Где ставить точку в предложении: Когда и где ставится точка с запятой?

Содержание

Когда и где ставится точка с запятой?

В школьных диктантах могут снизить оценку за то, что ученик не поставил точку с запятой там, где она была задумана автором. А есть ли вообще какие-то правила, по которым этот знак препинания ставится (или не ставится)? Отвечает Мария Чепиницкая, преподаватель и автор блога о русском языке в стихах и прозе.

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, где правильно ставить точку с запятой. Моя мама уверена, что ее можно ставить где угодно, и считает, что Тургенев в «Записках охотника» так и делал. А я с ней не согласна, должно быть правило.

Мария Чепиницкая:

А правило есть, причём не такое уж и простое. Давайте попробуем разобраться.

Во-первых, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если эти рубрики не являются самостоятельными предложениями (другими словами, когда мы составляем план или перечень).

Купить к обеду:

1) молодой картофель, выращенный у подножья горы Хурхар;

2) привезённый из Альп сыр;

3) лапшу быстрого приготовления.

Во-вторых, точка с запятой любит сложные предложения и ставится перед союзами НО, ОДНАКО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ и подобными им союзами при противопоставлении:

У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)

А вот перед союзами И и ДА (в значении «и») точка с запятой может встать только в том случае, если на этом месте можно поставить точку:

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (А. П. Чехов)

Если же в сложном предложении есть придаточные части, то точка с запятой может поселиться в таком предложении в двух случаях:

1) между придаточными нет сочинительных союзов, а сами придаточные имеют свои придаточные;

2) между группами независимых придаточных.

Правда, зачем вам нужны такие большие предложения (если вы, конечно, не писатель):

  • Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый. (А. С. Пушкин)
  • В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (А. И. Герцен)

И, в-третьих, точка с запятой очень дружна с однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые:

Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди. (А. А. Фадеев)

Жизнь к такому не готовит,

Позабыты сон, покой:

Кто же правило напомнит

Мне про точку с запятой?

Чтоб такие предложения

Мне на пол-листа писать,

Я уж буду, без сомнения,

Всё на части разделять.

Смысловой отрезок — стой!

Ставим точку с запятой.

Когда и как в русском языке появились точка, запятая и другие знаки препинания

14 сентября 2022

Образование

Рассказываем, кому мы обязаны современной системой пунктуации и что теперь используем вместо «иподиастоли» и «двосрочия».

В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смысл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент.

Упорядочить постановку знаков первым попытался Максим Грек в начале XVI века. Однако последовательного распространения его идеи не нашли. Ситуация с пунктуационной анархией начала меняться после появления печатных грамматик. В 1596 году была издана «Грамматiка словенска…» Лаврентия Зизания, в 1618-м — «Грамматiки Славен­скiя пра­вил­ное син­таг­ма» Мелетия Смотрицкого. Эти труды можно назвать этапом зарождения русской пунктуационной системы.

Функции знаков препинания, похожие на современные, мы можем найти в «Российской грамматике» Ломоносова, которая вышла «совсем недавно» — в 1755 году. Однако некоторых знаков не было и у Михаила Васильевича. И только к середине XIX века русская система пунктуации приобрела привычный нам вид.

Как появились разные знаки препинания

Точка

Это самый технически простой, а потому самый древний знак препинания. Даже слово «пунктуация» произошло от латинского punctum — «точка». И в грамматике Лаврентия Зизания соответствующий раздел так и называется — «О точках».

В русских рукописях точка была основным знаком препинания. Изначально писцы ставили её для выделения смысловых частей фразы. Обозначать точкой конец высказывания предложил ещё Максим Грек. «Завершительная» функция закрепилась за этим знаком и в последующих трудах других языковедов. Например, Лаврентий Зизаний понимал её как знак конца предложения. Так она используется и до сих пор.

Запятая

Этот знак, как и точка, встречается в древних рукописях. Первоначально запятые ставили в случайных местах. В работе Максима Грека для обозначения этого знака использовалось слово «иподиастоли» и предполагалось, что он должен давать передышку при чтении. Позже Лаврентий Зизаний определил, что запятая нужна для отделения частей предложения друг от друга.

Точка с запятой

И этот знак относится к самым древним, однако функция его сильно изменилась. Максим Грек рекомендовал знаком иподиастоли с точкой обозначать вопрос. Точку с запятой в роли вопросительного знака также использовал Лаврентий Зизаний. Он называл «;» словом «подстолия», а Мелетий Смотрицкий использовал термин «вопросная».

Только в XVIII веке Василий Тредиаковский стал применять точку с запятой в знакомом нам качестве. А привычную нам функцию сформулировал Ломоносов: «Точка с запятой различает члены периодов» — то есть ставится между относительно независимыми предложениями, входящими в состав сложного.

Двоеточие

В грамматике Лаврентия Зизания были знаки срока «·» и двосрочие «:», но по своим функциям они больше похожи на современную точку с запятой.

У Ломоносова этот знак называется «две точки», и сфера его применения уже намного ближе к современной: «Две точки примеры, причины и речи вносные напереди показывают». Само слово «двоеточие» позже начнёт использовать в своей грамматике ученик Ломоносова Антон Барсов.

Восклицательный знак

В XVII веке Мелетий Смотрицкий предложил знак «!», который назвал словом «удивная». Функция его понятна по названию: «!» ставится в конце эмоциональных — «удивительных» — предложений. Позднее нововведение попало и в «Российскую грамматику» Ломоносова под названием «удивительный знак».

Вопросительный знак

До XVIII века его функцию выполняла точка с запятой. Привычный нам «?» впервые встречается у Тредиаковского в работе «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». А первое описание вопросительного знака в том качестве, в котором он используется сейчас, мы находим у Ломоносова: «Вопросительный знак по вопрошении <…> поставляется».

Скобки

Описание этого знака впервые встречается в начале XVII века у Мелетия Смотрицкого. Он называл скобки словом «отложная» и рекомендовал выделять таким образом часть высказывания, которую можно полностью изъять.

Ломоносов использовал термин «вместительный знак». Но его функция такая же, как и у современных скобок, — включение слов и предложений для пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Само слово «скобки» появляется в грамматике Николая Греча 1827 года.

Тире

Это один из самых молодых знаков препинания. Впервые в конце XVIII века его описал в своей «Российской грамматике» Барсов. Он назвал тире словом «молчанка» и предложил использовать его как некоторую паузу для экспрессии или при неожиданном слове или действии. Также молчанка использовалась и в диалогах для обозначения перемены говорящих лиц.

В грамматике Александра Востокова 1831 года тире называется «знаком мыслеотделительным», но ещё в 1827-м Греч в своей грамматике использует знакомое нам слово «тире».

Кавычки

Описание этого знака тоже впервые встречается в XVIII веке у Барсова. Назывался он «знаком вносным» и использовался при прямой речи. В XIX веке у Греча и Востокова уже встречается слово «кавычки», но функция описывается та же — заключать чужие слова.

Очень популярную сегодня роль — выделять слова в ироничном, непривычном и странном значении — за кавычками официально закрепили только в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

Многоточие

Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.

Первое описание многоточия появляется в грамматике Греча, где этот знак назван просто «точки». А Востоков использовал название «знак пресекательный». Предполагалось, что он употребляется в том случае, когда речь прервана.

Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.

Как будет дальше развиваться русская пунктуация

Вероятно, современная стройная система со временем тоже будет меняться: какие-то знаки изменят свои функции, какие-то — совсем исчезнут, а на их место придут новые.

Например, сейчас многие используют смайлики как альтернативные знаки препинания: заменяют ими точку или восклицательный знак в конце предложения. Возможно, «:)» или «;)» и другие со временем пополнят официальную русскую пунктуационную систему.

Читайте также 🧐

  • 9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
  • Как правильно использовать тире в русском языке
  • Когда в русском языке не надо ставить дефис, даже если очень хочется

Когда и как ставить знаки препинания в списке маркеров — Microsoft 365

05 января 2023 г.

Использование маркеров — это хитрый способ сделать текст более удобоваримым. Когда вы делаете заметки, создаете презентацию или пишете статьи, маркированный список может помочь организовать ваш контент, привлекая внимание к наиболее важным деталям. Существуют разные способы написания маркированного списка и разные способы пунктуации. Узнайте, когда и как вы должны добавить пунктуацию в свой список пунктов.

Что такое маркер?

Маркер — это символ, который можно использовать для создания списка. Пишите ли вы маркированный список или печатаете его, вы можете использовать разные символы. Точки, квадраты, ромбы и символ пули — это лишь несколько примеров символов, которые вы можете включить в свой список. Вы бы поместили символ в начале каждой идеи в вашем списке, чтобы они отличались друг от друга.

Отшлифуйте свою грамматику с помощью Microsoft Editor

Проверьте свое письмо с помощью бесплатной программы проверки грамматики Editor.

Узнать больше

Когда следует расставлять знаки препинания в списке с маркерами

В некоторых случаях добавление знаков препинания к списку маркеров является оправданным. Однако бывают случаи, когда знаки препинания не нужны. Вы захотите добавить пунктуацию в свой список, когда:

Когда маркированный список представляет собой предложение

При написании маркированного списка следует использовать основные правила грамматики. Если маркер содержит предложение, вы должны добавить точку в его конец, как если бы вы писали любое другое предложение. Например, если вы описываете то, что видели в местном зоопарке, вы можете сказать:

То, что я видел, пока был в зоопарке:

  • Львица лизнула мех своего детеныша.
  • Жираф ел листья с дерева.
  • Белый медведь ходил по своей пещере.

Все три пункта включают отдельные предложения, поэтому в конце должны быть точки.

«Если ваш маркированный список завершает вводную часть, вы должны добавить к нему пунктуацию».

При заполнении вводной части

Если ваш список пунктов завершает вводную часть, вы должны добавить к нему пунктуацию. Каждый элемент в вашем списке образует полное предложение, когда он соединен с вводным предложением. Например, если вы говорите о планировании семейного отдыха, вы можете сказать:

При планировании семейного отдыха мне необходимо:

  • купить детям новые чемоданы.
  • найти няню для Брюса.
  • упаковка зимних перчаток для всей семьи.

Поскольку каждый пункт маркированного списка образует полное предложение при чтении с вводной основой, вы должны ставить знаки препинания в конце каждого пункта. Однако обратите внимание, что в этом примере первое слово в каждом пункте не пишется с заглавной буквы. Когда вы соединяете точку с другим предложением, вы должны писать первое слово в нижнем регистре, если это не имя собственное, потому что слово с заглавной буквы обычно не появляется в середине отдельного предложения.

Другие правила написания списков маркированного списка

Теперь, когда вы немного знаете о пунктуации, важно знать моменты, когда вам не нужно будет добавлять знаки препинания.

Когда пропускать знаки препинания

Если ни одно из двух вышеприведенных правил не применимо, вам, скорее всего, не нужно будет добавлять знаки препинания в список пунктов. Пунктуация не требуется, если ваши маркеры не являются полными предложениями или не соединены со вводной основой. Например, если вы составляете список покупок, вы можете написать:

Вещи, которые мне нужно купить в продуктовом магазине:

  • Молоко
  • Сыр
  • Яйца
  • Цыпленок

В этом примере маркеры не являются полными предложениями, поэтому вам не нужно добавлять к ним знаки препинания. Также нет вводного предложения, с которым их можно было бы соединить, поэтому вам не нужно будет добавлять точки в конце.

Будьте последовательны

Последовательность важна, когда вы пишете маркированный список. Не смешивайте предложения, вводные предложения и маркеры, состоящие из одного слова, в одном списке. Вы можете следовать тем же правилам пунктуации, когда ваши маркеры соответствуют одному и тому же формату.

Если вы пишете на основе определенных рекомендаций, могут существовать правила, которые говорят вам, как вы должны расставлять точки в списках. Сначала проверьте эти рекомендации, и вам также следует проверить местные руководства по стилю, чтобы ваш текст соответствовал тому, что было опубликовано ранее. Применение тех же правил пунктуации к вашему письму гарантирует, что ваше письмо будет четким и организованным, не отвлекая читателя мелкими, непоследовательными деталями.

Начало работы с Microsoft 365

Это знакомый вам Office, а также инструменты, которые помогут вам лучше работать вместе, чтобы вы могли делать больше — в любое время и в любом месте.

Купить сейчас

Темы в этой статье

Теги

Письмо

Больше статей, подобных этой

Как выбрать тему для сочинения

Выбор темы не должен быть самой сложной частью вашего задания.

Узнать больше

Что является объектом предлога?

Узнайте, как объект предлога работает с предлогом, чтобы завершить предложение.

Узнать больше

Что такое отглагольные существительные?

Отглагольное существительное не является оксюмороном. Это настоящий грамматический элемент. Узнайте, что такое отглагольные существительные, как их распознать и как эффективно использовать в письме.

Узнать больше

Использование OneNote для создания цифрового журнала пуль

Ведение журнала пуль стало намного полезнее с OneNote. Узнайте, как динамические функции OneNote позволяют организовать работу более творчески и эффективно.

Узнать больше

Вы не можете поместить маркер в середине предложения или абзаца в Word

Версию этой статьи для Microsoft Word 2000 см. в разделе 211798.

Нельзя использовать команду Маркеры и нумерация в меню Формат для размещения маркера в середине предложения или абзаца в Microsoft Word.

Симптомы

Поскольку маркеры и нумерация — это формат на уровне абзаца, маркеры всегда размещаются в начале абзаца. Маркеры нельзя размещать в середине абзаца или слова.

Причина

Чтобы обойти эту проблему, используйте любой из следующих методов, чтобы вставить маркер в середине предложения.

Метод 1: используйте команду «Вставить символ»

    org/ItemList»>

  1. В меню Вставить выберите Символ .

    Microsoft Office Word 2007
    На вкладке Вставка щелкните Символы , а затем щелкните Дополнительные символы .

  2. В диалоговом окне Symbol щелкните символ маркера.

  3. Щелкните Вставьте , а затем щелкните Закрыть .

Способ 2: используйте код ключа ASCII в Word 2002

Поместите точку вставки туда, куда вы хотите вставить маркер, а затем выполните следующие действия:

    org/ItemList»>

  1. В меню Формат щелкните Шрифт .

  2. На вкладке Шрифт измените поле Шрифт на Символ , а затем нажмите OK .

  3. Убедитесь, что на клавиатуре включена клавиша NUM LOCK.

  4. Удерживая нажатой клавишу ALT, введите с цифровой клавиатуры 0183. Это код символа маркера.

Метод 3: Используйте таблицу

Поместите текст в таблицу. Например, если вы хотите, чтобы маркер располагался примерно в трех дюймах от левого поля, создайте таблицу из двух столбцов и сделайте левый столбец шириной три дюйма. Поместите точку вставки в правый столбец, а затем используйте команду Маркеры и нумерация , чтобы вставить маркер.

Метод 4: Используйте макрос

Microsoft предоставляет примеры программирования только для иллюстрации, без явных или подразумеваемых гарантий, включая, помимо прочего, подразумеваемые гарантии товарного состояния и/или пригодности для определенной цели. В этой статье предполагается, что вы знакомы с демонстрируемым языком программирования и инструментами, используемыми для создания и отладки процедур. Специалисты службы поддержки Майкрософт могут помочь объяснить функциональность конкретной процедуры, но они не будут изменять эти примеры, чтобы обеспечить дополнительную функциональность или создавать процедуры в соответствии с вашими конкретными потребностями.
Если у вас ограниченный опыт программирования, вы можете обратиться к сертифицированному партнеру Microsoft или в консультационные службы Microsoft.