Ара гюлер: Ара Гюлер — легендарный турецкий фотограф, который любил снимать Стамбул и его жителей ‒ Modern Color

Ара Гюлер — легендарный турецкий фотограф, который любил снимать Стамбул и его жителей ‒ Modern Color

Представляем вашему вниманию адаптивный перевод колонки, написанной от первого лица знаменитым турецким писателем Орханом Памуком, и опубликованной в газете The New York Times. В статье Орхан вспоминает своего друга Ара Гюлера, которого называют “Турецким Картье-Брессоном” и “Глазом Стамбула”.


Сумерки в стамбульском районе Зейрек, 1960.

Ара Гюлер был великим фотографом современного Стамбула. Он родился в 1928 году в армянской семье в Стамбуле. Ара начала фотографировать родной город в 1950 году. На этих снимках он запечатлевал жизнь людей вместе с монументальной османской архитектурой города, его величественными мечетями и великолепными фонтанами. Я родился два года спустя, в 1952 году, и жил в тех же кварталах, в которых жил и он. Стамбул Ара Гюлера – мой Стамбул.

Впервые я услышал о нем в 1960-х годах, когда увидел его фотографии в Хаяте (Hayat), популярном еженедельном журнале новостей и сплетен, в котором особое внимание уделялось фотографии. Один из моих дядей был редактором в этом журнале. Ара опубликовал тогда портреты писателей и художников, таких как Пикассо и Дали, а также знаменитых литературных и культурных деятелей старшего поколения Турции, таких как писатель Ахмед Хамди Танпынар. Когда Ара впервые сфотографировал меня после успеха моего романа “Черная книга”, я с радостью понял, что состоялся как писатель.

Приводнение парома в стамбульском районе Салацак на азиатском берегу Босфора, 1968.

Ара преданно снимал Стамбул более полувека, вплоть до 2000-х годов. Я жадно изучал его фотографии. Я хотел увидеть в них развитие и преобразование самого города. Моя дружба с ним началась в 2003 году, когда я изучал его архив из 900 000 фотографий. Я искал фотографии для моей книги “Стамбул. Город воспоминаний”. Он превратил большой трехэтажный дом, который он унаследовал от своего отца, фармацевта из Галатасарая, жившего в районе Бейоглу, в мастерскую, офис и архив.

Фотографии, которые я хотел использовать в своей книги, были не теми известными работами Ара Гюлера, о которых все знали. На них был образ меланхоличного Стамбула, который я описывал в той книге, мрачная атмосфера моего детства. У него было гораздо больше таких фотографий, чем я ожидал. Он терпеть не мог изображения стерильного, чистого, туристического Стамбула. Узнав о моей задумке, Ара без каких-либо проблем предоставил мне доступ к своим архивам.

За последние два десятилетия бетонные жилые дома вытеснили старые деревянные дома по всему Стамбулу.

Именно благодаря его городским репортажным фотографиям, которые появились в газетах в начале 1950-х годов, его портретам бедных, безработных и приезжих из деревни людей, я впервые увидел “неизвестный” Стамбул.

Рыбаки, сидящие в кофейнях и плетущие свои сети. Безработные мужчины, напивающиеся в тавернах. Дети, играющие с автомобильными шинами в тени рушащихся древних стен города. Строительные бригады, железнодорожники, лодочники, тянущие свои весла, чтобы переправить горожан с одного берега Золотого Рога на другой. Продавцы фруктов, толкающие свои тележки. Люди, бродящие на рассвете в ожидании открытия Галатского моста. Утренние водители микроавтобусов… Внимательность Ара Гюлера к жителям Стамбула – это свидетельство того, как он выражал свою привязанность к городу через людей, которые в нем живут.

Бар в районе Бейоглу, 1959.

Фотографии Ары как будто говорят нам: “Да, нет конца красивым городским пейзажам Стамбула, но главное – люди!” Важнейшей и определяющей характеристикой работ Ара Гюлера является эмоциональная взаимосвязь, которую он проводит между городскими пейзажами и отдельными людьми. Его фотографии также позволили мне понять насколько хрупкими и бедными оказались жители Стамбула, когда они были представлены на снимках на фоне монументальной османской архитектуры города, рядом с его величественными мечетями и великолепными фонтанами.

Ожидание покупателей на базаре, 1959.Цыганский торговец метлами в Айвансарайском районе, 1969.

“Тебе нравятся мои фотографии только потому, что они напоминают тебе о Стамбуле твоего детства”, – иногда говорил он мне немного раздраженно.

“Нет!”, – протестовал я. “Мне нравятся твои фотографии, потому что они красивые.”

Кофейня в районе Бейоглу, 1958.

Но есть ли отличия между красотой и памятью? Разве вещи не красивы от того, что они немного знакомы тебе и похожи на твои воспоминания? Мне нравилось обсуждать такие вопросы с ним.

В квартале Топхане, 1986.

Работая с его архивом фотографий Стамбула, я часто задавался вопросом, что именно мне так сильно нравилось в них? Понравятся ли те же самые снимки другим? Есть что-то ошеломляющее в том, когда я смотрю на забытые и все еще живые детали города, в котором я провел свою жизнь, – машины, уличные торговцы, дорожные полицейские, рабочие, женщины в платках, пересекающие мосты, окутанные туманом, или старые автобусные остановки, тени деревьев и граффити на стенах.

Мечеть Султана Сулеймана. Вид с Галатского моста, 1955.

Для тех, кто, как и я, провел 65 лет в одном и том же городе – иногда не покидая его в течение многих лет – городские пейзажи в конечном итоге превращаются в своего рода показатель нашей эмоциональной жизни. Улица может напоминать нам о боли увольнения с работы. Вид конкретного моста может вернуть чувство одиночества нашей молодости. Городская площадь может вспомнить блаженство любви. Темный переулок может быть напоминанием о наших политических страхах. Старая кофейня может вызвать воспоминания о наших друзьях, которых посадили в тюрьму. А платан может напомнить о том, как мы были бедны.

Ношение воды в трущобах, 1965.

В первые дни нашей дружбы мы никогда не говорили с ним о его армянском происхождении и о трагической истории уничтожения османских армян. Эта тема остается запретной в Турции. Я чувствовал, что будет трудно говорить с ним на эту душераздирающую тему, которая может создать напряжение в наших отношениях. Он знал, что если начать говорить об этом, то ему будет сложнее жить в Турции.

Очарование турецких бань, 1965.

За эти годы Ара стал немного доверять мне и иногда поднимал политические темы, о которых не говорил с другими. Однажды он рассказал мне, что в 1942 году, чтобы избежать непомерного “налога на богатство”, правительство Турции специально обложило им граждан немусульманской веры. Его отец, который был фармацевтом, чтобы избежать ссылки в трудовой лагерь из-за неуплаты этого налога, был вынужден покинуть свой дом в Галатасарае и скрываться месяцами в другом доме, ни разу не выходя на улицу.

Он также говорил со мной о событиях ночи 6 сентября 1955 года, когда политическая напряженность между Турцией и Грецией достигла пика. В эту ночь банды, специально организованные турецким правительством, бродили по городу и грабили магазины, принадлежащие грекам, армянам и евреям, а также оскверняли церкви и синагоги. Погромщики превратили центральный проспект Истикляль, где неподалеку жил Ара, в зону боевых действий (позже события этой ночи стали именоваться “Стамбульским погромом” – прим. пер.).

Носильщики на рынке Бейоглу, 1954. Фармацевт в Тепебасинском районе, 1958.

Армянские и греческие семьи управляли большинством магазинов на проспекте Истикляль. В 50-е года я ходил в эти магазины вместе со своей мамой. Они говорили по-турецки с акцентом. Когда мы с мамой шли обратно домой, я часто подражал их турецкому акценту. После этнической чистки 1955 года, целью которой было запугивание и изгнание немусульманских меньшинств города, большинство из них покинули проспект Истикляль и свои дома в Стамбуле. К середине 60-х годов почти никого не осталось.

Улица в старом районе недалеко от квартала Эдирнекапы, 1962.

Нам с Арой было комфортно говорить о том, как он фотографировал эти и другие подобные события. Тем не менее, мы до сих пор не касались уничтожения османских армян, его дедов и бабушек.

В 2005 году я дал интервью, в котором жаловался, что в Турции нет свободы мысли, и мы до сих пор не можем говорить о тех ужасных вещах, которые были совершены в отношении османских армян 90 лет назад. Националистическая пресса раздула мои слова. Меня доставили в суд в Стамбуле за оскорбление турецкой нации. Это обвинение может привести к тюремному заключению сроком на три года.

Рабочие порта ждут разгрузки судов вдоль Золотого Рога, 1954.

Два года спустя мой друг, журналист армянского происхождения, Грант Динк был застрелен в Стамбуле, посреди улицы, за использование слова “геноцид армян”. Некоторые газеты стали намекать, что я могу быть следующим. Из-за угроз убийства, которые я получал, обвинений, выдвинутых против меня, и порочной кампании в националистической прессе, я стал больше времени проводить за границей, а именно в Нью-Йорке. Я возвращался ненадолго в свой офис в Стамбуле, только никому не говорил, что я приехал.

Сохнущие платки из ткани язма. Кумкапский район, 1959.

Во время одного из таких коротких визитов домой из Нью-Йорка, в те самые мрачные дни после убийства Гранта Динка, я вошел в свой офис и сразу же зазвонил телефон. В то время я никогда не поднимал трубку офисного телефона. Между звонками были паузы, но все равно телефон звонил снова и снова. Это было непросто, но я в итоге ответил на звонок. Я сразу узнал голос. Это был Ара. “О, ты вернулся! Я сейчас приеду”, – сказал он и повесил трубку, не дожидаясь моего ответа.

15 минут спустя Ара вошел в мой кабинет. Он еле дышал и ругал всех на свете в свойственной ему манере. Затем он заключил меня в свои большие объятия и заплакал. Те, кто был знаком с Арой, знали, как он любил ругательства и сильные мужские выражения, и они поймут мое изумление, когда я увидел, что он плачет. Он продолжал ругаться и говорить мне: “Они не посмеют тебя тронуть, эти люди!”

Галатский мост в полдень, 1954.

Он не мог остановить слезы. Чем больше он плакал, тем больше меня охватывало странное чувство вины и я не мог сказать ни слова. Наконец-то, Ара успокоился. Он выпил стакан воды, будто это было его главной причиной прихода в мой офис, и ушел.

Через некоторое время мы снова встретились. Я снова стал потихоньку работать с его архивами, как будто ничего не произошло. У меня больше не возникало желания расспрашивать его о дедушках и бабушках. Великий фотограф уже рассказал мне все сквозь слезы.

Баржа в Золотом Роге, 1955.

Ара верил в демократию, где люди могли бы свободно говорить о своих убитых предках или, по крайней мере, свободно оплакивать их. Турция так и не стала демократичной страной. Успех последних 15 лет, периода экономического роста, основанного на кредитах, был использован не для расширения возможностей демократии, а для еще большего ограничения свободы мысли. И после всего этого роста и этого строительства, старый Стамбул Ара Гюлера стал, если использовать название одной из его книг – “Затерянным Стамбулом”.

Ара Гюлер, 2018.

Персональный сайт турецкого мастера: www.araguler.com.tr.


Подписывайтесь на наш Telegram и сообщество ВКонтакте. Также не забудьте послушать выпуски подкаста! 🙂

  • Энди Уорхол и его уникальный подход к фотографии
  • Уильям Эгглстон: крестный отец цветной фотографии
  • Спецвыпуск. Почему мы не можем жить без искусства? (Джордан Питерсон)

Выставка фоторабот легендарного Ара Гюлера открылась в Стамбуле — Армянский музей Москвы и культуры наций

Фотография, Выставка, Армения и мир, ЛичностиРедакцияфотография, армяне в Турции, искусство

Фотография, Выставка, Армения и мир, ЛичностиРедакцияфотография, армяне в Турции, искусство

Фотокорреспондент, чья камера пишет историю: армянин Ара Гюлер считался величайшим мастером творческой фотографии и вошел в семерку лучших фотографов мира. Его работы завораживают: среди монументальной архитектуры Стамбула творец выделял главное – людей. Жизнь Гюлера оборвалась в 2018-м, в этом году ему могло бы исполниться 93 года. В день рождения фотожурналиста 16 августа в Стамбуле открылась выставка его работ.

Фотографии Ара Гюлера представлены в Галатской башне – одном из символов города. Мастер начал фотографировать Стамбул в 1950-е годы, и именно благодаря этим репортажным черно-белым снимкам обрел популярность. 75 таких работ творца смогут увидеть посетители выставки, которая будет открыта до конца октября.

«Именно благодаря его городским репортажным фотографиям, которые появились в газетах в начале 1950-х годов, его портретам бедных, безработных и приезжих из деревни людей, я впервые увидел “неизвестный” Стамбул, – вспоминал известный турецкий писатель и друг фотографа Орхан Памук. – Рыбаки, сидящие в кофейнях и плетущие свои сети. Безработные мужчины, напивающиеся в тавернах. Дети, играющие с автомобильными шинами в тени рушащихся древних стен города. Строительные бригады, железнодорожники, лодочники, тянущие свои весла, чтобы переправить горожан с одного берега Золотого Рога на другой. Продавцы фруктов, толкающие свои тележки. Люди, бродящие на рассвете в ожидании открытия Галатского моста. Утренние водители микроавтобусов… Внимательность Ара Гюлера к жителям Стамбула – это свидетельство того, как он выражал свою привязанность к городу через людей, которые в нем живут».

Ара Гюлер. Стамбул. Фото: araguler.com

В сентябре в музее будет представлена еще одна экспозиция. Ара Гюлер, также известный как «Глаз Стамбула», снимал не только родной город, но и делал портреты знаменитостей. С мастером работали Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Альфред Хичкок, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Мэрилин Монро и другие.

Ара Гюлер родился в 1928 году в Стамбуле в семье владельца аптеки. Учился в знаменитой армянской школе «Гетронаган». С детства будущий фотограф общался с творческими людьми, поэтому сперва начал строить карьеру в кино. Спустя время Гюлер обратился к журналистике и, устроившись фотокорреспондентом в газету, определил свой дальнейший профессиональный путь.

Ара Гюлер и Сальвадор Дали. Фото: pinterest.com

По словам Памука, его дружба с Гюлером завязалась в 2003 году, когда писатель искал снимки для книги о Стамбуле. В первые дни они никогда не говорили об армянском происхождении фотографа или произошедшем с древним народом в Османской империи. «Эта тема остается табуированной в Турции. Я чувствовал, что мне будет трудно говорить с ним на эту душераздирающую тему, что это создаст напряжение в наших отношениях. Он знал, что если начать говорить об этом, то ему будет сложнее выжить в Турции», – рассказывал Памук в 2018 году в колонке The New York Times. Впоследствии фотограф время от времени все же заговаривал с другом на тему политики:

«Однажды он рассказал мне, что в 1942 году, чтобы избежать непомерного “налога на богатство”, которым турецкое правительство специально обложило немусульман, и не быть депортированным в трудовой лагерь за неуплату налога, его отец – фармацевт – был вынужден покинуть дом в Галатасарае и месяцами скрываться в другом, ни разу не решившись выйти на улицу.

Он рассказывал и о ночи 6 сентября 1955 года, когда на фоне политической напряженности между Турцией и Грецией, вызванной событиями на Кипре, мобилизованные турецким правительством банды бродили по городу, грабя магазины, принадлежавшие грекам, армянам и евреям; оскверняли церкви и синагоги, а улицу Истикляль, проходящую через Бейоглу, где жил Ара, в зону боевых действий».

Ара Гюлер. Армения. Фото: araguler.com

В 2005 году Памук высказался в одном из интервью, что в Турции нет свободы мысли – до сих пор нельзя упоминать об ужасной судьбе османских армян. После этих слов писателя доставили в суд за оскорбление турецкой нации, его могли посадить на три года. «Два года спустя мой друг, армянский журналист Грант Динк был застрелен в Стамбуле, посреди улицы, за использование слов “Геноцид армян”. Некоторые газеты принялись намекать, что я могу быть следующим», – добавил писатель. Эта история ужасно напугала Гюлера – он сильно переживал за своего друга. Позже, сквозь слезы, фотограф решился рассказать Памуку о своих родных. В колонке, посвященной своему близкому другу, турецкий писатель заключил: «Ара верил в демократию, где каждый мог свободно говорить о своих убитых предках или по крайней мере свободно их оплакивать. Турция же не стала такой демократической страной».

Ара Гюлер. Стамбул. Фото: araguler.com

Подготовлено по материалам: Hurriyet Daily News, The New York Times

Фото обложки: araguler.com

Редакция

Выставка фоторабот легендарного Ара Гюлера открылась в Стамбуле

Ара Гюлер

Родившийся 16 августа 1928 года, Ара Гюлер — турецкий фотожурналист, также известный как Глаз Стамбула. Учился в Гетронаганской армянской средней школе. Его отец владел аптекой, но у него было много друзей, причастных к миру искусства. Ара познакомился с этими людьми, и они вдохновили его сделать выбор в пользу карьеры в кино/кино. Он работал на киностудиях и поступил на курсы драмы у Мухсина Эртугрула. Позже он склонился к журналистике и отказался от кинематографа. В 1950 году он присоединился к турецкой газете Yeni Istanbul в качестве фотожурналиста. В то же время он изучал экономику в Стамбульском университете. Затем он начал работать в Hürriyet.

В 1958 году, когда Time-Life , американское издание открыло свой филиал в Турции, Ара Гюлер стал его первым корреспондентом. Достаточно скоро он начал получать заказ от других международных журналов, таких как Stern , Paris Match и Sunday Times , London. В 1961 году он был принят на работу в журнал « Hayat » в качестве главного фотографа.

 

В это время он познакомился с Марком Рибу и Анри Картье-Брессоном, которые завербовали его для работы в Magnum Photos. Ара был представлен в 1961 Ежегодник британской фотографии. В том же году Американское общество журнальных фотографов сделало его первым турецким фотографом, ставшим членом этой организации.

 

В 1960-х годах работы Ара использовались в книгах известных авторов в качестве средства иллюстрации и демонстрировались на различных выставках по всему миру. В 1968 году его работы были выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке под названием Десять мастеров цветной фотографии . Более того, его фотографии также были представлены на кельнской ярмарке 9.0005 Photokina  в Германии. Два года спустя, Türkei , был издан его фотоальбом. Его изображения, связанные с искусством и его историей, публиковались в таких журналах, как Horizon , Life , Time и Newsweek .

 

Ара путешествовал по фотографическим заданиям в такие страны, как Кения, Борнео, Новая Гвинея, Индия, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Иран и другие города Турции. В 1970-х он также брал фотоинтервью с известными художниками и политиками, такими как  Сальвадор Дали, Марк Шагал, Ансель Адамс, Альфред Хичкок, Имоджен Каннингем, Вилли Брандт, Джон Бергер, Мария Каллас, Бертран Рассел, Пабло Пикассо, Индира Ганди, и Уинстон Черчилль .

 

Кроме того, Ара также снял документальный фильм 1975 года «Конец героя», основанный на художественных произведениях о линейном крейсере времен Первой мировой войны.

Работы Ара включены в коллекции учреждений по всему миру, таких как Национальная библиотека Франции в Париже; Музей Джорджа Истмана в Нью-Йорке; Das imaginäre Photo-Museum; Музей Людвига Кёльна; и Мемориальная художественная галерея Шелдона.

Книга Нези Тавласа «Фото Мухабири» рассказывает о жизни Ара в хронологическом порядке, а также освещает 80-летнюю историю Турции.

Философия Ара в отношении фотографии заключается в том, что он придает большое значение присутствию людей в фотографии и считает себя историком визуального искусства. По его словам, фотография должна дарить людям память о своих страданиях и своей жизни. Он чувствует, что искусство может лгать, а фотография только отражает реальность. Он не ценит искусство в фотографии, поэтому предпочитает фотожурналистику.

Он получил несколько наград за свою работу, в том числе «Фотограф века Турции» в 1999 году; Мастер Leica, 1962 г. ; орден Почетного легиона Франции; Премия Люси за заслуги перед жизнью, 2009 г .; и Гран-при Турции в области культуры и искусства в 2005 году. В 2004 году он был удостоен почетной стипендии Стамбульского технического университета Йылдыз.

Ара также опубликовал свои фотокниги, такие как «Жизнь в Турции»; Синан: Архитектор Сулеймана Великолепного; «Креативные американцы» Ара Гюлера; Кинорежиссеры Ара Гюлера; и Ара Гюлер: Фотографии.

далее

Ара Гюлер | Около

Родившийся 16 августа 1928 года, Ара Гюлер — турецкий фотожурналист, также известный как Глаз Стамбула. Учился в Гетронаганской армянской средней школе. Его отец владел аптекой, но у него было много друзей, причастных к миру искусства. Ара познакомился с этими людьми, и они вдохновили его сделать выбор в пользу карьеры в кино/кино. Он работал на киностудиях и поступил на курсы драмы у Мухсина Эртугрула. Позже он склонился к журналистике и отказался от кинематографа. В 19В 50 году он присоединился к турецкой газете Yeni Istanbul в качестве фотожурналиста. В то же время он изучал экономику в Стамбульском университете. Затем он начал работать в Hürriyet.

В 1958 году, когда американское издание Time-Life открыло свой филиал в Турции, Ара Гюлер стал его первым корреспондентом. Достаточно скоро он начал получать заказ от других международных журналов, таких как Stern, Paris Match и Sunday Times, London. В 1961 году он был принят на работу в журнал Hayat в качестве главного фотографа.

В это время он познакомился с Марком Рибу и Анри Картье-Брессоном, которые завербовали его для работы в Magnum Photos. Ара был представлен в Ежегоднике британской фотографии 1961 года. В том же году Американское общество журнальных фотографов сделало его первым турецким фотографом, ставшим членом этой организации.

В 1960-х годах работы Ара использовались в книгах известных авторов в качестве средства иллюстрации и демонстрировались на различных выставках по всему миру. В 1968 году его работы были выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке под названием «Десять мастеров цветной фотографии». Более того, его фотографии также были показаны на кельнской ярмарке Photokina в Германии. Два года спустя, Türkei, был издан его фотоальбом. Его изображения, связанные с искусством и его историей, публиковались в таких журналах, как Horizon, Life, Time и Newsweek.

Ара ездил с фотографическими заданиями в такие страны, как Кения, Борнео, Новая Гвинея, Индия, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Иран и другие города Турции. В 1970-х годах он также брал фотоинтервью с известными художниками и политиками, такими как Сальвадор Дали, Марк Шагал, Ансель Адамс, Альфред Хичкок, Имоджен Каннингем, Вилли Брандт, Джон Бергер, Мария Каллас, Бертран Рассел, Пабло Пикассо, Индира Ганди и Уинстон. Черчилль.

Кроме того, Ара также снял «Конец героя», 1975 документальных фильмов, основанных на художественной литературе, о линейном крейсере времен Первой мировой войны.

Работы Ара включены в коллекции учреждений по всему миру, таких как Национальная библиотека Франции в Париже; Музей Джорджа Истмана в Нью-Йорке; Das imaginäre Photo-Museum; Музей Людвига Кёльна; и Мемориальная художественная галерея Шелдона.

Книга Нези Тавласа «Фото Мухабири» рассказывает о жизни Ара в хронологическом порядке, а также освещает 80-летнюю историю Турции.

Философия Ара в отношении фотографии заключается в том, что он придает большое значение присутствию людей в фотографии и считает себя историком визуального искусства. По его словам, фотография должна дарить людям память о своих страданиях и своей жизни. Он чувствует, что искусство может лгать, а фотография только отражает реальность. Он не ценит искусство в фотографии, поэтому предпочитает фотожурналистику.

Он получил несколько наград за свою работу, в том числе «Фотограф века Турции» в 1999 году; Мастер Leica, 1962 г.; орден Почетного легиона Франции; Премия Люси за заслуги перед жизнью, 2009 г .; и Гран-при Турции в области культуры и искусства в 2005 году. В 2004 году он был удостоен почетной стипендии Стамбульского технического университета Йылдыз.

Ара также опубликовал свои фотокниги, такие как «Жизнь в Турции»; Синан: Архитектор Сулеймана Великолепного; «Креативные американцы» Ара Гюлера; Кинорежиссеры Ара Гюлера; и Ара Гюлер: Фотографии.