Дети староверов: В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома. Новости. Первый канал

В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома. Новости. Первый канал

С неожиданной проблемой столкнулись семьи староверов, которые недавно вернулись в Россию. По традициям, они учат детей дома, причем программа совершенно не совпадает с российской школьной. Но по законам, каждый ребенок в нашей стране должен получить начальное образование. Власти не хотят идти на конфликт, а сами староверы намерены оставить все как есть.

Когда видишь старообрядцев, кажется, что на машине времени попал, как минимум, на 100 лет назад. Они ничем не отличаются от своих предков — так же одеваются, говорят, читают и учат детей.

У староверов — своя система образования. Книга номер один — азбука церковнославянского языка, ей детей обучают с самых малых лет. Когда они становятся чуть постарше, изучают старинные псалмы — тоже на церковнославянском. И лишь потом — уроки современной грамоты.

Им понятней древнерусский, а не привычный для нас алфавит. Даже самые маленькие старательно штудируют псалтырь и бегло читают ветхозаветные молитвы.

При этом современный букварь первоклассника — слишком сложная книга даже для 10-12-летних. Трудновато и писать — на бумаге они едва могут вывести свои имя и фамилию. Мирское в общине изучается по остаточному принципу.

53 переселенца приехали в Приморский край из Боливии по государственной программе поддержки соотечественников. Их временно поселили в панельном доме в селе Корфовка. Скоро община планирует уединиться вдали от деревни, построив деревянные дома на своих сельхозугодиях.

Все эти люди — потомки староверов, покинувших Советский Союз еще в 20-30-е годы. Привычный для них образ жизни — это работа в поле и молитвы. Посещение общеобразовательной школы в их вековые традиции не входит.

«Нам важно сохранять традиции, веру и обряды, и будет больно и обидно, что мы в чужой стране сохранили, а тут, в своей русской стране, потеряем», — говорит Ульян Мурычев.

Мнения детей разделились. Те, что постарше, привыкли вставать с первыми петухами и до темноты помогать взрослым, и уже не представляют, что можно жить как-то иначе. Те, что помладше, с удовольствием играют с соседскими детьми, и были бы не против продолжить общение за школьной партой.

Дмитрий Мурычев рассказывает, что отец не разрешает ему ходить в школу, говорит, что у него будет свой учитель, который будет учить его дома.

Чиновники от образования в растерянности. С одной стороны, давить на добровольных переселенцев не хочется. Но по закону, все граждане России обязаны водить детей в школу, независимо от веры и убеждений.

«В соответствии со статьей 43 Конституции РФ, начальное и общее образование должно быть бесплатным и является обязательным. Соотечественникам, конечно же, предложили учиться в школе, которая находится в селе Корфовка. В настоящий момент они ещё думают». – сообщил начальник отдела трудовых отношений администрации Уссурийского городского округа Александр Прохоров.

Думать осталось совсем недолго. Но уже понятно, что ответ, скорее всего, будет отрицательным. Глава общины Ульян Мурычев говорит: если староверов станут заставлять водить детей в школу, они ради сохранения традиций готовы будут даже переехать в другие места.

Канун первого сентября – самое время поговорить о школе. О плюсах и минусах семейного образования в эфире Первого канала дискутировали  кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская и разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский.

Инна Володарская считает, что семья должна принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Однако школа, по ее мнению, – это «не только изучение тех или иных предметов». «Каждый  из нас проживает в школе за 11 лет жизнь – сложную жизнь с ее плюсами и минусами. И, проживая ее, каждый ребенок учится жить в этой жизни», — говорит эксперт.

Педагог допускает, что «есть такие ситуации, когда ребенка необходимо обучать и воспитывать дома», но она не может согласиться с тем, чтобы «домашнюю школу сделали единственной формой образования, обучения и развития ребенка».

«Наша задача – не противопоставлять семейное воспитание школе, а помогать школе решать трудные проблемы, с которыми она столкнулась, помогать ей реализовывать новые стандарты образования», — заключает Володарская.

Игорь Чапковский уверен: «Школа перестала решать свою образовательную функцию. Я называю ее камерой хранения». Эксперт считает, что родители отдают детей в школу, только чтобы они были «под надзором, а не болтались по улицам».

По закону, право выбора формы обучения принадлежит родителю, отмечает специалист, поэтому многие люди, разочаровавшись в школьной системе образования, решают переводить ребенка на домашнее обучение. «У меня перед глазами прошли сотни родителей, которые обучили детей в семье, — рассказывает эксперт. – Для освоения программы 1-2 класса достаточно заниматься 1 час, а не сидеть 4 часа. У детей появляется время на занятия спортом. В то время как принудительное общение в школе ни к чему не готовит».

Чапковский добавляет, что родителей, которые решают заниматься обучением своих детей дома, меньшинство, По его мнению, «это тяжкий и вместе с тем очень радостный труд». Кроме того, эти люди подвергаются давлению со стороны системы.

«У всех по 15 детей».

Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

https://ria.ru/20180512/1520370157.html

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев — РИА Новости, 03.03.2020

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как РИА Новости, 12.05.2018

2018-05-12T08:00

2018-05-12T08:00

2020-03-03T10:19

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_0:172:3031:1877_1920x0_80_0_0_c89a960cd9315f4ca89ed5f1709e5ed2.jpg

тарбагатайский район

республика бурятия

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_151:0:2882:2048_1920x0_80_0_0_7b814ee3130e7c4c175340272462e67f.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение, тарбагатайский район, республика бурятия, россия

Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение, Тарбагатайский район, Республика Бурятия, Россия

УЛАН-УДЭ, 12 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как им удалось сохранить свою уникальную культуру даже в годы особенно жестоких гонений со стороны советской власти.

Не кедром единым

Пожилой человек, прихрамывая, неспешно направляется к деревянному дому с расписными ставнями. Геннадия Гудкова в Тарбагатае все знают как Парфеныча. «Кем я тут только не был! Учителем, бизнесменом, трактористом и так далее», — с улыбкой говорит он.

Парфеныч берет в руки колот — деревянный молот с длинной ручкой —  и показывает, как надо собирать кедровые орехи: к дереву подходят двое и со всей силы бьют колотом по кедру. Во время своего рассказа увесистую конструкцию пенсионер держит одной рукой.

«Колот уже подсох — давно не использовали, поэтому легкий, 35 килограммов всего. А когда древесина влажная, то где-то под 80. Адский труд — поди потаскай колотушку!» — замечает он.

Но того стоит: сбор кедровых орехов, который обычно начинается с 20 августа, — дело прибыльное. Покупают их, говорит Гудков, за бешеные деньги. «В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал», — вспоминает он.

Африканская проповедь: как жители Уганды становятся староверами

18 ноября 2017, 08:00

Сегодня сбор орехов да обработка своих участков — чуть ли не единственные занятия семейских старообрядцев. Обосновались они в Забайкалье более 250 лет назад. В 1762 году Екатерина II издала указ, по которому «всем живущим за границей российским раскольникам» (прежде всего имелись в виду польские старообрядцы) предписывалось переселяться на земли Сибири и Казахстана. Но те не послушались, и спустя три года их переселяли уже насильно — чтобы обеспечивали хлебом казаков, охранявших восточные границы государства. «Российских раскольников» высылали целыми семьями — по 15-20 человек. Отсюда и наименование «семейские».

«Старообрядцы активно осваивали забайкальские земли. Через нас из Китая шел чайный путь, а мы торговали мукой. Здесь ведь больше никто не сеял — урожай в один год может быть, а в другой — нет. Скота держали мало, да и то в основном буряты. Мои предки говорили: «Лучшего гостинца, чем лук и чеснок, для бурята в зимнее время нет», — рассказывает старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.

В Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сел не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет священник.

«Невзрачная жизнь»

Отец Сергий показывает музей, посвященный культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.

«Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме», — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.

До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.

То же касается и сел — их в буквальном смысле сокращали. «Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии, уверяет отец Сергий, самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей», — рассказывает священник.

Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только тверже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.

 

«Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились ее всячески украсить», — поясняет отец Сергий.

Тайны чердаков

Особенно тяжелым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, —  а целые усадьбы с множеством построек.

«Большевики учиняли беспредел и зверства. Все лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли», — говорит отец Сергий.

Но уникальную культуру все же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.

В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.

«Они хотели уничтожить абсолютно все, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана еще в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать ее», — уверяет батюшка.

Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.

Чужаки — вон!

Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца. Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.
«Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст», — говорит он.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкСвященноиерей Сергий Попков (Палий) из семейского села Тарбагатай в Бурятии демонстрирует старинную религиозную книгу

Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.

Впрочем, все это в прошлом. Сегодня семейская молодежь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это все впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.

Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шелка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше еще триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкЖенские национальные костюмы в музее материальной культуры старообрядцев Забайкалья «Элементы семейской старины» в семейском селе Тарбагатай в Бурятии

 

Полдня на песню

Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.

Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Черный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.

© РИА Новости . Валерий Мельников «Черный ворон» в исполнении тарбагатайских старообрядцев

© РИА Новости . Валерий Мельников

«Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения», — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.

«У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг», — подчеркивает Юрий Козлов, еще один участник ансамбля.

 

«Против всех»

Духовный сан отец Сергий принял в 1993 году. «Я с раннего детства знал вероучение и все обряды, поэтому только сдал необходимые для рукоположения экзамены», — рассказывает он. С тех пор он построил четыре храма, в том числе Крестовоздвиженский в Тарбагатае. В основном на заработанные своим трудом средства.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкХрам в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня Сибирской епархии РДЦ в семейском селе Тарбагатай в Бурятии

 

Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.

«С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас все спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно», — заключает старообрядец.

Староверы в фактах для детей

Детская энциклопедия в фактах

Фрагмент картины Василия Сурикова « Боярыня Морозова ». На картине изображена дерзкая староверка во время ареста. Поднятие двух пальцев (вместо трех) указывает на спор о том, как правильно креститься.

В истории Русской православной церкви старообрядцев (русский: старове́ры или старообрядцы , читай староверы или старообрядцы ) отделились после 1666-1667. Они откололись от иерархии Русской православной церкви в знак протеста против церковных реформ, проведенных патриархом Никоном. Старообрядцы продолжают богослужебную практику, которой следовала Русская Православная Церковь до реформы. Сам раскол русскоязычные называют раскол ( раскол ). Это слово происходит от русского слова расколоться , что означает «расколоться»).

Предыстория

Патриарх Никон (1605-1681; 1651-1658 как патриарх) хотел сблизить Русскую Православную Церковь и Элладскую Православную Церковь. По этой причине он изменил в 1651 году некоторые обряды и тексты. Эти изменения были внесены в русские обряды, чтобы приблизить их к греческим никоновского времени. По мнению старообрядцев, Никон сделал это без поддержки духовенства. и без совета. Когда изменения были внесены, люди, которые все еще практиковали старые обряды, подверглись преследованиям.

Картинки для детей

  • Боярыня Морозова, показывающая два пальца, картина Сурикова — фрагмент, этюд 04 из ГТГ

  • Икона VI века, изображающая благословляющего Христа. Два пальца кажутся выпрямленными, три согнутыми. Старообрядцы считают это правильным способом крестного знамения.

  • Карта старообрядческих слобод Московской губернии 1871 г.

  • Крестный ход Русской Православной Старообрядческой Церкви в г. Гуслице Московской области, 2008 г.

  • Липовцы (русские старообрядцы) во время церемонии перед своей церковью в румынском селе Слава Черчесэ в 2004 г.

  • Успенский собор в Белой Кринице (начало 20 века), старейший центр поповского старообрядчества

  • Борис и Глеб, первые русские святые (икона Московского училища начала XIV века). Старообрядцы признают только святых, причисленных к лику святых до раскола, хотя и у них есть свои святые, такие как протоиерей Аввакум и боярыня Морозова.

  • Старообрядческая церковь под г. Жерве, штат Орегон, США

  • Внутри старообрядческой церкви в Макки, штат Орегон, недалеко от Жерве и Вудберна в штате Орегон, США

  • Русские старообрядцы в Вудберне, штат Орегон

  • Русская старообрядческая церковь в Николаевске, Аляска, США

Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:

Старообрядческие факты для детей. Энциклопедия Киддла.

Русские старообрядцы

Посмотреть на Timeweb

№ по каталогу —
С 1-353

Дата —
1989

Эра —
1981-настоящее время (Недавняя история штата Орегон)

Темы —
Народная жизнь, раса, этническая принадлежность и национальность, религия

Кредиты —
Программа народной жизни Орегонского исторического общества

Регионы —
Бассейн Уилламетт

Автор —
Джоанн Б. Малкахи

Эта фотография неизвестного ребенка в крестьянской одежде была сделана координатором фольклора Джоанн Малкахи в 1989 году, когда она документировала население Орегона, состоящее из русских старообрядцев, для Орегонской программы фольклора.

Старообрядцы являются потомками группы, которая отвергла реформы Русской Православной Церкви, предпринятые в 1654 году для примирения различий между русскими и греческими православными текстами. Они откололись от Православной церкви, потому что она возражала против изменений в русских православных традициях, таких как обряды, иконопись и книгописание. Вскоре после раскола старообрядцы подверглись гонениям; некоторые были заключены в тюрьму, а другие сожжены заживо. Многие старообрядцы бежали в отдаленные деревни на севере России или в сибирские пустоши и основывали крошечные поселения. В этих районах они оставались изолированными от общества в целом до тех пор, пока царь Николай II не провозгласил в 1919 г. Указ о веротерпимости.05, освобождая старообрядцев от ссылки и гонений.

Русская революция 1917 года побудила многих старообрядцев бежать от воинской повинности, антиклассизма и голода в новом Советском Союзе. Многие отправились в Китай и построили колонии и фермы в Долине Трех рек Маньчжурии. В начале холодной войны в 1950-х годах давление коммунистов вынудило многих старообрядцев эмигрировать из Китая и отдаленных советских деревень. Они собрались в Гонконге и в западных советских портах, где религиозные и социальные благотворительные организации помогли им найти землю в более дружественных странах. Многие поселились в Южной Америке, особенно в Бразилии. Однако жизнь в Южной Америке была трудной, поэтому многие эмигрировали в конце 19 века.60-е годы. Сообщения о доступных сельскохозяйственных угодьях в долине Уилламетт побудили около 2000 старообрядцев иммигрировать в Орегон, где они основали небольшую колонию между Жерве и Маунт-Энджел. В 2002 году в Орегоне насчитывалось около 10 000 старообрядцев, это самая большая концентрация в США.

Старообрядцам по-прежнему сложно поддерживать свои средневековые традиции. Они придерживаются традиционных обычаев, в том числе одеваются в крестьянском стиле, как видно на этой фотографии, сделанной в 19 году.89. Женщины носят платки и длинные платья, а взрослые мужчины не бреют бороды. Они отмечают 40 ежегодных религиозных праздников, что делает трудоустройство в местных компаниях практически невозможным. Так, многие старообрядцы владеют предприятиями и фермами. Им нельзя есть из той же посуды, что и неверующим; поэтому многие старообрядцы питаются только в ресторанах быстрого питания, в которых используется одноразовая тара.