Содержание
Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж
Навигация: Главная / Уроки живописи / Жанры живописи / Карикатура в живописи
Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.
Гротеск
Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи. В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.
Шарж
Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.
Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.
Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей. Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея. Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.
Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.
Классификация
В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.
Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:
- линиями и контурами,
- штрихами.
Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:
- графики,
- коллажей,
- иллюстрациях,
- фотографиях,
- плакатах,
- рекламе,
- монтаже,
- инсталляциях,
- анимации,
- архитектуре,
- перформансе.
Разница между карикатурой и комиксом
Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.
Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.
В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.
Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.
С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.
Британский художник Джайлс, известный по своей работе в «Дейли Экспресс», работал в жанре политической карикатуры. Он создал фиктивную семью в комиксах, в которой доминирует загадочная «Бабушка», которая комментировала современных британских и мировых политиков, нет портретов или картин с реальными людьми. Несмотря на различия, слово «комический» используется как популярный синоним карикатуры.
Развитие жанра
В итальянском «caricare» и «carico» означает «преувеличить» и «загрузить» А. Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура. Процесс развития карикатуры продолжался веками, параллельно основным жанрам – от гротеска Босха до геометрических абстрактных форм в работах Мондриана:
- Истинным карикатуристом считается художник и дизайнер Дж. Арчимбольдо, который в Праге написал серию пародий на королей и императоров, используя овощи, кастрюли, сковородки и другие кухонную утварь.
- Профессиональный талантливым карикатуристом эпохи рококо был П. Л. Гецци.
- Сатирические острые шаржи и карикатуры стали в 18 веке писком моды в Англии, России, Франции, Америке. В моралистических жанровых картинах и гравюрах «Карьера проститутки», «Похождения повесы» англичанин У. Хогарт через явно преувеличенный портретный стиль перешел к гротесковой карикатуре.
- Во Франции, жанр доминировал в течение 19 века, благодаря работам О.
Домье в области политики антимонархической направленности. В 1835 году французские власти запретили все крамольные виды искусства и политическую карикатуру, после чего Домье перешел на социальные комиксы.
Карикатура, как искусство, особенно востребованным было на рубеже 19-20 веков до появления телевидения. Самые известные художники-карикатуристы 20 века:
- Уильям Гроппер — коммунистический карикатурист, известный своими социальными рисунками.
- Алекс Гард — русский художник, который произвел более 700 картин знаменитостей, посещающих популярные рестораны Нью-Йорка, в исследуемом стиле.
- Аль Гиршфельд — американский художник, известный простыми черно-белыми карикатурами известных звезд и знаменитостей шоу-бизнеса, политиков и телезвезд. Он был одним из немногих художников, работы которого отображены на почтовых марках Америки.
- Дэвид Ливайн — видный американский карикатурист, известный чернильными карикатурами известных писателей и политиков, опубликованных в «Time», «Playboy», «The New York Times» и других известных изданиях.
Жанр позволяет с юмором продемонстрировать социальные проблемы и отношение к ним деятелей искусства.
Reader Interactions
«Карикатура – это поэзия…» – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Сергей Петрович, начнем с традиционного вопроса. Сейчас в России не так много карикатуристов, почему так случилось?
Их не то, что немного, они просто не так заметны. Просто в СССР была другая система. Не было никаких охранников в редакциях. Карикатуристы заходили, предлагали, и если их работы нравились… Карикатуры печатали где-то в 10 изданиях каждый месяц. Человек мог приходить в них и показывать свое творчество.
А после 1991 года все резко изменилось. В «Коммерсанте» печатался Бильжо, в МК – Меринов. Я сам в «Коммерсанте» 20 лет. И сейчас там печатаюсь.
То есть стало тяжелее начинать?
Молодым начинать стало тяжелее…
Ваша первая публикация состоялась в «Литературной газете»?
Ну да, первая публикация была в 1968 году в ней…
Хотя была еще одна раньше. Когда я был студентом, у нас на курсе был такой ушлый парень, он искал, где бы что зашибить, пока я думал только об учебе. Он как-то зашел в «Неделю». Ему сказали, что туда можно карикатуры приносить. А я рисовал во всякие многотиражки студенческие. Он предложил мне их туда отнести, и в 1967 году там появилась моя карикатура под его именем. Он говорит: им понравилось, было неудобно сказать, что не мое.
Сам я ходить стеснялся. Но по почте послал письмо в «Литературку». Меня пригласили прийти. Помню, смешно было. Там сидит Веселовский, только я вхожу в дверь, а он раскрывает объятия: «Сергей Петрович!». Я подумал: «Ничего себе!». А оказалось, там сзади меня стоял старичок его знакомый, которого так же звали.
Но так ли просто всем было печататься? Виктор Богорад упоминал, что в советское время был некоторой разрыв между официальными карикатуристами и теми, кто рисовал не на тему социалки.
Подобный разрыв был всегда. Такой же и среди журналистов. При ЦК КПСС был «Крокодил» и «Правда», а все остальное было как-то так… Но почти во всех изданиях считалось, что обязательно должен быть юмор, причем не только в политических. Были толстые литературные журналы. Журнал «Москва» тоже карикатуры печатал. И «Литературное Обозрение»…
А насколько карикатура была опасным делом? Был ли сильный контроль?
Да, был, даже до смешного доходило. После того, как я в Болгарии получил главный приз гран-при габровского фестиваля юмора «Золотой Эзоп», на меня обратили внимание и пригласили в 1977 году на выставку в Польшу. Наших обычно неохотно посылали, не хотели сориться ни с кем, и я должен был рисунки показать в Министерстве культуры. Ну, я принес им папку. Так вот парадокс: не разрешили взять рисунок, который был до этого напечатан в газете «Правда». Там мужик рубил на дрова колонны с капителями. Но я их понимаю по тем временам. Картинка показывал отношение к классической культуре, что наш мужик не понимает ее. А в «Правде» показалось, что это нормальная шутка. Колонна похожа на бревно, вот он ее и…
Я слышал, что и в институт поступить вам не просто было
Да, у меня была какая-то безалаберность, я о многом не задумывался и не стал вступать в комсомол. Думал: что я, как дурак, буду оставаться на комсомольские собрания после уроков? А при поступлении в институт два раза меня отфутболили, а я даже не знал, почему. И уже в армии мне говорят: «Да ты что? Давай мы тебя запишем». Ну вот записали, и я поступил в институт без проблем.
Не хотели карикатуру на эту тему нарисовать?
Какая уж тут карикатура.
А сейчас как обстоят дела с цензурой?
Сейчас все разрешено на самом деле. Вон, Елкин рисует Путина и в хвост и в гриву.
Не все согласны, что сейчас свобода….
Ну, свобода относительная действительно. Никто тебя не заграбастает, просто тебя не напечатают и все.
А вы с подобным сталкивались?
В современное время как-то не сталкивался, в советское время – да. Помню, в 1968 году… Не думал специально о Чехословакии. Показалась, что там просто парадоксальная тема. Нарисовал: узкая улица, по ней едет автомобиль, светофор горит зеленым светом, но ему преграждают дорогу танки. Вроде зеленый свет, а сквозь танки не проедешь. Пытался отправить в журнал «Смена» , но мне сказали: знаешь, вот это отсылать не надо никуда.
И эта карикатура пропала?
Нет, почему, потом на выставках была за границей.
Но сейчас подобного не случалось?
Вроде бы нет. Но я уже сам, наверное, знаю, чего надо и не надо.
А есть ли у вас какие-то внутренние ограничения?
Не знаю, эта тема обсуждается постоянно. Что нельзя калек безногих рисовать. Я считаю, все зависит от того, как это сделано. Может даже ничего такого на картинке и нет, а гадко. А можно даже такие темы нарисовать так, что это будет остроумно, не обидно, и никого не принизит.
Вы успели себя попробовать и в ряде других жанров, даже в мультипликации… Может рассказать об отличиях работы в сфере карикатуры от них?
Чем мне нравится карикатура, так это тем, что я сам отвечаю за то, что делаю, от начала и до конца. А в мультфильме как бы хорошо ни сделали, это не то. Кстати, также и в театре. Делаешь одно, а превращается в другое. Артисты, режиссер, все прикладывают руку. И получаешь совсем не то, что имел в виду. Карикатура это нечто образное.
Давайте сравним с литературой. Художник пишет пейзаж, жанровые сцены, это как роман. А карикатура – это поэзия, образ. Надо, чтобы он был пронзительный. Как у Омара Хайяма. И ту главное найти нужный политический образ, а дальше, как он нарисован, маслами на холсте или окурком на салфетке, уже не важно.
А заметны ли вам какие-то изменения в карикатуре?
Тут как с модой. Как брюки широкие или узкие. Так же и в карикатуре. В 60-е годы после войны был моден минимализм. Художник несколькими штрихами мог картинку нарисовать. Потом стали больше и больше деталей добавлять, масляными красками что-то делать, аэрографы появились… Теперь делают вообще на компьютерах в «фотошопе» все. Это надоедает, и сейчас опять входят в моду широкие брюки и узкие рубашки. Минимализма в карикатуре еще нет, но он уже у дверей стоит.
С коллегами часто общаетесь?
Конечно.
А обучением молодого поколения занимаетесь?
Нет, обучением не занимаюсь… сейчас такой широкий мир доступа к информации. Не ремесленные времена, чтобы знание необходимо было из рук в руки передавать. Все сами смотрят, считывают где-то что-то, хоть в Австралии. Сейчас доступность потрясающая. Весь мир открыт для нас.
А бывало, что обращались за советом?
Когда работал художественным редактором в журнале «Смена», ко мне приходили карикатуристы, и я советовал, какую композицию сделать, а сейчас это даже как-то бестактно.
В других странах карикатуристам легче живется?
Сейчас на самом деле мир широко открыт. Можно на сотни конкурсов карикатуры посылать, если не лениться. Талантливого человека замечают. Есть масса адресов агентств, редакций. Если творчество стоит того, то оно не пропадет. Просто много инертных людей есть, в том числе и в моем поколении. Они говорят: как плохо, что у нас никто ничего не заказывает. Сидят и ждут, когда кто-нибудь чего-нибудь закажет. А я все время рассылал и все нормально.
Но, касаясь темы ограничений. Если раньше у многих карикатуристов была своя рубрика, то сейчас художники больше рисуют по заданию?
По заданию я рисую только в «Коммерсант». А всюду отсылаю просто то, что мне приходит в голову. Вот по прослушиванию в Америке сделал 1-2 карикатуры. В России я печатаюсь, например, в журналах «Чаян» и «Химия и жизнь». Последние, конечно, присылают текст. «Коммерсант» для приложения «Дом» в каждом номере тоже присылают статью. Я подзаголовок обычно читаю и рисую.
А так я посылаю в синдикат The New York Times. Они предлагают карикатуры в разные редакции, а 50% гонорара берут себе. Но там печатается множество картинок в различных СМИ.
В La monde тоже отправляю, печатаюсь регулярно в Courrier International. Там еще предлагают карикатуры в Бельгию и Португалию. В Берлине есть, куда направить карикатуры.
Причем я сразу во все отправляю, если нарисовал удачно. В Берлине, кстати, мой рисунок про Гагарина в метро показывали.
Все зависит от способностей человека. А так что Париж, Нью-Йорк, Москва… Раньше да, мы искусственно и технически были зажаты. Мне давно предлагали в Стокгольм присылать рисунки, если что в Москве будет происходить. Так это надо было по почте делать, а письмо две недели идти будет, все это сдохнет уже к тому времени. А сейчас я в пять утра встаю, а к 6 у меня уже готовый рисунок есть, и я отсылаю его раньше всех.
А как Вы выбираете идеи для карикатур? Следите за новостями?
Смотрю новости, а утром просыпаюсь, и мысли сами возникают.
О самостоятельности карикатуры… Сейчас, в основном, все-таки их публикуют в привязке к тексту… Теряет ли она некое свое значение?
Многое зависит от редактора. И раньше было, что карикатура всегда к какой-то статье идет, и должна была соответствовать идее, духу этого материала. А потом в 70-е годы возникла идея в газете The New York Times. Стали со всего мира приглашать художников присылать свои картинки, чтобы были альтернативные точки зрения. Это приветствовалось. Можно даже издеваться над идеей в статье. Найти работу, которая шла в разрез идее. У нас такое началось с журнала «Химия и жизнь». Нужно было только, чтобы идеи материала перекликались. А сейчас давно уже такой подход…
То есть вы считаете, что карикатура не теряет самостоятельности?
Вы знаете, это зависит от редакции. В том же «Коммерсанте» скатились к старому, под какую-то статью все делать. А раньше я им 10 рисунков приносил, а они выбирали. Зависело это от этого редактора. Это была даже своеобразная игра для редактора. Найти картинку, которая особенно взаимодействует со статьей. Тут дело в конкретных людях.
А в советское время бывали случаи, когда вас вызывали за карикатуру?
Лично меня не вызывали… Хотя один раз было что-то подобное. Послал куда-то на конкурс, а мне бросили разорванный конверт и сказали: больше никуда не посылайте, а то печатать нигде не будем. Там тоже были разные времена. В 70-е годы на любую почту, хоть куда отправить можно было, и все доходило. Несколько лет было, что только от какого-то издания, через их отдел информации.
А вообще карикатуры по-разному воспринимали часто. В 1973 году все начали в Израиль уезжать пачками. В «Литературной газете» напечатали мою работу: «Тюрьма, окно с решеткой, табуретка. На ней стоит волк. Внизу кость. И подпись: Сколько волка не корми…». Те, кто уезжали, начали говорить: как смело! Чиновникам каким-то тоже понравилось внезапно: и, правда, сколько их не корми, все равно пытаются слинять. Я, конечно, не это имел в виду. Волк сам себе найдет пропитание, не надо его за решеткой держать.
А еще подобные случаи бывали? Когда ваша работа принимала неожиданную трактовку?
Недавно. Сейчас на сайтах комментарии идут активно, люди реагируют. Вон карикатура на фильм «Невинность мусульман» бешеную реакцию вызвала. Я нарисовал, что по земле ползет кобра, как лента. И люди в мусульманской одежде стараются ее убить камнями и палками. Кому-то нравилось, что мракобесие показывает. А из Сирии и других восточных стран неожиданно писали: какой молодец, как отразил, что пленка ядовитая. То есть поняли совершенно наоборот. В этом году я получил за нее в Бельгии награду на профессиональном конкурсе…
Карикатура Сергея Тюнина
Еще хотел спросить вас о плагиате. Как молодым карикатуристам избегать повторов?
Это вопрос не простой… И у немолодого карикатуриста тоже есть повторы. Ведь логика одна, есть законы композиции. Вот и говорят, что кто-то с кого-то срисовал. Люди без конца изобретают велосипед. Это не так страшно. Просто есть бессовестные люди, которые живут тем, что перерисовывают чужие карикатуры. Отделить одних от других тяжело… Но ведь всегда можно нарисовать что-то еще.
Что насчет клубов карикатуристов?
Да, были такие. Но я не очень в них разбираюсь. Я как-то сразу стал много печататься. Я знаю, что у МК был. Раз или два бывал на этих встречах, но я не знаю, давали ли они что-то или нет. Просто тот, кто много печатается, не товарищ тому, кого не печатают. Они не могут друг другу никак помочь. Если не угадываешь, и твои рисунки не нравятся, тут ничем не поможешь.
Каких бы своих коллег вы бы отметили в первую очередь?
Виктор Богорад просто потрясающий, Елкин… Мне очень понравилось, как он появился. Но у него такая жизнь, что ему каждый день надо выдавать что-то по повестке… Какие-то коммунальные темы, про сосульки, это немного размазывает его талант, хотя он, конечно очень талантливый. Слишком массово. Богорад держится. Хотя и много печатается.
Вы упоминали законы композиции в карикатуре. Можете рассказать немного о них?
Смотрите: задача человека, который пишет пейзаж, нарисовать речку, деревья… А в карикатуре человек должен управлять зрением зрителя. Отсекать все лишнее и концентрировать на том, что ты хочешь донести. У Брейгеля есть картина «падение Икара». Смотришь. Шикарный пейзаж, а Икар, как комар. Может, это юмор был какой-то в 17 веке. А здесь надо добиться того, чтобы всеми силами добиться, чтобы человек сразу считывал идею. Нельзя перечислить все эти приемы. Все время должна быть концентрация на этой идее. У автора задача — навязать свою точку зрения.
Есть ли какая-то миссия в вашем творчестве?
Я какой-то миссии не вижу. Карикатура – это отражение, реакция на происходящее. Кто-то так реагирует, кто-то на митинги ходит. Все это часть жизни. Люди в обозримом прошлом рисовали карикатуры и непонятно, сыграли они роль какую-то или нет. Например, Борис Ефимов и Кукрыниксы? Как сказать, что бы было, если бы они не рисовали.
А так мне, конечно, не нравится узаконенное воровство, которое сейчас происходит. Возмущает, что Сердюков на заместительницу все списывает. Хотя сам все подписывал. Это несправедливость. Она не может радовать или вызывать сочувствие.
Не считаете ли вы, что демотиваторы в интернете и всяческие мемы вытесняют карикатуру?
В интернете сейчас действительно навалом этого всего. Так же там полно и литераторов-графоманов. Среди них тоже есть остроумные и талантливые люди, но они проявятся потом. А в 19 веке? Сколько было поэтов? Каждая девочка писала стихи. А если были деньги, то их издавали в белых переплетах и на дни рождения дарили. Но осталась Ахматова, Цветаева… А это все где-то там… Так что и это тоже нормально.
Какое будущее ждет карикатуру? Вы ожидаете спад или подъем интереса к этому искусству?
Мысль бесконечна. Ироничное отношение к жизни было, есть и будет. Носители будут меняться. Может, бумажные СМИ отомрут. Хотя… Как говорилось в фильме «Москва слезам не верит»: «Ни театра, ни кино не будет, будет одно телевидение». Но ничего подобного не произошло. Театров стало раз в 10 больше. Картинки будут появляться. Хотя, скорее всего, больше переместятся в интернет.
Рисунок карикатуры — Как рисовать карикатуру шаг за шагом
Карикатура — это в основном преувеличенный рисунок определенного персонажа, который подчеркивает его отличительные физические черты.
Рисование карикатуры — отличный способ улучшить внешний вид человека, создать его более интересную версию с оттенком юмора.
Если вы хотите научиться рисовать карикатуры , вы попали по адресу! Мы создали пошаговое руководство по рисованию карикатуры, которое легко сделать с помощью 9простые шаги.
Все, что вам нужно, это ручка и бумага, и вы готовы начать рисовать!
Развлекайтесь и помните: нет предела вашему воображению!
О чем эта запись в блоге
- Как нарисовать карикатуру — приступим!
- Шаг 1
- Шаг 2 – Нарисуйте контур головы карикатуры
- Шаг 3 – Затем нарисуйте шею карикатуры
- Шаг 4 – Нарисуйте воротник рубашки карикатуры
- Шаг 5 – Затем нарисуйте Волосы карикатуры
- Шаг 6 – Затем нарисуйте пару густых бровей
- Шаг 7 – Затем нарисуйте нос вашей карикатуры
- Шаг 8 – Затем нарисуйте губы карикатуры
- Шаг 9 – Теперь нарисуйте глаза вашей карикатуры
- Еще 4 способа сделать свой карикатурный рисунок уникальным
- Ваш карикатурный рисунок готов!
Шаг 1
Начиная с самой середины листа, нарисуйте неправильный вертикальный овал с более широким низом.
Чтобы карикатура была нарисована по центру, вы можете создать контрольные линии, нарисовав пересекающиеся горизонтальную и вертикальную линии.
Точка, где пересекаются две линии, должна быть прямо посередине лица вашей карикатуры. Используйте линии в качестве ориентира.
Шаг 2. Нарисуйте контур головы карикатуры
Нарисуйте ухо с каждой стороны головы вашей карикатуры. Как видно на иллюстрации, верхняя часть нарисованных нами ушей относительно больше, чем нижняя.
Убедитесь, что уши с обеих сторон карикатурного лица нарисованы равномерно и на одном уровне. Это поможет сделать ваш рисунок пропорциональным.
Шаг 3. Затем нарисуйте шею карикатуры
Нарисуйте две нисходящие диагональные линии, направленные друг к другу, под головой карикатуры. Это создает голову вашего карикатурного рисунка.
Промежуток между диагональными линиями зависит от того, насколько толстой или тонкой вы хотите сделать шею. Как правило, зазора в дюйм должно быть достаточно.
Шаг 4. Нарисуйте воротник рубашки карикатуры
На этом этапе мы создадим воротник рубашки, который носит ваша карикатура. Начните с рисования неровной V-образной линии в нижней части шеи, обе конечные точки которой проходят через шею.
Затем нарисуйте две боковые V-образные линии с каждой стороны линии, которую мы только что нарисовали. На этом этапе весь воротник должен быть завершен.
Имейте в виду, что линии должны быть слегка изогнутыми, а не прямыми, чтобы воротник выглядел мягким, как настоящая ткань.
Шаг 5. Затем нарисуйте волосы на карикатуре
Продолжайте рисовать линию волос на карикатуре, а также верхнюю часть ее волос. Не забудьте добавить пучки волос, чтобы придать волосам текстуру!
Как вы можете видеть на иллюстрации, мы оставили волосы на нашей карикатуре довольно простыми. Мы просто нарисовали контур линии роста волос и добавили немного торчащих волос тут и там.
Вы можете нарисовать волосы своей карикатуры так же, как мы сделали свою, или создать другой стиль! Это все зависит от вас!
Шаг 6.
Затем нарисуйте пару густых бровей
Нарисуйте брови прямо под лбом. Обязательно заштрихуйте всю форму бровей!
Помните, что у мужчин брови обычно толще, чем у женщин, так что имейте это в виду, рисуя брови.
И поскольку мы создаем мужского персонажа, мы нарисовали густые, дугообразные и четко очерченные брови.
Шаг 7. Затем нарисуйте нос вашей карикатуры
Чтобы создать нос, нарисуйте изогнутую вверх линию с выпуклостью посередине, чтобы сформировать ноздри или кончик носа.
Затем нарисуйте две диагональные линии над ноздрями, завершая внешний вид носа.
Шаг 8. Затем нарисуйте губы карикатуры
Нарисуйте две соединенные изогнутые линии, образующие верхнюю губу. Затем соедините обе конечные точки каждой линии с другой изогнутой линией под ней, создав нижнюю губу.
Теперь вам нужно добавить линию внутри контура губ, чтобы создать разделение между верхней и нижней губами.
На этом этапе мы также добавим детали внутри обоих ушей. Нарисуйте изогнутую линию в верхней части уха, следуя контуру ушей.
Затем нарисуйте еще две короткие изогнутые линии, чтобы создать внутреннюю часть ушей.
Шаг 9. Теперь нарисуйте глаза карикатуры
Завершите внешний вид карикатуры, добавив глаза. Нарисуйте изогнутые вниз линии под каждой бровью, образуя веко.
Затем под каждой изогнутой линией нарисуйте круг, чтобы очертить радужную оболочку. После этого нарисуйте маленький круг внутри каждой радужной оболочки обоих глаз.
Теперь заштрихуйте всю радужную оболочку, оставив незаштрихованным крошечный круг, чтобы создать драматический эффект «сверкающих глаз».
Помните, карикатура, как правило, преувеличена, поэтому не стесняйтесь подчеркивать любую черту лица, которую хотите выделить.
Теперь, когда мы успешно нарисовали карикатуру, пришло время самой приятной части — выбора цветов и раскрашивания вашего рисунка!
Как вы можете видеть на иллюстрации, мы использовали индивидуальный цвет кожи для нашего карикатурного рисунка.
Чтобы создать оттенок телесного цвета, просто смешайте белый, коричневый, красный и желтый цвета. Вы можете добавить больше любого цвета в зависимости от цвета лица, которого вы пытаетесь достичь.
Имейте в виду, что этот цвет лучше всего достигается с помощью акварели или любых красящих материалов, которые довольно легко смешиваются и смешиваются.
Получайте удовольствие, играя с цветами, и смотрите, как ваша карикатура оживает!
Еще 4 способа сделать ваш карикатурный рисунок уникальным
Нарисуйте своих любимых людей с помощью этих 4 советов, которые помогут сделать ваш карикатурный набросок более уникальным
В этом руководстве мы показали вам, как создать стандартный карикатурный персонаж. Но вы можете очень легко создать своего собственного уникального персонажа!
Сначала выберите человека, на которого хотите сделать карикатуру. Это может быть друг, член семьи или даже знаменитость!
Затем вернитесь к шагу 3 руководства, а затем используйте своего рекомендателя, чтобы начать добавлять более персонализированные данные.
Это может потребовать некоторой практики, но скоро вы научитесь!
Независимо от того, придерживаетесь ли вы нашего дизайна или создаете свой собственный, вы можете добавить одежду и аксессуары, чтобы сделать свой карикатурный рисунок более уникальным.
Для некоторых простых примеров персонаж может носить шляпу или шапку. Или, может быть, вы могли бы дать им очки или надеть на них свитер.
Если вам нужны идеи для одежды, вы можете обратиться к одежде, которой владеете вы или ваша семья, в качестве вдохновения!
Когда вы действительно освоите этот карикатурный набросок, вы можете начать рисовать больше тела. В карикатурах в классическом стиле голова должна быть намного больше тела.
Однако это не всегда так, и вы можете выбрать любой стиль, который захотите. Это может быть очень просто и мультяшно или довольно подробно.
Вам решать, какой стиль, по вашему мнению, лучше всего подходит для этого рисунка? Кроме того, вы можете поставить их во всевозможные забавные позы!
Наконец, мы рекомендуем нарисовать фон для вашего карикатурного рисунка. Это еще один отличный способ добавить уникальности сцене!
Добавление фона также было бы прекрасным дополнением, если вы следовали нашему предыдущему совету и добавили тело. Таким образом, вы можете сопоставить настройку фона с позой и одеждой, которые вы добавили на этом шаге.
Например, возможно, вы создали персонажа полицейского, и в этом случае вы могли бы вывести его на улицу или за руль полицейской машины.
Ваш карикатурный рисунок готов!
Надеемся, вам понравится это пошаговое руководство по рисованию карикатур.
Если вы закончили это руководство до этого момента, мы уверены, что теперь вы можете нарисовать карикатурную версию любого персонажа, которого хотите нарисовать!
Закончив рисовать и раскрашивать карикатуру, не забудьте продемонстрировать свой шедевр! Сфотографируйте свою работу и поделитесь ею на нашей странице в Facebook и в Pinterest.
Мы рады видеть ваш невероятный карикатурный рисунок!
Richmond Illustration Inc.
14 февраля 2008 г. | Опубликовано в Учебники
Эта серия уроков «Как рисовать карикатуры» — лишь малая часть большой и гораздо более глубокой книги, которую я написал, под названием «Безумное искусство карикатуры»! Книга состоит из 175 полноцветных страниц, щедро иллюстрированных и содержит значительно расширенные объяснения понятий, представленных в этих уроках, а также большое количество дополнительного материала по карикатурному изображению других черт лица, позы, рук, выражения и многого другого, приемов рисования. из живых моделей, делаю карикатуру для фриланс-иллюстрации и журнал MAD . Это обязательная книга для всех, кто интересуется карикатурой, карикатурой или юмористической иллюстрацией. Вы можете заказать его онлайн здесь.
Часть первая: Базовая теория и пять фигур карикатуры. Большая часть этой информации является частью того, чему я обучаю своих художников тематического парка, поэтому она частично получена из подхода к созданию живых, быстро нарисованных карикатур. Однако все это можно применить к карикатурной работе, более ориентированной на студию, и я также добавил точки и концепции непосредственно из менее ограниченного по времени мира карикатурной иллюстрации. Поэтому это инструкция не только для живого карикатуриста, но и для любого художника, интересующегося карикатурой для любых целей.
Такие вещи всегда начинаются с определения, но «карикатуру» сложно уместить в одно предложение. Как вы можете, когда слово включает в себя элегантные, минималистичные линии Al Hirschfeld , роскошные, ценные и пропитанные цветом картины Sebastian Kruger , графические геометрические коллажи David Cowles и все, что между ними? Несмотря на дикие различия в стиле и технике, «карикатура» — это ярлык, который без колебаний ставится на любое из этих произведений искусства. Очевидно, что есть связь вне общей техники, школы или формата. Итак, какие универсальные элементы есть у всех карикатур, которые идентифицируют их как карикатуры? Я бы сказал, что есть три основных элемента, которые выходят за рамки стиля и средства и должны присутствовать в карикатуре:0003
- Подобие- Если вы не можете сказать, кто это должен быть, то это не удалось.
Все хорошие карикатуры включают хорошее сходство с их сюжетами.
- Преувеличение- Без какого-либо преувеличения или отклонения от точного представления черт лица, все, что у вас есть, это портрет. Уровень преувеличения может сильно варьироваться, но должно быть какое-то отклонение. Прямой портрет — не карикатура.
- Выписка- Я считаю, что карикатура должна каким-то образом стать редактором. Художник должен пытаться сказать что-то о предмете. Это может быть что-то связанное с ситуацией, в которой находится субъект, это может быть просто игра на его личности с помощью выражения или языка тела, это может быть просто визуальное высмеивание какого-то аспекта его личности или образа. В некоторых случаях этого может добиться само преувеличение. Лучшие карикатуры говорят о предмете больше, чем то, что у него большой нос.
По моему «определению», удачная карикатура, поэтому похож на предмет , преувеличен в разной степени и к тому же есть что сказать о предмете… какой-то редакционный комментарий. В «живой» карикатуре в тематическом парке этот третий элемент часто загибают или полностью игнорируют, но в случае карикатур для иллюстрации это важная часть.
Научить кого-то видеть
Я работаю с молодыми карикатуристами в тематических парках уже более двух десятилетий и усвоил один очень важный урок: невозможно научить кого-то рисовать карикатуры. Я могу научить их РИСОВАТЬ… это не так сложно. Изучение того, как выглядит и работает лицо, путем изучения анатомии, как выражение лица меняет черты лица, как угол наклона лица меняет восприятие черт лица, как волосы растут и выпадают вокруг головы… это вещи, которым можно научить. Рисование карикатур, с другой стороны, гораздо больше связано с тем, чтобы увидеть, что делает человека перед вами уникальным и личным, чем с тем, чтобы делать хорошие, уверенные отметки на бумаге. Я могу объяснить кому-то, как именно нарисовать круг, но если я поставлю перед ними круг и попрошу их нарисовать его, а они нарисуют квадрат… ну, это все о том, чтобы видеть, а не рисовать. Способность видеть, а затем способность преувеличивать то, что вы видите, для юмористического эффекта в карикатуре… это нужно развивать. Для большинства это означает много рисовать и много искать.
Вы когда-нибудь гуляли по торговому центру или где бы то ни было, кто-то с каким-то безумным, невероятно отчетливым лицом, может быть, с гигантским носом, или бровью кроманьонца, или какими-то другими явно необычными чертами лица? У карикатуристов есть термин для такого лица… это называется «день поля». Задумайтесь на секунду… почему это лицо так созрело для карикатуры по сравнению с лицом следующего парня? Неужели характеристики такие разные? Если бы вы взяли линейку и измерили размер носа мистера Шноццеса по сравнению с носом мистера Нормального, разница была бы минимальной. Так почему же он такой легкий? Потому что вы ВИДИТЕ разницу, основанную на восприятии, и это дает вам плацдарм для карикатуры. Одно замечание о том, что отличает этого человека от «нормального», — и вы убегаете. Очевидные особенности — это простые наблюдения … это Джонни и Сьюзи Нормальные или, что еще хуже, Джонни и Сьюзи Супермодель, которые представляют собой вызов. Именно здесь становится важным развитие способности «видеть». Нет лица, которое бросало бы вызов карикатуре, просто иногда вам нужно копнуть немного глубже, чтобы найти ключи, чтобы разгадать более сложную головоломку. В карикатуре старая пословица «практика делает совершенным» как никогда актуальна. Способность видеть не возникает в одночасье, и я часто говорю энергичным молодым карикатуристам, что у них есть около 500 или около того плохих карикатур, которые они должны сначала нарисовать, прежде чем они начнут замечать тонкие детали, которые скрываются внутри «обычного» лица.
Хотя я и говорю, что «невозможно» научить кого-то рисовать карикатуры, не невозможно помочь им развить способность рисовать их. Есть много способов и техник, помогающих художнику развить способность видеть то, что находится перед ним, распознавать то, что делает то, что он видит, уникальным, а затем усиливать эту уникальность для создания удачной карикатуры. Существуют общие концепции, применимые к общему подходу к карикатуре, а также конкретные приемы и советы для отдельных особенностей и важных основных элементов, которыми я буду делиться в нескольких частях этой серии статей.
Пять форм
Человеческое лицо многими воспринимается как невероятно сложный объект. На лице около 52 мышц, в зависимости от вашего источника и его классификации. Возраст, пол, раса, выражение лица (лицо может выражать около 5000 выражений), вес и окружающая среда могут играть роль во внешнем виде и восприятии данного лица. Звучит довольно сложно. Не совсем. Любое здание, каким бы сложным оно ни было, начинается с фундамента и каркаса. Посмотрите на этот простой рисунок:
Покажите этот рисунок любому человеку в мире и спросите, что это такое. За исключением языкового барьера, они скажут вам, что это «лицо». Никакой другой информации не требуется. В самой простой форме человеческое лицо состоит всего из пяти простых фигур:
Поместите эти фигуры в правильное отношение , и у вас получится человеческое лицо. Это действительно настолько просто. Точное рисование фигур, чтобы они узнаваемо представляли черты объекта, является основой для хорошего сходства. Кроме этого ничего, кроме деталей… такие вещи, как ямочки, морщины, ресницы, скулы и т.д. Они являются украшением вашего здания… столярные изделия, мебель и драпировка, которые делают место неповторимым и наполненным жизнью. Однако без прочного фундамента все может рухнуть.
Какое отношение это имеет к карикатуре? Все. Я упомянул одно слово в последнем абзаце, которое действительно является секретом карикатуры в целом, независимо от того, какую технику или подход вы собираетесь практиковать:
ОТНОШЕНИЯ
основа для вашей карикатуры. На самом деле, я бы сказал, что 90% всей карикатуры заключается в том, как вы соотносите эти пять простых форм друг с другом. Это фундамент, на котором строится остальная часть вашего здания, где реализуется реальная сила преувеличения . Сделайте это хорошо, и почти вся тяжелая работа будет сделана, остальное просто относится к деталям. Что я подразумеваю под «отношениями»? Я имею в виду расстояний между пятью фигурами , их размеров относительно друг друга и углов , под которыми они находятся по отношению к центральной оси лица . Расстояние. Размер. Угол.
В традиционной портретной живописи голова делится на «классические пропорции» (мы вернемся к этому подробнее в следующий раз), что означает, что соотношение черт лица находится в определенном, принятом диапазоне расстояния друг от друга, относительного размера и угла к форме лица и головы. Вы достигаете своего сходства с классическим портретом, в его самой базовой форме, правильно прорисовывая формы, а затем детали каждой черты в соответствии с моделью перед вами, оставаясь в рамках «классических» пропорций. Конечно, каждое лицо меняется здесь и там поминутно, но все же вы не отклоняетесь далеко от классической формулы. В карикатуре, как и в портрете, сходство также достигается за счет того, что черты лица выглядят так, как они выглядят на самом деле… но вы меняете соотношение черт, исходя из вашего восприятия лица. Отношения, которые вы меняете, такие же, как я перечислил ранее: расстояние, размер и угол. Посмотрите на эти ОЧЕНЬ простые рисунки, демонстрирующие, как можно изменить соотношение пяти фигур и создать совершенно разные карикатуры:
Деталей нет, и все формы в основном одинаковы, за исключением формы головы (опять же, подробнее об этом позже… НАМНОГО больше), но все отчетливо разные, и когда добавляются детали, получаются очень разнообразные карикатуры. . Разница заключается в отношениях между функциями и в том, как они были преувеличены и изменены. Карикатура заключается не в том, чтобы выбрать одну особенность и сделать ее больше, а в том, чтобы объединить все функции и то, как они соотносятся друг с другом.
Вот несколько быстрых исследований 5 фигур под несколькими карикатурными набросками:
Отношения отличаются друг от друга расстоянием, размером и углом. Чем больше отличия от «классических» пропорций, тем более утрирована карикатура. Гораздо легче увидеть различия, когда детали удалены и остаются только 5 фигур. Также гораздо проще создать эти различия на этом простом фундаментальном уровне. Легко увязнуть в деталях, когда важная информация скрыта за рендерингом.
Как определить «правильные» изменения, которые необходимо внести в отношения характеристик данного человека, чтобы сделать из них хорошую карикатуру? Ну, это фишка, не так ли? Вот тут-то и появляется надоедливое «видение». В своей книге « Как рисовать карикатуры » Ленн Редман использует концепцию под названием «Посредник» в качестве основы почти для каждого наблюдения. В основном это классические портретные отношения, используемые в качестве точки отсчета для наблюдений. Каждая карикатура начинается с наблюдений, которые художник делает о предмете и о том, как он воспринимает конкретное лицо. MAD легенда Морт Друкер цитируется высказывание о том, что не существует «одного правильного способа» изобразить предмет в карикатурном виде. Любой данный предмет может иметь несколько различных интерпретаций в отношении преувеличения родства их признаков… и каждая может быть столь же успешной, как и другая. Это одна из уникальных особенностей карикатуры как вида искусства. Портрет в принципе абсолютен… Ваш рисунок либо похож на человека с правильными чертами лица, пропорциями и отношениями, либо нет. Карикатура в определенной степени субъективна. Цель художников — нарисовать, как они воспринимают лицо и преувеличивают это восприятие. Результат может отличаться от того, как другие воспринимают это лицо, но если три элемента, которые мы описали в нашем определении, присутствуют, это все равно удачная карикатура. Хиршфельд говорил, что когда-то он нарисовал Джимми Дюранте вообще без носа, но все равно его можно было узнать как Дюранте.
Это не значит, что любое наблюдение уместно… в конце концов, нельзя дать человеку с маленьким носом-пуговицей гигантский картофельный шноц и назвать это «преувеличением».