Содержание
АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ И КИРИЛЛИЦА В ГРАФФИТИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ПРОЕКТЕ ДМИТРИЯ АСКЕ «ГРАФФИТИ-АЗБУКА»
Предыдущая статья
Исходя из исторических предпосылок, уличные российские художники традиционно транслируют в своем творчестве образцы западного стиля искусства граффити. Но что, если все они начнут использовать кириллицу и наполнять славянскую культуру новыми смыслами с помощью граффити? Художник Дмитрий Аске сделал первый шаг к этому и стал куратором «Граффити-азбуки». Подробнее о проекте и субкультуре граффити читайте в нашем материале.
Граффити как культурное явление стало активно развиваться в 1970-х годах в Нью-Йорке. Подростки выходили на улицы и оставляли на стенах и станциях метро свои теги — псевдонимы на английском языке с номерами улиц, на которых они жили. Граффити стало языком для коммуникации между своими, ведь тэги отсылали к их создателям и передавали простое сообщение: «Я существую и имею право здесь быть».
В это время недовольство властью росло, а город находился в плохом экономическом состоянии. Нью-Йорк был разделен на административные округа, в которых власти отвели каждому свое место: многие районы превратились в гетто — в них жили уязвимые группы населения. Но мальчики-подростки не соглашались с таким положением дел. С помощью тегов и граффити они показывали, что пространство улиц принадлежит им вне зависимости от социального статуса и национальности. Это было бунтом против властных структур.
В 1990-е годы уличное искусство стало развиваться и в России в среде тех же подростков. Изначально они следовали за олдскульными нью-йоркскими граффитистами и тоже выбирали себе имена на английском языке. Даже сегодня многие российские авторы следуют этой традиции, хотя это и не всегда так — например, художник Кирилл Кто и арт-группа «Зачем?» уже в 2000-е годы предпочли русские псевдонимы.
Переосмысляя русский язык
На первый взгляд кажется, что улицы заполнены англоязычными тегами. Начать рисовать по-другому — значит изменить основу языка уличного искусства. Но возможно ли перевести граффити полностью на русский язык? В том числе и этот вопрос затрагивают создатели «Граффити-азбуки», предлагая новый способ воспринимать уличное искусство и славянскую культуру.
Идея проекта принадлежит Фонду поддержки национального спорта, культуры и образования, который предложил реализовать эту инициативу платформе для уличных художников FGA. Его куратор — художник и исследователь Дмитрий Аске. Целью проекта стало создание азбуки нового времени. Аске решил соединить русскую культуру и стрит-арт, чтобы найти новые способы творческого выражения.
Фото: moskvichmag.ru
Создатели инициативы дали комментарий журналу МОСТ: «Основная задача именно нашего проекта — показать особенность русского языка и кириллицы. Язык — огромный пласт культуры, которому уделяют незаслуженно мало внимания. Русский язык стремительно менялся и меняется, это отражается на всех культурных слоях. Особенно интересно, как он меняется в контексте современного искусства. Русский язык живет, его переосмысливает новое поколение. Нам бы хотелось использовать граффити как инструмент популяризации русского языка. Это — наглядный, доступный и понятный молодежи формат».
В проекте приняло участие 32 уличных художника: каждый из них нарисовал одну из букв русского алфавита и сам алфавит, оформленный в уникальном авторском стиле. Если навести курсор на каждую букву манифеста, то сайт сообщит информацию о художнике, который работал над ней в рамках проекта. Для буквы «Я» устроили конкурс, продлившийся до 31 октября 2021 года. В нем мог участвовать любой желающий. Предполагаемый автор 33 буквы должен был нарисовать свою версию последней буквы и всего алфавита.
Итогом проекта станет книга, однако на этом все не закончится: «Мы планируем создать не только книгу, но и ряд прецедентов, которые покажут пользу и привлекательность нашего культурного наследия для молодежи и общества через призму субкультурного граффити. Среди перспективных направлений — постоянные или временные выставки в общественных пространствах по всей России с современными шрифтовыми композициями и материалами о граффити, кириллице, письменности, типографике — обо всем, что может быть связано с буквами и их изображением. Сейчас обсуждается возможность превратить изображения алфавитов, которые разработали художники, в шрифты».
Субкультура российского граффити может восприниматься как средство, с помощью которого авторы показывают русское наследие и создают тренд на кириллицу. Граффити можно сравнить с более древними формами коммуникации, если правильно настроить зрительскую оптику, что и делают создатели проекта.
К слову, на стенах Новгородского Софийского собора XI века можно увидеть нацарапанную азбуку, которая напоминает современную практику граффити. В соборе перед глазами посетителей оказывается «пестрый ковер из сотен граффити, набор хаотично разбросанных надписей: молитвы, автографы, монограммы», о которых исследователь Алексей Гиппиус говорит в своей лекции.
Влияние Нью-Йорка
Стиль многих участников проекта сформировался благодаря классическому нью-йоркскому граффити: так, стрит-артист и участник команды RUS Илья Камар начал рисовать еще в 2000-е, вдохновляясь олдскульными работами граффити-райтеров Нью-Йорка. Он также занимается дизайном и иллюстрациями, что влияет на его уникальный художественный стиль. Несмотря на значимость нью-йоркского граффити, выделить одну сферу влияния сложно — авторы хотят показать собственное видение. Об этом говорят и создатели проекта:
«В начале нулевых многие популярные сейчас российские художники «уличной волны» вдохновлялись классическим нью-йоркским граффити. Но они быстро пришли к тому, что хочется создавать что-то уникальное. Некоторые из участников Граффити-Азбуки отразили в своих работах классику жанра, но уже в собственной сложившейся манере. Чтобы увидеть, каким будет русский граффити-алфавит, нужно дождаться выхода нашей Азбуки. Тогда читатели смогут самостоятельно оценить, насколько видение кириллицы у русских райтеров отражает эстетику нью-йоркского граффити».
Фото: graffitiazbuka.ru
Проект, привлекая внимание к русской культуре, предлагает обществу новый стиль, другую форму искусства, не похожую на глобальные тренды, которые возникают из-за возможности быстрого обмена фотографиями в виртуальных сообществах и взаимовлияния художников из разных стран. Граффити как часть стрит-арта начинает освобождаться от условностей, связанных с принятыми формами и стилями. Благодаря этому возможно по-иному взглянуть на свою культуру, что и транслирует инициатива.
Разрушение стереотипов
Уличные практики, воспринимающиеся как способ протеста, все еще до конца не легализованы. Популяризировать уличное искусство сложно, ведь многие работы продолжают закрашивать работники ЖКХ. В 2019 году правительство Москвы выпустило постановление об обязательном удалении нежелательных граффити.
Произведения в городском пространстве находятся на стыке между искусством и вандализмом — все зависит от точки зрения конкретного человека, который оценивает их. Здесь возникает сложность: как показать потенциал русского языка через граффити, ведь практика этого искусства в целом дискредитирована актами вандализма. Создатели пытаются доказать, что с помощью граффити можно по-новому взглянуть на русскую культуру, оставив в стороне привычные представления о содержании уличного искусства:
«Основная сложность — показать потенциал русского языка, чтобы не стоял выбор — нарисовать на латинице или на кириллице, заложить в работу смыслы, которые связаны с нашим взглядом на мир и понятны окружающим. Или же можно остановиться на отсылках к западной массовой культуре, которых вокруг нас и так хватает».
Проект можно назвать началом легализации уличных художественных практик, ведь через него раскрываются аспекты русской культуры, а само понятие «устаревшего» переосмысляется. Инициатива помогает развитию этих практик и формированию нового взгляда на русскую культуру: «Нам хочется донести важность уличного искусства для широкой аудитории. Показать, как оно включает людей в культурный процесс. Во многих городах России уже создают стрит-арт резиденции, расписывают арт-кластеры. Но хочется, чтобы у художников было больше пространства и инструментов для созидания и формирования конструктивной смысловой составляющей».
Благодаря этому проекту возможна коммуникация между большим количеством людей, поскольку он объединяет и любителей уличного искусства, и тех, кто заинтересован в исконной русской культуре. Азбука становится отражением аутентичного мира, о котором можно узнать больше. Изучение азов — алфавита — с помощью граффити — это первый шаг к переосмыслению привычного, ведь язык как форма структурирует мышление людей.
Автор: Оксана Лебедева
Редактор: Кристина Ренжина
Обложка: graffitiazbuka.ru
Следующая статья
Новое прочтение: в России появилась первая граффити-азбука | Статьи
В России продолжается работа над граффити-букварем. Первый вариант «уличной» азбуки уже увидел свет. Автор работы — известный граффити-художник и дизайнер Дмитрий Аске. Всего в ходе проекта российские художники «уличной волны» нарисуют 33 буквы и 33 авторских азбуки.
Как возникла идея
В конце сентября 2019 года на дизайн-заводе «Флакон» прошел мастер-класс по каллиграфии и граффити для подростков, где участники составили композиции из разных шрифтов и расписали стену завода. Тогда же у художников возникла идея создать полноценную азбуку с современным дизайном. Одним из инициаторов был Дмитрий Аске, который ранее участвовал в создании аналогичного букваря немецкой уличной художницы Клаудии Вальде (MadC).
Для кого рисуют новый букварь
Проектом занялись стрит-арт-платформа FGA и развивающий проект для подростков «Кругозор». В создании принимают участие 33 российских граффити-художника, каждый разрабатывает свой вариант азбуки и авторскую букву для нового букваря. За созданием издания можно будет следить онлайн в социальных сетях проекта Кругозор. Так, любой желающий сможет больше узнать об уличной моде, среде стрит-арта и пообщаться с известными художниками в формате онлайн-стримов. А первый вариант буквы и азбуки уже готов.
«Я использовал собственный визуальный язык, а также опыт граффити-райтера и графического дизайнера. Всё это я совместил с отсылками к узнаваемым формам старорусского алфавита», — отметил Дмитрий Аске.
«Граффити-азбука — проект, который отличается от классического искусства. С помощью этой книги мы посмотрим на традиционный кириллический алфавит с другой стороны. Мы должны разговаривать с подростками на понятном для них языке. Современная молодежь хорошо понимает яркие визуальные образы, поэтому наш проект актуален здесь и сейчас. На основе новой азбуки можно реализовать много партнерских проектов. Они смогут повлиять на подрастающее поколение, сказать о том, что наша культура может быть современной. Нам важно показать детям, что в России можно создавать интересные проекты. У нас есть для этого все возможности и ресурсы. Чем раньше дети и подростки смогут это понять, тем больше у нас шансов увидеть позитивные изменения в обществе», — прокомментировал Аркадий Ротенберг, основатель развивающего проекта «Кругозор».
Фото: пресс-служба FGA
Главная цель — показать через современные художественные образы красоту письменности и привлечь внимание не только школьников, но и молодежи, а также всем, кто изучает русский язык и увлекается искусством. После выпуска бумажной книги появится ее онлайн-версия, а часть шрифтов можно будет использовать в социальных сетях. Книга также станет доступна на зарубежном рынке.
«Сегодня не так много художников используют кириллицу в граффити. Она сложнее, чем латиница. Но мы всё равно видим яркие примеры. Это, например, российская команда «Зачем!», которая с основания в 2000 году использует для коллективных рисунков только кириллицу. Популярный российский арт-художник Покрас Лампас во многих своих интервью говорит, что кириллица и русский авангард являются для него источником вдохновения. Мы решили совместить дань уважения граффити со своим видением развития современной визуальной культуры. Мы сможем показать молодежи, что кириллица может быть интересна, если взглянуть на нее под новым углом зрения», — отметил Андрей Бергер, основатель стрит-арт платформы FGA.
Кто делает граффити-азбуку:
Проект «Кругозор» — это развивающий проект для подростков, запущенный в феврале 2018 года. Его задача — создание контента на понятном для подростков языке по актуальным для них темам, цель которого — дать альтернативу негативным трендам в обществе и молодежной среде. Темами проекта может быть всё, что потенциально интересно подросткам: мода, музыка, словесность, искусство, архитектура, медиа, блогосфера и многое другое. Миссия «Кругозора» — показать обычным подросткам, что разбираться в чем либо, искать истину, интересоваться новым — это модно.
Платформа FGA — это стрит-арт платформа, объединяющая самых ярких и востребованных уличных художников России. Курирует все направления уличного искусства: от просветительской и выставочной деятельности до коммерческой коллаборации с брендами и бизнесом
Куратор проекта Дмитрий Аске — художник, который работал на уличной сцене с самого начала XXI века, потом стал популярной фигурой отечественного арт-рынка
Бесплатные граффити русский алфавит векторный файл
Связанные изображения из iStock
| Сохранить сейчас
шаблон
трафарет
граффити
Шаблон Латинский алфавит Римские цифры Прописные буквы
шаблон
трафарет
граффити
Шаблон строчных букв латинского алфавита и римских цифр
граффити
типография
тип
Полосатый векторный пакет букв
шаблон
трафарет
граффити
Шаблон Латинский алфавит Римские цифры Оба регистра
граффити
хип-хоп
городской
Амстердам Граффити
граффити азбука
граффити
азбука
Набор граффити ABC от Daantjuh040
граффити
типография
символ
Векторный пакет модных букв
Ищете фотографии граффити-россия-алфавит?
Перейти к фото
Связанные ключевые слова
граффити
алфавит
шаблон
трафарет
буквы
латинский
Римский
фильтр+контур
Связанные изображения из iStock
| Сохранить
Курсив, набросок букв русского алфавита и.
.. — стоковая иллюстрация [84839993]
Подписка
Номер предмета :
84839993
Увидеть все
Эта стоковая иллюстрация под заголовком «Набросок курсивом букв русского алфавита и…»[84839993] включает теги: русский, алфавит, шрифт. Автор статьи Алена (№469274). Доступны размеры от S до XL, включая Vector, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно.
Увидеть все
Курсив, набросок букв и цифр русского алфавита черного цвета на белом фоне. Оригинальный рисованный шрифт для стиля каракули и граффити. Перевод — Курсив эскизный алфавит
- 1:1 selectedRatio() === ‘xwide’}»> 4:3
- 4:5
(8:10) - 3:2(6:4)
- Обычай
:
* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.
Увеличить
Образец данных
Кредиты
Кредиты (авторское право):
Алене
/ ПИКСТА
Подробнее об этом элементе
О модели и разрешении собственности
- Просмотров : 26
Свяжитесь с автором, чтобы спросить об этом элементе
Добавить этого автора в избранное
Предлагаемые категории
- Персонажи/знаки
- Персонажи
- Алфавит/Буква
- Компьютер
- генерируется
- изображение/компьютерная графика/компьютерная графика
- изображение
- Бизнес/Бизнес
- изображение
О разрешенном или запрещенном использовании.