро пожаловать. Я профессор Лиз (на самом деле не профессор), и это Art 101 (на самом деле не класс), где мы глубоко погружаемся в идею, произведение искусства или историю из мира искусства, которая может быть спорной, необъяснимой или просто просто странно
Сегодня мы говорим о линейной перспективе. Что это такое, как оно сюда попало и почему нас это должно волновать, даже если мы так не думаем? И мы увидим, как линейная перспектива изменила искусство — и тоже стала ловушкой.
Что такое линейная перспектива? По сути, это набор линий, которые обманывают ваш взгляд, заставляя думать, что что-то двумерное на самом деле трехмерно, как картина дороги, бесконечно уходящей вдаль. Это расстояние не реально, малыш! Это довольно фальшиво. Это все еще на плоском куске холста.
Демонстрация линейной перспективы. (CBC Arts)
На самом деле это даже не дорога, хотя это большая история. Но линейная перспектива позволяет вам смотреть вдаль этой картины, которая на самом деле вовсе не является расстоянием.
Как это случилось?
До изобретения линейной перспективы картины выглядели немного странно. Если вы хотели, чтобы кто-то выглядел так, как будто он позади кого-то другого, вы как бы нарисовали его поверх кого-то другого.
«Мадонна с младенцем в величественном окружении ангелов» (около 1280 г.) Чимабуэ. (Christophel Fine Art/Universal Images Group/Getty Images)
У нас было ощущение, что вещи, которые были дальше, казались меньше, а вещи, расположенные ближе к вам, казались больше, но мы не понимали, как сделать это организованно. Но мы попытались. Мы очень, очень старались.
Затем, в 15 веке, художник и архитектор по имени Филиппо Брунеллески придумал жизнеспособную систему для визуализации трехмерного объекта на двухмерной поверхности. История гласит, что примерно в 1415–1420 годах он начал экспериментировать с системой ортогональных линий, сходящихся в точке схода, что позволило ему нарисовать здание, которое выглядело точно так же, как в реальной жизни.
Архитектор Филиппо Брунеллески (слева) и спроектированный им Дуомо во Флоренции, нарисованный художником Чиголи. (Getty Images/Wikimedia Commons)
Так родилась линейная перспектива!
Многие художники начали использовать его, иногда с поразительной точностью.
Это то, что делает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи такой удачной. В этом случае точка схода находится прямо над головой Христа. Линейная перспектива упорядочивает картину, создает впечатление, что она происходит в реальном пространстве, а также направляет взгляд на самую важную часть сцены.
Линейная перспектива в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. (Universal History Archive/Getty Images)
«Святая Троица» Мазаччо использует линейную перспективу настолько точно, что вы можете использовать картину, чтобы нарисовать часовню в реальном пространстве, со всеми персонажами в нужных местах.
А «Вручение ключей Святому Петру» Перуджино заставляет вас почувствовать, что вы смотрите на очень глубокую площадь в центре итальянского города со зданиями на заднем плане, до которых можно дойти пешком или построить.
«Вручение ключей Святому Петру» (1481 г.) Перуджино (Heritage Images/Getty Images)
Многие люди участвовали в этой игре с линейной перспективой. Это стало частью языка живописи. Художники смогли сделать свои работы похожими на вещи из реальной жизни, установленные в реальных пространствах.
Должен отметить, что линейная перспектива была инструментом Запада — и не единственным способом осмысления пространства художниками. Художники Северной Европы использовали такие вещи, как атмосферная перспектива или несколько точек схода.
Алтарь Мероде (1425-1428) Робера Кампена демонстрирует несколько разных точек схода в каждом кадре. (VCG Wilson/Corbis/Getty Images)
китайских художника использовали плоскую перспективу. Европа не центр мира — это всего лишь один из примеров того, как художники обращались с реальной жизнью.
Фрагмент картины Сюй Яна «Процветающий Сучжоу» (1759 г.). (Леон Нил/AFP/Getty Images)
Итак, у художников теперь есть перспективная система, и похоже, что это должно быть концом истории. Мы сделали это! Но получилось не совсем так. Что, если бы существовала машина, которая могла бы сделать каждое изображение идеально перспективным? Войдите в камеру. Примерно после 1820-х годов этот механизм мог выполнять работу по захвату реальной жизни в 2D. Каким-то странным образом камера стала конкурентом, которого художники просто не могли победить. Такие художники, как Пикассо, Матисс и Мондрен, начали бросать вызов системе Брунеллески и создавать картины, которые были вызывающе нефотографичными и не пытались обмануть ваш глаз, заставляя думать, что картина — это окно, через которое вы можете видеть мир.
Но перспектива жила, даже после того, как художники ее демонтировали. Почему вы должны заботиться об этом сейчас, спустя более 500 лет после того, как это началось? Он имеет авторитет. Это говорит о формальной истории живописи. И вы все еще увидите его на изображениях премьер-министров и президентов, на алтарях в церквях и фресках в мэрии. Перспектива — это инструмент традиции.