Содержание
Съёмка в общественных местах и охрана изображения гражданина на основании ст. 152.1 ГК РФ
Обнародование и дальнейшее использование изображений физического лица допускается только с его согласия. Такую правовую норму вводит ст. 152.1 ГК РФ, устанавливая при этом и ряд исключений из общего правила. Направлена она на все ситуации, а особое внимание законодатель уделил раскрытию того, что подлежит защите в том случае, если изображение гражданина появилось в результате создания произведения искусства.
На базе положений ст. 152.1 ГК РФ охраняется только право на изображение и его использование, а авторские права на само произведение принадлежат тому, кто является правообладателем.
Допустимость создания и распространения изображения гражданина
Очевидно, что число ситуаций, связанных с появлением изображения гражданина, не так велико, чтобы нельзя было регламентировать каждый их вид. В каких-то случаях закон допускает появление изображения и его распространение, в каких-то только появление изображения, но ограничивает круг лиц, которым оно может быть адресовано, а в каком-то случае не допускает публикацию и требует уничтожения изображений.
Здесь важно то, что автор может не относиться к числу тех лиц, что являются представителями творческих профессий, но какой-то комплекс авторских прав существует и у человека, не являющегося кинодокументалистом или профессиональным фотографом. Однако сами действия могут вступать в противоречие с правом на охрану изображений гражданина, которое в законодательстве РФ и подавляющего большинства стран мира рассматривается в качестве абсолютного.
При каких обстоятельствах создание изображения гражданина и его использование является допустимым?
Три основные причины перечислены в самой ст. 152.1 ГК РФ:
- съёмка проводится в государственных или иных общественных интересах. Это относится не только к созданию изображений политиков государственного значения, но и фиксированию возможных правонарушений, а так же съёмке действий любых должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей;
- изображение получено при съемке публичных мероприятий, или в месте, открытом для посещения неограниченного числа лиц, но не в тех случаях, когда изображение гражданина становится основным объектом съёмки;
- гражданин позировал за плату, став таким образом моделью, с которой было заключено персональное соглашение.
В подпункте 2 перечислен примерный перечень мест и событий, рассматриваемых законодателем в качестве тех, где съёмка возможна. Он не является исчерпывающим, но показывает общее отношение к публичным местам, где можно производить съёмку, а попавшие в неё люди не могут при этом жаловаться на то, что появилось их изображение. В нём нет кафе, а тем более закрытых клубов. Нахождение людей в таких местах более связано с их личной жизнью, чем участием в каких-то публичных мероприятиях.
Хотя это не означает, что съёмка в кафе, магазине и иных местах публичного характера запрещена. Всё дело в том, что получится в результате и как будет использовано автором изображения. Так, если большая часть материала будет посвящена какой-то определённой персоне, а потом запись окажется опубликованной в Интернете, то эта персона получит право требовать её удаления, а при определённых обстоятельствах и компенсацию за моральный вред. Хотя это не означает, что снимать в кафе или магазине граждане не имеют право.
Съёмка в общественных местах
Вопреки ожиданиям многих заинтересованных лиц, какого-то специального закона, который регламентировал бы съёму в общественных местах, не существует. Законодатель справедливо решил, что достаточно той законодательной базы, которая имеется, а направлена она на охрану интересов граждан, чьи изображения могут быть опубликованными без их ведома, и регулирование распространения информации. Правила, обеспечивающие решение первой задачи, и содержатся в ст. 152.1 ГК РФ, а для упорядочивания распространения информации существует ФЗ «Об информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Юридический ответ на вопрос о том, разрешается ли снимать на улице или в кафе невозможен. Это равносильно тому, чтобы отвечать на вопросы о том, могут ли автомобили ездить по полям, или можно ли плавать по воде. В общем случае можно, но до тех пор, пока это не нарушает прав и законных интересов тех или иных лиц.
Законодательство неразрывно с вопросами права. Если какое-либо действие нарушает чьи-то права, то значит нарушаются и законы. Обычно этого не понимают в равной степени и люди с видеокамерами, которые пытаются снимать магазины, кафе и другие общественные места, и охрана, а так же администрация различных заведений. Невозможно обвинить ведущего съёмку человека в том, что он нарушает закон просто по факту этой съёмки. Исключение может составлять только съёмка на режимных объектах, где она запрещена в силу Указа президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г. «О гостайне», но это военные или государственные объекты, которые никак не могут быть частной собственностью.
Рассматриваемая ст. 152.1 ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов съёмки граждан, но даже это не запрещает им проводить съёмку, поскольку она может вестись в целях, отличных от публикации, к примеру, для собственной безопасности. Использовать камеру можно в ситуации, когда существует риск того, что произойдёт нападение или будет совершено другое противоправное действие. Если же оно не случилось, то запись теряет смысл, а автор удаляет её. Разумеется, в таком случае исчезает и основа прецедента, который позволил бы применить или не применить положения ст. 152.1 ГК РФ.
Основным законом, который создаёт основание для того, чтобы любой желающий производил съёмку является Конституция, которая содержит ст. 29, определяющую право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Подкрепляет такое право ФЗ «Об информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, который опирается на тот же принцип, но содержит немного более консервативные формулировки. Тем не менее, его ст. 5 устанавливает положение о том, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если какие-либо законы не устанавливают тому ограничений.
Кроме этого ст. 7 этого закона устанавливает правило, согласно которому общедоступными являются все сведения, доступ к которым не ограничен, а ст. 9 норму того, что ограничение доступа может произойти только на основании закона.
В некоторых местах и при определённых обстоятельствах производящее съёмку лицо может сослаться ещё и на дополнительное законодательство.
Везде, где оказывают услуги населению или продают какие-то товары, в силу вступает закон «О защите прав потребителей», а его ст. 8 устанавливает правило, согласно которому сотрудники коммерческой организации, осуществляющие свою деятельность на основании публичной оферты, обязаны предоставить покупателю любую информацию о товаре и услугах. Этот же закон не ограничивает способы обработки и фиксации полученных сведений, а к этому относятся фото и видеосъёмка.
Если собственник запрещает собирать и обрабатывать информацию о товарах или услугах, его действия попадают под статью 209 ГК РФ о нарушении охраняемых законом интересов других лиц. При установлении запрета для посетителей на фото- и видеосъёмку он может быть привлечён к ответственности по статье 14. 8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Правда, доказать в суде, что съёмка проводилась исключительно в рамках потребительских интересов видеоблогерам, которые чаще всего и актуализируют эту тему, будет довольно сложно, поскольку они действуют так же, как СМИ, и чаще всего пытаются извлекать из подготовленных ими материалов коммерческую выгоду.
К этой теме нельзя применить все те законы и статьи кодексов, которыми часто пугают продавцы. К примеру, никакого отношения к съёмке в торговом зале не могут иметь все те нормативные акты, что связаны с коммерческой тайной или неприкосновенностью личного имущества, если проводящее съёмку лицо не пересекало участков, куда не могут иметь доступ посторонние.
К примеру, снимать с улицы можно любые частные владения, а находясь на том участке, который открыт для посетителей, можно проводить и съёмку в магазинах и ТЦ. На склады и в служебные помещения просто закрыт доступ для посторонних, поэтому вопрос о том, может ли посетитель проводить там съёмку становится вторичным, поскольку он не может там оказаться, не нарушив предварительно других нормативных актов.
Защита права на изображение гражданина
Защита личного неимущественного права, к которому относиться право на изображение гражданина, происходит посредством реализации компенсаторных механизмов (ст. 150 ГК РФ) и иными способами (ст. 12 ГК РФ). В данном случае не может идти речь о возмещении какого-либо убытка, поскольку нарушение неимущественных прав к нему не ведёт. Опираясь же на ст. 12 ГК РФ можно добиваться удаления изображений из открытого доступа, изъятия материальных носителей и публикации решения суда о том, что действиями определённого лица были нарушены права.
В ГК РФ есть ст. 1251, которая устанавливает нормы защиты неимущественных прав, но она относится только к правам авторов, а так же издателей того, что является результатом деятельности авторских коллективов. Поэтому самое серьёзное, что может ждать распространителя чужого изображения — это применение правил ст. 151 ГК РФ, которые целиком относятся к компенсации морального вреда. Если это просто снимок того, как какое-то лицо идёт по улице, то вряд ли суд сочтёт, что публикация такого изображения способна причинить серьёзные моральные страдания, даже в том случае, если сделана без разрешения гражданина.
В любом случае при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. А это означает, что в каждом случае подход должен быть индивидуальным, учитывающим различные факторы.
Позиция высшего суда
Наиболее значимым в понимании этой области является Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», а именно п. п. 43-49 этого документа, которые содержат ряд немаловажных разъяснений.
Прежде всего нужно обратить внимание на то, что общедоступность изображения не создаёт прав на его использование. Так, если фотография какой-то известной персоны берётся с одного сайта, чтобы разместить её на другом, то права гражданина на использование его изображения нарушаются так же, как и в любом другом случае. Здесь можно добавить ещё и то, что происходит двойное нарушение. Иск может подать ещё и фотограф, который мог работать по согласию с известной личностью, а его произведение защищается законами об авторских правах.
Однако подпункт 1 пункта 1 ст. 152.1 ГК РФ делает допустимым и это, если присутствует публичный интерес. К примеру, если фотография главного тренера олимпийской сборной опубликована в материале, который призван поднять дискуссию о развитии спорта в России, то это допустимо, а если материал создавал условия только для обсуждение личной жизни тренера и преследовал только коммерческий интерес публикующего лица, то на обнародование фотографии нужно разрешение изображенного гражданина.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации»» даётся более детальное объяснение того, что следует считать общественными интересами. В сущности — это любой интерес представителей общества к решению каких-то проблем, имеющих социальное значение. К их числу относятся угроза институтам демократии, проблемы экологии, рост криминальной опасности и подобные темы.
Важно и то, что в ВС РФ относятся к согласию гражданина на публикацию его изображения в качестве сделки, что делает актуальными положения ст. 153 ГК РФ.
Это же означает, что применимы все правила для заключения сделок, включая совершение конклюдентных действий (ст. 158 ГК РФ), но если иное не установлено законом.
Условия и порядок предусматриваются соглашением, а если оно дано в устной форме или следует из конклюдентных действий, то объем и цели, должны явствовать из обстановки, в которой совершалась съемка. К примеру, если генеральный директор какой-то компании позировал журналистам перед тем, как у него было взято интервью, то очевидно лишь его согласие на обнародование и использование изображения в статье о бизнесе, но не о его личной жизни.
Бремя доказательства неправомерности использования изображения возлагается на лицо, которое считает свои права ущемлёнными, и осуществляется в рамках ст. 56 ГПК РФ. Процедура ничем не отличается от той, что предусмотрена для доказательства нарушения авторских прав. К примеру, можно сделать скриншоты страниц сайта, где размещено изображение, и удостоверить это нотариально. Ответчик же должен доказывать правомерность своих действий, если считает это для себя необходимым.
Согласие на использование изображения может быть отозвано в любой момент, но то лицо, которому оно давалось, получает право требовать возмещения своих убытков, если они у него возникнут в ходе изъятия изображения (ст. 15 ГК РФ).
Отмечается в постановлении и то, что охрана изображения не относится к интеллектуальным правам в контексте положений части IV ГК РФ. Поэтому по ст. ст. 1251 и 1252 ГК РФ производится охрана авторских прав, что включает и охрану произведений, содержащих изображения тех граждан, которые этим по каким-то причинам недовольны.
Можно ли снимать на камеру человека без его согласия? Законна ли видеосъемка должностных лиц
Расскажите, пожалуйста, про видеосъемку в общественных местах. Судя по видео на «Ютубе», до сих пор люди неадекватно реагируют, когда их снимают. Особенно полицейские, но не только.
Можно ли снимать менеджера автосалона в момент, когда вы заключаете договор? А менеджера банка?
Можно ли снимать полицейского, если он подошел на улице, чтобы проверить мои документы?
Этот вопрос тесно связан с правом гражданина на защиту своего изображения. Главное, что нужно запомнить: по умолчанию закон не запрещает съемку в общественных местах, кроме особых случаев. Для закона важно в первую очередь то, как вы потом будете использовать полученное видео.
Дмитрий Корнев
юрист
Профиль автора
Я расскажу, где, когда и кого можно законно снимать. В каких случаях можно публиковать и вообще использовать такое изображение, мы уже разбирали другом ответе.
Как снимать в общественных местах
Вообще, вы можете снимать видео в общественном месте или на публичном мероприятии, всегда и беспрепятственно.
Но законодательство РФ не содержит точного определения, что такое общественное место. Некоторые законы на этот термин ссылаются, но не дают определения.
С точки зрения логики, общественное место — это место, доступное всем без ограничений, то есть любое место, в отношении которого законом не установлен специальный статус, который требует разрешения на съемку.
С одной стороны, магазины, кафе, торговые центры — частная собственность, но с другой — общедоступное место. Закон не запрещает снимать видео в кафе или магазине, включая витрины и ценники. Исключение — мероприятия, доступ на которые изначально ограничен. Это любые общественные события, куда нужен билет, например концерт или выставка. Сюда же относятся мероприятия, где вход по спискам или пригласительным.
Вам могут запретить снимать в общедоступном месте, если вы мешаете посетителям или создаете угрозу их безопасности. Или если вы хоть и снимаете в общественном месте, но основной объект в кадре — конкретный человек и обстоятельства его личной жизни.
Как снимать должностных лиц
По закону вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.
ст. 152.1. ГК РФ
ст. 29 Конституции РФ
Снимать полицейского, который проверяет у вас документы на улице, можно. Ст. 8 закона «О полиции» прямо говорит, что деятельность полиции должна быть открытой для общества. Но бывают случаи, когда съемка полицейского даже во время работы запрещена. Например, если проводится спецоперация. Тогда даже обычные действия вроде проверки документов или досмотра не должны попасть в кадр, и это законное ограничение.
ст. 8 закона «О полиции»
Запрет на видеосъемку должен быть обоснованным: если полицейский говорит, что снимать нельзя, он должен объяснить причину и сослаться на конкретный документ. Его личное нежелание попасть в кадр не считается. Отсутствие в регламенте для сотрудников ГИБДД условия о видеосъемке — это тоже не ограничение для водителей.
Есть указ президента, который устанавливает, что деятельность государственных органов должна основываться на принципах информационной открытости. Этим указом разрешен контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц.
п. 3 указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»
По ст. 3 закона «О противодействии коррупции», деятельность государственных служб должна быть прозрачной и открытой, а должностное лицо, которое препятствует видеосъемке, могут привлечь к административной ответственности.
ст. 3 закона «О противодействии коррупции»
Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения.
Если вас остановили сотрудники ГИБДД на дороге, вы можете спокойно снимать видео. Если вас остановил полицейский для проверки документов на улице, в кафе, в торговом центре — вы тоже можете его снимать. А вот если вас вызвали на опрос повесткой или если вас задержали и сопроводили в отдел полиции для проверки, то снимать не получится: внутри служебных помещений запрещено.
Как снимать работников организаций
Право на съемку продавца в магазине или менеджера в банке или автосалоне напрямую связано с законом о защите прав потребителей.
Как потребитель вы имеете право на получение информации о товаре, оказываемых услугах и иной необходимой вам как покупателю информации. Когда речь идет о менеджере, его консультации — это уже услуга. Снимать их разрешено — это защищает ваши права потребителя и не нарушает право на сбор информации.
ст. 8 закона «О защите прав потребителей»
ст. 10 закона «О защите прав потребителей»
При этом на такое видео распространяется защита от незаконного использования. Нельзя просто так опубликовать видео без согласия менеджера, которого вы снимали. Но можно использовать его в суде, чтобы доказать обман, предоставление некачественных услуг, недостоверную информацию о товаре.
Иногда съемка может привести к конфликту с охраной заведения. В такой ситуации каждый сам решает, насколько он готов к конфликту. Иногда достаточно спокойно назвать статьи, по которым охранника могут привлечь к ответственности:
- за самоуправство — ст. 19.1 КоАП;
- за заведомо ложный вызов сотрудников полиции — ст. 19.13 КоАП;
- за самоуправство, если нанесен вред — ст. 330 УК;
- за превышение полномочий охранником — ст. 203 УК;
- за изъятие камеры или телефона (считается грабежом, независимо от стоимости имущества) — ст. 161 УК.
Потом вы, конечно, можете пожаловаться на незаконность действий охранника, но не факт, что это принесет вам какой-то результат.
Резюмируя сказанное: менеджеры часто ссылаются на коммерческую тайну, пытаясь запретить видеосъемку. Но по закону никакая информация вроде меню в кафе, устной консультации, содержания договора-оферты, комплектации автомобиля в салоне не может быть коммерческой тайной. Также тайной не могут быть интерьеры помещения, процедуры в салоне красоты, процедура заключения договора, доступная любому клиенту.
Коммерческая тайна — это информация, доступная ограниченному кругу лиц. Так как услуги в банке, магазине, автосалоне может получить любой желающий, никакие из услуг не могут составлять коммерческую тайну.
ч. 2 ст. 3 закона «О коммерческой тайне»
Где снимать точно нельзя
Нельзя снимать там, где это прямо запрещено законом, например в судах или тюрьмах. Для видеосъемки в таких помещениях требуется специальное разрешение, для журналистов — аккредитация.
закона «О государственной тайне»
ч. 7 ст. 11 Арбитражно-процессуального кодекса РФ
ч. 7 ст. 10 Гражданско-процессуального кодекса РФ
Нельзя снимать вблизи государственной границы или таможенных пунктов.
Нельзя снимать объекты государственной тайны или объекты, на которые распространяется закон об охране.
Запрещено без разрешения снимать видео для коммерческого использования на всех объектах ОАО «РЖД».
Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги»
Нельзя снимать некоторые стратегические общедоступные объекты, например ГЭС или АЭС. При этом их нельзя снимать, если вы находитесь на территории этого объекта. Со стороны снимать ГЭС можно.
Незаконной будет считаться съемка в служебном помещении — например, в подсобке магазина или на кухне в кафе.
И никогда нельзя специально снимать людей, если это нарушает их право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Даже если съемка происходит в общественном месте, а человек — публичная персона, политик или известный артист.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Задать вопрос
Как Адам Смит нашел вдохновение в Panasonic FZ-20
Меня зовут Адам Смит. Фотография была частью моей жизни, как и многих других, когда я рос. Пленочные камеры повсюду сопровождали нас во время семейных прогулок в нашем родном штате Мичиган и других штатах вокруг Великих озер. На тот момент фотография была средством записи воспоминаний, а не формой искусства. Я серьезно увлекся фотографией в 2009 году, когда жена и свекровь подарили мне на Рождество фотоаппарат Nikon P-90. Он заменил мой Nikon L-4 (я купил его у старшего брата) и изменил мой взгляд на то, что возможно с камерой. Nikon L-4 был ограничивающим фактором. Я взял Nikon P-90 везде со мной. В магазин, на прогулки и походы, и в скейт-парк, где я наслаждался днем на своем велосипеде BMX. Я сделал так много фотографий с ним. Камера внушала доверие. Это рассказало мою историю. Но моя любимая камера — Panasonic FZ-20.
Я получил много комплиментов за свою работу, в какой-то момент даже продал отпечатки. Я смогла поделиться своей любовью к природе и приключениям.
Меня зацепило.
С 2009 года я совершенствую свое нынешнее творческое видение, много лет экспериментируя и находя свой стиль. Я делал свадьбы, портреты пожилых людей и другую оплачиваемую работу. Тем не менее, большая часть моей работы была посвящена природе и ее захватывающей красоте. Северный Мичиган богат природными зонами и заповедниками, и именно здесь я провожу много времени. Хотя я ни в коем случае не первый, мое нынешнее творческое видение подпитывается моим желанием разделить красоту того, что может показаться «повседневным» или «приземленным». Каждое живое существо на этой планете важно. Люди не стоят на пьедестале. Мы являемся частью, а не отдельно от остальных жителей планеты.
Я нахожу вдохновение в бесчисленном количестве людей по всему миру, которые разделяют мою любовь к природе, в тех, кто верен себе как в фотографах (таких как Томас Хитон), и в тех фотографах, которые были до нас. Меня вдохновляет моя вера в то, что компактные цифровые фотоаппараты не устарели и не способны к фотографическим инструментам. Хотя я, безусловно, вижу ценность современной экипировки, я чувствую, что в 2021 году все еще есть место старой экипировке. Новое не всегда лучше. Я хочу показать фотографическому миру, что цифровая реликвия может давать результаты.
Качество изображения — это еще не все (похоже, это популярное мнение в отрасли). Я уделил больше внимания тому, что я называю «качеством памяти». В конце концов, разве это не важный аспект фотографического процесса? Качество памяти — это способность камеры соответствовать видению мысленным взором. Это немного духовно. Качественное выше количественного. Компактные камеры могут обеспечить это качество.
Больше всего меня вдохновляет моя жена. Она всегда поощряет меня заниматься моей страстью к фотографии и самовыражению. Я не могу отблагодарить ее достаточно.
Сейчас моя любимая камера – Panasonic Lumix FZ-20. Он обладает многими функциями, которые обеспечивают качество памяти, которое я ищу. Эти функции включают в себя объектив Leica 12X с постоянной диафрагмой f2,8 (с кольцом ручной фокусировки на корпусе объектива), металлическое гнездо для штатива, заводскую переходную трубку и бленду, а также интуитивно понятную систему меню. Камера также обладает эргономикой, которая идеально ложится в мою руку, что важно для четких изображений, когда штатив не всегда удобен. Я также считаю гениальным левосторонний EVF. В качестве бонуса камера имеет классический вид.
Камера выдает изображения с разрешением 5 мегапикселей. Да, это 2021 год. Пять мегапикселей — это 2004 год… верно? Тем не менее, мне не требуется тонна пикселей для работы, которую я создаю. Я не обрезаю (почти никогда) и никогда не печатаю ничего больше, чем небольшой постер. Так зачем беспокоиться о дополнительных пикселях, которые будут занимать место на моем компьютере? Мне нравится, как камера передает изображения. Так красиво. Пять мегапикселей вполне достаточно.
Самое главное, камера меня вдохновляет. Зачем использовать камеру, которая не вдохновляет?
Я наткнулся на эту камеру, когда просматривал интернет-аукцион. Я вспомнил похвалу других камер Lumix от членов семьи на протяжении многих лет и сразу же заинтересовался. Я читал обзоры, статьи и другой контент, и мне просто необходимо было его иметь. Хотя бы просто посмотреть, из-за чего весь этот ажиотаж. Теперь я понимаю.
Я всегда ищу камеру, которая наилучшим образом соответствует моим потребностям как фотографа. Я пробовал цифровые зеркальные фотокамеры (до сих пор использую их для оплачиваемой работы) и многие другие цифровые компакты. Долгое время моей любимой камерой была FujiFilm S-9.100. Я до сих пор люблю эту камеру (кто поспорит с кнопкой спуска затвора с тросиком). На самом деле, я часто использую эту камеру и по сей день. Тем не менее, у Panasonic есть то, что делает камеру подходящей для меня. Это сочетание веса, баланса, эргономики, качества памяти, отзывчивости, производительности макросов и стиля… идеально подходит для моих нужд.
И, конечно же, нельзя менять объективы, что важно, когда каждый момент отличается. В один момент я буду фотографировать цветок, а в другой свет прорывается сквозь облака, и мне нужно быть готовым до того, как свет исчезнет, а затем снова вернуться к цветку. Здесь превосходны компактные камеры. Объектив, постоянно прикрепленный к камере, также означает отсутствие пыли или влаги на сенсоре. Я не хочу тратить время на устранение нечистого датчика.
И, наконец, такие модели не имели возможности подключения к WiFi. Хотя социальные сети ни в коем случае не были тем, чем они являются сегодня, я выхожу с камерой, чтобы держаться подальше от подключенного мира. Для этого мой смартфон. Уверен, многие не согласятся. Моя последняя забота посреди леса — это то, как я буду делиться своими изображениями.
Камера до сих пор со мной. Я использую это все время. На самом деле, я купил второй FZ-20 на случай, если мой основной блок увидит безвременную кончину. Вот насколько мне нравится эта камера, и это свидетельствует о ее способности удовлетворять мои потребности как фотографа-естественника.
Я бы хотел, чтобы производители фотоаппаратов вернулись к тому, что выделяет их камеры. Мой вывод из отрасли в 2021 году заключается в том, что все пытаются быть как все. Так много внимания уделяется — ну — скорости фокусировки, скорости серийной съемки, возможностям 8K (получите видеокамеру, если вам нужны настоящие возможности видео), пикселям и возможностям подключения. Я могу понять необходимость конкурировать и инновации, связанные с конкуренцией, но в какой-то момент компаниям-производителям камер нужно сделать шаг назад и по-настоящему задуматься о том, что сделало их такими, какие они есть сегодня. И что еще более важно, кем они хотят быть в будущем.
Многое можно сказать о приверженности бренду и культуре.
Линия Panasonic Lumix на протяжении многих лет была так хорошо принята пользователями и критиками, потому что они тратят время на создание продуманных продуктов (например, серий LX и TZ Lumix). То же самое можно сказать и о FujiFilm.
Обязательно загляните в блог Адама, Terrascriber! Кроме того, проверьте, как вы можете быть представлены!
Архивы Lumix FZ 1000 — Успешный фотограф
от успешного боба | Lumix FZ 1000, Lumix Lounge, фотооборудование
Кафе Range – Альбукерке, Нью-Мексико
иногда вы просто находите среду, которая является мишенью для создания забавных фотографий. Я нашел одно такое место в Альбукерке, штат Нью-Мексико, когда представлял свою программу PhotoSynthesis для профессиональных фотографов Нью-Мексико.
Декор в этом месте — гудок с нарисованной панорамой, изрыгающей трехмерных коров, грузовиков и прочих вкусностей. В то же время другие части ресторана демонстрируют взрывы цвета и неонового совершенства. (Вы знаете, что я люблю неон, верно?)
Вот несколько фотографий вчерашнего ужина. Все они были сделаны с Lumix FZ1000 восточно удобной камерой, чтобы держать под рукой, которая охватывает почти все возможности. Я использовал встроенную настройку HDR, чтобы помочь с некоторыми сложными ситуациями освещения. Вышла следующая камера в линейке FZ с еще большим количеством функций. ФЗ2500
Неоновый синий циферблат с красным фоном. Любить это!
Фреска с розовыми и голубыми коровами, выпрыгивающими из нарисованной панорамы, встречается не каждый день.
Из мурала выходит шоссе с разноцветными раскрашенными грузовиками. Круто!
Классическая неоновая скульптура является частью декора кафе
В Альбукерке можно найти ресторан с уникальным декором, забавной мебелью, танцующими цветами и осветительными приборами, которые переносят вас на луну и звезды. Да, и я не упомянул одноименную часть декора, которая представляет собой старинные игрушечные плиты и печи 50-х и 60-х годов.
Найдите Range Cafe здесь
С уважением, креативная фотография, Боб
HDR-фотография, пейзажная фотография, Lumix FZ 1000, Lumix Lounge, фотография, программное обеспечение для фотографии
Earth Day Photography — журнал о пейзажной фотографии
Журнал «Пейзажная фотография» призвал художников-фотографов создать изображение восхода солнца в День Земли в этом году. Изображение, которое я создал, было принято в кураторскую коллекцию, собранную с того дня. Вот моя запись, как она появляется в Журнал пейзажной фотографии День Земли PDF . Загрузите свою копию бесплатно и получите скидку 60% на новую подписку. Если вы фотограф-пейзажист, я знаю, вам это понравится. (раскрытие информации: я не являюсь аффилированным лицом журнала LPM. Просто подумайте, что они отлично справляются со своей работой!)
Фотография Дня Земли – Capture Lumix FZ1000 25-400mm f2.8-4.0 @f8 Мультиэкспозиция ISO 800
Текст с изображения следует ниже
«Я путешествовал и думал, что упущу возможность восхода солнца. Прибыл в ворота аэропорта и увидел этот вид на восток. Основными проблемами, которые необходимо было решить, были минимизация отражений от толстого листового стекла и укрощение широкого диапазона плотности сцены. Я использовал свою руку, чтобы заблокировать как можно больше отражений, и удалил несколько более крупных отражений на этапе постобработки. Я сделал снимок с выдержкой 7 ступеней и обработал 6 изображений за 9 секунд.0039 Аврора HDR * . Удалось зафиксировать камеру, прижавшись к оконной раме. Рассчитан на кадр, чтобы запечатлеть движение багажной тележки».
С уважением, креативная фотография, Боб
*До 5 июля в MacPhun можно приобрести набор Fireworks Bundle
.
Специальная цена пакета: 99 долларов США — более 300 долларов США в виде экономии
Creative Kit 2016 — 6 мощных приложений для фотосъемки
Создание ярких фотографий фейерверков — обучающее видео от PhotoFocus
8 предустановок Intensify и 3 предустановки Noiseless, созданные специально для изображений фейерверков
Приложение PhotoBulk от Eltima Software — изменение размера фотографий и добавление водяных знаков
Приложение Uplet от Eltima Software — загрузка фотографий с Mac в Instagram
Сохранить
Сохранить
HDR-фотография, пейзажная фотография, Lumix FZ 1000, Lumix Lounge, фотография, креативная фотография
Earth Day Sunrise Photo
День Земли – Журнал пейзажной фотографии
22 апреля 2016 г.
Журнал ландшафтной фотографии опубликовал призыв типа «День из жизни» к фотографиям с людьми со всего мира, чтобы запечатлеть восход солнца, где бы они ни находились. Я оказался сбит с толку. Я путешествовал, и у меня был запланирован рейс в Нью-Гэмпшир, чтобы выступить и судить на их съезде во время восхода солнца.
Мало шансов сфотографировать рассвет внутри аэропорта.
Облом!
Вместо того, чтобы поддаться неизбежному, я попытался мыслить нестандартно. Я обнаружил, что восход солнца был во время моего ожидания рейса. После проверки через TSA, я нашел набор окон, выходящих на восток, и, к моему удивлению, был благословлен красивым набором облаков и солнцем, пробивающимся к горизонту, распространяя цвета по всей сцене. Я обрамил сцену и подождал, пока немного действия поможет рассказать больше истории.
Диапазон плотности сцены требовал многократной экспозиции для захвата яркого солнечного света и теневых областей сцены. Я использовал Lumix FZ1000 и настроил камеру на съемку с брекетингом для пяти стопов света. Затем у меня была возможность смешивать изображения вместе для правильного рендеринга сцены, которая была передо мной.
Вот последовательность изображений, снятых до обработки
Я выбрал четыре изображения и обработал их за Программное обеспечение Aurora HDR для MAC. Мне очень нравится новое программное обеспечение HDR от MacPhun. Существует множество настроек, которые позволяют вам набирать настройки, необходимые для визуализации сцены по вашему желанию. Я предпочитаю иметь полный контроль и стараюсь создать более естественную передачу сцены.
Окончательное изображение — отправлено для захвата рассвета
Были внесены некоторые дополнительные корректировки, чтобы убрать отражения в стекле и добавить небольшую виньетку, чтобы помочь направить взгляд к центру изображения и не дать зрителям оторваться от фотографии.
Ваш творческий фотограф, Боб
PS – Если вы думаете, что у вас нет шансов сделать то фото, которое вам нужно… не сдавайтесь!
фотография птиц, художественная фотография, художественный портрет, графический дизайн, Lumix FZ 1000, Lumix Lounge, фотография, фототворчество, фотография дикой природы
Фотография в зоопарке – часть вторая
Если вы посмотрите на вчерашний пост, вы увидите захват и обработку орангутанга, сфотографированного через грязное зеркальное окно, что подтолкнуло к навыкам захвата и обработки. Сегодня я хочу поделиться художественным воплощением символа свободы наших стран — белоголового орла.
Пока мы смотрим на это изображение, давайте вернемся в прошлое с помощью группы Steve Miller Band Fly Like an Eagle для небольшого музыкального сопровождения…
Тема здесь — отработка навыков фотографии. Что я получил/узнал, фотографируя орла, что я могу взять с собой на свои обычные фотовыставки??
Номер один. Люди регулярно проходили мимо, так что приходилось отвлекаться. осознание окружающего во время концентрации на моем предмете.
Номер два – Терпение. Я хотел, чтобы клюв орла был закрыт, и были лишь доли мгновений, когда это было так. Я должен был научиться этому поведению и движению и рассчитать время, чтобы занять желаемое положение.
Номер три — орел был в клетке, поэтому приходилось учитывать ограждение, что означало съемку с малой глубиной резкости и фокусировку на орле, а не на заборе.
И, наконец, номер четыре. Преобразование изображения в произведение искусства, которое представляет собой нечто большее, чем сумма частей. Всегда работайте над этими методами, чтобы улучшить их. Как говорится, практика приводит к совершенству…
Оригинальная фотография. Снято на Lumix FZ1000 1/400 с f4 ISO 200 при 420 мм (эквивалент 35 мм)
Процесс с помощью NIK Silver FX Pro 2 дал очень четкое черно-белое изображение орла. Мне нравится идея орла в стиле квадратного портрета, но не все элементы клетки и отвлекающий фон.
Я хотел, чтобы портрет был крупнее, поэтому я выбрал большее кадрирование и начал добавлять свои художественные украшения.
Художественное произведение выполнено с использованием фотографий текстур и цветов, объединенных вместе с использованием слоев и режимов наложения. Использование масок слоя на слоях текстуры позволяет управлять определенными эффектами в определенных областях изображения.
Я думал, что орел просто держит свое крыло, когда фотографировал его, но это меня беспокоило. Затем вошла моя зоркая жена Холли, и ей понравилось художественное оформление, но она также заметила, что крыло орла, вероятно, сломано, отсюда и резиденция в зоопарке. Я сделал небольшую пластическую операцию для окончательного изображения, которое вы видите ниже.
Последняя часть работы была выполнена с помощью Adobe Photoshop . Я скопировал сломанное крыло на отдельный слой. Затем переместил его, как если бы он был сложен на обычном месте. Используйте маску слоя, чтобы смешать его на месте.
Ваш творческий фотограф, Боб
черно-белое изображение, Lumix FZ 1000, Lumix Lounge, фотография, творчество в фотографии, программное обеспечение для фотографии, фотография дикой природы
Фотография из зоопарка
Хотите стать лучшим фотографом?
Да! Я всегда стараюсь улучшить свои навыки, выходя из зоны комфорта и создавая разные изображения из разных мест.
Я всегда стараюсь совершенствовать свои навыки, выходя из зоны комфорта и создавая разные образы из разных мест.
Так как ты это делаешь? Один из лучших способов — постоянно практиковаться и расширять свой набор навыков. Любой, кто находится на вершине своей игры в любом виде спорта, да, я считаю фотографию спортом, а также видом искусства, практикуется ежедневно. Почему я считаю это спортом? В зависимости от жанра вашей фотографии вам понадобятся координация, время и выносливость. Это касается съемки спортивных состязаний, свадеб, дикой природы или других динамичных ситуаций. Почему искусство? Искусство, потому что вам нужно создать или распознать прекрасное освещение, чтобы ваши изображения возвышались над обычным. И художественную, и спортивную части вашей работы можно улучшить, работая над мышечной памятью. И, как вы уже догадались, это требует практики.
Угадайте, что? Ваша композиция становится лучше, когда вы тоже тренируетесь.
Вам также нужно попрактиковаться в постобработке… И чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше вы понимаете идею.
Я всегда стараюсь улучшить свои навыки, ставя себя в разные ситуации, и сегодня я поделюсь некоторыми изображениями из зоопарка Феникса. Для небольшого аккомпанемента нажмите кнопку, чтобы прослушать песню Пола Саймона «В зоопарке».
Пол Саймон с Гарфанклом «В зоопарке» примерно 19 лет67. (здесь я показываю свой возраст??)
Орангатан в зоопарке Феникса. Снято с помощью Lumix FZ1000 1/40 сек. f4 ISO 200. Благодаря диапазону фокусных расстояний 25–400 мм FZ1000 является очень удобным объективом для самых разных ситуаций.
«Хорошо, Боб, а чем эта практика в зоопарке хороша для занятий другими видами фотографии?
Я борюсь с толпой, чтобы получить нужный ракурс. Стремление запечатлеть выражение, которое происходит очень быстро. В этом случае я также буду усердно работать над постобработкой, потому что это изображение было сделано при далеко не идеальных условиях освещения через толстое, цветное и грязное стекло.
Разве я говорил, что это не идеальная ситуация? Что никогда не случается на обычной фотосессии… (смех, отражающийся от стен!)
Вот окончательное изображение, которое мне удалось извлечь из оригинального снимка.
Несколько советов по постобработке, которые я почерпнул из работы над этой фотографией орангутанга. В Adobe Camera RAW есть функция DeHaze. Это очень помогло избавиться от большого количества отражений и грязи на стекле. Сработал намного лучше, чем я думал! Он был разработан, чтобы помочь с пейзажами убрать часть синевы из пейзажного изображения, но в этой ситуации он работал очень похоже на поляризационный фильтр. Я буду пересматривать этот фильтр больше в будущем. Мне нравится, как инструменты и настройки, предназначенные для одной задачи, можно использовать для большего.
После первоначальной обработки в Photoshop я перешел к своему любимому черно-белому конвертеру NIK Silver FX Pro 2. Я сделал свои черно-белые выделения в фильтре. Они обрабатываются на своем собственном слое, и с помощью маски можно выполнить дополнительные настройки. Еще раз вернувшись к Silver FX Pro 2 (теперь это бесплатно!), я внес некоторые коррективы в структуру, внося очень сильные улучшения в средние тона и тонкую структуру. Я изменил режим этого нового слоя на Luminosity и залил маску черным цветом. Затем я смог рисовать белым цветом на маске, чтобы выборочно повысить резкость определенных областей изображения.
Последним в списке был слой с режимом мягкого света, который можно использовать для уклонения и сжигания.
С уважением, Creative Photography, Боб
PS – завтра будет больше из зоопарка
Режим фото 4K, видео 4K, Lumix FZ 1000, Lumix G7, Lumix Gh5, Lumix GX8, Lumix Lounge, Lumix LX100, фотография, подкаст
Подкаст со Скипом Коэном о фотографе Sprouting
Всегда весело болтать со Скипом Коэном о фотобизнесе. Это чат о внедрении новых технологий в фотографии. Будучи Lumix Luminary, я перешел от того, кто последним окунулся в новые технологии, к тому, чтобы попробовать новые вещи, которые меняются быстрее, чем вы можете себе представить.
Внедрение новых технологий . Weekend Wisdom со Скипом Коэном Слушайте здесь
Благодаря новым способам обработки и захвата изображений в камере у нас появилось больше инструментов, чем когда-либо прежде.