Содержание
Единство между кино и фотографией
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Изгнание».
Вводное слово Андрея Звягинцева: «Мне кажется, что фотографии в финале разворачивают эмоцию, которая накопилась у зрителя к последнему кадру. В некотором смысле энергия этой эмоции приобретает благородный оттенок. Через это должно произойти некое очищение. Недаром там звучит дождь, недаром он там присутствует. Один очень умный человек говорит о фотографии: „Фотография — это в некотором смысле то, что никогда не повторится. Ты смотришь на это и понимаешь: это то, что реально было, а не есть”. Даже если этот снимок сделан только что, ты смотришь на него и осознаешь, что жизнь утекает каждую секунду, вновь рождается и утекает. И что-то остается — вот этот слепок реальности. Этот фрагмент, это чувство, это счастье. Если говорить концептуально, я формулирую для себя задачу так: человек проживает для себя какой-то жизненный опыт, и когда он находится в нем, внутри этого опыта, он оставляет трудности и страдания. Ему неприятно, ему больно, ему тяжело. И этот опыт проходит сквозь него. И потом, когда этот опыт заканчивается и человек может отстраниться от него, он смотрит на него со стороны и вдруг видит его привлекательные стороны. Другими словами, то счастье, которое случилось с ним, когда он страдал. Я для себя понимаю это так».
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Можно ли сказать, что кино — это движущаяся фотография? Действительно, такое мнение существует. Мне кажется, что то время, когда фотография влияла на кино, трансформировалось в обратное. Сейчас в большей степени кино влияет на фотографию. В силу понятных причин — развития технологий и доступности кинематографа. Не так много людей ходят смотреть фотографию по сравнению с тем, как люди смотрят кино в кинотеатрах, на DVD и т. д.
Почему, собственно, фотография живет? Мне кажется, дело в концентрации на один кадр. Еще Брессон говорил о решающем мгновении, о решающем кадре. Можно бесконечно щелкать затвором, но, если не уловишь решающее мгновение, ничего не получится. Фотография — это мой субъективный опыт, сопряженный с моими чувствами, моими эмоциями, моими мыслями. Это и определяет решающую суть. И я схватываю один кадр. Кадр пытается противостоять своей концентрации — концентрации 24 кадров.
По большому счету различий между задачами оператора игрового кино и фотографа в целом нет. И там и там задача — изображение. Различны лишь пути достижения. Есть мнение, что в процессе фотографирования на киносъемках может возникать ощущение, будто снимаешь поставленный кем-то другим натюрморт. Такого чувства не появлялось. Режиссером ставилась задача, дальше я был волен делать так, как считаю нужным.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Изгнание».
Были ли кадры с «Возвращения» постановочными или чаще приходилось ловить момент? Бывало по-всякому, и это было одинаково интересно. Ты как бы подглядываешь, наблюдаешь за жизнью, за процессом съемки, а окружающие этого не знают. В процессе работы людям не до осмысления того, что ты их фотографируешь. Есть такие постановочные кадры, когда и снимающий, и снимаемый знают об этом. Я вывел для себя термин — «постановочный репортаж». Когда снимаемый знает, что я его снимаю, но мы пытаемся всеми способами улавливать живые проявления. Есть и другие методы. Например, я могу утомить объект съемки до такой степени, что он уже перестанет обращать на меня внимание. И вот здесь-то все и начинается.
Я не считаю, что обработка компьютерными программами убивает искусство фотографии. «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Живопись становится не лучше и не хуже от того, выполнена ли она маслом, гуашью или тушью. Наверно, это можно делать, но это уже не называется фотографией в чистом виде. Ведь изначально она задумывалась как создание изображения путем нанесения слоев. Но вне зависимости от того, какой компьютерной программой человек пользовался, взгляд — его непосредственный, субъективный и только ему принадлежащий — остается. В фотографии до сегодняшнего дня было все. Абсолютно все. Носители, композиционные составляющие… Единственное, чего не было в фотографии, — не было вас. Поверьте в это — и у вас появится шанс на свои фотографии.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Устои мастеров пошатнулись, и это прекрасно. Потому что они сразу приободрились и подумали: «Да-а, что-то много молодежи, надо что-то такое придумать и сделать». Я думаю, что это и есть хорошая, здоровая конкуренция, которая даст хорошие и радостные для всех нас результаты. А фотография — это возможность в первую очередь поделиться своим впечатлением от этой жизни: то, что я вижу, слышу, осязаю, обоняю и т. д. Вдруг происходит у меня или же у другого человека озарение, и я путем технического средства фиксирую это состояние. Это не всегда удается, ибо то, что происходит в жизни, очень трудно передать фотографическими способами. Но все-таки человек пытается, мучается и у него что-то получается. Потом он это показывает, люди смотрят и думают: как хорошо! Для меня очень важно, чтобы человек, посмотрев на фотографию, не терял желания жить. А если он вдруг приободрится, независимо от того, что именно изображено на фотографии, если фотография поможет в этот момент жить, значит, она удалась! Мне совершенно не близок провокационный вид искусства, где обязательно нужно кому-то взрезать вены, нанести кровь на холст и произвести шоковое воздействие.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
К критике я отношусь по-разному. Если критика доброжелательная, если человек, называющий себя критиком, вовлечен в сотворчество, следит за творчеством и его изменениями и развитием, желая, чтобы человек, которого он критикует, сделал правильные выводы, обратил внимание на то или иное, что указывает критик, и предпринимает попытки для достижения того или иного, то это хорошо. К сожалению, часто бывает критика оскорбительная и голословная. Необоснованно, недоказательно, неубедительно и недоброжелательно. Если же человек высказывается доброжелательно, с надеждой на какую-то помощь, к такой критике я отношусь с радостью, потому что человек болеет и ратует за меня.
Я считаю, что особых секретов мастерства нет. Мне кажется, секрет в каждом из нас. Просто надо поверить в свою конкретику и уникальность. Не в том смысле, что «я — пуп земли и все на мне сходится», а в том, что «наверное, я для чего-то все-таки рожден на этой земле, мне может быть присуще что-то такое, что может быть не присуще какому-то другому человеку». Тогда, может быть, появится шанс сделать одну, две, три фотографии, которые, может быть, войдут в то сонмище фотографий, которое создано на всей Земле. Представляете, сколько людей фотографируют? Смысл в том, чтобы попытаться найти себя и остаться самим собой. Соотносясь с миром, попытаться рассказать то, что тебя действительно тревожит. В этом и есть секрет — фотографировать то, что тебя действительно трогает и волнует.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Изгнание».
Что такое профессиональная фотография — я для себя ответа не нашел. Более того, я поддерживаю любительское начало в фотографии. Я и себя считаю любителем, чуть-чуть продвинутым только потому, что иногда беру какие-то заказы и, выполняя их, получаю за это деньги. Соответственно, именно поэтому меня можно назвать профессиональным фотографом. Корень слова «любительство» — «любить». Я знаю то, что мне любится. Не по заказу какого-нибудь издания или редакции, а потому, что мне этого очень хочется. Я еще не умею выставлять правильно экспозицию, брать тип пленки или еще чего-то, но мне очень хочется это сфотографировать. Я останавливаюсь во времени и пространстве, выбираю тот объект, который меня влечет, и начинаю вокруг него искать нужный ракурс. Трачу на это большое количество времени и пленки и в результате, даже еще ничего не умея, я получаю что-то такое, что показываю потом моей жене, и это отвечает моменту и настроению. Потом, со временем, я научусь быстрее реагировать, правильно выбирать более точный и нужный ракурс, находить нужную точку, тратить меньше пленки и времени, и, возможно, рано или поздно я стану человеком, который будет снимать то, что ему любится и хочется, получать за это деньги и чувствовать себя совершенно счастливым.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
В фотографии есть удивительная возможность — не говорить. Ты забираешь что-то от того мира, который видишь, каким-то образом в себе преломляешь и ретранслируешь. Человек — другой, с другими чувствами — смотрит на фотографию и видит, возможно, совсем не те смыслы, которые ты для себя вкладывал.
Фотографируя на съемочных площадках, я не ставил перед собой задачу фиксировать момент, делать репортажную фотографию. Я пытался делать то, что мне хочется. Скажу одно: очень приятно работать в такой компании, потому что работа фотографа в кино обусловлена очень интересными моментами. Ты вроде бы снимаешь то, что уже отобрано и режиссером, и оператором, и художником — командой талантливых людей. И у тебя есть то, что запечатлеет эти мгновенья. Но сложно потому, что нужно найти что-то свое. Нельзя же ставить камеру под штатив кинокамеры и фиксировать те же моменты.
Фото Владимира Мишукова со съемок фильма «Возвращение».
Кинематографическая фотография: когда фото — это параллельный мир — Российское фото
Кинематографическая фотография:
когда фото — это параллельный мир
20 декабря 2019
После прочтения заголовка задаётесь вопросом, что может объединять кино и фото? Сейчас всё объясним. Во-первых, их объединил в своём творчестве фотограф Сергей Спирин — все его серии рассказывают проникновенные истории, будто сошедшие со страниц книг или потрёпанных чёрно-белых снимков. А во-вторых… Прочтите лучше интервью с этим талантливым фотохудожником и победителем конкурса 35AWARDS в номинации «Постановочное фото», в котором вы найдете ответы на все свои вопросы.
— Сергей, какова, по вашему мнению, взаимосвязь фотографии и киноиндустрии?
— Это очень близкие друг другу виды изобразительного искусства, которые подчиняются одним законам фиксации изображения, композиции, а также часто ставят перед собой одну цель — рассказать историю!
— Есть ли фотографы, работающие в жанре кинематографической фотографии, которые вам близки по духу? А кинорежиссеры?
— Безусловно! И если опираться здесь на ключевые принципы, такие как история, подлинность чувств, гармония содержания и характерность цвета, то можно выделить из западных фотографов Elle May, Peter Lindbergh, Paola M. Franqui. Среди наших коллег это Дмитрий Рогожкин, Игорь Сазонов, Мария Илмаз, Сергей Сараханов, Елена Шумилова. И это неполный список тех, кто, несмотря на некоторые жанровые отличия, транслирует нам в своих работах ту самую эстетику кино.
— Глядя на ваши работы, понимаешь, что процесс создания кинематографической фотографии непрост. Ваши снимки можно описать таким словом, как «естественность». Какие этапы претерпевают ваши фотопроекты?
— Вы правы! И кстати, одна из первых фраз, адресованная слушателям моих мастер-классов, звучит так: «Друзья, вы и не представляете, во что ввязались!»)) Ведь для того чтобы добиться в постановочной фотографии естественности и правды, необходимо преодолеть часто непростой подготовительный период (или pre-production на языке кино). Вначале ты несколько недель вынашиваешь идею, разрабатываешь сценарий и собираешь референсы. Далее, когда замысел получил очертания, начинается поиск подходящих по типажу и фактуре исполнителей, локаций, костюмов, реквизита. И наконец, в определенный момент ты понимаешь, что для воплощения задуманного одному здесь не справиться, и начинается поиск команды единомышленников, экспертов в своей области. Но поверьте, несмотря на все сложности, это того стоит!
— Ваши фотографии — параллельный мир, в который невозможно не окунуться с головой. Ты будто внезапно оказываешься в прошлом веке, становишься прохожим на немецкой улочке и видишь, как брутальный барбер сбривает бороду своему клиенту топором. Или сидишь на скамейке и смотришь, как советские мальчишки во дворе играют в настольный футбол. Как вы добиваетесь такого эффекта присутствия?
— Думаю, все дело в том, что я люблю то, что снимаю! Люблю возвращаться в первую половину XX столетия, люблю слушать джаз, изучать фактурных, курьезных персонажей и английский стиль, люблю романтику, сентиментальность и наивность во всем. Кроме того, часто сюжеты моих проектов — это либо воспоминания из детства, либо подсмотренная жизнь на старых жанровых фотографиях. Я могу часами изучать такие работы, в которых часто заключен целый мир, и ты можешь ясно себе представить все, что было до и будет после изображенного на них момента! А еще я очень люблю иногда просто остановиться и понаблюдать за случайными прохожими, внимательно изучая естественные модели поведения.
— Ждать ли нам киноленту от Сергея Спирина?
— Ждать!) И надеюсь, что очень скоро! Все мои усилия сейчас направлены на это! И, между нами, есть уже один сценарий для дебютного короткого метра! Даст бог, все получится!
— Несколько советов начинающему фотографу от Сергея Спирина.
— Минимум по 15 минут в день развивайте свою насмотренность. Живопись, кино, художественная реклама, фотография способны невероятным образом повлиять на ваш вкус и, как следствие, содержание ваших работ! И самое главное — время от времени снимайте бесплатно, для души! Ведь только в полной свободе ты действительно можешь творить и тем самым познавать свои истинные возможности!
— Какую фототехнику вы используете в своей работе?
— На сегодняшний день большинство задач я решаю с помощью Canon 5D MARK IV и двух объективов: 35 1.4L и 85 1.2L.
— Как рождаются идеи для ваших проектов и что вас вдохновляет?
— Жизнь во всем ее многообразии. Часто источником вдохновения могут стать проливной дождь, марионетка, старый дедушкин велосипед, случайная музыкальная композиция по радио и, конечно, люди.
— Как относитесь к аналоговой фотографии? Экспериментировали ли вы с ней?
— Это для меня пока неизученная, но невероятно вдохновляющая тема. Сам я — ребенок цифровой эры, и аналоговых камер, можно сказать, в руках не держал. Но с предвкушением жду случая, когда смогу позволить себе немного отдохнуть от суеты и просто насладиться ощущениями от запечатленного на кусочке пленки бесценного момента!
Website: https://sergeyspirin.com/bio
Instagram: https://instagram.com/sergey_spirin
ВКонтакте: https://vk.com/sspirin
Фотография и кино · Фотография и кино
Фотография и кино · Фотография и кино
- Предыдущий
- Следующий
Видеообзоры продуктов
-
Распродажа
Рукоятка камеры с пистолетной рукояткой P&C (1 шт.)
20,00 $$13,99
-
Распродажа
СКЛАДНОЙ ЖК-ВИДЕОИСКАТЕЛЬ CVF-1 для экрана камеры 3,0″ 3,2″
35,00 $29,99 долларов США
-
СОФТБОКС D-FUSE ТРАПЕЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИЛИНДР
49,99 долларов США
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра Osmo Pocket Kit
44,99 $$34,99
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра MKIII с комплектом зажимов Osmo Pocket Clip
84,99 $$64,99
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра
39,99 $29,99 долларов США
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра MK III
79,99 $$53,99
-
Распродажа
Тактическая ручка
45,00 $$34,99
-
Распродажа
Комплект грузового пояса MogoCrane
79,95 $59,95 долларов США
-
Распродажа
Kamerar PAN-100 Рельсовая направляющая
249,95 $19 долларов9,95
-
Складной отражатель 5-в-1
$35.
00
-
Распродажа
Инструмент для аварийного спасения Ztylus Stinger
21,95 $19,95 долларов США
-
Тонкий пенал Apple
$34,95
-
Kamerar Fluid Motion Slider
249,99 долларов США
-
Распродажа
Удлинитель дубинки для DJI OSMO/OSMO+
110,00 $59,99 долларов США
-
Софтбокс D-Fuse DF-1L
$39,99
-
Софтбокс D-Fuse для Aputure Amaran
$390,99
-
Софтбокс D-Fuse DF-1M
$39,99
-
Honu v2.0 с комплектом держателя стержня
165,00 долларов США
-
Распродажа
Видеокамера танка ТК-3
230,00 $$89,99
-
Видеокамера GB-3 GearBox
$180.00
-
Комплект ЖК-видоискателя QV-1
200,00 долларов США
-
Видеокорзина Honu v2.
0 Gh4/Gh5 и Sony A7/A7r
$150.00
-
Матовая коробка MAX-1 с пончиком
195,00 долларов США
-
Универсальный ЖК-видоискатель VF-4 + комплект удлинительного кронштейна
$110.00
-
Распродажа
Тележка-слайдер SD-1
154,99 $139,99 долларов США
-
Распродажа
Видеокамера S-47, слайдер 47 дюймов
159,99 $$60.00
-
Распродажа
11-дюймовый прочный фрикционный рычаг
70,00 $$39,99
-
Распродажа
Комплект наплечной оснастки PR-1 Prime Video
296,00 $$264,99
Фотография и кино · Все продукты
Фотография и кино · Все продукты
- Дом
- Все продукты
-
Пистолетная рукоятка P&C
$59.
00
-
Распродажа
СКЛАДНОЙ ЖК-ВИДЕОИСКАТЕЛЬ CVF-1 для экрана камеры 3,0″ 3,2″
35,00 $29,99 долларов США
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра Osmo Pocket Kit
$44,99$34,99
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра MKIII с комплектом зажимов Osmo Pocket Clip
84,99 $$64,99
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра
39,99 $29,99 долларов США
-
Распродажа
Крепление для кинотеатра MK III
79,99 $$53,99
-
Распродажа
Тактическая ручка
45,00 $$34,99
-
Распродажа
Игровая ручка Power Bank ORCA 10000 мАч для всех смартфонов
69,95 $$21.00
-
Распродажа
MogoCrane Комплект грузовых поясов
79,95 $59,95 долларов США
-
Сумка для переноски Speed Sling
$24,99
-
Распродажа
Сменный очиститель ЖК-дисплея OnSlot Hot Shoe
29,95 $$5.
00
-
Распродажа
Kamerar PAN-100 Рельсовая направляющая
249,95 $199,95 долларов США
-
Складной отражатель 5-в-1
$35.00
-
Переключатель 6 для iPhone 7 Plus / 8 Plus
$34,95
-
Комплект серии Revolver Lite для iPhone 7 Plus
29 долларов0,95
-
Распродажа
Инструмент для аварийного спасения Ztylus Stinger
21,95 $19,95 долларов США
-
Ремни для софтбоксов D-Fuse
$15.00
-
Ползунок Kamerar Fluid Motion
249,99 долларов США
-
Ручка из сплава
$12.00
-
Распродажа
Адаптер оси Z для удлинителя дубинки
29,99 $$24,99
-
Распродажа
Софтбокс D-fuse Para
279,95 $79,99 долларов США
-
Пенал Apple
24,95 доллара США
-
Белый софтбокс D-Fuse
$35.