Содержание
Портрет Льва Толстого Крамской написал по заказу
Портрет Льва Толстого художник Крамской написал по заказу Третьякова
По заказу Павла Третьякова художник Иван Крамской написал портрет Льва Толстого. Однако мало кто знает, что мастер одновременно создал второй портрет великого русского писателя. Он был сделан уже по просьбе супруги Толстого — Софьи Андреевны для семьи писателя и находится в усадьбе в Ясной Поляне.
Как потом вспоминали близкие Льва Николаевича, художник писал с натуры только лицо и руки, всё остальное делалось по памяти. Над портретом, который хранится в Третьяковской галерее, художник начал работать 6 сентября 1873 года и всего за три сеанса добился поразительного результата. Не удивительно, что многие эксперты считают этот портрет лучшей работой Крамского из всех, что были им созданы.
Портрета Толстого в коллекции не было
Известный московский меценат Павел Третьяков очень хотел, чтобы в его коллекции были представлены портреты всех знаменитых писателей, бывших ему современниками. И все должны были быть написаны русскими художниками.
У него уже были портреты Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина. Не хватало Льва Толстого. Однако писатель категорически был против и никак не соглашался позировать. Даже посредничество его друга, поэта Афанасия Фета не помогло.
Тогда Третьяков попросил художника Ивана Крамского лично поехать в Ясную Поляну: «Прошу вас, сделайте одолжение для меня, употребите всё ваше могущество, чтобы добыть этот портрет».
И Крамской отправился выполнять просьбу. Случилось это осенью 1873 года. Как раз в это время Лев Толстой собирался писать роман «Анна Каренина». В тот момент ему ни с кем не хотелось общаться, не говоря уже о том, чтобы позировать для своего портрета. Вот что говорил тогда сам о себе Толстой друзьям: «Я как запертая мельница»… Какие тут портреты, когда самому надо творить. Тут каждая минута дорога.
Но Иван Николаевич обо всём этом не знал и смело отправился в имение. Поселившись рядом в Козельск-Засеке, он часто бывал в гостях у графа, где его принимали очень радушно.
Однако во время первого визита с писателем встретиться не получилось. Родные сказали, что тот отлучился по делам. Художник отправился его искать. По пути ему встретился работник, рубивший дрова. Из разговора выяснилось, что это и был великий писатель…
Художник употребил всё своё влияние
Вначале Лев Николаевич категорично отказался позировать. Крамской, как просил Третьяков, «употребил всё свое могущество». Главным аргументом послужил такой — через тридцать или сорок лет портрет будет обязательно написан, но тогда все будут жалеть, что он не сделан своевременно…
Услышав подобное, писатель призадумался. Заметив колебание, художник вновь пошёл в атаку. «Я начал делать ему уступки, — сообщит Крамской заказчику, — и дошёл до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Сеансы проводились в доме, а сам художник работал сразу на двух холстах. Потом Софья Андреевна напишет своей матери: «У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, и пишет два Лёвочкиных портрета масляными красками… Замечательно похоже, смотреть даже страшно».
Два художника увековечили друг друга
По словам художника, его многое поразило в облике и образе мыслей Толстого. Он почувствовал, что с Толстым происходит что-то важное. Наверное, именно поэтому ему удалось уловить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину».
В своём письме к Илье Репину художник скажет: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провёл с ним несколько дней и, признаюсь, был всё время в возбуждённом состоянии даже. На гения смахивает».
Надо сказать, что художник и модель понравились друг другу. Более того, Льва Николаевича очень увлекла «очень хорошая и художническая натура» Крамского.
Во время длительных сеансов они много общались. Говорили об «избрании пути» в жизни и искусстве, «старых мастерах», новом отношении к живописи, правде творчества и просвещении народа… К слову, некоторые из этих разговоров потом нашли своё отражение на страницах романа «Анна Каренина», а сам Крамской там показан под именем художника Михайлова…
Вот так эти два художника увековечили друг друга для потомков навсегда. Ну а мы можем видеть портрет Льва Толстого в Третьяковской галерее, а при желании съездить в его усадьбу под Тулой, чтобы лишний раз убедиться — обе работы великолепны!
Наталья Швец
Репродукция портрета Льва Толстого работы Ивана Крамского
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Особое место среди портретов занимает эта работа Ильи Репина»
Толстой Лев Николаевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
Лев Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.
«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»
Автор неизвестен. Портрет Николая Толстого. 1823. Изображение: wikipedia.org
Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru
Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org
Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.
В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань. Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет. Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.
В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.
Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты. Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним — в деревню на берегу реки Терек.
На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.
В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество».
«Главное — литературные труды»
Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru
Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru
Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru
В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь — эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом — «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.
В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург. Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все». В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» — эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.
Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара», закончил трилогию повестью «Юность». Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.
Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru
Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru
Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org
Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки», а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное — литературные труды, потом — семейные обязанности, потом — хозяйство… А так жить для себя — по доброму делу в день и довольно».
В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. Через год после их открытия писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах и «как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других». Через девять месяцев европейского путешествия он вернулся в Россию. Толстой хотел создать свою систему образования в яснополянской школе: он упразднил все правила дисциплины и отменил педагогические программы. В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен.
«Любить и быть так счастливым»
Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru
Лев Толстой за работой. Изображение: regnum.ru
Лев Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. 1902. Изображение: regnum. ru
В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.
В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.
К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.
Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года. Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».
«Довольствоваться малым и делать добро другим»
В начале 1880-х годов, на вершине успеха, Лев Толстой отрекся от своего литературного прошлого и от идеала семейной жизни — для него начался период духовного и нравственного поиска. Толстой писал философские трактаты, в которых рассуждал о жизни, искусстве и религии. Среди них — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».
Писатель отказался от догматов Русской православной церкви и даже создал свою версию Евангелия. Он объединил четыре Евангелия в одно, убрал все, с чем он не соглашался, например все рассказы о чудесах, и оставил только слова Христа. То, о чем писал Толстой, не стало абстрактной философией: он намеревался жить в соответствии со своими словами.
Под влиянием идей Льва Толстого в России возникло целое религиозно-этическое течение — толстовство.
Кроме трактатов, Толстой писал и художественные произведения: повесть о поиске смысла жизни «Смерть Ивана Ильича», повесть о праведном затворнике «Отец Сергий», пьесу о безысходности «Живой труп», повесть о трагической гибели наиба Шамиля «Хаджи-Мурад».
В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение». В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.
Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться».
Лев Толстой в преклонных годах. Изображение: regnum.ru
Лев Толстой. Снимок Сергея Прокудина-Горского. Изображение: news.boyarka.name
Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru
В этот период семейные отношения Толстых оказались в глубоком кризисе — во многом из-за дружбы Льва Толстого с Владимиром Чертковым, которого Софья Толстая называла дьяволом: «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений».
Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.
Еще больше материалов о Льве Толстом — в нашем спецпроекте к 190-летию со дня рождения писателя
Tolstoy Portrait — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
80 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Первый цветной портрет Льва Толстого и другие удивительные цветные фотографии царской России (1908 г.
) и другие исторические персонажи. Оставь их в покое! они ворчали. Прошлое они хотели оставить черно-белым. Но это не так легко сделать, когда некоторые фотографии — будь то августейшие особы вроде Льва Толстого вверху или простые безымянные крестьяне внизу — всегда обрабатывались в цвете. Образ Толстого датируется 1908, за два года до его смерти, но процесс намного старше, и успешные цветные фотографии, а не просто раскрашенные вручную раскраски, восходят как минимум к автохромам братьев Люмьер конца 19 века.
Метод, который дал нам Толстого в цвете, заключался в том, чтобы сделать три фотографии — с красным, зеленым и синим фильтром — а затем проецировать полученные отпечатки через фильтры того же цвета. Эта процедура восходит к экспериментам шотландского ученого Джеймса Клерка Максвелла 1861 года, которые проверили несколько более ранних теорий. Фотографии, которые вы здесь видите, являются работой ученого и изобретателя Сергея Прокудина-Горского, который усовершенствовал проекционный метод до такой степени, что, как он писал в письме Толстому с просьбой позировать, ему требовалось только «от 1 до 3 секунды, чтобы сделать снимок». Таким образом, это не будет «чрезмерно утомительным» для восьмидесятилетнего романиста, которому скоро исполнится 80 лет.
Толстой, конечно, был национальным институтом и оправдывал более раннюю попытку цветного портрета анонимного любителя, на которого ссылается Прокудин-Горский в своем письме-запросе. Первая попытка, как предполагает изобретатель, была неудачной. Заявляя о себе как о специалисте по «фотографии в естественных цветах», самоуверенный предприниматель уверял писателя, что сможет добиться «отличных результатов» с «точными цветами». «Мои цветные проекции, — писал он, — известны и в Европе, и в России». Прокудина-Горского приняли и дали два дня на несколько цветных фотографий, хотя сохранились ли другие, я не знаю. Известно, что портрет появился в журнале 19 августа.08 выпуск Известия Русского технического общества как «первый русский цветной фотопортрет». Журнал предложил изображение в честь предстоящего празднования 80-летия Толстого, написав:
Наш журнал, как чисто технический, не может почтить этого маститого представителя русской мысли и слова специальными статьями.
Желая, однако, принять участие в общем празднестве, редакция […] решила опубликовать в этом, своем августовском номере, новейший портрет Толстого, являющийся последним словом в фототехнике. Портрет был сделан на месте и в естественных цветах, достигнутых только техническими методами, без использования кисти или инструмента художника.
Прокудин-Горский выразил благодарность писателю, отправив ему по почте фотожурнал, содержащий «множество картин, сделанных в моих мастерских по моим фотографиям». Возможно, другие фотографии, которые мы здесь видим, содержались в этом журнале. Прокудин-Горский имел все основания гордиться своей работой, а Русское техническое общество — всеми основаниями ее одобрять. Фотографии потрясающие.
Некоторые фотографии, как портрет Толстого, имеют живописный, почти импрессионистический характер. Другие, как 1911 деревенских сцен с Николаевским собором вдалеке, имеют почти такую же глубину резкости и мелкозернистую четкость, как и 35-мм пленка. А некоторые, как и уже мультяшная структура ниже, имеют почти галлюцинаторное качество компьютерной графики. Метод не был идеальным — даже при таких коротких выдержках испытуемые должны были оставаться абсолютно неподвижными. Если они двигались, результатом был жуткий эффект двойной экспозиции, который вы видите на среднем расстоянии от полевых рабочих, сфотографированных выше. Но в целом эти фотографии просто поражают своей четкостью и достоверностью.
Вы можете увидеть гораздо больше изображений Прокудина-Горского в этой онлайн-галерее, которая включает в себя более дюжины фотографий русских рабочих начала ХХ века, пейзажей и автопортретов. Работа Прокудина-Горского также сохраняет образы различных восточноевропейских народов в традиционной одежде — например, последнего эмира Бухары, ныне Узбекистана, внизу в 1910 году. Многие из этих групп оказались на грани культурного исчезновения в ближайшие годы советского империализма. Невольно Прокудину-Горскому удалось прекрасно запечатлеть самый конец царской России, наиболее остро символизированный для очень многих россиян их престарелым литературным героем, день рождения которого мы сегодня вновь отмечаем.