Содержание
Sapphire
Хотелось ли вам когда-нибудь упорядочить свою библиотеку, создать каталог видеофильмов, хранящихся в бездонных ящиках шкафов? Или, быть может, навести марафет в коробке с немыслимым количеством документов, газетных вырезок, рукописных рецептов и старых фотографий?
Уверен, похожее желание обуревает каждого, кто сталкивался с объемами информации, слишком большими для запоминания. В итоге мы вынуждены мириться с тем, что какие-то сведения всегда забываются. Невозможно постоянно держать в памяти тысячи мелких фактов и фактиков, тем более, что данные эти бывают нужны крайне редко, в особенных случаях.
Таким особенным случаем можно считать и любительский видеомонтаж, к которому многие прибегают лишь когда горка отснятых видеокассет или забитые под завязку диски с «сырым» материалом уже не дают покоя, требуя к себе внимания. Что делать приходится вспоминать особенности программы-видеоредактора, хитрости монтажа, наименования и местонахождение эффектов и переходов. .. Вот с последними-то дело как раз обстоит не очень хорошо: уж слишком много развелось нынче «украшательных» инструментов, бишь плагинов, которыми можно обработать фильм. Разве все их упомнишь, а ведь знать требуется не только названия фильтров, но и их назначение, характеристики. Помимо этого, требуется и зрительно представлять результат применения конкретного эффекта а это уже выходит за рамки возможностей непрофессионала.
На рисунке выше список фильтров, входящих в пакет плагинов Sapphire производства корпорации GenArts. Список с виду небольшой, всего-то девять пунктов, но ведь в каждой из папок скрывается до 36 разных фильтров!
Почему именно Sapphire? Что за избирательность? На свете масса иных кандидатов, достойных упоминания, а тем более каталогизирования. Да, есть, и до них мы тоже доберемся (зарекаться вредно, но мы постараемся описать по возможности большее количество интересных плагинов).
К счастью, единожды созданный программный продукт в процессе своего развития (читай смене номера версии), как правило, не претерпевает кардинальных изменений. Такого, чтобы не узнать старого знакомого, практически не встречается вспомните программное обеспечение, которым часто пользуетесь.
Подобным постоянством обладают не только принципы построения интерфейса или «зашитые» в пакет горячие клавиши, но и результат, получаемый с помощью данной конкретной программы (документ, чертеж, звукозапись, и, наконец, видеоэффект). Само собой, разработчик, обновляя свой продукт, изо всех сил старается сделать так, чтобы этот результат как можно меньше походил на предыдущий был лучше прежнего. Но чтобы до полной неузнаваемости изменить итог работы такого быть не может. Поэтому можно не беспокоиться: даже ранние версии рассматриваемого сегодня плагина мало чем отличаются от самой-самой «свежей», имеющей номер 1.10.
Ну, раз уж разработчик разбил свои фильтры на девять групп, то и мы станем пересчитывать их точно в таком же порядке. Правда, раз уж мы взялись наводить порядок, негоже оставлять эти группы среди остальных, встроенных в видеоредактор, фильтров. Воспользуемся присутствующим в Adobe Premiere удобным инструментом создания собственных папок для фильтров, и переместим во вновь созданную папку Sapphire все фильтры, имеющие в своем имени приставку S_.
- Adjust
- Blur+Sharpen
- Composite
- Distort
- Lightning
- Render
- Stylize
- Time
- Transitions
- Настройка эффектов
Полной наглядности нам достичь, конечно же, не удастся. Да и невозможно это в принципе, ведь что ни клип то свои собственные параметры съемки, свое освещение, цветовая гамма.
Мы же используем в качестве примера кадр из видео, снятого дешевенькой любительской камерой JVC GR93D в автоматическом режиме с рук, при этом специально был взят момент «отъезда» зума (на следующих кадрах уже видно основание детской коляски).
Поскольку нас ожидает около двухсот рисунков, мы использовали специальный скрипт, призванный облегчить просмотр. Щелчок по миниатюре разворачивает рисунок: JavaScript должны быть разрешены для использования в вашем браузере.
Adjust
Итак, первая, самая «серьезная» группа Adjust. Фильтры, входящие в эту группу, напоминают инструмент хирурга насколько мощный, настолько же и опасный в неумелых руках. Данный набор фильтров предназначен для цветовой коррекции видео; жаль, нет здесь предупредительной надписи «Использовать с осторожностью!» или «Не повторяйте у себя дома!».
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
ClampChroma настройка насыщенности цвета, иначе — ограничение или отсечка уровня цветности | DuoTone двухцветная картинка с выбором каждого цвета | ||
Gamma оставляя неизменными уровни белого и черного в каналах, осветляет или затемняет средние по яркости тона. Меняется не насыщенность цвета, а яркость бывших средних по яркости обьектов в кадре | Hotspots увеличивает контраст с одновременным размытием границ | ||
HueSatBright изменение оттенка вплоть до инверсии цвета, изменение тональности, насыщенности, и яркости цветов | Monochrome удаление цвета с настройкой по каждому каналу | ||
Threshold изменение порога цвета по каждому каналу | Tint подкрашивает темные и светлые области, «выравнивая» картинку |
Blur+Sharpen
Раздел Blur+Sharpen является копилкой фильтров, которые тем или иным образом размывают или делают более резкой картинку. Не секрет, что часто «умения» некоторых фильтров пересекаются друг с другом: опытный специалист с помощью одного фильтра сумеет добиться результата, которого, как утверждает разработчик, можно достичь только с помощью совершенно другого фильтра, а то и сочетая сразу несколько фильтров. Поэтому будьте готовы к тому, что разглядеть тонкие нюансы в работе близких по духу фильтров подчас не представляется возможным.
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
Blur размытие кадра тремя различными способами по горизонтали или вертикали | BlurChannels размытие по каждому цветовому каналу в отдельности с дополнительными параметрами | ||
BlurChroma разделяет источник на яркостную и цветовую составляющие, размывая их по отдельности | BlurMoCurves размытие в движении с использованием доп. параметров: глубины, поворота и вращения | ||
BlurMotion размытие в движении | DefocusPrism размывает каналы цвета на кольца разной величины | ||
EdgeBlur размывает резкие края изображения | GrainRemove борется с яркостным шумом, размывая его | ||
RackDefocus имитирует неправильно настроенный фокус | RackDfComp имитирует неправильный фокус, используя задний план | ||
Sharpen увеличивает резкость | SoftFocus смягчает картинку | ||
ZDepthCueBlur размывает в глубину (по оси Z), так, с помощью иного слоя с градиентной заливкой можно указать, что определенный край кадра ближе к объективу |
Composite
Довольно мудрёный раздел, особенно для новичка. Одним словом эти фильтры работают с несколькими источниками видео, находящимися друг под(над) другом на таймлинии. В примерах ниже используется тот же клип, однако здесь под ним находится второй, с иным сюжетом (в некоторых случаях можно разглядеть площадь с фонтаном).
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
EdgeFlash берет свечение из одного видео и кладет его на другое | Layer смешивание источников видео с вариациями | ||
MathOps комбинирует два источника видео с различными вариациями | MatteOps увеличивает или уменьшает шум в альфа-канале | ||
MatteOpsComp увеличивает или уменьшает шум в альфа-канале, используя второй источник видео | ZComp смешивает источники видео по глубине |
Distort
Из рисунков отчетливо видео, что данный раздел занимается искажениями картинки, от несложных до самых причудливых трансформаций.
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
Distort эффект искажения | DistortBlur эффект искажения с дополнительным размытием | ||
DistortChroma вносит искажения, основываясь на указанных цветах | DistortRGB искажает RGB каналы | ||
Shake тряска, землетрясение, падение камеры (вместе с оператором) идеально подходит для трюковых сцен (shake.wmv, 135 КБ) | WarpBubble эффект пузырения | ||
WarpBubble2 тоже эффект пузырей | WarpChroma искажает каждую часть спектра отдельно | ||
WarpDrops имитация падения нескольких капель в воду | WarpFishEye «Рыбий глаз» | ||
WarpPerspective умножает картинку и искажает в перспективе | WarpPolar превращает клип в стеклянный шар | ||
WarpPuddle лужа с концентрическими кругами | WarpPuff имитация рваного потока раскаленного воздуха | ||
WarpRepeat наложение друг на друга повторяющихся искаженных кадров | WarpTransform свободная трансформация: размер, обрезка, поворот, смещение | ||
WarpVortex сворачивание кадра в воронку | WarpWaves упорядоченные волны | ||
WarpWaves2 беспорядочные волны |
Lightning
Игра со светом и тенью: вспышки, радуга. .. Хотите, чтобы ласковое солнышко появилось в кадре и убежало за его край, оставив о себе воспоминание в виде бликов на линзе объектива?
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
DropShadow добавление тени к объекту, находящемуся над фоном либо обладающим прозрачностью | EdgeRays заставляет светлые участки клипа испускать лучи | ||
Glare светлые участки переливаются всеми цветами радуги | Glint светлые участки сливаются в общем сиянии, незаменимо при обработке новогодних сюжетов | ||
GlintRainbow светлые участки видео вспыхивают, испуская лучи | Glow светлые участки видео приобретают мягкое свечение | ||
GlowAura генерирует цветные ореолы | GlowDarks «задымляет» темные участки видео | ||
GlowDist генерирует свечение вокруг краев объектов (идеально для обводки титров) | GlowEdges в отличие от GlowDist заставляет светиться сами края объектов | ||
GlowNoice иллюзия светящегося шума | GlowOrthicon генерирует темное свечение | ||
GlowRainbow генерирует радугу вокруг краев объектов | GlowRings цветные кольца вокруг краев объектов | ||
LensFlare имитация сложного блика на объективе | LensFlareAutoTrack то же, что и LensFlare, с отличием: блик передвигается самостоятельно от наиболее светлого участка, как от солнца | ||
Rays лучи | SpotLight луч прожектора, остальные области затемняются | ||
Streaks лучи с размытием в движении |
Render
Создание анимированных и статичных текстур вот основное предназначение фильтров, входящих в раздел Render. Эти фильтры незаменимы при создании фона и иных специальных эффектов (вспышки, молнии и т.п.).
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
Clouds генерация шума, похожего на облака | CloudsColorSmooth генерация цветного шума, похожего на облака (с регулировкой по каждому каналу) | ||
CloudsMultColor то же, что и Clouds, но в цвете | CloudsPercpective генерирует облачный покров, уходящий вдаль, практически неотличимый от хмурого неба | ||
CloudsPsyko жутковато выглядящий инопланетный облачный покров | CloudsVortex смерч, или циклон | ||
Gradient линейная градиентная заливка | GradientRadial радиальная градиентная заливка | ||
Grid генерирует решетку с подбором параметров | Sparcles блики, вспышки в светлых участках видео | ||
SparclesColor разноцветные блики и вспышки на светлых участках видео | TextureCells генерирует текстуру, напоминающую клетки под микроскопом | ||
TextureChromaSpiral текстура, представляющая собой цветную спираль | TextureFolded текстура, похожая на складки какого-то материала | ||
TextureMoire текстура муара с расходящимися концентрическими кольцами | TextureNoiceEmboss настраиваемая текстура барельефа | ||
TextureNoicePaint текстура, напоминающая небрежные мазки красками | TexturePlasma текстура наэлектризованных субстанций, или плазмы | ||
TextureSpots настраиваемая точечная текстура | TextureWeave текстура тканых материалов | ||
Zap молния | ZapFrom молнии, бьющие из заданных участков видео | ||
ZapTo молнии, бьющие по направлению к заданным участкам видео |
Stylize
Фильтры, расположенные в данном разделе, тем или иным образом стилизуют видео, превращая его в живопись или закрывая мутным стеклом. Анимированные эффекты калейдоскопа, наскальной живописи, крупнозернистой газетной фотографии глаз не оторвать!
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
AutoPaint богато выглядящий эффект превращения видео в написанные маслом картины | BandPass имитация рентгенографии | ||
Diffuse распыление фотографии | EdgeColorize находит края объектов и назначает им различные цвета | ||
EdgeDetect выделяет края объектов | EdgeDetectDouble выделяет края объектов, дублируя их | ||
EdgesInDirection выделяет края объектов, изменяя их толщину | Emboss создает выпуклое, рельефное изображение | ||
EmbossDistort рельефное изображение с одновременным искажением | EmbossGlass выпуклое стеклянное изображение | ||
EmbossShiny светящийся рельеф | Etching эффект гравюры | ||
FilmEffect с помощью этого фильтра видео выглядит в точности как снятое на кинопленку (Почему видно различие между видео- и киносъёмкой?) | FlysEyeCircles разбивает видео на кольца и круги, делая каждый полученный объект выпуклым | ||
FlysEyeHex то же, что и FlysEyeCircles, но с разбитием на фигуры иной формы | FlysEyeRect то же, что и FlysEyeCircles, но с разбитием на фигуры иной формы | ||
Grain добавляет одноцветный или цветной анимированный шум | GrainStatic добавляет одноцветный или цветной статичный шум | ||
HalfTone эффект крупнозернистой черно-белой офсетной печати | HalfToneColor эффект крупнозернистой цветной офсетной печати | ||
HalfToneRings эффект крупнозернистой офсетной печати с добавлением колец | JpegDamage симуляция артефактов сильного сжатия JPG-рисунка | ||
Kaleido название говорит за себя. Калейдоскоп | KaleidoPolar тот же калейдоскоп, но «бегущий» по полярным координатам | ||
Mosaic знаменитый по криминальным сводкам эффект мозаики | PseudoColor жутковатая трансформация цвета (наверное, так выглядит окружающий мир в глазах инопланетянина) | ||
PsykoBlobs разноцветные капли | PsykoStripes разноцветные полосы | ||
ScanLines эффект старого цветного телевизора: темные горизонтальные полосы | ScanLinesMono эффект черно-белого старого телевизора: темные горизонтальные полосы | ||
Sketch эффект наброска | Solarize инвертирует цвета | ||
ZFogExponential смешивает кадр с дымом, регулируется по глубине | ZFogLinear добавляет линейно ослабевающий в глубину (экспоненциальный) туман | ||
Zebrafy эффект черно-белой соляризации | ZebrafyColor эффект цветной соляризации |
Time
Как видно из названия, этот раздел оперирует временными параметрами видео. Вспомните моменты в кинофильмах, когда главный герой открывает глаза, приходя в себя после крепкого удара по голове. Такого или похожих эффектов сдвига картинки во времени можно добиться, используя данный набор фильтров.
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
Feedback предыдущий кадр, исказившись, накладывается на текущий | FeedbackBubble предыдущий кадр, исказившись, накладывается на текущий с дополнительным эффектом пузырения | ||
FieldRemove устраняет интерлейс без размытия, особо ценен при деинтерлейсе движения в кадре | Flicker — эффект беспорядочного мигания, фликера | ||
FlickerMatch эффект беспорядочного мигания, основанный на данных из второго клипа | FlickerMatchColor то же, что и FlickerMatch, но с учетом цветовой составляющей | ||
FlickerMatchMatte мигание с использованием информации из двух клипов | FlickerMchMatteColor то же, что и FlickerMatchMatte, но с учетом цветовой составляющей | ||
FlickerRemove удаление фликера | FlickerRemoveColor удаление фликера с учетом цветовой составляющей | ||
FlickerRemoveMatte удаление фликера с использованием информации из второго клипа | FlickerRmMatteColor то же, что и FlickerRemoveMatte, но с учетом цветовой информации | ||
FreezeFrame «замораживает» кадр, приостанавливая воспроизведение на заданный отрезок времени | GetFrame возвращает определенный кадр | ||
JitterFrames возвращается случайно выбранный кадр | MotionDetect находит разницу между соседними кадрами | ||
NearestColor собирает пикселы, близкие к указанному цвету | RandomEdits случайная выборка кадров | ||
ReverseClip инверсия клипа | ReverseEdits случайная выборка кадров с инверсией клипа | ||
TimeAverage выводит среднее значение между соседними кадрами | TimeDisplace в зависимости от яркостной составляющей перемещает кадры | ||
TimeSlice разделяет картинку на части, находя различия между соседними кадрами | TimeWarpRGB производит сдвиг цветовых каналов | ||
Trails оставляет след движущегося объекта | TrailsDiffuse рассеянный след движущегося объекта с добавлением шума |
Transitions
Фильтры, входящие в последнюю группу практически точные копии всех ранее рассмотренных фильтров, с одним важным отличием: их предназначением. А нужны они, как видно из названия раздела, для создания переходов между клипами. Одно плохо: фильтры не имеют заготовок движения, поэтому каждый раз придется создавать шаблоны движения вручную по ключевым точкам (см. Настройку эффектов).
Имя, описание | Возможный результат и настройки | Имя, описание | Возможный результат и настройки |
DissolveBlur растворение с размытием | DissolveBubble растворение с искажением в виде пузырей | ||
DissolveDiffuse растворение через появляющийся шум | DissolveLuma растворение картинки по каналам яркости | ||
DissolvePuddle растворение через искажение в виде разбегающихся волн | DissolveSpeckle растворение и появление через крапинки | ||
DissolveStatic постоянное растворение | DissolveVortex растворение с заворачиванием в воронку | ||
DissolveWaves растворение через волны | WipeBlobs стирание клипа путем появления прозрачных областей произвольной формы | ||
WipeBubble стирание через пузырьки | WipeCells стирание через появляющиеся дырки | ||
WipeChecker стирание появляющимися ячейками | WipeCircle уход клипа в сужающуюся окружность | ||
WipeClock вытирание клипа по кругу | WipeClouds растворение сквозь дымку | ||
WipeDiffuse стирание волной шума | WipeDots стирание появляющимися и увеличивающимися точками | ||
WipeDouble Wedge стирание двумя появляющимися клиньями | WipeFourWedges стирание четырьмя клиньями | ||
WipeLine линейное стирание клипа | WipePixelate стирание исчезающими точками | ||
WipeRestangle уход клипа в уменьшающийся прямоугольник | WipeRings стирание появляющимися кольцами | ||
WipeStar стирание звездой | WipeStripes стирание чередующимися полосами | ||
Wipe Tiles стирание появляющимися черепицами | Wipe Wedge стирание клином |
Настройка эффектов
Не думайте, что, присвоив клипу какой-либо эффект, вы получите неподвижную фреску или застывшую во времени вспышку молнии. Параметры всех без исключения поименованных здесь фильтров настраиваются по ключевым точкам, то есть, если в начальной ключевой точке значение основного параметра (в данном случае Wipe Percent) равно 0%, а в конечной 100%, то мы увидим примерно следующую картину:
Остается добавить, что рассмотренный набор фильтров Sapphire может работать не только в Adobe Premiere Pro, но также и в Adobe After Effects, Apple Final Cut Pro, и некоторых других редких профессиональных монтажных пакетах.
Хочу надеяться, что после того, как вы увидели возможности Sapphire, он надолго войдет в ваш «джентльменский набор» плагинов, заняв в нем не последнее место.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи участников Конференции Serg Falkon, ProEngineer и mil_alex
[Все статьи в разделе «Цифровое Видео»]
Борис FX | Плагины Sapphire для After Effects: DissolveLuma
Переходы между двумя входными клипами с использованием шаблона В подменю эффектов Sapphire Transitions. Входы: |
Параметры:
-
Загрузить пресет:
Нажать кнопку
.
Открывает браузер пресетов для просмотра всех доступных пресетов для этого эффекта.
-
Сохранить пресет:
Нажать кнопку
.
Открывает диалоговое окно Preset Save для сохранения пресета для этого эффекта.
-
Реж. перехода:
Всплывающее меню, по умолчанию: «Слияние с выключено» до «Bg».
.
Выбирает направление перехода.-
Растворить Off в Bg:
переходы с текущего слоя на фон.
Растворение от Bg:
переходы от фона к текущему слою.
-
-
Авто Транс:
Всплывающее окно ДА-НЕТ, по умолчанию: Нет
.
Если включено, переход выполняется автоматически между
первый и последний кадры слоя. Если это выключено, переход
выполняется вручную путем анимации параметра Dissolve Percent.
-
Растворить Процент:
По умолчанию:
0,
Диапазон:
от 0 до 1.
Auto Trans должен быть отключен, чтобы этот параметр
использовал. Он определяет соотношение перехода между передним планом и фоном.
входы и обычно анимируются от 0 до 100 для выполнения
полный переход. Кривая, управляющая этим параметром, может быть скорректирована
для более детального контроля времени растворения.
-
Мягкость:
По умолчанию:
0,1,
Диапазон:
от 0 до 1.
Увеличение для более мягких и медленных переходов.
-
Используйте яркость:
Всплывающее меню, по умолчанию: разница
.
Определяет способ создания шаблона перехода из
значения яркости клипов.-
Разница:
похожие области переходят первыми, разные области последними.
Вычесть:
области, где первый клип ярче
переход сначала и области, где второй клип ярче
переход последний.
Мульт:
области, где оба изображения имеют яркий переход сначала, и
области, где либо темно, являются последними.
Экран:
области, где любое изображение является ярким переходом сначала,
и области, где оба темных перехода в последнюю очередь.
Передний план:
темные области первого клипа исчезают первыми,
светлые области остаются последними.
Фон:
сначала появляются светлые участки второго клипа, затемненные
области в последнюю очередь.
-
-
Инвертировать шаблон:
Флажок, значение по умолчанию:
выключенный.
Если включено, шаблон перехода инвертируется в
время.
-
Гладкий узор:
По умолчанию:
0,
Диапазон:
0 или выше.
Если положительный, к переходу применяется размытие
шаблон. Это может уменьшить шум и сделать края более четкими.
линии перехода.
-
Непрозрачность:
Всплывающее меню. По умолчанию: обычное.
.
Определяет метод, используемый для работы с
непрозрачность/прозрачность.-
Все непрозрачные:
Используйте этот параметр, чтобы визуализировать немного быстрее, когда
входное изображение полностью непрозрачно без прозрачности (альфа = 1).
Нормальный:
Непрозрачность обработки нормально.
Как премульт:
Обрабатывать так, как если бы изображение уже было в
предварительно умноженная форма (цвета были масштабированы по непрозрачности). Этот вариант
также рендерится немного быстрее, чем в обычном режиме, но результаты будут
также быть в предварительно умноженной форме, что иногда менее правильно.
-
Смотрите также:
Размытие
РастворитьПузырь
РастворитьРассеянный
растворить фильм
РастворитьСвечение
РастворитьЛужа
растворитьспекл
DissolveStatic
РастворитьВортекс
Растворить волны
Знакомство с подключаемыми модулями Sapphire
Борис FX | Плагины Sapphire для AVX2: DissolveLuma
Переходы между двумя входными клипами с использованием шаблона В категории «Сапфировые переходы». Входы: |
Параметры:
-
Загрузить пресет:
Нажать кнопку
.
Открывает браузер пресетов для просмотра всех доступных пресетов для этого эффекта.
-
Сохранить пресет:
Нажать кнопку
.
Открывает диалоговое окно Preset Save для сохранения пресета для этого эффекта.
-
Сумма растворения:
По умолчанию:
0,
Диапазон:
от 0 до 1.
Коэффициент перехода между входами From и To.
Значение 0 дает только вход From, а значение 1 дает только
Ввод. По умолчанию этот параметр автоматически анимирует из
от 0 до 1, чтобы выполнить полный переход. Кривая, управляющая этим
параметр может быть скорректирован для более детального управления таймингом
растворения. В версии AVX1 Auto Trans должен быть отключен.
для использования этого параметра.
-
Мягкость:
По умолчанию:
0,1,
Диапазон:
от 0 до 1.
Увеличение для более мягких и медленных переходов.
-
Используйте яркость:
Всплывающее меню, по умолчанию: разница
.
Определяет способ создания шаблона перехода из
значения яркости клипов.-
Разница:
похожие области переходят первыми, разные области последними.
Вычесть:
области, где первый клип ярче
переход сначала и области, где второй клип ярче
переход последний.
Мульт:
области, где оба изображения имеют яркий переход сначала, и
области, где либо темно, являются последними.
Экран:
области, где любое изображение является ярким переходом сначала,
и области, где оба темных перехода в последнюю очередь.
От:
темные области первого клипа исчезают первыми,
светлые области остаются последними.
К:
сначала появляются светлые участки второго клипа, затемненные
области в последнюю очередь.
-