Содержание
В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома. Новости. Первый канал
С неожиданной проблемой столкнулись семьи староверов, которые недавно вернулись в Россию. По традициям, они учат детей дома, причем программа совершенно не совпадает с российской школьной. Но по законам, каждый ребенок в нашей стране должен получить начальное образование. Власти не хотят идти на конфликт, а сами староверы намерены оставить все как есть.
Когда видишь старообрядцев, кажется, что на машине времени попал, как минимум, на 100 лет назад. Они ничем не отличаются от своих предков — так же одеваются, говорят, читают и учат детей.
У староверов — своя система образования. Книга номер один — азбука церковнославянского языка, ей детей обучают с самых малых лет. Когда они становятся чуть постарше, изучают старинные псалмы — тоже на церковнославянском. И лишь потом — уроки современной грамоты.
Им понятней древнерусский, а не привычный для нас алфавит. Даже самые маленькие старательно штудируют псалтырь и бегло читают ветхозаветные молитвы.
При этом современный букварь первоклассника — слишком сложная книга даже для 10-12-летних. Трудновато и писать — на бумаге они едва могут вывести свои имя и фамилию. Мирское в общине изучается по остаточному принципу.
53 переселенца приехали в Приморский край из Боливии по государственной программе поддержки соотечественников. Их временно поселили в панельном доме в селе Корфовка. Скоро община планирует уединиться вдали от деревни, построив деревянные дома на своих сельхозугодиях.
Все эти люди — потомки староверов, покинувших Советский Союз еще в 20-30-е годы. Привычный для них образ жизни — это работа в поле и молитвы. Посещение общеобразовательной школы в их вековые традиции не входит.
«Нам важно сохранять традиции, веру и обряды, и будет больно и обидно, что мы в чужой стране сохранили, а тут, в своей русской стране, потеряем», — говорит Ульян Мурычев.
Мнения детей разделились. Те, что постарше, привыкли вставать с первыми петухами и до темноты помогать взрослым, и уже не представляют, что можно жить как-то иначе. Те, что помладше, с удовольствием играют с соседскими детьми, и были бы не против продолжить общение за школьной партой.
Дмитрий Мурычев рассказывает, что отец не разрешает ему ходить в школу, говорит, что у него будет свой учитель, который будет учить его дома.
Чиновники от образования в растерянности. С одной стороны, давить на добровольных переселенцев не хочется. Но по закону, все граждане России обязаны водить детей в школу, независимо от веры и убеждений.
«В соответствии со статьей 43 Конституции РФ, начальное и общее образование должно быть бесплатным и является обязательным. Соотечественникам, конечно же, предложили учиться в школе, которая находится в селе Корфовка. В настоящий момент они ещё думают». – сообщил начальник отдела трудовых отношений администрации Уссурийского городского округа Александр Прохоров.
Думать осталось совсем недолго. Но уже понятно, что ответ, скорее всего, будет отрицательным. Глава общины Ульян Мурычев говорит: если староверов станут заставлять водить детей в школу, они ради сохранения традиций готовы будут даже переехать в другие места.
Канун первого сентября – самое время поговорить о школе. О плюсах и минусах семейного образования в эфире Первого канала дискутировали кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская и разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский.
Инна Володарская считает, что семья должна принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Однако школа, по ее мнению, – это «не только изучение тех или иных предметов». «Каждый из нас проживает в школе за 11 лет жизнь – сложную жизнь с ее плюсами и минусами. И, проживая ее, каждый ребенок учится жить в этой жизни», — говорит эксперт.
Педагог допускает, что «есть такие ситуации, когда ребенка необходимо обучать и воспитывать дома», но она не может согласиться с тем, чтобы «домашнюю школу сделали единственной формой образования, обучения и развития ребенка».
«Наша задача – не противопоставлять семейное воспитание школе, а помогать школе решать трудные проблемы, с которыми она столкнулась, помогать ей реализовывать новые стандарты образования», — заключает Володарская.
Игорь Чапковский уверен: «Школа перестала решать свою образовательную функцию. Я называю ее камерой хранения». Эксперт считает, что родители отдают детей в школу, только чтобы они были «под надзором, а не болтались по улицам».
По закону, право выбора формы обучения принадлежит родителю, отмечает специалист, поэтому многие люди, разочаровавшись в школьной системе образования, решают переводить ребенка на домашнее обучение. «У меня перед глазами прошли сотни родителей, которые обучили детей в семье, — рассказывает эксперт. – Для освоения программы 1-2 класса достаточно заниматься 1 час, а не сидеть 4 часа. У детей появляется время на занятия спортом. В то время как принудительное общение в школе ни к чему не готовит».
Чапковский добавляет, что родителей, которые решают заниматься обучением своих детей дома, меньшинство, По его мнению, «это тяжкий и вместе с тем очень радостный труд». Кроме того, эти люди подвергаются давлению со стороны системы.
«У всех по 15 детей».
Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев
https://ria.ru/20180512/1520370157.html
«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев
«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев — РИА Новости, 03.03.2020
«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев
В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как РИА Новости, 12.05.2018
2018-05-12T08:00
2018-05-12T08:00
2020-03-03T10:19
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_0:172:3031:1877_1920x0_80_0_0_c89a960cd9315f4ca89ed5f1709e5ed2.jpg
тарбагатайский район
республика бурятия
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_151:0:2882:2048_1920x0_80_0_0_7b814ee3130e7c4c175340272462e67f.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение, тарбагатайский район, республика бурятия, россия
Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение, Тарбагатайский район, Республика Бурятия, Россия
УЛАН-УДЭ, 12 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как им удалось сохранить свою уникальную культуру даже в годы особенно жестоких гонений со стороны советской власти.
Не кедром единым
Пожилой человек, прихрамывая, неспешно направляется к деревянному дому с расписными ставнями. Геннадия Гудкова в Тарбагатае все знают как Парфеныча. «Кем я тут только не был! Учителем, бизнесменом, трактористом и так далее», — с улыбкой говорит он.
Парфеныч берет в руки колот — деревянный молот с длинной ручкой — и показывает, как надо собирать кедровые орехи: к дереву подходят двое и со всей силы бьют колотом по кедру. Во время своего рассказа увесистую конструкцию пенсионер держит одной рукой.
«Колот уже подсох — давно не использовали, поэтому легкий, 35 килограммов всего. А когда древесина влажная, то где-то под 80. Адский труд — поди потаскай колотушку!» — замечает он.
Но того стоит: сбор кедровых орехов, который обычно начинается с 20 августа, — дело прибыльное. Покупают их, говорит Гудков, за бешеные деньги. «В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал», — вспоминает он.
Африканская проповедь: как жители Уганды становятся староверами
18 ноября 2017, 08:00
Сегодня сбор орехов да обработка своих участков — чуть ли не единственные занятия семейских старообрядцев. Обосновались они в Забайкалье более 250 лет назад. В 1762 году Екатерина II издала указ, по которому «всем живущим за границей российским раскольникам» (прежде всего имелись в виду польские старообрядцы) предписывалось переселяться на земли Сибири и Казахстана. Но те не послушались, и спустя три года их переселяли уже насильно — чтобы обеспечивали хлебом казаков, охранявших восточные границы государства. «Российских раскольников» высылали целыми семьями — по 15-20 человек. Отсюда и наименование «семейские».
«Старообрядцы активно осваивали забайкальские земли. Через нас из Китая шел чайный путь, а мы торговали мукой. Здесь ведь больше никто не сеял — урожай в один год может быть, а в другой — нет. Скота держали мало, да и то в основном буряты. Мои предки говорили: «Лучшего гостинца, чем лук и чеснок, для бурята в зимнее время нет», — рассказывает старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.
В Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сел не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет священник.
«Невзрачная жизнь»
Отец Сергий показывает музей, посвященный культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.
«Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме», — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.
До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.
То же касается и сел — их в буквальном смысле сокращали. «Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии, уверяет отец Сергий, самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей», — рассказывает священник.
Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только тверже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.
«Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились ее всячески украсить», — поясняет отец Сергий.
Тайны чердаков
Особенно тяжелым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, — а целые усадьбы с множеством построек.
«Большевики учиняли беспредел и зверства. Все лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли», — говорит отец Сергий.
Но уникальную культуру все же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.
В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.
«Они хотели уничтожить абсолютно все, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана еще в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать ее», — уверяет батюшка.
Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.
Чужаки — вон!
Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца. Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.
«Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст», — говорит он.
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкСвященноиерей Сергий Попков (Палий) из семейского села Тарбагатай в Бурятии демонстрирует старинную религиозную книгу
Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.
Впрочем, все это в прошлом. Сегодня семейская молодежь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это все впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.
Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шелка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше еще триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкЖенские национальные костюмы в музее материальной культуры старообрядцев Забайкалья «Элементы семейской старины» в семейском селе Тарбагатай в Бурятии
Полдня на песню
Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.
Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Черный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.
© РИА Новости . Валерий Мельников «Черный ворон» в исполнении тарбагатайских старообрядцев
© РИА Новости . Валерий Мельников
«Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения», — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.
«У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг», — подчеркивает Юрий Козлов, еще один участник ансамбля.
«Против всех»
Духовный сан отец Сергий принял в 1993 году. «Я с раннего детства знал вероучение и все обряды, поэтому только сдал необходимые для рукоположения экзамены», — рассказывает он. С тех пор он построил четыре храма, в том числе Крестовоздвиженский в Тарбагатае. В основном на заработанные своим трудом средства.
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкХрам в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня Сибирской епархии РДЦ в семейском селе Тарбагатай в Бурятии
Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.
«С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас все спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно», — заключает старообрядец.
Староверы в фактах для детей
Детская энциклопедия в фактах
Фрагмент картины Василия Сурикова « Боярыня Морозова ». На картине изображена дерзкая староверка во время ареста. Поднятие двух пальцев (вместо трех) указывает на спор о том, как правильно креститься. |
В истории Русской православной церкви старообрядцев (русский: старове́ры или старообрядцы , читай староверы или старообрядцы ) отделились после 1666-1667. Они откололись от иерархии Русской православной церкви в знак протеста против церковных реформ, проведенных патриархом Никоном. Старообрядцы продолжают богослужебную практику, которой следовала Русская Православная Церковь до реформы. Сам раскол русскоязычные называют раскол ( раскол ). Это слово происходит от русского слова расколоться , что означает «расколоться»).
Предыстория
Патриарх Никон (1605-1681; 1651-1658 как патриарх) хотел сблизить Русскую Православную Церковь и Элладскую Православную Церковь. По этой причине он изменил в 1651 году некоторые обряды и тексты. Эти изменения были внесены в русские обряды, чтобы приблизить их к греческим никоновского времени. По мнению старообрядцев, Никон сделал это без поддержки духовенства. и без совета. Когда изменения были внесены, люди, которые все еще практиковали старые обряды, подверглись преследованиям.
Картинки для детей
Боярыня Морозова, показывающая два пальца, картина Сурикова — фрагмент, этюд 04 из ГТГ
Икона VI века, изображающая благословляющего Христа. Два пальца кажутся выпрямленными, три согнутыми. Старообрядцы считают это правильным способом крестного знамения.
Карта старообрядческих слобод Московской губернии 1871 г.
Крестный ход Русской Православной Старообрядческой Церкви в г. Гуслице Московской области, 2008 г.
Липовцы (русские старообрядцы) во время церемонии перед своей церковью в румынском селе Слава Черчесэ в 2004 г.
Успенский собор в Белой Кринице (начало 20 века), старейший центр поповского старообрядчества
Борис и Глеб, первые русские святые (икона Московского училища начала XIV века). Старообрядцы признают только святых, причисленных к лику святых до раскола, хотя и у них есть свои святые, такие как протоиерей Аввакум и боярыня Морозова.
Старообрядческая церковь под г. Жерве, штат Орегон, США
Внутри старообрядческой церкви в Макки, штат Орегон, недалеко от Жерве и Вудберна в штате Орегон, США
Русские старообрядцы в Вудберне, штат Орегон
Русская старообрядческая церковь в Николаевске, Аляска, США
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:
Старообрядческие факты для детей. Энциклопедия Киддла.
Русские старообрядцы
Посмотреть на Timeweb
- № по каталогу —
- С 1-353
- Дата —
- 1989
- Эра —
- 1981-настоящее время (Недавняя история штата Орегон)
- Темы —
- Народная жизнь, раса, этническая принадлежность и национальность, религия
- Кредиты —
- Программа народной жизни Орегонского исторического общества
- Регионы —
- Бассейн Уилламетт
- Автор —
- Джоанн Б. Малкахи
Эта фотография неизвестного ребенка в крестьянской одежде была сделана координатором фольклора Джоанн Малкахи в 1989 году, когда она документировала население Орегона, состоящее из русских старообрядцев, для Орегонской программы фольклора.
Старообрядцы являются потомками группы, которая отвергла реформы Русской Православной Церкви, предпринятые в 1654 году для примирения различий между русскими и греческими православными текстами. Они откололись от Православной церкви, потому что она возражала против изменений в русских православных традициях, таких как обряды, иконопись и книгописание. Вскоре после раскола старообрядцы подверглись гонениям; некоторые были заключены в тюрьму, а другие сожжены заживо. Многие старообрядцы бежали в отдаленные деревни на севере России или в сибирские пустоши и основывали крошечные поселения. В этих районах они оставались изолированными от общества в целом до тех пор, пока царь Николай II не провозгласил в 1919 г. Указ о веротерпимости.05, освобождая старообрядцев от ссылки и гонений.
Русская революция 1917 года побудила многих старообрядцев бежать от воинской повинности, антиклассизма и голода в новом Советском Союзе. Многие отправились в Китай и построили колонии и фермы в Долине Трех рек Маньчжурии. В начале холодной войны в 1950-х годах давление коммунистов вынудило многих старообрядцев эмигрировать из Китая и отдаленных советских деревень. Они собрались в Гонконге и в западных советских портах, где религиозные и социальные благотворительные организации помогли им найти землю в более дружественных странах. Многие поселились в Южной Америке, особенно в Бразилии. Однако жизнь в Южной Америке была трудной, поэтому многие эмигрировали в конце 19 века.60-е годы. Сообщения о доступных сельскохозяйственных угодьях в долине Уилламетт побудили около 2000 старообрядцев иммигрировать в Орегон, где они основали небольшую колонию между Жерве и Маунт-Энджел. В 2002 году в Орегоне насчитывалось около 10 000 старообрядцев, это самая большая концентрация в США.
Старообрядцам по-прежнему сложно поддерживать свои средневековые традиции. Они придерживаются традиционных обычаев, в том числе одеваются в крестьянском стиле, как видно на этой фотографии, сделанной в 19 году.89. Женщины носят платки и длинные платья, а взрослые мужчины не бреют бороды. Они отмечают 40 ежегодных религиозных праздников, что делает трудоустройство в местных компаниях практически невозможным. Так, многие старообрядцы владеют предприятиями и фермами. Им нельзя есть из той же посуды, что и неверующим; поэтому многие старообрядцы питаются только в ресторанах быстрого питания, в которых используется одноразовая тара.