Содержание
Композиция в рисунке. Основы композиции в учебном рисунке. — Ghenadie Sontu Fine Art
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным — мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным — эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным — архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства — дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.
Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.
Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.
Композиция — это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции — это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония.
Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.
В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.
Рис.28
Хорошим упражнением для развития композиционного видения может послужить такой прием. Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно его размеру и форме (рис. 28). Тогда вы получите композицию пятна. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой. Вопрос в том, как соблюдены правила и приемы размещения предметов на листе. Наиболее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой-либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите рисунок предмета.
По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу «от простого к сложному», включив в компоновку два и более предметов. Таким образом закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем. Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения. Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Баттиста Альберти: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины».
При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги.
5. Определить центр композиции.
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
7. Выявить объем предметов посредством светотени.
8. Обобщить и завершить работу над композицией.
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, подбираются в соответствии с определенным сюжетом или темой. По тому, как составлена учебная постановка, можно предопределить будущую композицию, ибо сама постановка, в некотором смысле, уже есть композиция.
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и о его расположении, пропорции и других изобразительных моментах в процессе рисования чревато лишь срисовыванием или механическим переносом предметов постановки на бумагу. Постановка предметов, включенных в композицию, может быть не совсем удачной. В одном случае они могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом — плохо просматриваться в глубине постановки (т.е. за крупным предметом) или предмет может иметь незнакомую конструкцию и т. п. Поэтому изучение натурной постановки является непременным условием на протяжении всего учебного рисунка. Композиционная задача решается не всегда легко и просто, приходится порой затрачивать много сил и времени, особенно, когда перед нами сложная постановка. Перед тем, как сесть за ту или иную постановку, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности выявить наиболее выгодные положения (а их, как правило, немного). Поэтому следует заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.
Рис.29
3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
Правильность компоновки предметов изображения прежде всего зависит от формы предметов, составляющих постановку, и их размерных величин (рис.29). В данном случае имеется в виду один предмет. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально. Это связано с закономерностью зрительного восприятия. В каждом отдельном случае расположение листа к модели выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. Во всяком случае, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.
4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа.
Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на полях или отдельном листочке). Для этого необходимо определить место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. При компоновке группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом. После чего намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Они нужны для размещения изображения натурных постановок. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих этих случаях нарушается композиция.
Рис.30
5. Определить центр композиции.
Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, т.е. серединная часть целого. Под зрительным центром понимается наиболее выделяющаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд. Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным, во многом это зависит от расположения главного, основного предмета, вокруг которого группируются остальные, а также от выбора точки зрения. Композиционный центр на листе определяется так называемым центральным лучом (крестообразной пометкой), полученным условным симметричным делением формата путем проведения вертикальных и горизонтальных линий. Пересечение двух линий можно считать центром композиции, заключенным в пределах зрительного поля. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, масштаба и направления тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было «ни убавить, ни прибавить» в пределах отверстия (рамки «формата»). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи (рис. 30).
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
Построение предметов на плоскости бумаги следует начать с определения их мест в пределах границ, отведенных им ранее. Определение этих мест осуществляется легким касанием карандаша, при этом намечаютобщими овалами места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов (рис.31). Затем на листе намечают общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве. В последующем, при построении конструктивной основы форм предметов, необходимо обратить особое внимание на перспективное изображение оснований предметов, т.е. на расположение их следков на плоскости стола и расстояние между ними. При этом следки оснований не должны накладываться, а края выступающих поверхностей предметов врезаться друг в друга. Кроме того, расстояния между предметами должны быть логически выдержаны.
Рис.31
7. Выявление объема предметов посредством светотени.
Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые контрасты, а затем — полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Нельзя забывать, что работа над выявлением объема предмета тоном — это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Об этом, к сожалению, часто забывают, находясь в плену у натуры. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, уточнять их пропорции, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном ~ это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.
Рисование тоном требует развитого чувства формы и цельного видения. При штриховке целесообразно класть тон штрихами по форме предмета. Такое направление штриховки в рисунке дает хорошую рис 31 возможность добиться объемности формы предмета.
Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Такой подход не означает, что деталями полностью пренебрегают. Не следует также делать их «камнем преткновения». Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.
8. Завершение и обобщение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.
Схемы поиска композиционного равновесия на примере пятна-окружности на листе бумаги
Рис. 32. Плоскостные композиции из геометрических фигур
Рис.33. Объемно-пространственные архитектурные композиции
In Art, Академический рисунок, Обучение искусству, Рисунок*, Школа Искусств
Tags учебный академический рисунок, учебные пособия, Композиция, изображение предметов на листе бумаги, Основы композиции, композиция рисунок, Методическое пособие, Учебное пособие, Компоновка, композиционный центр рисунок, Композиция в рисунке, Основы композиции в учебном рисунке, рисунок живопись композиция, композиция карандашом рисунок, школа рисунок, картина композиция, композиция основа, объемно пространственная композиция рисунок, построение рисунка композиция
Композиция в рисунке и живописи: 6 основных положений
В свое свободное время легендарный акварелист Эдгар Уитни описал и составил перечень самых эффективных композиций для рисования. Он оценил первоначально видимую массу по размеру и тональности, так же как и по положению, и разработал шесть визуальных расположений, которые присутствуют в самых успешных картинах. В качестве вспомогательного средства для составления композиций картин, эти расположения были переданы его студентам, включая Тони Коуч, который написал о них в своей книге «Акварель: ты сможешь!».
Распространенные композиционные положения
Что мы можем видеть здесь – символы первого впечатления о картине. Нечеткие силуэты и тональности, которые первыми привлекают внимание к вызвавшей интерес картине, не подлежат обсуждению. Здесь я представляю шесть композиционных расположений, изображенных геометрически, но перед этим были проанализированы сотни рисунков мистера Уитни, чтобы эти композиционные подсказки могли подойти к различным темам и жанрам.
Это расположения, компоновки масс и форм для художников, которые чаще всего привлекают внимание. Они могут применяться для живописи на пленэре так же как и для рисования фигур. Обдумайте их, и может быть, они послужат источником вдохновения, когда вы возьмете в руки карандаш, кисть, стилус или компьютерную мышь.
Шесть распространенных композиционных положений
Темные силуэты на белом фонеСветлые силуэты на темном фонеБольшой темный силуэт, маленький светлый силуэт, фон средней тональностиБольшой светлый силуэт, маленький темный силуэт, фон средней тональностиОбщий переходный оттенок
Теперь попробуйте!
Композиция: правило трети
Находим визуальную золотую середину
Так уж случается, что когда вы разделяете ваши горизонтальные и вертикальные плоскости на трети, используя две параллельные линии в двух направлениях, на вашем художественном «игровом поле» происходит что-то интересное. Использование этой системы координат из девяти панелей впервые замечено в эпоху Возрождения.
В 1797 г. Д. Т. Смит писал о правиле третей для пейзажей в своей книге «Наблюдения о сельских пейзажах». Он настаивает на том, что 1/3 (одна треть) картины должна быть предусмотрена для земли и воды, а верхние 2/3 (две трети) должны быть использованы для воздуха и неба. Треть в основании, отведенная для земли и воды снова разделяется на трети, нижнюю треть занимает земля, и оставшиеся две трети – вода. Д. Т. «Антиквариат» Смит был современником английского акварелиста Джона Констебла (1776 – 1837).
- Пропорции по правилу третей напоминают пропорции по правилу золотого сечения и приближены к его математическому разделению.
- Получившиеся «золотые середины» в целом хорошо подходят для того, чтобы поместить основной фокус, изменения композиционных направлений, точки темного контраста или света, или другие интересные предметы.
Разделяем предметы
Используя всего 4 линии, создать систему координат из девяти панелей – это определение правила третей. Четыре получившиеся точки пересечения линий имеют особую важность и оказывают влияние на зрительное восприятие человека.
Построенная с помощью этой геометрии композиция должна вызывать всеобъемлющее чувство визуального удовольствия, острый интерес и определенное «чувство правильности».
Правило требует, чтобы вы поместили объект, вызывающий интерес, в одном из пересечений, которые я буду называть золотыми серединами, и организовали хорошую композицию, основываясь на этих ключевых точках.
С другой стороны, если вы пробуете рисовать скетчи и учитесь рисовать предметы, вы можете изображать в середине страницы столько, сколько хотите…
Середина? Нет
Если вы создаете композицию рисунка или картины, вы должны сделать ее интересной и, как минимум, немного увлекательной для наблюдателя.
Старайтесь не помещать ключевые объекты в середине картины. Композиция получается очень статичной, не вызывает каких-либо эмоций у наблюдателя.
Примечание: некоторые из вас увидят в этом «правиле» личное оскорбление их творческих прав и попытаются доказать мне обратное. Я тоже так делал.
Немного лучше
Резкие перемены происходят, когда мы передвигаем фокус в «золотую середину», в соответствии с правилом третей. Эти изменения представляют больший интерес благодаря тому, что они компенсируют точки фокуса сверху и слева. Это оставляет передний план для рассмотрения второстепенных объектов, таких как волны.
Но не совсем так. Линия горизонта лежит слишком близко к реальному горизонту.
Маяк
Резкие перемены… подождите, я это уже говорил. Я сопоставил дальнюю береговую линию с первым горизонтальным разделением и сдвинул изображение влево и вверх. Это обеспечивает более приятный для взгляда баланс, поэтому эта версия более динамична, чем версия номер 2.
В этом примере я перевернул классические разделения пейзажа Д. Т. Смита, используя нижние 2/3 (две трети) для земли и воды и оставляя 1/3 (одну треть) для воздуха и неба.
Применение правила третей при составлении ваших композиций может помочь вам избежать наиболее явных и очевидных дизайнерских ошибок.
Теперь попробуйте!
Композиция: правило «S»
Длинная и извилистая дорога
Изящная кривая – один из самых надежных способов вызвать интерес и добавить глубины в композицию пейзажа. Когда мы видим форму «S», в нашем поле зрения это обычно извилистая дорога, или дорожка в саду, или тропинка в лесу. Края кривой ведут нас прямо внутрь картины.
Дороги, тропинки, реки, ручьи и дорожки зовут нас за собой. Это то, что ведет людей.
Прямо и вперед?
Возможно, это самый быстрый маршрут, соединяющий две точки, но прямая линия шоссе не очень интересна. Она статична и не приглашает наблюдателя в композицию. Ваш взгляд двигается в том направлении, в котором его ведут прямые линии дороги. Нечего интересного. Очень прямо, но не завлекает.
Конечно, это может быть сделано так. Тогда вам нужно замедлить прогулку взгляда вдоль улицы с помощью элементов, которые привлекают взгляд. Или вы можете организовать значительную компенсацию в конце этой дороги, как например ковбой, скачущий по направлению к пылающему закату.
Воскресная поездка
Извилистая и закрученная форма «S» тянет вас за собой своей волнообразной формой. Старая тропинка или недавно вытоптанная, приглашает как минимум на воображаемую прогулку, вызывает желание немного заглянуть вперед.
Извилистая дорога зовет вас на экскурсию по остальной композиции, приглашая вас насладиться переплетением форм и элементов, находящихся в динамике композиции.
Тропинка
Это образец тропинки, ведущей вас внутрь картины. Я часто использую часть формы «S» «вверх до поворота», композиционный прием, который я применил в этой картине.
Тропинка появляется из-за больших теней деревьев. Она ведет вас внутрь картины и ведет вас за край, туда, где вы видите сияющую листву, дальше над тропинкой.
Теперь попробуйте!
Источник: Ссылка
Поделиться статьей:
Что такое композиция в фотографии?
Это глава 2 нашего учебного пособия, состоящего из нескольких частей, Композиция в фотографии , в котором вы узнаете, как максимально эффектно скомпоновать фотографии. В этой части руководства я дам определение композиции и объясню, почему это такой мощный инструмент для получения более качественных фотографий.
NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 100, 1/640, f/3,5
Содержание
Определение композиции
Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы принимаете осознанные решения о том, какие элементы включить или исключить. Вы также решаете, как расположить объекты в кадре. Итак, что такое композиция? Это просто расположение элементов на вашей фотографии.
Я знаю, что многие люди имеют более сложные определения композиции, но меня поражает, что они только еще больше запутывают. В конце концов, все, что вы слышите о композиции, сводится к расположению элементов на вашей фотографии и тому, как это расположение делает фотографию успешной или неудачной.
Конечно, запечатлеть хорошую композицию далеко не просто. Но это еще одна причина, чтобы все было просто, когда это возможно. Если вы не знаете, с чего начать при создании фотографии, вернитесь к основам. На вашей фотографии есть вещи; ваша работа состоит в том, чтобы организовать их.
NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1/1600, f/1,4
Самый сильный способ видеть
Следующий вопрос как эффективно расположить элементы на фотографии. расположите их таким образом, чтобы выявить смысл.
Например, представьте себе следующую фотографию: Тень — это линия, ведущая к вазе с цветами; ваза того же цвета, что и настенные часы; стрелки часов указывают на тень.
Разве это не похоже на преднамеренное фото? Всего двумя инструментами — линиями и цветами — фотографу в этом гипотетическом случае удалось связать воедино разные объекты и придать им больше смысла.
Одна из моих любимых цитат о фотографии: хорошая композиция — «лучший способ видения». Кто это сказал? Никто иной, как Эдвард Уэстон, один из лучших фотографов всех времен и мастер композиции.
Эмоции
Применить на практике «самый сильный способ видения» непросто, но я считаю, что все сводится к эмоциям. Подумайте об этом так: ваша композиция должна дополнять ваш предмет. Если вы фотографируете интенсивную апокалиптическую грозовую тучу над головой, не стесняйтесь устраивать интенсивную апокалиптическую композицию! Получите их эмоции на той же странице.
Если вы не знаете, как запечатлеть насыщенную композицию, не волнуйтесь. Во-первых, это руководство на 90% отвечает именно на этот вопрос. А во-вторых, все на удивление интуитивно понятно. В этом конкретном примере со штормом интенсивная композиция может быть такой, где горизонт находится вдоль нижнего края фотографии, а небо заполнено резкими, драматичными линиями и тому подобными вещами. Вы можете зайти так далеко, чтобы повысить контрастность при постобработке, чтобы сделать эффект еще сильнее.
В конечном счете, я считаю полезным иметь в голове те же два вопроса, когда я делаю снимок: «Какие эмоции испускают мои объекты? И как мне организовать свою композицию, чтобы она вызывала те же самые эмоции?»
NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 360, 1/50, f/1,4
Структура
Ваша композиция также определяет путь взгляда зрителя по фотографии. Даже если вы не можете знать точный путь, по которому пойдет взгляд зрителя, вы можете подтолкнуть вещи так или иначе.
Хотите, чтобы ваш зритель обратил больше внимания на горы на заднем плане изображения? Ищите линии на переднем плане или небе, которые указывают на них. Или подождите, пока свет на закате не осветит горные вершины ярким цветом. Делайте все возможное, чтобы горы привлекли внимание зрителей.
Мне всегда было интересно, как наши глаза бессознательно скользят по фотографии. Например, мы интуитивно следуем по траектории линий на изображении, особенно по прямым линиям. Более того, мы тратим много времени на просмотр объектов и переходим от одного важного объекта на фотографии к другому. («Важным объектом на фотографии» может быть что-то вроде лица человека или области высокой резкости и контраста.)
Я не выдумываю эти идеи на пустом месте. Взгляните на это подробное исследование, в котором отслеживалось, как глаза людей скользили по различным произведениям классического искусства, и даже сравнивалось, как двигались их глаза после перестановки одного или двух элементов. Если вы найдёте время, чтобы кликнуть по этому исследованию, вы увидите кое-что, что я нахожу особенно интересным: даже небольшая перестановка почти всегда имела каскадный эффект. Например, вырезание темного левого края картины Рембрандта привело к тому, что люди стали больше смотреть на стену на заднем плане с противоположной стороны картины.
Это сила композиции. Изменяя расположение некоторых элементов здесь и там, вы меняете всю структуру фотографии — и, следовательно, то, как взгляд зрителя движется по изображению.
NIKON D7000 + 17-55 мм f/2,8 @ 55 мм, ISO 640, 1/10, f/2,8 . И нет, я не говорю о перемещении вашего объекта в Photoshop постфактум. Я даже не говорю о перемещении вещей в студии, где у вас есть полный контроль над вашей фотографией.
Вместо этого в любое время, когда вы делаете снимок, простое изменение положения камеры и фокусного расстояния может оказать огромное влияние на получаемую композицию. Хотите дерево больше горы? Сделанный. Просто подойдите поближе и используйте широкоугольный объектив.
NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/4, f/16,0
Широкоугольный, стоя вблизи.
Хотите внушительную гору и дерево поменьше? Это так же просто. Отойдите и используйте телеобъектив.
NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 0,6 секунды, f/16,0
Телефото, стоит подальше. (Это то же самое дерево.)
Очень часто я вижу, как фотографы устанавливают штатив на уровне глаз и вообще не двигают его. Они сделают 100% своей композиции, ослабив шаровую головку на штативе, направив камеру вокруг, а затем зафиксировав шаровую головку, когда они будут удовлетворены.
Не скажу, что этот метод обречен на плохие фотографии, но он упускает огромную часть композиции! Если ваш штатив останется на том же месте, вы не сможете изменить относительные размеры или относительное положение объектов, которые вы снимаете. Это много творческих инструментов на ветер.
Итак, пока вы читаете оставшуюся часть этого руководства, я рекомендую время от времени напоминать себе кое о чем: у вас есть исключительный контроль над композицией фотографии… и, следовательно, над эмоциями на фотографии. Используйте
Следующие шаги
Теперь, когда вы имеете представление о том, что такое композиция и почему она так эффективна, пришло время взглянуть на имеющиеся в вашем распоряжении конкретные инструменты, которые помогут создавать более качественные фотографии. Итак, нажмите ниже, чтобы перейти к Глава 3: Элементы композиции .
Перейдите к главе 3: Элементы композиции
10 элементов композиции в фотографии
Иногда полезно сделать шаг назад от более широких дискуссий о творчестве и взглянуть на действительно фундаментальные элементы композиции. Хотя в искусстве в целом существует бесчисленное множество элементов композиции, в этой статье рассматриваются десять наиболее важных, характерных для фотографии — критических частей почти каждой вашей фотографии. Они делятся на две основные категории: объекты и их отношения. Это не что иное, как строительные блоки творчества.
Прежде чем начать, я хочу упомянуть, что мы только что отсняли реальную сводку этих десяти элементов композиции. Настоятельно рекомендуется, если вы любите смотреть видео с фотографиями!
Содержание
Объекты
Первые шесть элементов композиции — это просто различные типы объектов, которые вы можете найти на фотографии, от простых до сложных. Эти элементы не зависят ни от чего другого на фотографии, ни от границ самой вашей композиции. Каждый объект на вашей фотографии демонстрирует эти характеристики в той или иной степени, иногда явно, а иногда скрыто.
1. Точки
Простейшим элементом композиции является точка.
Очки немного обманчивы; математически они имеют нулевые размеры. С фотографией мы немного снисходительнее. Точка — это просто небольшая область интереса на фотографии или пересечение областей интереса.
Звезды на небе на фотографии — это «точки», как и расфокусированные источники света на заднем плане. То же самое относится и к месту, где две горы встречаются, создавая пересечение, которое притягивает взгляд зрителя.
Точки важны в фотографии, потому что они являются одним из основных способов привлечь наше внимание — добавить интереса к определенной области.
Какой элемент на фотографии ниже привлекает ваше внимание больше всего? Ответ должен быть сразу ясен:
NIKON D800E + 70-200mm f/4@100mm, ISO 100, 1/100, f/8.0
Это, конечно, пик бархана – точка. В нем есть гравитация. Наши глаза следуют линиям склона и оказываются в одном и том же месте.
Если вы усвоили, что точки могут привлекать взгляд зрителя и привлекать внимание, вы, вероятно, хорошо понимаете, почему они так важны в фотографии; они помогают придать фото структуру. Но задержите эту мысль на минуту и вернитесь к ней в разделе «Отношения» позже. А пока я расскажу о следующем простом элементе композиции: линиях.
2. Линии
В отличие от точек, которые привлекают внимание зрителя, линии больше похожи на путь, по которому зритель должен следовать. Или они являются границей: например, граница между небом и землей.
Как и точки, линии в фотографии не определяются так жестко, как линии в геометрии. С фотографической точки зрения все, что соединяет две части фотографии или простирается по всей композиции, является линией. Это включает, например, кривую дорогу или неровный горный хребет. Даже нечеткий, слегка очерченный край облака обычно представляет собой линию.
Линии также выполняют важную функцию , соединяя два разных элемента вашей фотографии. Они могут придать изображению структуру, что является важной частью придания изображению преднамеренного и преднамеренного характера. Путь, ведущий от переднего плана к заднему, создает ощущение связи изображения.
Иногда линии на фотографии являются воображаемыми, но они все еще существуют. Представьте себе портрет ребенка, смотрящего на игрушечный грузовик. Пространство между ребенком и грузовиком может быть «пустым», но зритель все равно знает, что оно важно. Есть линия — связь между двумя элементами фотографии, которая делает каждый из них более эффектным.
Линии не имеют того же веса, что и точки. Вместо этого они соединяют точки, разделяют их или направляют взгляд зрителя к тому, что вам нужно. Это делает их одними из самых важных элементов композиции.
NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 1/25, f/11.0
3. Формы
Теперь переходим от простых элементов композиции к сложным. Формы могут быть любыми, от полумесяца до формы улыбающегося лица. Каждая разновидность формы оказывает свое эмоциональное воздействие на фотографию, и обобщать невозможно. Круг может быть умиротворяющим, сердце вызывающим воспоминания, треугольник динамичным и так далее, но единственное, что можно сказать о каждой форме, это то, что они обладают способностью привлекать наше внимание.
Иногда формы — это просто сами объекты. Если вы фотографируете солнце, оно имеет круглую форму. В других случаях формы более концептуальны, например, изогнутое облако над изогнутой долиной, которое придает всей фотографии круговую композицию. Оба типа фигур имеют значение. Первый привлекает внимание; второй придает фотографии ее структуру.
В фотографии следите за формами на фотографии, очевидными или абстрактными. Помните, что они очень сильно привлекают наше внимание — особенно простые формы, а также фигуры людей и животных. Составьте свои фотографии соответственно.
NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/60, f/8,0
4. Текстура
Текстура объекта играет важную роль в определении его эмоционального воздействия, а также степени внимания к нему. рисует.
Какое настроение у вас возникает, когда вы фотографируете гладкую гальку и туман с долгой выдержки на море? Как насчет зубчатых, грубых гор в высококонтрастном свете?
Иногда сами текстуры могут быть предметом вашей фотографии, например, узоры на песке или волны воды. Однако чаще текстуры представляют собой отдельные элементы большой фотографии, которые либо придают объекту объем, либо заполняют промежутки между объектами.
Области с большей текстурой обычно привлекают дополнительное внимание. Иногда слишком много текстуры в «неважных» областях фотографии может отвлекать, делая общую фотографию слишком сложной. В других случаях текстура придает вашему объекту решающее ощущение объема, например, заполняет форму горного ландшафта.
NIKON D810 + 70–200 мм f/2,8 @ 70 мм, ISO 160, 1/500, f/11,0
5. Цвет
Помимо черно-белой фотографии — это самостоятельный творческий выбор — цвет имеет большое значение для композиция фото, а также настроение.
Каждый цвет привносит в фотографию свои эмоции, и эта тема может заполнить гораздо больше, чем это небольшое пространство здесь. Тем не менее, наиболее важным отличием, которое вам нужно знать на данный момент, является отличие теплых цветов от холодных цветов .
Теплые цвета: красный, оранжевый и желтый. Они активны, прыгают на передний план изображения и передают больше движения и волнения. Я не просто имею в виду, что они метафорически прыгают вперед; если вы поместите ярко-красную точку на ярко-синий фон, многие люди искренне воспримут красную точку как более близкую к зрителю, почти отбрасывая тень позади нее.
Холодные цвета противоположны: зеленый, синий и фиолетовый. Это более спокойные цвета, немного более мягкие по своей природе. Синий и зеленый, в частности, являются наиболее распространенными цветами в природе; голубое небо или зеленое поле передают обнадеживающее и успокаивающее сообщение. Но холодные цвета также появляются в условиях низкой освещенности, даже в тенях в солнечный день, поэтому они создают ощущение темноты, которое может быть особенно сильным, например, на фотографиях шторма.
Когда вы компонуете свои фотографии, распознавайте содержащиеся в них цвета и старайтесь использовать их сильные стороны в своих интересах. Часто сочетание теплого цвета с холодным цветом создает интересное ощущение контраста, что делает изображение привлекательным. Точно так же фотографии только с одним или двумя доминирующими цветами представляют собой очень унифицированное сообщение — сообщение, которое может быть очень успешным, если оно создано с осторожностью.
NIKON D7000 + 105mm f/2. 8 @ 105mm, ISO 100, 1/40, f/6.3
6. Тон
Еще одним важным элементом композиции является тон , как для отдельных объектов, так и для фотографии в целом. Хотя тон может относиться к оттенкам и интенсивности цвета, он также относится к яркости и темноте изображения, а также к его контрасту.
Эту же концепцию можно описать несколькими другими словами, но я предпочитаю «тон» из-за его связи с музыкой. Фотографии, в которых успешно используется тон, будут нести взгляд сквозь поток фотографии — почти так же, как музыкальные тона переносят слушателя через взлеты и падения выступления.
Яркие области фотографии привлекают внимание. То же самое относится и к тем, у кого высокая контрастность — как низкая контрастность (резкость), так и более широкое сопоставление светлого и темного.
На более общем уровне тона фотографии также меняют общие эмоции. Более темные фотографии, как правило, скрывают больше вашего объекта, придавая ему загадочный, насыщенный и даже утонченный вид. Яркие фотографии более эфирные и оптимистичные.
Конечно, многие из этих факторов можно очень легко настроить в программе постобработки. Лично я часто затемняю углы изображения, чтобы привлечь внимание к центру. Я также «осветляю и затемняю» (осветляю и затемняю) отдельные элементы фотографии, которые хочу подчеркнуть или затемнить. Если на вашей фотографии есть отвлекающие факторы, один из самых простых способов заставить ее привлекать меньше внимания — просто немного затемнить ее или снизить контрастность.
Итак, обратите внимание на тона вашей фотографии, как в поле, так и при постобработке. Они контролируют то, как зритель движется по фотографии, а также эмоции, которые фотография передает.
NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1 секунда, f/11,0
Взаимосвязи
Другие элементы композиции относятся к другой категории: взаимосвязи. Четыре элемента, приведенные ниже, не применяются к отдельным объектам на фотографии, а показывают, как различные части фотографии взаимодействие .
7. Расстояние
Простейшим отношением между элементами композиции является расстояние между ними.
Расстояние имеет значение по нескольким причинам. Для начала, если некоторые из ваших объектов расположены слишком близко друг к другу — или если один объект пересекает другой — результаты могут отвлекать. Я часто стараюсь немного перемещаться, чтобы у каждой важной части фотографии было свое «передышко».
Помимо этого, расстояние также относится к понятию формирует , как упоминалось ранее, или, в более широком смысле, структуру. Наиболее распространенными композиционными структурами являются просто линия (соединяющая две области интереса) и треугольник (три). Но по мере того, как вы добавляете все больше и больше предметов, а также играете с расстояниями между ними, вы будете создавать композиции со значительно более сложной структурой.
Композиция на фотографии ниже примерно представляет собой пятиугольник — результат того, что солнце и разные точки гор находятся на правильном расстоянии друг от друга:
NIKON D7000 + 17–55 мм f/2,8 @ 34 мм, ISO 100, 1/2500, f/5,6
Также помните о расстоянии между объектами и краем кадра. Часто я вижу очень хорошие фотографии, поврежденные чем-то незначительным, например, горная вершина, которая почти касается верхней части фотографии, отвлекая внимание от остальной части композиции. Следите за краями своих фотографий в поле; они являются одними из самых важных частей.
Хорошей новостью является то, что у вас почти всегда есть большой контроль над расстояниями между объектами в вашей композиции. Просто двигайтесь; приблизиться к объекту или отдалиться. Приложите усилия, чтобы уловить эмоциональное сообщение, которое вы имеете в виду, и вы, естественно, получите хорошие результаты.
8. Баланс
Следующим элементом композиции является баланс, тесно связанный с понятием визуального веса. Визуальный вес не сложен; это просто количество внимания, которое привлекает каждый объект на вашей фотографии. Каждая часть вашей фотографии имеет определенный визуальный вес.
Какие элементы привлекают наибольшее внимание? Больше всего на свете лица и глаза, особенно людей, но также и животных. Наряду с этим привлекают внимание яркие области, резкие области, области высокой контрастности, яркие цвета, необычные объекты и интересные текстуры.
Баланс — это расстановка визуального веса на фотографии. Сбалансированная фотография имеет одинаковый уровень визуального веса между левой и правой половинами; несбалансированное фото имеет больший вес с одной или с другой стороны.
Иногда «более легкий» элемент может уравновешивать «более тяжелый» элемент, просто находясь дальше от центра фотографии — например, ребенок и взрослый балансируют на качелях. Чтобы проверить баланс вашей фотографии, представьте, что визуальный вес каждого элемента на вашей фотографии находится в точке опоры. В какую сторону он наклоняется?
Стоит отметить, что вы не всегда хотите, чтобы ваша фотография была идеально сбалансирована между левой и правой сторонами. Хотя сбалансированные фотографии часто кажутся более естественными и гармоничными, дисбаланс более динамичен, с ощущением напряжения, которое подходит для определенных фотографий. Итак, когда вы аранжируете свою композицию, сосредоточьтесь на балансе или дисбалансе только в той степени, в которой их эмоции соответствуют вашему предполагаемому настроению.
NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 800, 1/30, f/5,6
Сбалансированная композиция, в которой гора и озеро имеют одинаковый уровень визуальной значимости и оба находятся на одинаковом расстоянии от центра изображения
9. Космос (положительный и отрицательный)
Острова и вода; облака и небо; чернила и бумага. Позитивное и негативное пространство.
Позитивное пространство — любая часть фотографии, привлекающая внимание. Области со значительным визуальным весом обычно представляют собой положительное пространство. То же самое относится и к областям с высоким уровнем текстуры.
Негативное пространство — это «заполнитель» между областями позитивного пространства. Он не обязательно сливается с фоном, как обычно делают холодные цвета, но это не та часть фотографии, которая привлекает наибольшее внимание.
Фотографии с большим количеством позитивного пространства кажутся переполненными, в то время как фотографии с большим количеством негативного пространства кажутся пустыми. Ни одна из этих эмоций не кажется особенно хорошей эмоцией, но обе могут быть очень сильными на фотографии. Я делал снимки городских пейзажей с деловым и неотложным характером из-за их большого позитивного пространства. Я также сделал обратное — фотографии крошечного предмета в грандиозной сцене, чтобы передать ощущение изоляции и необъятности.
Позитивное и негативное пространство в значительной степени зависят от других элементов композиции, таких как визуальный вес и расстояние. Но даже фотография одного объекта — скажем, портрет — может иметь разное соотношение положительного и отрицательного пространства в зависимости от вашей композиции. Просто измените размер вашего объекта в кадре, окруженного большим или меньшим количеством фона. Эмоции фотографии существенно изменятся.
NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 250, 1/800, f/3,5