Содержание
Перспектива в рисунке, что это? Словарь перспективы — School of Sketching by Olga Sorokina
Olga Sorokina
Скетчинг
Olga Sorokina
Скетчинг
Воздушная, фронтальная, угловая, византийская перспективы, тромплей и другие термины и понятия навевают страх?
Или все это кажется скучным и непонятным, но в глубине души вы понимаете, что для рисования это необходимо?
Многие как огня боятся перспективы, считая ее самой сложной областью рисунка. Пора разобраться!
Приятного и полезного вам чтения!
Перспектива:
Встречайте, Ее Величество, королева рисунка! Капелька книжной теории: перспектива – это область начертательной геометрии, в искусстве – техника изображения трехмерного пространства на плоскости, в соответствии с тем, как мы воспринимаем зрением сокращение предметов в пространстве. Сложно и запутанно, да? По сути, это наука о том, как мы видим мир вокруг нас и отображаем на бумаге то, что мы видим. Если просто, то у нас есть орган зрения – наши глаза, благодаря которым мы видим окружающий мир. Глаза видят картинку и передают ее в мозг, он ее обрабатывает и, таким образом, мы воспринимаем окружающий мир. В скетчинге это также то, как мы видим предмет или пространство с конкретной точки зрения.
Мой интерьерный рисунок спальни. Смотрите хэштег #perspectiveschemeolgasorokina
ПРИМЕРЫ рисунков в перспективе МОИХ УЧЕНИКОВ
ДО И ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВ:
Линейная перспектива:
Графический способ передачи глубины пространства на плоскости, благодаря которому можно добиться эффекта удаления пространства посредством уменьшения размеров изображаемых предметов. Сюда относятся фронтальная, угловая, мультиточечная и перспектива в три точки схода. Интересно, что в большинстве случаев, под этим понятием имеют в виду «прямую линейную перспективу», т. е. изображение, построенное на плоскости, предполагающее одну точку схода на линии горизонта. Здесь предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от зрителя. По сути, «прямая линейная перспектива» – это «фронтальная перспектива», она же «перспектива в 1 точку схода». Также есть обратная линейная перспектива (смотрите понятие «обратная перспектива» ниже). Кстати, тени, которые отбрасывают тела на плоскость также подчиняются законам линейной перспективы, посмотрите мои видео на Ютьюб по построению теней: здесь.
Перспектива – это наука о том, как мы видим мир вокруг нас и отображаем на бумаге то, что мы видим.
— Ольга Сорокина
Перспектива в одну точку схода:
Другие названия: «фронтальная», реже «параллельная» или «прямая линейная». Если говорить по-книжному, то здесь ваше направление взгляда параллельно горизонтальным линиям, уходящим в точку схода. Проще говоря, у нас есть одна-единственная точка на линии горизонта и все линии сходятся именно туда (смотрите 2 схемки с человечком и красными линиями ниже). В интерьерном скетчинге мы увидим фронтальную стену как прямоугольник. Смотрите примеры моих скетчей во фронтальной перспективе ниже, а также этот интерьер столовой в моем Инстаграм. В городском скетчинге это может быть перспектива улицы или галереи, вот пара наглядных примеров: смотреть. Читайте подробнее об этом виде перспективы в моей книге «The СКЕТЧ», также я даю там действенные пошаговые упражнения, благодаря которым вы сможете нарисовать интерьер во фронтальной перспективе, даже если вы никогда не рисовали прежде.
Рисую на этом фото скетчи в 1 точку схода
Здесь я нарисовала интерьер в перспективе в 1 точку схода, а плитка на полу нарисована в 2 точки схода.
Перспектива в две точки схода (угловая):
Как следует из названия, мы имеем две точки на горизонте, куда сходятся линии в рисунке. Тут направление нашего взгляда находится под углом к горизонтальным линиям, сокращающимся в точки схода (показаны красным на рисунке справа). Рисуя интерьер, мы увидим две стены, а значит, угол комнаты; изображая здание, мы также часто увидим его угол, направленный на нас, отсюда и происходит второе название перспективы – «угловая». Нажмите на картинки ниже, чтобы рассмотреть их внимательнее.
Схема перспективы в одну точку схода
Схема перспективы в две точки схода
Перспектива в три точки схода:
Вы конечно же уже догадались, что здесь фигурируют целых три точки! Это также линейная перспектива, где в дополнение к двум точкам на линии горизонта добавляется еще одна снизу или сверху. Такой эффект часто появляется, если смотреть на высокое здание снизу вверх или наоборот, сверху вниз. Посмотрите как пример, вот этот рисунок небоскребов с моего курса городского скетчинга для начинающих.
Мультиточечная перспектива:
Да, ваши догадки верны, здесь мы имеем дело с несколькими точками схода. Попробуйте посчитать, сколько в этом рисунке точек схода.
Смотрите по этому хэштегу мои скетчи пошагово: #stepbystepOlgaSorokina
Криволинейная перспектива («рыбий глаз», «сферическая» или «изогнутая» перспектива):
Вид перспективы, в котором мы умышленно искажаем пространство, захватывая не только то, что попадает в наш угол зрения, но и то, что мы видим периферическим зрением. Представьте себе, что у вас в руках зеркальный шар и вы смотрите на себя и на пространство вокруг в отражении этого шара. Благодаря этой перспективе можно изобразить то, что мы видим практически на 180 градусов. Как правило, это перспектива в 5 точек схода: сверху, снизу, справа, слева и в центре. Этот вид перспективы часто можно встретить в фотографии, когда используется объектив «рыбий глаз» («fish eye» lens). Этот вид перспективы особенно любил использовать художник Эшер, сейчас его активно использует в своих картинах художник Дик Термес.
Пример криволинейной перспективы из Pinterest
Воздушная перспектива (атмосферная):
Воздух, в котором есть частички пыли и испарения воды, влияет на то, как мы воспринимаем зрением объекты на расстоянии: самые удаленные от нас кажутся более блеклыми, полупрозрачными (с точки зрения тона, там мало контраста между светом и тенью). Очень часто предметы вдали смотрятся более холодными по оттенку нежели близлежащие объекты, контуры и детали которых мы видим более отчетливо. Также обратите внимание, что контрастность предметов первого плана намного выше нежели дальнего, т. е. свет и тень на ближнем плане более отчетливы. Хочу привести здесь описание воздушной перспективы от Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными, делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы. А самые последние предметы, вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и ими, кажутся синими, почти цвета воздуха». И точные слова Альберти: «От большого расстояния предметы и фигуры утрачивают силу цвета, слабеют».
От большого расстояния предметы и фигуры утрачивают силу цвета, слабеют
— Альберти
Рисунок из моего курса городского скетчинга для начинающих. Все скетчи с курса смотрите смотрите здесь.
Обратная перспектива:
В английском языке ее еще иногда называют «византийская перспектива» (т.к. такой вид перспективы применялся в византийской и древнерусской живописи, мозаиках, иконах, фресках). В отличие от прямой линейной перспективы, здесь при удалении объекты представляются увеличивающимися в размерах. Предметы словно расширяются, удаляясь от зрителя, таким образом, точка схода линий располагается внутри самого зрителя, а не на линии горизонта. Кстати, в картине часто несколько линий горизонта и точек постановки зрителя. Обратная перспектива это настоящий феномен, который порой считают ошибкой, неумением художника изображать окружающий мир, что совершенно неверно, ведь обратная перспектива имеет четкое математическое описание, равно как и прямая перспектива. У обратной перспективы глубокий подтекст — она формирует пространство «зрителецентрированное», поскольку точка схода находится в смотрящем, символически отображая глубинную связь человека с миром образов.
Схема и пример обратной перспективы
Trompe l’oeil, Тромплей или «обманка»:
Красивое слово (фр. trompe-l’œil, «обман зрения»), которое описывает технический прием, создающий оптическую иллюзию в искусстве. Например, персонаж картины, выходящий из рамы или глухая стена, расписанная под галерею или улицу. Здесь обманка в том, что двухмерная картина визуально кажется трехмерным объектом благодаря правильному использованию законов перспективы и живописи.
Принудительная перспектива (forced perspective в английском):
Интересная оптическая иллюзия, которую особенно любят фотографы, благодаря ней смещается реальная плановость: кажется, что удаленные объекты находятся ближе, но визуально выглядят меньше по размеру. Здесь искажается наше восприятие глубины пространства. Примеры принудительной перспективы здесь.
Хотите узнать еще больше? Подробнее о перспективе я рассказываю и даю практические упражнения в моей книге «The СКЕТЧ», также присоединяйтесь к видео-курсу по азам перспективы, кнопка внизу.
Понравился блог-пост? Оставляйте свои вопросы и комментарии ниже, я их читаю.
P.S. Пожалуйста поделитесь этим блог-постом со своими друзьями в соц. сетях! Спасибо!
© Ольга Сорокина, 2018
Все права защищены.
Использование материалов возможно только с активной ссылкой на сайт.
Присоединяйтесь к моему мини-курсу по перспективе, в котором уже более 10 000 участников!
да, я хочу присоединиться!
Подписывайтесь на меня в Инстаграм @schoolofsketching
Читайте также другие посты из блога:
ПОЛУЧИТЕ ТРИ МОИХ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ БЛОГ-ПОСТА О СКЕТЧИНГЕ И
ГИД В PDF «КАК СОЗДАТЬ СКЕТЧ-ПЛАН ЗА 10 ШАГОВ»,
ПРОСТО УКАЖИТЕ СВОЕ ИМЯ И МЕЙЛ:
Tagged: перспектива, угловая перспектива, фронтальная перспектива, правила скетчинга, интерьерный скетчинг, городской скетчинг
линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
Руководство по курсовой работе
Perspective | Тейт
Студенческий ресурс
От точек схода к точкам зрения, исследуйте перспективу в искусстве
Введение
Перспектива в искусстве обычно относится к представлению трехмерных объектов или пространств в двухмерных произведениях искусства. Художники используют технику перспективы, чтобы создать реалистичное впечатление глубины, «играют» с перспективой, чтобы представить драматические или дезориентирующие изображения.
Перспектива также может означать точку зрения – позицию, с которой человек или группа людей видят окружающий мир и реагируют на него. Вы можете, например, услышать, как люди говорят «с моей точки зрения» или ссылаются на точку зрения определенной группы или набора убеждений: «точка зрения молодежи» или «точка зрения феминистки».
Создай космос! … Основы
Что такое перспектива и как она работает?
Вы замечали, что предметы кажутся больше, если они находятся близко к вам, и меньше, если они находятся дальше? Это перспектива. Именно перспектива помогает сделать вещи трехмерными и создает ощущение пространства, уходящего вдаль. Существует два типа перспективы: линейная перспектива и воздушная перспектива (иногда также называемая атмосферной перспективой).
Линейная перспектива
Если смотреть вдоль прямой дороги или железнодорожных путей, края дороги или железнодорожных путей выглядят так, как будто они сходятся на расстоянии. Это называется линейной перспективой. В линейной перспективе параллельные линии движутся вместе, удаляясь от вас. Точка, в которой кажется, что линии встречаются, называется точкой схода.
Чтобы создать впечатление уходящей вдаль дороги, художник Джулиан Опи поместил единственную точку схода примерно в центре изображения. Края дороги сходятся в этом месте и создают ощущение удаляющегося пространства. (Перспектива, в которой используется одна точка схода, подобная этой, иногда называется «перспективой с одной точкой»).
Для изображения трехмерных объектов или зданий художники часто используют две (или более) точки схода. Взгляните на этот эскиз J.M.W. Тернер. Он поместил точки схода по обеим сторонам листа, а затем нарисовал верхнюю и нижнюю линии двух стен здания так, чтобы они пересекались в этих точках. Стены словно уходят вдаль, что делает здание объемным.
Художник Эд Руша использовал две точки схода (или двухточечную перспективу) в своем драматическом рисунке автозаправочной станции. Одна из точек схода находится в правом нижнем углу работы. Другой от бумаги слева. Можете ли вы решить, где должна быть точка схода, чтобы линии передней стены и крыши заправочной станции встретились там?
Эдвард Руша
Стандартное исследование № 3
(1963)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии
© Эд Руша
Воздушная или атмосферная перспектива
Помимо использования линий для создания впечатления трехмерного пространства на двухмерной поверхности, художники используют и другие приемы. Воздушная перспектива или атмосферная перспектива относится к влиянию атмосферы на внешний вид вещей, если смотреть на них с расстояния.
Если вы посмотрите на вид с высокого здания или вершины холма, здания, деревья, холмы и другие ландшафтные или городские элементы на расстоянии кажутся размытыми или туманными. Чем дальше что-то от вас, тем менее четкие его детали и меньше тональный контраст (контраст между светлыми и темными). Цвета также становятся менее яркими по мере удаления и больше сливаются с фоновым цветом атмосферы — синим (если нет заката, когда он красный!).
На картине Уильяма Рэтклиффа, изображающей пригородную улицу, дома и сады на переднем плане детализированы и ярко окрашены. Но холмы, здания и деревья вдалеке окрашены в оттенки блеклого синего и фиолетового, и трудно разобрать их очертания и детали.
Кэрол Родс
Ридж
(1999)
Тейт
© Кэрол Роудс
Художница Кэрол Родс использует воздушную перспективу в своих картинах пейзажей, которые выглядят так, как будто они были написаны буквально с самолета! Ridge 1999 показывает вид сверху на огромный пустой ландшафт. На первый взгляд это выглядит как абстрактная композиция. Но мы можем различить несколько деталей, которые позволяют предположить, что это пейзаж — хребет, что-то похожее на дорогу и, возможно, взлетно-посадочную полосу аэропорта. Однако по мере того, как пейзаж простирается вдаль, черты становятся настолько нечеткими в атмосферной дымке, что их невозможно идентифицировать.
Влияй!
Энтони Эрнандес
Рим #17
(1999)
Предоставлено Американским фондом галерее Тейт, любезно предоставлено Фрэнсис Боуз, 2006 г.
© Энтони Эрнандес
Как только вы узнаете, как работает перспектива, вы можете начать с ней возиться: добавить ощущение драмы (или потусторонней странности) к пейзажу или городскому пейзажу или исследовать абстрактное пространство.
Драматические здания и пространства
Rome #17 Энтони Эрнандеса 1999 — это фотография интерьера здания. Пространство неоднозначно — оно похоже на шахту лифта в строящемся здании — но мы не можем сказать, смотрим ли мы вверх или вниз. Централизуя точку схода вала на бумаге, чтобы изображение было симметричным, он создает драматическое ощущение удаляющегося пространства. Мы словно втянуты в образ.
Точки обзора, выбранные художниками для этих фотографий, также используют перспективу, чтобы подчеркнуть и драматизировать структуру зданий.
Ютака Таканаси
Токио-дзин
(1974 г., напечатано в 2012 г.)
Тейт
Сюрреалистические пейзажи и городские пейзажи
Художники-сюрреалисты использовали линейную перспективу для создания странных городских пейзажей с остроугольными зданиями и пустыми уходящими улицами.
Тристрам Хиллиер
Альканьис
(1961)
Тейт
© Поместье Тристрама Хиллиера. Все права защищены 2020 / Изображения Бриджмена
Темная удаляющаяся аркада в картине Джорджио де Кирико « Неуверенность поэта» 1913 добавляет жуткий фон для его странного (и очень сюрреалистического) натюрморта на переднем плане. Тристрам Хиллиер использует перспективу, чтобы создать столь же жуткую городскую сцену с площадями, тенями и зданиями. Линия деревьев на призрачной пейзажной картине Пола Нэша Столб и Луна 1932-42 отступает к точке схода справа от изображения. Используя точку схода в центре изображения, Колин Селф переносит нас в свой кошмарный сад.
Художники Ив Танги и Джон Армстронг использовали воздушную перспективу в своих сюрреалистичных пейзажах. Пейзаж в « Azure Day 1937» Танги, декорации для групп антропоморфных фигур и зданий, кажется, продолжается бесконечно, постепенно исчезая в неясной дымке. Армстронг преувеличивает контраст между резким, сфокусированным передним планом; и синий, нечеткий фон, чтобы создать сказочную атмосферу его картины.
Ив Танги
День Azure
(1937)
Тейт
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023
Перспектива и абстракция
Основная идея кубизма заключалась в представлении трехмерных объектов на двухмерном холсте путем объединения различных видов объектов. Это часто приводит к дезориентации чувства перспективы. Вместо того, чтобы удаляться в пространство, объекты кажутся сплющенными или имеют углы и плоскости, которые мы не ожидаем увидеть.
Вдохновленный кубистическим пространством, Дэвид Хокни использовал реалистичную перспективу, создавая абстрактные изображения своей студии.
Картинка NY, NY No. X 1948 Гедды Стерн является ответом на Нью-Йорк, куда она переехала в 1941 году. Полуабстрактная масса линий и плоскостей, которые, кажется, изображают крыши, стены, заборы, лестницы, пожарные лестницы, башни, деревянные панели и другие конструкции предполагают ее волнение. Создается ощущение, что она все сразу вбирает в себя и выливает свои впечатления на полотно. Ее умелое использование различных точек схода на картине добавляет образу хаотической застроенной среды и ощущения шума и суеты большого города.
Хедда Стерн
Нью-Йорк, Нью-Йорк № X
(1948)
Тейт
© Estate of Hedda Sterne / DACS 2023, Все права защищены
В отличие от сложных и запутанных слоев форм и перспектив Хедды Стерн, Викен Парсонс создает пространства, которые кажутся простыми, но на самом деле столь же запутанными. В основном монохроматические картины показывают то, что кажется пространствами или комнатами. Он использует перспективу, чтобы создать ощущение трехмерной глубины, но перспективы меняются и бросают вызов тому, что мы думаем, что видим. Картины одновременно приглашают, но иногда и мешают нам творчески исследовать комнаты. Хотя комнаты кажутся пустыми, присутствие создается за счет использования света и тени, что придает картинам атмосферу таинственности.
Викен Парсонс
Без названия
(2010)
Тейт
© Викен Парсонс
Викен Парсонс
Без названия
(2012)
Тейт
© Викен Парсонс
Оп-художница Бриджит Райли часто играет с перспективой в своих абстрактных картинах и гравюрах, исследующих оптические эффекты. Трехмерные гребни Blaze 1964 отступают по завораживающей спирали. В то время как в Untitled [Fragment 1/7] 1965 она манипулирует линейной перспективой, чтобы создать эту трехмерную абстрактную форму.
Ознакомьтесь с другими примерами произведений искусства, использующих перспективу для создания сложных многослойных или дезориентирующих изображений:
Мария Элена Виейра да Силва
Коридор
(1950)
Тейт
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023 г.
Ричард Смит
Виста
(1963)
Тейт
© Фонд Ричарда Смита
Ричард Гамильтон
Интерьер II
(1964)
Тейт
© Поместье Ричарда Гамильтона
Рон Дэвис
Вектор
(1968)
Тейт
© Рон Дэвис
Перспектива, идеи и значение
Томас Штрут также использовал перспективу в своих фотографиях городских пейзажей. Но вместо того, чтобы подчеркивать драматизм архитектуры, он использовал перспективу, чтобы подчеркнуть обыденность. В 1991 году, через два года после объединения Восточного и Западного Берлина, Штрут начал работу над серией фотографий улиц городов бывшей Восточной Германии. Раньше города были недоступны с запада. Все фотографии сделаны с одинаковой точки зрения: он размещает камеру в центре дороги на уровне глаз, создавая одноточечную перспективу, которая ведет взгляд зрителя вдоль улиц. Слегка потрепанный восточногерманский мир, который изображает Штрут, — это мир, в котором время представлено как остановившееся.
При использовании одинакового подхода ко всем изображениям фотографии Штрута выглядят как научные записи. Он не фокусируется на интересном участке улицы, не выбирает драматический ракурс и не дает никаких намеков на то, как мы должны смотреть на фотографии или интерпретировать их. Зрителю остается задержаться на том, что в противном случае могло бы показаться непримечательной повседневной сценой. Штрут сказал о своем подходе к своим фотографиям, что он хочет «дать паузу».
На этом произведении Кэри Янга два ряда промышленных зданий (желтые с одной стороны и синие с другой) резко сводятся к единой точке схода в центре изображения. Строгая перспектива и симметрия зданий резко контрастируют со свернувшейся фигурой на переднем плане. Вокруг никого нет, и пустота сцены усиливается большим пространством облачного неба.
Фотография является частью серии Кэри Янг под названием Body Techniques . На каждой фотографии художник одет в элегантный костюм-двойку и изображен в одиночестве в окружении недавно завершенных или недостроенных строек. Фотографии были сделаны в Объединенных Арабских Эмиратах и привлекают внимание к быстрому росту городов, стимулируемому частным и корпоративным богатством. Как заметила историк искусства Джулия Брайан-Уилсон, эти фотографии «изображают архитектуру многонациональной торговли как обезличенные и дегуманизирующие, футуристические, но пыльные извращенные проекты прогресса». Кэри Янг исследует, как человеческая фигура вписывается в эти суровые условия. Но, как объяснила сама Янг: «неясно, приспосабливается ли художник к пейзажу или ищет способы противостоять ему» 9.0003
Томас Струт и Кэри Янг используют перспективу для изучения идеи. Фотограф Дон Маккаллин использует перспективу, чтобы визуализировать ужасы войны. Длинная дорога уходит вдаль через акры ровных полей. На фотографии запечатлено место одного из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны – Сомма. Выбор точки зрения Маккаллина, сосредоточение внимания на дороге, а не на полях сражений, является острым напоминанием о жалком марше, в котором погибло так много молодых солдат. Он выбирает точку обзора, смотрящую вниз по дороге, из-за чего дорога кажется бесконечной. Перспектива преувеличивает огромные масштабы полей сражений и страданий и человеческих жертв, которые там происходили.
Перспективы и голоса
Лорна Симпсон
Пятидневный прогноз
(1991)
Тейт
© Лорна Симпсон, предоставлено Салоном 94, Нью-Йорк
До сих пор этот ресурс исследовал, как художники используют техники перспективы для создания впечатления трехмерного пространства, а также различные способы, которыми художники используют (и неправильно) ее, чтобы добавить драматизма или значения изображению или создать дезориентирующие абстрактные произведения искусства.
Перспектива в искусстве также может быть изучена в связи с точкой зрения художников и тем, как они используют ее в своих работах. У всех нас есть индивидуальная точка зрения, которая влияет на то, как мы думаем и реагируем на окружающий мир. На нашу точку зрения влияет множество вещей, включая наш пол, нашу расу, наше культурное происхождение, наше образование, нашу историю и опыт.
Многие художники используют искусство как инструмент для изучения своего опыта и информирования людей о своей точке зрения.
Художник Дональд Родни исследовал проблемы расы и репрезентации со своей точки зрения молодого темнокожего британского художника. Он был ведущей фигурой в британской BLK Art Group в 1980-х годах и признан «одним из самых новаторских и разносторонних художников своего поколения». Родни страдал от унаследованной неизлечимой болезни серповидно-клеточной анемии, и его опыт болезни и боли также является тем, с чем он имеет дело в своем искусстве.
Просмотрите альбомы Донала Родни и узнайте больше о том, как он использовал искусство для исследования и передачи своего опыта и точки зрения.
Этот файл фильма поврежден и удаляется. Приносим извинения за доставленные неудобства.
Работа Сони Бойс От Тарзана до Рэмбо… исследует представление чернокожих в средствах массовой информации с ее точки зрения, которую она описывает как «уроженца Англии».
Произведение искусства возникло в результате ее исследования взаимосвязи между ее собственным «образом себя» и образом, предлагаемым преимущественно белым обществом через средства массовой информации (газеты, фильмы, телевидение и т. д.). Узнайте больше об идеях Бойса в этом ресурсе Look Closer.
Синди Шерман
Без названия #97
(1982)
Тейт
© Синди Шерман
Линдер
Без названия
(1976)
Тейт
© Линдер
Художники, такие как Лорна Симпсон, Синди Шерман, Линдер и Партизаны, создают искусство со своей точки зрения как феминистки. Они используют искусство, чтобы исследовать свой гендерный опыт в обществе с целью выявить укоренившееся неравенство и показать альтернативы доминирующим гендерным ролям.
Группа Guerrilla Girls образовалась в 1984 году в ответ на выставку под названием «Международный обзор новейшей живописи и скульптуры » в MoMA (Музей современного искусства) в Нью-Йорке. Хотя предполагалось, что на выставке будут представлены лучшие художники мира, из 169 представленных художников только 13 были женщинами. The Guerilla Girls стремятся разоблачить сексизм и расизм в мире искусства. Они делают яркие (и часто остроумные) плакаты, размещают рекламу в газетах и используют прямые действия, такие как демонстрации за пределами музеев, чтобы донести свое сообщение.
Узнайте больше о феминистском искусстве, движении BLK Arts и других группах и движениях, созданных для представления взглядов маргинализированных групп в мире искусства:
Рисование в перспективе | Джон Ловетт Художник
По какой-то причине перспективный рисунок рассматривается как сложное вторжение в веселую сторону живописи. В этой статье мы воспользуемся очень простым подходом к устранению сложностей с незаменимым инструментом рисования. Посмотрите видео и прочитайте примечания, чтобы получить более четкое представление об основных принципах двухточечной перспективы.
Рисование в перспективе — это метод создания линейной иллюзии глубины. По мере того, как объекты удаляются от зрителя, кажется, что они уменьшаются в размерах с постоянной скоростью. Коробка на эскизе ниже кажется цельной и трехмерной из-за использования перспективы.
Ближайшая к нам часть коробки — передний вертикальный край. Два других видимых вертикальных края, находящиеся дальше, кажутся короче. Чтобы найти длину этих линий, нам нужно знать, где находится уровень наших глаз по отношению к прямоугольнику и где две точки схода вдоль линии уровня глаз будут отступать для всех наших горизонтальных линий.
Поскольку коробка квадратная, а наш угол зрения на коробку составляет сорок пять градусов, каждая точка схода будет находиться на одинаковом расстоянии от коробки.
Определение уровня глаз или линии горизонта для перспективы
Горизонтальная линия, проходящая через рамку, указывает уровень наших глаз и будет варьироваться в зависимости от точки обзора по отношению к рамке.
В рамке выше уровень наших глаз примерно на четверть выше переднего края. Горизонтальные линии ниже уровня глаз будут казаться наклонными вверх до точки схода, а линии выше уровня глаз будут наклоняться вниз.
На наброске выше уровень наших глаз находится ниже этой рамки, поэтому все горизонтальные линии будут казаться наклонными вниз.
Здесь наш уровень глаз находится выше этого прямоугольника, поэтому все горизонтальные линии будут казаться наклонными вверх.
Внимательно глядя на горизонтальные линии того, что мы хотим нарисовать, мы можем определить направление к точкам схода и расположение линии горизонта или уровня глаз.
Если все горизонтальные линии на объекте кажутся наклоненными вверх (как показано выше), уровень глаз будет выше объекта.
Если все горизонтальные линии объекта кажутся наклоненными вниз (как показано ниже), объект находится выше уровня глаз.
Если некоторые горизонтальные линии в нашем объекте наклонены вверх, а некоторые вниз (как показано ниже), наша линия горизонта или уровня глаз будет внутри объекта.
Во всех трех примерах пересечение этих сходящихся линий будет точками схода, и они всегда будут пересекаться на линии горизонта или линии уровня глаз.
Поиск перспективных точек схода
Две вещи, которые определяют, насколько далеко от нашего объекта будут точки схода, — это наше расстояние от объекта и наш угол зрения на объект. Чем ближе мы к объекту, тем ближе будут точки схода и тем более экстремальная перспектива (набросок ниже).
По мере удаления от объекта эффект перспективы уменьшается, и точки схода смещаются наружу, от объекта (рисунок ниже).
Изменение угла обзора объекта приведет к тому, что одна точка схода приблизится к объекту, а другая — дальше. На приведенном ниже эскизе перемещение вокруг объекта вправо приводит к тому, что точки схода смещаются вправо. Один приближается, а другой отдаляется.
Если мы двигаемся вокруг коробки влево, точки схода перемещаются влево. Левая точка перемещается дальше, правая точка приближается.
Если вы сможете прочитать эти заметки и понять, что происходит, то, потренировавшись, вы сможете рисовать различные квадратики, подобные приведенным выше. Нарисуйте их снизу, сверху, повернув под разными углами, с близкого расстояния, дальше назад. Как только вы освоитесь с одной коробкой и почувствуете, как изменения уровня глаз и точек схода влияют на перспективу, создание более сложных структур — это просто вопрос наложения. , переставляя и изменяя больше ящиков.
Понимание перспективного рисунка является важной частью ваших способностей к рисованию, но, независимо от того, насколько оно точно, оно также может испортить в остальном хорошую картину. Не позволяйте вашей работе стать чрезмерно нарисованной и механической.
Я редко использую линейку, когда речь идет о перспективе, предпочитая набрасывать линии вручную, не возвращая все точно к точке схода. Легкая неточность добавляет небрежности работе и избавляет от натянутого клинического вида.
На этой картине Лондона использована простая перспектива с единственной точкой схода. Вы можете увидеть, где будет точка схода, следуя сходящимся линиям справа. Линии приблизительны (настолько точны, насколько я могу судить на глаз), но если бы вдоль них была проведена линейка, они были бы далеко не идеальными, лишая этот механический вид и придавая картине рыхлость, которая усиливает древнюю патину города. . Рисуя эти линии, я не собираюсь делать их неточными, но, к счастью, невооруженный глаз не обладает точностью линейки.
Точки схода на этой картине Венеции разбросаны по всей линии горизонта из-за того, что очень немногие здания построены параллельно друг другу. Все они представляют собой отдельные коробочки, повернутые немного под разными углами.