Фотографии наппельбаума: 10 лучших портретов Моисея Наппельбаума

Лучшие фото Наппельбаума выставили в Музее современной истории России

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

14.04.2021 19:03

Поделиться

Лучшие фото Наппельбаума в Музее современной истории России

Андрей Васянин

При имени фотографа Наппельбаума многие могут вспомнить Ленина анфас с хитрым прищуром. Или Дзержинского в фуражечке. За Наппельбаумом, чьи портреты вождей революции печатались в советских учебниках истории, тянулась стойкая репутация фотографа официального, «правительственного». Не всякий мог разглядеть за этим шлейфом художника. А выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум», открывшаяся в Музее современной истории России, как раз об этом. О творчестве мастера — оригинального, разнообразного, открывшего перед фотографией новые горизонты.

Открывается выставка с обнаженной натуры: «Ню и ретушь», «Ню со спины» — особая техника печати словно переносит тонкие женские тела с фотобумаги на гравюру. Эти работы демонстрировались на первой выставке Наппельбаума в Санкт-Петербурге в 1918-м — наряду с жанровыми фото и портретами исторических деятелей. В том же году по заданию председателя ВЦИК Свердлова он организует Первую Государственную фотографию — и начинает работать над галереей советской элиты.

— Его не зря сравнивают с Рембрандтом, — говорил на вернисаже куратор выставки известный фотограф Виктор Горячев. — Он одним из первых начал работать с единственным источником света, но никогда не высвечивал людей в лоб, у него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет.

Как, скажем, режиссер Григорий Козинцев на фото начала 30-х: лицо анфас вплывает к зрителю из полумрака, черты лица частью еще скрыты, частью вот-вот появятся перед зрителем… Стиль Наппельбаума, действительно картинный, выросший из передвижнического портрета, укладывался как влитой в консервативный художественный вкус большевистского руководства. И оттачивался, превращая фотографа в мастера психологических изображений. Похожий на киногероя Зиновьев, томная Лариса Рейснер, решительный Луначарский в пенсне с заметно большими диоптриями, Бонч-Бруевич, по-чеховски подпирающий рукой подбородок, по-крестьянски прищуривающийся в объектив Лысенко. Тут же Ленин с Дзержинским, входящий в свет Берия начала 30-х в украинской свитке с неаккуратно завернувшимся воротничком. На выставке нет ростового портрета Сталина в белом кителе — портрет будущему вождю очень нравился, что и спасло Наппельбауму жизнь в 30-х, но есть несколько крупных планов вождя, тоже не из числа шаблонных.

— Он видел в человеке суть и умел вступать со своими героями в быстрый контакт, — говорит хранитель коллекции Наппельбаума его внук Эрик Львович. — Посмотрите — все же герои мысленно, глазами разговаривают с вами.

А Надежда Константиновна Крупская, судя по недобро суженным глазам, ими ругается. Наппельбаум требовал от своих героев полного подчинения, а вдова Ильича, не успевал он, усадив ее как надо, вернуться к аппарату, меняла положение. И так раз за разом. Пока мастер не сказал ей, 70-летней: «Деточка, не балуйтесь!» Она послушалась.

Его не зря сравнивают с Рембрандтом… У него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет 

На выставке множество отысканных Эриком Львовичем в архиве деда и прежде не выставлявшихся работ, например, групповое, поставленное Наппельбаумом, его фото с учениками, по композиции вызывающее ассоциации с сюжетом Тайной вечери. Герои снимка будто бы движутся и лишь на секунду замерли перед объективом — Наппельбаум был мастером рассадки не в меньшей степени, чем в работе со светом.

Он снимал до середины 50-х, в галерее портретов советских писателей и ученых вдруг встречаешь юного Мстислава Ростроповича с виолончелью, начинающую актрису Театра Советской армии Людмилу Касаткину, послевоенного Сергея Образцова… Напротив висит знаменитое изображение Анны Ахматовой 20-х годов. Все та же единственная лампа, четко очерченный профиль, нос с горбинкой. Действительно — портрет-камея, как назвал его Наппельбаум.

Российская газета — Федеральный выпуск: №81(8432)

Поделиться

Актуальное искусствоРГ-ВидеоРГ-МЕДИАРГ-Фото

Гений фотопортрета Моисей Наппельбаум

Эти фотографии знакомы нам детства — классические, хрестоматийные, а автор у них один! Это классик портретной фотографии, оставивший нам лица великих, тех, кто жил в его время — Моисей Наппельбаум.


Моисей Соломонович Наппельбаум (1869–1958) родился в Минске. В возрасте 14 лет начал работать в фотоателье Боретти. Поступив туда на должность ученика копировщика (человека, который печатал снимки), Наппельбаум затем работал ретушером и, наконец, через три года освоил профессию фотографа. Покинув Минск в 1888 году, работал фотографом в Смоленске, Москве, Козлове, Варшаве, Вильнюсе, Одессе, Евпатории, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 1895 году открыл в Минске собственное фотоателье.

Моисей Наппельбаум


В 1910 году Моисей Наппельбаум с женой Розалией принимают православие и получают разрешение переехать в Санкт-Петербург. Там Наппельбаум сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей искусства. В 1912 году Наппельбаум открывает собственный фотосалон на Невском проспекте. На шестом этаже дома номер 72 располагалась квартира, где в шести комнатах жила семья Наппельбаума, а три комнаты занимала студия. В это время растет слава Наппельбаума как мастера фотопортрета.

Александр Блок и Корней Чуковский. 1921


Продолжает свою работу Моисей Наппельбаум и после революции. 31 января 1918 года в Смольном Моисей Наппельбаум сделал фотографию Ленина. Этот портрет стал классическим. В 1919 году он переезжает в Москву, где в здании гостиницы «Метрополь» открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Также он открыл ателье на углу Петровки и Кузнецкого моста, сохранив при этом и фотостудию в Петрограде. В том же году по распоряжению Луначарского в Аничковом дворце проходит первая отчетная фотовыставка Наппельбаума, которая означает признание фотографа наравне с художниками.

Александр Блок. 1921


В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей.

Александр Блок


Умер Моисей Наппельбаум в Москве 13 июня 1958 года.


Чем знаменит


Выдающийся мастер фотографического портрета, сумевший поднять ремесло фотографа на высоту искусства. Он отказался от считавшейся нормой в начале XX века съемки с тремя источниками света и предпочитал снимать всего с одним источником, получая известное из истории живописи «рембрандтовское освещение». Люди в работах Моисея Наппельбаума обычно сняты без дополнительных аксессуаров, без предметов фона. Художественный образ создается за счет композиции кадра и освещения. Наппельбаум применял живописные кисти для обработки негатива в процессе проявки («наппельбаумская ретушь»).

Анна Ахматова. 1920


Иногда Наппельбаум работал в редкой технике печати, которая называется гуммидрук. По его описанию, «бумага покрывается гуммиарабиком, смешанным с типографской краской. Затем она высушивается и сенсибилизируется особым раствором. Потом бумагу вторично сушат и на ней печатают контактно, прямо с негатива, без увеличения. После этого отпечаток обмывается горячей водой с древесными опилками. Струя горячей воды с опилками снимает краску в белых местах, не пропечатавшихся из-за непрозрачности негатива; прозрачные же места негатива остаются темными. <…> световые пятна дают полную иллюзию гравюры, офорта». В результате фотопортрет получается похожим на рисунок сделанный от руки углем или сангиной.


О чем надо знать


В начале 1920-х годов в литературных кругах Петрограда были известны «Понедельники у Наппельбаумов», вечера, которые устраивали старшие дочери Моисея Наппельбаума Ида и Фредерика. Там бывали Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Николай Тихонов. Из Москвы туда приезжал Борис Пастернак. Наппельбаумом был издан один выпуск литературного альманаха «Город». Ида и Фредерика Наппельбаум были ученицами Николая Гумилева в поэтической студии Дома искусств. Собирался поэтический кружок Гумилева «Звучащая раковина» и непосредственно в фотоателье Наппельбаума. Многие сделанные Моисеем Наппельбаумом портреты — ценные исторические документы. На них изображены деятели советского государства, ученые, поэты, писатели, актеры и другие.



Анна Ахматова. 1924



Б.Л. Пастернак. 1934



В.Э. Мейерхольд. 1932



Максимилиан Волошин. 1920-е



Михаил Зощенко. 1924



Николай Гумилев. 1910-е.



Осип Мандельштам. 1920-е



Сергей Есенин. 1910-е.



Сергей Есенин. 1919



Сергей Есенин. 1924

Фаина Раневская. 1928


По материалам Полит.ру

Портрет Иосифа Сталина (1879-1953) работы Наппельбаума, Моисея Соломоновича (1869-1958), 1924. Серебряно-желатиновая фотография. Русский…

[]



Ваш текущий выбор

Актив(ы)
Ресурсы

модальный-турбо#открытый»
title=»Добавить выделение в лайтбокс»
>

актив—актив-электронная торговля#addSelection»
data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection»

title=»Добавить в корзину»
>

Портрет Иосифа Сталина (1879-1953) работы Наппельбаума, Моисея Соломоновича (1869-1958), 1924. Серебряно-желатиновая фотография. Российский государственный кинофотоархив, Красногорск Наппельбаума Моисея Соломоновича (1869-1958)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»FIA5406207″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»in_copyright»,»item_category3″:»стандарт»,»item_category4″:»nappelbaum_moisei_solomonovich_1869_1958″,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»portrait_of_Joseph_stalin_1879_1953_par_nappelbaum_moisei_solomonovich_1869_1958_1924_silver_gelatin»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.



Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов

Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Отфильтровать регионВеликобританияГерманияФранцияИталияСША——————-АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ее зеговинаБотсвана Остров БувеБразилияБританская территория в Индийском океанеБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-Д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГермания ГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-бисауГайанаГаитиОстров Херд и МакдональдсСвятой ПрестолГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиЙорданияКазах станКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая РеспубликаКорея, Республика КувейтКыргызстанЛаосская Народная Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская РеспубликаМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонтсеррат МароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатар РеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮг АфрикаЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТуркменистанТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияUni ted Штаты Малые отдаленные острова США УругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение
число
ФИА5406207
Титул
Портрет Иосифа Сталина (1879-1953) работы Наппельбаума, Моисея Соломоновича (1869-1958), 1924. Серебряно-желатиновая фотография. Российский государственный кинофотоархив, Красногорск
Художник

Наппельбаум, Моисей Соломонович (1869-1958)
/ Русский

Местоположение

Российский государственный кинофотоархив, Красногорск

Фото предоставлено
Фото © Fine Art Images / Bridgeman Images

Нажмите, чтобы получить предложение, соответствующее вашим требованиям

Наличие

Размер [пиксели] Размер в 300 dpi [мм] Размер файла [МБ]
Большой 3399 × 4724 пикселей 288 × 400 мм 1 МБ
Средний 737 × 1024 пикселей 62 × 87 мм 1 МБ

Наппельбаум био

био

Моисей Соломонович (Моисей) Наппельбаум

Книжный дизайн – это искусство соединения содержания, стиля, формата, дизайна и последовательности различных компонентов книги в единое целое. По словам Яна Чихольда, «методы и правила, которые невозможно улучшить, разрабатывались веками. Чтобы создавать совершенные книги, эти правила должны быть возвращены к жизни и применяться».
Предисловие или предварительные сведения — это первый раздел книги, обычно самый маленький по количеству страниц. Подсчитывается каждая страница, но номер фолио или страницы не указывается и не печатается ни на страницах дисплея, ни на пустых страницах.

Когда ему было 15 лет, мать забрала его из школы и устроила подмастерьем к известному минскому фотографу Осипу Боретти. Первоначально его функцией было копирование готовых фотографий, но очень скоро ему поручили помогать с проявкой и ретушью, навыками, которые он сохранил на всю жизнь и время от времени использовал до конца своей жизни. Его проницательность и рассудительность произвели впечатление на владельца, и Наппельбауму доверили фотографировать клиентов самостоятельно. Но в 19В 87 лет Боретти закрыл свою студию, а Мозес Наппельбаум отправился в путешествие по России в поисках новой работы в приобретенной области. Это приводит его к разным фотографам в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Варшаве, Вильно и Евпатории. За время этого скитания он приобрел много нового опыта и понимания, но так и не нашел места, где будут делать фотографии, о которых он уже мечтал. Он решил резко расширить масштабы своих поисков и в 1980 году вместе со своим старшим братом эмигрировал 1890 в США. Первоначально он пытался воспроизвести свой план игры в России, ища работу с уже известными фотографами и фотопредприятиями, сначала в Нью-Йорке, а затем в Филадельфии и Питтсбурге. Он был недоволен той работой, которую ему удалось найти, и решил начать работать на себя. Вместе с напарником начал работать арендодателем на предприятиях, выбравших фотосъемку всего персонала как в группах, так и индивидуально. Параллельно он занялся изготовлением значков местных знаменитостей для массового распространения, в основном в качестве дополнения к рекламе. Позже в Советской России он воспользуется этими новыми навыками.

Он хорошо зарабатывает и даже умудряется откладывать, но не может рассматривать свои нынешние занятия как ремесло, к которому стремился. Накопив достаточный стартовый капитал, Моисей Наппельбаум вернулся в Минск в 1895 году. Там он устроил сначала фотографический павильон, а затем и полноценную фотостудию на улице, славившейся лучшими в городе фотографиями. Впервые он смог обустроить свою рабочую обстановку по своему вкусу. Он смоделировал его как высококлассное художественное ателье с элегантной мебелью и копиями известных художников в приемной. В то же время он начал экспериментировать со стилем фотографии, отправляя (и с успехом) свои работы на различные выставки, в том числе и за границу, и заявляя о своем понимании места фотографии в изобразительном искусстве. Он стал очень успешным, хорошо зарабатывает, у него большая семья (три дочери и сын), ему уже за сорок. Но его творческое развитие было сильно ограничено ожиданиями старой клиентуры, не готовой к творческим новшествам. И снова он выбрал новый уход. Ему удалось накопить на другой стартап, и в 1910 без какой-либо заранее подготовленной точки опоры со своим шестилетним сыном в пятке, он уезжает в Санкт-Петербург в поисках новых достижений.

В Санкт-Петербурге Моисей Наппельбаум, как обычно, начинает с поиска работы у уже известного фотографа. Однако сейчас он очень опытный профессионал с полным портфолио своих работ. И в любом случае эти работы с самого начала воспринимаются как временные; он знает, что рано или поздно у него будет своя мастерская и что только там он сможет осуществить свои стремления. В эти промежуточные годы он работает у нескольких известных фотографов, но у каждого из них не очень долго. Каждый раз владелец настаивает на том, чтобы Наппельбаум просто делал то, что делает владелец, и недоволен, когда Наппельбаум делает то, что считает нужным. Только в 1914 Наппельбаум находит то, что искал — свое личное фото в самом центре Петербурга, на Невском проспекте, 72, где ему удалось арендовать весь 6 этаж красивого здания. Там из девяти комнат три (в том числе холл площадью 49 кв. м) были отведены под его фотостудию, а остальные — под квартиры для семьи, которые он успел перевести из Минска.

В очередной раз Наппельбаум обустраивает свою новую мастерскую нестандартным способом, как сильно улучшенная версия его минской мастерской с шикарной мраморной лестницей, ведущей к стильно обставленной рецепции и необычно оборудованному огромному фотозалу, где Наппельбаум использует свой уникальный подход к предметной световой экспозиции.Но самое главное, очень скоро, эта фотостудия превратилась в значимое общественное мероприятие — место, куда нужно было прийти, чтобы сфотографироваться.Постоянно растущий спрос был настолько высок, что каждое лето Наппельбаум начал переносить свою студию в павильон в Королевском летнем пригороде. легенда гласит, в 1916 января у него была возможность сфотографировать двух королевских принцесс, и королевская семья одобрила их. Было несколько разговоров о дополнительных фотосессиях, но они так и не состоялись, и Наппельбаум очень скоро счел разумным забыть обо всем этом.

Ключевой чертой такого успеха было, пожалуй, сотрудничество Наппельбаума с еженедельником «Солнце России» – так сказать, «The New Yorker» для российской среды того времени. В этом еженедельнике Наппельбаум регулярно публиковал фотопортреты выдающихся деятелей искусства и культуры и свои «фотокартины», начав таким образом пожизненную «историю любви» с творческими слоями страны. Не менее важно и то, что в 1916 он начал делать и публиковать многочисленные фотографии ведущих политиков со всех сторон, охватывая большую часть делегатов II и III Думы. Он фотографировал Брешко-Брешковскую, Спиридонову, Плеханова, Сазонова, Церетели, Керенского, генерала Корнилова и других, сыгравших существенную роль в русской революции.

Участие Наппельбаума в дореволюционной политической фотографии сыграло решающую роль в его дальнейшем развитии. Эти фотографии заставили Луначарского (ответственного за образование, науку и искусство в первом советском правительстве) пригласить Наппельбаума в 1919 году.18 сфотографировать Ленина для массового распространения с целью ознакомления населения России с образом Главы государства. Фотопортреты Ленина пользовались большим успехом, утверждались, тиражировались десятками и распространялись по всей стране.

На волне этого свершения Наппельбаум написал Свердлову (как Председателю ВЦИК — в те дни приравненному к должности Президента) письмо, в котором высказал мысль о желательности создания государственный фотошоп. Там, думал он, будут фотографировать государственных сановников для всеобщего обозрения. Идея понравилась, и Свердлов поручил Наппельбауму организовать и управлять такой студией и назначил его фотографом ВЦИК (он был единственным человеком в истории России, занимавшим такой пост). Наппельбаум согласился и открыл такой магазин параллельно своей личной мастерской, где продолжал работать на себя.

В конце 1918 года Луначарский предоставил в распоряжение Наппельбаума Аничков королевский дворец для проведения там своей персональной выставки. Было выставлено около 250 фотографий, причем только половина из них были портретами как таковыми. Остальное — его «фотокартины», постановочные композиции жанрового характера, его эксперименты с обнаженной натурой, человеческими формами, движениями и жестами. Отдельный раздел был посвящен портретам видных политических деятелей, считавшихся уже тогда контрреволюционерами, таких как Лавр Корнилов, Керенский, Церетели и др. В предисловии к каталогу выставки Наппельбаум описал как манифест свое видение превращение фотографии из простого средства визуальной записи в инновационное средство для новой главы в творческом изобразительном искусстве.

В то же время советское правительство решило переехать из Петербурга в Москву, и в 1919 году Наппельбаум и его мастерская были приглашены последовать их примеру. Ему были предоставлены помещения (как для квартиры, так и для мастерской) в Первом общежитии Коминтерна (гостиница «Метрополь» до революции, а значительно позже стала гостиницей «Метрополь» и остается ею по сей день). На этой студии он в итоге сфотографировал практически всю политическую элиту того времени. В то же время было устроено, что он имел возможность почти еженедельно возвращаться в Санкт-Петербург, чтобы работать в своей частной мастерской и с частной клиентурой.

В конце 1920-х гг. была выполнена основная функция Государственного фотошопа — визуальное ознакомление населения с новой политической элитой. В то же время верхушка общежития «Метрополя» переселялась на свои квартиры в Кремле. Государственный фотошоп был удален, и Наппельбаум вернулся в Санкт-Петербург, чтобы время от времени возвращаться в Москву в ответ на вызов правительства.

Тем временем его старшие дочери поступили в поэтическое ученичество «Поющая ракушка», руководимое Николаем Гумилевым и связанное с акмеистической «Мастерской поэтов». Поэты «Серебряного века». На эти собрания приезжали и (по умолчанию) фотографировались самые видные деятели русской культурной жизни. В то же время мастерская Наппельбаума оставалась открытой для широкой пойдите туда, чтобы попросить его сфотографироваться.

Со временем эта жизнь на два фронта становилась все более и более напряженной, и в 1924 году Наппельбаум окончательно решился на переезд в Москву, тем более что его клиентура переезжала в Москву все больше и больше. Государство предоставило ему большую мастерскую в особняке Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого моста (Петровка, 5) и большую квартиру над ней.

Очень скоро его новая студия стала такой же популярной, как и предыдущая, и расцвела ее уникальная привлекательность для культурной среды Москвы. Его жизнь, казалось, достигла упорядоченности и стабильности. Он организует уроки фотографии, чтобы продвигать свое видение эстетики фотографии. В том же году Наппельбаум выставляет серию своих фотографий на Paris 9.0182 Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes и был награжден там Почетным дипломом. Точной записи о том, что он там выставлял, нет, но из прессы мы знаем, что две фотографии из этого набора, «Шейлок» и «Одиночество», относятся к его стилю «фотокартин» его ранней выставки

Тогда на ровном месте полная катастрофа. В 1930 году Народная государственная инспекция (вероятно, на основании частной собственности петербургской мастерской) лишила Наппельбаума и всю его семью гражданских прав, приказала выслать их из Москвы и запретила им работать в какой-либо государственной организации. По другой семейной легенде, судьба Наппельбаумов была решена личным звонком Максима Горького Сталину. Как будто чудом преследование остановилось и пошло на попятную. Наппельбаум остался в своем доме и в своей студии продолжал фотографировать видных политических деятелей и свою постоянную клиентуру.

В 1935 году, как бы в запоздалое, скрытое извинение за неудобства 1930 года, государство присвоило Наппельбауму звание Заслуженного художника России (первый и единственный повод для фотографов) и устроило ему вторую ретроспективную выставку. Шоу прошло на пике его профессионального успеха. Ожидается, что он покажет лучшие фотографии почти за полвека своей профессиональной жизни. Было 400 фотографий, что делает его самой обширной выставкой за всю историю. Но было ли оно настолько всеобъемлющим, как мы могли бы ожидать?

В отличие от первой выставки Наппельбаума, эта не была его частной выставкой — это была выставка, организованная государством для него и с ним. Таким образом, государственные органы должны были одобрить или отклонить фотографии, которые он мог попытаться выставить. Соответственно, было бы разумно предположить, что этот выбор не полностью отдавал должное всему наследию произведений искусства Наппельбаума к тому времени. Из книги воспоминаний Наппельбаума «От торговли к изобразительному искусству» можно сделать вывод, что на второй выставке на презентации 1918. А как же вся галерея корифеев Серебряного века, созданная в 20-х? Были ли они также сочтены слишком несоответствующими текущим ожиданиям, чтобы заслужить место на выставке? А как насчет его фотографий Троцкого, которые всего за пару лет до этого были напечатаны и распространены тиражами, сравнимыми с фотографиями Ленина? Или эта выставка не запоздала настолько, чтобы можно было показать портреты Бухарина, Мейерхольда, Есенина и многих других?

Сослагательное наклонение предыдущих заявлений связано с почти полным отсутствием данных о фактическом содержании этой выставки, для которой нет известного каталога или подробного описания. Эта неясность относится в равной мере и к портретам, которых там не было, и к тем, которые были на этой выставке. Предположительно, очень скоро большая часть его экспонатов была конфискована, уничтожена и изъята из публичного доступа вместе с сюжетами этих портретов. Выставку можно рассматривать как если не начало, то водяной знак долгого процесса перманентного истребления наследия Наппельбаума, который сопровождал его до самой смерти Наппельбаума и далее. Это во многом объясняет отсутствие конкретной даты на этой выставке, для которой даже каталог может быть столь же ядовитым, как и знание прототипов портретов в списке, и почему так мало фотографий в наследстве Наппельбаума, датированных 19 годом.30 й . Многие из этих портретов могут быть утеряны навсегда, другие чудесным образом появляются вновь, а некоторые обнаруживаются без подтвержденной атрибуции. Во всяком случае, даже невозможно оценить масштаб реального ущерба, нанесенного настоящему художественному наследию Наппельбаума.

С началом Второй мировой войны Моисей Наппельбаум и его сильно урезанная мастерская вместе с другими видными учреждениями искусства и культуры были эвакуированы сначала в Нальчик, а затем, с наступлением фашистских войск, в Тбилиси и, наконец, в город Тебриз в Иране. Там он и его мастерская продолжали работать и сделали множество портретов выдающихся деятелей науки и искусства Грузии и Армении.

В 1945 году Моисей Наппельбаум вернулся из эвакуации в Москву и обнаружил, что дом на Петровке, где находились его мастерская и квартира, был частично разрушен (а затем снесен) во время немецких бомбардировок. В качестве компенсации Правительство предоставило ему две комнаты в огромной коммунальной квартире на Большой Дмитровке, 8, где ему было разрешено построить в общем коридоре большие стеллажи из необработанных досок для размещения оставшегося архива, и помещение на улице Арбат (Арбат, 40). ) для своей новой студии. Эта мастерская мгновенно стала центром притяжения послевоенной творческой интеллигенции Москвы и всей страны. Эта новая студия моментально снова стала центром притяжения послевоенной творческой интеллигенции Москвы и страны в целом. Он продолжал снимать всех посетителей, которые приходили с этой целью в эту студию и много времени проводили по контрактам самых престижных культурных учреждений, таких как Академия наук, Союзы писателей, композиторов, Большой театр, Художественный театр, Малый театр, и т. д., которые были заинтересованы в создании галереи своих ведущих личностей.

В этот же период Моисей Наппельбаум нанял литературного секретаря и начал диктовать свои воспоминания, которые часто устно и гораздо интереснее и живее рассказывал своим гостям. Позже он попросил свою дочь, искусствоведа Ольгу Грудцову, превратить эти заметки в изданную книгу (к сожалению, она вышла из печати через несколько месяцев после его смерти) под названием «От ремесла к изобразительному искусству. Искусство портрета». «.

В 1946 году в Московском Доме ученых прошла очередная, третья ретроспективная выставка Наппельбаума. Там было показано двести картин, и в своих воспоминаниях он описал ее как определяющую, лежащую в основе всего периода его художественного развития. Между тем эту выставку вряд ли можно считать знаковой. Очень созвучно с наблюдениями, сделанными выше, она в первую очередь строилась вокруг его фотографий, сделанных незадолго до войны и сразу после ее окончания, с минимальным количеством картин с его первой выставки и еще меньшим количеством экспонатов с ретроспективы 19-го века. 35. Его последняя прижизненная ретроспектива состоялась в 1955 году.

В 1985 году семья Наппельбаум наконец-то убедила отца перестать каждый день ездить на работу к своей арбатской фотографии и перестать работать. Он начал быстро стареть и 13 июня 1958 года внезапно скончался во сне от остановки сердца. Через два часа от гипертонического криза скончалась его дочь Фредерика, поэтесса и профессиональный фотограф, прожившая с отцом почти всю жизнь.

В 1969 году в Доме журналистов прошла первая посмертная выставка Моисея Наппельбаума, организованная его сыном Львом Наппельбаумом. В 1970 часть этой выставки демонстрировалась в Московском Доме литераторов, переехавшим затем в ленинградский Дом литераторов, а другая часть — в ленинградский Дом архитекторов. В 2012 году в берлинской галерее Berinson прошла выставка «Моисей Наппельбаум. Портреты советской духовной среды». В 2014 году собрание произведений Наппельбаума, принадлежащее Алексу Лахману (Хельн), было показано в Еврейском музее в Москве. В 2019 году , по случаю 150-летия Наппельбаума в Минске была организована выставка его работ из собрания Александра Бородулина.В том же году эта выставка была показана в КГалерее на Фонтанке в Санкт-Петербурге.

С 1902 г. регулярно и с успехом экспонировал свои работы на выставках прикладного искусства во Франции и на Международной выставке прикладного и декоративного искусства в 1925 г. был среди победителей в разделе «Фотография». Также стоит отметить участие его работ в выставках «Москва — Париж» в 1981 г., «Москва — Берлин» в 1996 г. и выставке «Революция. Советское искусство 1917–1932 гг.» в Лондоне в 2017 г.

В 1958 г. книга воспоминаний о Наппельбауме «От ремесла к изобразительному искусству». Искусство портрета», которая затем выдержала несколько переизданий. В 1984 года американское издательство Ann Arbor выпустило сборник его фотографий «Моисей Наппельбаум. Наш век». В 1985 году в издательстве «Планета» вышла книга «М. Наппельбаум. Избранные фотографии». В 19987 году в издательстве «Советский художник» выходит фотокнига «Моисей Наппельбаум.