Картинки о войне для детей: Картинки о вов для детей

Детские письма и рисунки времен Великой Отечественной войны

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

14.08.2017 13:50

«Родина»

Текст:

Андрей Сорокин (кандидат исторических наук, директор РГАСПИ, ведущий рубрики «Советская история. Документы»)

Родина — Федеральный выпуск: №8(817)

Детские письма и рисунки времен Великой Отечественной войны

Взрослые дети

Одной из самых волнующих страниц истории Великой Отечественной была и остается тема военного детства. Дети и подростки работали наравне со взрослыми на предприятиях и в колхозах, уходили добровольцами на фронт и становились детьми полков, отдавали свои сбережения в Фонд обороны СССР1 и присоединялись к партизанским отрядам. И на страницах газет дети старались не отставать от взрослых: так, в редакцию газеты «Пионерская правда», как и ряда других изданий для детей и юношества, продолживших свою работу в военные годы, дети присылали рисунки, стихи о войне и даже карикатуры на немецких солдат. Среди писем и рисунков встречаются и по-детски наивные (см. док. N 2), и письма школьников, которые пытались писать и рисовать «по-взрослому». В частности, ребята осваивали карикатуры на врага — сатирический жанр, свойственный в первую очередь «взрослым» советским газетам.

Одной из самых популярных газет у школьников была «Пионерская правда» — печатный орган Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ. С началом Великой Отечественной войны структура газеты была перестроена с учетом военного времени. С июня 1941 г. на страницах «Пионерской правды» появились несколько специальных рубрик военного времени: «От Советского информбюро», «Пионерская копилка металлолома» и др. В сатирической рубрике «На штыке» печатались рассказы, фельетоны, стихи, карикатуры как работников газеты и известных писателей и поэтов, так и читателей. Несколько детских карикатур и писем к ним мы и публикуем ниже.


Рисунки — оружие детей

Школьники по мере своих возможностей старались поучаствовать в деятельности пионерской газеты. Среди рисунков можно найти и не слишком умелые, и вполне профессиональные. Из «взрослого» жанра карикатур в детские карикатуры, так же различные по технике исполнения, перешел один из основных принципов — изображение врага со звериными чертами, скорее похожего на животное, чем на человека. Советские же бойцы и медсестры на детских рисунках являли собой примеры героизма и самоотверженного служения Родине.

Кроме того, школьники живо откликались на истории о подвигах комсомольцев-героев войны. Так, на рисунке В. Архиповского «Смерть «Тани»», очевидно, изображена казнь Зои Космодемьянской, схваченной немцами при выполнении боевого задания в деревне Петрищево. На допросе она назвалась Таней, и впервые о ее подвиге узнали из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года.

Детские карикатуры и рисунки о войне, публикуемые ниже, являются частью комплекса документов, собранных в военное время для экспонирования на выставке «Комсомол в Отечественной войне» в Государственном историческом музее (ГИМ).


Выставки о героизме

На заседании секретариата ЦК ВЛКСМ от 2 мая 1942 г. было принято официальное решение об организации выставки2, которая освещала бы героизм комсомольцев и молодежи в борьбе с врагом на фронте и в тылу. Первоначально открытие экспозиции было намечено к годовщине начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1942 г. В реальности первая экспозиция была развернута в 1943 г. в ГИМ. В оформлении выставки приняли участие около 40 художников и скульпторов. В 1944 г. в ЦК ВЛКСМ было решено, что выставка должна экспонировать материалы не только о комсомоле, но и о советской молодежи в целом, в связи с этим выставка стала называться «Комсомол и молодежь в Отечественной войне».

В январе 1949 г. экспозиция «Комсомол и молодежь в Отечественной войне» была включена в состав выставки, подготовленной к 30-летию комсомола (ноябрь 1948 г.). В сентябре 1949 г. эта выставка получила название «Ленинско-Сталинский комсомол». В июле 1953 г. выставка была закрыта. Вещественные экспонаты выставки, в основном, были переданы московским музеям — Историческому, Революции, Советской армии. В архив ЦК ВЛКСМ были переданы документы и некоторые вещественные реликвии. Позднее архивная и музейная коллекция ЦК комсомола пополнилась материалами, поступившими от участников событий и их родственников. В настоящее время комплекс документов выставки составляет фонд М-7 «Документы выставки ЦК ВЛКСМ «Ленинско-Сталинский комсомол» (1942-1953)» РГАСПИ. Отдельные материалы выставки включены также в фонд N М-14 «Музейные материалы по истории молодежного движения в СССР и России».

Публикуемые документы хранятся в фонде М-7 РГАСПИ и воспроизводятся с сохранением орфографии, пунктуации и стилистических особенностей текстов.

Публикацию подготовила главный специалист отдела научно-информационной работы и научно-справочного аппарата РГАСПИ Наталия Волхонская.


Документ N 1.

Письмо и карикатуры Олега Тихонова, присланные в редакцию газеты «Пионерская правда»

29 марта 1942 г.

Дорогая редакция!

Посылаю вам две свои карикатуры, и прошу написать, что в них неправильно (в тексте). Я живу рядом с С. Софроновым, который прислал вам карикатуры. Он мой товарищ. Жил я до этого в Москве и был у вас в редакции «Пионерской правды», не помню в каком году, но только помню что был когда зачитывалась пьеса «Детство Горького». Были ребята из класса в котором я учился, а именно: Юля Рогова, Лёня Новобытов, Галя Осокина и я.

Я бы с удовольствием остался в Москве, но обстоятельства сложились так, что пришлось выехать с папой в г. Киров, где сейчас и нахожусь.

Мне 16 лет, проживаю на улице Карла Маркса дом 8 кв. 9. Тихонову Олегу. Скоро пришлю еще одну карикатуру.

С приветом — Олег.

РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 1-3.


Документ N 2.

Письмо Вали Разбежкиной для бойца-артиллериста с поздравлениями с 25- летием Красной армии, присланное в редакцию газеты «Пионерская правда»

[Февраль 1943 г.]

Дорогой боец!

Поздравляю Вас с 25-ой годовщиной РККА и желаю Вам поскорей разгромить этих гадов и чтобы не осталось от них праху. Желаю Вам побольше сбивать самолетов фашистов и огнем своих пушек уничтожать все танки которые двигаются на нас на нашу любимую родину. Грамите и грамите немецких захвачиков. Я ученица энергетического училища N 9. Прошу Вас поскорей разгромить врага и приезжайте к нам в училище. Крепко жму руку и желаю скорой победы. От Разбежкиной Вали.

Дорогому бойцу

Поздравляю Вас с XXV-ой годовщиной РККА. Самому лучшему артеллеристу вашей части прошу принять мой скромный подарок.

г. Уфа ул. Володарского N 2

РУЭ N 9 1 [уч] 30 группы

Разбежкиной Вали.

РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 7-7об.


1. «Фонд обороны» — специальный фонд, в который поступали добровольные пожертвования граждан и организаций СССР на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны. Материалы о пожертвованиях советских и зарубежных граждан и учреждений в Фонд обороны СССР (1942-1946) хранятся в РГАСПИ (Ф. 628).2. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 18. Д. 1558. Личное дело Езерского Исаака-Александра Моисеевича. Л. 14.3. МЮД — Международный юношеский день — международный праздник молодежи (1915-1945). Установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи в 1915 г. в целях мобилизации молодежи на борьбу за мир. В 1916-1931 гг. отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. — 1 сентября.

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Бывший футболист «Спартака» рассказал о своем деде, который в 1943-м принял первый бой в Сталинграде и дошел до Праги

Принц Евгений Вюртембергский: отец солдату, тягота царю

Битва на реке Калка: первая встреча русских дружин с монголами

Проект «Кинохроника в цвете» опубликовал кадры празднования 1 мая в 1923 году

Вологодский писатель Анатолий Ехалов подготовил к печати удивительный сборник частушек

война в Украине глазами детей – DW – 22.09.2022

Фото: Grigory Kanovey

КультураУкраина

Ольга Солонарь

22 сентября 2022 г.

В немецком городе Ахен проходит выставка рисунков украинских детей. Как они видят войну, и на какую реакцию посетителей рассчитывают организаторы — у DW.

https://p.dw.com/p/4HAFu

Реклама

24 февраля 2022 года Россия напала на Украину. Война калечит людей и их жизни, заставляя покидать дома, находиться в разлуке с родными и переживать потери близких. На физические страдания накладывается душевная боль. Справиться с ней тяжело людям всех поколений. Как переживают происходящее дети в Украине? Как они видят войну и какие надежды возлагают на будущее?

Один из возможных ответов на это вопрос — детский рисунок. Подборка работ украинских детей и подростков в возрасте от четырех до восемнадцати лет вошла в выставку Народного университета города Ахена (Volkshochschule Aachen). Народные университеты, которые есть практически в каждом городе Германии, — это заведения, предлагающие различные курсы в области повышения квалификации, языковые курсы, в том числе и курсы немецкого для иностранцев, а также другие общеобразовательные мероприятия, лекции, дискуссии и показы фильмов. Ахенский народный университет посещают в день примерно 800 человек. Слушатели и все желающие могут бесплатно посмотреть выставку украинских детей до 31 января 2023 года. 

Рисунок как способ психологической разгрузки

В экспозицию, представленную в Ахене, вошла лишь часть детских работ из трехсот рисунков, собранных живущим в Германии разработчиком программного обеспечения Григорием Кановеем. Он представляет германско-украинское общество «Сине-желтый крест» (Blau-Gelbes Kreuz), а также общество украинцев в Ахене.

Фото: Grigory Kanovey

Григорий Кановей родом из Украины, из города Шостка Сумской области. Именно там он собрал первую коллекцию рисунков. С призывом к детям нарисовать то, что они думают и чувствуют, Кановей впервые обратился сразу после начала войны — в марте 2022 года. Только за первые четыре дня он получил по электронной почте 80 рисунков. В апреле инициатор проекта таким же образом собрал рисунки детей из города Днепр. 

«Тогда (в марте — Ред. ) мы задумались о том, как психологически разгрузить детей, хотели организовать для них психотерапию. Но это было сложно, — рассказывает Григорий Кановей. — И мы решили предложить им «выбросить» на бумагу все, что они чувствуют. Я сказал: «Отправляйте рисунки мне». А потом решил показать людям в Германии, как дети видят происходящее и что они при этом чувствуют, что происходит в их головах».

От отчаяния до надежды

Первые рисунки, присланные детьми, показывают, насколько они были шокированы происходящим. «Ведь первые дни войны для всех были шоком, в том числе и для меня, — говорит инициатор проекта. — Я был совершенно болен, а ведь я взрослый человек. Что же говорить о том, что чувствовали дети? Это ужасно. В тот момент мы и организовали этот проект».

Фото: Grigory Kanovey

Когда украинская армия одержала некоторые победы на поле боя, к детям пришло понимание, что их защищают, и на рисунках стали появляться украинские солдаты. Затем последовали работы, показывающие, что надежда есть, вспоминает Кановей. На некоторых рисунках изображены дети, которые прощаются с отцами и машут им на прощанье из окон поездов, отправляющихся в Европу. Одни работы чрезвычайно эмоциональны, другие — более сдержанные.

Одного из авторов Григорий Кановей знает лично, поскольку знаком с его родителями. Это девочка Лиза из города Шостка, ей 14 лет. Она сейчас находится в Украине. «Ее мать выполняет важное и почетное задание, помогая стране», — говорит Кановей. На рисунке Лизы — девочка с украинским флагом на велосипеде. Перед ней на горизонте клубы дыма и танки с устрашающей буквой Z. «Помогите нам! Я хочу жить!», — написала Лиза на английском и немецком языках.

Фото: Grigory Kanovey

Некоторых детей из города Днепр, предоставивших свои рисунки для проекта, можно увидеть на видео, опубликованном в YouTube. «Наша жизнь разделилась на «до» и «после», — рассказывает в нем девочка. «Мы благодарны всем гостеприимным странам, которые предоставили нам убежище», — добавляет юноша. Дети рассказывают на английском языке о том, что их приняли во многих местах: в Польше, Австрии, Великобритании, Болгарии, Германии, Финляндии, Турции… Но все они хотят вернуться в мирную Украину.

О войне в Украине — языком детского рисунка

Какую цель преследует выставка в Ахене? Какой реакции ожидают ее организаторы от посетителей? «Моя цель заключается в том, чтобы вызвать симпатию и сочувствие», — поясняет Григорий Кановей. По его словам, приветствуются и пожертвования в пользу общества «Сине-желтый крест», которые идут на различные проекты для Украины.

«Человеку свойственно привыкать. Человек не в состоянии месяцы напролет находиться в состоянии тревоги, хотя люди в Украине именно это состояние и испытывают, — говорит директор Народного университета в Ахене Беате Блюггель (Beate Blüggel) на открытии выставки. — Поэтому я считаю важным еще раз об этом напомнить. Мы проводим много мероприятий в области политического образования. Эти рисунки — другой, тоже очень важный взгляд на происходящее».

Фото: Grigory Kanovey

«У нас в Ахене много беженцев из Украины. Важно, чтобы при помощи этих рисунков стало понятно, что именно они пережили, чтобы это вызвало понимание, терпение, доверие к этим людям, — рассуждает Йе-Ван Ри (Ye-One Rhie), депутат бундестага от Социал-демократической партии Германии (СДПГ), принявшая участие в организации выставки. — Очень важным я считаю, что мы понимаем благодаря этим рисункам, что война в целом, любая война означает для детей. Они вынуждены видеть взрывы ракет, кровь и насилие, и можно только спрашивать себя, как они с этим справляются. На меня произвело большое впечатление, насколько выразительны эти рисунки».

Смотрите также: 

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Блок 1 | Война и дети


Навигация

Блок 1 – Культовые фотографии детей и войны

Изображения в этой галерее — это культовые фотографии, известные своей способностью погружать зрителя в суть детских переживаний войны и сообщать фундаментальные истины о реальности войны. Культовая фотография широко известна, потому что она представляет собой более широкую идею, например, фотография девушки, спасающейся от напалма, стала культовой для войны во Вьетнаме.

Большинство этих снимков были сделаны известными фотографами. Благодаря своему мастерству в освещении и композиции эти художники способны создавать сильные впечатления. Но иногда содержание фотографии не менее важно. Некоторые фотографии, признанные знаковыми, были сделаны любителями, ставшими свидетелями необычных событий.

Некоторые из этих фотографий оказали влияние на историю благодаря их огромному влиянию на общественное мнение.

Многие, но, возможно, не все из этих изображений будут вам знакомы. Вместо того, чтобы предоставить информацию, чтобы направить вашу реакцию, мы предоставили только краткую метку. Это позволяет вам делать собственные выводы о сообщении и влиянии каждой фотографии. Чтобы узнать больше об этих фотографиях, примечания приведены в конце этой галереи.

Галерея изображений

Эта фотография была сделана в 1940 году в Нью-Вестминстере, Британская Колумбия. На нем под названием «Жди меня, папочка» пятилетний Уоррен Бернард бежит за своим отцом, Пте. Джек Бернард, который шел на войну. (Даты Второй мировой войны: 1939–1945 гг.)

Эта фотография была признана культовым символом Канады в состоянии войны, поскольку на ней запечатлены чувства, разделяемые многими семьями. 4 октября 2014 года в Нью-Вестминстере была открыта серия из трех бронзовых статуй изображения.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

Эта фотография была сделана в Барселоне, Испания, в январе 1939 года. Это одна из многих фотографий, сделанных фотожурналистом Робертом Капой во время гражданской войны в Испании (даты: 17 июля 1936 года — 1 апреля 1939 года).

Роберт Капа признан одним из лучших военных фотографов всех времен. Он установил стандарт как своей храбрости, так и сострадания к жертвам войны. Одной из его мантр было: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы недостаточно близко». В своих заметках об этой фотографии он писал: «Не всегда легко оставаться в стороне и быть не в состоянии сделать что-либо, кроме как зафиксировать страдания вокруг себя».

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

Эта фотография, сделанная в апреле 1943 года, изначально была подписана как «Насильственно вытащены из блиндажа». Фотография была включена в отчет Юргена Штрупа Генриху Гиммлеру, командующему «Окончательным решением» нацистской Германии по уничтожению еврейского населения.

Восстание началось в апреле 1941 года, когда еврейское население выступило против приказа Струпа о переводе всех еврейских жителей Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка. В отместку Струп приказал сжечь гетто. Погибло около 13 000 евреев.

Это изображение признано одной из самых известных фотографий Второй мировой войны. (Даты Второй мировой войны: 1939–1945 гг. )

Кредит/Источник: По состоянию на декабрь 2015 г.

Сесил Битон, родившийся в 1904 году, был известным модным фотографом. Однако он отказался от этой работы во время Второй мировой войны, чтобы задокументировать боевые действия в Англии, Африке и на Ближнем Востоке.

Эта фотография была одной из его самых известных. На нем изображена трехлетняя жертва авианалета Эйлин Данн, которая была госпитализирована после немецкой бомбардировки Лондона. Эта фотография была размещена на обложке журнала Life и использовалась, чтобы проиллюстрировать огромное влияние этой войны на детей.

После окончания войны Сесил Битон возобновил съемки портретов богатых и знаменитых.

Кредит/Источник: Доступ здесь, февраль 2016 г.

Эта фотография, датированная 1969 годом, привлекла внимание всего мира к огромным страданиям детей, причиненных войной в Биафре. Фотография была сделана Доном Маккаллином, известным военным фотографом. (Даты войны в Биафре: июль 1967 г. — январь 1970 г.).

Война была спровоцирована желанием региона Биафра на юго-востоке Нигерии стать независимым государством. Нигерия отказалась от этого отделения и ввела блокаду поставок продовольствия и припасов в регион Биафра. Около 3 миллионов мирных жителей погибли от боевых действий и голода.

Изголодавшийся мальчик-альбинос сжимает пустую банку из-под солонины. Дон Маккаллин использовал это фото, чтобы привлечь внимание к войне в Биафре, а также к положению детей-альбиносов, которые страдали и продолжают страдать от высокого уровня предрассудков в Африке.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

«Война возвращается домой» — так часто называли это изображение расстрелов протеста Кентского государственного университета против войны во Вьетнаме от 4 мая 19 года.70. На фотографии 14-летняя сбежавшая Мэри Энн Веккио стоит на коленях над трупом 20-летнего Джеффри Миллера, одной из четырех жертв стрельбы в штате Кент. Фотография была сделана Джоном Полом Фило, студентом университета.

В 1970 году президент США Никсон объявил, что для участия в войне во Вьетнаме будет призвано еще 150 000 солдат. Студенты со всех концов Соединенных Штатов собрались, чтобы выразить протест против этой акции и участия США в войне. В штате Кент 900 военнослужащих Национальной гвардии были отправлены в кампус, и 28 национальных гвардейцев открыли огонь по протестующим. Они убили четырех человек и ранили девять.

Резня в штате Кент — и это фото — оказали огромное влияние. Это вызвало единственную в истории США общенациональную студенческую забастовку. Общественное мнение начало меняться, и росло сопротивление участию США во Вьетнамской войне. Соединенные Штаты были вовлечены в войну во Вьетнаме с 1954 по 1975 год. время. Ник Ут, фотограф, выиграл World Press Photo of the World за 19 лет.72. Он помнит время так:

«Был шум приближающегося самолета. Первый самолет нырнул и сбросил две бомбы. Второй, A-1 Skyraider, залил напалмом. Мы подумали: «Вау, бомба была близко», но не думали, что там еще есть люди.

Я посмотрел на дым, а потом увидел бегущих детей. Потом кот…. Я увидел в углу видоискателя девушку, бегущую с раскинутыми в стороны руками. Я подумал: «Боже мой», и начал бегать к ней, и расстреливал все свои фотографии…

Девушка бежала вся голая, и когда она прошла мимо меня, я увидел, что ее левая рука обгорела, а кожа со спины слезла… Ей было очень жарко… Она кричала и кричала. Вот тогда я и перестал ее фотографировать. У меня была вода, поэтому я облил ее тело водой. Я одолжил плащ, чтобы накрыть ее, а потом начал нести ее… Ее дядя сказал: «Пожалуйста, помогите детям и отвезите их в больницу». Я сразу посадил всех детей в машину…

Когда мой начальник увидел фотографии, он спросил: «Что случилось?» Я сказал: «Напалмовая атака». Когда в Нью-Йорке увидели силу фотографии, они тут же захотели ее использовать. Фотография тут же попала на первые полосы каждой газеты и по телевизору. На следующий день по всему миру прошли антивоенные протесты. Япония, Лондон, Париж… Каждый день после этого люди протестовали в Вашингтоне, округ Колумбия, возле Белого дома. «Napalm Girl» была повсюду. Источник

Что такое напалм? Напалм — желеобразное вещество, которое при воспламенении прилипает практически ко всему и горит до десяти минут. Воздействие напалма на организм человека невыносимо болезненно и почти всегда приводит к летальному исходу. Американские войска применяли напалм во время войны во Вьетнаме примерно с 1965 по 1972 год. Пилот истребителя Force Fighter воссоединился со своей семьей после того, как пропал без вести более шести лет. Он был сбит над Ханоем в 1967.

Лорри Стирм, девочка, протянувшая руки к отцу, в то время была 15-летней ученицей. «Я просто хотела добраться до папы как можно быстрее, — говорит Лорри. Ее мать Лоретта и трое младших братьев и сестер отставали всего на несколько шагов. «Мы не знали, вернется ли он когда-нибудь домой, — говорит Лорри. «В этот момент все наши молитвы были услышаны, все наши желания сбылись».

Фотограф Associated Press Слава «Сал» Ведер увидел воссоединение семьи и начал фотографировать. «Вы могли почувствовать энергию и необузданные эмоции в воздухе», — говорит Ведер. Снимок он назвал «Взрыв радости».

К сожалению, воссоединение семьи имело свою трудную сторону. За три дня до того, как Стирм прибыл в аэропорт, где было сделано это фото, капеллан вручил ему письмо от жены, в котором она просила развода.

«Я не могу не чувствовать двойственности по этому поводу», — говорит Стирм о фотографии. «Мне было очень приятно увидеть своих детей. Я любил их всех и люблю до сих пор, и я знаю, что им было трудно. Но было с чем разобраться». Его дочь Лорри говорит: «Так много всего произошло. Было так много всего, что мой отец упустил, и потребовалось некоторое время, чтобы позволить ему вернуться в нашу жизнь и принять его авторитет». Ее родители развелись в течение года после его возвращения.

Фотография «Взрыв радости» была опубликована в газетах по всей стране и получила Пулитцеровскую премию в 1974 году. Ее часто называют лучшей фотографией возвращения домой времен войны во Вьетнаме.

Авторы/Источник: По состоянию на февраль 2016 г.

Эта фотография была сделана в Белфасте, Северная Ирландия, в 1981 году, в разгар «Неприятностей». Это изображение (и другие подобные ему) использовалось, чтобы проиллюстрировать, как британские солдаты рассматривали детей как врагов.

Конфликты между Англией и Ирландией продолжаются веками. Они в основном сосредоточились на вопросах самоуправления. «Неприятности» (1969 – 1997) относится к самому последнему периоду насилия между националистами (в основном идентифицирующими себя как ирландцы и/или католики) и юнионистами (в основном идентифицирующими себя как британцы и/или протестанты). Обе стороны требовали абсолютной лояльности от своих последователей. Это была война на городских улицах и детских площадках. Дети были в значительной степени замешаны, поскольку обе стороны использовали их в качестве посыльных, шпионов и, в некоторых случаях, для помощи в установке бомб.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

На этой фотографии изображен ребенок-солдат на войне в Сьерра-Леоне. (Даты конфликта: 1991 – 2002 гг.). Снимок был сделан сотрудником ЮНИСЕФ в рамках участия агентства в кампании против использования детей в качестве активных участников вооруженных конфликтов. В этом участвовали сотни организаций. Одним из самых эффективных инструментов были фотографии, подобные этой.

Гражданская война в Сьерра-Леоне шла с 1991 по 2002 год. Тысячи детей использовались как правительственными, так и повстанческими силами. Их использовали для охраны алмазодобытчиков, нападений на деревни, совершения злодеяний и сексуальной эксплуатации.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

В 1984 и 1985 годах в Восточной Африке была катастрофическая засуха. Были войны в нескольких регионах, особенно в Чаде и Эфиопии. Эти факторы увеличили исход беженцев в их борьбе за выживание. Себастьян Сальгадо задокументировал жизнь этих людей из Мали, Чада, Эфиопии и Судана.

Изображения были замечены по всему миру. В то время некоторые критиковали изображения Сальгадо за их тревожную красоту. Но, возможно, из-за этого уникального качества они привлекли внимание общественности и сыграли важную роль в привлечении внимания к этой ситуации.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

На этом снимке, сделанном фотографом Ларри Тоуэллом в 2000 году, палестинские мальчики бросают камни в израильских солдат. Тоуэлл — уважаемый фотограф, известный своей работой по документированию борьбы за основные права в мирах, наполненных террором и репрессиями. Его изображения регулярно включаются в публикации и образовательные кампании, чтобы показать взаимодействие людей в сложных гражданских войнах.

Израильско-палестинский конфликт, начавшийся в середине 19 в.00-х годов, был назван «самым трудноразрешимым конфликтом в мире». Несмотря на многочисленные вмешательства международных субъектов, обе стороны продолжают ожесточенно спорить по этим вопросам, и примирения не видно. Ключевые вопросы: взаимное признание, границы, безопасность, права на воду, контроль над Иерусалимом, израильские поселения, свобода передвижения палестинцев и право палестинцев на возвращение.

Уровень безработицы чрезвычайно высок, особенно среди палестинской молодежи. Согласно отчету Международной организации труда (МОТ) за июнь 2015 года, уровень безработицы увеличился на 25% с 2014 по 2015 год. Средний уровень составляет 25% на оккупированных арабских территориях. Уровень безработицы среди молодежи составлял почти 40%. Это основной источник беспокойства и гнева молодежи, поскольку они чувствуют, что у них нет перспектив или будущего. Многие обратились к насилию, чтобы выразить свое недовольство этой ситуацией.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

На этом снимке пятилетняя Самар кричит и забрызгана кровью после того, как американские солдаты открыли огонь по машине ее семьи в северном городе Таль-Афар в январе 2005 года. Фотография привлекла значительное внимание как часть общей работы. Крис Хондрос, фотограф Getty Images, недавно погибший на передовой в Мисурате, Ливия.

Фотография Самара имела далеко идущие последствия, поскольку ее рассматривали как наглядное свидетельство ужасной части войны: расстрела мирных жителей. Гражданские лица рассматривались как угроза и могли быть застрелены при приближении к американским контрольно-пропускным пунктам или пешим патрулям. Эти убийства стали возможными благодаря либеральным правилам ведения боевых действий, чтобы защитить солдат от террористов-смертников. Изображение было предметом обсуждения в высших эшелонах власти Пентагона, поскольку оно рассматривало способы сокращения жертв среди гражданского населения.

Кредит/Источник: Доступ здесь, декабрь 2015 г.

Эта фотография 5-летнего Омрана Дакиша была сделана фотожурналистом Махмудом Расланом в августе 2016 года. Омран сидит в машине скорой помощи после того, как его вытащили из здания, пострадавшего от авиаудара, в Аллепо, Сирия.

По словам Раслана, он прошел мимо трех безжизненных тел, прежде чем увидел Омрана. Гражданская война в Сирии, начавшаяся в 2011 году, вынудила сотни тысяч людей покинуть свои дома.

Фотография Омрана появилась в газетах по всему миру, получив высокую оценку за яркое изображение реальности этой войны в жизни детей.

Авторы/Источник: По состоянию на август 2016 г. фотограф, сделал этот снимок в 1985 году. Снимок был показан на обложке National Geographic. Это привлекло огромное внимание, поскольку Шарбат называли «Афганской Моной Лизой» за ее загадочную красоту и необыкновенные зеленые глаза.

«Люди вызвались работать в лагерях беженцев из-за этой фотографии», — говорит фотограф Стивен Маккарри. «Афганцы невероятно гордятся этим, так как девочка бедна, но демонстрирует большую гордость, силу духа и самоуважение».

Авторы/Источник: По состоянию на декабрь 2015 г.

У. Юджин Смит был признан одним из величайших военных корреспондентов прошлого века. В качестве фотографа журнала Life он следил за американским наступлением во время Второй мировой войны на Японию. Во время одного из боев он был ранен в спину минометным обстрелом.
Боевые ранения стоили ему двух лет госпитализации и пластической операции. За это время он не сделал ни одной фотографии, и казалось вероятным, что он не сможет вернуться к фотографии.
Затем, однажды в 1946 году, он отправился на прогулку со своими двумя детьми, Хуанитой и Патриком. Он вспоминает этот момент и делает фото так:

«Пока я шел за своими детьми в подлесок и группу более высоких деревьев — как они радовались каждому маленькому открытию! – и наблюдая за ними, я вдруг понял, что в этот момент, несмотря ни на что, несмотря на все войны и все, что я пережил, мне хотелось спеть сонет жизни и мужеству продолжать жить ею…. ”

Эта фотография стала очень известной и оценена сотнями тысяч людей за ее приверженность красоте жизни. В 1955 году Смит представил фотографию на выставку Эдварда Стейхена «Семья человека». Там он стал финалистом и занял последнее место на выставке. Он по-прежнему известен своим праздником жизни.