Содержание
Существуют ли школы, где не задают домашние задания? 🤓
В тренде
Начало учебного года портит настроение большинству учащихся больше не по той причине, что нужно вновь встречаться со своими учителями и одноклассниками (для многих это наоборот служит поводом для радости), а потому что нужно быстро приводить себя в рабочее состояние. Сначала требуется отсидеть в школе 6-7 уроков, а потом еще и выполнять задания дома.
Наверное, ты удивишься, но в мире есть учебные заведения, где не задают домашку! Теперь только осталось узнать, где они находятся, и готовить вещи к переезду 😉
Япония
В Японии ученикам не задают домашние задания. Но не спеши им завидовать. Оказывается, что это правило действует только для начальной школы. С переходом в средние и старшие классы у учащихся времени для отдыха может быть катастрофически мало, потому что им необходимо постоянно писать рефераты, эссе и другие работы. Японские школьники могут долго сидеть над заданиями даже в период каникул. Так что здесь учеба может показаться легкой со стороны лишь в начале, а потом все кардинально меняется.
Израиль
О том, что в Израиле решили отменить домашку в школах, мы писали ранее. Такое решение было принято министерством просвещения в связи с тем, что такого рода задания не способствуют повышению успеваемости и уровня знаний, а, наоборот, наносят большой урон мотивации к учебе. Вместо них рекомендуется больше времени уделять чтению в послеобеденные часы. Также эксперты отметили, что некоторые материалы преподносятся в сложной форме, из-за чего школьники не смогут понять их самостоятельно.
Канада
В начальных школах Канады домашние задания даются в минимальном объеме. Учителя не ставят перед школьниками цель самостоятельно изучить материал. Основная часть разбирается в классе, так что дома для закрепления знаний потребуется не так уж много времени. В старшей школе учеников готовят к поступлению в колледжи и университеты, поэтому теперь домашняя работа будет занимать больше времени, а какие-то предметы и вовсе придется изучать самостоятельно.
Финляндия
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сравнила объем домашних заданий в разных странах. В ходе исследования выяснилось, что в Финляндии количество времени, которое затрачивается на внеклассное обучение, составляет около 3 часов в день. Эксперты также выяснили, что ученик средней школы США должен тратить на выполнение домашних заданий около 6 часов в день. Показатель выше первого в два раза, но по итогу оказалось, что именно финские учащиеся лидируют в мире по баллам в математике и естественным наукам. Из этого следует вывод — чем больше времени учащиеся тратят на выполнение домашних заданий, тем ниже показатели успеваемости в школе. Хотя есть некоторые исключения, такие как система образования в Японии, Южной Корее и некоторых других азиатских странах.
Испания
Система обучения в Испании предусматривает либо полное отсутствие домашних заданий, либо их наличие, но только в небольшом объеме. В первом случае для учащихся разработано мобильное приложение, классный руководитель дает родителям пароль для входа. Таким образом взрослые могут задавать все необходимые вопросы учителям. Если дети не успели доделать задание в классе, они заканчивают его дома.
Во втором же случае, когда домашка все-таки задается, учителя чаще всего заранее предупреждают родителей о том, чтобы они не помогали ребенку и не выполняли работу за него. Он должен самостоятельно прийти к решению. Дети не сдают тетради для проверки домашних заданий, потому что все разбирается в классе на следующий день.
Италия
Италия, как и Испания тоже решила снизить количество часов, которое выделяется на выполнение домашних заданий. И тут не последнюю роль сыграли исследования, проводимые в Финляндии, о которых мы рассказали выше. Причем это касается не только заданий, выполняемых дома, но и системы обучения в целом. Школьникам намного проще и в то же время интереснее воспринимать новую для них информацию в игровой форме. Каждый ученик не должен быть обделен вниманием. Это не значит, что учитель должен хвостиком ходить за учащимися. Просто человек должен видеть, что он занимает не последнее место в своем классе.
Нидерланды
В Нидерландах детям обычно не дают слишком много домашних заданий (на них потребуется менее 30 минут в день), чтобы они могли больше участвовать во внеклассных мероприятиях. И это действительно здорово, что время распределено подобным образом. Намного хуже, если участвовать в каких-то активностях придется после полного учебного дня (6-7 уроков). Тогда от подобных мероприятий ты не получишь никакого удовольствия.
Норвегия
В Норвегии детям в школах не задают домашние задания, здесь больше внимание уделяется тому, чего хочет сам учащийся. Он может самостоятельно проявить инициативу, посидеть дома над какой-то непонятной и в то же время интересной для него темой, но это происходит без принуждения.
Германия
В Германии на выполнение домашнего задания ученикам отводится в основном около получаса. Согласись, что это не так много. Вполне возможно, что этого периода тебе хватает лишь для того, чтобы решить одну задачку по математике или упражнение по русскому.
Россия
Но не думай, что таких школ не существует в России. Например, мы уже писали о том, что в некоторых школах Липецка решили провести эксперимент в рамках проекта «Новая школа». Его суть сводится к тому, что учебные учреждения постепенно перейдут на безотметочную форму оценки успеваемости, откажутся от домашних заданий и школьной формы. Эта идея звучит круто, но все же она вызвала много споров со стороны взрослых. Посмотрим, смогут ли перейти к такому формату остальные школы в будущем.
Опрос
А ты бы хотела учиться в школе без домашней работы?
Да
%
Нет
%
Алиса Карпенко, Анастасия Дзюба
Теги
- back to school
- школа
- учеба
можно ли обойтись без домашнего задания в онлайн школах?
Как появились домашние задания в школах
Ещё менторы Древнего Рима периодически задавали студентам самостоятельно изучить тот или иной материал. Но обязательным компонентом учёбы домашка стала в конце XVIII века в «Народных школах» Германии. Решая домашние задания, учащиеся получили возможность повторить и структурировать пройденный материал, а главное — проверить свои знания. Из Германии эта практика пришла в Россию.
К концу XIX века среди педагогов начались споры о том, насколько действительно эффективны и полезны домашние задания. Количество предметов и объём учебного материала за сто лет существенно выросли. Разумеется, это сказалось и на количестве заданий на дом. Ученики, которые не справлялись с объёмами домашки, вынуждены были бросать школу.
После Революции 1917 года домашние задания отменили. Правда, сделано это было не из гуманизма. Образование стало обязательным для всех — школы заполнили рабочие и крестьяне, которые совмещали учёбу с работой, и на домашние задания времени у них не было.
В 1930-х годах, когда уровень грамотности населения вырос, домашку снова ввели в учебный процесс.
Спустя почти сто лет среди школьников, родителей и педагогов вновь растёт недовольство домашними заданиями. В 2019 году перспектива отмены домашек рассматривалась даже в Государственной думе.
<<Перелинковка>>
Попробуем разобраться, почему домашние задания перестали помогать учиться и превратились в проблему для детей и родителей.
Что не так с домашними заданиями
1. Большой объём и сложность
Помимо материалов для повторения, учителя иногда задают на дом всё, что не успели пройти на уроке. В результате в домашку порой попадают целые разделы учебников.
Согласно СанПиН, школьники должны тратить на домашние задания от 1,5 до 3,5 часов в день, в зависимости от класса. 3,5 часа — это много: почти половина рабочего дня. Но в действительности выполнение домашки занимает у детей ещё больше времени, которое подростки должны тратить на отдых, общение с друзьями и близкими и увлечения. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.
Высокая учебная нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию и вредит физическому здоровью.
<<Форма демодоступа>>
2. Низкая эффективность
В 2006 году американский психолог Альфи Кон (Alfie Kohn) выпустил книгу «Мифы о домашнем задании». В ней были опубликованы результаты исследования, согласно которому учебные успехи младших школьников не связаны с тем, выполняют они домашние задания или нет.
Другие исследования утверждают, что домашка полезна ребятам с 11 лет. Но только если она не сводится к решению десятков однообразных примеров или зазубриванию учебника. Такие задания дети воспринимают как неприятную обязанность, которую надо сделать и поскорей забыть. Проблему должны бы решить нестандартные «творческие» задания, но и они в современных учебниках порой лишены всякого смысла.
Источник: yaplakal.com
3. Списывание
В эпоху интернета списать домашку легче, чем когда бы то ни было. В Сети можно найти решения задач любых учебников, готовые тексты изложений и даже творческие проекты. Школьники, которых не научили учиться, выбирают лёгкий путь читерства, и домашние задания для них теряют всякий смысл.
4. Ссоры в семье
Домашние задания нередко становятся причиной домашних конфликтов. Школьник не видит смысла в домашке, а родитель не знает, как правильно его замотивировать. В результате взаимное раздражение приводит к скандалу.
Нередки ситуации, когда старшие пытаются помочь ребёнку с домашним заданием, но сами оказываются в тупике и начинают критиковать школьные методы, окончательно отбивая у ребёнка желание учиться.
<<Перелинковка2>>
Ситуация с домашними заданиями в мире
Сомнения в эффективности домашних заданий привели к тому, что во многих странах объёмы домашки сократили, а в некоторых даже отменили её вовсе.
В большинстве школ США домашние задания начинаются с середины пятого класса, причём на их выполнение ученики тратят всего шесть часов в неделю. У школьников Великобритании, Германии, Швейцарии и ряда других стран на домашку уходит ещё меньше времени — не более трёх часов в неделю.
В Японии и Южной Корее домашние задания отменены в начальной школе. При этом азиатские школьники часто получают дополнительные задания в классе и посещают школу по выходным.
В Финляндии, занимающей лидирующие позиции по качеству образования, для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, который крайне редко включает в себя домашнюю работу.
В России нормы СанПиН запрещают задавать домашку первоклассникам. Однако большинство учителей этот запрет игнорируют. Похожая ситуация наблюдается во Франции, где домашняя работа в начальных классах отменена, но только на бумаге.
<<Форма бесплатного курса>>
Школы без домашних заданий
В нашей стране существуют альтернативные школы, где не задают заданий на дом. К ним относятся вальдорфские школы, школы системы Монтессори и другие.
Создатели этих педагогических систем уверены: ребёнок, которому нравится познавать новое, сам будет искать дополнительную информацию по интересующим его предметам. Таким образом, необходимость принудительно нагружать его домашней работой отпадает.
При этом далеко не каждого школьника можно замотивировать учёбой настолько, что он будет заниматься в свободное время. Тем более что предметы нравятся детям в разной степени. Если ученик будет избегать нелюбимых предметов — возникнут пробелы в знаниях, которые могут помешать успешно пройти аттестацию.
Другой способ избавить ребёнка от домашнего задания — сменить форму обучения. На семейном обучении родители могут выбирать, какие задания и в каком объёме давать ребёнку для повторения и закрепления изученного.
Какими должны быть домашние задания
Домашнее задание само по себе — не зло. Домашка может быть эффективным дополнением к учёбе, если она адекватна по объёму и сложности, интересная, даёт новые знания и выполняется добровольно.
Мы в «Домашней школе Фоксфорда» постарались реализовать эти принципы. Наша домашка не занимает много времени. Большинство заданий представлены в форме тестов, за которые ребята получают не оценки, а знакомые им по видеоиграм очки опыта (XP). Чтобы не тратить время занятий, тестовые задания проверяются автоматически.
Так выглядит дашборд успеваемости в личном кабинете ученика «Фоксфорда»
Также ученикам предлагаются различные творческие работы, которые проверяются преподавателями и методистами. В начальных классах с помощью этих заданий тренируются навыки письма и заучивания стихотворений. В средней и старшей школе с помощью творческих заданий ученики учатся оформлять задачи, тренируются писать сочинения и изложения, отрабатывают произношение в иностранных языках.
Геймификация учебного процесса мотивирует учеников заниматься больше и старательнее. Отсутствия страха перед плохой оценкой и порицаний за несделанную домашку подогревает детскую любознательность и помогает лучше усваивать материал.
В этой школе без оценок и домашних заданий 98% поступают в колледжи.
Это то, что Диана Тавеннер, соучредитель и генеральный директор Summit Public Schools, обнаружила на своей собственной кухне.
У Тавеннер и ее мужа изначально возникла отличная идея: поручить их сыну-подростку Ретту готовить одно семейное блюдо в неделю. Это дало бы им выходной и помогло бы Ретту получить довольно важный жизненный навык.
Но, будучи довольно хорошими поварами, они вскоре обнаружили, что не столько помогают Ретту в процессе приготовления пищи, сколько делают что-то за его.
«Мы забыли, что значит быть новичком, — говорит Тавеннер, — и вот, он задавал простой вопрос, а потом один из нас на кухне делал это за него. И он как бы стоит в стороне и в стороне, и мы понимаем, что просто взяли верх, мы на самом деле не поддерживали. Мы просто делали это для него».
Отступив, они дали Ретту чаевые, но пусть он берет на себя ответственность.
«Я должен был проявить инициативу, — говорит Ретт.
Конечно, были подгоревшие и недоваренные блюда, но был и шанс научиться учиться; шанс исправиться, исправляя свои ошибки.
Шли недели, и Ретт видел, как его навыки росли. Он вернулся к рецептам, которые готовил в прошлом, и увидел, как его методы стали лучше — эта семейная рутинная работа превратилась в реальный тест на пригодность к употреблению.
Тавеннер, бывшая учительница, считала такой «кормление с ложки» проблемой не только на своей семейной кухне, но и в американской системе образования.
Итак, она создала Summit Public Schools, систему чартерных школ с новым подходом к образованию: у учащихся есть множество возможностей улучшить свои оценки.
Чего у них нет? Задано домашнее задание.
Новый рецепт
Все начинается с желания начать что-то новое.
«Если мы действительно хотим подготовить наших детей к тому, чтобы у них был шанс прожить свою лучшую жизнь, нам нужно радикально переосмыслить образование, на котором мы выросли, и послание, которое оно несет», — говорит Тавеннер.
Чтобы оставить его на кухне, представьте, что традиционная государственная система образования дает ученикам рецепт и ингредиенты.
Сообщение такое: вот что вам нужно знать, и в случае успеха вы получите пятерку на первом тесте.
Но в реальном мире все не так просто, поэтому Summit использует другой подход.
У студентов «есть ингредиенты, но мы должны научиться готовить по рецепту», — говорит Ретт, который также был студентом Summit.
«Люди могут помочь вам в изучении рецептов, но в конечном итоге вы должны быть в центре внимания. Вот что такое самообучение».
В программе Summit учащимся предоставляется возможность изменить оценку с течением времени, если они демонстрируют постоянное улучшение.
Позволяя учащимся продолжать работать над предметами, чтобы улучшить свои оценки, Summit дает им шанс «проиграть вперед» — учиться на своих ошибках. (Например, смазать сковороду жиром, когда в следующий раз будете готовить.)
Каждую ученицу еженедельно наставляет назначенный учитель. Наставники остаются со студентами на протяжении всей их академической карьеры, обеспечивая постоянную поддержку и предлагая родителям постоянную точку контакта. По словам Тавеннера, исследования показали, что наставничество улучшает чувство принадлежности и успеха ученика за пределами начальной школы.
Эти наставники помогают детям активно участвовать в практической работе над проектами. С помощью этих проектов учащиеся могут спроектировать дом, чтобы применить принципы геометрии в работе, вырастить собственные растения или построить модель ракеты.
«Обучение на основе проектов — это обучение в реальном мире, — говорит Тавеннер. «Настоящее обучение. Это тип обучения, при котором дети получают действительно практические навыки. Они задают большие вопросы».
В дополнение к своему обычному учебному плану Summit предлагает восьминедельную программу обучения с гидом, в рамках которой студенты выбирают интересующую их область и задают важные вопросы они хотят спросить — свобода, которую не всегда можно найти в нынешней системе государственного образования.
Основой всего этого является предоставление учащимся свободы действий и самостоятельности в их образовательном путешествии.
«Когда вы возлагаете на детей ответственность, они становятся вовлеченными, потому что они на самом деле знают, что то, что они делают, что-то значит, что это надежно и подотчетно, и все это ведет к росту», — говорит Ретт.
Поиск ингредиентов
Посещая Саммит, Ретт чувствовал, что у него есть пространство для обучения — способность и ответственность формировать свое обучение так, как ему лучше всего.
Обучение тому, как учиться, было одним из центральных аспектов моей учебной среды.
Эта среда позволила ему исследовать одну из своих страстей: историю. В одном классе Ретта и его одноклассников разделили на восемь групп, представляющих разные страны накануне Первой мировой войны. У каждой страны были свои потребности, цели и определенные правила, которым нужно было следовать, но ученики имели свободу взаимодействовать между собой.
Толкая и притягивая друг друга, события оживали: они перестали быть просто событиями и датами на странице учебника.
«Я думаю, что помню причины и последствия Первой мировой войны… гораздо лучше, чем если бы я был в традиционной среде», — говорит он.
Десять кампусов Summit на Западном побережье получили одобрение представителей технологической индустрии и принесли ей место в попечительском совете Фонда Карнеги по развитию преподавания. Государственные чартерные школы бесплатны для посещения, с зачислением на непрерывной основе.
Подход Summit к образованию может подойти не каждому учащемуся, и Тавеннер говорит, что это нормально. Она говорит, спрашивая, можно ли применить подход к обучению повсеместно до всем ученикам — не тот вопрос, который стоит задавать.
«Вопрос, который мы должны себе задать: «Что работает?» Для кого? При каких обстоятельствах?», — говорит Тавеннер.
«И сила этих трех вопросов заключается в том, чтобы задавать вопросы о каждом отдельном ученике».
В экспериментальной школе в Калифорнии нет домашнего задания
Встроить
делиться
В экспериментальной школе нет домашних заданий
от VOA
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00
0:05:30
0:00
Школа Khan Lab возвращает однокомнатную модель для обучения молодых студентов в Маунтин-Вью, Калифорния.
Школа представляет собой лабораторию экспериментального обучения.
Силиконовая долина, известная своими технологическими компаниями, также является родиной школы.
Двенадцатилетний Мишал Джунаид любит нетрадиционные методы школы Khan Lab.
«Когда я просыпаюсь утром, я хочу проснуться, в отличие от моей прошлой школы, где я хочу спать и не идти в школу…»
Реакция Джунаид и ее сестры на школу удивляет их родителей.
Отец девочек, Джунаид Кураши, сказал «Голосу Америки»: «Наши дети любят ходить в школу до такой степени, что даже если они устали, больны или болеют гриппом », они не останутся дома и не будут ходить в школу. «Вплоть до того, что мы волнуемся, почему дети приходят домой такими счастливыми. Они действительно чему-то учатся?»
Без домашних заданий
Учащиеся в возрасте от 5 до 15 лет посещают экспериментальную школу Khan Lab School. у него нет класс уровня и без домашних заданий. Ученики находятся в школе с 8:30 утра до 6 часов вечера. И школа открыта круглый год, с небольшими перерывами тут и там.
Девятилетняя Холли Томпсон любит туда ходить.
«Вы сами выбираете, что изучать, и это не просто учитель, который дает вам рабочий лист и говорит, что делать. Вы сами ставите цели. У вас есть расписание. Вы ходите на разные занятия.»
Студент Мишал Джунаид любит посещать школу Khan Lab
Школа – это идея Салмана Кхана, основателя Академии Кхана, известной своими образовательными видео. Видео доступны в Интернете бесплатно и имеют миллионы пользователей по всему миру.
Хан сказал, что основал школу Khan Lab School, потому что считает, что у нынешней системы образования есть проблемы. Он надеется создать лучшую модель обучения.
«То, что я вижу в будущем, — это возвращение к прошлому. В школьном здании с одной комнатой есть много действительно хороших вещей, которые вы могли бы иметь в сельской местности, и которые до сих пор есть во многих местах, где у вас есть классы для разновозрастных. ..»
Он сказал, что эта система позволяет старшим ученикам брать на себя ответственность и помогать младшим ученикам. Это означает, что младшие дети получают большую помощь. Им помогают учитель и старшие ученики.
Индивидуальное обучение
Хан сказал, что студенты также изучают учебный материал с собственной скоростью с помощью видео. И они получают больше внимания благодаря беседам один на один с учителями. Они также учатся, выполняя проекты.
Малика Джунаид заметила изменения в своих дочерях после того, как они начали посещать школу. Она сказала, что через шесть месяцев они казались уверенными в своих силах. Они теперь не боятся разговаривать со взрослыми и другими учениками и теперь всегда хотят помочь.
Директор школы Доминик Лихти сказал, что такой способ обучения лучше готовит учеников к будущему. Он сказал, что обязанности учителя должны измениться с руководства классом на того, кто направляет учеников в их обучении и оказывает индивидуальную поддержку. Учитель также учится на протяжении всей жизни, сказал он, а не просто тот, кто проводит презентации.
Лейхти также сказал, что роль студентов становится все более творческой.
Незавершенная работа
Салман Кхан описывает свою лабораторную школу Хана как незавершенную.
«Как научно-исследовательская лаборатория [лаборатория исследований и разработок], когда вы впервые делаете лекарство или материал», — сказал Хан. «Это еще не масштабируемый , но вам нужно сделать это в первый раз и сказать: «Это довольно прочный материал». И тогда вы можете подумать о том, как сделать его более доступным и масштабируемым».
Доминик Лихти говорит, что сообщество в районе Маунтин-Вью открыто для этого нового метода обучения студентов.
«Особенно в Силиконовой долине, потому что там принято что-то начинать», — сказал он. «Вы можете стать пионером чего-то, и люди присоединятся к этому движению, и я чувствую это среди своих сотрудников».