Баскаков андрей иванович: Баскаков, Андрей Иванович | Кто такой Баскаков, Андрей Иванович?

Андрей Баскаков: «Фотография делается головой»

Новости

15.11.2022

Вятская дымка вошла в список 100 шедевров нематериального культурного наследия России

Читать далее…

Новости из районов

09.11.2022

Санчурскому районному Дому культуры — 55 лет

Читать далее…

Итоги конкурсов

16.11.2022

Сводные оценочные листы областных конкурсов

Читать далее…

8 февраля в Народной галерее Областного Дома народного творчества
состоялась торжественная церемония закрытия областной выставки-конкурса
фоторабот «Автопортрет моей души».
Выставку оценивали
члены Союза художников и фотографов России. Среди них, Баскаков Андрей Иванович
– председатель Союза фотохудожников России, заведующий отделом фотоискусства
Государственного Российского Дома народного творчества (г. Москва), заслуженный
работник культуры РФ. После церемонии награждения Андрей Баскаков провел
пятичасовой мастер-класс, на котором рассказал коллегам об основных критериях оценки
современной фотографии. Более 60 фотографов, начинающих и опытных, собрались в
Народной Галерее, чтобы получить рецензию на свои работы. Кроме того, Андрей
Иванович рассказал о всероссийских проектах Союза фотохудожников, о требованиях
к оформлению фоторабот и созданию фотоколлекций.

Публикуем
интервью, в котором Андрей Баскаков высказал мнение об уровне только что
завершившегося фотоконкурса, о проблемах жанра и многом другом.

Андрей Иванович, каково ваше общее впечатление о нашей областной выставке-конкурсе фоторабот
«Автопортрет моей души», тем более что в ОДНТ она проходит впервые?

 — Мои впечатления не столь радужные, как у
некоторых участников, потому что мне есть с чем сравнивать. Тем не менее, с
удовольствием поздравляю организатора — областной Дом творчества, с тем, что в
этом уютном зале собирались люди, не только для того чтобы что-то посмотреть,
но реально работать, чтобы искусство фотографии в Кировской области стало современным
и востребованным.   Важно, что ОДНТ начал
этот проект и процесс пошел. Народная галерея – это действительно очень хорошая
площадка в центре города, которая вполне подходит для серьезных фотографических
выставок. К чему я вас и призываю. Мне показалось, и это интересно, и
поучительно для других регионов страны, что Дом творчества активно привлек к
участию в выставке районы области. Присутствие в одном пространстве множества авторов
из разных уголков региона – неплохое достижение. Как правило, выставки
областного уровня собирают наиболее сильных авторов из столиц регионов,
оставляя «за бортом» районную провинцию.

А уровень того, что
вы увидели на выставке?

На мой взгляд, уровень выставки -
низкий. Тому есть причины — слабое, как мне показалось, фотографическое
образование. Это извечная проблема в нашей стране, но за последнее десятилетие
во многих областных центрах появилось платное образование, которое в какой-то
мере занимается фотографическим ликбезом. На разном уровне и с разным
качеством, конечно. Возможно, это некоторое решение и для Кирова, благо здесь,
и в Кирово-Чепецке, есть замечательные фотографы.

А что вы думаете о
работах Анатолия Гулина, который завоевал Гран-При конкурса?

 — Именно этот автор, при том, что есть и
другие хорошие авторы, и другие интересные работы, собрал достаточно цельную
фотографическую коллекцию, в ней чувствуется авторский стиль, авторское видение.

Ваш мастер-класс
собрал полсотни фотографов, которые пришли, чтобы услышать ваше мнение о своих
работах, можно подвести какие-то итоги?

Многое из того, что я увидел
сегодня, снято по принципу «Я тут был». Это такая «съемка проходя». Чем отличается фотограф-профессионал от
любителя? Профессионал никогда не пойдет гулять просто так, он идет к цели,
ищет нужный ему кадр. А любитель будет снимать всё подряд. Если вы будете
бездумно щелкать кнопкой фотоаппарата, вы никогда не сможете собрать цельную
авторскую коллекцию.

То, что я увидел здесь, как раз
тот случай, когда люди снимают для семейного альбома, но непременно хотят
показать всем. Проблем много: с отбором, с формированием коллекции, и с
оформлением выставки.  Закатов и восходов
на выставке – перебор, а действительно пейзажными работами можно назвать не
более десятка фотографий. Имеют ценность фотографии образные, а не просто
слащаво красивые.

Как вы относитесь к тому, что
сегодня фотографируют все?

Это замечательно. Это
историческая фиксация того, что происходит в жизни. А жизнь сама отфильтрует, а
другие поколения выберут то, что им интересно. Сохранились архивы фотографов,
которые работами в 60-80-е годы ХХ века для районных или областных газет.  Заглянув в эти архивы, наше поколение лучше понимает,
какой была страна 3 -4 десятка лет назад, как и какими радостями жило то
поколение людей.

Получается у каждой эпохи есть
свой вкус, судя по фотографиям, можно судить о вкусе наших авторов?

Нет, конечно, нельзя
судить о вкусе времени только по фотографии. Помните, раньше непременным
атрибутом дома был ковер с лебедями, на кровати-подушки горою, закрытые
накидкой, на стене – «Незнакомка» Крамского– это всего лишь приметы времени,
люди имели такое представление о красоте. Это кич, ширпотребный вкус, который
формируется СМИ, обществом. Но, в то же время, всегда есть те, кто, пишет
другие картины, ставит другие пьесы, сочиняет другую музыку. Талантливый
человек смотрит на мир и искусство иначе: он сам формирует свой вкус, исходя из
каких-то других источников.

Как вы относитесь к тому, что пленку
вытеснила цифровая фотография?

Нормально. Цифровые
технологии побеждают за счет своей оперативности, доступности, простоте
получения качественного изображения. Сейчас мало кто работает с пленкой. В
Москве осталось 3-5 лабораторий, в которых можно напечатать на фотобумаге с
оригинального негатива — это дорогое удовольствие. А цифра отлично подходит для
работы: вставил флешку в компьютер, и отбираешь нужное. Неважно, пленка это или
цифра, всё равно, фотография делается
головой.
Камера – это инструмент, который только помогает фотографу найти
себя и свой кадр.

Чтобы вы пожелали организаторам
выставки?

 — Надо, мне кажется, эту замечательную
площадку сделать более популярной. И директор ОДНТ-Владимир Геннадьевич и
руководитель Галереи – Ирина Михалицына, говорят о том, что они в этом
заинтересованы. Хотят делать хорошие выставки, работать с молодежью, чтобы
кировская фотография стала заметной на выставках в других регионах, чтобы она рассказывала
о вашей области. Вероятно, необходимо объединить усилия Дома творчества и
фотографической общественности, чтобы этот процесс получил развитие.

Спасибо!

ОБ АНДРЕЕ ИВАНОВИЧЕ БАСКАКОВЕ

Сколько нужно «информационных поводов», чтобы написать о человеке?

Родился 13 ноября 1948 года. Стоял у истоков создания Союза фотохудожников России, учредительный съезд которого состоялся в декабре 1990-го. Без малого 25 лет был его бессменным Председателем. Был автором-составителем множества фотоальбомов, один из которых — «Фототворчество России» — выпустило издательство «Планета» в том же 1990 году. В 2010-м стал Лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры. Вышла в свет книга его фотографий и состоялась персональная выставка в МАММ (и то и другое — увы, посмертная ретроспектива)…

Фото: Николай Смоляк

Андрей Иванович родился в Вербилках. Для любого россиянина Вербилки — это, прежде всего, знаменитая марка советского фарфора. Здесь, на фабрике когда-то гарднеровского и кузнецовского фарфора — тогда это был Дмитровский фарфоровый завод — работала художником его мама (отец преподавал немецкий в школе). Здесь в качестве фотографа заводской художественной лаборатории начинал он свой путь в фотографии, ставший и трудовым и творческим.

Андрей Баскаков. Из серии «Сенокос». Московская область, 1975

Вербилки — тихий подмосковный поселок на берегу речки Дубны — его родина. Не только по паспорту. По глубине и психологической точности его многочисленных «деревенских» фотографий. Наиболее известные из них вошли в серию «Сенокос» (перечислять все нет смысла, надо смотреть). Потому что по сути своей каждая такая фотография — в значительной степени автопортрет. Недаром сам себя он называл деревенским. Хотя, если увидеть его глазами Париж или, скажем, Югославию, этого никогда не скажешь. Подумаешь — эстет. Но у нас сейчас не искусствоведческий экскурс в творчество, а скорее приглашение познакомиться поближе с интересным человеком.

Андрей Баскаков. Дерево. Париж, Франция, 1970-е

Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова. Потом преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского Государственного института культуры, читал курсы «История фотографии» и «Фотомастерство» (и на очном и на заочном).

Каким преподавателем он был? Со стороны кажется, что строгим, но справедливым. Его ученики были нередкими гостями в Союзе. Андрей Иванович их привечал. Вспоминал их студенческие «опусы», их ляпы (со смехом и по-доброму), их достижения (с неизменным уважением). При возможности давал работу.

Андрей Баскаков. Из триптиха «Наступление». 1970-е

Сознательно поставил твердый крест на своей творческой карьере, отдавая все силы созданному Союзу (впрочем, с камерой расстаться не смог, снимал при любой возможности). Потому что был он из редкой породы людей, которые о себе думают в последнюю очередь.

Вообще он был трудоголиком, каких поискать. Бесконечные фотовыставки, фестивали, проекты. Многочисленные книги и альбомы по фотографии, составителем которых он был.

Его любимый фотограф — Максим Петрович Дмитриев (1858−1948), родоначальник социальной фотографии. По творчеству Дмитриева Андрей Иванович писал диплом, читал лекции (социальная фотография — его конек, нельзя сказать, что он не принимал никакую другую, просто это было его). Вполне закономерно, что он стал инициатором издания и составителем альбома «Максим Дмитриев. Фотографии», вышедшем в 1996 году в издательстве «Планета». Уже в 2000-е совместно с издательством «Арт-Родник» им была задумана серия «Фотографическое наследие» о классиках советской и российской фотографии (от М. Дмитриева и А. Карелина до А. Шайхета и Е. Халдея). И это его заслуга в том, что появилась возможность познакомиться с творчеством известнейших отечественных мастеров (всего таких альбомов было издано девять).

Андрей Баскаков. Из серии «Птичий рынок». Одесса, 1976

А сколько сил было отдано фестивалям детской и молодежной фотографии. Сколько молодых фотографов стало профессионалами и лауреатами с его легкой руки. А еще поездки, поездки, поездки… И неизбежная союзная «текучка» и здешняя, московская, и всякая другая. Ведь Союз Фотохудожников России — организация не только общественная, но и общероссийская. Отделений Союза по городам и весям страны несколько десятков. И у каждого свое наболевшее. Для тысяч, без преувеличения, фотографов Союз стал и интересной творческой площадкой и, в каком-то смысле, родным домом.

Андрей Баскаков. Одесса, 1980

Его жизненный путь оборвался внезапно. Ушел ли он из жизни? Из нашей — Союза и его команды — безусловно, нет. Просто вернулся в свои Вербилки, к матери и отцу. Вошел ли он в историю российской фотографии — безусловно, да. Более того, он ее делал.

А чем сегодня живет Союз Фотохудожников России — это здесь.

Дежурила по блогу Александра Устинова

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Андрей Баскаков

Андрей Баскаков всегда занимал особое место в российском фотографическом сообществе. Превосходный, проницательный и умный фотограф, он также обладал выдающимися организаторскими способностями и стал важным общественным деятелем. За 25 лет своего существования под его руководством Союз фотохудожников России вырос из небольшой организации, первоначально состоявшей из двухсот членов, в учреждение, объединяющее сегодня более двух тысяч фотохудожников практически из всех регионов страны. Андрей Баскаков искренне интересовался творческой судьбой каждого фотографа, устраивал огромное количество выставок по всей России и за рубежом, организовывал конкурсы, фестивали и мастер-классы, но никогда не устраивал выставки собственных фотографий, откладывая в сторону личное творчество. сосредоточившись исключительно на своей деятельности в качестве организатора и куратора.

В советский период многие деятели культуры, в том числе художники, писатели, композиторы, кинематографисты и журналисты, имели свои организации, большинство из которых были основаны еще в 1930-х годах. Фотография сама по себе не получила признания как вид искусства, а фотографы считались неквалифицированными работниками. Закрылось даже Русское фотографическое общество, с большим успехом действовавшее в стране с конца XIX века. Эта ситуация изменилась во многом благодаря работе Андрея Баскакова.

Для Андрея Баскакова и единомышленников было очевидно, что России нужна организация, которая бы поддерживала профессиональных фотографов, популяризировала и развивала художественную фотографию в стране, а также сохраняла наше фотографическое наследие.

В 1990 году Баскаков выступил инициатором создания Союза фотохудожников, в декабре 1990 года Съезд фотохудожников России избрал его председателем, а в марте следующего года Министерство юстиции зарегистрировало новую общественно-творческую организацию — Российский союз художников. Фотографы, перенявшие традиции Русского фотографического общества. С этого дня Баскаков фактически обосновался в офисах Союза, осуществляя организационную и кураторскую деятельность, издавая книги, читая лекции и уделяя особое внимание поиску талантливых фотографов в регионах России.

Сегодня МАММ и Союз фотохудожников России представляют первую персональную выставку фотографий Андрея Баскакова, включающую более 100 работ, созданных в период с 1970-х по 1980-е годы. Многие из них будут показаны публике впервые.

Баскаков начал заниматься фотографией в 1960-е годы, ознаменовавшие период переосмысления и обновления русской жизни. Уже в 70-х и 80-х годах было очевидно, что появился новый и исключительный фотограф. «Рынок домашних животных» Баскакова имеет много общего с работами Александраса Мацияускаса, а его цикл «Средняя Азия» ничуть не уступает гениальным фотографиям Владимира Семина.

В экспозиции представлены три самые яркие серии Баскакова: «Рынок домашних животных», «Сенокос» и «Средняя Азия», а также репортажные и портретные фотографии, в том числе портреты знаменитых фотографов.

Особое место в экспозиции занимают пейзажные снимки, где фотограф акцентирует внимание на сложном ритмическом строе своего объекта. Именно этот сложный ритм становится основным строительным материалом во многих его изображениях на кажущиеся отвлеченными сюжеты, подчеркивая острую наблюдательность фотографа и его умение поймать краткие мгновения в течении обыденной жизни, создающие оригинальный авторский взгляд на происходящее. Мир. Прежде всего это относится к урбанистическим композициям («Человек и машина», триптих «Посягательство»).

Андрей Баскаков всегда монтировал свою работу лично. На выставке МАММ фотографии представлены в авторской авторской оправе, что дает нам максимально полное представление о его мировоззрении.

Не в последнюю очередь, эта выставка дает возможность познакомиться с творчеством Андрея Ивановича Баскакова, талантливого фотографа, в прямом смысле этого слова посвятившего себя фотографии.

Музей выражает благодарность Союзу фотохудожников, а также лично Председателю Союза Юрию Батурину и Елене Багдасаровой за помощь в организации выставки.

Бурлака Андрей Иванович Предположительно в Украине за сбитый Mh27

  • Сообщения по телефону и Viber связывают сотрудника службы безопасности № 4 президента России Владимира Путина с местом убийства Mh27.
  • «Голландцы нашли своего парня», — сказал Insider представитель штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. «Это «дымящийся пистолет», который напрямую связывает Путина через цепочку командования ФСБ с повстанцами. Они будут запутывать и отрицать, но связи очень прочные».
  • 298 человек погибли в результате крушения самолета Malaysia Airlines в 2014 году.
  • Посетите домашнюю страницу Business Insider, чтобы узнать больше.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Высокопоставленный сотрудник российской службы безопасности находился на востоке Украины, координируя военные операции с повстанцами-сепаратистами, обвиняемыми в сбитии самолета рейса Mh27 Malaysia Airlines, в результате которого в 2014 году погибло 298 человек, по данным журналистов и следователей из открытых источников.

Голландская разведка — используя сотни перехваченных телефонных звонков — ранее установила, что неустановленный российский чиновник под псевдонимом «Владимир Иванович» был посредником в отношениях между украинскими сепаратистскими повстанцами в восточной части страны и российскими военными. поддержать усилия, направленные на отколовшийся регион Донбасс.

Но во вторник несколько новостных агентств, в том числе Bellingcat, российское издание The Insider и BBC Russia, идентифицировали Ивановича как генерал-полковника Андрея Ивановича Бурлаку, высокопоставленного чиновника службы внутренней безопасности России, ФСБ, и человек, который, как полагают, является чиновником № 4 в цепочке командования внутренней безопасности России. Согласно тем же новостным агентствам, 54-летний Бурлака в качестве первого заместителя пограничной службы ФСБ был отправлен в Украину всего за несколько дней до того, как зенитно-ракетный комплекс «Бук» 53-й бригады России нацелился на коммерческий самолет, убив всех на борту.

Несмотря на отсутствие официального подтверждения причастности Бурлаки к конфликту на Донбассе, следователи смогли связать внутренние записи о поездках Бурлаки и другие официальные документы, полученные благодаря утечкам информации русскоязычным партнерам Bellingcat, с теми же маршрутами и телефонными коммуникациями, что и «Иванович». » Его регулярно ловили, когда он разговаривал по телефону и по рации, чтобы координировать передвижение российских людей и техники в регион во время крушения самолета.

«Это дымящийся пистолет»

Bellingcat также воспользовался обратным поиском телефонных номеров, используемых «Ивановичем» для отдачи приказов, которые были перехвачены голландской разведкой, и в конечном итоге использовал сообщения, чтобы связать «Ивановича» как псевдоним высокопоставленный сотрудник ФСБ по имени «Андрей».

Отрывок из стенограммы беседы с генерал-полковником Андреем Ивановичем Бурлакой.

Беллингкэт

900:36 Военный представитель НАТО на условиях анонимности рассказал Insider, потому что они обсуждали сверхсекретные расследования, и подтвердил, что голландские следователи убеждены, что Иванович и Бурлака — одно и то же.

«Голландцы нашли своего парня», — сказал чиновник, базирующийся в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. «Это «дымящийся пистолет», который напрямую связывает Путина через цепочку командования ФСБ с повстанцами. Они будут запутывать и отрицать, но связи очень прочные».

В своем расследовании, которое проводилось отдельно от Bellingcat, BBC пришла к выводу, что Бурлака находился на крупнейшей российской военной базе в этом районе в городе Ростов-на-Дону за два дня до того, как был сбит самолет Malaysia Air. Би-би-си использовала записи полетов, чтобы показать, что Бурлака прибыл накануне утром 15 июня, а затем вылетел из этого района в Москву 18 июня, после того как авиалайнер был уничтожен.