Как развить чувство композиции: Как развить в себе чувство композиции

Содержание

Как развить в себе чувство композиции


  • Дизайн
  • 5 мин на чтение

  • 8918

Композиционным видением наделены немногие, но развить в себе это полезное качество все-таки можно. Для тренировки композиционного чутья существует специальные техники и упражнения, которые мы собрали в одном посте.

Анализ чужих работ

Изучение известных произведений живописи или фотографии. Стараться анализировать и понять, как они работают. Можно испытывать композицию на прочность: убирать из нее детали, фигуры, тональные массы и проверять, действительно ли они необходимы и что будет без них (игра “фиговый лист”). Сначала нужно запастись бумагой разных цветов. Если деталь, значение которой мы исследуем, лежит на черном фоне, маска должна быть также черной, на белом — белой, на сером — серой.

Чтобы не просто смотреть, а еще и видеть, нужно отвлечься от поверхностной информации, и воспринимать только те формы и фигуры, которые изображены на снимке.

Сравнение

Кому дано, тот увидит. А кому не дано, тот должен пропустить через себя сотни, тысячи таких сравнений. Для этого нужно регулярно просматривать сотни фотографий и сравнивать их. При этом сравнивать нужно не две фотографии, а близкие по компоновке варианты одной. Еще варианты: повесить снимок вверх ногами, посмотреть на него при другом освещении, отойти подальше и смотреть издалека.

Движение и выбор

Вырезать из бумаги фигуры персонажей (отвлеченные, абстрактные) и двигать их на листе, как делал молодой Репин. Сначала можно взять две фигуры, только потом три и, что гораздо труднее, четыре и больше. Упражнения с простыми фигурами позволяют ощутить композиционные взаимодействия, так сказать, в чистом виде. Хороший совет тем, кто носит очки, смотреть без очков; смотреть сильно прищурившись. Или поставить картинку перед собой, закрыть глаза, затем открыть их на некоторое время и вновь закрыть. В глазах остается остаток от моментального сканирования изображения.

Фокусирование внимания зрителя

Для повышения качества фотографий нужно убедиться, что главный предмет представляет повышенный интерес и эффективно расположен в кадре, привлекая взгляд зрителя куда нужно, и подчеркивая сам предмет съёмки. Достичь этого можно разными творческими, художественными и символическими способами. Размер, цвет, форма, контраст предмета с окружающей обстановкой изображения (передний, средний и задний план) — все это позволяет изолировать предмет и направить на него внимание.

Баланс, структура, группировка

Структура фотографий влияет на их визуальную эффектность. Работая над композицией, ищите баланс цвета, освещения и размещения предметов в рамках кадра. Когда речь идет о «балансе» фотографии, имеется в виду композиция, при которой визуальные элементы кажутся привлекательными для глаз. Мы все видели групповые фото, на которых люди жмутся к центру, в попытке уместиться в кадр и без какого либо замысла фотографа эффективно этот кадр заполнить. Композиция такого типичного снимка страдает. При этом, как правило, над головами людей остается слишком много пустого пространства. Достичь интересной композиции и перспективы можно благодаря креативному и продуманному расположению камеры для получения уникальной перспективы. Например, если вы фотографируете ребёнка или домашнего питомца, расположите камеру на уровне пола. Композиция будет намного более заманчивой, чем при съёмке сверху-вниз. Как это часто бывает в искусстве, хорошая перспектива и композиция получается или инстинктивно или развивается посредством практики и изучения.

Контраст

Контраст в освещении — ещё один способ придать изображению дополнительное измерение. Световой контраст — это разница между самым светлым и самым темным участками фотографии. Манипулируя этим элементом, фотограф способен расширить глубину и улучшить трехмерное качество фотографии — одно из самых ярких и запоминающихся её свойств. Также можно использовать контраст формы и размера для усложнения сюжета. Геометрический контраст создает эффектное напряжение, придает фотографии сюжет. На фото Эйфелевой башни как раз и используется контраст освещения и размера для зрелищности. Силуэт мужчины кажется почти таким же высоким как Эйфелева башня, а ее сложный узор словно вонзается в пульсирующее красное небо. Представьте себе, какой бы обыденной была эта фотография, если бы ее сделали в полдень.

Кадр в кадре

Эту концепцию фотографы переняли у художников, которые используют какую либо «рамку» в пределах общих границ для дальнейшей изоляции предмета. Рамкой может служить дверь, окно, зеркало, арка и т. д. Главное в этом приеме, отчетливые линии и форма рамки и чёткий фокус. Благодаря этой технике, вы сразу направите внимание зрителя в нужное русло.

Размытие фона

На фотографии можно размыть передний план или фон. Это оптическое свойство способно усилить композицию снимков, изолируя главный предмет. Размытие достигается за счет глубины резкости, а она в свою очередь зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния от предмета до объектива. Освоить этот навык чрезвычайно важно для создания по-настоящему интересных фотографий. Широкая диафрагма (от f/1.4 до f/2.8) эффективно уменьшает глубину резкости, также как и объективы с более длинным фокусным расстоянием.

Обращение внимания на детали

Как и во всех других сферах жизни, на мельчайшие детали в фотографии нужно правильно обращать внимание и правильно их подчеркивать. Каждая деталь фотографии имеет свое значение. Фото цветка будет выглядеть совсем по-другому, когда зритель видит, как капли росы играют с узором лепестка. Работая над портретом, используйте освещение для проявления морщинок от смеха и выразительных черт лица. Отображение характера дает очень интересные портреты. Если вдуматься, именно маленькие подробности предметов и людей скрываются под поверхностью, но рассказывают свою историю о мгновении, увековеченном в фотографии.

Правило третей

Еще один прием иллюстрации и рисования, который необходимо освоить фотографу. Правило третей разделяет холст или кадр на три вертикальных и три горизонтальных участка. Четыре пересечения этих линий являются ключевыми точками. Исследования показали, что человеческий глаз смотрит именно на эти точки при первом взгляде на картину или фотографию. Таким образом, поместив главные элементы в местах пересечения, вы усиливаете динамику фотографии. Посмотрите на фото выше и представьте, каким неинтересным было бы фото, если бы девочку разместили строго по центру фотографии. Фон не был бы частью композиции и хитрость на лице девочки не усиливалась бы пониманием того, что находится на фоне (возможно карнавал?)

Обрезка

Одна из прелестей цифровой фотографии заключается в относительной простоте постобработки, которой раньше приходилось заниматься в темной комнате. С помощью Photoshop можно легко и просто обрезать изображение для лучшего эстетического эффекта. Обрезка — это процесс перестройки кадра фотографии с целью улучшить композицию. Мы все видели (а возможно и делали) фотографии с лишними предметами по краям кадра. Обрезав фото, можно избавиться от этих лишних элементов. На фотографии выше в оригинале было слишком много пространства над головами, к тому же в кадр попал другой фотограф. Обрезав фото, мы усилили акцент на семье и убрали фотографа, при этом оставив достаточно фона, чтобы сообщить зрителю о месте, где был сделан снимок.

Особенности перспективы

Перспектива — это то, как фотограф видит предметы благодаря размещению камеры. Например, один и тот же предмет, будет выглядеть по разному, если его сфотографировать на уровне глаз, сверху и с земли. Изменяя перспективу, фотограф меняет расположение линии горизонта и влияет на восприятие пейзажа зрителем. Например, если делать снимок человека в полный рост с уровня земли, то он будет казаться намного более грозным, мощным и большим, чем при съемке с обычного уровня глаз. Еще один способ менять перспективу — пользоваться положениями камеры, нетипичными для человеческого глаза. Вид с высоты птичьего полёта или очень высокие углы съемки меняют динамику вашей композиции.

Выберете простоту

Концепция «less is more» эффективно работает во всем, и фотография не исключение. Чересчур усложненная композиция фотографии представляет собой ту же проблему, что и сложные, нагроможденные предложения — они затрудняют понимание и способность оценить замысел. Простота в этом контексте значит не упрощенность, а отсутствие ненужных и лишних элементов. Создание незагроможденных, четких композиций упрощает понимание идеи в фотографии.

PS: скоро опубликуем серию видео-уроков по композиции 🙂

  • #дизайн
  • #лекция


  • 1

Развиваем композиционное мышление


Наверняка, почти каждый из тех, кто серьезно занимается фотографией, хотя бы раз в жизни сталкивался с мнением людей, которые отрицают само понятие «композиция». Сторонники этой теории считают, что все правила и законы построения изображения на плоскости достаточно условны, что, если они всё же и существуют, то существуют весьма  шатко и неконкретно.  Именно по этой причине кое-кто из фотографов даже считают, что композицию легче отрицать, чем стараться вникнуть в ее основу и  понять ее законы. И в этом тоже есть некоторая доля правды. Однозначного в композиции меньше, чем сложного.


Ну, а если вы всё же хотите попытаться развить в себе композиционное видение, понять композицию,  то каким путем это лучше всего будет сделать? Вот как раз об этом мы и хотим сегодня поговорить. В этой статье мы познакомим вас с тремя способами развития чувства композиции.


Способ № 1. Сравнение двух вариантов одного изображения


Что нужно делать?


Нужно положить перед собой или открыть в двух окнах на компьютере два варианта одного изображения, на которых отличается компоновка некоторых элементов.


  • К примеру, это может быть  оригинальный, «сырой», необработанный снимок и уже обработанный его вариант, на котором один из элементов убран или прикрыт нейтральной маской.

  • «Сырой» снимок, полученный непосредственно с фотокамеры, и уже кадрированный в графическом редакторе.

  • Специально сделанные картинки одинаковых геометрических фигур, которые отличаются одна от другой только лишь расположением этих фигур на плоскости самой картинки.


Как это нужно делать?


  • Оптимальный вариант – распечатать обе эти картинки и повесить их перед собой на стену.

  • Смотреть на них нужно некоторое время, возможно даже достаточно продолжительное. Причем, постоянно возвращаться к просмотру. Беглый взгляд, длящийся  несколько секунд, ни к чему не приведет.

  • Для того, чтобы перекрывать на картинках некоторые детали, можно использовать обыкновенную  бумажную маску. Просто вырежете из бумаги фрагмент,  по форме близкий к прикрываемой детали, и прикладывайте его к изображению. Только учитывайте, что маска должна по тону и цвету сливаться с фоном, иначе вы создадите ей лишний акцент, и она будет отвлекать вас от сравнения.


  • Если вы будете работать  в Photoshop, то рекомендуем использовать инструмент «Штамп» (Clone Stamp). Он очень удобен для этих целей.  

  • Когда вы будете сравнивать две эти картинки – смотрите не на сами предметы, изображенные на этих фотографиях, а главным образом на их формы. Любой предмет имеет форму: он может быть круглым, прямоугольным, может иметь вообще неправильное геометрически очертание. Для композиции важна именно форма, а не суть самих этих предметов.  Люди это, животные или какие-то строения или предметы – в данный момент это не должно вас интересовать. Восприятие самих предметов, их смыслового назначения мешает оценке композиции изображения.


О чем тут речь? Ну, к примеру, на снимке мы видим троих улыбающихся детей в ярко-желтых майках, играющих на зеленой лужайке.   Но для понимания композиции этой фотографии нам совершенно не важно, дети это или какие-то другие объекты, например, кошки на окне или яблоки на ветке. Если изображение на фотографии сделать размытым, то фигуры этих детей можно увидеть как три желтых пятна на зеленом фоне. Эти желтые пятна имеют каждое  свою,  неповторимую,  форму, и по особому расположены на зеленом фоне.


В случае, если вам проблематично воспринимать изображение так образно, для понимания композиции первое время для начала можно пользоваться в Photoshop  фильтром «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur). Радиус этого фильтра подбирать нужно так, чтобы предметы, изображенные на картинке, перестали узнаваться. Должна читаться только их геометрическая форма.


А ещё каким образом можно научиться отвлекаться от сути предмета, обращая внимания только на его форму? Как выработать в себе привычку и умение отвлечь свое внимание от второстепенных деталей и уловить, почувствовать взаимодействие главных?


  1. Можно расположить снимок перед собой в перевернутом виде, вверх ногами. В этом случае он будет выглядеть непривычно, и все предметы на нем будут вами распознаваться не сразу. При этом вам придется повысить концентрацию своего внимания и постараться увидеть то, что было не замечено вами ранее, при обычном рассматривании фотографии.

  2. Попробовать посмотреть на снимок при другом освещении. Например, при очень слабом.

  3. Посмотрите не на саму картинку, а на ее отражение в зеркале.

  4. Рассматривайте изображение, стараясь как можно сильнее прищуриваться.

  5. Для того, чтобы воспринимать только наиболее важные композиционные элементы снимка, нужно отпечатанную фотографию поставить перед собой не смотря при этом на нее, закрыв глаза. А потом на мгновение открыть их и опять закрыть. При этом ваш мозг «отпечатает» в вашем сознании как бы очертание фотографии, что и будет являться основой ее композиционного построения.


Способ № 2.  Перемещение элементов изображения


Способ, который известен с давних пор. Им всегда активно пользовались известные мастера живописи. Как рассказывают исследователи творчества Ильи Репина, прежде чем начать писать какую-то свою картину, он вырезал из черной бумаги фигуры ее персонажей, и долгое время располагал их в различных вариантах на холсте, создавая множество  сочетаний этих фигур. Делал он это до тех пор, пока не складывалась идеальная композиция будущей картины.


Что нужно делать?


  • Рекомендуем для начала попробовать компоновать между собой две фигуры, постепенно переходя к более сложным вариантам – три, четыре и более фигур.

  • Большее количество фигур позволяет создать больше вариантов их сочетаний между собой.

  • При упражнениях в компоновке фигур между собой нужно в первую очередь обращать внимание на:


    • Подходят ли эти фигуры одна к другой по своему размеру.

    • Достаточен ли, не мал и не велик интервал между ними.

    • Гармонично ли сочетание этих фигур, стремится это сочетание к единству или нет?


Это лишь основные критерии, на которые нужно обращать внимание.


  • В композиции изображения на плоскости важны мельчайшие изменения, вплоть до миллиметров. Не нужно бояться двигать фигуры на листе бумаги на очень незначительные расстояния. «Отличие хорошей фотографии от посредственной – вопрос миллиметров» —  говорил А.К. Брессон.

  • Эта композиция из отстраненных черных фигур на белом листе бумаги должна  находиться перед вами достаточно долго. Возможно, она будет висеть перед вами на стене несколько дней. И в какой то момент вы увидите композиционные ошибки в ней и вам захочется переделать все изображение заново, возможно даже  коренным образом.


Как же все-таки определить, гармонично вы выстроили композицию или нет? Ответить на это вопрос одновременно и просто, и в тот же момент, достаточно сложно. Гармоничной можно считать ту композицию изображения, на которую вам элементарно приятно будет смотреть. Чем больше вы будете упражняться в композиции, тем сильнее в вашем сознании будут меняться критерии. Со временем вы научитесь видеть композицию. Вполне возможно допустить, что приятным для вас, а значит, и оптимальным через месяц или два вам покажется совершенно другое композиционное построение кадра.


Способ № 3. Анализ известных работ  мастеров фотоискусства и своих собственных снимков


Что нужно делать?


  • Необходимо не просто смотреть на снимки классиков фотографии, а стараться при этом понять, почему все элементы на них расположены именно так, а не как-то по-другому.  Проще говоря, проверить композицию этой фотографии на прочность, на важность каждого из ее элементов.

  • Для выполнения этого упражнения вы можете использовать компьютер, или маски, нейтрального цвета к фону. О таких масках сегодня мы уже говорили.


Как это нужно делать?


  • Работать со снимками мастеров примерно так же, как мы работали ранее со своими снимками, закрывайте маской на фотографии тот или другой элемент, при этом, в первую очередь, обращая внимание на то,  как композиция снимка будет выглядеть без этих элементов. Если прикрываемый на изображении элемент действительно важен, то вся композиция, лишившись его, мгновенно распадется. Если элемент несущественен для композиции – большого вреда его прикрытие маской композиции снимка не нанесет. При этом нужно всегда помнить про то, что маска обязательно должна быть нейтральной к фону. Если общий фон снимка черный – то и маска тоже должна быть такой же, если фон белый – и маска должна быть белой. В противном случае всё это упражнение потеряет свой смысл.

  • При работе над этим упражнением в Photoshop, элементы картинки можно не убирать полностью  (инструмент «Штамп» — «Clone Stamp»), а только лишь притемнять их при помощи инструмента «Burn» или осветлять, используя при этом инструмент «Dodge». Посмотрите внимательно, что из всего этого получилось. Проанализируйте снимок как следует, тщательнейшим образом.

  • Естественно, работу известного фотомастера можно принять для нас за эталон фотоискусства. Если,  убрав из ее композиции какой-то элемент, какую-то деталь, вы обнаружите серьезную разницу, то вы легко найдете тот элемент, который можно считать самым важным в композиции этой фотографии. Значит, этот элемент и есть то самое связующее звено, которое соединяет, сдерживает в единой связке все элементы снимка по композиции в единое целое. Обратим ваше внимание и на то, что все элементы можно не только убирать со снимка, но и передвигать их один элемент взаимно другого.

  • Подобным образом можно работать и над своими фотографиями. Мы с вами пока ещё не великие мастера. И поэтому, в отличие от классиков фотоискусства, мы можем допускать ошибки и при съемке, и при обработке своих снимков. У неопытного или начинающего фотографа композиция снимка удачно складывается далеко не всегда. Чаще всего, удачно сочетаются в ней только лишь несколько деталей. Вот поэтому, когда вы будете   анализировать свои работы с точки зрения их композиционного построения, главной вашей задачей должно быть определение того, какие конкретно элементы мешают композиции всего снимка, не позволяют полноценно воспринимать удачные ее детали, и устранить увиденные недочеты в работе.


Ну, и,  завершая наш сегодняшний рассказ о развитии композиционного мышления, хочется сказать, что упражнений, подобных описанным в этой статье, существует достаточно много. Как говорят теоретики и искусствоведы, тот фотограф, у которого лучше развито чувство композиционного видения и мышления, намного быстрее начнет понимать взаимоотношение, возникающее между фигурами на снимке, взаимовоздействие между ними.  Тому же художнику, у кого это важное чувство развито не очень хорошо, чтобы эти взаимодействия уловить и понять, нужно будет выполнить гораздо больше подобных упражнений.


Удачи вам! Совершенствуйтесь, развивайтесь, не стойте на месте! 

Вот 9 простых шагов для создания лучших композиций Они требуют планирования, терпения и знания всех визуальных элементов, находящихся в вашем распоряжении. Самое замечательное то, что независимо от того, насколько вы талантливы, вы всегда сможете улучшить свое искусство, набросав хорошую композицию, прежде чем начать.

Имея это в виду, вот 9шаги для улучшения композиции:

1. Выберите хороший объект

Это может быть легко, но вы не можете создать отличную композицию без чего-то хорошего! Очевидно, что ваша композиция во многом зависит от того, что вы на самом деле рисуете или рисуете, поэтому выберите что-то интересное (по крайней мере, визуально) и всегда следите за тем, чтобы был хороший источник света с одного направления, чтобы дать объекту сильный свет и тень. Мне нравится рисовать вещи с большим количеством цветов, текстур, острых углов и т. д., так как это повысит интерес зрителя.

2. Выберите нужный размер

Насколько большим вы хотите изобразить объект? Масштаб искусства может изменить все его ощущение, поэтому важно иметь цель сделать объект больше или меньше, чем жизнь.

Например, большая картина диаметром 6 футов, которая увеличивает объект как пенни, будет иметь гораздо большее значение и значение, чем картина нормального размера с копейкой. Увеличивая объекты, вы увеличиваете их важность; уменьшение размера обычно уменьшает важность. Если вы не уверены, какой размер сделать, просто оставьте его как можно ближе к натуральному размеру.

3. Создайте свой собственный кадр

Часто самыми сильными линиями в произведении искусства являются четыре линии, которые большинство художников даже не думают контролировать. Края вашего холста или бумаги отвечают за содержание и форму вашего окончательного произведения искусства. Зачем довольствоваться рисованием внутри чужих линий? Сделай свой собственный! Если вы планируете рисовать небоскреб, обрежьте бумагу до высоты и ширины, необходимых для вашего объекта. Рисовать пейзаж? Почему бы не сделать холст шире для панорамного вида? Это можно использовать для улучшения практически любого произведения искусства, поэтому обязательно подумайте об этом, прежде чем использовать стандартный холст или бумагу.

4. Подумайте о размещении

То, как вы размещаете фигуры на двухмерной поверхности, придает изделию важность, смысл и баланс. Центрирование объекта по вертикали, горизонтали или по обоим направлениям всегда придаст большей стабильности вашей работе, но в конечном итоге может показаться немного скучным или типичным.

Обрезание части объекта по бокам, сверху или снизу обычно добавит визуального интереса, так как один объект заполнит все пространство. Следите за объектами, которые едва касаются краев, или за объектами, которые едва касаются границ вашей работы. Этот тип размещения неудобен, и его следует избегать.

5. Управляйте своими линиями

Любой выбранный вами объект будет иметь как минимум контур, а также другие линии, придающие ему глубину, текстуру и детализацию. Наши глаза естественным образом следуют линиям, так что используйте это в своих интересах, чтобы поймать взгляд зрителя. Пусть ваши линии текут к центру вашей работы или к местам, на которые вы хотите, чтобы зритель смотрел. Наклонные или изогнутые линии, как правило, добавляют больше визуального интереса и движения, но слишком много может быть хаотичным. Горизонтали и вертикали придают силу, солидность и внушительность, но могут быть скучными.

Не позволяйте линиям делить рисунок ровно пополам; например, с линией горизонта, проходящей через середину, или вертикально с деревом. Это вытянет зрителя из созданного вами пространства и отвлечет от изображения.

6. Сбалансируйте положительное и отрицательное пространство

Положительное пространство — это любой объект или форма, которые выделяются на фоне и воспринимаются глазом как «что-то». Негативное пространство — это фон или пространство вокруг объектов. Обычно рекомендуется оставлять примерно равное количество положительного и отрицательного пространства, чтобы работа выглядела более сбалансированной. Если у вас недостаточно отрицательного пространства, ваше искусство может показаться перегруженным и переполненным, но слишком много отрицательного пространства может привести к тому, что работа будет казаться пустой и подавленной.

С другой стороны, вашим намерением может быть занятая, переполненная картина, и использование большого количества негативного пространства часто помогает сфокусировать внимание на положительном пространстве, которое там есть. Вы можете выбрать, как вы хотите, чтобы ваше искусство чувствовалось, поэтому выберите баланс, который подходит для вашего предмета и стиля.

7. Добавить контраст

В изобразительном искусстве должен быть полный диапазон значений от темного до светлого. Без ярких бликов и темных теней изображение часто кажется серым или размытым и менее интересным. Более темные области в преимущественно светлой части будут выделяться и привлекать внимание, то же самое справедливо и для обратной стороны. Используйте это, чтобы привлечь внимание, но следите за тем, чтобы не сделать это непреднамеренно. Убедитесь, что вы не добавляете акцента углу или краю картины, если ваш фокус должен быть в центре.

8. Упростите отвлекающие элементы

Слишком большое количество форм, линий или цветов может отвлекать или сбивать с толку зрителей. Если вы хотите, чтобы зритель постоянно обращал внимание на одну часть картины или возвращался к ней, упростите остальную часть. Решите, на чем должен быть фокус, и если ВАШ глаз отвлечется, измените его! Еще один способ упростить свое искусство — приблизиться к одному объекту. Опуская периферийные устройства и увеличивая масштаб до тех пор, пока весь кадр не будет заполнен только одним объектом, вы всегда будете привлекать внимание туда, куда вам нужно. Конечно, это резко изменит ваш положительный/отрицательный баланс.

9. Выбирайте цвета обдуманно

Насыщенный цвет привлечет внимание, поэтому используйте его целенаправленно там, где вы хотите, чтобы люди смотрели. Любой цвет, который находится в одиночестве в окружении другого цвета, также будет выделяться. Как и в случае с контрастом, это может произойти непреднамеренно, поэтому проверьте его в своей композиции.

Также имейте в виду, что теплые цвета (желтый, оранжевый и красный) делают объекты ближе к зрителю, поэтому используйте их для создания глубины и пространства. Холодные цвета (синий, фиолетовый и немного зеленого) заставят объекты отдаляться. Когда объект на «заднем плане» вашей картины слишком теплый, он будет отвлекать от общей композиции и привлекать внимание туда, где вы этого не хотите.

Наконец, я убежденный поклонник создания набросков в начале каждого творческого процесса, поэтому всегда рекомендую рисовать разные композиции до тех пор, пока вы не почувствуете, что исчерпали все возможности. Если наброски вам не по душе, вы можете сделать кучу фотографий, а затем изменить их в цифровом виде, чтобы найти наилучшую композицию для вашего объекта.

Что бы вы ни делали, не беритесь за то, на что вы возлагаете большие надежды, не проработав каждый из вышеперечисленных шагов. Я гарантирую, что если вы будете следовать приведенным выше рекомендациям, вы будете поражены разницей между вашей окончательной композицией и тем, какой на самом деле была ваша первоначальная идея.

ПОЛУЧИТЕ EMPTYEASEL В СВОЙ ЯЩИК

Мы будем присылать вам статьи и руководства сразу после их публикации, чтобы вы никогда не пропустили ни одной публикации! Отписаться здесь можно в любое время.

Этот пост может содержать партнерские ссылки.

Создавайте эффектные художественные композиции: 21 профессиональный совет

Сильные художественные композиции жизненно важны для успеха произведения искусства. Композиция произведения — это то, что захватывает взгляд зрителя и удерживает его внимание, когда он присматривается поближе.

Художественная композиция может полностью изменить настроение произведения искусства, превратив его из бурлящей энергии в торжественное созерцание. Но как это происходит? Почему одни, казалось бы, красиво сделанные изображения не впечатляют, а другие очаровывают зрителей?

Многие правила определяют, что составляет хорошую композицию, например, Золотое сечение, Золотая спираль и Правило третей. Однако крайне важно, чтобы мы не подходили к этим теориям как к нерушимым правилам, а рассматривали их как предложения или необязательные шаблоны.

  • Как рисовать: лучшие уроки рисования 

В этой статье мы обсудим некоторые из этих техник, объясним, почему они успешны и как вы можете использовать эти знания, чтобы улучшить изображение.

Для начала все, что вам действительно нужно знать, это то, что хорошая композиция — это не что иное, как приятное сочетание форм, цветов и тонов. Это действительно достаточно просто. Скорее всего, большинство из вас могут составить хорошую композицию с закрытыми глазами.

Щелкните значок в правом верхнем углу изображения, чтобы увеличить его.  

01. Расскажите историю

Спросите себя: что это за история? [Изображение: Стив Эллис]

Будь то профессиональный бриф или заметки для личной статьи, первый шаг — подумать об истории. Какие элементы имеют решающее значение для рассказа истории, какие являются второстепенными, а какие добавляют третичную поддержку? Так вы определяете иерархию элементов в своем произведении. Здесь противостояние между воином и драконом должно быть первостепенным, но второстепенные элементы, такие как разрушенная деревянная платформа, должны поддерживать центральное повествование произведения.

02. Создание взаимосвязей

Создание взаимосвязи заставляет зрителя сравнивать две формы, тем самым создавая движение [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Каким бы простым ни было это изображение, в нем уже есть ощущение движения и глубины. Как?

Через отношения. Несоответствие между формами дало зрителю средство, с помощью которого они могут сравнивать эти формы. «Этот больше, тот легче». Серый квадрат кажется движущимся и удаляющимся только по сравнению с черным квадратом.

Процесс сравнения этих форм требует, чтобы зритель неоднократно двигал глазами по холсту, и в этом заключается истинная цель великой композиции: контроль этого движения глаз.

03. Думайте миниатюрами

Использование миниатюр может решить многие проблемы дизайна заранее. Если миниатюры имеют неправильные размеры, в конечном итоге все ваши балансы будут нарушены, и вам придется переработать свой дизайн. На этом раннем этапе важно решить многие проблемы дизайна еще до того, как вы подумаете об окончательном изображении. Тонкая балансировка элементов может привести к сильному изображению, в то время как небольшое неправильное расположение может изменить или исказить воздействие создаваемого вами изображения.

04. Знайте, что форма имеет значение

Форма и размер холста имеют решающее значение для композиции вашего произведения [Изображение: Стив Эллис]

Спланируйте внешнюю форму изображения. Это личная вещь, поэтому размер можно было установить. Заказные работы не позволяют такой роскоши, и художнику приходится реагировать на предоставленные размеры. Все в вашем изображении должно относиться к размерам границы. Вот почему размер холста имеет решающее значение. Он создает обрамляющее устройство для изображения — форму, через которую будет смотреть зритель. Как только внешние размеры установлены, к дизайну можно подойти с нескольких разных направлений.

05. Развитие динамической симметрии

В великолепных композициях используется геометрия. Вот пример того, как динамическая симметрия помогает поднять эту часть на более глубокий композиционный уровень…

а) Штриховое изображение 

Нарисуйте линии, чтобы найти основную точку интереса [Изображение: Стив Эллис]

Используя первоначальный набросок, нарисуйте линия из правого верхнего угла в левый нижний угол. Затем из левого верхнего угла проведите линию под прямым углом к ​​первой линии. Это главная достопримечательность, где вы нарисуете глаз дракона.

b) Определите края

Установите важные элементы платформы [Изображение: Стив Эллис]

Проведите прямую линию в основной точке, чтобы установить линию глаз дракона. Затем поместите линию из нижнего правого угла под прямым углом к ​​исходной линии. Они помогают установить важные элементы, такие как край платформы, сторона орка и крыло дракона.

c) Проверить размещение элементов

Посмотреть, где находятся символы в форме ромба [Изображение: Стив Эллис]

Затем повторите эти шаги, начиная с верхнего левого угла. Используя эти направляющие, найдите край платформы, левое крыло и руки воина. Это позволит вам увидеть, что воин находится прямо в центре ромба. Голова дракона, смещенная вправо, теперь находится в верхнем ромбе

06. Применение золотого сечения

Золотое сечение выражается в виде спирали [Изображение: mathsbyagirl.wordpress.com]

Иногда динамическая симметрия не чувствуется за штуку, и именно здесь золотое сечение наиболее полезно. Это греческое математическое уравнение выражается в виде спирали. Многие из самых известных произведений искусства используют это соотношение для принятия решения о размещении элементов и как естественный способ вести взгляд по изображению. Оно настолько укоренилось в нашем естественном мире и в нашей человечности, что мы часто используем это соотношение, даже не осознавая этого.

Они верили, что все вещи, как материальные, так и нематериальные, имеют совершенное состояние бытия, которое их определяет. Они также считали, что нужно всегда стремиться к достижению этого идеального состояния, будь то в математике, телосложении, политике или эстетике.

Спираль создала гармонию между элементами [Изображение: Стив Эллис]

Греческие математики, неоднократно наблюдавшие подобные пропорции в природе и геометрии, разработали математическую формулу того, что они считали идеальным прямоугольником: прямоугольник, стороны которого равны 1 :1,62 отношение.

Они чувствовали, что все объекты, чьи пропорции демонстрировали это, были более приятными, будь то здание, лицо или произведение искусства. По сей день книги и даже кредитные карты соответствуют этому идеалу.

В случае с изображением выше спираль использовалась для создания гармонии между интересующими элементами, такими как глаза волка, Морриган, дерево и вороны.

07. Канал Правило третей

Дюлак соблюдал Правило третей [Изображение: wikiart. org]

Это гласит, что если вы делите любую композицию на трети, по вертикали и по горизонтали, то ключевые элементы вашего изображения располагайте либо вдоль этих линий, либо на их стыках. Вы добьетесь более приятного расположения. Но работает ли это?

Давайте посмотрим на картину Эдмунда Дюлака «Русалочка: Принц спросил, кто она такая» (вверху). Дюлак отлично умел использовать пустое пространство в своих интересах, отчасти потому, что он был склонен соблюдать правило третей.

Линия третей была использована идеально [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Здесь Дюлак расположил колонну и линию горизонта точно по линии третей. Но что, если он этого не сделал?

Результат менее удачный, если колонна и линия горизонта находятся в центре изображения. Колонка доминирует над изображением, отвлекая внимание от фигур.

Взгляд зрителя теперь прикован к этой четкой форме, которая делит холст пополам, вместо того, чтобы блуждать по изображению, как это было изначально.

08. Узнайте, как работают правила

Правило третей работает, потому что оно требует, чтобы художник делал один элемент более доминирующим, чем другой. Это доминирование создает дисбаланс, а дисбаланс любого рода всегда будет привлекать внимание зрителя.

Точное разделение изображения пополам вызывает наименьший интерес, потому что все одинаково сбалансировано.

Преобладание одной области вашей композиции создает напряжение и, следовательно, добавляет интереса. Это также заставляет ваши глаза больше перемещаться по холсту, чтобы сравнить все эти отношения.

Тот факт, что композиция разделена точно на терции, на самом деле не имеет большого значения. Вы можете разделить композицию на четверти, пятые или даже десятые части. Пока есть какой-то дисбаланс, композиция будет демонстрировать напряжение. Как вы скоро увидите, эта концепция дисбаланса применима ко многим аспектам композиции, включая насыщенность и цвет.

09. Используйте подразумеваемые линии

Подразумеваемые линии направляют взгляд читателя [Изображение: Стив Эллис]

Это, вероятно, самый важный аспект композиции, потому что вы замечаете их первыми. При реалистичном рисовании вокруг объекта нет фактической линии.

Иллюзия контура является результатом контрастирования различных значений и цветов. Но даже впечатление от линии сильное, и наши глаза устремятся к ней и будут следовать за ее длиной, пока она не закончится или пока она не встретится с другой линией, по которой мы будем следовать снова. Великолепная композиция сильно использует это естественное притяжение к линиям.

Размашистое действие или движение по произведению будет перетягивать взгляд с одной стороны композиции на другую. Использование сильных, прямых линий действия, встроенных в элементы изображения, может направить взгляд в нужную точку. В сюжетах без действия или в более спокойных областях боевых сцен используйте такие элементы, как развевающаяся ткань, клубящийся дым или даже направленные мазки в небе — все тонкие следы, по которым глаз может следовать в фокусе изображения. Здесь волны, щупальца и форма паруса направляют взгляд.

Подразумеваемые линии также могут создавать точки фокусировки [Изображение: Dan dos Santos]

Помимо использования подразумеваемых линий для привлечения внимания к композиции, вы можете использовать тот же метод, чтобы заставить кого-то немедленно взглянуть на выбранную вами точку фокусировки.

На самом деле, вы можете делать это неоднократно, с разных сторон. Это особенно полезно, когда ваше изображение представляет собой портрет или пин-ап, а лицо персонажа является наиболее важным элементом.

Окружающие объекты должны указывать на вашего персонажа, чтобы привлечь внимание [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Чтобы привлечь больше внимания к конкретному персонажу, попробуйте сделать так, чтобы окружающие предметы, такие как оружие, мечи и здания, указывали на ваш объект. Вы также можете использовать подразумеваемые линии, чтобы обрамить лицо объекта, зафиксировав взгляд зрителя на месте.

Лучшие на сегодняшний день цены на лучшие карандаши для черчения

LYRA Rembrandt Art Design Drawing

18,15 £

Посмотреть предложение

Посмотреть все цены

Набор карандашей Palomino Blackwing из 12 шт. 90 шт. 003

28,95 фунтов стерлингов

View Deal

Посмотреть все цены

11. Создайте драму с точки зрения

Зритель должен быть во главе воина, чтобы создать драму [Изображение: Стив Эллис]

Для эмоционально эффективной пьесы, такой как эта , зритель должен поместить себя в голову воина. Наш герой — и, следовательно, зритель — должен чувствовать себя подавленным и побежденным, но все же готовым сражаться. Для этого злодей был помещен над средней точкой изображения. Угол был немного наклонен, чтобы сбить зрителя с толку. Таким образом, злодей буквально нависает над нами так же, как и над мальчиком.

12. Видеть тройки повсюду

Подумайте об общем расположении переднего плана, среднего плана и заднего плана [Изображение: wikiart.org]

Правило третей, похоже, работает в большинстве аспектов создания изображений, и ценность его невелика. исключение. При построении композиции думайте об общем расположении переднего, среднего и заднего планов.

Чтобы усилить взаимосвязь между этими тремя глубинами, постарайтесь ограничить каждую из них диапазоном значений, отдавая предпочтение черному, белому или серому. Например, вы можете сделать фон преимущественно белым, средний план — серым, а передний план — черным.

Конечно, любое расположение этих трех значений будет работать. Ограничивая свои значения в этих областях, вы усиливаете ощущение глубины вашего изображения и делаете силуэты очень легко читаемыми — и эта разборчивость важна.

Обратитесь к старым мастерам, чтобы увидеть схемы значений Triptich [Изображение: wikiart.org]

Нечеткие значения мешают зрителю различать формы, особенно в малом масштабе. Вот почему вы увидите, что эта техника так часто используется в искусстве коллекционных карточек. Когда ваше изображение имеет высоту всего несколько дюймов, высококонтрастные композиции работают особенно хорошо.

Подобные схемы стоимости триптиха хорошо видны в работах старых мастеров, особенно в гравюрах Гюстава Доре.

На всех его картинах показано различное расположение черного, белого и серого, чтобы подчеркнуть разницу между передним, средним и задним планами.

13. Используйте силу треугольников

Ромбики привлекают внимание к лицам персонажей [Изображение: Стив Эллис]

Композиции часто основаны на сильных, простых формах. Здесь герои в этой пьесе должны иметь индивидуальный момент для себя, но также и работать вместе как команда. Поскольку треугольник — это сильная форма, команда была составлена ​​таким образом, чтобы его различные элементы приводили внимание к голове орка-паладина (зеленый треугольник). И поскольку фон также расположен в виде треугольника, направленного вниз (синий треугольник), он создает ромбовидную форму, где примерно расположены головы основных фигур. Все это предназначено для того, чтобы привлечь внимание читателя к выражениям лиц персонажей.

14. Будьте умнее с цветом

Контрастируйте темные и яркие цвета [Изображение: Стив Эллис]

Цвет — удивительный инструмент для композиции. В произведении, где я хочу, чтобы что-то сильно ударило, я буду использовать много контрастных цветов, а также дополнительные цвета. Яркий теплый цвет посреди прохладного поля может действительно выделиться из сцены и привлечь внимание зрителя. Здесь слово «Циклон» темно-красного цвета, контрастирующего с голубизной воды, а глаза змеи ярко-желтые на фоне темно-бирюзового неба. Мальчик был выделен желтым цветом и более светлым оттенком кожи, чтобы выделить его на фоне знака и воды.

Аккуратно используйте черный и белый цвета, чтобы сфокусировать взгляд. Если вы используете их экономно и рядом друг с другом, вы можете легко привлечь внимание зрителя к определенному месту.

При рисовании постарайтесь оставить самые чистые белые и черные цвета для фокуса. Например, если у вашего главного героя очень бледная кожа, попробуйте наложить на него что-то очень темное, например, черные волосы или черную одежду.

Это один из самых простых и успешных способов сделать ваш объект популярным. В приведенной выше картине «Разделенная кровь» героиня сидит отдельно от фона.

15. Учитывайте свой ракурс

Измените угол камеры, чтобы добавить волнения [Изображение: Dan dos Santos]

Дисбаланс может сделать вашу композицию более захватывающей, но он также может добавить драматизма. В следующий раз, когда ваша картина будет недостаточно захватывающей, попробуйте изменить угол камеры.

Даже малейший наклон к линии горизонта может превратить обыденную сцену в крутой боевик. Поэкспериментируйте с психологическими впечатлениями, которые создают различные ракурсы камеры.

Прямо, этой картине не хватает настоящего азарта. Кирпичи, дождь и волосы создают простые вертикальные линии и не особо усиливают драматизм пьесы. Наклон изображения придает ему совершенно новый вид.

Чувство веса меняет динамику между персонажами [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Внезапно кажется, что женщину прижимают к стене. В их позах также ощущается больше веса

16. Оцените силуэт

Убедитесь, что силуэт интересен [Изображение: Стив Эллис]

Планируя картину, подумайте о том, как изображение будет выглядеть как силуэт. Композиционно силуэт является внешней гранью основных форм предметов или фигур переднего плана. Если он работает в черно-белом режиме как композиция, есть большая вероятность, что композиция будет хорошо работать в цвете, если вы не будете слишком много возиться с цветовыми значениями. Также позаботьтесь о том, чтобы силуэт был интересным, а элементы фона не конкурировали с ним.

17. Варьируйте симметрию или асимметрию

Смешивание элементов делает вещи захватывающими [Изображение: Стив Эллис]

Симметрия отлично передает порядок и спокойствие, но она может быть довольно скучной. Иногда, как и в случае с этим портретом, подумайте о двусторонней симметрии, но немного измените элементы, чтобы рисунок оставался активным: например, выражение глаз и положение, форма и размер различных щупалец. Также сбалансируйте элементы фона, не повторяя их, чтобы они сохраняли ощущение энергии.

18. Играйте масштабно и смело

Используйте простые формы для создания точек интереса [Изображение: Стив Эллис]

Иногда стоит быть откровенным с элементами дизайна. Просто посмотрите на любую обложку газеты «Saturday Evening Post» Нормана Роквелла. Я часто использую гигантский круг на одной из точек интереса в произведении, создавая ореол вокруг главного героя или действия. Это привлекает внимание зрителя ко всему, что вырывается из этого круга. Этот подход также работает с другими простыми формами, такими как ромб или треугольник.

19. Думайте заранее о конечном продукте

Различные виды искусства имеют разные композиционные потребности [Изображение: Стив Эллис]

Важно думать о конечном доме искусства. Это игровая карта или обложка книги, или она будет висеть на стене? Художественная галерея имеет другие композиционные потребности, чем изображение карты или обложка комикса размером 6×9 дюймов. В то время как сильная композиция будет работать на многих уровнях, интенсивность детализации, необходимая для более крупного воспроизведения, может не понадобиться для крошечной карты. Композиции простой формы могут быть самыми сильными для небольших деталей, но могут показаться слишком простыми при увеличении.

20. Оставайтесь свободными

Сделайте несколько неструктурированных набросков, чтобы сохранить свежесть. Используйте более крупные, свободные и смелые штрихи и формы, а затем вернитесь к этим советам. В конце концов, вы никогда не должны терять спонтанность изображения, иначе оно потеряет свою привлекательность. Если создание искусства не доставляет удовольствия художнику, оно не будет доставлять удовольствие и зрителю.

21. Соедините все воедино

Хорошая композиция — это та, в которой художник управляет движением взгляда зрителя для получения полезного результата.

Усиление фокальных точек с помощью Правила третей [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Мы можем сделать это с помощью ряда средств, таких как усиление фокальной точки с помощью Правила третей, подразумеваемых линий, контраста значения и выборочного насыщенность цвета.

«Дуэль после бала-маскарада» Жана-Леона Жерома — прекрасный пример использования всех композиционных приемов [изображение: artrenewal.org]

Сочетая все эти инструменты в одном произведении, «Дуэль после бала-маскарада» Жана-Леона Жерома является прекрасным примером использования всех композиционных приемов в своих интересах.