Дом потемкина на пречистенке: «Улица Пречистенка и ее обитатели»

«Улица Пречистенка и ее обитатели»

Выставка Государственного музея А. С. Пушкина посвящена старинной московской улице как единому памятнику истории и культуры, судьба которого на протяжении трех столетий была неразрывно связана и с историей города, и с историей России

Государственный музей А. С. Пушкина, 1 сентября — декабрь 2012
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых. Москва, ул. Пречистенка, 12

В Государственном музее А. С. Пушкина проходит выставка «Улица Пречистенка и ее обитатели», посвященная старинной московской улице как единому памятнику истории и культуры, судьба которого на протяжении трех столетий была неразрывно связана и с историей города, и с историей России.

  • Источник: пресс-релиз ГМП

За годы своего существования улица несколько раз меняла название. Впервые она была переименована царем Алексеем Михайловичем из Большой Чертольской в Пречистенку в 1658 году, так как вела к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Смоленской Божьей Матери, называемая Пречистой, и негоже этой дороге было называться болотным местом. После революции улица получила имя Кропоткинской в честь революционера-анархиста П. А. Кропоткина. С 1994 года улице вернули благородное название — Пречистенка.

Проходит выставка в одном из самых красивых особняков на Пречистенке — городской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, выстроенной в 1814–1816 годах в стиле «русский ампир» на месте пожарища 1812 года. В двадцатые годы XIX века дом славился гостеприимством на всю Москву — отобедать и потанцевать у «новых богачей Хрущёвых» съезжались многие московские старожилы. Со второй половины XIX века усадьба сменила несколько хозяев, пока в 1957 году здесь не получил окончательную прописку Государственный музей А. С. Пушкина. Историю дома выставка прослеживает через редкие фотографии, архивные документы, портреты хозяев, археологические находки.

Хотя ядром выставочной экспозиции является пушкинская эпоха (именно с первой половиной XIX века связано время расцвета улицы), хронологические рамки выставки более широки — от времен Чертолья до наших дней. В проекте принимают участие более 20 российских и московских музеев, архивов, организаций и частных собирателей. В таком объеме интереснейшие архивные материалы и экспонаты, касающиеся истории города и улицы, собираются на Пречистенке впервые. Многие из них представляются широкому кругу впервые.

В прологе выставочной экспозиции — история улицы и ее названия. В витринах выставки — артефакты, насчитывающее не одну сотню лет: древние фолианты, рукописи, городские планы, чертежи зданий… Немало бесценных документальных свидетельств московской истории представлено на выставку Российским государственным архивом древних актов. Вот, например, список Воскресенской летописи 1635 года — в ней красной киноварью неведомый писчий зафиксировал известие о «великом пожаре» в Москве, начавшемся от церкви Всех Святых в Чертолье. А вот подлинная рукопись 1523 года — духовная запись великого князя Василия Ивановича, подписанная митрополитом Даниилом, с обещанием в честь взятия Смоленска «поставити на Москве на посаде Девич монатырь, а в нем храм во имя Пречистые»…

В разделе, посвященном советскому периоду жизни Пречистенки, — интересные фотофакты и документы, связанные с грандиозными строительными проектам…

За историей начинается прогулка. По улице и во времени.

На выставке можно не только прогуляться по улице, но и заглянуть в окна ее домов!

Экспозиция выстроена в условном пространстве реальной улицы (с сохранением нумерации домов по обеим сторонам). Перед зрителем — фасады зданий, панорама Пречистенки в ее историческом развитии (автор художественной концепции и проекта выставки — заслуженный художник РФ Александр Конов). За окнами домов — выставочное пространство: зрители, как в известной песне, могут «под окнами гулять» и «как книгу их читать»…

Сюжетные фрагменты в нишах прослеживают изменения архитектурного и духовного облика улицы в течение нескольких сот лет, знакомят с тем, кто жил и творил здесь в этом время, — с пречистенскими адресами связаны имена писателей и поэтов А. Пушкина, И. Тургенева, С. Есенина, М. Булгакова, Б. Пастернка; композиторов Н. Римского-Корсакова, Л. Половинкина, А. Гольденвейзера; художников В. Сурикова, И. Левитана, И. Крамского, М. Врубеля…

Особый акцент выставки сделан на вещах, которые когда-то «жили» на этой улице — в интерьерах знаменитых домов, в обиходе у именитых хозяев, — портретах, фотографиях, предметах быта. .. Волею судеб рассеянные по Москве, они хоть на время, но вернулись на родную улицу, чтобы рассказать нам что-то интересное. Ведь на Пречистенке что ни дом, то история — переплетение судеб, человеческие драмы, невероятные совпадения, трагические события века…

Вот лишь некоторые ее адреса.

Пречистенка, 7. Прямо напротив усадьбы Музея А. С. Пушкина — дом, который в пушкинское время принадлежал В. А. Всеволожскому, отцу Никиты Всеволожского, приятеля поэта, вместе с которым они немало «куролесили». В пожаре 1812 года роскошная усадьба серьезно пострадала и полностью восстановить ее так и не удалось. В 1867 году дом, перейдя в руки купца М. В. Степанова, был перестроен в духе псевдоклассицизма. В 1872–1877 годах здесь временно размещался вновь созданный Политехнический музей. Чему же дивились полтора века назад горожане? Какие диковинные устройства и гениальные изобретения им показывали? Это можно увидеть сегодня на выставке «Улица Пречистенка и ее обитатели». 25 экспонатов той самой, первой экспозиции Политеха выставлены вновь на широкое обозрение…

А дом № 7, после того как Политехнический музей переехал в специально отстроенное здание на Лубянке, был выкуплен военным ведомством, в нем разместился штаб Московского военного округа. В 1917 году особняку пришлось стать свидетелем и жертвой страшной драмы русского народа: за овладение «оплотом белых» красные вели многодневный, жестокий бой…

  • Портрет Екатерины Александровны Архаровой
    Источник: пресс-релиз ГМП

Пречистенка, 16. В начале XIX века дом был знаменит своим гостеприимством. До 1815 года здесь жила семья Ивана Петровича Архарова, генерала от инфантерии, военного губернатора Москвы. Хозяйка — Екатерина Александровна (урожденная Римская-Корсакова), знатная и весьма уважаемая в свете кавалерственная дама, до конца жизни придерживалась старомодных и строгих правил. Правда, при этом любила вкусно поесть, поиграть в карты и посплетничать — как многие московские статс-дамы елизаветинской поры, она знала «все и про всех». Родственные связи признавала до едва заметных степеней и всегда покровительствовала тем, кто умел счесться с ней родством или свойством. Была дружна с матерью Пушкина…

На выставке представлен замечательный портрет из коллекции музея А. С. Пушкина: художник запечатлел Архарову уже в преклонном возрасте, но характер влиятельной дамы — налицо…

С конца 1820-х дом принадлежал И. А. Нарышкину, дяде Натальи Николаевны Гончаровой и ее посаженному отцу на свадьбе с А. С. Пушкиным. Его миниатюрный портрет из коллекции ГМП иллюстрирует эту страницу истории дома.

В 1865 году усадьбу приобрели серпуховские фабриканты Коншины, при них она дважды перестраивалась. После революции в ее роскошных интерьерах обосновался Дом ученых, который и поныне остается бережным хозяином исторического дома.

Пречистенка, 17. В 1770-х годах усадьба принадлежала Николаю Петровичу Архарову, легендарному персонажу екатерининских времен, родному брату военного губернатора, жившего напротив. Старший из Архаровых, он прославился на всю Россию, будучи обер-полицмейстером Москвы. О его феноменальных способностях раскрывать преступления ходили легенды. Сама императрица доверялась ему в делах государственной важности. Знаменита история розыска иконы в серебряном окладе с драгоценными камнями, пропавшей из домовой церкви Зимнего дворца. Для Екатерины эта икона Толгской Божией Матери была настоящей реликвией — она открыла ей путь на русский трон: именно ею благословила Елизавета Петровна юную Екатерину на брак с Петром III. Найти икону было делом великой важности. Поручив расследование дела Архарову, Екатерина не ошиблась, уже на следующий день тому удалось найти семейную реликвию. На императорской службе Архаров снискал репутацию умного и преданного государству человека (в экспозиции выставки представлен ценный автограф — «Донесение губернатора Москвы Н. П. Архарова императрице Екатерине II о составлении плана незастроенных мест Москвы», 11 мая 1779 г.).

Фамилия Архарова вошла не только в историю Москвы, но дала жизнь новому слову: архаровцами называли полицейских-сыщиков, агентов московского обер-полицмейстера. (Позднее, до 1917 года, так презрительно именовали жандармов, сегодняшние словари с пометой «разг.» называют архаровцем буяна, головореза.  — AI.)

А в доме на Пречистенке после Архарова жило еще много уважаемых господ — например, в 1835 году его занял герой войны 1812 года, знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов…

  • Айседора Дункан. Источник: пресс-релиз ГМП

Пречистенка, 20. В красивом этом особняке пожило немало ярких людей. Дом был возведен в конце XVIII века по проекту архитектора М. Казакова. В 1840-х годах он принадлежал знаменитому генералу, герою войны 1812 года, усмирителю Кавказа Алексею Петровичу Ермолову. Эту страницу истории иллюстрирует гравированный портрет генерала из коллекции ГМП и ценные архивные документы — Грамота 1816 года о полномочии А. П. Ермолова вести переговоры с персидским правительством; Грамота 1852 года «о внесении генерала от артиллерии А. П. Ермолова и его род в Дворянскую Родословную Книгу Московской губернии» и др.

В 1900 году в особняк вселился миллионер-промышленник А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Его жена, балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная зала с зеркальными стенами. После революции Ушковы покинули Россию, но особняк с зеркальным залом пустовал не долго.

В 1921 году в дом въехала другая балерина — Айседора Дункан и открыла здесь детскую хореографическую студию. Забавный факт, почти мистика: две балерины как будто поменялись домами: оказалось, что бывшая хозяйка особняка после эмиграции поселилась в Париже на Rue de la Pompe, в доме, где до того жила Айседора. Говорят, узнав о таком «обмене», американская танцовщица рассмеялась и назвала его «кадрилью».

В мае 1922 года, после свадьбы с Айседорой Дункан, в пречистенском особняке поселился Сергей Есенин, к тому времени уже весьма популярный в России. Пара прожила вместе недолго, но роскошная рыжая американка оставила огромный след в сердце и творчестве златокудрого поэта.

  • Елизавета Петровна Потёмкина
    Источник: пресс-релиз ГМП

Пречистенка, 21. Известный пушкинский адрес Москвы. Сюда Александр Сергеевич любил захаживать в гости. Хозяина дома Сергея Павловича Потёмкина называли «московским Лукуллом» за хлебосольство и радушие. Член общества любителей русской словесности, он обожал искусства, особенно театр, сам писал пьесы. Его супруге Елизавете Петровне (сестре декабриста С. П. Трубецкого) Пушкин посвятил эти шутливые строки:

Когда Потёмкину в потёмках

Я на Пречистенке найду,

То пусть с Булгариным в потомках

Меня поставят наряду…

Елизавета Петровна была не только дружна с Пушкиным, но и стала посаженной матерью на его свадьбе (акварельный портрет Потёмкиной представил на выставку Музей В. А. Тропинина).

Дом же, в котором не раз бывал первый поэт России, позже прославился и другими известными именами. На рубеже XIX — XX веков усадьбу купил и оборудовал ее для своей картинной галереи знаменитый промышленник, меценат, собиратель и знаток живописи Иван Абрамович Морозов. В доме бывали Верхарн, Матисс, Маринетти, Шагал… Их работы были в числе шедевров собрания Морозова. После революции в морозовском особняке открылся «2-й музей новой западной живописи». И. А. Морозов, у которого национализировали его художественную галерею, «благосклонно» назначив пожизненным заместителем директора, так и не смог согласиться с новой властью и в том же году эмигрировал. Разлуки со своими картинами Морозов пережить не смог и умер через два года в Карлсбаде. Через двадцать лет печальная участь постигла и его галерею: музей был закрыт, а собрание расформировано. В 1948 году часть коллекции отправили в ГМИИ на Волхонке, часть — в ленинградский Эрмитаж…

Пречистенка, 31. На месте, где стоит дом под этим адресом, разыгралась еще одна историческая трагедия. Когда-то на этом участке возвышалась церковь Троицы в Зубове, построенная в 1642 году стрельцами полковника Ивана Зубова. В 1652 году на красной линии улицы была возведена звонница — самая высокая в Москве шатровая колокольня… Храм снесли в 1933 году, чтобы построить на этом месте жилой дом для работников НКВД. Вот такая история…

В течение столетий особняки и храмы, городские усадьбы и доходные дома Пречистенки, построенные в разное время разными архитекторами, неоднократно перестраивались. Зачастую на их месте возникали новые строения. Тем не менее Пречистенка сумела сохранить свой неповторимый облик. И, повторимся, почти каждый дом здесь чем-нибудь интересен и памятен, а судьбы их бывших хозяев и жителей овеяны историческими и литературными легендами.

Выставка в Государственном музее А. С. Пушкина многопланова и содержательна, интересна специалистам и любителям старины, взрослым и детям, москвичам и гостям столицы. По сути, этот большой межмузейный выставочный проект — еще одна возможность объясниться в любви нашей Москве.

Источник: пресс-релиз ГМП

© artinvestment.ru, 2022

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Пречистенский дворец Екатерины: почему искать его надо совсем не на Пречистенке и какие двери царица никогда в нем не заколачивала

Комсомольская правда

Радио «Комсомольская Правда»Москва таинственная

Наталия АНДРЕАССЕН

19 ноября 2015 11:32

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

— Сегодня мы ищем Пречистенский дворец Екатерины Второй, потому что ищут его совсем не там, как выясняется. А связано с ним тоже очень много интересного. Мы попытаемся в легендах этих разобраться с гидом общества пеших прогулок Москвахода Алексеем Дедушкиным. И где же «не там» ищут этот самый дворец? И где он находится?

Дедушкин:

— Естественно, дворец ищут на Пречистенке. Раз Пречистенский дворец, на Пречистенке и надо искать. Логично. Но все дело в том, что раньше-то Пречистенка была подлиннее и начиналась от улицы Знаменка. И та часть, которая ныне называется Волхонкой, это была все та самая Пречистенка. Вообще, если совсем вглубь веков уйти, то можно вспомнить еще одно название этой улицы – Чертольская дорога, Чертольская улица.

Андреассен:

— Бр-р-р… Ассоциации.

Дедушкин:

— Прямо чертовщина, бесовщина. Ручей Черторы протекал здесь, один из притоков Москва-реки. Почему такое название? Видимо, жители московские говорили – черт тебя рыл: ведь он заливал дворы москвичей. Посему и местность эта носила название Чертолье.

Но проходят годы, наступает 17 век, и приходит богобоязненный царь Алексей Михайлович Романов. А в центре города такая вот бесовщина! И ему это не нравится, и он издает указ о переименовании Чертольской улицы в улицу Пречистенскую.

Теперь объясню это название. Эта улица вела, да и ведет сейчас, к Новодевичьему монастырю, а одна из святынь монастыря – икона Пречистой богоматери Адигитрия, Смоленская икона Божьей матери. И это переименование прижилось. Тогда одновременно Указом две улицы переименовали – Арбат в Смоленскую, а Чертольскую в Пречистенскую. Вот это переименование – Чертольская в Пречистенскую – москвичам понравилось. Ну а Смоленская – это уже совершенно иная, современная Смоленская, продолжение Арбата. Арбат так Арбатом и остался.

Итак, Пречистенка идет от Знаменки. В 1775 году в Москве планировались торжества по поводу победы над Турцией, Кючук-Кайнарджийский мир, чествование генерал-фельмаршала Румянцева-Задунайского. И для временного пребывания в Москве Екатерины II и был построен этот дворец.

Андреассен:

— Но находится он на нынешней Волхонке?

Дедушкин:

— Да. Если уйти ненадолго в 19 век, то назван этот отрезок бывшей Пречистенки был по кабаку «Волхонка», который находился в бывшем доме Волконских. Правда, к тому времени, когда кабак в этом доме появился, он уже Волконским не принадлежал, этот дом.

Андреассен:

— Итак, на нынешней Волхонке нужно искать Пречистенский дворец. Сразу адрес назовем тогда – Волхонка, владение 16 и 14.

Дедушкин:

— Да. Ну и Малый Знаменский переулок, дом 3. Три дома, сохранившихся до сих пор. И четвертый — не сохранившийся, построенный Матвеем Федоровичем Казаковым, деревянный дворец, соединенный переходами со всеми иными тремя домами, в котором находился тронный зал. Позже, уже по распоряжению Екатерины, этот деревянный дворец был перевезен на Воробьевы горы. Он не сохранился, от него и следа не осталось, от этого дворца. Зато сохранились три других.

Да, и есть еще воспоминания самой Екатерины о Пречистенском дворце. Она пишет, что так было много комнат, что она часа два не могла сообразить, как в свой собственный кабинет попасть. Приказала заколотить порядка полудюжины дверей, чтобы больше не путаться.

Андреассен:

— Остроумное решение.

Этот дворец — один из трех екатерининских, что уцелели в этих местах.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Дедушкин:

— Да. Но уж какую дверь она точно не заколачивала, так это дверь, которая вела в ту часть дворца, которая была предоставлена дежурным кавалерам. Под дежурными кавалерами имелся в виду один-единственный дежурный кавалер – светлейший князь Потемкин. Это как раз был период страстной любви императрицы и Потемкина. Считается, что они венчались, у них был тайный брак. И также по легенде Елизавету Темкину, ее последнего ребенка, Екатерина родила в этом дворце. Поэтому год практически прожила в этом дворце.

А еще в тех местах есть место, где была такая калиточка во дворе. Ее тоже очень любят порой показывать на экскурсиях – сейчас это забор, который отделяет дом 14-й по Волхонке от музея Рерихов, который располагается в прекраснейшей палате, в которой как раз Потемкин-то и жил. Кстати, Потемкиным эта усадьба принадлежала на протяжении 15 лет.

Андреассен:

— То есть, он приходил на свидание с Екатериной вот из того самого особняка, в котором сейчас музей?

Дедушкин:

— Да, музей Рерихов. Он там жил, в этом доме, в это время как раз, во время торжеств и некоторое время после торжеств. И этот дом был подарен ему, поскольку он уже являлся собственностью его матушки. Так что это единственно осязаемый адрес Потемкина в Москве.

Хотя вся эта история с калиточкой сомнительна. Ведь все три дома была соединены переходами! Наверное, не было нужды ему по улице бродить на глазах у всех… я думаю, там вполне можно было из одного здания перейти в другое. Конечно, уже этой калиточки и дверочки нет. Но вот еще в 19 веке старые слуги вроде как помнили эту дверочку. Так что вот он, знаменитый Пречистенский дворец. Кстати, единственный адрес, обитаемый, так скажем, Екатерины Второй.

А из таблички на доме и непонятно, что за история у него. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

— Если не говорить о Петровском дворец у нынешней станции «Динамо»?

Дедушкин:

— А там она всего несколько ночей провела. Это просто, по сути, для нее была временная гостиница. А вот Печистенский дворец строился именно для нее. По крайней мере, переделывался Матвеем Федоровичем. Все эти двери многочисленные, в которых она разобраться не могла, вот эта тронная зала великолепная, которая стояла почти на том месте, где сейчас заправка…

Андреассен:

— Раритетная заправка, которая строилась для Дома Советов, который так никогда и не был построен?

Дедушкин:

— Да, да… Вот почти на том месте примерно как раз деревянный четвертый объект с тронным залом и находился. Так что вот они, три части. Одна часть – дом 16 – это цесаревич Павел. Дом 14 – это сама Екатерина, которая здесь жила. И, наконец, музей Рерихов в Малом Знаменском переулке – это дом Потемкина, потом уже принадлежавший его матушке почти полтора десятилетия. Потом он уже к другим владельцам перешел.

Андреассен:

— А подземные ходы, которые соединяли все эти дворцы, они сохранились?

Дедушкин:

— Не думаю. По-моему, там уже больше сейчас всевозможных подземных ходов, которые сделали от музея изящных искусств на Волхонке. А были ли в 18 веке подземные ходы, ну, это опять же не более, чем легенда. Да и зачем они были нужны-то…

Андреассен:

— Ну, как, например, для того, чтобы устраивать тайные свидания или ту же самую тайную свадьбу…

Дедушкин:

— Ну а надо было Екатерине это тайное-то? Она женщина достаточно была открытая. Ну, определенные приличия соблюдались, не более того.

Андреассен:

— Спасибо. Это была прогулка по части Пречистенки, она же Волхонка. Сегодня мы искали и нашли-таки дворец Екатерины Второй, в котором она прожила практически год, так что, когда пойдете в следующий раз к музею изящных искусств или к Рерихам, или просто будете гулять там, обратите на это внимание. Это не просто здание – тут жила сама Екатерина Вторая.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

«Улица Пречистенка и ее жители»

Выставка ГМИИ им. А. С. Пушкина посвящена старинным улицам Москвы как единому памятнику истории и культуры, последствия которого на протяжении трех столетий были неразрывно связаны как с историей города, так и с историей России.

Государственный музей А. С. Пушкина, 1 сентября — декабрь 2012 г.
Усадьба Хрущевых-Селезневых. ул. Пречистенка, 12

В ГМИИ им. А. С. Пушкина выставка «Улица Пречистенка и ее обитатели», посвященная старинным улицам Москвы как единому памятнику истории и культуры, судьба которых на протяжении трех столетий была неразрывно связана с историей города и историей России.

Источник: Пресс-релиз GMP

На протяжении многих лет название улицы менялось несколько раз. Оно было впервые переименовано царем Алексеем из Большой Чертольской в ​​Пречистенку в 1658 году, так как вело к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Смоленской Божией Матери, названная Чистой, а дорога была никчемная, болотная, названная местом. После революции улица была названа в честь революционного кропоткинского анархиста П.А. Кропоткина. С 1994, улице было возвращено дворянское звание — Пречистенка.

выставки в одном из красивейших особняков на Пречистенке — городской усадьбе Хрущевых-Селезневых, построенной в 1814-1816 годах в стиле «российский ампир» на месте пожарища 1812 года. В двадцатых годах XIX века дом известен гостеприимством на всю Москву — ужин и танцы в «новых богатых хрущевках» собрали многих московских старожилов. Со второй половины XIX века усадьба сменила нескольких владельцев, пока в 1957 году не получила окончательную регистрацию ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выставка прослеживает историю дома через редкие фотографии, архивные документы, портреты хозяев, археологические находки.

Хотя ядром экспозиции является пушкинская эпоха (именно первая половина XIX века была периодом расцвета улицы), хронологический охват выставки шире — от времен Чертоля до наших дней. В проекте приняли участие более 20 российских и московских музеев, архивов, организаций и частных коллекционеров. В этом интересном томе собраны архивные материалы и артефакты, относящиеся к истории города и улицы, собирающейся на Пречистенке впервые. Многие из них приехали с полигона впервые.

В прологе выставки — история улицы и ее названия. В витринах выставки – артефакты, которым более ста лет: старинные фолианты, рукописи, планы городов и чертежи зданий… Множество бесценных документальных свидетельств представлено на Московской выставке истории Российского государственного архива. древних актов. Например, летописный список Воскресения 1635 года — в нем красной киноварью неизвестной письменностью зафиксировано известие о «великом пожаре» в Москве, начавшемся от церкви Всех Святых в Чертоле. Но настоящая рукопись 1523 года — духовная запись великого князя Василия Ивановича, подписанная митрополитом Даниилом, с обещанием в честь взятия Смоленска «поставить в Москву девичьи монастырские всеки, а в ней церковь Пречистой»..

В разделе о жизни Пречистенки советского периода — интересные фотофакты и документы, связанные с грандиозной стройкой. ..

для начала прогулки по истории. На улицах и во времени.

Посетители могут не только пройтись по улице, но и заглянуть в окно ее дома!

Экспозиция построена в условном пространстве реальной улицы (с сохранением нумерации домов по обеим сторонам). Зрителям — фасады зданий, панорама Пречистенки в ее историческом развитии (авторский художественный замысел и оформление выставки — заслуженный художник России Александр Конов). За окнами домов — выставочное пространство: зрители, как в известной песне, могут «пройтись под окнами» и «как книжку почитать»…

Фрагменты повествования в нишах прослеживают изменения архитектурного и духовного облика улиц в течение нескольких сотен лет, знакомят с теми, кто жил и работал здесь в это время — с Пречистенскими адресами, связанными с именами писателей и поэтов Пушкина, Тургенева, Есенина , Михаил Булгаков, Борис Пастернка; композиторы Римский-Корсаков, Л. Половинкина, А. Гольденвейзер; художники Суриков, И. Левитан, Иван Иванович Археолог, Врубель. ..

Особый акцент в экспозиции сделан на вещах, которые когда-то «жили» на улице — в интерьере известных зданий, бывших в употреблении у известных владельцев — портреты, фотографии, предметы быта… Волею судеб разбросанные по Москве, он хоть на время, но вернулся к себе домой снаружи, чтобы рассказать нам что-нибудь интересное. После Пречистенки, что ни дома, история — переплетение судеб, человеческие драмы, невероятные совпадения, трагические события века…

Вот некоторые из ее адресов.

Пречистенка, 7 . Прямо напротив усадьбы Пушкинского музея — дом, принадлежавший во времена Пушкина В. А. Всеволожскому отцу Никиты Всеволожского, другу поэта, с которым они много «пошалили». В пожаре 1812 года роскошный особняк серьезно пострадал, и полностью восстановить его так и не удалось. В 1867 году дом, перешедший в руки купчихи М. Степановой, был перестроен в духе псевдоклассицизма. В 1872-1877 годах здесь временно размещался только что созданный Технический музей. Чему же тогда удивлялись полвека назад горожане? Какие экзотические устройства и гениальные изобретения они демонстрируют? Это можно увидеть сегодня на выставке «Улица Пречистенка и ее обитатели». 25 экспонатов тот самый первый экспонат Политеха выставлен снова на широкий обзор…

Дом № 7, после переезда Политехнического музея в специально построенное здание на Лубянке, был приобретен Военным ведомством. В нем располагался штаб Московского военного округа. В 1917 году особняку пришлось стать свидетелем и жертвой страшной драмы русского народа: за владение «бастионом белых» красноармейцы вели многодневный жестокий бой…

Портрет Екатерины Архаровой
Источник: Пресс-релиз ГМФ

Пречистенка, 16 . В начале XIX века дом был известен своим гостеприимством. До 1815 года здесь находилась семья Ивана Петровича Архарова, генерала от инфантерии, военного губернатора Москвы. Любовница — Екатерина (урожденная Римская-Корсакова), знатная и весьма уважаемая в свете дама, до конца жизни придерживалась старомодных и строгих правил. Правда, она любила покушать, поиграть в карты и посплетничать — как и многие поры московской барыни Елизаветы, она знала «все про всех». Родство распознавала в тонких степенях и всегда покровительствовала тем, кто умел найти ее родство или собственность. Был другом матери Пушкина…

На выставке представлен портрет из замечательного собрания Пушкинского музея: художник запечатлел Архарову уже в преклонном возрасте, но характер влиятельных дам — ​​нет…

С конца 1820-х годов дом принадлежал дяде И.А. Нарышкину Наталью Николаевну Гончарову и ее отца посадили на свадьбе с Пушкиным. Его миниатюрный портрет из собрания ГМФ иллюстрирует главную страницу истории.

В 1865 году усадьба была куплена Серпуховским заводом Коншиных, когда они дважды ее перестраивали. После революции в его роскошных интерьерах обосновался Дом ученых, который до сих пор остается мастером бережного отношения к историческому дому.

Пречистенка, 17 . В 1770-х годах усадьба принадлежала Николаю Петровичу Архарову, легендарному персонажу екатерининских времен, брату военного губернатора, жившего напротив. Старший из Архаровых, он прославился на всю Россию, как полицмейстер в Москве. О его феноменальных способностях раскрывать преступления ходили легенды. Императрица доверяла ему в государственных делах. Известна история поиска иконы в серебряном окладе с драгоценными камнями, пропавшей из придела Зимнего дворца. Для Екатерины икона Божией Матери Толгской была настоящей реликвией — она ​​открывала путь к русскому престолу: именно она благословила юную Екатерину Елизавету на брак с Петром III. Найти икону было делом огромной важности. Разрешив расследование Архарова, Екатерина не ошиблась, на следующий день отыскав семейную реликвию. На императорской службе Архаров снискал себе репутацию интеллигентного и преданного государству человека (на выставке представлен ценный автограф — «Доклад московскому губернатору Н. П. Архарову императрице Екатерине II о составлении плана свободных мест в Москве», 11 мая 1779 г.).

Имя Архарова вошло не только в историю Москвы, но и породило новый термин: Архаровцами называли милиционеров, сыщиков, агентов московского полицмейстера. (Позже, до 1917 г., так презрительно называли жандармов, нынешние словари Помета «Акцель». Архаровцев называют головорезами, головорезами. — АИ .)

В доме на Пречистенке после Архарова жили многие уважаемые господа — например, в 1835 году он стал герой Отечественной войны 1812 года, известный поэт-партизан Денис Давыдов…

Айседора Дункан. Источник: Пресс-релиз ГМП

Пречистенка 2 0 . В этом красивом особняке пожило много светлых людей. Дом построен в конце XVIII века по проекту архитектора М. Казакова. В 1840 году он принадлежал известному генералу, герою войны 1812 года, усмирителю Кавказа Алексею Петровичу Ермолову. На этой странице представлены история гравированного портрета из общего собрания ГМФ и ценные архивные документы — Письмо от 1816 г. о Власти А. П. Ермолова о переговорах с персидским правительством; Грамота 1852 г. «О внесении генерала от артиллерии А. П. Ермолова и его семьи в дворянскую родословную книгу Московской губернии» и др.

В 1900 году особняком владел промышленник-миллионер А.К. Ушков, владелец чайной компании «Губкин и Кузнецов», имевшей даже плантации на Цейлоне. Его жена, танцовщица Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната с зеркальными стенами. После революции Ушков уехал из России, но в доме пустовала комната с зеркалом недолго.

В 1921 году в дом загнали другую танцовщицу — Айседору Дункан и открыли здесь детскую хореографическую студию. Забавный факт, почти мистический, две балерины словно поменялись домами, оказалось, что бывшая хозяйка особняка после эмиграции поселилась в Париже на улице Помп, в доме, где жила до Айседоры. Говорят, что, узнав об этом «обмене», американская танцовщица рассмеялась и назвала это «кадрилью».

В мае 1922 года, после замужества с Айседорой Дункан, Есенин жил в пречистенском особняке с уже тогда весьма популярным в России. Пара прожила вместе недолго, но роскошный рыжий американец оставил огромный след в сердце златовласой и творчестве поэта.

Потемкина Елизавета
Источник: Пресс-релиз ГМП

Пречистенка, 21 . Известен адрес Пушкина в Москве. Здесь Александр любил захаживать в гости. Его хозяин Сергей Павлович Потемкин называл «московским Лукуллом» за гостеприимство и дружелюбие. Член Общества русской словесности, любил искусство, особенно театр, писал пьесы. Своей жене Елизавете (сестре декабриста С. П. Трубецкой) Пушкин посвятил эти шутливые строки:

При Потемкине в темноте

На Пречистенке найду,

пусть с Булгариным в детях

Я дружил не только с Пушкиной 2 900 посажена матерью на его свадьбе (акварельный портрет Потемкина выставлен в музее Тропинина).

Дом, в котором не раз бывал первый поэт России, впоследствии прославившийся и другими известными именами. На рубеже XIX — XX веков усадьба была куплена и оборудована для собственной картинной галереи известного промышленника, мецената, коллекционера и ценителя живописи Ивана Абрамовича Морозова. В доме были Верхарн, Матисс, Маринетти,… Их работы вошли в число шедевров собрания Морозова. После революции в особняке Морозова открылся «2-й Музей современной западной живописи». Иван Морозов, национализировавший свою картинную галерею, «благосклонно» назначил замдиректора пожизненно, не смог договориться с новой властью и в том же году эмигрировал. Расставание со своими картинами Морозов не смог пережить и через два года умер в Карловых Варах. Через двадцать лет судьба постигла его галерею: музей закрыли, а собрание расформировали. В 1948, часть коллекции отправлена ​​в ГМИИ на Волхонке, часть — в Ленинградский Эрмитаж…

Пречистенка, 31 . В том месте, где по этому адресу стоит дом, разыгралась еще одна историческая трагедия. Когда-то на этом месте стояла Зубовская Троицкая церковь, построенная в 1642 году стрельцами полковником Иваном Зубовым. В 1652 г. на красной линии улицы была построена колокольня — самая высокая в Москве шатровая колокольня. .. Храм был снесен в 1933 г., чтобы построить на этом месте дом для НКВД. Вот такая история…

На протяжении веков особняки и церкви, городские усадьбы и доходные дома Пречистенки, построенные в разное время разными архитекторами, неоднократно перестраивались. Нередко на их месте возникали новые постройки. Однако Пречистенке удалось сохранить свою самобытность. И, повторюсь, почти каждый дом здесь чем-то интересен и памятен, а судьбы их бывших владельцев и жильцов овеяны историческими и литературными легендами.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина многогранна и познавательна, интересна любителям искусства и старины, взрослому и детскому, московскому зрителю. По сути, этот большой межмузейный выставочный проект — еще одна возможность признаться в любви к нашей Москве.

Источник : пресс-релиз GMP

© artinvestment.ru, 2022

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.

«Улица Пречистенка и ее жители»

Выставка ГМИИ откроется в День города Москвы 1 сентября

Источник: Пресс-релиз ГМП

ГМИИ им. Пушкина
1 сентября — декабря 2012
ул. Пречистенка, 12, Усадьба Хрущевых-Селезневых

в Москве День города, 1 сентября, в саду старинной городской усадьбы Хрущевых-Селезневых (Пречистенка, 12) пройдет выставка масштабного проекта ГМИИ им. старинные и заповедные уголки Москвы — улица Пречистенка. Московская улица Пречистенка откроет праздничный концерт.

Выставка «Улица Пречистенка и ее обитатели» посвящена старинным улицам Москвы как единому памятнику истории и культуры, последствия которого на протяжении трех столетий были неразрывно связаны как с историей города, так и с историей России.

За эти годы не раз менялось название улицы. Впервые она была переименована царем Алексеем из Большой Чертольской в ​​Пречистенку в 1658 году, так как привела в Новодевичий монастырь, где находилась икона Смоленской Божией Матери, именуемой Чистой. После революции улица была названа в честь революционного кропоткинского анархиста П. А. Кропоткина, родившегося в именном переулке. В 1994 г., в связи с возвращением городам и улицам русских исторических названий, она вновь стала именоваться Пречистенкой.

Экспозиция, выстроенная в условном пространстве реальной улицы (с сохранением нумерации домов по обеим сторонам), дает широкую панораму Пречистенки в ее историческом развитии. Во фрагментах сцены выставка прослеживает архитектурные изменения и духовный облик улицы. Автор художественной концепции и оформления выставки — заслуженный художник России Александр Конов.

Хотя стержнем экспозиции является пушкинская эпоха (в основе — произведения искусства и артефакты из богатой коллекции ГМИИ), хронологические рамки выставки шире — от Чертоля до наших дней. В проекте приняли участие более 20 российских и московских музеев, архивов, организаций и частных коллекционеров. Особое внимание уделено экспозиции уникальных архивных материалов – подлинных документов, карт и планов Москвы, автографов и рукописей, самые ранние из которых относятся к XVII веку, а также материалов свидетелей истории Пречистенки – предметов времен и произведений искусства. которые когда-то «жили» на улице — в великолепных домах и их знаменитых владельцах. Посетителям предоставляется возможность увидеть ранее не выставлявшиеся на всеобщее обозрение редкие портреты исторических личностей, предметы мебели или известные музейные коллекции. Например, Политехнический музей представил 25 экспонатов в экспозиции первой политехнической выставки, размещенной в начале XX века на Пречистенке в доме № 7, в бывшей усадьбе Всеволожских.

особняки и церкви, городские усадьбы и доходы Пречистенские дома, построенные в разное время разными архитекторами, неоднократно перестраивались. Нередко на их месте возникали новые постройки. Однако Пречистенке удалось сохранить свою самобытность. Почти каждый дом здесь чем-то интересен и памятен, и почти каждый имеет исторические и литературные легенды, связанные с судьбами владельцев и жильцов.

В XVIII — XIX вв. владениями на Пречистенке владели Архарова и Барятинский, Нарышкин и Потемкин, Долгорукий и Бибиков, Всеволожский и Вяземский. После войны в 1812 году имение на Пречистенке приобрел известный поэт-партизан Денис Давыдов. В 1830 году жителями Пречистенки были опальные генералы А. П. Ермолов и М. Ф. Орлов. Многие дома, в которых побывал Пушкин, связаны с хозяевами родством или дружбой.

Выставка размещена в доме № 12 — одном из красивейших особняков Пречистенки, городской усадьбы Хрущевых-Селезневых, построенной в 1814-1816 годах в стиле «Российский ампир» на месте пожарища 1812 года.

В В 20-е годы XIX века дом славился гостеприимством на всю Москву — на обед в «новых богачах» Хрущева собирались многие московские старожилы.

Вторая половина XIX века Усадьба сменила несколько владельцев, пока в 1957 году не получила окончательную регистрацию ГМИИ им. А. С. Пушкина.

… Иногда владения на Пречистенке выкупались казначейством для содержания административных помещений. В 1835 году здесь была создана пожарная часть. Впоследствии на Пречистенке разместили Политехнический музей, здание которого до сих пор было построено, одно из лучших частных учебных заведений Москвы — гимназию Л. И. Поливанова, Александро-Мариинское женское училище, основанное генералом Чертковым; хореографическая студия Айседоры Дункан. С Пречистенскими адресами связаны имена собирателя и мецената Морозова, художников Сурикова, И. Левитана, И. Археолога, М. Врубеля; композитор Николай Римский-Корсаков, Л. Половинкина, А. Гольденвейзер, поэты Б. Пастернак и С. Есенин. Некоторые пречистенские адреса нашли отражение в творчестве Михаила Булгакова, жившего в Чистом переулке.

В настоящее время на Пречистенке расположено множество различных организаций. Например, в доме № 16, бывшем в пушкинское время одним из культурных центров Москвы, с 1922 года находится Дом ученых, в доме № 20, в 1840-е годы принадлежавший А. П. Ермолову, — Главное управление по делам дипломатической службы. Корпус при МИД России, в доме семьи М. Ф. Орловых (дом № 10) — Международный фонд «Российский фонд мира», в здании гимназии Поливановская (дом № 32) — Детская художественная школа. Серова и Детская музыкальная школа имени В. И. Мурадели …

Источник : пресс-релиз ГМП

От редакции: Выставка в ГМИИ им. Пушкина — одно из сотен праздничных мероприятий, посвященных городу. В этом году фестиваль пройдет под девизом «Лучший город мира».